вагъуф буба история жизни
Лезгинский чудотворец Вагъуф-буба
На сегодняшний день, святой Вагъуф-буба (1894–1972) является одним из ярких представителей агиологии лезгин. Вагъуф-буба (Исламов Вагуф Исламович) родился в сел. Усур (лезг. Усур, Усурар), однако со временем (после смерти матери) переехал жить в сел. Луткун (лезг. Луткун, Луткунар) Ахтынского района. в селе Усур он прожил 32 года. В селе Луткун он женился, однако своих детей не имел. Он воспитывал приёмную дочь.
Вагъуф-буба не умел писать и читать. Никакого религиозного образования не получал. По рассказам его современников, обладал даром предвидения, лечил людей от многих болезней. Он приходил туда, где находился больной, не дожидаясь специального приглашения. Лечил, проводя руками над головой. Вагъуф-буба лечил болезни людей своим прикосновением. Временами куда-то исчезал, потом появлялся. Вагъуф-буба, говорят, мог подниматься над землей в религиозном трансе, пересекать за мгновение огромные пространства, исчезать из этого мира и появляться в нём снова.
Так, упоминают человека из сел. Рутул (ныне Рутульский район Дагестана), боль которого в ушах, Вагъуф-буба вылечил простым дуновением в ухо. Вагъуф-буба, как рассказывала его приёмная дочь Хадижат, избрал её, еще маленькую, для особых ритуалов. Часто во сне она путешествовала по другим мирам и странам вместе с ним, проснувшись, видела, что он сидит рядом с ней. Он ласково уточнял у неё, что она видела, причем знал всё, что она видела во сне. В следующий раз, говорил он ей, ты увидишь то-то, но обрати внимание на то-то. И все, что он говорил, она видела во сне. Хадижат потом посвятила всю свою жизнь служению святыне Вагъуф-буба.
При жизни Вагъуф-буба неоднозначно воспринимался окружающими. Почитание из-за его необычных способностей сочеталось с отношением к нему как к человеку со странностями. Одновременно следует отметить, что популярность этого святого была настолько велика, что в 70-е гг. XX века на бюро Ахтынского райкома компартии обсуждался вопрос «О вредном влиянии Вагъуф-буба на моральные устои социалистического общества».
Советский этнограф Л.И. Лавров (1909–1982) пишет, что в сел. Ахты: «на улицах и на базаре часто попадался мне какой-то старик, волочащий парализованную ногу. Несмотря на жару, на нём надеты тулуп и лохматая шапка. Это шайх, о котором ходит слух, будто он способен за полчаса перемещаться на 100 км и более. Многие верят, что, намочив его тулуп в реке, можно вызвать дождь. Рассказывают, что этот 70-летний паралитик по пять-шесть раз в году совершает восхождение на священную гору Шалбуздаг».
Л.И. Лавров в те годы мог действительно встретиться в сел. Ахты с Вагъуф-буба, который на самом деле ходил только в упомянутом наряде. Вагъуф-буба имел обыкновение молиться на священной горе Шалбуздаг в любое время года и дня. Другие люди не могли бывать на этой горе, когда захотят: гора всегда скрыта в тумане и в снегу почти весь год, только в период с 4 августа до 25 августа Шалбуздаг покидает туман и на короткие три недели, единственный раз в году, можно увидеть его вершину. Только в эти три недели, желающие совершают ритуальное паломничество на вершину горы. Шалбуздаг отличается от соседних гор: он будто принесен из других мест и поставлен здесь. Гора в основном из розового гранита, величественного вида, вызывающий священный восторг у местных жителей.
Вагъуф-буба скончался предположительно в 1972 году, его могила, находящееся в селении Луткун Ахтынского района, превратилась в пIир (место паломничества). Каждый год, в феврале месяце в доме, где жил Вагъуф-буба, устраивают мавлиды. Сюда приходят паломники со всех концов республики Дагестан. День рождение Вагъуф-буба, до сих пор в селе, каждый год отмечается как всенародный праздник во второй декаде августа в течение трёх дней.
На фото: Вагъуф-буба на фоне горы Шалбуздаг.
