ван дейк художник краткая биография
Антонис ван Дейк: жизнь и творчество художника
Антонис ван Дейк (22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.
Содержание
Биография Антониса ван Дейка
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей.
В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.
Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70-летнего старика. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».
Творчество Дейка
К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью.
В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира.
В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.
Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.
Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1-й вариант — Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).
В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.
С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I.
В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование.
В Англии он женился на дочери лорда Рутвена.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.
Интересные факты из жизни художника
Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк должен был написать портрет английской королевы, внешность которой была далека от совершенства.
Проблема заключалась в том, что королева настаивала на правдоподобии изображения, а художник опасался, что чем ближе портрет будет к оригиналу, тем меньше может оказаться гонорар. Когда портрет был закончен и представлен высокопоставленной заказчице, она, внимательно всмотревшись в изображение, поинтересовалась:
— Почему лицо изображено в полном соответствии с моей внешностью, а руки изобразили такими красивыми?
— Ваше величество, – ответил живописец, – я реалист, поэтому лицо изобразил таким, какое оно есть, тем более, что оно не сулит мне никаких наград. Ведь вознаграждение я должен буду получить из Ваших рук, поэтому их я немного приукрасил.
Антонис ван Дейк, биография и картины
Биография:
Город Антверпен славен своими выходцами, коим также является и Антонис ван Дейк. Родился он 22 марта 1599 года. Отец будущего художника был зажиточным купцом – торговал тканью. У них был дом в самом центре города. Антонис был 7-м ребенком в семье, правда братья и сестры его были ему сводные.
После смерти матери в 1607 году Антониса отдали в ученики к Хенрику ван Балену. Здесь он провел целых 4 года. А с 1614 года Антонис ван Дейк стал работать самостоятельно.
Первые свои работы молодой художник написал, когда учился в гильдии живописцев им. Святого Луки. В это время ван Дейк сблизился с Рубенсом и стал работать в его мастерской, помогая доделывать, а иногда и рисовать отдельные заказы. Именно по его предложению ван Дейк принял участие в росписи церкви иезуитов. Работаю вместе с Рубенсом Антонис овладел искусством рисования очень быстро, и старался подрожать своему учителю, но вскоре стал рисовать картины собственного стиля.
Очень ярко ван Дейк проявил себя в портретной живописи и быстро завоевал этим славу. Самыми известными его портретами являются «Портрет Джеймса Стюарта», «Портрет Людовика XIV», «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» и другие.
Не смотря на то, что ван Дейк был фламандцем и был привязан к Рубенсу, он все же в 1621 году перебрался в Италию. Здесь он прожил около 6 лет. Объездив многие итальянские города и знакомясь с искусством итальянских художников. Особенно сильно его привлекали картины Тициана. Именно в Италии он создает множество своих знаменитых портретов. Работал ван Дейк в основном в это время в Генуе.
В 1627 году вернувшись в свой родной город, ван Дейк стал придворным художником Изабеллы. Теперь в число его работ стали входить не только портреты «обычных» людей, но и фламандской знати.
В 1632 году художник переезжает в Лондон. Здесь ван Дейк чувствует себя прекрасно. Он получил дворянский титул, а также золотую цепь рыцаря. Можно сказать, что сбылась мечта художника, потому что его моделями становятся особы лондонской аристократии.
На самом деле о жизни Антониса ван Дейка мало что известно. Ходило много слухов, к примеру что он занимался алхимией, хотя доказательств никаких не было. Ван Дейк был низкого роста, хорошо сложен, обаятелен, одевался всегда «с иголочки», был добродушен и гостеприимен.
Женившись в 1639 году на Мэри Ратвен – молодая фрейлина королевы, художник плотно вошел в ряды английской знати.
К концу своей жизни у художника была много работы. Он даже ездил в Париж, чтобы принять участие в росписях галерей Лувра. Умер он 9 декабря 1641 года.
Биография Антониса ван Дейка
Автопортрет (фрагмент)
Сотрудничая с Рубенсом в течение ряда лет, ван Дейк полностью овладел техникой живописи и в большой мере композиционным мастерством учителя. Он создает ряд картин на религиозные и мифологические сюжеты. К числу наиболее известных картин художника, созданных в этот период, относятся «Несение креста» (1617-1618), «Святой Мартин отдает свой плащ нищему» (1620-1621), «Увенчание тернием» (1620), «Поцелуй Иуды» (1618-1620).
Талант Ван Дейка ярко проявился в портретной живописи. Портреты создали непреходящую славу художнику. Он создал определенный тип аристократического репрезентативного портрета, отличающегося особой утонченностью. Вместе с тем он оставил много подлинно прекрасных и глубоких портретов интеллигентных людей своего времени.
Антон Ван Дейк Карл I
Работая главным образом в Генуе, ван Дейк становится любимым портретистом итальянской знати. Здесь он создает блестящие обстановочные портреты-картины, поражающие своим великолепием и красочностью, отличающиеся благородством и утонченной изысканностью «Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале», «Портрет генуэзской дамы с девочкой», «Маркиза Улена Гримальди», «Маркиза Бальбиани», «Семейство Ломеллини», «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора».
В годы пребывания в Италии ван Дейк пишет также ряд скромных, сдержанных, лишенных всякой парадности, интимных по характеру портретов, отличающихся большой психологической выразительностью. К их числу относится замечательный «Мужской портрет» (хранится в Эрмитаже), приближающийся к рембрантовским психологизмом и мастерством в использовании светотени.
Антонис Ван Дейк (1627—1628) Рубенс, Питер Пауль в Лувре.
Обогащенный большим художественным опытом, новыми впечатлениями, ван Дейк в 1627 году возвращается в Антверпен. Начинается второй антверпенский период его творчества, явившийся вершиной достижений мастера. Алтарные картины для церквей при всех их художественных достоинствах и на этот раз отступают на второй план по сравнению с портретами.
Теперь, будучи придворным художником инфанты Изабеллы, ван Дейк пишет портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Парадность и элементы театрализации, наблюдаемые в произведениях итальянского периода, уступают место снова более строгому, но изощренному в своих живописных средствах стилю. В характерных, остро схваченных образах проходят перед нами современники мастера политические деятели, прелаты, художники, представители городского патрициата, аристократы, светские красавицы.
История жизни Антониса ван Дейка
В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. Ван Дейк становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Чести позировать ему добивается все высшее общество.
Созданный ван Дейком еще в Генуе тип парадного портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. В этих портретах ван Дейк тонко почувствовал и передал атмосферу английского двора и получил широкое признание в аристократических кругах. Отвечая требованиям английской аристократии, стремившейся окружить себя ореолом значительности и величия, ван Дейк придает осанке портретируемых горделивость, их позам и жестам элегантность и благородство. Таковы портреты Филиппа Уортона (1632), Томаса Уортона, (конец 1630-х), Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (около 1637), Артура Гудвина (1639).
Ван Дейк пишет около 30 портретов короля, королевы и их детей. Одним из лучших портретов художника английского периода является «Портрет Карла I» (1635).
«Снятие с креста», Национальная картинная галерея Армении
В Англии, заваленный многочисленными заказами, художник принужден работать одновременно над несколькими портретами. На основании рассказа приятеля Антониса ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он уделял заказчику в день не более часа и оставлял исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам, которые дописывали одежды и руки со специальных натурщиков.
Отдых на пути в Египет, 1630 (Мюнхен)
В 1639 году Ван Дейк женится на Мэри Ратвен, молодой фрейлине королевы. Так художник входит в ряды английской аристократии.
Антонис ван Дейк — величайший фламандский портретист всех времен
Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck; родился 22 марта 1599 г. — умер 9 декабря 1641 г.) — выдающийся фламандский художник XVII века, непревзойденный мастер парадного придворного портрета. Антонис ван Дейк широко известен картинами на религиозную и мифологическую тематику в стиле барокко. Знаменитый фламандец также оказал большое влияние на развитие рисунка и гравюры, работая в смешанной технике резца и офорта.
Антонис ван Дейк был яркой и неординарной личностью, изысканно одевался и тщательно следил за своей внешностью. В XVII веке в аристократических кругах Европы была очень популярной борода в стиле «ван Дейк», которую носил сам художник и часто изображал ее на портретах знатных особ той эпохи.
Биография Антониса ван Дейка
Антонис ван Дейк появился на свет 22 марта 1599 года в Антверпене. Он был седьмым из двенадцати детей в семье зажиточного купца. В возрасте 10 лет отец отдал мальчика для обучения рисованию в мастерскую известного художника мифологического жанра Хенрика ван Балена (Hendrik van Balen). Юный Антонис быстро впитывал знания и уже к 15 годам стал очень перспективным живописцем. О его незаурядном таланте отчетливо свидетельствуют ранние работы, в том числе первый «Автопортрет» (1614).
Солидное состояние отца помогло ван Дейку уже в 1615 году открыть собственную мастерскую, а спустя 3 года его приняли в знаменитое объединение художников Антверпена — гильдию живописцев Святого Луки. В это же время молодой портретист становится учеником самого известного фламандца в искусстве XVII века Рубенса (Pieter Paul Rubens). Под влиянием учителя Антонис раскрыл свой художественный талант не только в портретном, но и в религиозном и мифологическом жанрах.
Но именно благодаря мастерски написанным портретам ван Дейк быстро приобретает известность не только на Родине, но и за ее пределами. В 1620 году по инициативе маркиза Букингемского молодой художник приезжает ко двору короля Англии Якова I. В Лондоне он впервые знакомится с картинами Тициана (Tiziano Vecellio) и шедевры гениального венецианца производят на него большое впечатление. Вернувшись через 4 месяца в родной Антверпен, ван Дейк решает уехать в Италию. Здесь в течение 6 лет он изучает творчество великих мастеров местных школ живописи и упорно совершенствует собственный стиль рисования.
Возвращение в Антверпен в 1627 году было триумфальным. Ван Дейка назначают на должность придворного художника правительницы испанских провинций Нидерландов, постоянно растет количество заказов на написание картин.
В 1632 году живописец получает приглашение поступить на службу ко двору правителя Англии Карла I и принимает его. Последующие 8 лет были самыми счастливыми в жизни мастера. Он создает множество роскошных портретов, женится на фрейлине английской королевы, а монарх благосклонно дарует гениальному иностранцу титул рыцаря.
Обласканный обществом и королем мэтр искусства в конце 1640 года совершает, как оказалось, весьма трагичный шаг — отправляется в Париж, чтобы написать портрет кардинала Ришелье. В столице Франции живописца настигает загадочная болезнь, которая быстро разрушает здоровье еще не старого мужчины.
Больной живописец возвращается в Лондон, где несмотря на старания лучших лекарей короля Англии умирает 9 декабря 1641 года. Потрясенный смертью любимого художника Карл I отдает распоряжение захоронить его в Соборе Святого Павла — усыпальнице самых известных граждан Великой Британии.
Самые известные картины Антониса ван Дейка
Среди самых известных картин Антониса ван Дейка особое место занимают портреты. Именно произведения этого жанра прославили великого фламандца на весь мир. Отметим некоторые из них:
Антонис ван Дейк прожил недолгую, но весьма яркую жизнь. Он рано заслужил славу величайшего портретиста и оставил потомкам множество шедевральных работ.
Посетители портала Very Important Lot всегда могут принять участие в аукционах искусства в режиме онлайн, чтобы приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Портал также предоставляет возможность пользователям недорого купить картины напрямую у современных художников.
Краткая биография Ван Дейка
Ван Дейк Антонис (1599—1641), фламандский живописец.
Родился 22 марта 1599 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями.
С 1609 г. учился у X. ван Валена, а к 1615 г. уже имел собственную мастерскую.
Около 1618—1620 гг. работал помощником у П. П. Рубенса, в конце 1620 — начале 1621 г. — при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен.
С конца 1621 г. Ван Дейк жил в Италии, главным образом в Генуе.
С 1632 г. он работал в Лондоне как придворный художник Карла I.
С юных лет Ван Дейк проявлял интерес к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616 г.).
В 1615—1616 гг. в своей мастерской вместе с другими молодыми художниками он выполнил серию «Головы апостолов», писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие святого Петра», 1615—-1617 гг.; «Юпитер и Антиопа», около 1617— 1618 гг.).
Испытав сильное влияние живописной манеры Рубенса, варьируя выработанные им приёмы и образы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618 г.).
В работах 1620—1621 гг. (портрет Ф. Снейдерса с женой, «Святой Мартин» и др.) определилось стремление художника к одухотворённому благородству образов, проявилась его чуткость к неповторимым особенностям каждого человека.
В Италии Ван Дейк выработал и довёл до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором играют роль поза, осанка и жест (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623 г.).
Знакомство с колористикой венецианской живописной школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати. В то же время Ван Дейк создал выразительные образы одарённых людей (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622 г.; мужской портрет, около 1623 г.).
Конец 20-х — начало 30-х гг. XVII в. — период высшего творческого подъёма Ван Дейка. Ему удалось в парадных портретах органично соединить индивидуальные характеристики образа с торжественностью его представления (портрет Марии Луизы де Тассис, между 1627 и 1632 гг.).
В камерных портретах, в частности живописца Ф. Снейдерса, около 1620 г.), художник раскрыл богатство духовной жизни своих современников. Очень эффектны религиозные и мифологические композиции: «Мадонна дель Розарио» (начата в 1624 г.), «Отдых на пути в Египет» (между 1627—1632 гг.).
С 1632 г. и до смерти (9 декабря 1641 г.) работая в Лондоне, Ван Дейк много рисовал короля («Карл I на охоте», около 1635 г.), членов его семьи («Дети Карла I», 1637 г.) и знатных вельмож.