вампилов утиная охота персонажи

Краткое содержание пьесы Александра Вампилова «Утиная охота»

Пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» была впервые опубликована в 1968 году. Она имеет довольно сложную структуру, состоит из нескольких частей. Краткое содержание «Утиной охоты» поможет правильно заполнить читательский дневник и сделать анализ книги. Произведение затрагивает тему отношений между людьми. В нем писатель учит читателя, что необходимо всегда оставаться нравственно незапятнанным.

Основные персонажи

Пьеса «Утиная охота» Вампилова показывает нравственную деградацию людей. Основной персонаж живет без личных ценностей, поэтому легко предает не только родственников, но и окружающих. Мужчина настолько сильно запутался в себе, что готов совершить самоубийство. В произведении «Утиная охота» Вампилова присутствуют такие главные герои:

В произведении поднимается тема духовного богатства. Охота является единственным шансом для персонажа покинуть порочный круг.

Пьеса учит читателя тому, что невозможно жить без глубоких моральных ценностей. Автор дает неоднозначную характеристику Зилова в «Утиной охоте».

Воспоминания Виктора

Основным персонажем произведения является Зилов. Он просыпается рано утром в своем доме от звонка телефона. Виктор поднимает трубку, но из нее слышится лишь тишина. Это повторяется несколько раз подряд.

Затем главный герой самостоятельно начинает звонить. На другом конце провода ему отвечает старинный знакомый, работающий официантом. Дима очень удивлен услышать голос Виктора, поскольку думал, что тот умер. Во время беседы Зилов пробует выяснить подробности прошлого вечера, но ему это не удается.

Как только главный герой заканчивает беседу, то слышит настойчивый стук в дверь. На пороге он видит парня с похоронным венком, предназначенным ему. Эта плохая шутка не радует его. Виктор садится на постель и начинает думать, что бы было, если бы он на самом деле погиб. Одновременно с этим он пробует вспомнить, какие события происходили в его судьбе в последнее время.

Сначала Зилов вспомнил о встрече с приятелями в кафе. Они собрались, чтобы отпраздновать приобретение новой квартиры.

Виктор приглашает в гости лишь самых близких товарищей. Ему дарят много разных подарков, среди которых было специальное снаряжение для охоты на уток.

Охота является основной страстью Зилова. По словам его супруги, он никогда не попадал в птицу. Мужчине больше всего нравится процесс охоты и беседы о ней. Вспомнив все, он звонит на работу, однако там не берут трубку. Вдруг Виктор вспоминает о недоделанном отчете и полученном письме от родного отца. В своем послании папа пишет, что сильно болен и хочет повидать сына. Но это известие никак не трогает героя.

Зилов остается равнодушным даже после известия супруги, что через несколько месяцев он станет отцом. Его больше интересует недавнее знакомство с девушкой Ириной, которая невзначай пришла к нему на работу. Отношения с ней очень увлекают Виктора, и он полностью забывает о Галине, поэтому супруги часто скандалят. Нелепые оправдания мужчины не приносят желаемых результатов.

Встреча в кафе

Затем Зилов вспоминает другой фрагмент из собственной жизни. Он вместе с Саяпиным пытается решить рабочие моменты. Вдруг ему приходит срочная телеграмма с новостью о смерти отца. Виктор решает немедленно выехать на место погребения, но перед отъездом хочет зайти в кафе. Там он встречается с Ириной, которая ему сильно нравится. Невольной свидетельницей их свидания становится его супруга.

Галина бросает мужа, после чего он решает связать жизнь с любовницей. Произведение заканчивается воспоминаниями Виктора о праздничном вечере. Он встречается со знакомыми и Ириной в кафе. Там он постоянно грубит друзьям и оскорбляет женщин. Молодой официант, чтобы защитить симпатичных девушек, бьет главного героя. Затем приятели привозят его в квартиру. Кратко вспомнив все детали и сделав анализ своей жизни, Зилов хочет совершить самоубийство. Он готов выстрелить себе в голову, но окружающие успевают остановить его.

