вавилон при царе хаммурапи группы населения

Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения.

Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).

«Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме.

Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

«Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом.

Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

— Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

— Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

Источник

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населенияmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

В месте встречи великих рек Тигр и Евфрат, когда-то стоял великий древний город Вавилон. Небольшая территориальная община выросла в невероятно могущественное Вавилонское царство. Вавилон неоднократно подвергался набегам и разрушениям, прекратил он своё существование во 2 веке, но слава этого величайшего государства жива и сегодня. Своим величием Вавилон практически во всём обязан самому знаменитому из своих царей – Хаммурапи. Этот человек сумел превратить Вавилон в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

Что же такого особенного сделал этот царь, что имя его на слуху, спустя почти четыре тысячелетия после смерти?

Когда был рождён Хаммурапи — доподлинно установить историкам не удалось. Единственное, что уверенно утверждают специалисты, это то, что он был очень молод, когда взошёл на престол. Кроме этого, загадкой для учёных является и имя знаменитого вавилонского царя. Некоторые из экспертов считают, что это «Хамму-раби», что означает «предок велик». Есть специалисты, которые склоняются к версии, что на самом деле это «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

На заре правления Хаммурапи, Вавилония была весьма скромным государством. Несколько относительно небольших городов в радиусе меньше ста километров. До наших дней не дошло бы и время начала правления этого царя, если бы не вавилонская традиция называть годы по каким-либо знаковым деяниям царей. Начало правления Хаммурапи ознаменовалось установлением «справедливости». Это было прощение всех долгов всем жителям. Второй год этого царя на престоле вавилоняне назвали «год справедливости Хаммурапи». Это был период с 1793 по 1750 год до нашей эры.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Вавилон к этому моменту был очень молодым государством — ему было менее сотни лет. Первые пятнадцать лет правления Хаммурапи никак не отражены в исторических документах. Историки знают только то, что царь активно отстраивал своё государство и расширял его за счёт завоевания соседних народов. Делал он это весьма успешно и царство значительно увеличилось в размерах.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Более всего, конечно, этот правитель запомнился благодаря Кодексу Хаммурапи, который был начертан на каменных столбах. Эти столбы равнялись человеческому росту и были размещены во всех городах вавилонского царства. Но этот свод из 282 законов был лишь одним из огромных достижений харизматичного лидера, превратившего ничем не выдающийся город-государство Вавилон, в доминирующую державу древней Месопотамии.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Во всё время своего правления, Хаммурапи служил прекрасным образцом того, как нужно сочетать военную мощь, дипломатическое искусство и политическое мастерство для создания и контроля империи, простирающейся от Персидского залива вглубь страны. Помимо высекания законов на каменных столбах, этот великий человек был мудрым правителем, отважным воином, искусным дипломатом и великолепным администратором.

Хаммурапи стал величайшим из царей своего времени, потому что он был проницательным государственным деятелем. Он невероятно ловко проложил себе путь к господству в регионе. Вавилонский царь умел заключить очень нужный союз и также лихо разорвать его, как только он становился невыгодным. Хаммурапи владел чрезвычайно развитой для тех времён шпионской сетью. Он был самым информированным правителем в регионе. Изощрённая дипломатия способствовала продвижению интересов Вавилонского царства. Одновременно с этим царь наращивал военную мощь. Правление Хаммурапи походило на искусную шахматную партию, где царь безоговорочно выигрывал.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Хаммурапи стал первым вавилонским царём, воздвигшим защитные стены вокруг города. В то же время правитель постарался снискать расположение своих подданных, издав прокламацию, аннулирующую все их долги. Этот широкий жест царь повторял за время своего правления четырежды. Подобно современному губернатору или мэру, который повышает свою популярность за счёт ремонта дорог и строительства мостов в своем родном городе, Хаммурапи ещё больше укрепился в политическом плане, реализовав целый ряд масштабных инфраструктурных проектов. Он построил храмы, зернохранилища, дворцы, мост через реку Евфрат, который позволил городу расширяться на обоих берегах. Хаммурапи вырыл большой оросительный канал, который стал защищать вавилонскую землю от наводнений.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Сделанные им вложения окупились сторицей, поскольку Вавилон постепенно превратился в богатое и процветающее государство. Хаммурапи, в свою очередь, позаботился о том, чтобы все знали, что только он причастен ко всему, что несёт стране процветание. Царь следил за тем, чтобы обо всех удачах было донесено народу. Например, когда он построил канал, то постарался проинформировать всех о том, что он только выполняет свои обязательства перед богами, которые доверили ему эту землю. Очень грамотный пиар.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