АГИОЛОГИЯ (от др.-греч. «святой» + «рассуждение») — наука, исследующая богословские и историко-церковные аспекты святости. В отличие от агиографии, предметом которой являются жития как литературные тексты соответствующего исторического периода; агиология изучает непосредственно фигуру святого, его характер и место в ряду святых, а также изменение образа святого в разное историческое время. Основным материалом для агиологии, как и для агиографии (при различении этих двух дисциплин), служит литература житий святых. Наряду с материалом житий святых важнейшим источником выступают здесь богословские сочинения, затрагивающие тему святости.
ЛУТКУН (лезг. Луткун, Луткунар) — лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Вместе с селом Новый Усур образует сельское поселение Сельсовет «Луткунский». Один из древнейших и крупных населённых пунктов Самурской долины, второе по величине в Ахтынском районе.
УСУР (лезг. Усур, Усурар) — покинутое высокогорное лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. 1966 году после мощного землетрясения жители села были переселены на равнину и образовали село Новый Усур — анклав Ахтынского района на территории Магарамкентского района.
Ялджухский врачеватель Шерифали Буба
В Южном Дагестане, на склоне горы Сенгер, на одном из западных отрогов священного Шалбуздага, располагалось древнее село Ялджух, прославившиеся тем, что в нем, родился и жил известный в регионе, и почитаемый местными лезгинами целитель Шерифали Буба (ум. 1883).
К числу святых, своими односельчанами, Шерифали Буба был причислен за всевозможные чудеса, совершаемым им при жизни. Следует заметить, что в Южном Дагестане к числу святых во многих случаях относили и просто лиц, хорошо знавших арабскую грамоту и совершивших хадж. Но в памяти лезгинского народа, особенно ярко сохранились преданиях именно о святом Шерифали Бубе из лезгинского селения Ялджух.
Пару слов необходимо сказать о многострадальной судьбе жителей села Ялджух. В разные исторические периоды село относилось к различным административным образованиям. Так в 1839 году село Ялджух вошло в состав новообразованного Самурского округа, который в 1929 году был включён в состав Ахтынского района. В 1953 году жители села Ялджух, вместе с жителями сёл Филидзах и Филиф-Гюне были переселены в село Советское Магарамкентского района.
В селе Ялджух сохранился пир (мавзолей, гробница) святого, который пользовался большой популярностью и посещался верующими из лезгинских селений. К нему обращались при засухе, при бездетности, при различных болезнях, паломники устраивали у его могилы моления с зикром. Верующие считают, что этот святой и после своей смерти выполняет их просьбы. Шерифали Буба жил, судя по преданиям, в первой половине XIX в. Он считался странным человеком: мог внезапно исчезать и так же внезапно появляться.
Из народных преданий известно, что однажды он исчез в четверг и появился снова в пятницу к утренней молитве и, войдя в мечеть, обратился к собравшимся там мужчинам с сообщением о смерти одного из двух паломников из этого села в Мекке и призвал за него помолиться. Все очень этому удивились, сам Шерифали Буба объяснил свое знание о случившемся тем, что он был в Мекке и принял незримое участие в похоронах. Через 5 месяцев вернулся в село другой паломник и подтвердил, что его спутник умер в Мекке в тот день, о котором говорил Шерифали Буба.
Интересна одежда, которую, по рассказам носил святой Шерифали Буба: она представляла собою что-то вроде халата, на который он собственноручно нашил сотни разноцветных кусочков ткани таким образом, что он имел вид одежды, сшитой из лоскутков. Кроме того, он нашил несколькими продольными рядами на передней части амулеты «сабабы» На голове Шерифали Буба носил шапку в форме тюбетейки, с макушки которой свисала лента из войлока. Когда его спрашивали, для какой цели он носит эту необычную одежду, он отвечал, что он делает это для того, чтобы над ним смеялись.