План пьесы

Краткое содержание пьесы «Утиная охота» понадобится для заполнения читательского дневника. Чтобы составить пересказ произведения, нужно предварительно написать план его сюжета по главам. Он может выглядеть следующим образом:

Пьеса имеет исповедальный характер. Основной персонаж переживает сильные нравственные муки, поэтому хочет разрешить внутренний конфликт суицидом, но ему не хватает смелости.

После ознакомления с пересказом произведения стоит прочитать книгу полностью, чтобы оценить литературный стиль автора.

Источник

Краткое содержание А. Вампилов «Утиная охота»

вампилов утиная охота персонажи. Смотреть фото вампилов утиная охота персонажи. Смотреть картинку вампилов утиная охота персонажи. Картинка про вампилов утиная охота персонажи. Фото вампилов утиная охота персонажи

Пьеса «Утиная охота» датируется 1967 годом. Свой замысел А. Вампилов реализовал в произведении достаточно сложной структуры. Реальная для персонажей действительность «пересекается» с их воспоминаниями и неким промежуточным «пластом», как бы видениями. Поэтому для предварительного ознакомления рекомендуется сначала прочесть краткое содержание пьесы Вампилова «Утиная охота».

Действующие лица

Основной персонаж пьесы «Утиная охота» – Виктор Александрович Зилов. Ему 30 лет, он довольно хорош собой. Зилов – мужчина высокого роста, с крепким телосложением, гармоничными, крупными чертами лица. Его жесты, походка, в целом манера держать себя свидетельствует о крайней уверенности в себе, убежденности в превосходстве над другими.

Супругу Зилова зовут Галина. Она преподаватель, на 4 года моложе мужа. Автор описывает ее как очень хрупкую, изящную даму, обладающую «врожденной» женственностью манер и поведения.

Есть у главного героя и любовница – Ирина. Это студентка, которая смогла влюбить его в себя до такой степени, что он собирается развестись с супругой.

В пьесе представлены два друга Зилова – Кузаков и Саяпин. Первый – очень невзрачный мужчина, постоянно переживающий, но ни с кем не делящийся своими волнениями. Основные черты его характера – молчаливость и задумчивость. Со вторым главный герой вместе учился в школе и служил в армии. Общается он и с его супругой Валерией. Девушка немного моложе мужа, очень энергична, часто смеется, оптимистично смотрит на жизнь.

Помимо хороших друзей, автор знакомит читателей с его приятелем Димой. Зилов с ним тоже вместе учился в школе, сейчас Дима официант.

Последний персонаж – руководитель Саяпина и Зилова Кушак Вадим Андреевич. Это важный, солидный, деловитый мужчина, на работе очень уверенный в себе, однако за пределами учреждения становится нерешительным, часто суетится.

вампилов утиная охота персонажи. Смотреть фото вампилов утиная охота персонажи. Смотреть картинку вампилов утиная охота персонажи. Картинка про вампилов утиная охота персонажи. Фото вампилов утиная охота персонажиЭто новоселье в квартире Зилова – практически все персонажи в сборе

Очень краткий пересказ

В произведении описывается жизнь Виктора Зилова. Сюжет разворачивается в течение суток, место действия – провинциальный город. Очень своеобразный подарок от желавших пошутить друзей, презентовавших ему траурный венок, заставляет его начать воображать собственные похороны.

Это, в свою очередь, подталкивает его к воспоминаниям о «жизненных вехах» (разделены по главам) и их анализу. Его закономерным итогом становится вывод о пустоте и никчемности своего существования. В этот момент ему необходимо общение и понимание, однако на телефонные звонки не отвечают ни друзья, ни бывшая, ни нынешняя любовница.

Дойдя в своем самобичевании до крайности, Зилов решает покончить с собой. Но в этот момент появляются его друзья, не позволяя ничего предпринять. Хотя его намерения были для них очевидны, им удалось предотвратить выстрел. Вскоре «приступ» мук совести заканчивается, главный герой, как будто ничего и не было, планирует с друзьями отправиться на утиную охоту.

Краткое содержание пьесы

Начало сюжета – звонок по телефону, который будит главного героя. Когда он снимает трубку, ответа не следует. Виктор медленно стряхивает с себя сонное оцепенение. Вновь звонок и тишина. После этого Зилов сам звонит своему бывшему однокласснику Диме.

Тот интересуется у него, собирается ли он на утиную охоту. Зилова очень удивляет этот вопрос. Одновременно Виктор хочет выяснить у Димы детали вчерашнего вечера и ссоры, устроенной им в кафе, воспоминания о которой весьма туманны. Но судя по следам на лице, завершился вечер рукоприкладством.

Сразу по окончании разговора раздается стук. За дверью оказывается ребенок с траурным венком, «адресованным» Зилову. Ему этот дружеский розыгрыш совсем не кажется забавным. Виктор начинает представлять, что было бы в случае его смерти, непроизвольно переключаясь на события недавнего прошлого.

вампилов утиная охота персонажи. Смотреть фото вампилов утиная охота персонажи. Смотреть картинку вампилов утиная охота персонажи. Картинка про вампилов утиная охота персонажи. Фото вампилов утиная охота персонажиТот самый венок, спровоцировавший приступ рефлексии у основного персонажа

Следует первое воспоминание. Действие разворачивается в кафе «Незабудка», где Зилов с друзьями завсегдатаи. Сейчас он там обедает с Саяпиным и Кушаком, отмечая получение служебной квартиры. Внезапно в кафе входит его любовница Вера (от нее Виктор был бы не прочь избавиться), которую он убеждает сейчас не раскрывать истинный характер их отношений, представляя как свою одноклассницу, но приглашает в компанию.

Когда Дима приносит заказ, Зилов напоминает всем присутствующим: вечером планируется новоселье, будучи вынужденным позвать и Веру. Ее поведение во время застолья Кушак расценивает как «авансы» определенного толка.

Далее содержание пьесы вновь переносится в реальность. В квартире Зилова празднуется новоселье. Его супруга Галина до прихода гостей задумывается о возможности восстановить былой характер отношений с мужем. Приходящие гости приносят подарки, среди которых – охотничье снаряжение и деревянные «подсадные утки». Однако жена с ноткой сарказма отмечает, что для Зилова охота ограничивается сборами и беседами о ней.

После этого следует пять подряд воспоминаний:

вампилов утиная охота персонажи. Смотреть фото вампилов утиная охота персонажи. Смотреть картинку вампилов утиная охота персонажи. Картинка про вампилов утиная охота персонажи. Фото вампилов утиная охота персонажиКульминационный момент пьесы – несостоявшееся самоубийство Зилова

Главная мысль

Произведение Вампилова – по сути, исповедь главного героя. Читателю быстро становятся очевидны неожиданно (даже для него самого) испытываемые им нравственные страдания, которые он считает до такой степени невыносимыми, что собирается покончить с собой. При этом ему для суицида, как и для того, чтобы кардинально изменить свою жизнь, не достает силы воли и решительности.

Автор подводит читателей к выводу – для осмысленной жизни необходимы духовные ценности, бездуховное существование – это только пустота и порочность. Зилов, совсем недавно испытывавший такие муки совести, что готов был покончить с собой, вскоре, забыв обо всем, собирается с приятелем на утиную охоту.

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота» демонстрирует духовную деградацию основного персонажа. Причем она доходит до такой степени, что герой, будучи совершенно неспособным разобраться в себе, придать собственной жизни хоть какой-то смысл решается покончить с собой. Сложная структура произведения не облегчает его восприятия. Ознакомление с кратким содержанием «Утиной охоты» существенно облегчает эту задачу.

Источник

«Утиная охота». Пьеса Вампилова А. В.

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

««Утиная охота». » в новостях:

История создания и публикации

Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер. [1]

Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак) и его служащие обвинили автора в клевете.

Персонажи

По ходу пьесы автор делает психологические портретные зарисовки героев:

Виктор ЗиловЗилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.

Галина, жена Зилова — Галине двадцать шесть. В её облике важна хрупкость, а в её поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у неё в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На её лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко).

Ирина — студентка, новая возлюбленная Зилова, его «невеста».

КузаковКузакову около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает.

Саяпин — бывший одноклассник, сослуживец и друг Зилова.

Валерия, жена Саяпина — Валерии около двадцати пяти. В глаза бросается её энергичность. Её внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у неё крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно.

Кушак Вадим Андреевич, начальник Зилова и Саяпина— мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив.