После нескольких десятилетий строительства Вавилона Хаммурапи стал достаточно силён, чтобы начать захватнические войны. Чем он весьма успешно и занялся. Хаммурапи быстро завоевал Эшнунну на востоке, Ассирию на севере, Ларсу на юге и Мари на западе. Царь умел очень ловко, хотя и двулично сочетать силу и дипломатию. Хаммурапи заключал союзы с другими правителями, а затем разрывал их, когда это было ему удобно. Он также вёл войну чрезвычайно хитрыми способами. Одна из его знаменитых уловок заключалась в том, чтобы перекрыть водоснабжение осаждённого города. Затем он либо использовал жажду, чтобы заставить правителей города сдаться, либо внезапно выпускал на город потоки воды, что вызывало разрушительное наводнение. После этого атака всегда была обречена на успех.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Сложный правовой кодекс Хаммурапи охватывал все вопросы жизнедеятельности государства: начиная от безопасности, строительства, принципов наследования, дисциплины, поведение рабов, налогов и заканчивая сборами, которые древние ветеринары должны были платить за право лечить быков и ослов. Это, конечно, не было первой в истории правовой системой, Хаммурапи фактически включил в свой кодекс законы, созданные предыдущими царями. Но главное было то, что он фактически реализовал идею общества, построенного на принципе закона и порядка, применимого ко всем.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Эксперты в этой области говорят, что там есть много законов, которые сегодня мы бы квалифицировали как суровые или варварские. Вместе с этим есть и другие, которые предполагают заботу о простых гражданах и ответственность за преступления и нарушения прав других людей. Правовая система Хаммурапи включала в себя привычные сегодня особенности, такие как принцип презумпции невиновности. Согласно этому принципу, для того, чтобы осудить человека, сначала надо было собрать доказательства его вины. Кроме этого, кодекс регулировал и предусматривал даже выплату алиментов.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

В некотором смысле Кодекс Хаммурапи также был инструментом связи с общественностью, его способом тонко рекламировать себя как мудрого и доброго царя. С этой целью сохранившийся образец каменных столбов Хаммурапи изображает его встречу с Шамашем, вавилонским богом Справедливости. Царь хотел, чтобы подданные воспринимали его не только как великодушного правителя, защищающего своих граждан. Хаммурапи желал являть собой для своих граждан некий симбиоз богов на Земле, военного вождя, великого строителя и строгого, но справедливого судьи.

вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть фото вавилон при царе хаммурапи группы населения. Смотреть картинку вавилон при царе хаммурапи группы населения. Картинка про вавилон при царе хаммурапи группы населения. Фото вавилон при царе хаммурапи группы населения

Хаммурапи был первопроходцем в сфере политической саморекламы. Тем не менее, созданный им имидж не был сплошной показухой. Он был по-настоящему доброжелательным правителем, который хотел, чтобы его подданные жили лучше. В переписке царя со своими должностными лицами он ясно даёт понять, что любой, кто посчитает, что суд несправедливо обошёлся с ним, может обратиться к своему царю за апелляцией. Как пишет его биограф Ван Де Миероп, «Хаммурапи гарантировал, что все люди будут оценены справедливо и не должны бояться его власти».

Источник

Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне.

Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне.

Судебник Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения.

Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству.

Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители Вавилона.

Историки предполагают, что мушкенум находились в личной зависимости от царя.

За совершение одних и тех же правонарушений мушкенум несли более серьезное наказание; услуги, оказанные мушкенумом, дешевле. При этом посягательство на имущество мушкенума, наказывалось строже, так как хозяином этого имущества считался сам царь.

3-е сословие – вардум – «раб». Судебник закрепил патриархальное рабство, т.е. рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определенной правоспособностью, т.е. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д.

Правовое регулирование имущественных отношений Древнем Вавилоне..

Значительная часть судебника Хаммурапи посвящена регулированию имущественных отношений. Древневосточное право не знало еще общего понятия права собственности и лишь разделяло законное или не законное владение. Если владелец не мог доказать законность овладения вещью, то он автоматически считался вором. Судебник Хаммурапи закреплял институт услуг владения за службу.

В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Государство активно вмешивалось в регулирование этих договоров, определялся процент ставки по договору займа или оплату услуги и т.д. Текст судебника свидетельствует о распространенности письменной формы заключения договора.