К тем же способностям этого святого можно отнести и такой эпизод, когда лошади, которые должны были везти повозку, на которой находился арестованный Шерифали Буба, не трогались с места, пока он им не приказал. Шерифали Буба обладал также даром исцелять больных. Он лечил от всего и всех, кто к нему обращался, но и близко не подпускал тех, кто был отягощен дурными поступками. В памяти сельчан сохранился случай, когда Шерифали Буба попытался вылечить жену своего старшего брата от недуга внезапно охватившего ее. Жена старшего брата обычно позволяла себе пренебрежительное отношение к святому Шерифали Бубе, считала его ненормальным не полноценным человеком, и соответственно не верила в его способности к врачеванию. Но случилось так, что со временем у нее стала болеть рука и чем дальше, тем больше; поразив вначале мягкие ткани, рана затем дошла до кости.
Она, вынуждена была обратиться к целителю Шерифали Бубе за помощью, и тот не отказал ей. Лечил он ее своеобразно: став в комнате напротив, он, то приближался к ней, то удалялся на несколько шагов, повторив это несколько раз. Потом он подошел к ней, взял ее за больную руку, плюнул на рану и на небольшом расстоянии произвел над раной несколько круговых движений, заявив напоследок, что рука больше болеть не будет, и она скоро перестала болеть.
Продолжая повествование о святом Шерифали Бубе, отметим также, что он обладал даром ясновидения. Так, по рассказам, излеченной им невестке он посоветовал сделать жертвоприношение на деньги, которые у нее есть в наличии. Когда невестка стала говорить, что никаких денег у нее нет, он посоветовал опустить руку в правый карман ее верхней одежды «валчаг». Там оказалась каким-то образом затерявшаяся в складках платья серебряная монета, о которой невестка не знала.
Здесь необходимо сделать одно важное дополнение. В представлениях лезгинских народов Южного Дагестана существовал целый комплекс или набор чудес, которыми владели святые. В числе их часто встречается чудо, связанное с отступлением воды перед святым. К слову, лезгины из селения Ялджух умели вызывать дожди, делали они это следующим образом: смачивали в воде пеструю одежду святого Шерифали Бубы, оставшуюся после его смерти. После этого, как рассказывают, дождь шел три дня. Со временем, в результате многократного использования в этом качестве, одежда обветшала и развалилась на куски.
Посох святого Шерифали Бубы использовался для исцеления больных: его обливали водой и давали ее пить больному. Именно в таком качестве до недавнего времени использовался посох Шерифали Бубы его потомками. Но помимо этого, некоторых больных лечили тем, что посохом Шерифали Бубы, держа его вертикально в руке за верхнюю часть, обводили вокруг головы пациента. Известно еще, что святой Шерифали Буба обладал такой способностью, как выходить из запертых помещений. Однажды царские чиновники, за какую-то провинность осудили Шерифали Бубу на три года тюрьмы и приговорили к высылке из селения. Известно, что трехлетний срок он отбывал в тюрьме г. Севастополя и на каждый намаз, по свидетельствам очевидцев выбирался к морскому берегу, хотя все запоры оставались целыми. Усиливали замки, но он все равно во время намаза исчезал из камеры. Ходили слухи, что о необычном узнике было доложено самому царю, который вскоре распорядился его отпустить.
Показательна в этом отношении и история несостоявшейся женитьбы Шерифали Бубы. Родственники стали уговаривать его жениться, и, хотя он не хотел, он не стал спорить. Настал день свадьбы и повели невесту в процессии с музыкой по селу, а Шерифали Буба исчез, заявив перед этим, что все это торжество не для него и не для него ведут невесту, она ему не предназначена. И что настоящий жених вот-вот появится.
Во время Кавказской войны, когда Шамиль, взяв Ахты, решил осадить крепость, ему посоветовали обратиться к Шерифали Бубе как к человеку, который знает и предсказывает будущее. Посланцу Шамиля он ответил, что прежде, чем осаждать крепость, надо было спросить его, чтобы избежать позора, так как Шамилю взять Ахтынскую крепость не удастся. Способности провидца Шерифали Бубы проявились и в следующем случае: Шерифали Буба умирая уже в почтенном возрасте, в окружении своих братьев и других родственников. Он попросил похоронить его где-нибудь на полпути между селением Ахты и Мискинджа, чтобы проходящие и проезжающие имели возможность прочесть молитву на его могиле.
Его родные удивились этому и сказали, что лучше было бы похоронить его в родном селе. Шерифали Буба не стал возражать и разрешил похоронить себя там, где родным кажется лучше это сделать. Похоронили его в родном Ялджухе. Над могилой построили мавзолей, где верующие совершали религиозные обряды. Но в 1952 году селение Ялджух вынуждено было переселиться на равнину, и потомки Шерифали Бубы, расстроенные, что приходится оставлять здесь могилу своего знаменитого предка, поняли, что он знал о том, что это место со временем опустеет, еще около 100 лет тому назад.
Открыв ларь, она попыталась набрать муки, как вдруг заметила лежащее в муке золотое кольцо. Она попыталась взять его, но оно все время от нее ускользало. Подумала, что, видимо, кольцо упало в ларь из вещей святого, хотя до этого она его в этих лоскутках никогда не видела. Когда она, наконец, набрав муки, вернулась к матери и та стала ругать ее за медлительность, девочка рассказала ей о кольце. Тогда в кладовую вместе с ней пошел отец, чтобы посмотреть на кольцо, но он также ничего не увидел. Девочка же опять его видела. Затем ларь осмотрели и другие члены семьи, но никто ничего не видел, кроме девочки. Тогда отец ей сказал, что кольцо, которое она видит, создается лучом святости, идущим от вещей святого Шерифали Бубы, и то, что кроме нее никто его не видит, означает, что она видимо, унаследовала его способности. И действительно, когда девочка подросла, она стала лечить людей с помощью посоха Шерифали Бубы. Таким образом, необходимо подытожить, что в истории жителей лезгинского села Ялджух, святой Шерифали Буба, выделялся из среды рядовых сельчан, прежде всего, своей святостью, неординарностью поведения в повседневной жизни — способностью к врачеванию, ясновидению, прорицанию, совершению различных чудес.
1. Асваров Ш. Шейх Шерифали бубадикай [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Pw8FX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.07.2020). — Яз. лезг.
2. Некоторые полевые материалы о шаманских представлениях, связанных с образами отдельных святых в Южном Дагестане. А. О. Булатов, ст. преподаватель ДГПУ, к.и.н.
В период борьбы с завоевателями и угнетателями лезгинский народ выдвинул из своей среды немало храбрых полководцев и народных мстителей-абреков. Одним из талантливых и храбрых абреков был Кири-Буба.
В газете «Комсомолец Дагестана (22.02.94.) профессор М. Вагабов пишет: «Он не был революционером в обычном понимании этого слова, но его отважные поступки оставили глубокий след в памяти многих поколений. Не будет преувеличением, если скажу, что в истории лезгинского народа вряд ли сохранилось о ком-либо столько героических и трагических песен, рассказов и легенд, сколько о Кири-Буба и его дружине. О любви народа к своему герою повествуется в многочисленных песнях, посвященных ему. Они до сих пор звучат, как гимн доблести и отваге, во время свадебных торжествах в селах Южного Дагестана… Дербентские и бакинские богачи расценивали его действия, как открытый бандитизм, а его самого возводили в ранг разбойника. И, наоборот, трудовой народ к оценке его деятельности подходил с объективных позиций, находя ее вполне справедливой, направленной против злоупотреблений власть имущих и в защиту интересов бедноты».
При Советской власти образ и дела Кири-Буба находились под запретом, хотя благодарный народ, как обычно, продолжал творить свое устное творчество, посвящая ему бесчисленное множество четверостиший, более ста из которых собраны К. Казиевым и Э. Наврубековым.
Я считаю своей обязанностью доложить Вашему Превосходительству сущую правду как она есть. В последнее время до меня начали доходить упорные слухи, что Буба со своей шайкой в отместку за поставленную в его родное селение Икра экскуцию хочет напасть на окружное управление, выпустить арестованных и разгромить управление. Я не допускаю этого только потому, что верю в ум и благоразумие Бубы, но отлично сознаю, что ни риска, ни неуспеха в этом предприятии для него нет…
Ввиду этих слухов, я потребовал от начальника конного полка, расположенного в Касумкенте, чтобы в Управление на ночь назначался караул, который и ночует в помещении канцелярии Окружного Управления. Всадники дагестанской милиции, как я уже неоднократно докладывал, для каких-либо активных действий против разбойников негодны. Они служат для почт и для нас, служащих, охраной только в том смысле, что разбойники, не желая подвергать риску и ответственности своих земляков — милиционеров, не желая враждебным отношением к всадникам (милиции) восстановить против себя население округа, щадят сопровождаемую милиционерами почту и нас, служащих. Но, конечно, это такие мотивы пощады, которые и слишком не прочны, и вряд ли не унизительны для власти. Были случаи, что разбойники при встрече с всадниками первый залп давали не в них, а вверх, как бы предупреждая всадников уходить, и всадники, действительно, не стреляли, а незаметно ускользали от разбойников. Конный полк не только не приносит пользы, но еще и подрывает в населении веру в силу и авторитет власти, так как народ воочию видит, что вооруженная правительственная сила не может справиться с шайками разбойников, что разбойники не боятся ее, и это дает разбойникам нахальства и дерзости, возвышает их в глазах населения и способствует приумножению шаек. Буба со своей шайкой теперь уже не простой разбойник. Он открыто вступает в борьбу с властями, он, не стесняясь, объявляет народу, что не признает и не боится никакой власти, начиная от начальника Округа и кончая Наместником (Кавказа). Он всюду говорит, что бедных он не обижает, а берет и наказывает только богатых, которые притесняют народ. Он уже вмешивается во внутреннюю жизнь народа: осенью он не допустил женщин идти на обычные зимние заработки в Дербент (одарив их деньгами), недавно он вернул с дороги невесту к ее любимому, которую выдавали за нелюбимого человека.
В настоящее время вверенный мне Кюринский округ находится в таком положении, что только одна вооруженная сила может водворить в ней спокойствие и порядок. Никакие денежные отпуски на лазутчиков, на подкуп для организации захвата и поимку разбойников без вооруженной силы не помогут, так как разбойники очень сильны, а народ отвратился от власти. Необходимо теперь и немедленно командировать в Округ несколько сот казаков, разделить Округ на районы, подчинить эти районы постоянному наблюдению казаков. Если даже не сумеем уничтожить, расселенных и отдыхающих в селениях в холодные зимние ночи, то, по крайней мере, разогнать шайку. Если не сделать это теперь же, то к весне потребуются несравненно большие вооруженные силы, поскольку в то время будут функционировать рыбные промыслы и шайка разбойников настолько размножится, что прервет всякую промышленную и торговую жизнь округа, а администрация округа лишена будет возможности отправлять свои обязанности. Во всяком случае, округ ни теперь без значительно усиленных войсковых частей, ни тем более под весну ни на одну минуту оставлять нельзя».
Такова исповедь в одном и рапортов начальника Кюринского Округа подполковника Б. Кушелева военному губернатору Дагестанской области.
Теперь посмотрим, как действия Кири-Буба оценивал в своем устном творчестве сам народ. (Ниже привожу только малую часть).
Кири-Буба не дьявол, не шайтан:
Полей с зерном Буба не поджигал.
О нем слагает песни Лезгистан,
Как беднякам он деньги раздавал.
В ауле горном свадьба началась,
Зурне и барабану там звучать.
Все ждут Бубу, и ждут заветный час,
Когда придет он деньги раздавать.
Отдал такой приказ большой Хаким:
Кири-Буба брать только лишь живым.
Но вот, столкнувшись с «львом » — Кири-Бубой,
Вернулись казаки ни с чем домой.
Казачье войско в ночь отправилось
Бубу неуловимого поймать.
Но только тем в ту ночь прославилось,
Что может мимо цели пострелять.
Ружье его, и саблю, и кинжал
Похоронили с ним в одной земле.
Он жил сражаясь, он геройски пал,
И Лезгистан грустит о нем теперь.
Аллах единый, на вершинах гор
Устрой женнет сладчайший для Бубы.
Пусть будет для души его простор,
Пусть отдых он найдет после борьбы.
Толкуют бедняки на площадях:
Кири-Буба еще вернется к нам.