Верабывшая одноклассница и давняя любовница Зилова, по-прежнему любит Зилова, работает продавщицей, около двадцати пяти лет. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме»… одевается красиво и носит неизменно роскошную причёску.

Официант Димаодноклассник Зилова, Саяпина, Веры — высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.

Сюжет

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

Дождливым утром в квартире Зилова появляется мальчик с похоронным венком «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей» — это шутка Саяпина и Кузакова. Зилов представляет, будто он все-таки умер и друзья встречаются на его похоронах.

Зилов пытается дозвониться Вере, Саяпину, Кузакову, Ирине — ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить — но всё безуспешно. Герой погружается в воспоминания.

Воспоминание первое. Зилов и Саяпин обедают в кафе «Незабудка» со своим начальником Кушаком. Благодаря ему Зилов недавно получил квартиру и собирается вечером праздновать новоселье. Появляется бывшая одноклассница и любовница Зилова Вера, флиртует с Кушаком и напрашивается на новоселье. Зилов вынужден пригласить её.

Вечером в новую, ещё пустую квартиру Зилова приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно дает понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребенка, но Зилов реагирует холодно.

Воспоминание второе. Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации. Кушак требует от них срочно статью о модернизации производства, и Зилов решает вместо статьи сдать проект реконструкции фарфорового завода, лежащий в ЦБТИ уже год. В это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.

В отдел заходит Ирина — она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, заводит с Ириной разговор и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать: она узнала, что беременна. Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.

Воспоминание третье. Зилов возвращается домой под утро, рассказывает жене, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит: его видели накануне вечером в городе. Она говорит ему, что сделала аборт и не хочет больше никаких отношений. Зилов пытается её успокоить, просит верить ему, напоминает Галине о том вечере, когда они объяснились друг другу в любви — однако романтическая сцена оборачивается фарсом.

Воспоминание четвёртое. Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак предупреждает Зилова об увольнении.

Чуть позже Зилову приносят телеграмму: умер его отец. Он тут же собирается ехать, просит жену принести ему деньги в кафе «Незабудка»: он назначил там свидание Ирине и старается выпроводить Галину побыстрее. Однако она, беспокоясь, что он едет без необходимых вещей, приходит в кафе снова — и застает его с Ириной. Та в замешательстве: она не подозревала, что Зилов женат.

Воспоминание пятое. Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе. Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать её, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь. Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему — он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.

Воспоминание шестое. Кафе «Незабудка», Зилов собирает друзей. Завтра они с Димой едут на охоту, и Зилов надеется, что ему наконец-то повезет. Когда приходят Саяпины, Кушак, Кузаков с Верой и Ирина, Зилов уже пьян. Он начинает разоблачать своих гостей, устраивает скандал. Все уходят, Зилов напоследок называет официанта лакеем, и тот бьёт его в лицо. Когда Саяпин и Кузаков возвращаются забрать товарища, он уже лежит без сознания под столом — как труп, замечает Кузаков, и им приходит в голову разыграть его наутро.

Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.

Он звонит официанту и сообщает, что передумал ехать на охоту, потом обзванивает друзей и приглашает на свои поминки. Затем пишет предсмертную записку и собирается выстрелить в себя из ружья, но его останавливает телефонный звонок. В это время успевают появиться Кузаков и Саяпин. Зилов раздосадован, что ему помешали, обвиняет друзей в том, что они мечтают завладеть его квартирой, и выгоняет. Когда Кузаков пытается его успокоить — наставляет на него ружьё. После их ухода Зилов падает на кровать и какое-то время лежит неподвижно — «плачет он или смеётся, понять невозможно». Потом он звонит официанту и спокойно сообщает, что готов ехать на охоту.

Критика о пьесе

Наибольшие споры вызвал образ Зилова — он многими не был понят.

Ричард Ко, критик «Вашингтон пост»:

«Вампилов пишет в традиции Достоевского о беспокойном, самому себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими». [2]

«Если говорить о загадке Зилова, то она в том, что в Зилове воплощен не один характер, хотя бы и типичный, а 3-5-7 характеров-типов. Потому столь разные и по-своему логичные (хоть и не всегда убедительные) прочтения этого образа Зилов — это все мы это зеркало, отражающее судьбу целого поколения». [3]

«Зилов — фигура типичная. Это оборотная сторона бездушного и рационального технократства. Его служба — это своего рода пенсия по инвалидности души. „Сверхтекучесть“ его нравственности, морали, жизненных устоев и даже личных чувств такова, что ни в чём и ни по какому поводу на него положиться невозможно. Но при этом он незауряден, природно талантлив, полон возможностей и благих душевных порывов — в этом его обаяние. Яркость вампиловского героя — стихийный протест против скучно-односторонней целесообразности и деловитости. Жизнь сделала из Зилова редкостный образец цинизма, законченный экземпляр рыцаря „до лампочки“». [4]

Марк Липовецкий сопоставляет Зилова с Печориным : это тоже «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Зилов — самый свободный человек во всей пьесе — и поэтому он способен на самые непредсказуемые и циничные поступки: у него отсутствуют всякие сдерживатели, тормоза«. [5]

Зилов — «человек мягкий до бесформенности, снисходительный до равнодушия, эгоистичный до необходимости это скрывать, задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов» [6]

Безусловно важен и образ Официанта.

«Официант — маленький деловой человек, демонизированный воображением Зилова, иронически прокомментированный автором, это альтер эго и одновременно антипод героя». [4]

«Официант — единственный, кто имеет над Зиловым власть, кому герой завидует, кем восторгается, кому подчиняется… Он — двойник Зилова, двойник-антипод, антагонист-идеал… Он знает и умеет все, за исключением одной-единственной вещи. Он не знает, что окружающий мир живой, что в нём существует любовь, а не похоть, что охота — не физзарядка со стрельбой в цель… Официант абсолютно безупречен и так же абсолютно бесчеловечен». [6]

Театральные постановки

Первая постановка

Известные постановки

Экранизация

Источник

Утиная охота (пьеса)

Содержание

История создания и публикации

«Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер. [1]

Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак) и его служащие обвинили автора в клевете.

В 1972 году, уже после смерти Вампилова, Марк Сергеев попытался издать однотомник произведений писателя. Директор Восточно-Сибирского издательства, куда была передана рукопись, соглашался печатать, но — без «Утиной охоты». Сергеев забрал рукопись и передал её в московское издательство «Искусство» — и в 1975 году сборник «Избранное» А. Вампилова вышел в свет вместе с крамольной пьесой.

Персонажи

По ходу пьесы автор делает психологические портретные зарисовки героев:

Сюжет

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова. События перемежаются реминисценциями в прошлое и воображаемое будущее героя.

Дождливым утром в квартире Зилова появляется мальчик с похоронным венком «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей» — это шутка Саяпина и Кузакова. Зилов представляет, будто он все-таки умер и друзья встречаются на его похоронах.

Зилов пытается дозвониться Вере, Саяпину, Кузакову, Ирине — ему нужно хоть с кем-нибудь поговорить — но всё безуспешно. Герой погружается в воспоминания.

Воспоминание первое. Зилов и Саяпин обедают в кафе «Незабудка» со своим начальником Кушаком. Благодаря ему Зилов недавно получил квартиру и собирается вечером праздновать новоселье. Появляется бывшая одноклассница и любовница Зилова Вера, флиртует с Кушаком и напрашивается на новоселье. Зилов вынужден пригласить её.

Вечером в новую, ещё пустую квартиру Зилова приходят Саяпин с Валерией, Кушак, Кузаков и Вера, которую Зилов представляет жене как подругу Кушака. Во время новоселья вскрывается истинное отношение героев к Зилову: Саяпин завидует ему, Кушак невольно дает понять, что не ценит его как сотрудника. После ухода гостей Галина признается мужу, что хочет ребенка, но Зилов реагирует холодно.

Воспоминание второе. Зилов и Саяпин на работе в Центральном бюро технической информации. Кушак требует от них срочно статью о модернизации производства, и Зилов решает вместо статьи сдать проект реконструкции фарфорового завода, лежащий в ЦБТИ уже год. В это время ему приносят письмо от отца: тот пишет, что умирает, и просит приехать. Зилов отмахивается, утверждая, что отец рассылает такие письма каждый год.

В отдел заходит Ирина — она ищет редакцию газеты, чтобы подать объявление. Зилов врёт, что редакция тут и находится, заводит с Ириной разговор и приглашает на свидание. Уже перед самым его уходом звонит Галина и просит сейчас же приехать: она узнала, что беременна. Зилов обещает приехать вечером, и Галина обижается.

Воспоминание третье. Зилов возвращается домой под утро, рассказывает жене, что его отправили в срочную командировку на фарфоровый завод, но Галина не верит: его видели накануне вечером в городе. Она говорит ему, что сделала аборт и не хочет больше никаких отношений. Зилов пытается её успокоить, просит верить ему, напоминает Галине о том вечере, когда они объяснились друг другу в любви — однако романтическая сцена оборачивается фарсом.

Воспоминание четвёртое. Кушак выясняет, что информация в статье Зилова и Саяпина не соответствует действительности: реконструкция на заводе так и не была проведена. Он требует объяснений, и Зилов по просьбе Саяпина берет вину на себя. Кушак предупреждает Зилова об увольнении.

Чуть позже Зилову приносят телеграмму: умер его отец. Он тут же собирается ехать, просит жену принести ему деньги в кафе «Незабудка»: он назначил там свидание Ирине и старается выпроводить Галину побыстрее. Однако она, беспокоясь, что он едет без необходимых вещей, приходит в кафе снова — и застает его с Ириной. Та в замешательстве: она не подозревала, что Зилов женат.

Воспоминание пятое. Галина собирается ехать отдыхать к дяде на месяц. Едва она выходит из дома, Зилов звонит Ирине и зовет её к себе. Внезапно Галина возвращается и признаётся, что уезжает не к дяде, а к другу детства, который до сих пор в неё влюблён. Зилов вскипает, пытается удержать её, но Галина выбегает из квартиры и закрывает за собой дверь. Зилов разговаривает с ней через дверь: раскаивается, просит поверить ему — он впервые искренен. Однако за дверью уже стоит Ирина.

Воспоминание шестое. Кафе «Незабудка», Зилов собирает друзей. Завтра они с Димой едут на охоту, и Зилов надеется, что ему наконец-то повезет. Когда приходят Саяпины, Кушак, Кузаков с Верой и Ирина, Зилов уже пьян. Он начинает разоблачать своих гостей, устраивает скандал. Все уходят, Зилов напоследок называет официанта лакеем, и тот бьёт его в лицо. Когда Саяпин и Кузаков возвращаются забрать товарища, он уже лежит без сознания под столом — как труп, замечает Кузаков, и им приходит в голову разыграть его наутро.

Снова Зилову представляется сцена после собственных похорон.

Он звонит официанту и сообщает, что передумал ехать на охоту, потом обзванивает друзей и приглашает на свои поминки. Затем пишет предсмертную записку и собирается выстрелить в себя из ружья, но его останавливает телефонный звонок. В это время успевают появиться Кузаков и Саяпин. Зилов раздосадован, что ему помешали, обвиняет друзей в том, что они мечтают завладеть его квартирой, и выгоняет. Когда Кузаков пытается его успокоить — наставляет на него ружьё. После их ухода Зилов падает на кровать и какое-то время лежит неподвижно — «плачет он или смеётся, понять невозможно». Потом он звонит официанту и спокойно сообщает, что готов ехать на охоту.

Критика о пьесе

Наибольшие споры вызвал образ Зилова — он многими не был понят.

Ричард Ко, критик «Вашингтон пост»: «Вампилов пишет в традиции Достоевского о беспокойном, самому себе вредящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими». [2]

Борис Сушков: «Если говорить о загадке Зилова, то она в том, что в Зилове воплощен не один характер, хотя бы и типичный, а 3-5-7 характеров-типов. Потому столь разные и по-своему логичные (хоть и не всегда убедительные) прочтения этого образа Зилов — это все мы это зеркало, отражающее судьбу целого поколения». [3]

