вампиры на руси легенды
Родина вампиров
Древние рукописи доказывают: Русь — родина вампиров. Сначала мы им поклонялись, а потом просто стали их уважать.
От упыря до вампира
Пожалуй, самое первое упоминание в мировой культуре о некоем вампироподобном существе встречается в памятнике древнерусской письменности — «Послесловии» к «Толкованию на книги пророческие». Сохранилось оно в рукописях XV века, но, как следует из самого текста, оригинал был написан в XI веке. Как отмечает изучивший текст профессор Михаил Одесский, любопытно прежде всего само имя переписчика — «Азъ попъ Оупирь Лихыи». Переводя на современный русский язык — Упырь Лихой. Имя явно загадочное и далеко не подобающее служителям церкви, которые в те времена и являлись переписчиками. Конечно, трудно предположить, что монах Упырь Лихой был кровопийцей.
Но откуда пошло такое странное имя? «Имя для монаха вполне нормальное, к тому же в древности широко пользовались прозвищами, — поясняет Михаил Одесский. — Они обычно происходили не от хороших свойств человека, а от негативных или смешных. И потому вполне могло быть, что монаху дали имя Упыря Лихого, характеризуя его как человека неробкого десятка». Правда, слово «лихыи» в те времена обозначало еще и разные формы зла, вплоть до того, что таким эпитетом награждали самого сатану.
А шведский славист Андерс Шеберг и вовсе предложил отбросить бесовщину и утверждал, что Упырь Лихой был на самом деле шведским рунорезцем по имени Upir Ofeg, который вполне мог оказаться в свите Ингегерд — дочери шведского короля, ставшей женой Ярослава Мудрого. И тогда получается, что в транслитерации Упырь — это имя рунорезца Эпира, а Лихой — перевод его прозвища.
Есть версия, что слово «упырь» носило бранный оттенок. Сохранилось «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» Ивана Грозного. Известный своим «тонким» чувством юмора и любивший ерничать над подданными государь на этот раз сетовал на испорченность нравов бояр, которые приняли постриг и побывали в монастыре: «А сей и платья не знает, не токмо жительства. Или бесова для сына Иоанна Шереметева? Или дурака для и упиря Хабарова?» Здесь интересен инфернальный контекст. «Упирь» фигурирует рядом с «бесовым сыном».
В определенном контексте древние литературные памятники действительно могут свидетельствовать об инфернальном, потустороннем значении слова «упырь». Отсюда возникает предположение, что упырям поклонялись, как божествам. И тогда прозвище переписчика Упыря Лихого — это лишь указание на его избранность, приближенность к высшим силам.
Вот, например, в «Слове святого Григория» (список второй половины XV — начала XVI веков) есть вставки об истории славянского язычества. В частности, говорится следующее: «Преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ». Снова эти «упири» — упыри, которым, судя по древнему тексту, приносили жертвы во время языческих богослужений. О том, кто такие упыри и берегини, напрямую в тексте не говорится, так же как и о том, что за жертвы им приносились. Предполагается, что берегинями могли быть положительные, добрые божества или существа, ведь слова «берег», «беречь», «оберегать» вызывали и раньше, и сегодня исключительно положительные ассоциации. Можно предположить, что в противовес им упыри были существами злыми. А жертвы им приносились по одной простой причине — таким образом люди пытались их умилостивить. Впрочем, есть еще одна версия — упыри могли быть духами предков, то есть не олицетворять собой ни зло, ни добро.
«Логика такая: упырь — это мертвец, мертвец — это предок, то есть речь, по всей вероятности, идет о поклонении умершим предкам», — поясняет Михаил Одесский. Еще в XIX веке знаменитый филолог-славист Измаил Срезневский рассматривал вопрос об изначальном в язычестве «догмате о едином, верховном Боге, родоначальнике всех других божеств». Исследователь говорил о трех периодах русского язычества: период обожания Перуна был последним, период поклонения «роду и рожаницам» ему предшествующим, а древнейшим — период поклонения упырям и берегиням. «Срезневский приводит немало случаев упоминания упырей в народных преданиях славян, — рассказывает Михаил Одесский. — Слово это встречается в разных формах: в мужском роде (упир, упюр, впир, вампир), в женском (упирина, вампера) и почти везде в двух значениях: либо летучей мыши, либо привидения, оборотня, злого духа, высасывающего кровь у людей». Именно в этом втором смысле вампиры и стали известны всему миру. А приложили к этому руку опять же наши люди.
Примерно в то самое время, когда в древних рукописях впервые встречается слово «упырь», то есть в списке XV века, в Румынии правит небезызвестный ныне Влад III Цепеш (Дракула), который впоследствии и стал прототипом самого известного литературного и киновампира. Он оставил после себя богатое эпистолярное наследие. В то время не было письменного румынского языка и Дракула писал по-латыни и на церковнославянском. Но, пожалуй, один из самых надежных, интересных и информативных текстов о Цепеше — «Сказание о Дракуле воеводе» — написал, как предполагают ученые, московский посольский дьяк Федор Курицын, который служил при дворе венгерского короля. Долгое время он пробыл на Балканах, а вернувшись на родину, прославился как еретик. Необходимо отметить, что очень быстро в России понятие о вампире стало ассоциироваться с ведьмой или колдуном, которые в свою очередь были связаны с понятием о ереси. Она определялась как отступление от догм, считавшихся важными для церкви. В вере русского народа закрепилось представление о том, что человек не найдет покоя после смерти, если она произошла в тот момент, когда тот отлучен от церкви. Его могли отлучить из-за аморального поведения или ереси. Таким образом, еретик мог стать после смерти вампиром.
Исследователи практически не сомневаются, что именно в славянских корнях кроется одна из главных причин современного культа вампира. «Что самое страшное в вампире того же Брэма Стокера? — задается вопросом Михаил Одесский. — По-настоящему страшен он не в своем замке в Трансильвании, а когда вторгается в Лондон. Конец XIX века, расцвет цивилизации, и вдруг появляется что-то жуткое и темное из Восточной Европы. Это ужас перед неизвестным существом, перед другой культурой и другим обществом — далеким и непонятным».
Но в чем же феномен упыря-вампира? Почему из всех мифических существ, которыми изобиловали славянские предания, до наших дней дошли только они? Почему никто как-то особо не вспоминает ни Перуна, ни берегинь? Возможно, разгадка кроется в том, что в какой-то момент истории упыри-вампиры «спустились с небес на землю». И люди уже не поклонялись им, а пытались с ними мирно ужиться.
Упыри – жуткие славянские кровопийцы
На Руси было сложено множество преданий о самых разных, порой очень жутких существах. К ним стоит отнести и упырей. Их часто сравнивают с европейскими “коллегами” – вампирами, однако между ними и упырями есть существенные различия.
Но главное: упыри были исконно русскими мифическими существами, порождёнными воображением людей. Как рассказывал народ, они являлись живыми мертвецами, что по ночам искали своих жертв. В большинстве своём упыри питались человеческой кровью, хотя порой не брезговали и звериной.
Упыри воплощали один из самых главных страхов наших предков, являлись поистине жутким кошмаром. Одни рассказы о них повергали людей в ужас – и это вполне ясно, если познакомиться с преданиями об этих созданиях. Что же мы знаем о жутких славянских упырях? И почему называть их вампирами не совсем корректно?
Ночь – излюбленное время упырей / © Мария Iv / artstation.com
Кто становился упырём?
Предания об упырях принадлежат к самому популярному пласту народного творчества – легендах о восставших мертвецах, что приносят зло людям. Наши предки старались понять природу смерти и, не находя ответа на волнующие вопросы, вынуждены были сами воображать, что может происходит с душой человека после его физической кончины.
При этом особенно затрагивала людей тема неупокоенной души. Упыри причислялись именно к тем мертвецам, что не могли обрести покой после своей смерти. Причины на то могли быть самыми разными – самоубийство, гибель от руки преступника, неверно исполненный погребальный обряд.
От голодного упыря лучше держаться подальше / © Jokubas Uogintas / artstation.com
Стать упырём мог и грешник, чья душа не могла спокойно отправиться в загробный мир, а потому превращалась в вечного скитальца. Конечно, при подобных обстоятельствах дух чаще всего становился обозлённым и мстительным. Он завидовал живым людям, а потому стремился принести зло и горе.
К упырям могли причислять колдунов и оборотней, людей, что по каким-либо причинам были отлучены от церкви. Также обратиться в этих существ могли дети, умершие в младенчестве некрещёными.