С отрядом, на красивых лошадях,
Еще придет сказать нам свой «салом»
(Подстрочный переводЗаиры Аминовой).
КРАТКАЯ СПРАВКА
Кири Буба родился в селении Икра Кюринского округа Дагестанской области в конце 70-х годов XIX века. Уже юношей он отличался от своих сверстников крупным и статным телосложением, могучей энергией, добрым нравом и смекалкой. Вырос он в бедной семье. Вскоре полюбил прекрасную девушку по имени Шагьа (Шага). Вот как народ воспел это:
Моя любовь, Шага-красавица,
Сравнима лишь с зарею утренней.
Я так хочу тебе понравиться,
Огонь меня сжигает внутренний!
(Подстрочный перевод Заиры Аминовой).
Чтобы иметь возможность жениться на своей возлюбленной, Кири-Буба едет в Баку на заработки. Подростку не просто найти работу. Наконец он нанимается на работу к лавочнику-старьевщику. Для последнего группа ребят собирала по всему городу старую утварь, посуду и.т.д. Естественно, ребята приносили своему хозяину все, что попадало под руку. Хозяин был скупым человеком, ребятам давал гроши. Кири Буба часто заступался за своих товарищей. Кроме Кири Бубы никто из них не мог и слова сказать лавочнику, который был человеком крупного телосложения и часто пускал в ход кулаки. Как-то при очередной сдаче «товаров» лавочник обидел Кири-Бубу. Дело дошло до потасовки. Кири-Буба ударом кулака в темень свалил хозяина. Тот, не приходя в себя, умирает, и Кири-Буба попадает в тюрьму.
Кири-Буба не ожидал и не хотел такого исхода: он отрешен и расстроен. Он пишет письмо своей возлюбленной, их переживания народ также отразил в своем творчестве:
Письмо к возлюбленной красавице
Джигитом молодым отправлено.
Темнее ночи жизнь покажется,
Когда надежды не оставлено.
Ах, сероглазая любимая!
Шелк кос прекрасных черных ты не прячь.
Мной до небес превозносимая,
Прошу тебя, Шага моя, не плачь.
Кири-Буба орлом был наших гор.
А нынче он, в темнице спрятанный,
Лишь ждет несправедливый приговор.
Игит любимый, несравненный мой,
В саду вишневом ты мне грезишься.
Зачем судьба нас развела с тобой?
За что, Аллах, на меня сердишься?
(Подстрочный перевод Заиры Аминовой).
Сельчане, работавшие в Баку, друзья не оставляют Кири-Бубу в беде. Они систематически наведываются к нему в тюрьме, собирают деньги для его освобождения. Вскоре им удается вызволить Кири-Бубу из тюрьмы. На воле он узнает, что к его любимой сватается другой. Кири-Буба встречается со своим соперником в Баку и просит отказаться от этой затеи. Соперник неумолим. По дороге домой в село Икра соперники стали выяснять отношения с помощью кинжалов, соперник гибнет. Кири-Бубу ссылают в Сибирь.
Начальник тюрьмы, где находился Кири-Буба, любил лошадей. Пытаясь приручить несколько молодых лошадей, он, как к кавказцу, обращается к Кири-Буба за помощью. Самую норовистую лошадь последний приручает за несколько часов. Позже Кири-Буба оказывает начальнику тюрьмы другие услуги, и он его отпускает. Кири-Буба возвращается домой.
В Баку на нефтепромыслах многие рабочие жили в общежитиях — бараках. В основном это были люди, приехавшие со всего Кавказа на заработки. Жизнь их была тяжелой и нищенской. Кири-Буба неоднократно целыми чемоданами приносил деньги и раздавал всем, кто жил в бараках. Причем эти суммы были немалые — на каждого приходилось по сто и более рублей. Никто из них не мог заработать такие деньги даже за несколько лет! Бакинская милиция боялась Кири-Бубу и только делала вид, что пытается поймать его и его сподвижников.
Однажды Кири-Буба наказывает инженера, который ведал рыбными промыслами на Восточном Кавказе. Тот обкрадывал горцев на крупные суммы. Кири-Буба берет в заложники сына инженера и заставляет произвести полный расчет с рыбаками-отходниками. Народ реагировал на это событие следующим образом:
Но был наказан поделом скупец:
Все золото его Буба отнял:
И, точно сыновьям родной отец,
Он рыбакам богатства все раздал.
(Подстрочный перевод Заиры Аминовой).
Как следует из Рапорта начальника Кюринского округа, власти поставили в родное село Кири-Бубы Икра «экскуцию» — расположили более двадцати казаков, причем расселили их по отдельным семьям. За счет последних и жили казаки. Это было серьезным бременем для сельчан и сделано было с целью, чтобы таким способом вызвать у населения неприязнь к Кири-Бубе. Власти придумывали и множество других «экскуций» против населения, чтобы как-то вызвать недовольство против Кири-Бубы, но тщетно!
Чувствуя, в каких условиях живут его земляки — сельчане, Кири-Буба пытается вывести казаков из села и расправиться. 0н назначает с ними встречу за селом, однако казаки не идут на это. Тогда Кири-Буба назначате им встречу сам один, «мол, ловите меня».
Наконец, казаки решаются встретиться с Кири-Бубой. Когда казаки приблизились к назначенному месту, кто-то из их «свиты стреляет по кустам, полагая, что там прячутся друзья народного героя. В это время впереди на коне появляется Кири-Буба. Начинается стрельба. Команда казаков разбегается, думая, что где-то недалеко спряталось дружина Кири-Бубы. Кири-Буба преследовал их до села, но в село не въезжает, боясь, что среди жителей будут жертвы.
Увидев, что таким способом ему не «выкурить» казаков из села, Кири-Буба предъявляет ультиматум начальнику Округа, чтобы последний в течение суток убрал казаков из села, иначе он атакует штаб Округа.Начальник Кюринского Округа вынужден подчиниться по вышеописанным в рапорте причинам, и выводит казаков из села Икра.
Местные власти округов Юго-Восточного Кавказа серьезно обеспокоены верховенством Кири-Бубы над всей этой территорией. Об этом докладывают и Царю. Последний приказывает поймать Кири-Бубу и доставить его в Санкт-Петербург живым или мерным. Царь назначил за голову Кири-Буба десять тысяч рублей золотом. Против отрядов Кири-Бубы брошены значительные военные силы. Чтобы выведать планы последних, Кири-Буба идет на дерзкий шаг. Он распространяет слух, будто в Дербент приезжает специальный представитель от наместника Кавказа из Тифлиса. Через некоторое время Кири-Буба является к военному коменданту Дербента и представляется представителем Наместника Кавказа в чине полковника, грузина по национальности. Три дня живет Кири-Буба в семье коменданта, выведывает все секреты, веселится, играет в карты… Выигрывает у коменданта и его подопечных огромную сумму денег (сам комендант и его подопечные подыгрывали Кири-Бубе, чтобы угодить ревизору»). Узнав все, что ему хотелось узнать, Кири-Буба возвращается к своим. При этом он посылает своего кунака, дербентского еврея, к коменданту города сообщить, кто же гостил у него. Кунак-еврей вначале отказывался идти к военному коменданту города, боясь, что он догадается о его связях с Кири-Бубой и накажет его. Тогда Кири-Буба дает приемлемый совет: «Сообщи коменданту, что Кири-Буба ограбил тебя, забрал коня и уехал в горы…» Таков был Кири-Буба!
Более десяти лет он был «некоронованным королем» на территории Юго-Восточного Кавказа. Его «резиденции» располагались в Баку, Дербенте, в нескольких местах Кюринского округа и в Самурской долине.
Из-за запретов идеологов Советов, деятельность Кири-Бубы стала изучаться только в последнее время. В 1990 году в журнале Литературадин Дагъустан (NN 2-4,1990) К. Казиевым опубликована документальная повесть «Кири-Буба». Однако многое о Кири-Бубе и его деятельности мы не знаем. Об этом говорит и такой факт. Недавно я узнал, что одним из центров, где месяцами жил Кири-Буба, было селение Лк1ар (Куллар) нынешнего Дербентского района.