Майя Туровская: «Зилов — фигура типичная. Это оборотная сторона бездушного и рационального технократства. Его служба — это своего рода пенсия по инвалидности души. „Сверхтекучесть“ его нравственности, морали, жизненных устоев и даже личных чувств такова, что ни в чём и ни по какому поводу на него положиться невозможно. Но при этом он незауряден, природно талантлив, полон возможностей и благих душевных порывов — в этом его обаяние. Яркость вампиловского героя — стихийный протест против скучно-односторонней целесообразности и деловитости. Жизнь сделала из Зилова редкостный образец цинизма, законченный экземпляр рыцаря „до лампочки“». [4]

Марк Липовецкий сопоставляет Зилова с Печориным: это тоже «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Зилов — самый свободный человек во всей пьесе — и поэтому он способен на самые непредсказуемые и циничные поступки: у него отсутствуют всякие сдерживатели, тормоза. [5]

Е. Гушанская: Зилов — «человек мягкий до бесформенности, снисходительный до равнодушия, эгоистичный до необходимости это скрывать, задающий себе вопросы и ощущающий себя виновным в том, что не знает на них ответов» [6]

Безусловно важен и образ Официанта.

Майя Туровская: «Официант — маленький деловой человек, демонизированный воображением Зилова, иронически прокомментированный автором, это альтер эго и одновременно антипод героя». [4]

Е. Гушанская: «Официант — единственный, кто имеет над Зиловым власть, кому герой завидует, кем восторгается, кому подчиняется… Он — двойник Зилова, двойник-антипод, антагонист-идеал… Он знает и умеет все, за исключением одной-единственной вещи. Он не знает, что окружающий мир живой, что в нём существует любовь, а не похоть, что охота — не физзарядка со стрельбой в цель… Официант абсолютно безупречен и так же абсолютно бесчеловечен». [6]

Театральные постановки

Первая постановка

Известные постановки

Экранизации

Литература

Примечания

Ссылки

Двадцать минут с ангелом (1962) • Дом окнами в поле (1963) • Прощание в июле (1964) • Старший сын (1965) • Утиная охота (1970) • История с метранпажем (1971) • Прошлым летом в Чулимске (1972) • Сто рублей новыми деньгами • Месяц в деревне

Полезное

Смотреть что такое «Утиная охота (пьеса)» в других словарях:

Прошлым летом в Чулимске (пьеса) — Прошлым летом в Чулимске Жанр: пьеса Автор: Александр Вампилов Язык оригинала: русский Год написания: 1971 Публикация: 1972 «Прошлым л … Википедия

Провинциальные анекдоты (пьеса) — «Провинциальные анекдоты» это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты»,… … Википедия

Старший сын (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старший сын. Старший сын Жанр: комедия Автор: Александр Вампилов Язык оригинала: русский Год написания: 196 … Википедия

Утки в культуре — У этого термина существуют и другие значения, см. Утка (значения). Утки в культуре Многие птицы, в особенности гуси и лебеди, оставили огромный след в культуре самых разных народов и эпох, включая и мифологические образы. В греческой мифологии… … Википедия

Утиные в культуре — У этого термина существуют и другие значения, см. Утка (значения). Представители семейства Утиные активно используются человечеством с давних пор в мифологии, живописи, скульптуре, литературе, кино и других видах искусства. Содержание 1 История… … Википедия

1967 год в литературе — Годы в литературе XX века. 1967 год в литературе. 1896 • 1897 • 1898 • 1899 • 1900 ← XIX век 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 • 1910 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 … Википедия

Кузичёв, Андрей Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузичев. Андрей Кузичёв Имя при рождении: Андрей Владимирович Кузичёв Дата рождения: 22 сентября 1970(1970 09 22) (42 года) … Википедия

Вампилов, Александр Валентинович — Александр Вампилов Имя при рождении: Александр Валентинович Вампилов Псевдонимы: А. Санин Дата рождения: 19 августа 1937(1937 08 19) Место рождения: Черемхово, Иркутская област … Википедия

Вампилов — Александр Валентинович (1937, пос. Кутулик Иркутской обл. – 1972, утонул в озере Байкал, похоронен в Иркутске), русский драматург. Родился в семье учителей, отец был репрессирован в год рождения сына. По окончании в 1960 г. историко… … Литературная энциклопедия

Вампилов — Вампилов, Александр Валентинович Александр Вампилов Имя при рождении: Александр Валентинович Вампилов Дата рождения: 19 августа 1937(1937 08 19) Место рождения … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *