васильевский остров линии история
Васильевский остров линии история
История Васильевского острова
Васильевский Остров считался “Пятой Частью” Санкт-Петербурга.
“Первоначальное строение партикулярных людей” появилось на Васильевском Острове в 1703 году, причем А. И. Богданов пишет, что “сей остров с самых первоначальных лет населен был служителями. Князя Меншикова”,
Пункты выдачи интернет магазинов на Васильевском острове
Покупки в интернет магазинах с каждым днем становятся все более популярными, благодаря более низким ценам, удобству выбора товара, возможностью, не торопясь, ознакомиться с подробным описанием товаров, отзывам о них и о выбранном интернет магазине.
Имеется два варианта покупки товаров в онлайн магазинах:
Большая часть магазинов поддерживает оба способа. Для тех, кто еще не имел опыта online покупок, рассмотрим их подробнее.
Предлагаем вашему вниманию список интернет магазинов Санкт-Петербурга, преимущественно имеющих пункты выдачи на Васильевском острове. Но в каталоге вы найдете и другие интересные магазины, продающие уникальный и интересный товар или имеющие выгодные условия, и, конечно, выполняющие доставку покупок в Санкт-Петербург и Василеостровский район. Также, постараемся держать вас в курсе акций и скидок указанных интернет магазинов.
Обратите внимание, что это не обычный каталог online магазинов, каких немало на просторах интернета. Все магазины отобраны вручную, почти все опробованы лично и не имеют серьезных недостатков, и, тем более, не являются фирмами-однодневками, рассчитанными на быструю продажу партии товара и исчезновение вместе с гарантийными обязательствами.
Все магазины будут постоянно «мониториться» на различных тематических форумах, каталогах магазинов, yandex маркете, а так же, конечно, будут учитываться ваши отзывы. Не претендуя на полноту списка и охват всех областей торговли и всего ассортимента товаров,в итоге, надеемся получить независимый рейтинг вручную отобранных магазинов с отзывами «живых» покупателей (так же, по возможности, проверенных).
Видео о Васильевском острове
Александр Городницкий. „Атланты держат небо«- фильм-воспоминание. Документальный многосерийный фильм по мотивам книги воспоминаний «След в океане». журналист Наталия Касперович, оператор Семен Фриндлянд; композитор Геннадий Цыпин. Серия1 „Васильевский остров».
Выпуск программы из цикла Телеканала «Санкт-Петербург» «Малые родины большого Петербурга»
Линии Васильевского острова
Голодай остров (ныне остров Декабристов)
Линии Васильевского острова
Линии Васильевского острова
Первые упоминания о линиях на Васильевском острове относятся к 1710-м годам. Пётр I, мечтавший, чтобы новая столица была похожа на его любимый Амстердам, распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных каналов должны были именоваться перспективами (от латинского perspicio – «просматриваю»), а вдоль поперечных – линиями (от латинского же lineo – «переулок, закоулок»). По сложившейся в первые десятилетия существования города и позже исчезнувшей традиции линиями стали называть проезды, застроенные только с одной стороны. Поэтому вдоль каждого поперечного канала прошли две линии – по правому и по левому берегу. Самая первая линия получила название Кадетской, по расположившемуся в бывшем дворце Меншикова Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу, а остальные были пронумерованы – от 1-й до 27-й.
В городе, где реки и каналы 6 месяцев в году скованы льдом, затея Петра была обречена с самого начала. Каналы проложили только до 13-й линии, и то не везде и не на всю длину, к прокладке продольных каналов и не приступали. К тому же генерал-губернатор Петербурга А. Д. Меншиков, не разделявший замысел Петра и тихо его саботировавший, сделал каналы значительно у?же, чем в Амстердаме, так что две лодки разойтись на них не могли. Каналы зарастали, местные жители сбрасывали в них мусор и нечистоты, и в конце концов по указу Екатерины II от 26 апреля 1767 года они были засыпаны. Названия же линий остались, сохранив память об особенностях застройки Петербурга первых лет его существования.
Изначально 1—3-я линии шли от Невы до Малой Невы, 4—17-я линии – от Невы до Смоленки, 18—23-я линии – от Невы до Большого проспекта, 24—25-я линии – от Масляного канала до Косой линии, 26– 27-я линии – от Невы до Косой линии. 23-ю линию в 1770-е годы иногда именовали Матисовской, поскольку в ее начале находился перевоз через Неву на Матисов остров.
В 1812 году 18—19-ю линии продлили до Малого проспекта. В 1836 году была предпринята попытка присвоить четырем последним линиям другие названия: 24—25-й – Котенёва улица, по фамилии купца Якова Еремеевича Котенёва (Катенёва), которому принадлежали дома по 24-й линии между Масляным каналом и Косой линией, а 26—27-й – Новопроложенная улица, так как до этого времени проезда по ним фактически не было. Но эти имена так и не вошли в обиход.
По мере застройки Смоленского поля, располагавшегося между основной частью Васильевского острова и Гаванью, находившиеся здесь линии удлинялись. В 1890 году 20—21-я линии были продлены до Среднего проспекта. В следующем году 22—23-ю линии продлили до Среднего, 24—25-ю – за Большой, не доходя до Среднего, 26—27-ю – до Большого. В 1908 году 26—27-ю линии продлили дальше на север, до того места, где сейчас находится площадь Собчака (перед Дворцом культуры имени С. М. Кирова) и где они заканчиваются и сейчас.
В отличие от фабрики и больницы, сохранявших имя революционерки вплоть до 90-х годов, новое имя 15-й линии не прижилось. Уже в 1930-е годы название «улица Веры Слуцкой» исчезло с карт города.
В 1931 году 24—25-я линии были доведены до Среднего проспекта, а в 1960-е годы – до Малого. В 1940-е годы исчез участок 26—27-й линий от Невы до Кожевенной линии, и в 1960-е – участок 14—15-й линий у реки Смоленки.
27 февраля 1989 года появились еще две линии – 28—29-я. Так, по аналогии с предыдущими, назвали небольшой проезд, проходящий западнее 27-й линии от Покровской больницы до Среднего проспекта.