Правовое регулирование имущественных отношений по судебнику Хаммурапи.При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: * царские; * храмовые; * общинные; * частные. Царским и. храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат («илку») или отдававших это имущество внаем.

Реформы Клисфена.

Реформы Клисфена. Демос по-прежнему испытывал на себе давление аристократии, поскольку собрания происходили по родовым филам. Родовая организация объединяла лиц, разных по своему социальному положению и имеющих совершенно разные интересы. Клисфен 509г. поставил задачу разрушить эти связи, избавить демос от какого-либо влияния со стороны аристократов. Кроме того, он имел в виду разрушение и старых политических группировок. Эти задачи были решены введением нового административного деления. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афина с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей — триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и таким образом было создано 10 территориальных фил. Самыми мелкими единицами были демы, на которые распадались триттии. Каждая фила включала городские, прибрежные, сельские демы. Выборы центральных органов управления происходили по филам. Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).

В демах действовала система самоуправления. Во главе дема стоял выборный староста, который созывал собрание граждан дема и руководил этим собранием, исполнял решения собрания, заведовал местной кассой и собирал различные взносы, по истечении срока полномочий (1 год) отчитывался перед собранием. Списки граждан составлялись по демам. Таким образом, свободные чужестранцы, проживающие на территории того или иного дема, автоматически становились гражданами Афин. Демократия приобрела новую опору, расширила свою базу за счет метеков — чужеземцев, проживавших в Афинах.

Клисфеном был создан новый орган — коллегия стратегов, в которую входило по одному представителю от каждой филы.

Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») — изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного голосования. При этом каждый, имеющий право голоса, писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тысяч раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм широко применялся в политической борьбе.

Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики

16) Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, иНародное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При. Перикле происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством:

Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.
Реформы Эфиальта и Перикла. Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.

Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).

Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.

Эфиальт обрушился на ареопаг. Ареопаг имел право: 1.Налагать вето на постановление народного собрания 2.контроль за долж.лицами и 3.надзор за исполнением законов.

Реформы Эфиальта и Перикла.Сущность реформ Эфиальта заключается в том, что организовал судебный процесс на доходы. И отнял право ореопага накладывать вето на постановление народного собрания. Это право перешло народному суду – гелеи. Эфиальт усложнил систему отчета и сделал её более гласной. Он предоставил демосу контроль за деятельностью должностных лиц, магистраты должны предоставить отчет в течение 30 дней после окончания сроков своих полномочий. Это были выбраны 10 человек из совета 500, которые проверяли отчет и передавали его или на ратификацию (одобрение) или в суд, если возник противоречия. После поступления отчета любой гражданин в течение 3 дней мог обратиться с жалобой к должностному лицу своей рифы на то должностное лицо, которое ходило в отставку. Должностное лицо передавало её в соответствующую инстанцию, где отчет поднимался заново, это решение было окончательным. После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл, с его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новейших принципов управления обществом. В них лежат требования политического профессионализма, и формирования новейшей социальной философии Реформы Перикла были связаны с оплатой судьям. Введя плату чиновникам, Перикл открыл дорогу для участия в городских делах широкого круга афинских граждан. Гражданская реформа Перикла. Афинянином мог считаться тот человек, у которого и отец и мать его были Афинянами. Перикл ввел ограничение, с целью создать наиболее оптимальное, по численности гражданское общество. Ему же принадлежала реформа разделения властей. Принципы, введенные им и другими реформаторами: выборность, гласность, подотчетность, сменяемость, коллегиальность.

Государственный аппаратафинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия)являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Совет пятисот (буллэ),будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

В компетенцию Совета входило много вопросов. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т. е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.

В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг.В него кооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н. э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии — стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов.Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поэтому стратегов выбирали на Народных собраниях из наиболее выдающихся людей путем открытого голосования (поднятием рук). Поскольку стратеги, в отличие от других должностных лиц, не получали жалованья, занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. Очень часто стратег был и лидером той или иной партии.

В ведении коллегии архонтовнаходились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган — гелиэя. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране Конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Афинская демократия в V—IV вв. до н. э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Во-первых, она обеспечивала полноправие только свободного населения. Во-вторых, она распространялась только на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов и для которых забота о собственном урожае была важнее заседаний в Народном собрании. Из 43 тыс. полноправных граждан на собрания являлись 2—3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями — демагогами. К V в. до н. э. вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.
При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.

