вальс цветов чайковский история создания
Шедевр классической музыки! П.И.Чайковский — «Вальс цветов»
Петр Ильич Чайковский является композитором с мировым именем и признанным гением 19 в., человеком, оставившим после себя музыкальное наследие. Одним из наиболее узнаваемых его творений является «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Эта музыкальная композиция считается очень нежной, романтичной и чувственной, поэтому непременно придется по душе любому слушателю.
Прослушивая ее, в душе сразу просыпаются самые нежные и трепетные чувства, начинаешь задумываться о том, что в мире есть множество прекрасных вещей, таких как любовь, счастье и радость.
Необходимо просыпаться с улыбкой, радоваться каждому дню, и тогда у вас обязательно все получится.
Мы предлагаем вам насладиться прекрасным видеороликом, прослушивая милую музыку.
Автор представленного видео смог удачно подобрать ряд картинок: так, просматривая сюжет вы можете увидеть красивейшие подснежники, тюльпаны, нарциссы, маки, пионы и розы, которые постоянно сменяют друг друга.
Глядя на представленный видеоряд, вы непременно получите заряд позитива и хорошего настроения на весь вечер. Такие композиции также настраивают на рабочий лад, из-за чего данную музыку рекомендуется прослушивать ранним утром перед началом рабочего дня.
Данная музыка позволит привести мысли в порядок, благодаря чему день сложится продуктивно.
Мы предлагаем вам посмотреть представленный ниже ролик и насладиться прекрасным, мелодичным звучанием музыкальных инструментов:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История создания
История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету «Щелкунчик», время сочинения которого пришлось на 1890-92 год.
Для одноактной оперы было выбрано произведение датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», а для двухактного балета повесть-сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Долго не раздумывая, Всеволжский, поскольку в Мариинском театре в то время готовились к премьерной постановке «Пиковой дамы», предложил Петру Ильичу осуществить замысел и написать музыку к выбранным произведениям. Отказаться композитор не мог, но за музыку к «Иоланте», как впоследствии была названа опера, композитор не беспокоился, а вот балет у него вызывал не просто много сомнений, а ужас.
Изначально Чайковский записал сюжет с устного изложения Ивана Александровича, и лишь затем начал тесно сотрудничать с балетмейстером Мариусом Петипа, который к тому времени уже создал к «Щелкунчику» подробную хореографическую экспозицию. Однако работа над балетом всё же шла с большим трудом. Чайковский в отчаянии жаловался и брату Модесту, и Всеволжскому, что у него кроме скверной мерзости ничего не выходит, и от этого он чувствует себя очень несчастным. Тем не менее работа над «Щелкунчиком» продолжалась непрерывно.
Весной 1891 года, выезжая за границу, все мысли Петра Ильича были заняты музыкой балета, первое действие которого ему удалось закончить в марте в Париже. Второй акт композитор начал в Руане, а затем из-за концертов во французской столице, намеченных на начало апреля, сочинение музыки к «Щелкунчику» приостановил. Далее предстоящая поездка в США на открытие концертного зала Карнеги-холл внесла свои коррективы в работу над балетом. Сильно переживая, что не сможет выполнить взятые обязательства, Чайковский отправил Всеволжскому послание с просьбой перенести премьерный показ спектаклей на следующий театральный сезон.
К репетициям балета «Щелкунчик» приступили осенью, а премьерное исполнение спектакля состоялось в декабре 1892 года.
Содержание
По содержанию балета «Щелкунчик», когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».
Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение.
А далее остаётся только одна восхитительная арфа. Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.
Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов. Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы.
Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои. При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей.
Вальс цветов чайковский история создания
Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»
Историю создания «Вальса цветов» П.И. Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
История возникновения «Вальса цветов» неразрывно связана с созданием Петром Ильичом Чайковским музыки к балету « Щелкунчик », время сочинения которого пришлось на 1890-92 год.
Долго не раздумывая, Всеволжский, поскольку в Мариинском театре в то время готовились к премьерной постановке « Пиковой дамы », предложил Петру Ильичу осуществить замысел и написать музыку к выбранным произведениям. Отказаться композитор не мог, но за музыку к « Иоланте », как впоследствии была названа опера, композитор не беспокоился, а вот балет у него вызывал не просто много сомнений, а ужас.
Изначально Чайковский записал сюжет с устного изложения Ивана Александровича, и лишь затем начал тесно сотрудничать с балетмейстером Мариусом Петипа , который к тому времени уже создал к «Щелкунчику» подробную хореографическую экспозицию. Однако работа над балетом всё же шла с большим трудом. Чайковский в отчаянии жаловался и брату Модесту, и Всеволжскому, что у него кроме скверной мерзости ничего не выходит, и от этого он чувствует себя очень несчастным. Тем не менее работа над «Щелкунчиком» продолжалась непрерывно. Весной 1891 года, выезжая за границу, все мысли Петра Ильича были заняты музыкой балета, первое действие которого ему удалось закончить в марте в Париже. Второй акт композитор начал в Руане, а затем из-за концертов во французской столице, намеченных на начало апреля, сочинение музыки к «Щелкунчику» приостановил. Далее предстоящая поездка в США на открытие концертного зала Карнеги-холл внесла свои коррективы в работу над балетом. Сильно переживая, что не сможет выполнить взятые обязательства, Чайковский отправил Всеволжскому послание с просьбой перенести премьерный показ спектаклей на следующий театральный сезон.
К репетициям балета «Щелкунчик» приступили осенью, а премьерное исполнение спектакля состоялось в декабре 1892 года.
Содержание
По содержанию балета «Щелкунчик» , когда злые колдовские чары были разрушены и неуклюжая кукла превратился в прекрасного юношу, принц и Мари отправились в сказочное королевство. Там в волшебном городе Конфитюренбурге для прибывших гостей устраивают роскошный праздник с танцами. Счастливые Мари и принц присели на луг, который вдруг покрылся красивыми цветами. Вот тогда-то, приблизительно в середине второго акта и звучит чарующая музыка «Вальса цветов».
Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа . Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Вальс цветов»
Вальс цветов чайковский история создания
П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
Краткое содержание балета Чайковского «Щелкунчик» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Описание
Краткое содержание «Щелкунчика»
В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.
Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.
Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Но Мари вместе с Щелкунчиком отправляются в эту страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает Мари вернуться домой из своего чудесного путешествия.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
50 мин. | 50 мин. |
Фото:
Интересные факты о Щелкунчике
Популярные номера «Щелкунчика»
Музыка
Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность и глубочайший психологизм.
Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.
Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.
История создания «Щелкунчика»
В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили сочинить оперу, состоящую из одного акта и балет. По замыслу эти произведения должны были исполняться в один вечер. Работать над балетом он начал вместе с Мариусом Петипа . Примечательно, что при написании партитуры Чайковский постоянно советовался с ним, даже по поводу музыки. Работа протекала достаточно быстро, однако, весной 1891 года, Петр Ильич вынужден был сделать паузу. Причина была уважительной – он отправился в США, где проходило долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. Сохранились сведения, что Чайковский умудрялся сочинять даже в дороге на пароходе, так как боялся не успеть к сроку.
Несмотря на все свои старания, композитор был вынужден послать Всеволжскому письмо из Парижа и попросить немного перенести премьеру. Как только Чайковский вернулся, работа пошла гораздо продуктивнее. Так, к февралю 1892 года он полностью закончил свой спектакль. Премьера сюиты из «Щелкунчика» состоялась в Русском музыкальном обществе под управлением автора. Публика восторженно встретила новое произведение композитора. В этом время Петипа тяжело заболевает и роль балетмейстера теперь уже исполняет Л. Иванов, который как раз заканчивал свою карьеру танцовщика и ранее попробовал себя в роли хореографа. Так как Петипа не мог уже работать над либретто, его созданием продолжил заниматься брат композитора Модест Чайковский. Работа в театре над постановкой началась осенью 1892 года, премьера же была назначена на декабрь этого же года.
Литературная основа балета «Щелкунчик»
Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году. По сюжету Марихен Штальбаум получает от своего крестного в подарок на Рождество небольшую куклу, предназначенную для колки орешков. Этой же ночью Щелкунчик чудесным образом оживает и вступает в сильнейшую и неравную борьбу с отрядом коварных мышей. Утром крестный Дроссельмейер поведал девочке одну интересную историю про своего племянника, заколдованного злобным королем мышей. И ночью Марихен, вместе со своей куклой Кларой и Щелкунчиком снова были атакованы врагами. Сумев одолеть коварное войско, они все вместе направились в сказочное царство, где девочку избрали принцессой.
Эта сказка была переведена литератором Эмилем Лабедолльером на французский язык в 1838 году. Именно этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма. Любопытно, что он решил создать уже свой вариант произведения. Эта немного измененная версия сказки с некоторыми отступлениями и попалась И.А. Всеволжскому, решившему создать балет.
Постановки «Щелкунчика»
Впервые постановка «Щелкунчик» вместе с оперой « Иоланта » состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре. Разработкой костюмов занимался сам Всеволжский, за дирижерским пультом стоял Р. Дриго. Успех был широчайшим, хотя и сохранились сведения о том, что опера публике понравилась поначалу больше. Несмотря на то, что единого действа не получилось, как планировал директор театров, по отдельности это были замечательные спектакли и в одной программе они больше не использовались. Работу Л. Иванова признали великолепной, особенно критики отметили созданный им танец воздушных снежинок. После своей премьеры балет оставался в репертуаре театра еще на протяжении 30 лет. В 1923 году балетмейстер Ф. Лопухов вновь обратился к спектаклю Чайковского, и в 1929 вышла обновленная версия «Щелкунчика». После этого балет еще неоднократно был поставлен на разных мировых сценах. Среди наиболее ярких постановок можно отметить версию балетмейстера Джорджа Баланчина, осуществленную в 1954 году в Нью-Йорке. Причем эта постановка вот уже более 50 лет ежегодно собирает все больше восторженных зрителей. Наряду с театральными постановками, балет также неоднократно был экранизирован.
На музыку «Щелкунчика» обратили внимание и многие мультипликаторы. В 1940 году на студии Уолта Диснея вышел мультфильм « Фантазия », в котором представлены некоторые фрагменты из балета. В советское время Борис Степанцев создал свой знаменитый мультфильм по сказке Гофмана , также с музыкой Чайковского. Подробнее познакомиться с этими версиями, можно в специальном разделе «Музыка из мультфильмов».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Щелкунчик»
«Щелкунчик» Чайковского: история создания балета и его краткое содержание
Балет-рекордсмен по числу показов, сценический долгожитель, красочный и парадный — он сам похож на искрящийся новогодний шар, от которого сложно отвести взгляд.
История создания: «сложная» музыка и противоречивая премьера
В 1890 году Петр Ильич Чайковский получил новый заказ от дирекции Императорских театров. К тому моменту композитор уже создал «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу». А теперь руководитель Императорских театров Иван Всеволожский поручил ему написать оперу и балет для постановки в один вечер. Либретто уже было готово: балетмейстер Мариус Петипа передал подробный план с хореографической экспозицией.
В процессе работы над постановкой первоначальная хореографическая задумка Петипа изменилась. Известно, что в первой редакции балетмейстер планировал включить во второй акт песни эпохи Французской революции. Разумеется, цензура никогда бы не пропустила на сцену балет с революционными мотивами. Впрочем, одну из тех песен — «Добрый путь, милый дю Молле!» — Чайковский в партитуру все же включил.
Далее к постановке подключился ученик Петипа Лев Иванов, который привнес в спектакль свои хореографические и режиссерские находки. Например, знаменитые вальс снежинок и танец Феи Драже появились в балете именно благодаря Иванову.
Композиторская работа над балетом простой не была. Чайковскому предстояло соединить симфоническую музыку первого действия с дивертисментом без особого сюжета во второй части постановки. Именно по просьбе Петра Ильича премьеру балета отложили на год. В тот период Чайковский писал:
«Я работаю изо всей мочи, начинаю примиряться с сюжетом балета».
Премьера состоялась в конце 1892 года. Как и задумал Всеволожский, сначала на сцене Мариинского театра показали оперу «Иоланта», а сразу за ней — балет «Щелкунчик». Музыку к обеим постановкам написал Чайковский. В балетном спектакле принимали участие ученики театральной школы императорской труппы. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики. Кстати, в тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет.
Премьерная постановка содержала два акта и три картины. Тогда балет получил разгромные рецензии. Критики сошлись во мнении, что музыка оказалась сложнее, чем сама постановка, впрочем, были мнения, что и симфоническое сопровождение оказалось слабее, чем обычно. Публицист Константин Скальковский в «Биржевой газете» писал:
«Вообще “Щелкунчик” поставлен преимущественно для детей — для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства — ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою».
Впрочем, отзывы были, скорее, противоречивыми, чем негативными. Например, художник и театральный деятель Александр Бенуа после увиденной генеральной репетиции балета писал:
«Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка. великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Интересно, что ведущие роли в премьерном показе исполнили артисты, которые по возрасту были очень близки своим персонажам. Танцовщице Станиславе Белинской, сыгравшей Мари, тогда было всего 12 лет. Танцовщику Сергею Легату, который исполнил партию Щелкунчика, — 17. Оба на тот момент учились в театральном училище Санкт-Петербурга. Увы, после премьеры и их работу критики оценили сурово.
Но несмотря на противоречивые отзывы (даже сам Чайковский признался, что «Щелкунчика» ему было тяжело смотреть из-за слишком ярких костюмов), балет остался на сцене.
Содержание балета: одна необыкновенная ночь
«Щелкунчик» неспроста уже несколько столетий остается любимой рождественско-новогодней историей на балетных сценах мира. Действие балета разворачивается в доме Штальбаумов, куда на празднование Нового года собираются гости. Дети хозяев, Мари и Фриц, ждут настоящих чудес и яркого праздника. Среди гостей оказывается их крестный — Дроссельмейер, который подготовил для детей необычный сюрприз.
Настоящее украшение первого действия — роскошная праздничная ель. Дети собираются перед ней в ожидании подарков.
Дроссельмейер предстает в образе волшебника, способного оживить игрушки. Дети завороженно наблюдают за ним и его таинственной магией. Вдруг волшебник снимает маску — и оказывается крестным, который готов порадовать Мари и Фрица подарками. Он-то и вручает девочке куклу — нескладного забавного Щелкунчика. Фриц со свойственной шаловливым мальчишкам неловкостью ломает игрушку. Мари жалеет нового друга, бережно качает его. А Фриц с другими детьми продолжает игру. Они надевают маски мышей и дразнят расстроенную девочку. Вскоре праздник завершается, и гости покидают дом Штальбаумов.
Мари спешит на помощь к поверженной кукле, а навстречу ей уже идет прекрасный принц. Волшебство продолжается: стены дома будто раздвигаются, и Мари с принцем оказываются под звездами около наряженной ели. На верхушке праздничного дерева мерцает звезда, и они устремляются к ней в волшебной ладье.
Второе действие балета начинается там же, где герои остались: на пути к яркой звезде на елочной верхушке. Когда до волшебной манящей цели остается чуть-чуть, на них вновь нападает мышиная армия с королем. Щелкунчик, теперь уже в образе принца, смело дает отпор, а Мари с куклами в волнении наблюдают за исходом сражения. Теперь Щелкунчик побеждает врага — время праздновать победу!
Яркая часть второго действия — танцы оживших кукол и фей, торжество победившего добра в волшебном городе Конфитюренбурге. Мари и Принц счастливы на этом празднике, ведь их мечты сбылись!
Новогодний бал прекрасен, но развязка возвращает к реальности. Праздничная ночь прошла, Мари сидит рядом с елью и держит на коленях куклу — забавного и безмолвного Щелкунчика. Волшебная греза исчезла с наступлением нового дня.
После премьеры: история российских и зарубежных постановок
«Щелкунчика» ожидала долгая жизнь на сцене. Сразу после премьеры он задержался в репертуаре Мариинки более чем на 30 лет. За этот период балет, разумеется, менялся, но публика всегда встречала его тепло.
В 1919 году балет Чайковского на сцену московского Большого театра перенес Александр Горский. Эту версию критики и публика признали новаторской и, в отличие от «классической» версии, приняли хуже. Надолго в репертуаре театра она не задержалась.
Спустя четыре года обновленный «Щелкунчик» вновь оказался на сцене, на сей раз в Петербурге. Балетмейстер Федор Лопухов представил постановку, где главную героиню звали Маша. Хореограф работал в традициях авангарда. От привычных сверкающих новогодних декораций было решено уйти: их заменили разноцветные щиты на колесах. Этот балет тоже быстро исчез из афиши: состоялось менее 10 показов.
Новая Мариинская вариация «Щелкунчика» увидела свет в 1934 году. Балетмейстер Василий Вайнонен представил постановку, явно ориентированную на юных зрителей: куклы в ярких костюмах, сверкающая елка и даже фокусы на сцене. Кстати, в премьерном показе на сцену вышла Галина Уланова. В этом же году «Щелкунчик» впервые «эмигрировал» в Лондон вместе с хореографом Николаем Сергеевым.
В 1954 году хореограф Джордж Баланчин познакомил с балетом Чайковского жителей Нью-Йорка. За основу он взял классическую постановку Петипа, добавив свою хореографию. Спектакль полюбился зрителям и стал классикой.
12 марта 1966 года свою вариацию балета на сцене Большого театра представил хореограф Юрий Григорович. Он же написал либретто, опираясь и на первоисточник — сказку Эрнста Теодора Амадея Гофмана, и на работу одного из своих предшественников — Мариуса Петипа. Эту современную постановку справедливо считают наиболее близкой к канону. Кстати, зрители Большого видели «Щелкунчика» более 500 раз! Если прибавить к этой внушительной цифре другие постановки, станет понятно: балет Чайковского — не только долгожитель, но и рекордсмен по количеству показов.
А для танцовщика и хореографа Рудольфа Нуреева третий балет Чайковского стал пространством экспериментов. Он заметно переделал либретто Петипа, создав более готичный сюжет, отсылающий по атмосфере к немецкому первоисточнику, образцу романтизма. С 1967 года эта постановка идет на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден».
Партию «Щелкунчика» на сцене Американского театра балета с успехом исполнил танцовщик Михаил Барышников в 1976 году. Он же выступил хореографом в этой постановке. Американская публика полюбила историю о девочке и нескладном Щелкунчике так же сильно, как и наша: ежегодно в США идут сотни постановок под Рождество.
Символы «Щелкунчика»: Фея Драже и настоящий карнавал образов
Один из самых узнаваемых отрывков классической постановки — танец правительницы Конфитюренбурга Феи Драже во втором действии. На премьере в 1892 году этот номер исполняли на миниатюрном фортепиано с металлическими пластинами вместо струн. Инструмент назывался челестой, а привез его Чайковский из Парижа. До первого показа в России такую музыку не слышали: впоследствии театральные критики сравнивали звучание челесты с нежным звоном хрусталя. А в либретто Мариуса Петипа звуки танца Феи сравнивались со звуками падающих капель.
С хореографической точки зрения «воздушный» танец Феи Драже тоже оказался непростым и включал 16 фуэте. Впервые эту партию в Мариинке исполнила итальянская прима-балерина Антониетта Дель-Эра.
Хореографическая кульминация балета — известный во всем мире Вальс цветов. В премьерной постановке 1892 года его исполняли 24 артиста кордебалета и 8 солисток, одетые в золотые костюмы. Впоследствии число танцовщиков изменилось: осталось 6 солистов и 16 артистов кордебалета. Сначала вальс называли золотым — по цвету костюмов танцовщиков, затем розовым, когда в 1934 году балетмейстер Василий Вайнонен вывел на сцену Мариинки артистов в розовых одеждах. Неизменная аллюзия, возникающая при взгляде на танцующих, — букет ярких цветов в вазе.
Еще один танец-символ балета Чайковского — Вальс снежных хлопьев, или Вальс снежинок, изначально поставленный помощником Петипа Львом Ивановым. Сюжетно этот танец связан с препятствиями, которые возникают перед Мари и Принцем на их пути в волшебный Конфитюренбург. Со временем число артистов, исполняющих снежный танец на сцене, тоже сократилось — с 60 до 38.
Работа над «Щелкунчиком» — ответственная задача для художников сцены. В классической постановке можно насчитать около 150 костюмов, причем свои визуальные образы в балете есть не только у людей, кукол, фей и мышей. Снежинки, игрушки, даже цветы появляются в постановке в собственных уникальных костюмах. А еще, по примерным подсчетам, каждый танец снежинок требует не менее 20 килограммов конфетти. По-карнавальному зрелищный, с атмосферой настоящего праздника — таким «Щелкунчика» знают и любят ценители балета во многих странах.
Премьер Большого театра Артем Овчаренко, исполняющий партию Принца-Щелкунчика, так сказал о бессмертной постановке:
«Спектакль “Щелкунчик” Григоровича я впервые увидел, когда уже был приглашен в Большой театр. У меня ни один другой спектакль не пробуждает такие чувства и мысли о волшебстве. Мы, взрослые, которые, как нам кажется, знают эту жизнь с ее цинизмом и неурядицами, вдруг погружаемся в атмосферу, где создается магия. Здесь мы снова превращаемся в детей с их чистыми мечтами и искренней верой в чудеса. Здесь можно загадывать желания, которые исполняются».