вансина я устная традиция как история
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Щеглова Татьяна Кирилловна
Книга «Устная история»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Как видим, в историографии устной истории сложился значительный разброс в названиях устноисторических источников. Часть авторов, акцентируя внимание на форме их хранения, называют их «аудио» и «фоноисточниками». Близко к ним стоит определение «звуковой источник». В отечественную практику эти термины пришли в 1970-е гг. через архивоведение. Именно архивисты первыми освоили зарубежный опыт, поставили вопросы о признании и создании устных источников как аудиодокументов.
В 1990-е гг. устный источник стал прочно ассоциироваться с материалами интервью. Благодаря деятельности Е. С. Сенявской, считающей, что наибольшее влияние на формирование источников устной истории оказала социология, появился термин «историко-социологический источник»; близко к ним стоит термин, используемый московскими исследователями, — «материалы исследовательского интервью». На наш взгляд, наиболее адекватным является введенный и используемый нами термин «устный исторический источник», который отличается от «устного источника». Первый не существует в готовом виде, а создается историком с помощью опроса (как правило, научно оформленные материалы интервью, беседы, расспроса и т. д.), а второй является продуктом устной традиции или устного народного творчества и существует в готовом оформленном виде (предания, легенды, присловья, были и т. д.).
Что касается места устных исторических источников в Источниковой классификации, то представляется возможным отнести их к группе «документов личного происхождения» как самостоятельную разновидность. Особенность устного исторического источника состоит в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, существует мнение об их ненадежности, отсутствии репрезентативности, объективности. Нельзя отрицать, что устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, в каком она «преломилась» в сознании очевидцев. Необходимо учитывать возможное искажение фактов (дат, имен, хронологической последовательности). Можно согласиться, что память «не дружит» с фактами в силу забывчивости людей, их предвзятости, избирательности в восприятии информации, подверженности влиянию политической или идеологической конъюнктуры. И тем не менее сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения нового, неизвестного в истории какой-либо территории, места, общества.
Необходимо подчеркнуть, что в устных исторических источниках наибольший интерес представляют все же не сами факты, а их оценки, представления о них, а также социокультурная, этноконфессиональная, ментальная и психологическая информация, отраженная в эмпирическом опыте человека — участника исторических событий, явлений, процессов. На современном этапе развития истории признается, что взгляды, жизненные установки, индивидуальные и массовые мнения индивида и самостоятельных социальных групп являются такими же движущими силами истории, как и экономические факторы (производительные силы, производственные отношения). Очень часто события разворачивались тем или иным образом именно благодаря взглядам человека, традициям общества, взаимоотношениям между людьми, настроениям.
Методы устной истории
В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе обсуждения тех или иных исторических проблем, даже в ходе заполнения анкеты и т. д. Но отличительным методом устной истории является именно метод интервью, сам исследовательский процесс называется интервьюированием. Есть научные школы, которые вообще рассматривают устную историю как метод многих социогуманитарных наук, использующих опрос.
Именно как метод исследования устная история определена Ассоциацией устной истории США, причем это определение является широко распространенным в международной практике: «Устная история — это метод сбора и сохранения исторической информации через запись интервью с участниками прошедших событий, запись их жизненного пути. Опрос является древнейшим путем исторического исследования, предшествующим письменному слову, и одновременно — одним из новейших исторических методов, инициированным появлением записывающей аппаратуры в 1940-е гг. Конечным продуктом устной истории является аудио-или видеозапись»[15].
В нашем представлении далеко не вся устная (т. е. не зафиксированная и не регламентированная) информация является специфическим объектом устной истории. Можно, конечно, ввести понятие «устной истории в широком смысле» и «устной истории в узком смысле». В первом случае, обобщая работы таких зарубежных исследователей, как Я. Вансина[18], Р. Страдлинг[19], Д. Тош[20], М. Хастинг[21], С. Теркел[22], и отечественных: Д. Н. Урсу[23], Е. Ю. Мещеркиной, Д. Н. Хубовой[24], Е. С. Сенявской[25], В. М. Суринова, — можно выделить три группы устных исторических свидетельств, отражающих индивидуальную и групповую историческую память. Первую группу представляют сведения о прошлом, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, — собственно, то, что в этнографии и фольклористике называется устной традицией. Во вторую входят рассказы о событиях из жизни отдельного человека, имеющие целью охарактеризовать эту жизнь и придать ей значение. Так называемой устной биографией занимаются в Институте социологии РАН исследователи под руководством Е. Ю. Мещеркиной. Это направление все больше становится известным как «научная биографистика»[26]. Как и источник устной истории, биография обычно пишется или создается исследователем и респондентом. Кстати, это сходство позволяет использовать биографический метод как своего рода маршрутную карту, некий путеводитель или вопросник по устной истории. Многие устные историки успешно работают через биографию, так же, как и социологи-биографисты, составляют вопросники и используют интервью для составления, написания или реконструкции биографий как научного источника.
Вансина я устная традиция как история
Щеглова Татьяна Кирилловна
Зачем нужна устная история
Предлагаемое учебное пособие подготовлено автором на основе многолетних исследований в области теории и практики устной истории, апробировано в полевых исследованиях и стационарной работе, а также в магистерских программах высшего профессионального образования по социально-экономическому и педагогическому образованию. Введение устной истории в образовательные программы высшего профессионального образования обусловлено изменениями в формах, методах и целях исторического образования в России на всех уровнях (среднее и высшее, общее и профессиональное образование). Место устной истории в системе образования определяется ее учебным, воспитательным, исследовательским и социальным потенциалом, ее возможностями в решении сложных научно-методических и научно-исследовательских проблем истории России и воспитания гражданских качеств.
Одним из существенных недостатков школьного и вузовского исторического образования является схематичное, безынициативное усвоение и механическое воспроизведение учащимися и студентами набора исторических фактов, событий и явлений в объеме учебника, ограничивающего видение исторического прошлого концепцией авторов и не дающего возможности участвовать в оценке и решении исторических проблем. Традиционная концепция образования ставила главными задачами не только усвоение суммы исторических понятий и фактов, но и формирование умений и навыков мыслительной деятельности. Современная модернизация образования усилила требования к формированию исследовательских компетенций.
Устная история способствует историческому познанию, а не усвоению учениками «готовых» знаний о прошлом. Акцент педагогических усилий переносится на формирование умения добывать, обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию.
Устная история в учебной работе
На современном этапе привлечение устной истории для методической организации учебной деятельности диктуется компетентностным подходом как одним из инструментов модернизации образования. Он усиливает практическую направленность обучения, а устная история как раз позволяет активизировать ее. Связано это с тем, что она, с одной стороны, погружает участников в процесс создания документов, с другой стороны, созданные на протяжении ряда лет коллекции устных исторических источников позволяют организовать с ними работу на учебных занятиях при изучении новейшей истории.
Руководителю устноисторического проекта или программы по устной истории важно грамотно определить место этих источников в учебно-методических комплексах, программах и модулях курса «История России в XX–XXI веках». Использование сравнительного анализа и сопоставление устных источников особенно эффективно при изучении и исследовании острых дискуссионных проблем XX столетия.
Введение в учебный процесс устных исторических источников создает новое поле деятельности для методистов. Необходимо разработать приемы работы с ними при организации как коллективной работы на занятиях, так и самостоятельной познавательной деятельности студентов и учеников. На сегодняшний день методисты традиционно уделяют основное внимание письменным источникам. Существует целый комплекс научно-методических пособий по организации работы с опубликованными документальными источниками. Меньше проработаны вопросы организации работы с архивными источниками и совершенно отсутствуют специальные исследования, посвященные методике использования устных источников в школьном и вузовском обучении истории. Поэтому особенно важны научно-методические наработки по обучению старшеклассников приемам работы с устными историческими источниками на примере курса истории России XX–XXI вв.[1], выполненные коллективом методистов из Новосибирского государственного педагогического университета. Ими рассмотрены теоретические основы обучения старшеклассников приемам сбора устных исторических источников и работы с ними на уроках, разработана методическая модель процесса обучения старшеклассников приемам работы с устными историческими источниками, определено место устных исторических источников в школьном курсе истории России, сформулированы практические рекомендации учителям по их использованию.
Использование «устного архива» в происходящих в дидактике процессах персонализации и индивидуализации обучения является одним из важных путей повышения эффективности учебного процесса и реализации новых принципов обучения. Широкое использование устной истории в работе образовательных учреждений обусловлено также необходимостью привлечения нового материала при изучении и освоении истории на занятиях и при подготовке к ним. Методика работы с устными историческими источниками является важнейшей составляющей модернизации исторического образования. Она должна попасть в поле зрения методистов.
В данном пособии методика работы с устными историческими источниками в аудиторной и самостоятельной учебной работе не рассматривается.
Устная история в научно-исследовательской и поисковой работе
Главной целью данного пособия является методическая разработка интервьюирования, документирования, архивирования и интерпретации устных исторических источников. Рассмотрены вопросы создания новых исторических источников и их использования в научно-исследовательской работе в образовательных учреждениях разного уровня: общего среднего образования, с профильной исторической подготовкой (лицеи, гимназии), на исторических факультетах вузов, а также в работе музеев, архивов, просветительных и мемориальных учреждений.
В научной, исследовательской и поисковой деятельности устная история предоставляет учащимся и студентам возможность стать настоящими исследователями информационной историко-культурной среды того населенного пункта, в котором они проживают, беседовать с участниками, свидетелями и очевидцами исторических событий, процессов и явлений недавнего прошлого. Устная история позволяет молодым исследователям выступать в роли «ученых», начиная от постановки исторических проблем и выбора изучаемых тем, записи устных жизненных версий и субъективных описаний прошлой жизни, фиксации индивидуальных и семейных историй, отражающих недавнее прошлое во всем его многообразии и противоречивости, интерпретации устных исторических источников — и заканчивая самостоятельным научным историописанием. Практически нет таких проблем в недавней истории современного общества, о которых исследователь не мог бы получить информацию, обратившись с вопросниками к различным слоям населения.
Важно, что устная история предлагает новые подходы в исследовании прошлого — через изучение субъективного начала в истории, массового и индивидуального исторического сознания россиян XX в., механизмов исторической памяти. Создаваемая «устными историками» источниковая база расширяет поле деятельности историка-исследователя. Занятие устной историей формирует умение работать с разного вида источниками и критическое отношение к ним.
Лейбова Е. К. Методика обучения старшеклассников приемам работы с устными историческими источниками (на примере курса истории России XX–XXI вв.): дис…. канд. ист. наук. Новосибирск, 2006; Она же. «Живая история XX века»: устные источники в обучении истории // Вести. Новосибирск, гос. ун-та. 2006. Т. 5, вып. 1 (доп.): история. С. 134–138; Она же. Потенциал устной истории в решении задач профильного обучения истории // Проблемы социогуманитарного образования. Барнаул, 2005. С. 19–22; Она же. Обучение старшеклассников приемам анализа устных исторических источников // Перспективы исторического и культурного образования в вузе и школе: теория и практика. Новосибирск, 2006. С. 61–71.
Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ
В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.
Смертная казнь в США: иллинойское измерение
Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.
О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты
Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации
Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.
Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения
Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?
Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России
Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.
Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия
В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.
Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе
В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную «индустрию» здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.
Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт
В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.
Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.
Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров
Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).
Вопросы организации дистанционного образования в вузах
Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.
Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)
Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.
Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции
Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке
Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.
Советская повседневность в 1917-1953 гг в зеркале социологии и истории программы д и н проф
Тема 3. Устная история и повседневность. «Слуховая культура» в российской провинции
Устная история как социальная практика и как коллективная память. Проблема сопрягаемости информации: «история-как-прожита» и «история-как-записана». Квалификация рассказчика. Авторские притязания и ориентации. Устный дискурс: загадки и пословицы, сказки и мифы, анекдоты и смеховая культура. Роль социального контекста для «oral history».
Социокультурные и коммуникативные функции слуха. Социальные слухи как способ заполнения информационного вакуума. «Конфиденциальная» информация. Слухи и межличностное общение. Слухи как сигналы о возможных событиях. Слухи как форма выражения общественных настроений и способ их формирования. Каналы распространения слухов.
Вансина Я. Устная традиция как история (главы из книги) // Хрестоматия по устной истории / Под общей ред. М.В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 66-107.
Дмитриев А.В. Слухи как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 5-12.
Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития. Слухи как источник устной истории // Отечественная история. 2006. № 2. С.
Портелли А. Особенности устной истории // Хрестоматия по устной истории / Под общей ред. М.В. Лоскутовой. СПб., 2003. С. 32-51.
Томпсон П. Устная история. Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2003. С. 11-84.
Тонкин Э. Социальная конструкция устной истории // Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М.: ИВИ РАН, 1999. С. 159-184.
Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. «Слухи» как социальный феномен // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 82-88.
Дмитриев А.В. Социология политического юмора: Очерки. М., 1998. С. 55-57.
Дубинин Б.В., Толстых А.В. Феноменальный мир слухов // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 17-21.
Кабанов В. Советская история в слухах // История. 1997. № 29.
Кознова И.Е. XX век в социальной памяти российского крестьянства. М.: ИФРАН, 2000. 207 с.
Кринко Е.Ф. Устная история, ее проблемы и возможности // Вопросы теории и методологии истории Сб. научных трудов. Майкоп, 2001. Вып. 3. С. 37-48.
Кулешов С.В. Смешное в истории: опыт социокультурной реконструкции // Отечественная история. 2002. № 3. С. 163-169.
Латыпов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 12-17.
Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения. М., 1997. С. 11-14.
Неформальные коммуникации : Слухи // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 24-56.
Смерть Ленина : народная молва в спецдонесениях ОГПУ / Публ. Л. Кошелевой и Н. Тепцова // Неизвестная Россия. ХХ век. Книга четвертая. М., 1993. С. 9-24.
Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Русский анекдот. Текст и речевой жанр. М.: Языки славянской культуры, 2002. 144 с.
Тема 4. Советская повседневность в литературе и искусстве. Образ мещанина в партийной пропаганде и литературе первой половины XX вв.
Художественный способ познания мира. Понятие интриги и «роман с ключом». Бытописание и интерпретация фактов в художественной литературе. Круг чтения. Методы извлечения информации из литературы: контент-анализ и качественный анализ. Символизм литературы. «Типичность» художественного текста.
Мещанство как противоположность духовности и «идеал» западной цивилизации. Символы мещанства в художественном творчестве. Мещанство как «смерть личности» (А.М. Горький). Среднее сословие без добродетелей (В.В. Набоков). Отождествление мещанства с мелкобуржуазностью в советское время. Нэп и новые типажи мещанина (В.В. Маяковский, К.А. Федин, В.В. Хлебников). Признание права мещанина на существование (М.А. Осоргин). «Собачье сердце» М.А. Булгакова и проблема мещанства. Мещанство и новая советская бюрократия в произведениях М.М. Зощенко.
Бухараев В.М., Аккуратов Б.С. От неприятия скопидомства до борьбы с «контрреволюцией быта» // Отечественная история. 2002. № 1. С. 40-49.
Соколов А.К. Наука, искусство и социальные реалии минувшего века // Отечественная история. 2002. № 1. С. 60-72.
Шмидт С.О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. 2002. № 1. С. 40-49.
Аксенов В.Б. 1917 год в художественном восприятии современников // Отечественная история. 2002. № 1. С. 96-101.
Вихайванен Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции: Пер с англ. – СПБ.: Изд. дом «Коло», 2004. 416 с.
Зубкова Е.Ю. От «детской» литературе и других проблемах нашей исторической памяти // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Г.А. Бордюгова. М., 1996. С. 155-175.
Кац Р.С. История советской фантастики. 3-е изд. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. 202 с.
Кулешова Н.Ю. «Большой день»: Грядущая война в литературе 1930-х годов // Отечественная история. 2002. № 1. С. 181-191.
Секиринский С.С. От книги про дельца до «книги про бойца» // Отечественная история. 2002. № 1. С. 191-195.
1917 год в сатире / Сост. С.Д. Дрейден. М.;Л: Госиздат, 1928. 206 с.
Это просто смешно! Или зеркало кривого королевства. М.: Х.Г.С., 1994. 302 с.
Яичница всмятку или несерьезно о серьезном : Над кем и над чем смеялись в России в 1917 году / Публ. подг. В.В. Журавлев. М.: Британский Бизнес клуб; РНИСиНП, 1992. 252 с.
Robin R. Popular Literature of the 1920s: Russian Peasants as Readers // Russia in the Era of NEP: Explorations in Soviet Society and Culture. Bloomingdale and Indianapolis: Indiana University Press, 1991. Р. 253-267.
Тема 5. Советская повседневность: нормы и аномалии. Механизмы выживания в голодные годы
«Искусственный» голод и трансформация приспособленческих механизмов голодающего социума. Поведенческие стереотипы. «Отход» на заработки и за продовольствием в районы, не пораженные голодом. Массовое «мешочничество». «Голодная» миграция. Суррогаты и «голодный хлеб». Массовые случаи воровства и бандитизм. Разгром ссыпных пунктов и мельниц. Государственная помощь и крестьянские комитеты общественной взаимопомощи. Трупоедство и людоедство как проявления психопатологии.
Ионин Л. К антропологии повседневности // Свобода в СССР / Статьи и эссе. СПб., 1997. С. 316-360.
Лубский А.В., Рябцев В.Н. История России в социальном измерении // Холмс Л. Социальная история России: 1917-1941. Пер. с англ. Ростов-на-Дону, 1993. С. 3-13.
Орлов И.Б. Между «Царь-голодом» и «Товарищем Урожаем» (1921-1922 гг.) // Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М.: РОССПЭН, 2004. С. 467-485.
Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (20-30-е годы). М.: Молодая гвардия, 2003. 573 с.
Бедин В., Кушникова М., Тогулев В. Кемерово и Сталинск: Панорама провинциального быта в архивных хрониках 1920-1930-х гг. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 632 с.
Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 320 с.
Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. / Отв. ред. А.К.Соколов. М.: РОССПЭН, 1997. 328 с.
Жизнь 1920-х годов глазами детей и молодежи // Век нынешний, век минувший… Исторический альманах. Ярославль, 1999. С. 150-159.
Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. М.: РОССПЭН, 2004. 240 с.
Журавлев С.В., Соколов А.К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы // Социальная история. Ежегодник, 1997. М.: РОССПЭН, 1998. С. 287-334.
Иванов Ю.М. Положение рабочих в России в 20-х – начале 30-х годов // Вопросы истории. 1998. № 5. С. 28-44.
Иоффе А.Н. Быт Москвы 1920-х годов: Социокультурные зарисовки // Преподавание истории в школе. 1997. № 5. С. 15-19.
Исаев В.И. Повседневная жизнь в 1930-х годах: Сравнительный анализ национал-социализма и сталинизма // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 125-143.
Канищев В.В. Приспособление ради выживания (Мещанское бытие эпохи «военного коммунизма») // Революция и человек. Быт, нравы, поведение, мораль. М., 1997. С. 98-115.
Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. М.: Институт философии РАН, 1996. 216 с.
Корноухова Г.Г. Советские рабочие в 1920-30-х гг.: проблемы изучения уровня жизни // Российское общество: социально-политическая, экономическая и культурная история. Материалы третьей Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: Изд-во РУДН, 2001. С. 39-42.
Корноухова Г.Г. Питание советского человека в 1920-30-х гг. (по материалам Астраханской области) // Опыты историко-антропологических исследований. Сборник научных работ студентов и аспирантов. 2001. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 45-61.
Ландау Ю. Повседневная жизнь в индустриальной провинции Кузбасс в довоенное время // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 160-170.
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. 340 с.
Лившин А.Я., Орлов И.Б. Власть и общество: Диалог в письмах. М.: РОССПЭН, 2002. 208 с.
Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917 – 1922 гг. М.: РОССПЭН, 2001. 632 с.
Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е гг. / Под ред. Т. Вихавайнена. СПб.: Журнал «Нева»; Ин-т Финляндии в СПб., 2000. 480 с.
Обыденный нэп (Сочинения и письма школьников 20-х гг.) / Публ. В. Козлова и Е. Семеновой // Неизвестная Россия. ХХ век. Книга третья. М., 1993. С. 259-323.
Общество и власть : 1930-е годы. Повествование в документах / Отв. ред. А.К.Соколов. М.: РОССПЭН, 1998. 352 с.
Орлов И.Б. Голод и социальное равенство (на примере Поволжья) // Духовность, Сергиев Посад. 2003. Книга пятая. Проблемы регионалистики. С. 125-134
Орлов И.Б. Голодные годы в России и исторические механизмы социальной адаптации // Человек в российской повседневности: Сб. научн. ст. М.: СТИ МГУС, 2001. С. 147-156.
Орлов И.Б. «Сытый голодному не разумеет»: проблема выживания в «письмах во власть» (1917-1927 годы) // Армагеддон. 1999. Кн. 4. С. 85-96.
Петроград на переломе эпох : Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 349 с.
Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты) // Отечественная история. 2000. № 3. С. 125-132.
Революция и человек. Быт, нравы, поведение, мораль / Под ред. П.В. Волобуева. М.: ИРИ РАН, 1997. 224 с.
Российская повседневность 1921-1941 гг.: Новые подходы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995. 156 с.
Трудовые конфликты в советской России 1918-1929 гг. / Под ред. Ю.И. Кирьянова и др. М.: «Эдиториал УРСС», 1998. 357 с.
Фицпатрик Ш. Повседневный социализм. Социальная история Советская России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2001. 336 с.
Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001. 422 с.
Черныx А. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. М.: Памятники исторической мысли, 1998. 280 с.
Тема 6. Коммунальная квартира как социокультурный феномен
Культурная и историческая антропология. Идея взаимоопосредования социальной практики и культурных представлений. Идея дома-коммуны (М.В. Буташевич-Петрашевский). Понятие «жилая площадь». Декрет «Об уничтожении частной собственности на недвижимость в городах» от 10 августа 1918 г. и политика «уплотнения» квартир. Революционный «жилищный передел» в столицах. Коммунальная организация жизни. Превращение «коммуналки» в социокультурный феномен в 1930-е гг. Ведомственное жилье. Коммунальная квартира как синтез культуры и антикультуры. Адаптационные функции «коммуналки».
Близнакова М. Советское жилищное строительство в годы эксперимента: 1918-1933 годы // Жилище в России: век ХХ. Архитектура и социальная история. Монографический сборник. М.: «Три квадрата», 2001. С. 53-89.
Иванов В.В. Семиотика культуры среди наук о человеке в XXI столетии // Одиссей. 2000. С. 86-95.
Орлов И.Б. Жилищная политика советской власти в первое послереволюционное десятилетие // – Наука – сервису: VIII-я Международная научно-практическая конференция: Сборник докладов на пленарном заседании / Под ред. Ю.Н. Маслова. Ч. I. М.: МГУС, 2003. С. 142-149.
Зверев В.А. Материалы массовых санитарных обследований селений и жилищ Сибири в 1920-е годы как историко-культурологический источник // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири. (Середина XIX-XX вв.). Новосибирск, 1997. С. 130-154.
Жилище в России : век ХХ. Архитектура и социальная история. Монографический сборник. М., 2001.
Измозик В.С., Лебина Н.Б. Жилищный вопрос в быту ленинградской партийно-советской номенклатуры 1920-1930-х годов // Вопросы истории. 2001. № 4. С. 98-110.
Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации (Вторая половина 1920-х – 1930-е гг.). Новосибирск, 1996.
Орлов И.Б. «Мир, вывернутый наизнанку»: Коммунальное жилье как «неотъемлемая норма жизни» рабочих семей // Солидарность. 2002. № 12. С. 14-15.
Смирнова Т.М. Жилищная политика советской власти в годы нэпа. По материалам демуниципализации в Москве и Московской губернии // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., 2002. С. 276-288.
Тяжельникова В.С. Заводское жилье в 1935 – первой половины 1960-х гг. (По материалам завода «Серп и молот») // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 98-115.
Черных А.И. Жилищный передел: политика 20-х годов в сфере жилья // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 71-78.
Russia in the Era of NEP : Explorations in Soviet Society and Culture / Ed. by Sheila Fitzpatrick, Alexander Rabinowitch, and Richard Stites. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1991. 344 p.
Тема 7. Семья и брак в Советской России 1920-1930-х годов ХХ в.
«Новая научная история» и расширение тематики частной жизни: история семьи, сексуальности и т.п. Выделение истории семьи в качестве самостоятельной дисциплины. От истории домохозяйства к вопросам внутрисемейных отношений. Комплексный подход середины 1980-х гг.: изучение брака, деторождения и воспитания детей, старения и смерти ее членов. Семейные стратегии поведения (П. Бурдье). Связь семейной истории и социальных изменений (М. Андерсон). Понятие «жизненного пути» (Т. Харевен). Теория жизненных переходов. Семейный цикл.
Активная переоценка традиционных ценностей семьи. Идеи о ведущей роли в жизни человека коллективных, а не семейных интересов. Влияние индустриализации и урбанизации на семейные функции, ценности и внутрисемейные трансформации. В поисках семьи «нового типа». Факторы, определявшие характер рабочего быта: социальное происхождение рабочей семьи и имевшиеся материальные и культурные навыки; экономическое благосостояние и, прежде всего, уровень зарплаты; новые социальные условия и политические права. Сочетание традиционных устоев и новых веяний. Формы рабочей семьи: «рабочая целина», «первые борозды» и «новь». Брачно-семейное законодательство 1920-х гг. Семейные бюджеты. Курс на укрепление семьи и брака в начале 1930-х гг.
Араловец Н.А. Семейные отношения городского населения Российской Федерации в 1927-1959 гг. // Вестник РУДН. Серия «История России». М., 2003. № 2. С. 144-153.
Вербицкая О.М. Крестьянская семья в 20-50-е годы // Население России в 1920-1950-е годы: Численность, потери, миграции: Сб. научн. трудов. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 115-131.
Муравьева М.Г. История брака и семьи: западный опыт и отечественная историография // Семья в ракурсе социального знания: Сборник научных статей. Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2001. С. 5-24.
Орлов И.Б. Семейный быт московских рабочих в 1920-е годы: жилищные условия, питание, досуг // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005. С. 45-54.
Араловец Н.А. Городская семья в России, 1897-1926 гг.: историко-демографический аспект. М.: ИРИ РАН, 2003. 235 с.
Араловец Н.А. Разводимость городского населения СССР в 1920-е гг. // Аграрное и демографическое развитие Сибири в контексте российской и мировой истории, XVII-XX вв. Новосибирск: СО ИИ РАН, 1999. С. 162-164.
Араловец Н.А. Семейные отношения у горожан России в первое двадцатилетие ХХ в. // Человек в российской повседневности. М.: МГУС, 2001. С. 85-92.
Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики //Семья и семейная политика / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР и Госкомтруд СССР, 1991.
Волков А.Г. Эволюция российской семьи в ХХ веке // Мир России. М., 1999. № 4. С. 47-57.
Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996.
Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М.: РОССПЭН, 2001. 280 с.
Кабо Е.О. Очерки рабочего быта: Опыт монографического исследования домашнего рабочего быта. Т.1. М.: Книгоиздательство ВЦСПС, 1928. 290 с.
Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997. 564 с.
Михайлова М.В. Эволюция социокультурных представлений о советской семье в 1920-е годы // Советский человек: генезис, эволюция, развитие: Сборник статей. Армавир, 2003. С. 85-99.
Орлов И.Б. Между стенизмом и ангедонией (Некоторые заметки о половом вопросе в России 20-х годов) // Армагеддон. 1999. Кн. 3. С. 94-100.
Орлов И.Б. Между «целиной» и «новью»: рабочая семья периода нэпа // Солидарность. 2002. № 29. С. 14-15.
Райх В. Сексуальная революция. СПб.; М.: Университетская книга; АСТ, 1997. 352 с.
Johnson R. Family Life in Moscow during NEP // Russia in the Era of NEP: Explorations in Soviet Society and Culture. Bloomingdale and Indianapolis: Indiana University Press, 1991. P. 106-124
Тема 8. «Нормированный сервис»: карточная система в СССР
«Продовольственный вопрос» вместо продовольствия. Классовый паек периода Гражданской войны. Мешочничество. Тактика теневого распределения. Введение всесоюзной карточной системы на хлеб. Дефицит. Карточная система 1931-1935 гг. как «кнут и пряник» индустриализации. Иерархия магазинов и столовых, норм и цен. Спецснабжение. Государственное централизованное нормированное распределение хлеба, продовольствия и промышленных товаров в годы Великой Отечественной войны. Потребительские группы. « Предпочтение в ударности есть и предпочтение в потреблении». Специфика хлебного снабжения. Злоупотребления в сфере снабжения. Карточная система 1941-1947 гг.: успехи и издержки.
Орлов И.Б. Хлебное снабжение в годы войны // Soviet and Post-Soviet Revue, California (USA). 2003. Vol. 30. No. 2. P. 111-152.
Букин С.С. Обеспечение продуктами питания городского населения Сибири // Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 1986. С. 66-81.
Веселов А.П. Борьба с голодом в блокадном Ленинграде // Отечественная история. 2002. № 3. С. 156-162.
Давыдов А.Ю. Мешочничество и советская продовольственная диктатура. 1918-1922 годы // Вопросы истории. 1994. № 3. С. 41-54.
Исаков А.Н. Снабжение и торговля на Северо-востоке России в годы Великой Отечественной войны // Исторические аспекты Северо-востока России: экономика, образование, колымский ГУЛАГ. Магадан, 1996. С. 115-136.
Кризис снабжения 1939-1941 гг. в письмах советских людей / Публ., предисл. Е.А.Осокиной // Вопросы истории. 1996 № 1. С. 3-23.
Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. М.: РОССПЭН, 2001. 632 с.
Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М.: РОССПЭН, 1999. 271 с.
Осокина Е.А. Легенда о мешке с хлебом: кризис снабжения 1936/37 года // Отечественная история. 1998. № 2. С. 92-107.
Осокина Е.А. Люди и власть в условиях кризиса снабжения. 1939-1941 годы // Отечественная история. 1995. № 3.
Осокина Е.А. Советская жизнь: обыденность испытания (на примере истории Торгсина и ОГПУ) // Отечественная история. 2004. № 2. С. 113-124.
О политических настроениях населения г. Москвы в связи с уменьшением нормы выдачи хлеба // Служба безопасности. 1993. №3. С.32-33.
Павленко Г.К. Продовольственное обеспечение учебных заведений системы трудовых резервов Урала (1941-1945 гг.) // Социально-экономическое развитие Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Челябинск, 1985. С.48-59.
Перчиков Ю.А. Продовольственное обеспечение тружеников тыла Горьковской области в 1941-1945 гг. // Мининские чтения. Н. Новгород, 1992. С. 135-138.
Тема 9. Алкогольная политика и «пьяная культура» в Советской России
Предыстория вопроса: от корчмы к кабаку. Откупная система и трактиры. Винная монополия С.Ю. Витте: плюсы и минусы. Революция и самогон. Утопия всеобщей трезвости. От «сухого закона» к дешевой водке. Общество борьбы с алкоголизмом. Изменение алкогольной политики в середине 1930-х гг. Состояние перманентного пьянства.
Араловец Н.А. Питие Москвы и Подмосковья, 1920-е годы // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005. C. 37-44.
Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. Питейная политика и «пьяная культура» в России: век ХХ-й. М.: Изд-во МГОУ, 2005. 176 с.
Канищев В., Протасов Л. «Допьем романовские остатки!» Пьяные погромы в 1917 году // Родина. 1997. № 8. С. 62-65.
Лебина Н.Б. Рабочая молодежь и антиалкогольное движение 1920-х годов // Народная борьба за трезвость в русской истории. Л., 1989. С. 45-47.
Литвак К.Б. Самогоноварение и потребление алкоголя в российской деревне 1920-х годов // Отечественная история. 1992. № 4. С. 74-88.
Мирошниченко Л.Д. Энциклопедия алкоголя: Великие люди. История. Культура. М.: Вече, 1998. 560 с.
Такала И.Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. СПб.: Журнал «Нева», 2002. 335 с.
Тихомирова Н.М. Производство и потребление алкоголя в первые годы нэпа: механизм контроля и формы противодействия // Источник. Историк. История: Сборник научных работ. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. Вып. 1. С. 509-528.
Яров С.В. К вопросу о причинах роста алкоголизма в 1920-х годах // Народная борьба за трезвость в русской истории. Л., 1989. С. 42-44.
Тема 10. Студенчество в 1920-1930-е годы: бытовая и учебная повседневность
Студенческий контингент: принципы формирования и регулирования. С реднестатистический портрет советского студента. Материально-бытовые условия жизни российского студенчества в 1920-х годах: социальное и стипендиальное обеспечение, питание, одежда и жилищные условия. Студенческие бюджеты. Студенческая семья. Формы студенческой самопомощи: землячества и коммуны.
Студенчество как образовательная корпорация. Особенности учебного процесса. Бригадно-лабораторный метод. Чистка вузов.
Дорохина О.В. Отношение к семье и браку студенческой молодежи в 20-е годы // Семья в России. 1996. № 1.
Орлов И.Б. Студенческая семья 1920-х гг.: попытка многофакторного анализа // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века): Сборник научных статей. М.: Изд-во МГОУ, 2004. С. 110-119.
Постников Е.С. Модернизационные процессы в России в 1920-е г.г. и студенчество // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (ХVІІІ – ХХ в.) Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Омск, 1995. Т. ІІ. С. 91-94
Еремеева Е.В. Высшая школа Кубани в годы нэпа // Нэп и становление гражданского общества в России: 1920-е годы и современность (материалы Всероссийской научной конференции, г. Славянск-на-Кубани, 17-20 октября 2001 г.). Краснодар, 2001. С. 182-183.
Постников Е.С. Студенчество Тверского педагогического: 1917-1924 годы // Тверская земля в прошлом и настоящем. Сборник научных трудов. Тверь: ТГУ, 1994. С. 135-151.
Стецура Ю.А. Революционный пафос и трагизм поколоения 20-х и 30-х годов. Екатеринбург-Пермь 1995/
Чернов М.П. Петроградское студенчество в борьбе за свободную высшую школу в 1918-1922 г.г. // Вопросы истории. 2000. С. 135-140.
Тема 11. Повседневность на микроуровне: художник и книга в лагере
Искусство протеста. Нетоталитарное искусство «тоталитарной» эпохи. Творчество как выход из рутины лагерного бытия. Между соцреализмом и андеграундом. Лагерные библиотеки. Роль книги в лагерной жизни.
Большие резервы «малой истории» // Отечественная история. 2001. № 6.С. 118-128.
Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 207-235.
Куделко С.М. История повседневности в контексте исторического краеведения // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 144-149.
Берберыуш Е. Голос из ГУЛАГа. Беседы с Ольгердом Волынским / Пер. с пол. М.: Валент, 2000. 118 с.
Карлаг в 40-х годах // Советские архивы. 1991. № 6. С. 30-46.
Лебина Н. О пользе игры в бисер. Микроистория как метод изучения норм и аномалий советской повседневности 20-30-х годов // Нормы и ценности повседневной жизни: становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е годы / Под ред. Т. Вихавайнен. СПб., 2000. С. 9-26.
Леви Д. К вопросу о микроистории // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167-190.
Обертрайс Ю. Повседневная жизнь в квартирах Ленинграда в 1920-е годы: Микроистория // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 222-235.
Орлов И.Б., Елохин К.А., Цыганова Л.А. Орлеанская девственница» в лагерном интерьере // Гуманитарный сервис. Книга 1. История повседневности. М., 2003. С. 63-71.
Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей. 1996. М., 1996. С. 110-127.
Тилли Ч. Микро, макро или мигрень? // Социальная история. Ежегодник, 2000. М., 2000. С. 7-16.
Davies S. Popular Opinion in Stalin’s Russia. Terror, Propaganda and Dissent, 1934-1941. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 286 p.
Peterson W.A., Gist N.P. Rumor and Public Opinion // American Journal of Sociology. 1951. № 57. P. 159-167.
Тема 12. Повседневный быт маргинальных групп. Образ нэпмана в советской сатире 1920-1930-х гг.
Понятие маргинальности. Маргинальные группы населения в Советской России и их повседневный быт. Хулиганство как культурный конфликт в городском обществе и как процесс формирования идентичностей.
Сатира как средство анализа интеграции различных слоев нэповского общества. Возрождение юмористики старого образца: «Веселая простокваша», «Вечерний вопль», «Желчные камни» и другие издания. Рост сатирической журналистики «нового типа»: «Крокодил», «Красный перец», «Бегемот», «Смехач» и пр. «Гримасы нэпа» в сатире 1920-х гг. «Новая буржуазия» как антипод образа власти: «имущие» и «власть имущие». Образ эксплуататора и классового врага. Феномен «социального зооморфизма». Превращение образа «эксплуататора» во «внутреннего врага» Советской власти и «пятой колонны» мирового капитала.
Бордюгов Г.А. Социальный паразитизм или социальные аномалии?: Из истории борьбы с алкоголизмом, нищенством, проституцией, бродяжничеством в 20-30-е гг. // История СССР. 1989. № 1. С. 60-73.
Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х гг. // Вопросы истории. 1994. № 2. С. 30-43.
Мусаев В.И. Преступность в Петрограде в 1917-1924 гг. и борьба с ней. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 208 с.
Бокарев Ю. Власть и преступность в период становления советской системы // Россия XXI. 1993. № 9/10. С. 82-95.
Бокарев Ю. Власть и преступность в России от периода индустриализации до Великой Отечественной войны // Россия XXI. 1993. № 10. С. 16-23.
«Бублики для республики» : исторический профиль нэпманов: Монография / Под ред. Р.А. Хазиева. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 224 с.
Булдаков В.П. К изучению психологии и психопатологии революционной эпохи (Методологический аспект) // Революция и человек. Социально-психологический аспект. М., 1996. С. 4-17.
Волосник Ю.П. Социальный портрет нэпмана Украины: мифы и реальность // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 65-77.
Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб., 1998. 123 с.
Курышев И.В. О красном бандитизме в Приишимье (1920-1921 гг.) // Западносибирское краеведение. Вып. 2. Ишим, 1997. С. 120-125.
Литвак К.Б. Политическая активность крестьянства в свете судебной статистики 1920-х годов // История СССР. 1991. № 2. С. 129-142.
Лебина Н.Б. Повседневность 1920-1930-х годов: «Борьба с пережитками прошлого» // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2-х тт. Т. 1. / Под общ. ред. Ю.Н.Афанасьева. М., 1997. С. 44-290.
Орлов И.Б. Парадоксы российской психоментальности: массовое сознание эпохи нэпа // Армагеддон. 1999. Кн. 1. С. 59-66.
Орлов И.Б. Образ нэпмана в массовом сознании 20-х гг.: мифы и реальность // Новый исторический вестник. 2002. № 1 (6). С. 29-42.
Рябинина Н.В. Детская беспризорность и преступность в 1920-е годы (На материалах губерний Верхнего Поволжья). Ярославль, 1999.
Смирнова Т.М. «Бывшие люди» Советской России: Стратегии выживания и пути интеграции. 1917-1936 годы. М.: Изд. дом «Мир истории», 2003. 296 с.
Угроватов А.П. Нэп и законность (1921-1929 гг.). Новосибирск: Советская Сибирь, 1997. 106 с.
Шкаровский М. Семь имен «кошки»: расцвет наркомании в 1917-1920-е гг. // Невский архив. Вып. 3. СПб., 1997. С. 467-477.
Ball A.M. Russia’s last capitalists. The nepmen, 1921-1929. Berxeley, Los Angeles, London, 1990. 226 p.
Тема 13. История повседневности и постмодернизм. Коллизии нэпа в зеркале историко-революционного немого кино
Постмодернизм: отказ от политики и идеологии, замена истории «сверху» историей «снизу», исторический синтез на микроуровне общества, отказ от исторического объяснения и возврат к повествованию на герменевтического прочтения источников. Понятие «нового историзма» как понимание человека через историю. Лингвистический поворот в историографии и «олитературивание» истории. Понятие «интерпретации прошлого» (Ж. Дюби и Г. Лардро). Перенос исследовательских интересов из сферы микроисторических структур в область микроисторических ситуаций. Постструктурализм К. Леви-Стросса. Текст как единственная реальность. Деконструкция текста через «Я». Теория «становления» истории. Концепция «коллективного бессознательного» (Ж. Деррида). Инварианты и архетипы. Практика «интеллектуальных интерпретаций.
«Кино – это книга для неграмотных». Роль кинематографа в «презентации» режима и успехов его политики. Всероссийский комитет по делам кино. Декрет Совнаркома от 27 августа 1919 г. о национализации фотокинопредприятий. Агитпоезда и революционная кинохроника. Создание Госкино и централизация кинематографического дела. «Коммерческое» кино и миф «революционного обновления» общества. Историко-революционное кино и задача конструирования новой «революционной действительности». Фабрика эстетического актера (Г. Козинцев, Л. Трауберг и С. Юткевич). «Красные дьяволята» И. Перестиани. По нэпу – «высоким искусством». Картины С. Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец Потемкин». К онец влиянию пролеткультовских художественных канонов на советский кинематограф. Образ эмигранта-диверсанта в фильме «Его призыв» Я. Протазанова.
Анкерсмит Ф.Р. Историография и постмодернизм // Современные методы преподавания новейшей истории. М.: ИВИ РАН, 1996. С. 142-163.
Джойс П. Конец социальной истории? // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 114-141.
Орлов И.Б. «Гримасы нэпа» в историко-революционном фильме 1920-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 21-30.
Прайс Р. Конец социальной и рабочей истории? // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 85-98.
Соколов А.К. Источниковедение и путь к современной лаборатории изучения новейшей истории России // Мир историка. ХХ век: Монография. М.: ИРИ РАН, 2002. С. 316-324.
Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М.: РОССПЭН, 1999. С. 66-75.
Зак М.Е. Кино как искусство, или Настоящее кино. М.: Материк, 2004. 440 с.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
История страны / История кино / Под ред. С.С. Секиринского. М.: Знак, 2004. 496 с.
Медведев А.Н. Территория кино. М.: ВАГРИУС, 2001. 288 с.
Миронов Б.Н. Пришел ли постмодернизм в Россию? Заметки об антологии «Американская русистика» // Отечественная история. 2003. № 3. С. 135-146.
Мучник В.М., Николаева И.Ю. От классики к постмодерну: о тенденциях развития современной западной исторической мысли // К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. С. 5-52.
Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996.
Спиридонова В.А. Ценности россиян и социальный смысл постмодернистского проекта // Исследования политики и культуры современной России: Сборник научных трудов. СПб.: СПбГАХПТ, 1997. С. 32-37.
Тема 14. Отдых и досуг в советской истории. Туризм как форма общественно-политической работы
Активные формы отдыха. Социокультурный сервис в СССР: спортивно-оздоровительный, книжный, библиотечный, музейный и зрелищный. Самодеятельный или плановый туризм? Борьба за политизацию пролетарского туризма. Военизация экскурсионно-туристской работы.
Усыкин Г.С. Общество пролетарского туризма и экскурсий (1927-1936) // Его же. Очерки истории российского туризма. М.; СПб.: Изд. торговый Дом «Герда», 2000. С. 100-122.
Вербицкая О.М. Будни и праздники московского дома крестьянина // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005. С. 13-21.
Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М.: «Янус-К», 1998. 168 с.
Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1988. 192 с.
Ионин Л. Театр культурных форм // Свобода в СССР / Статьи и эссе. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1997. С. 213-229.
Мальте Рольф. Советские массовые праздники в Воронеже и Центрально-Черноземной области России (1927-1932). Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. 125 с.
Невежин В.А. Праздники советской элиты: большие кремлевские приемы 1930-х –начала 1940-х гг. // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005. С. 21-37.
Пеньков В.Ф. Из практики осуществления культурной революции в Тамбовском крае (1926-1932 гг.): Историко-политологический аспект проблемы // Общественно-политическая жизнь российской провинции. ХХ век: Материалы конференции. Вып. III. Тамбов, 1997. С. 109-120.
Писцов К.М. Политика советского государства в области образования и культуры в первой трети ХХ века на примере экскурсионного дела // Россия: идеи и люди. (Памяти Б.А. Томана). Сборник научных трудов. Вып. VI. М.: Изд-во «СигналЪ», 2001. С. 186-194.
Привалова Т.В. Крестьянские будни и праздники: посиделки, помочи, свадьбы. 1900-1920-е годы // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005. С. 232-240.
Тяжельникова В.С. Общественная работа в советской повседневности 1920-х гг. // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 97-101.
Черных А.И. Становление России Советской: 20-е годы в зеркале социологии. М., 1998. 282 с.
Tourism and Travel in Russia and the Soviet Union // Special Issue to the Slavic Review 64, no. 4 (Winter 2003).
Тема 15. Военная повседневность как «нормальное исключение»
H omo belli – «человек войны». Уклад повседневной фронтовой жизни. «Окопный» быт. Алкоголь на войне: «наркомовские 100 грамм».
Борьба за физическое выживание. Девиантное поведение и репрессии в годы войны. Потребление и качество жизни. Военные бюджеты. Эвакуация. Повседневность на оккупированной территории. Налаживание жизни на освобожденных территориях. Религиозный опыт. Роль женщин в тылу.
Лившин А.Я., Орлов И.Б. Предисловие // Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945. М.: РОССПЭН, 2003. С. 5-12.
Алексеев В.В., Исупов В.А. Население Сибири в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск: Наука, 1986. 230 с.
Андреевский Г. Москва. Сороковые годы. М.: Московский рабочий, 2001.
Бонвеч Б. Сталинград. История и воспоминания // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 48-58.
Военный голод (докладные записки Л.П.Берии о положении в освобожденных районах) // Родина. 1995. № 11. С. 45-47.
Гончаров Г.А. Жилищное строительство и продовольственный вопрос на Урале в годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в XVIII-XX веках. Челябинск, 1997. С. 37-67.
Горинов М.М. Будни осажденной столицы: жизнь и настроения москвичей (1941-1942 гг.) // Отечественная история. 1996. № 3. С. 3-28.
Документы гражданской жизни в годы Великой Отечественной войны // Родина. 1991. № 6/7. С. 57,74.
Документы гражданской жизни военной Москвы // Служба безопасности. 1995. № 3/4. С. 34-35.
Жиромская В.Б. Военные будни Москвы // Москва и Подмосковье: праздники и будни. Всероссийская научная конференция: Сборник статей. М.: Изд-во МГОУ, 2005. С. 4-12.
Зинич М.С. Люди и власть: решение социальных проблем в годы Великой Отечественной войны // Личность, общество и власть в истории России: Системный компаративный анализ: Материалы Третьей международной конференции. М.: Изд-во РУДН, 1998. С. 305-309.
Зинич М.С. Помощь семьям фронтовиков и инвалидам Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг. // Проблемы внешней и внутренней политики СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1988. С. 167-183.
Кожурин В.С. Неизвестная война: Деятельность советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны. М.: АОН, 1990. 288 с.
Кринко Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942-1943 гг.). Майкоп, 2000. 242 с.
Кринко Е.Ф. Устная история: рассказы о войне // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Исторические, социально-экономические и политические науки. Майкоп, 2000. № 4. С. 49-54.
Лившин А.Я., Орлов И.Б. Советская власть плюс военизация всей страны // Историки размышляют. Сборник статей. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1999. С. 215-235.
Палецких Н.П. Социальная политика на Урале в период Великой Отечественной войны. Челябинск: ЧГАУ, 1995. 184 с.
Рожков А.Ю. Повседневная жизнь красноармейцев 1920-х годов: формы протеста // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 248-266.
Сенявская Е.С. Повседневность российской армии в войнах ХХ века: понятие, структура и психология фронтового быта // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 131-138.
Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: Исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999. 383 с.
Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. М., 1995. 220 с.
Скоробогатов А.В. «Жизнь с врагом»: повседневная жизнь в оккупированном немцами Харькове (1941-1943) // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 312-325.
Соболев Г.Л. Блокада Ленинграда: трагедия подвига // Вестник СПб. ун-та. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. 1993. Вып. 2. С. 3-14.
Токарев В.А. Война и труд: стереотипы гражданской войны в организации трудовых отношений в СССР в 1941-1945 гг. // Человек и война (Война как явление культуры). Сборник статей / Под редакцией И.В. Нарского и О.Ю. Никоновой. М.: АИРО-ХХ, 2001. С. 419-441.
Человек и война. Война как явление культуры / Под ред. И.В. Нарского и О.Ю. Никоновой. М.: АИРО-ХХ, 2001. 478 с.
Чухрай Г.Н. Моя война. М.: Алгоритм, 2001. 304 с.
Шалак А.В. Условия жизни и быт населения Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Иркутск: Изд-во Иркутской ГЭА, 1988. 183 с.
Barber J., Harrison M. The Soviet Home Front, 1941-1945: A Social and Economic History of the USSR in World war II. London and New York, 1991.
Вопросы к зачету по курсу « Советская повседневность в 1917-1953 гг. в зеркале социологии и истории»
Социальная история как интегральная история общества
Сущность и основные категории повседневности
Германская и российская школы повседневной истории
Источники, принципы и методы истории повседневности
Устная история и повседневность
«Слуховая культура» в российской провинции
Советская повседневность в литературе и искусстве
Образ мещанина в партийной пропаганде и литературе первой половины XX вв.
Особенности повседневной жизни советского периода
Повседневность революционной эпохи
Механизмы выживания в голодные годы
Культурная и историческая антропология
Коммунальная квартира как социокультурный феномен
«Новая научная история» и расширение тематики частной жизни. Семейная история: от истории домохозяйства к вопросам внутрисемейных отношений
Рабочая семья в Советской России 1920-х гг.: сочетание традиционных устоев и новых веяний. Формы рабочей семьи
«Нормированный сервис»: карточная система в СССР
Иерархия групп и норм потребления. Спецснабжение
Революция и самогон. От «сухого закона» к дешевой водке
Студенчество в 1920-е годы: бытовая и учебная повседневность
Студенческая семья 1920-х годов: проблемы любви и брака
Микроистория и повседневность
Искусство протеста: художник и книга в лагере
Повседневный быт маргинальных групп в Советской России
Образ нэпмана в советской сатире 1920-х гг.
Социальная история и постмодернизм
Коллизии нэпа в зеркале историко-революционного немого кино
Отдых и досуг в советской истории. Массовые праздники
Туризм как форма общественно-политической работы
Уклад повседневной фронтовой жизни
Советский тыл: борьба за выживание. Военные бюджеты