Кстати, хочу отметить, что наибольшее число легенд об упырях встречается в южнорусских землях. В северных регионах рассказывали о своих монстрах, а вот о мертвецах, пьющих кровь, упоминали крайне редко.
Вопящий упырь / © Svetlin Velinov / artstation.com
Особенности названия
Но что значит название этих существ? На этот счёт у исследователей есть самые разные точки зрения. Наиболее примитивный подход – сравнивать некоторое созвучие слов “упырь” и “вампир”. По мнению исследователей, они имеют совершенно разное происхождение.
Учёный М.Фасмер высказал интересную версию о соотношении названия упырей со словом “нетопырь”, являющимся определением для летучей мыши. Впрочем, это далеко не единственное предположение. По мнению Е.Е.Левкиевской, происхождение названия следует искать в древних ритуалах:
“Некоторые считают, что оно означает «раздутый» от крови жертв, другие полагают, что древняя форма этого слова значит “несожженный”, “не преданный огню” (от общей индоевропейской традиции кремировать покойника и связано с греческим словом “жертва без огня, не принятая богами”, латинским purus “чистый”, хеттским pahhur “огонь”.
Повстречаться с таким количеством упырей – смертельно опасное приключение / © Александр Лян / artstation.com
Облик упырей
Весьма примечательным был и облик упыря. Считали, что он появляется в обличье умершего (таким, каким тот был при жизни). Нередко рассказывали, что на упырях видели одежду, в которой человек был похоронен.
Над его коленом можно заметить нарост – он скрывает отверстие, через которое душа покидает тело. У упыря мог быть “проваленный” нос или яркие пухлые губы, предназначенные для высасывания крови. Порой люди упоминали, что у всех упырей острые зубы, а язык напоминает жало.
Старый упырь / © Ira Arn / artstation.com
Упыри и вампиры – в чём разница?
Одно только общее описание упырей указывает, что на европейских вампиров они были не слишком похожи. Именно об этом пишет и Алексей Толстой в произведении “Упырь”:
Важным аспектом является и происхождение упырей и вампиров. Европейский “коллега” славянского кровососа стал образом, сформировавшимся на основе литературных произведений, фильмов и компьютерных игр, а вот легенды об упырях значительно более древние, поскольку рождены из старинных преданий и фольклора славян.
Ещё много веков тому назад наши предки рассказывали, что по ночам упыри выискивают людей, на которых нападают и выпивают кровь. Голодный и разъярённый упырь мог обескровить и животное, например, домашнюю скотину или птицу.
Но как же можно было бороться с упырями? Большинство методов известны даже современным людям – благодаря тому же фольклору. Чтобы обезвредить мертвеца-кровопийцу, использовали кол (восточные славяне – осиновый, южные — терновый).
Иногда прибегали к радикальным методам, когда требовалось разрезать тело покойного на несколько частей, перерезать сухожилия и проколоть в нескольких местах кожу. Конечно, подобные поверья сегодня кажутся жуткими и диковатыми, но не стоит забывать, что эти поверья – часть нашего прошлого.
Вампиры на Руси
Первое упоминание о вампире на Руси, датированное 1047 годом, найдено в «Книге пророчеств», написанной для Владимира Ярославовича князя Новгородского. Книга была написана на проторусском языке, который развился из более старого обще-славянского языка. Текст давал непорядочному священнику непривлекательное определение «упырь личи», что буквально означало злобный или вымогающий вампир. Этот термин был, скорее всего, позаимствован у южных славян, возможно, у болгар. Но тут возникает вопрос. Если это слово позаимствовали, то вампиры на Руси существовали и намного раньше.
Вампиры в Древней Руси
Как назывались вампиры на Руси
В «Повести временных лет» есть упоминания о Навьях.
От древнерусского Навь – нижний мир, обитель мертвецов и злых духов.
Навьи – бестелесные духи умерших, но способные на короткий миг обретать осязаемость и приносить физический вред живым.
Случай описанный в «Повести временных лет» произошел в 1092 году. Тогда на город Полоцк и его окрестности обрушилось самое настоящее нашествие навьев.
«Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали навьи, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал навьями язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан».
Причем в оригинале употреблено именно слово «навьи»: «Человеци глаголаху, яко навье бьють полочаны».
Вампир
Упырь
Происхождение вампиров на Руси
Кто такой упырь
«Преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ».
Признаки вампиризма
Вампиры на Руси имели ряд особенностей происхождения. В связи с этим на Руси бытовали свои признаки того, что после смерти человек станет восставшим мертвецом:
Позже, при христианстве, добавились ещё признаки:
Как распознавали вампира
Могилу вампира обсаживали рябиной. Верили, что рябина, не дает вампиру выйти из могилы. Свои же дома защищали чесноком и святой водой. Связки чеснока вешали возле двери и окон, а святой водой окропляли весь дом.
Больше всего людей пугало то, что вампир нападал на свою семью, соседей, друзей и людей, с которыми у него остались незавершенные дела.
Вот такой была процедура уничтожения вампиров на Руси. Не изменилась она и сейчас.
Древние рукописи доказывают: Русь — родина вампиров
Древние рукописи доказывают: Русь — родина вампиров. Сначала мы им поклонялись, а потом просто стали их уважать.
После того как в 1992 году на экраны вышел фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула» по роману Брэма Стокера, в обществе проснулся какой-то нездоровый интерес к вампирам. О них стали писать книги, издавать энциклопедии, снимать все новые и новые фильмы. Ажиотаж не утихает по сей день. Чего стоит одна только сага «Сумерки» о любви земной девушки и вампира. А домохозяйки рыдают над сериалом «Дневники вампира», рассказывающим о любви двух братьев-вурдалаков к простой школьнице. Вампиры стали подлинными героями нашего времени, а вот из какого времени они родом, доподлинно неизвестно. К неожиданным выводам пришел доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Михаил Одесский, когда решил докопаться до корней самого понятия «вампир». Первые упоминания об этих полумифических существах, как доказывает ученый, встречаются именно в славянской культуре. Значит ли это, что у вампиров русские корни?
От упыря до вампира
Первые упоминания об упырях встречаются в древнерусских рукописях. А «Сказание о Дракуле воеводе», написанное московским дьяком Федором Курицыным, прославило вампиризм чуть ли не на весь белый свет
Пожалуй, самое первое упоминание в мировой культуре о некоем вампироподобном существе встречается в памятнике древнерусской письменности — «Послесловии» к «Толкованию на книги пророческие». Сохранилось оно в рукописях XV века, но, как следует из самого текста, оригинал был написан в XI веке. Как отмечает изучивший текст профессор Михаил Одесский, любопытно прежде всего само имя переписчика — «Азъ попъ Оупирь Лихыи». Переводя на современный русский язык — Упырь Лихой. Имя явно загадочное и далеко не подобающее служителям церкви, которые в те времена и являлись переписчиками. Конечно, трудно предположить, что монах Упырь Лихой был кровопийцей. Но откуда пошло такое странное имя? «Имя для монаха вполне нормальное, к тому же в древности широко пользовались прозвищами, — поясняет Михаил Одесский. — Они обычно происходили не от хороших свойств человека, а от негативных или смешных. И потому вполне могло быть, что монаху дали имя Упыря Лихого, характеризуя его как человека неробкого десятка». Правда, слово «лихыи» в те времена обозначало еще и разные формы зла, вплоть до того, что таким эпитетом награждали самого сатану.
А шведский славист Андерс Шеберг и вовсе предложил отбросить бесовщину и утверждал, что Упырь Лихой был на самом деле шведским рунорезцем по имени Upir Ofeg, который вполне мог оказаться в свите Ингегерд — дочери шведского короля, ставшей женой Ярослава Мудрого. И тогда получается, что в транслитерации Упырь — это имя рунорезца Эпира, а Лихой — перевод его прозвища.
Есть версия, что слово «упырь» носило бранный оттенок. Сохранилось «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» Ивана Грозного. Известный своим «тонким» чувством юмора и любивший ерничать над подданными государь на этот раз сетовал на испорченность нравов бояр, которые приняли постриг и побывали в монастыре: «А сей и платья не знает, не токмо жительства. Или бесова для сына Иоанна Шереметева? Или дурака для и упиря Хабарова?» Здесь интересен инфернальный контекст. «Упирь» фигурирует рядом с «бесовым сыном».
В определенном контексте древние литературные памятники действительно могут свидетельствовать об инфернальном, потустороннем значении слова «упырь». Отсюда возникает предположение, что упырям поклонялись, как божествам. И тогда прозвище переписчика Упыря Лихого — это лишь указание на его избранность, приближенность к высшим силам. Вот, например, в «Слове святого Григория» (список второй половины XV — начала XVI веков) есть вставки об истории славянского язычества. В частности, говорится следующее: «Преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ». Снова эти «упири» — упыри, которым, судя по древнему тексту, приносили жертвы во время языческих богослужений. О том, кто такие упыри и берегини, напрямую в тексте не говорится, так же как и о том, что за жертвы им приносились. Предполагается, что берегинями могли быть положительные, добрые божества или существа, ведь слова «берег», «беречь», «оберегать» вызывали и раньше, и сегодня исключительно положительные ассоциации. Можно предположить, что в противовес им упыри были существами злыми. А жертвы им приносились по одной простой причине — таким образом люди пытались их умилостивить. Впрочем, есть еще одна версия — упыри могли быть духами предков, то есть не олицетворять собой ни зло, ни добро.
«Логика такая: упырь — это мертвец, мертвец — это предок, то есть речь, по всей вероятности, идет о поклонении умершим предкам», — поясняет Михаил Одесский. Еще в XIX веке знаменитый филолог-славист Измаил Срезневский рассматривал вопрос об изначальном в язычестве «догмате о едином, верховном Боге, родоначальнике всех других божеств». Исследователь говорил о трех периодах русского язычества: период обожания Перуна был последним, период поклонения «роду и рожаницам» ему предшествующим, а древнейшим — период поклонения упырям и берегиням. «Срезневский приводит немало случаев упоминания упырей в народных преданиях славян, — рассказывает Михаил Одесский. — Слово это встречается в разных формах: в мужском роде (упир, упюр, впир, вампир), в женском (упирина, вампера) и почти везде в двух значениях: либо летучей мыши, либо привидения, оборотня, злого духа, высасывающего кровь у людей». Именно в этом втором смысле вампиры и стали известны всему миру. А приложили к этому руку опять же наши люди.
Исследователи практически не сомневаются, что именно в славянских корнях кроется одна из главных причин современного культа вампира. «Что самое страшное в вампире того же Брэма Стокера? — задается вопросом Михаил Одесский. — По-настоящему страшен он не в своем замке в Трансильвании, а когда вторгается в Лондон. Конец XIX века, расцвет цивилизации, и вдруг появляется что-то жуткое и темное из Восточной Европы. Это ужас перед неизвестным существом, перед другой культурой и другим обществом — далеким и непонятным».
Но в чем же феномен упыря-вампира? Почему из всех мифических существ, которыми изобиловали славянские предания, до наших дней дошли только они? Почему никто как-то особо не вспоминает ни Перуна, ни берегинь? Возможно, разгадка кроется в том, что в какой-то момент истории упыри-вампиры «спустились с небес на землю». И люди уже не поклонялись им, а пытались с ними мирно ужиться.
Александр Колесниченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова:
— Гипотеза о русском происхождении слова «вампир» вполне обоснованна. Другое дело, что о древности мы знаем очень мало и в источниках упыри упоминаются всего несколько раз. Вполне вероятно, что в каждом из этих случаев значение слова могло быть разным. А за десять веков слово и подавно могло изменить свое значение на диаметрально противоположное. Такое в языке встречается довольно часто. Но учитывая геополитическое положение Древней Руси, есть вероятность того, что первые вампиры в современном значении этого слова появились у нас, и можно с уверенностью говорить, что существо это — славянского происхождения. Вполне вероятно, что их почитали как божеств, ведь тогда люди поклонялись одинаково и явлениям природы, и идолам.
Леонид Колосс, историк литературы, кандидат филологических наук:
— Слово «упырь» может быть русского происхождения, но нет никаких доказательств, что вампиризм как явление имеет наши корни. Похожие легенды были у многих народов мира. Да, наша культура внесла весомый вклад в развитие современного культа вампиров, но не стала его прародительницей. На примере русской литературы мы наблюдаем процесс трансформации мифического упыря в конкретного «живого» вампира. Взять, к примеру, творчество Гоголя. В «Вие» это мифические существа, а в более поздних его произведениях, тех же «Мертвых душах», он в похожих тонах описывает уже вполне земных персонажей. Таким образом, живые люди наделяются качествами фольклорных персонажей. Именно это сейчас наглядно и демонстрирует кинематограф, который с новой силой популяризирует легенды о вампирах. Популярность вампиров можно объяснить просто: с их помощью удобно пугать людей, а люди хотят быть напуганными.
Славянские народы
Ученые полагают, что представление о вампире зародилось на Балканах и видоизменялось под воздействием не только христианских доктрин, но и всевозможных ересей, распространенных среди южных и восточных славян, в том числе богомильства. Именно на Балканах, как полагают, появилось и слово «вампир», давшее в русском языке название «упырь» (подобные же названия носят вампиры и у прочих славянских народов).
До XVIII века случаев обнаружения вампиров было относительно мало, несмотря на распространенность верований в упырей, однако после вампирской паники в Сербии и Восточной Пруссии осквернение могил приобрело массовый характер.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Славянские талисманы и обереги
Славянские талисманы и обереги В славянской языческой традиции или, как ее называют сегодня, в Родноверии, существуют два пути духовного развития: Десный Путь и Шуйный Путь.Правая рука у славян называлась «десница», отсюда и берет свое имя Десный Путь, дословно – Путь
[Расы и народы]
[Расы и народы] 3. Как сказано в моем ответе на ваши записки, большинство народов Индии, за исключением семитских могулов[224], относятся к старейшей веточке нынешней пятой человеческой расы, которая возникла в Центральной Азии более миллиона лет тому назад. Так как западная
[Народы и расы]
[Народы и расы] Конечно, периоды высочайших цивилизаций четвертой расы, каковы были греческая, римская и даже египетская, ничто в сравнении с теми цивилизациями, которые начались с третьей расой. Принадлежащие ко второй расе не были дикарями, но они не могли быть и
Славянские талисманы и обереги
Славянские талисманы и обереги В славянской языческой традиции или, как ее называют сегодня, в Родноверии, существуют два пути духовного развития: Десный Путь и Шуйный Путь.Правая рука у славян называлась «десница», отсюда и берет свое имя Десный Путь, дословно – Путь
Славянские оборотни
Славянские оборотни Древние славяне называли волка-оборотня волкодлаком, волколаком или волкулаком — человеком-волком, который сам способен превращаться в волка, а затем в человека, а также превращать в волков других людей. Легенды об оборотнях у всех славянских племен
Славянские талисманы
Славянские талисманы Талисман бога Рода. Этот бог воплощает семью и род. Он является высшим богом-хранителем. К Роду обращались со словами: «Великий бог Род, ты наш покровитель! Да не иссякнет помощь твоя! Тому быть, так есть и так будет». Этот талисман дарует благословение
Славянские ведические обряды
Славянские ведические обряды Славянские Ведические Обряды – это возможность соединиться с Силой и Мудростью Предков, очиститься и изменить жизнь к лучшему, достигнув полной гармонии Духа, Души и Тела.Очищение четырьмя стихиямиЭтот обряд выступает одной из важнейших
Балканские и славянские вампиры
Балканские и славянские вампиры ГрецияОдним из древнейших источников современного представления о вампирах считают мифы и легенды Древней Греции (о ламиях мы уже упоминали), а также новогреческий фольклор. В Греции, как и в Румынии, рассказывали о кровососах-стригах (все
Славянские боги воды
Славянские боги воды В славянской мифологии сохранилось немного сведений о водных божествах. Из былины о Садко известно, что бога морей называли Чудом Морским, Морским царем, Поддонным царем, Водяником. В мифах часто фигурирует имя Дуная – бога рек и рыболовства, который
Коренные народы и наследственные травмы
Коренные народы и наследственные травмы Наиболее яркие примеры коллективных и наследственных травм можно найти в истории аборигенных народов, живущих или живших по всему миру. За знакомством с европейцами следовали эпидемии неизвестных им болезней, геноцид со стороны
Славянские руны и их значения
Славянские руны и их значения Мир Ключевые слова. Белбог; внутреннее Я; Древо Мира.Руна Белого Бога – одного из самых сложных образов славянской мифологии. В традиционном языческом представлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог – это весь Мир, и потому
Народы и расы
Народы и расы «Конечно, периоды высочайших цивилизаций четвертой расы, каковы были греческая, римская и даже египетская, ничто в сравнении с теми цивилизациями, которые начались с третьей расой. Принадлежащие ко второй расе не были дикарями, но они не могли быть и