Дом № 4 – дома Урлауб и Корпуса. Левый корпус – доходный дом 1-й половины XVIII века (надстроен в конце XIX века), правый корпус – особняк середины XIX века (надстроен)
Дом № 6 – дом Бруни, особняк конца XVIII века (третий этаж надстроен во 2-й половине XIX века)
Дом № 8 – здесь жил И. А. Крылов (дом перестроен)
Дом № 10 – дом Чичагова, особняк 2-й половины XIX века
Дом № 12 – дом Шуберта, особняк начала XIX века
Дом № 14 – дом Кушелевой, жилой дом 1-й половины XVIII века
Дом № 16 – дом Ошемётковых, жилой дом конца XVIII века; здесь жили М. И. Козловский и В. П. Стасов
Дом № 22 – дом Соловейчик, доходный дом конца XIX века
Дом № 24 – дом Ниппа, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 26 – дом Нидермиллера, доходный дом в стиле модерн
Дом № 28 – дом Геймбюргера, доходный дом середины XIX века
Дом № 30 – дом Долгоруковых, жилой дом XVIII века
Дом № 32 – дом Бахов, жилой дом конца XVIII века
Дом № 34 – мастерские Сименса и Гальске (начало XIX века)
Дом № 38 – дом Пель, доходный дом начала XIX века (четвертый этаж надстроен во 2-й половине XIX века, пятый и шестой – в 1910-е годы)
Дом № 40 – дом Мичуриных, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 52 – Российская академия (ныне 2-е отделение Академии наук)
Дом № 56 – здесь жил К. Е. Маковский
Дом № 58 – больница Марии Магдалины
Дом № 1 – дом Девриена, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 3 – дом Садикова, доходный дом конца XIX века
Дом № 9 – дом Штрауса, образец «кирпичного» стиля 2-й половины XIX века
Дом № 11 – дом Богданова, доходный дом середины XIX века
Дом № 23 – дом Бекеля, образец «кирпичного» стиля 2-й половины XIX века (четвертый и пятый этажи надстроены в советское время)
Дом № 29 – дом Смирнова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 37 – дом Рахманова, особняк 1-й половины XIX века
Дом № 45 – дом Крашенинниковой, жилой дом середины XIX века
Дом № 20 – дом Бенуа, доходный дом конца XIX века (пятый этаж надстроен в 1910-е годы)
Дом № 26–28 – дом Прохорова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 30–32 – Елизаветинская богадельня Елисеевых, образец «кирпичного» стиля начала XX века
Дом № 42 – дом Туляковой, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 46 – дом Винберг, доходный дом в стиле неоклассицизма 1910-х годов
Дом № 52 – фабрика обоев Лихачёвой, образец промышленной архитектуры в стиле модерн
Дом № 7 – дом Кенига, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 9 – дом Форостовского, особняк в стиле модерн
Дом № 11 – дом Гилмора, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 13 – здание книгоиздательства Девриена, образец неоклассицизма 1910-х годов
Дом № 15 – дом Боссе, особняк в стиле неоренессанса
Дом № 19 – дом Гемилиан, жилой дом 1-й половины XIX века (надстроен в советское время)
Дом № 21 – дом Прохоровых, доходный дом в венецианском стиле
Дом № 31 – здесь жил А. А. Рылов
Дома № 35–37 – дома Поликарповой и Залемана, жилые дома конца XVIII века
Дом № 43 – дом Фельтена, доходный дом в стиле модерн
Дом № 8 – здесь жили Т. Г. Шевченко и М. П. Мусоргский (дом перестроен)
Дом № 10 – здесь жил И. И. Шишкин
Дом № 16 – женская гимназия Шаффе, учебное здание в стиле модерн
Дом № 20 – фабрика «Братья Бух» и дом Гутхейля (конец XIX века)
Дом № 28 – дом Пеца, особняк 2-й половины XIX века
Дом № 30 – здесь жили М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Репин и И. И. Шишкин
Дом № 32 – дом Бонштедта, особняк во французском стиле конца XIX века
Дом № 46 – дом Еремеевой, доходный дом в неоготическом стиле начала XX века
Дом № 50 – еврейская богадельня им. М. А. Гинсбурга (1910-е годы)
Дом № 52 – дом Ершова, доходный дом конца XIX века
Дом № 58–60 – лечебница Бари, образец «кирпичного» стиля с элементами модерна
Дом № 62 – дом Бернштейна, доходный дом в стиле необарокко 2-й половины XIX века (четвертый и пятый этажи надстроены в 1910-е годы)
Бульвар на 6—7-й линиях; у пересечения со Средним проспектом – памятник конке
Дом № 3 – дом Иванова, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 7 – дом Баландиной, доходный дом конца XVIII века
Дом № 11 – церковь Трёх Святителей
Дом № 13 – палаты Троекурова, жилой дом начала XVIII века
Дом № 15 – Ларинская гимназия (1-я половина XIX века)
Дом № 17 – здесь родился В. С. Шефнер
Дом № 19 – дом Миллера, жилой дом середины XIX века
Дом № 21 – дом Ковригина, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 25 – дом Штрауха, жилой дом 1-й половины XIX века (четвертый и пятый этажи надстроены в советское время)
Дом № 29 – дом Лихачёва, один из лучших образцов эклектики 2-й половины XIX века
Дом № 37 – дом Мельцер, доходный дом в стиле модерн
Дом № 39 – здесь жили Д. И. и Г. Д. Гриммы и Н. С. Державин
Дом № 41 – дом Фасси и Богуского, доходный дом в стиле модерн
Дом № 47 – дом Сагалова, доходный дом 1910-х годов
Дом № 55 – фабрика жестяных и медных изделий Хаймовича, образец промышленной архитектуры конца XIX века
Дом № 4 – дом Крюгера, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 8 – дом Максимова, доходный дом конца XIX века
Дом № 12 – подворье Александро-Невской Лавры (начало XVIII века)
Дом № 14 – дом Щербатова, жилой дом XVIII века
Дом № 16–18 – дом Пеля, доходный дом в стиле модерн (во дворе башня грифонов)
Дом № 20 – Андреевское городское училище (конец XVIII века)
Дом № 26 – дом Большакова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 28 – дом Квасникова, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 32 – дом Изотова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 36 – дом Сундукова, жилой дом начала XIX века
Дом № 42 – дом Струйских, жилой дом конца XVIII века (третий этаж надстроен в 1-й половине XIX века)
Дом № 3 – дом Кенигов, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 9 – дом Риттер, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 11 – подворье Александро-Невской лавры (конец XVIII века)
Дом № 13 – дом Стерки, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 15 – дом Барышева, жилой дом начала XIX века (четвёртый этаж надстроен в середине XIX века)
Дом № 17 – здесь жили Н. Н. Зимин, А. М. Бутлеров и Н. Н. Бекетов
Дом № 23 – дом Гедике, доходный дом начала XX века
Дом № 25 – дом Задлера, особняк 2-й половины XIX века
Дом № 27 – дом Шиллера, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 29 – городской сиротский дом им. цесаревича Николая (конец XIX века)
Дом № 31 – дом Долгополова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 39 – здесь жили А. П. Заблоцкий-Десятовский, П. И. Чайковский и П. П. Семёнов-Тян-Шанский
Дом № 43 – дом Кракау, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 53 – дом Алексеева, доходный дом в стиле модерн
Дом № 61 – Благовещенское синодальное подворье
Дом № 67 – Благовещенская церковь
Дом № 85 – дом Рейхеля, доходный дом в стиле модерн
Дом № 4 – дом Карманова, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 10 – дом Вадбольской, особняк конца XIX века
Дом № 18 – дом Ширвиндта, доходный дом в стиле модерн
Дом № 22 – дом Петрова, доходный дом 2-й половины XIX века (пятый этаж надстроен в советское время)
Дом № 30 – дом Радус-Зеньковича, доходный дом в стиле модерн
Дом № 32 – дом Гешвенда, доходный дом 2-й половины XIX века
Дом № 58 – дом Шеффера, доходный дом в стиле модерн
Дом № 3 – Патриотический институт; здесь преподавал Н. В. Гоголь
Дом № 5 – здесь жили Н. П. Поляков, М. А. Шателен и Д. А. Тимирязев
Дом № 7 – дом Слепушкина, доходный дом 1910-х годов
Дом № 11 – дом Шиле, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 19 – дом Сиверс, особняк середины XIX века
Дом № 25 – дом Бреше, доходный дом в стиле модерн
Дом № 31–35 – Бестужевские женские курсы (математико-механический факультет Университета); здесь преподавали К. Н. Бестужев-Рюмин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев и И. М. Сеченов
Дом № 10 – дом Ротауге, доходный дом середины XIX века
Дом № 18 – дом Гинсбурга, особняк 2-й половины XIX века
Дом № 20 – дом Ильина, доходный дом в стиле неоклассицизма 1910-х годов
Дом № 46 – дом Коробкова, доходный дом в стиле северного модерна
Дом № 48 – дом Львова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 58 – дом Чубакова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 13 – дом Упатчева, доходный дом 1910-х годов
Дома № 15–17 – дома Смирнова. Дом № 15 – доходный дом в стиле модерн. Дом № 17 – особняк конца XIX века
Дом № 19 – дом Фогт и Попова, доходный дом в стиле модерн
Дом № 27 – здесь жил А. М. Ляпунов
Дом № 31–35 – дом Бенигсена, доходный дом начала XX века
Дом № 41 – дом Бремме, деревянный особняк начала XX века
Дом № 10 – дом Семёновой, жилой дом 1-й половины XIX века
Дом № 16 – дом Лентца, доходный дом в стиле модерн
Дом № 30 – дом Металлостроя, жилой дом в стиле «легкого» неоклассицизма 1910-х годов (будущего стиля массовой жилой застройки 1940—1950-х годов) (завершен в 1920-е годы)
Дом № 34 – понижающая подстанция Волховской ГЭС, образец промышленного здания 1920-х годов
Дом № 31–33 – здесь жил Г. Е. Котельников
Дом № 39 – реальное училище Мая, учебное здание в стиле модерн
Дом № 57–61 – приют и больница Французского благотворительного общества (детская больница Марии Магдалины)
Дом № 4–6 – Александровская мужская больница (Психиатрическая больница № 7)
Дом № 8 – здесь жили А. Н. и В. А. Серовы
Дом № 30 – здесь жил И. Е. Репин
Дом № 34 – дом Яковлева и Васильева, доходный дом в стиле неоклассицизма 1910-х годов
Дом № 70 – дом Кудрявцева, доходный дом в стиле модерн
Дом № 5–7 – типография Вольфа (2-я половина XIX века)
Дом № 9 – жилой дом в стиле северного модерна
Дом № 29 – здесь жил А. А. Ухтомский
Дом № 83 – производственное здание конца XIX века
Дом № 70 – жилой дом, один из интереснейших образцов стиля модерн
Дом № 7 – дом Майковой, доходный дом в стиле модерн
Дом № 9 – дом Карабасникова, доходный дом в стиле модерн
Дома № 21–23 – дома Арнгольдов, доходные дома в стиле модерн
Дом № 31 – завод пневматических машин, образец промышленной архитектуры в стиле модерн
Дом № 13 – дом Франка, доходный дом в стиле модерн
Дом № 8а – дом Франка, особняк в стиле модерн
Дом № 7 – городской училищный дом в память 19 февраля 1861 года (1910-е годы)
Дом № 9 – Училище дальнего плавания и судовых механиков торгового флота, образец стиля модерн
Дом № 10 – Василеостровская трансформаторная подстанция городского трамвая, образец промышленного здания в стиле модерн
Дом № 3–7 – электромеханический завод «Сименс-Шуккерт» («Электроаппарат») (начало XX века)
Дом № 6 – водонапорная башня в форме гвоздя, интереснейший образец конструктивизма, единственная осуществленная постройка Якова Чернихова
Дом № 8 – заводоуправление Сталепрокатного завода, образец промышленной архитектуры 1930-х годов (достраивалось после Великой Отечественной войны)
Дом № 8 – жилой дом в стиле конструктивизма
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Большой проспект Васильевского острова
Большой проспект Васильевского острова Большой проспект проходит от 1-й линии до площади Морской Славы.Его название известно с 1732 года в форме Большая перспектива. Одно из первых упоминаний этой магистрали встречается в описании «Обновленной России» ганноверского
Линии Васильевского острова
Линии Васильевского острова Первые упоминания о линиях на Васильевском острове относятся к 1710-м годам. Пётр I, мечтавший, чтобы новая столица была похожа на его любимый Амстердам, распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных
Малый проспект Васильевского острова
Малый проспект Васильевского острова Первоначально Малой перспективой был современный Средний проспект, а нынешний Малый именовался просто 3-й перспективой. Это название известно с 1736 года; существовал вариант 3-я Поперечная перспектива. Наименование Малая перспектива
Средний проспект Васильевского острова
Средний проспект Васильевского острова Первоначально, с 1736 года, эта магистраль была Малой перспективой, а современный Малый проспект – 3-й. Иногда ее называли 2-й перспективой, а позже – 2-м проспектом. В то время она проходила от Малой Невы лишь до 12-й линии.Наименование
БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА Большой проспект проходит от 1-й линии до площади Морской Славы.Его название известно с 1732 года в форме Большая перспектива. Одно из первых упоминаний этой магистрали встречается в описании «Обновленной России» ганноверского
МАЛЫЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
МАЛЫЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА Первоначально Малой перспективой был современный Средний проспект, а нынешний Малый именовался просто 3-й перспективой. Это название известно с 1736 года; существовал вариант 3-я Поперечная перспектива. Наименование Малая перспектива
СРЕДНИЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
СРЕДНИЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА Первоначально, с 1736 года, эта магистраль была Малой перспективой, а современный Малый проспект – 3-й. Иногда ее называли 2-й перспективой, а позже – 2-м проспектом. В то время она проходила от Малой Невы лишь до 12-й линии.Наименование
«Линии»
«Линии» В игре принимают участие 2 игрока. Для игры понадобится квадратная доска произвольного размера, расчерченная на квадраты, в углах которых располагаются точки 2 цветов, например желтого и красного. Каждому из игроков предлагается выбрать какой-нибудь цвет и
3.2. Кабельные линии
3.2. Кабельные линии Общая протяженность КЛ напряжением 110 кВ и выше в России по состоянию на начало 2010 г. составила около 1580 км (по цепям).Кабельные линии 110 и 220 кВ в отечественной практике нашли применение при построении сети крупнейших городов, в схемах электроснабжения
7.2. Воздушные линии
7.2. Воздушные линии Укрупненные стоимостные показатели составлены для ВЛ 35-500 кВ на унифицированных стальных и железобетонных опорах, 750 кВ — на типовых стальных опорах и 1150 кВ — на стальных опорах индивидуального проектирования. В стоимостных показателях магистральных
7.3. Кабельные линии
7.3. Кабельные линии В основу определения УСП КЛ 6-10 и 35 кВ положены «Показатели стоимости электрических городских сетей» и «Укрупненные показатели стоимости строительства» института «Гипрокоммунэнерго», а также стоимостные показатели ряда конкретных проектов.УСП по КЛ
Путеводитель по Васильевскому острову. От стрелки до Андреевского бульвара
Длина маршрута: 4,2 км.
Места для посещения: Кунсткамера, Меншиковский дворец.
Достопримечательности на маршруте:
При клике по карте откроется интерактивная google-карта в новой вкладке браузера:
Стрелка Васильевского острова
Васильевский остров, пожалуй, самый известный из петербургских островов. И это самый большой остров дельты Невы.
Упоминается он как «Васильев остров» ещё в писцовой книге 1500 года. В XV веке этими территориями поочерёдно владели три новгородских боярина, всех их звали Василиями. Вероятно, их имя и закрепилось за островом. Уже в петровское время этот топоним закрепился благодаря тому, что здесь, на мысу, находилась артиллерийская батарея Василия Корчмина. По легенде Пётр I писал ему послания с пометкой «Василию на остров».
Первым владельцем всего острова после основания Петербурга стал Александр Данилович Меншиков. Здесь, на стрелке, стояли его лесопильные мельницы.
В 1716 году стрелка Васильевского острова (1) была выбрана в качестве общественного и административного центра Петербурга. На берегу Большой Невы были построены дворец Прасковьи Фёдоровны (жены брата Петра I Ивана Алексеевича) и Кунсткамера. Стрелку от остальной части Васильевского острова отделило здание Двенадцати коллегий. Со стороны Малой Невы находился петербургский торговый порт и Биржевой Гостиный двор.
Но центром города Васильевский остров всё-таки не стал. В начале XVIII века ещё не умели строить постоянных мостов через такие широкие реки как Нева. Строили только наплавные переправы, которые не могли существовать во время весеннего ледохода и осеннего ледостава. То есть остров долгое время был отрезан от большой земли. Так что как только не стало Петра I, центр Петербурга естественным образом переместился на левый берег Невы.
К обустройству стрелки Васильевского острова вернулись только к концу XVIII века. Джакомо Кваренги построил здесь новое здание для Академии наук, Новобиржевой Гостиный двор, приступил к строительству Биржи. Но его Биржа превратилась в незавершённый долгострой. Оно не нравилась купцам, которые отказывались участвовать в финансировании стройки. Казна не имела достаточных средств из-за войны с Турцией.
С 1804 года над ансамблем стрелки Васильевского острова работал французский зодчий Жан Франсуа Тома де Томон. Вообще-то, по приезду в Россию в 1799 году его фамилия ограничивалась только первой частью – Тома. Ему было 40 лет, когда он был вынужден покинуть революционную Францию и эмигрировать на берега Невы. Оформляя документы на въезд, он присовокупил к своей фамилии дворянское «де Томон» и оказался так доволен результатом, что с тех пор всегда подписывался только так.
На Родине архитектор был известен лишь как график и акварелист. Ничего серьёзного он не построил. Поэтому в Петербурге ему дали лишь должность преподавателя в Академии художеств. Но благодаря протекции графа Александра Сергеевича Строганова, Тома де Томону удалось победить в конкурсе на лучший проект по переустройству стрелки Васильевского острова.
Вообще, Александр I известен своей благосклонностью к французским зодчим без опыта. Монферран был выбран им для возведения Исаакиевского собора. Тома де Томон был трудоустроен здесь. Впрочем, и бабка Александра I Екатерина II тоже как-то умудрилась выбрать мало кому известного Фальконе для создания «Медного всадника»…
Существует легенда, согласно которой Тома де Томон нашёл свою идею организации стрелки Васильевского острова за утренним кофе. Он увидел полукруглый поднос, на котором идеально ровно и симметрично стояли низкий кофейник и две высокие чашки. Именно так он и задумал стрелку – плоская Биржа, фланкированная двумя вертикалями Ростральных колонн, полукруглая площадь перед ней.
Получив право на реализацию своей идеи, Тома-де-Томону пришлось как-то разобраться с недостроенной Биржей Кваренги. Она была полностью разобрана, из-за чего француз получил в лице итальянца заклятого врага на всю жизнь. 2 000 000 кирпичей отсюда поступило на нужды новой Биржи, строительный мусор был использован для создания полукруглой насыпи, а гранитные колонны сам Кваренги использовал при строительстве манежа Конногвардейского полка.
Работы по преобразованию стрелки Васильевского острова продолжались с 1804 по 1810 год. Для придания мысу симметрии его подсыпали в русло реки на 123,5 метра. Получившееся полукруглое пространство логично стало называться Биржевой площадью. Оно оборудовано двумя спусками к Неве. На этих спусках есть две идеально круглые каменные сферы, которые каменотёс Самсон Суханов выполнил «на глаз», без использования измерительных инструментов.
Биржа
С ростом товарооборота в Петербурге понадобилось новое большое здание Биржи. Тогда-то, в 1781 году за её строительство и взялся Джакомо Кваренги. Но финансирование проекта осуществлялось нерегулярно. К тому же, с архитектурной точки зрения он оказался неудачен, так считал даже сам Кваренги. Биржу он подчинил Дворцовой набережной и Зимнему дворцу, не создавая здесь на стрелке самостоятельного архитектурного ансамбля.
Новая Биржа была заложена 23 июня 1805 года в присутствии императора. Как я уже упомянул, её спроектировал француз Тома де Томон.
Внешний облик здания многим напоминает древнегреческий храм. Прямоугольный объём постройки поднят на высокий стилобат с двумя лестницами шириной в 40 метров каждая, окружён внушительной колоннадой из 44 колонн. Над главным входом помещена скульптурная группа «Нептун с двумя реками».
В целом здание было готово к 1810 году. Но затем долго велась его приёмка, дело затормозила война с Францией. Торжественное открытие Биржи, носившее статус общенационального праздника, состоялось 15 июля 1816 года. К сожалению, Тома де Томон не увидел этой церемонии, так как скончался за три года до неё.
Именно здесь совершались оптовые сделки между иностранными и отечественными купцами. О Бирже писали:
После перевода торгового порта со стрелки Васильевского острова, Биржа потеряла свою изначальную функцию. Здание стало выставочным залом. В 1889 году здесь была проведена первая в России промышленная выставка.
В советское время в Бирже поначалу работали разные государственные организации, а перед самой Великой Отечественной войной сюда перевели Центральный военно-морской музей. Открыт здесь он был в феврале 1941 года.
Вот уже как лет десять здание Биржи пустует – Военно-Морской музей переехал в Крюковские казармы на Крюковом канале, где ему более удобно и просторно. Биржа передана в ведение Государственного Эрмитажа. Сейчас ведётся её реставрация, здесь планируется открыть Музей русской гвардии и геральдики.
Обязательно поднимитесь на стилобат Биржи, чтобы с его высоты посмотреть на панораму стрелки Васильевского острова. Отсюда лучше всего рассматривать две Ростральные колонны.
Ростральные колонны
Вот такие две триумфальные колонны и поставил Тома де Томон по бокам от Биржи. Первоначально он задумывал поставить на них фигуры атлантов, держащих шары, из которых должен был вырываться огонь. Но рецензент проекта Андриян Захаров упростил проект, заменив атлантов простыми треножниками.
Считается, что Ростральные колонны служили маяками Петербургского торгового порта. Но вообще-то, маяки ставят на берегу моря или океана, но не на берегу реки. Ставят их по одному, а не два рядом. Да и зачем они в самом центре Санкт-Петербурга, где света и ночью вполне хватает? Я считаю, что изначально, как и сейчас, колонны извергали огонь лишь по поводам, но не регулярно. Если в XIX веке в треножники наливали смолу, то в советское время туда подвели газ.
У подножия Ростральных колонн Тома де Томон расположил четыре фигуры. Их выполнил каменотёс Самсон Суханов. Уже в советское время гиды стали утверждать, что это символы великих русских рек – Волга и Днепр у северной колонны (слева, если стоять спиной к Бирже), Волхов и Нева у южной. Однако, у двух скульптур нет сосуда со льющейся из него водой – обязательного атрибута аллегории рек. Вопрос о символике фигур я считаю открытым.
Коллежская площадь
Здесь, на Коллежской площади, работал рынок, на котором петербуржцы могли в частном порядке приобрести какой-нибудь диковинный заграничный товар. Это могли быть заморские фрукты, или например такие звери как черепаха, обезьяна.
В сторону от Биржи, как вы видите, площадь обрамляют однотипные фасады портовых пакгаузов. Таким мудрёным словом именуют банальные склады, которые, конечно, были необходимы порту.
После передислокации порта их внутреннее устройство идеально подошло для организации временных и постоянных выставок. Слева от нас (если стоять спиной к Бирже), находится южный пакгауз, в котором работает Зоологический музей. Справа – музей почвоведения. А теперь посчитаем все музеи на стрелке Васильевского острова. К уже упомянутым двум добавим Кунсткамеру, музей Академии наук, музей-квартиру Менделеева, музей Института русской литературы, музей истории библиотеки РАН. Мы их насчитали уже семь. А был ведь тут ещё и Центральный военно-морской музей.
Несмотря на такое обилие музеев, бывшая Коллежская площадь на удивление тиха, спокойна и малолюдна. Здесь будто продолжается коронавирусный карантин. Дело в том, что лишь Кунсткамера и Зоологический музей привлекают большой поток посетителей. И то, вход в них расположен не со стороны упразднённой площади.
Здание клиники Отта построено в 1897-1904 годах по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Сюда, к Бирже обращены его дворовые фасады, поэтому руки зодчего здесь не видно. Всё строго подчинено функциональности.
Зачем же было строить пусть крайне нужное, важное и современное учреждение именно здесь, в самом центре города, на старейшей площади Петербурга? Мне до сих пор ответ на это не ясен. Не был он понятен и многим современникам этого градостроительного вандализма. Но решение было принято именно такое.
Справедливости ради, отметим важность этого учреждения для Петербурга, сохраняющуюся и сейчас. Интересно, что в начале XX века новаторским нововведением считался местный органный зал. Звуки музыки по специальным трубкам передавались в палаты, где лежали роженицы. Считалось, что это плодотворно влияет на их здоровье. Все помещения в этом здании не имеют острых углов. Они сглажены для того, чтобы в них было удобно убирать пыль. Большие окна, продуманная система вентиляции и отопления – здесь действительно всё было сделано по уму.
Спустимся наконец на площадь и обойдём клинику с правой стороны. Тишина местных улочек привлекает киностудии, которые не редко используют эти места для съёмок исторических фильмов. Но не только исторических. Помню, как в популярном сериале «Ментовские войны» главный герой, которого играет Александр Устюгов, ехал по городу и непринуждённо, находясь за рулём, беседовал с пассажиром. Все те минуты, пока он ехал на машине по своим делам, за окнами автомобиля была видна лишь Коллежская площадь. Актёр во время съёмок сцены колесил по одному и тому же кругу.
Пока мы идём к зданию Двенадцати коллегий, обратите внимание на двухэтажное здание Новобиржевого Гостиного двора. Кваренги его строил двухэтажным. Третий здесь появился уже в советское время, когда здание было переоборудовано под исторический и философский факультеты Ленинградского университета.
Площадь Сахарова
Посмотрите на находящийся здесь невысокий, но заметный памятник, но пока не подходите к нему близко. Как вы думаете, кто здесь изображён? Если только вы хорошо помните перестроечные времена, то только тогда памятник может вызвать ассоциацию с Андреем Дмитриевичем Сахаровым.
Андрей Сахаров с детства обладал уникальной интуицией. Он мог решать сложнейшие уравнения, но не всегда был способен объяснить, как это у него получилось. Так недопустимо в математике, но в физике некоторые допущения приемлемы. Поэтому он и выбрал именно эту науку.
Однажды, ещё будучи студентом, он сдавал экзамен по теории относительности маститым советским академикам Тамму и Леонтовичу. Они поставили ему тройку. А уже глубокой ночью, Тамм позвонил Леонтовичу и сказал, что студент Сахаров на самом деле всё говорил верно, это им надо ставить «тройку» так как они его не поняли.
Силу интуиции Андрея Дмитриевича Сахарова прекрасно иллюстрирует его статья, написанная в 1974 году. Вот цитата из неё:
«В перспективе, быть может, поздней, чем через 50 лет, я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС), которая сделает доступным для каждого в любую минуту содержание любой книги, когда-либо и где-либо опубликованной, содержание любой статьи, получение любой справки. ВИС должна включать индивидуальные миниатюрные запросные приёмники-передатчики, диспетчерские пункты, управляющие потоками информации, каналы связи, включающие тысячи искусственных спутников связи, кабельные и лазерные линии. Даже частичное осуществление ВИС окажет глубокое воздействие на жизнь каждого человека, на его досуг, на его интеллектуальное и художественное развитие. В отличие от телевизора, который является главным источником информации многих современников, ВИС будет предоставлять каждому максимальную свободу в выборе информации и требовать индивидуальной активности».
Прототип всемирной сети в 1970-х годах в США только начинал функционировать. Всемирный охват Интернет приобрёл лишь спустя двадцать лет. Но его потенциал и влияние на человека Андрей Сахаров уже тогда предсказал очень точно, ошибившись лишь в скорости распространения Интернета.
Безымянную площадь напротив Петербургского университета и библиотеки Российской Академии наук переименовали в площадь Сахарова в 1996 году. Тогда же объявили конкурс на создание памятника учёному. Конкурс ни к чему не привёл. Спустя три года по своей инициативе проект монумента создал скульптор Левон Лазарев. Средства для его реализации были собраны к 300-летию Санкт-Петербурга. Но согласовать с руководством города и Петербургским университетом памятник Сахарову не получалось. В результате инициативная группа в ночь с 3 на 4 мая 2003 года самостоятельно установила памятник, затем распространив слухи о том, что на его открытие приедут два бывших президента – Горбачёв и Ельцин. Согласование памятника Сахарову произошло «задним числом».
Памятник Сахарову спиной обращён к студенческой столовой, которую легко опознать по вывеске. Это одна из старейших столовых для студентов, открытая в 1902 году при Петербургском университете. Дом №6 по Биржевой линии строился для неё по специальному проекту.
До перевода в новое здание, построенное в 1913-1914 годах, библиотека находилась в здании Кунсткамеры. Поводом для постройки отдельного здания послужил пожар 1901 года, когда в огне и из-за сырости погибли около 1500 ценных книг. К 1914 году, когда началась Первая Мировая война, здание было построено, но ещё не завершилась его внешняя и внутренняя отделка. Фасад был сделан уже в советское время, поэтому он близок к конструктивизму, а не тому стилю, в котором он был задуман до революции.
Стоит сказать пару слов о переезде фондов библиотеки РАН. Старое и новое здания находятся в пешеходной доступности друг от друга. Поэтому книги переносили на носилках. А для того, чтобы не нарушить систему хранения, переносчикам было запрещено обгонять друг друга. Книги ставились на новые полки в том же порядке, в каком они стояли прежде.
К сожалению, новое здание библиотеки РАН не уберегло фонды от опустошительного пожара, который произошёл 14-15 февраля 1988 года. Огнём было уничтожено 400 000 книг, 500 000 безнадёжно пострадали, 6 000 000 залиты водой, 7 500 000 пострадали от сырости. Была уничтожена треть газетного фонда. На тот момент это были самые крупные потери от пожара среди всех библиотек в мире. Но в 2015 году петербургскую библиотеку обогнала московская (библиотека ИНИОН РАН), когда огнём было уничтожено почти 5 500 000 книг.
Купец П. Е. Елисеев открыл здесь винные склады ещё в 1824 году. В конце 1860-х годов помещения были модернизированы, после чего они стали считаться одними из самых грандиозных если не в мире, то в России уж точно. Общая протяжённость складов составляла около километра.
Братья Елисеевы имели свой небольшой флот: два парусных корабля и один винтовой пароход. Они скупали на корню большую часть урожая в знаменитых французских и испанских винодельческих регионах – Бордо, Опорто, Хересе и на острове Мадейра. Перевозили виноград сюда, в Петербург, и здесь готовили вино по своей собственной технологии. Каждый сорт вина хранился в отдельном помещении, что способствовало лучшим условиям для созревания напитка. Вино созревало в огромных дубовых бочках ёмкостью 700 вёдер.
После розлива в бутылки вино отсюда с Васильевского острова направлялось в магазины Петербурга, Москвы, других российских городов, а затем и за границу. В 1873 году продукция Елисеевых удостоилась диплома Венской выставки, а на лондонской получила высшую награду – золотую медаль.
С площади Сахарова можно заметить ещё одно пусть неприметное на первый взгляд, но интересное с точки зрения истории сооружение. Небольшая постройки справа от библиотеки РАН – это остатки Старого Гостиного двора, который с 1730-х годов занимал весь квартал. После перевода отсюда торгового порта он утратил своё значение, так как находился буквально «в углу», а не на пути следования транспорта и пешеходов. Поэтому торговля здесь не была прибыльной. В начале XX века его начали по частям сносить, выделяя участки для других целей. Так и остался один лишь короткий корпус, напоминающий о когда-то бурной торговой жизни стрелки Васильевского острова.
Здание Двенадцати коллегий и каналы Васильевского острова
Здание Двенадцати коллегий строилось с 1722 по 1742 год, то есть было задумано ещё при Петре I. Существует легенда о том, что уезжая за границу, Пётр I поручил надсмотр за строительством Александру Даниловичу Меншикову. В награду за труд он пообещал другу всю территорию, что останется за новым зданием вдоль Невы. Меншиков, недолго думая, повернул проект на 90 градусов, развернув коллегии к Неве боком, дабы себе отрезать кусок земли побольше. Когда же Пётр вернулся в Петербург и увидел таким образом заложенные фундаменты, то таскал Алексашку вдоль них за шиворот и бил его напротив каждого из 12 корпусов палкой.
Эта история прекрасно иллюстрирует нрав как Меншикова, так и Петра I. Но она не имеет никакого отношения к действительности. Дело в том, что архитектор проекта Доменико Трезини изначально задумывал ввести здание Двенадцати коллегий в ансамбль Коллежской площади, а не Университетской набережной. Потому так и расположил его.
Кстати, проект Трезини победил на организованном императором первом в России архитектурном конкурсе. Причём проведён он был спустя два года после закладки первого из двенадцати корпусов в 1724 году. Такое оказалось возможным из-за крайне медленного темпа работ, начала постройки корпусов не в одно и тоже, а разное время.
Каждый из корпусов был предназначен для одной из существовавших при Петре коллегий, которые им были сформированы по шведскому образцу в 1718 году из приказов. Кстати, когда они располагались в Москве, то тоже стояли в корпусах, поставленных вплотную в одну линию боком друг к другу. Оставшиеся два корпуса были отданы Сенату и Синоду.
Первый этаж изначально представлял собой открытую галерею, где был бы вход в торговые помещения. Каждый корпус имел свой отдельный вход и зал для заседания.
Центр города на стрелке Васильевского острова так и не сложился. При Екатерине II в 1763 году сенат переехал на левый берег Невы, туда же постепенно последовали и коллегии. В 1804 году был основан Педагогический университет, на базе которого в 1819 году открылся Петербургский университет. Ему было решено отдать здание Двенадцати коллегий, что оказалось реализовано в полной мере к 1830 году. Старое здание для новых целей, конечно, надо было реконструировать. В 1830-х годах была заложена галерея первого этажа, а с другой стороны появился знаменитый университетский коридор, длина которого составляет 400 метров.
Пройдёмся вдоль здания Двенадцати коллегий до Университетской набережной. Перед входом в главный корпус Петербургского университета в 2007 году был установлен памятник «Крылатый гений». Обратите внимание на худощавость фигуры изображённого здесь молодого человека. Наверное, именно так должен выглядеть обобщённый образ петербургского студента.
Здесь, напротив здания Двенадцати коллегий стоит рассказать про знаменитые каналы Васильевского острова и образовавшиеся из-за них здесь линии. Мы ведь уже видели Биржевую линию, находимся на Менделеевской. Далее в сторону залива Васильевской остров так же разлинеен улицами, каждая из сторон которых имеет своё название – свой номер линии.
Действительно, Пётр I мечтал создать на Васильевском острове аналог если уж не Венеции то Амстердама. Созданный архитектором Леблоном в 1716 году проект его застройки предусмотрел не только каналы, но и крепостные стены вокруг острова. Последние не имели никакого практического значения, потому к их возведению даже не приступили. А вот каналы копать начали.
Но Петербург не Амстердам, и уж тем более не Венеция. 300 лет назад зима была гораздо суровее, нежели чем сейчас. Нева замерзала уже в октябре, а освобождалась ото льда только в апреле. Поэтому каналы не могли служить для плавания по ним большую часть года. Кроме прочего, вырыты они были узкими и мелкими. Инспектировавший их создание Леблон докладывал Петру, что заложенные вдоль них фундаменты зданий надо ломать, каналы расширять, строить всё заново. Но средств на это не было. Каналы были вырыты далеко не все. Плавать по ним было если не невозможно, то крайне трудно. Они естественным образом использовались для сбрасывания в них нечистот, превращались в канавы для мусора. Поэтому к концу XVIII века все они была зарыты.
Да, здесь хорошо заметно трёхчастное так называемое «венецианское» окно, которое резко отличается от всех других обыкновенных окон. Откуда оно взялось? Дело в том, что заказчиком строительства этого здания была Екатерина Дашкова. Исполнителем – архитектор Джакомо Кваренги. Итальянец был поборником строгого классицизма, и конечно, спроектировал всё в точном соответствии со своими взглядами на архитектуру. Но у директора Академии наук Дашковой были свои вкусы. Она хотела иметь в своём кабинете вид на Неву через венецианское окно. И её желание одобрила Екатерина II. Но Кваренги был категорически против. По всей видимости, компромисс был всё-таки найден. Окно кабинета Екатерины Романовны было сделано именно таким, но обращено оно не на Неву, а во двор.
На Менделеевской линии пока от нашего внимания ускользнул только памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он был открыт здесь 21 ноября 1986 года в день 275-летия со дня рождения великого русского учёного.
Кунсткамера
На самом деле Кунсткамера – это и есть здание Академии наук. Музей при ней был лишь пусть важным, но придатком. Именно там работал Ломоносов, там находился его кабинет. Кваренги построил новый корпус академии уже после смерти Ломоносова, в 1783-1789 годах.
Само слово «кунсткамера» переводится с немецкого как «палата искусств». Такие небольшие комнаты с собраниями разных редкостей Пётр I видел во время своего заграничного путешествия. Он загорелся идеей создать нечто подобное и в Петербурге. Но если там были комнаты, то здесь Кунсткамерой стало целое здание.
Говорят, что место для строительства Кунсткамеры Пётр выбрал не случайно. Якобы именно здесь он нашёл две сосны, стволы которых как-то особенно хитро сплелись друг с другом. Такой феномен послужил для основания здесь собрания и других чудес природы.
Первый проект Кунсткамеры составил архитектор Маттарнови. Строительство началось в 1718 году, архитекторы на стройке неоднократно менялись. Завершилось оно спустя 10 лет.
В ещё не до конца оборудованном здании в ноябре 1728 года был открыт первый в России естественно-научный музей. Для привлечения посетителей всем мужчинам при входе наливали рюмку водки и выдавали закуску в придачу. 26 ноября газета «Санкт-Петербургские Ведомости» сообщила:
«Вчерашнего дня отперта здесь паки Императорская Библиотека и Кунст и Натураль каморою впервые, потом как оная в новые Академические палаты переведена
После того пошли оные в Библиотеку, и осмотря оную изволили пойти в те покои, где грыдорованные мастера и живописцы работали, оттуда пошли оные в канцелярию. После того изволили быть в болшой но ещё недостроенной башне в средине оных палат, где преизрядный Готторпский Глобус имеется, и впредь в верху оной башни обсерваториум, а внизу анатомическое феатрум быть имеет. Напоследок изволили быть в Кунст и Натураль каморе, такожде и в шести особливых покоях, где Императорский кабинет сохраняется».
Кунсткамера всегда была популярна среди петербуржцев и туристов. Про её экспонаты слагались разные легенды. Например, одна из них рассказывает о скелете Николая Буржуа. С этим человеком, ростом 2 метра 30 сантиметров, Пётр I познакомился в заграничном путешествии в 1717 году. Великан впечатлил императора, он сделал его своим лакеем и забрал в Петербург. Спустя семь лет Буржуа скончался, его скелет выставили на всеобщее обозрение в Кунсткамере. После одного из пожаров у него пропал череп. Работники музея его так и не нашли и поставили Буржуа другую голову. Говорят, что с той поры скелет по ночам ходит по Кунсткамере и ищет свой череп.
Но самой известной коллекцией Кунсткамеры, конечно, является коллекция Рюйша – собрание заспиртованных частей тел и младенцев с самыми разными уродствами. Впервые Пётр I познакомился с ней в Амстердаме в 1697 году. Она произвела на него большое впечатления. Фредерик Рюйш являлся крупнейшим учёным в области медицины, был одним из лучших в мире мастеров по бальзамированию и заспиртованию. В Петербурге до сих пор хранится около 900 созданных Рюйшем препаратов, которым вот уже более трёх веков.
Надо признать, что простым туристам, которые приезжают в Петербург в лучшем случае на несколько дней, в Кунсткамере кроме коллекции Рюйша больше ничего не интересно. Время на осмотр заспиртованных частей тела и младенцев нужно не более 15-20 минут. А в высокий туристический сезон стоять в очереди для входа в музей можно несколько часов. Стоит ли это делать – решать вам самим.
График работы музея Кунсткамера:
Стоимость билетов в Кунсткамере:
Университетская набережная
Далее наш путь лежит вдоль Университетской набережной.
Одним из начальников учебного заведения был учёный-ботаник А. Н. Бекетов. Его дочь Александра Андреевна жила с ним. Вскоре после рождения сына Саши она порвала с мужем из-за тирании и насилия, но оставила себе его фамилию Блок. Александр Блок родился именно в этом доме 16 ноября 1880 года. Во дворе ректорского флигеля трёхлетний Александр впервые познакомился с Любочкой Менделеевой, дочерью знаменитого учёного, которая впоследствии стала его женой.
Ещё в первой половине 1710-х годов на этом месте был построен типовой дом «для именитых», в котором поселился денщик князя Меншикова Фёдор Соловьёв. В 1716 году его обвинили в неуплате торговых пошлин и заточили в тюрьму, конфисковав всё имущество.
Затем дом использовался в разных целях, а в 1727 году Александр Данилович Меншиков решил его перестроить для императора Петра II.
Пётр II был внуком Петра I, сыном погибшего в Петропавловской крепости царевича Алексея Петровича. Он вступил на престол 11 мая 1727 года, когда ему было всего 11 лет. Мальчик, конечно же, управлять страной никак не мог, за него и от его имени это делали регенты. Петр Алексеевич находился под крылом князя Меншикова, который ещё с 1725 года после смерти Петра I был фактическим правителем России.
Юный император жил во дворце Меншикова. Александр Данилович планировал выдать за Петра свою дочь Марию, таким образом войдя в родственную связь с царской фамилией. По случаю их обручения и был заложен новый дворец по соседству с резиденцией Меншикова.
Автор проекта Доменико Трезини максимально использовал бывший дом Соловьёва, органично вписав его стены в новую постройку.
Но лишь только стройка началась, между Петром и Меншиковым начался разлад. Считается, что поводом к нему было стремление Меншикова контролировать личные расходы юного императора. Последнего это ни коим образом не устраивало, однажды он даже гневно бросил Александру Даниловичу: «Я вам покажу, кто из нас двоих тут император!» Кроме того, против всесильного сподвижника Петра были настроены другие царедворцы, которые всячески заигрывали с Петром, перетягивая его на свою сторону. Пока Меншиков мог лично контролировать ситуацию, всё ещё шло по его плану. Но как только он заболел и несколько недель просто физически не мог видеться с императором, заговорщики окончательно переманили его на свою сторону.
В сентябре 1727 года Меншиков был объявлен государственным изменником. У него конфисковали всё имущество, включая несколько миллионов рублей, 100 000 крепостных, 99 деревень, 88 сёл и шесть городов, и выслали вместе с семьёй в далёкий сибирский городок Берёзов.
Чего только не могли конфисковать новые власти, так это заграничные счета Меншикова, на которых у него лежало 9 000 000 рублей. Банки в Лондоне и Амстердаме, конечно же, отказались возвращать в Россию этот капитал. Так что перевод меншиковских денег на Родину растянулся на несколько лет.
В Берёзове содержание семьи Меншикова составляло всего 10 рублей в день. Но и их Александру Даниловичу хватило, чтобы накопить на строительство небольшой деревянной церкви, которую он сам и построил. В ней же он и был похоронен в 1729 году.
Дворец Петра II достроили. Его занимали самые разные организации. Сейчас же здесь работают филологический и восточный факультеты Петербургского университета.
За дворцом Петра II на Университетской набережной стоит бывший манеж Кадетского корпуса. А напротив него на берегу Невы лежит памятник «Раскрытая книга» из гранита, на котором выгравированы строки из поэмы Пушкина «Медный всадник».
Как известно, Пётр I мостов через Неву не строил. Он стремился привить горожанам привычку передвигаться по воде на лодках. Но уже спустя два года после смерти основателя Петербурга, через Неву именно здесь был наведён первый наплавной мост. Почему именно здесь? Да потому, что так было удобно всесильному Александру Даниловичу Меншикову. Совсем рядом стоит его дворец. Наплавным же он был потому, что других переправ через такие широкие реки тогда строить не умели.
Исаакиевский мост состоял из ряда барок, поставленных поперёк реки. По ним настилали проезжую часть, барки закрепляли сваями и якорями. Как я уже говорил, такой мост не мог существовать при весеннем ледоходе и осеннем ледоставе. Его приходилось разбирать.
Проезд по Исаакиевскому мосту был платным.
Злые языки говорили, что Николай I распорядился повысить Кербедза на столько воинских званий, сколько пролётов будет иметь новый мост. Якобы сразу после этого инженер пересмотрел проект в сторону увеличения количества пролётов. Но это не так. Пролётов у Благовещенского моста восемь, а по званиям Кербедз продвинулся за время строительства с майора до генерал-майора. То есть на три звания.
Эта переправа два раза реконструировалась. Сейчас от первого постоянного моста через Неву здесь остались разве что только перила. Разводной пролёт изначально был сбоку, у правого берега Невы. Одно крыло моста уходило в бок в горизонтальной плоскости. Сейчас же разводные крылья находятся по центру и поднимаются вверх.
После открытия Благовещенского моста старый Исаакиевский был передвинут на то место, где сейчас стоит Дворцовый мост. Постоянный Дворцовый мост начали строить в 1912 году. Из-за Первой мировой войны переправу открыли в 1916 году без окончательного её внешнего оформления. Сейчас на Дворцовом мосту можно видеть перила, украшенные звёздами, а также серпами и молотами – советской символикой. Это связано с тем, что при открытии моста перила, равно как и настил, были ещё деревянные. Временные ограждения были заменены чугунными лишь в 1939 году.
Меншиковский дворец
Вообще весь Васильевский остров был подарен Петром I Александру Даниловичу Меншикову сразу после основания Петербурга. В 1704 году он заложил здесь свою усадьбу, в глубине которой был построен деревянный дворец. Был он хоть и деревянным и сравнительно небольшим, но строился долго, аж шесть лет.
В 1710 году в нём состоялось первое крупное торжество – свадьба племянницы Петра I Анны Иоанновны и курляндского герцога Фридриха Вильгельма. После свадьбы будущая императрица с супругом развлекались в Петербурге ещё два месяца, а потом направились в Курляндию. Но по дороге герцог скончался. Считается, что он умер от того, что употребил слишком много спиртного, перед отъездом решив посоревноваться с самим Петром I в количестве выпитого. Молодая вдова к своему удовольствию вернулась в Петербург.
В 1709 году во время Северной войны со Швецией был взят Выборг. После этого прямая военная угроза для Петербурга уже перестала существовать. Поэтому именно в 1710 году город начал активно развиваться, в нём стали быстрее строиться каменные дома. Так произошло и с дворцом Александра Даниловича. В 1710-1714 годах здесь был построен его новый дворец, который стал самым богатым в Петербурге.
Тогда дворец Меншикова состоял только из центрального корпуса. Именно в нём устраивались знаменитые петровские ассамблеи, тут принимали иностранных послов. Летний и Зимний дворцы самого Петра были куда более скромными, основатель Петербурга не любил больших помещений, предпочитая относительно небольшие комнаты. Но Меншиков – не Пётр. А императору надо было производить впечатление на иностранных гостей. К 1721 году дворец был расширен с правой стороны. Появились замкнутые в каре дворовые корпуса.
Интерьеры резиденции Меншикова были оформлены по последнему писку моды. Например здесь была использована голландская керамическая плитка. Она была так дорога, что богатые вельможи украшали ей, например, только печи. А у Александра Даниловича плиткой выложены все стены спальни! Меншиков получал этот отделочный материал от голландских купцов в виде «подарков», поэтому мог себе позволить такую роскошь.