18)
Особенности образования государства в Древнем Риме. 753г до н.э. – образование Рима, начало объединения живущих рядом племён, происходят изменение наподобие реформ Тезея в древних Афинах, этот процесс привёл к образованию римской общины: климатические условия хорошие, следовательно быстро развивается земледелие. Процесс объединения этих племён в единый римский народ привёл к образованию новых учреждений – сената. 10 родов составляли курию, появились народные трибуны (лат. tribuni plebis, букв. — плебейские трибуны), в Древнем Риме должностные лица, ежегодно избиравшиеся (с 494 до н. э.) из плебеев на собраниях по трибам. Сначала избирались два народных трибуна, а с 457 до н. э. — 10. Должность народных трибунов была введена для защиты плебеев от произвола патрицианских магистратов. По окончании борьбы патрициев и плебеев (с 3 в. до н. э.) народные трибуны рассматриваются как защитники прав и интересов всех рядовых граждан и сами становятся ординарными магистратами. Для римлян характерна постоянная война, она как способ объединения была обусловлена тем, что полуостров был населён многими народами, и ареал расселения племени напрямую был связан с его военной мощью. Община носила замкнутый характер в неё не допускались не члены общины, чужаки не имели ни каких прав, это обусловило специальный институт – клиент, в Др. Риме отдельные лица или целые общины, отдававшиеся под покровительство патрона; получали родовое имя патрона, земельные наделы, неся сельскохозяйственную и военную повинности в пользу патрона. Это существенно повлияло на римскую общину. Начавшийся процесс имущественной и социальной дифференциации привёл к тому, что большинство коренного населения обеднело, а пришлое (чужаки и изгои), образовали новую – плебс. Главное её занятие ремесло и торговля. Римляне, небольшая и наиболее богатая часть, получила название патриции, часто обращалась за помощью к плебсу (он не мог иметь землю, заключать брак с римскими гражданами и т.д). Община в ДР была сильно военизированной, так как война была основным средством существования.

С образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753-509г до н.э.), он связан с изгнанием последнего римского царя ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ (Tarquinius Superbus), из состава общины, за плохое поведение. Этот период называется царским, именно в тот момент складывается государство Рим. Значение родового собрания было не велико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Также в конце этого периода возникает такой орган как консульство – коллегиальный орган, который заменил царя.

Второй период становление и утверждение республики 509-27г до н.э. Он характеризуется борьбой плебса и патрициев. Плебс боролся за право представления в государственных органах, право на брак со всеми, доступ к земле.

Третий 27г до н.э – 476 г н.э. делится на 2 этапа. В рамках этого периода окончательно возникает и утверждается монархия и империя. Первый этап принципат – переход от республики к монархии до 193г, царь становится первым среди равных. Второй этап доминат – абсолютная монархия, до абсолютного конца римской империи.

Реформа Сервия Туллия.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.

Реформы Сервия Туллия.С течением времени земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения), и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Самой первой из них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления не поддается точной датировке. Скорее, это в основном VI в. до н. э.

Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.
После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.
20)

Источники римского права.Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права. Виды источников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность римских юристов; 5) кодексы римского права. Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. Возникает писаное право в форме закона. Законами были некоторые постановления народного собрания. К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам. Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты содержали правила деятельности этих должностных лиц. Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Профессиональные юристы оказывали серьезное влияние на развитие римского права. Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана. До нас дошло 2 издание кодекса, «Новеллы» – постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований эпохи

Источники римского частного права— это способы (формы) выражения и закрепления правовых норм римского частного права.

Можно выделить 3 периода:

1.
Архаический или предклассический преиод.Право носило местный характер и было патриархально. Первыми юристами были жрецы (они вели календарь природы). Это период зарождения права. В качестве источников здесь можно выделить:

o
Обычай –широкоприменяемое правило поведения. Имеет сильную религиозную окраску.

o
Законы рексов (царей).

o
Законы 12 таблиц.Были разработаны в 462г до н.э. Это первый кодифицированный акт, в котором были собраны все римские обычаи. Носили светский характер. Они не сохранились, но т.к. учились наизусть – не были утрачены.
Законы принимались на народных собраниях (по классам), разрабатывались магистратом, утверждались сенатом.

2.
Классический период (расцвет права).

Обычаи.

Сенатусконсульты –постановления сената.

Конституции императоров.Давали указания чиновникам, судьям. Император – верховный судья. Консультация императора имела форму закона.

Деятельность юристов,действующих по поручению императора. Это были выдающиеся юристы. Они давали консультации при спорах и они имели силу как конституции импер

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *