вавилонский царь разрушивший в 1586 году храм яхве в иерусалиме и переселивший евреев в вавилонию
Глава XV. Вавилонский Плен
«На реках вавилонских»
Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину, заключенную между реками Евфратом и Тигром. Здесь вместо родных живописных гор пленники увидели перед собой необозримые, пересеченные искусственными каналами поля, среди которых раскинулись громадные города с поднимающимися над ними исполинскими башнями – зиккуратами.
Вавилон – столица царства, в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Он украшался многочисленными храмами и дворцами, перед которыми в немом изумлении останавливались пленники. Вмещая в себя миллион жителей, Вавилон был окружен двойной линией крепостных стен такой толщины, что по ним мог свободно ехать четырех конный экипаж. Более шестисот башен охраняли покой жителей столицы. От великолепных резных ворот Иштар вела широкая улица со стенами, украшенными барельефами львов. В центре города находилось одно из семи чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды, расположенные на террасах, поддерживаемых арками из кирпича. Величайшей святыней был храм вавилонского бога Мардука. Вблизи него поднимался высоко к небу зиккурат – семиярусная башня, построенная в III тысячелетии до н.э. На ее верхушке сверкали в лучах солнца голубые плитки маленького святилища, в котором, по верованию вавилонян, жил их бог Мардук.
На иудейских изгнанников, переброшенных из маленького провинциального городка Иерусалима в самую гущу большого мира, Вавилон произвел ошеломляющее и ужасающее впечатление. Пленники содержались первоначально в лагерях и работали в самом городе Вавилоне, на строительстве в царских имениях, при сооружении оросительных каналов. Со временем, особенно после смерти Навуходоносора, им стали возвращать личную свободу. Они селились на окраинах столицы, занимаясь садоводством и овощеводством. Многие занялись торговлей и нажили большие состояния, ибо Вавилон в то время был важнейшим центром международной торговли. Некоторые иудеи стали финансовыми магнатами. Иные занимали крупные посты в государственном аппарате и при царском дворе. Попав в водоворот вавилонской жизни, часть евреев ассимилировалась и забыла о своей родине. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Они часто садились вместе где-нибудь на каналах – этих «реках вавилонских» – и, исполненные тоски по родине, пели печальные песни. Религиозный поэт, автор сто тридцать шестого псалма, следующим образом выразил их чувства: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» ( Пс. 136; 1:5–6 ).
В то время, как жители Израиля, выселенные ассирийцами в 721 году, рассеялись и в конце концов бесследно исчезли в море народов Азии, иудеи селились вместе в городах и поселках, соблюдали свои древние обычаи, праздновали субботу и все другие религиозные праздники, а поскольку у них не было храма, собирались в домах священников для совместных молений. Эти частные домашние молельни явились зародышами будущих синагог. В это время среди иудеев появляются ученые люди, книжники, которые собирали и систематизировали духовное наследие народа. Изгнанникам удалось вынести из горящего Иерусалимского храма некоторые свитки Священного Писания, но много исторического материала пришлось записывать заново, используя устную традицию. Так восстанавливался и созидался текст Священного Писания, обработанного окончательно уже после возвращения на родину.
Здесь, в плену, под тяжестью постигшего иудеев испытания и вдали от обетованной земли, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в своих прежних согрешениях, и вследствие этого укреплялась вера в справедливого и милостивого Бога. Для поддержания веры среди пленных иудеев и для их утешения Господь посылал пророков. Особенно выдающимися пророками в вавилонском плену были Иезекииль и Даниил.
Пророк Иезекииль
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году, за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в плен вавилонский вместе с царем Иоакимом и жил там среди переселенцев при реке Ховаре. К пророчеству священник Иезекииль был призван на пятом году своего пребывания в вавилонском плену. При этом Господь показал Своему избраннику следующее видение.
Иезекииль видел в светлом облаке нечто подобное четырем животным, у каждого из которых было по четыре крыла и по четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Под каждым животным находилось по одному колесу с высокими ободьями, усеянными очами. Над их головами утверждался кристальный свод, а на своде стоял престол. На престоле восседал Господь в образе человека. С этого престола Господь призвал Иезекииля к пророческому служению и дал ему съесть свиток, на котором было написано: «плач, и стон, и горе». Пророк съел этот свиток и почувствовал в устах своих сладость, как от меда. Эти слова, написанные на свитке, явились темой обличительной проповеди пророка Иезекииля.. С этого времени из уст избранника Божия раздавались пророческие слова, предсказывающие о надвигающемся горе и страданиях избранного народа. Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и поклоняется чужим богам. Иезекииль подобно своему современнику пророку Иеремии предсказывал евреям о разрушении Иерусалима и убеждал их покориться воле Божией. Из далекой страны плена он изображал взятие и разрушение Иерусалима с такими подробностями, как будто все это он видел своими глазами. Но пророк не только обличает евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки останется избранником Божиим. Своими страданиями он должен очиститься от грехов, а затем выполнить возложенную на него миссию, которая заключается в распространении среди языческого мира веры в Истинного Бога.
Поскольку иудейскому народу предстояло выполнить такую историческую миссию, пророк предсказывал гибель всех его угнетателей и возвращение евреев из плена на родину. Однажды он рассказал верующим, что Господь перенес его в будущий, восстановленный Иерусалим. Какой-то таинственный муж водил его по городу и по двору заново отстроенного храма, и Господь велел ему внимательно смотреть и запоминать, чтобы потом подробно рассказать своим землякам в Вавилоне. Таким образом Иезекииль поддерживал дух изгнанников, предсказывал, что они вернутся на землю отцов и их Царем станет Потомок Давида – Христос, Спаситель Мира ( Иез. 40–47 ).
Некоторые пророчества Иезекииля изображаются символически. Так, например, будущее восстановление Иудейского царства и грядущее воскресение мертвых пророк изображает под видом поля, усеянного человеческими костями. Эти кости, под воздействием Духа Божия, облекаются плотью и оживают ( Иез. 37 ). Спасительное учение грядущего Мессии Иезекииль изображает под видом источника, вытекающего из храма, воды которого впадают в Мертвое море и оживляют всю страну ( Иез. 47 ).
Пророк не дожил до того счастливого часа, когда иудейский народ возвратился из плена и восстановил свою столицу и храм. Предание говорит, что великий пророк был убит одним иудейским вельможей за то, что Иезекииль смело обличил его в идолопоклонстве. Двадцать два года Иезекииль нес тяжелое пророческое служение и оставил после себя книгу для назидания его современников и будущих потомков.
Пророк Даниил
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворе, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу он повелел им давать со своего стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил. Даниил вместе со своими тремя друзьями твердо хранил веру в Истинного Бога.. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо, запрещенного законом Моисеевым, и просили своего воспитателя-евнуха давать им только хлеб и овощи. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать испытание в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона – за воздержание (пост) и благочестие Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили большие должности при царском дворе. Даниилу же Бог, кроме того, дал еще способность разъяснять сны, как некогда Иосифу. Такое возвышение иудейских юношей послужило на пользу пленным иудеям. Благочестивые юноши получили возможность защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, через них многие язычники могли познавать и прославлять Бога.
Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить ему сон и объяснить его значение. Но они не в силах были это сделать и ответили: «Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю…» ( Дан. 2:10 ). Навуходоносор разгневался и хотел предать смерти всех мудрецов. Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Возвратившись домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его. На следующее утро Даниил предстал перед лицом Навуходоносора и сказал: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана: голова была из чистого золота, грудь и рука из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни ног частью из железа, частью из глины. Затем ты увидел, как от горы сам собой, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана и разбил их, тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень тот так увеличился, что покрыл собою всю землю – Вот царь, твой сон!»
«Этот сон, – продолжал Даниил, – означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу. и ты владеешь другими народами. Царство твое – это золотая голова истукана. После тебя настанет другое – серебряное царство, которое будет ниже твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».
Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли, и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей…» ( Дан. 2:47 ). После этого Навуходоносор назначил Даниила начальником Вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими мудрецами, а трех его друзей – Ананию, Азарию и Мисаила поставил правителями страны Вавилонской.
Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом.
Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство.
Друзья пророка Даниила в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.
И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю – только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: «Благословен Бог. Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него» ( Дан. 3:95 ). И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вавилонское пленение
Вавилонское пленение. – Так называется тот период Библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведён был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа не был случайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом и Месопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великой борьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политической жизни древнего мира. Чрез неё или по её окраинам то и дело проходили огромные войска – то египетских фараонов, стремившихся подчинить себе Месопотамию, то ассировавилонских царей, старавшихся ввести в сферу своей власти все пространство между Месопотамией и берегами Средиземного моря. Пока силы борющихся держав были более или менее равномерны, еврейский народ ещё мог сохранять свою политическую самостоятельность; но когда решительный перевес оказался на стороне Месопотамии, то евреи должны были неизбежно сделаться добычей сильнейшего воителя. И действительно, северное еврейское царство, так называемое царство Израильское, пало под ударами ассирийских царей ещё в 722 году. Царство Иудейское продержалось ещё около ста лет, хотя существование его за это время походило на политическую агонию. Среди народа происходила ожесточённая борьба партий, из которых одна настаивала на добровольном подчинении месопотамским царям, а другая старалась искать спасения от угрожающей гибели в союзе с Египтом. Напрасно более дальновидные люди и истинные патриоты (особенно пророк Иеремия) предостерегали от союза с коварным Египтом; египетская партия восторжествовала и тем ускорила падение царства (о дальнейшем ходе событий см. Вавилония). За так называемым первым пленением, т. е., уводом в плен нескольких тысяч иерусалимских граждан, последовало новое нашествие Навуходоносора, который лично явился под стенами Иерусалима. Город спасён был от разрушения только тем, что царь Иехония поспешил сдаться со всеми своими жёнами и приближенными. Все они были уведены в плен, и на этот раз Навуходоносор приказал отвести в Вавилонию 10,000 человек из числа лучших, воинов, знати и ремесленников. Над ослабленным царством, в качестве вавилонского данника, был поставлен Седекия. Когда Седекия, в свою очередь, отложился от Вавилона, передавшись на сторону Египта, Навуходоносор решил совсем стереть Иудею с лица земли. В девятнадцатый год своего царствования он в последний раз явился под стенами Иерусалима. После продолжительной осады Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя. Город, вместе с храмом и дворцами, разрушен был до основания, и все оставшиеся в нем сокровища достались в добычу неприятеля и увезены были в Вавилон. Первосвященники были убиты, а большая часть остального населения уведена была в плен. Это было в 10 день 5 месяца 588 года до Р. X., и этот страшный день доселе вспоминается у иудеев строгим постом. Жалкие остатки населения, оставленные Навуходоносором для обработки земли и виноградников, после нового возмущения были уведены в Египет, и таким образом окончательно опустела земля Иудейская.
Массовое переселение покорённых народов из их родной страны в страну победителя было обычным явлением в древнем мире. Система эта иногда действовала с большим успехом, и, благодаря ей, целые народы теряли свой этнографический тин и язык и расплывались в среде окружающего чужого населения, как это случилось с народом северн. Израильского царства, который окончательно потерялся в плену ассирийском, не оставив никаких следов своего существования. Иудейский народ, благодаря своему более развитому национальному и религиозному самосознанию, сумел сохранить свою этнографическую самостоятельность, хотя, конечно, и на нем плен оставил некоторые следы. Для поселения пленников в Вавилоне был отведён особый квартал, хотя большая часть их была отправлена в другие города, с предоставлением им там участков земли. Состояние иудеев в вавилонском плену было несколько похоже на состояние их предков в Египте. Масса пленного народа несомненно употреблялась на земляные и другие тяжёлые работы. На вавилоно-ассирийских памятниках наглядно изображается в многочисленных барельефах этот труд пленников (особенно на барельефах в Куюнджике; снимки с них в 9 изд. «Ист. древн. Вост.» Ленормана, т. IV, 396 и 397). Вавилонское правительство, впрочем, относилось к иудеям с известной долей человеколюбия и предоставляло им полную свободу во внутренней жизни, так что они управлялись своими собственными старейшинами (как это видно из истории Сусанны: Дан. гл. 13), строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей, а именно в Вавилоне впервые среди евреев развился торгово-промышленный дух. При таких обстоятельствах многие из иудеев настолько обжились в стране пленения, что даже и забыли о родной земле. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Заканчивая свои дневные работы где-нибудь на каналах и сидя на этих «реках вавилонских», пленники плакали при одном воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении «окаянной дочери Вавилона, опустошительнице» (как это изображено в Псалме 136). Под тяжестью постигшего иудеев испытания, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежних беззакониях и прегрешениях и укреплялась преданность своей религии. Великую религиозно-нравственную поддержку пленный народ находил в своих пророках, среди которых прославился Иезекииль, с его восторженными видениями о будущей славе теперь угнетённого народа. «Книга пророка Даниила» служит весьма важным документом для изучения жизни иудеев в Вавилоне, и, кроме того, в ней немало драгоценных данных и о внутреннем состоянии самого Вавилона, особенно о внутренней жизни двора.
Положение иудеев в плену вавилонском оставалось без изменения и при преемниках Навуходоносора. Его сын освободил еврейского царя Иехонию от тюремного заключения, где он томился в течение 37 лет, и окружил его царскими почестями. Когда новый завоеватель, Кир, двинулся со всеми своими силами на Вавилон, он обещал многочисленным пленникам свободу или, по крайней мере, облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с их стороны сочувствие и содействие. Иудеи, по-видимому, встретили Кира с распростёртыми объятиями, как своего освободителя. И Кир вполне оправдал их надежды. В первый же год своего господства в Вавилоне он приказал освободить иудеев из плена и построить для них храм в Иерусалиме ( 1Ездр. 1 – 4 ). Это было в 536 г. до Р. X., которым и закончилось семидесятилетие плена вавилонского. На призыв царского указа откликнулись все те иудеи, которым была дорога и священна память об Иерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь 42,360 человек с 7,367 слугами и служанками. Это, за небольшими исключениями, были все люди бедные, имевшие только 736 лошадей, 245 мулов, 436 верблюдов и 6,720 ослов. Гораздо большая масса пленного народа – все те, кто успел обзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения в стране пленения, – предпочли остаться там, под великодушным владычеством Кира. Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Караван переселенцев, взяв с собою 5,400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращённых Киром, двинулся в путь под начальством знатного иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые и привели их на старое родное пепелище, где из этих переселенцев возродился вновь народ иудейский.
Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе народа иудейского. Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своей судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, стала крепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность в оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которые стали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы. Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние её на язык который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык, был забыт, и на его место выступил язык арамейский, т. е., сирохалдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы (Талмуд и др.). Вавилонский плен имел ещё и другое значение. До него иудейский народ со всем его своеобразным религиозно-нравственным миросозерцанием, жил отчуждённо от остального мира. Со времени пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздо большая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало по малу они стали распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своей духовной культуры. Эти иудеи, жившие вне Палестины и своими колониями усеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали известны под названием иудеев рассеяния; они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира, постепенно подтачивая религиозное миросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы к принятию христианства.
Подробнее о вавилонском пленении можно читать в больших курсах истории израильского народа, как: Еwald, «Geschichte des Volkes Israel» (1 изд. 1868 г.); Graetz «Geschichto der Juden» (1874 г. и др.). Из монографии можно указать: Deаnе, «Dаniеl, his life and times» и Rawlinson, «Еzra and Necemiah, their lives aud times» (из новейшей библейско-исторической серии под общим заглавием «Меn оf the Bible» 1888 – 1890 г.). По вопросу о соотношении библейской истории с новейшими открытиями и исследованиями ср. Vigоuroux, «Lа Bible еt les décounertes modernes» (1885 г., т. IV, стр. 335 – 591), а также А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (т. II, стр. 704–804) и др.
Вавилонское изгнание
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Вавилонское изгнание — это насильственное переселение евреев в Вавилон царем Невухаднецаром (Новуходоносор) после разрушения Первого Храма. В течение 70 лет изгнания евреи в Вавилоне не ассимилировались, а сохранили свою Традицию. В поддержку вавилонским пленникам Вс-вышний послал пророков: Даниэля, Ирмияу, Хавакука, Йехезкеля. Когда персидский царь Кореш разрешил евреям вернуться в Землю Израиля, многие евреи остались жить в Вавилоне и положили начало Вавилонской диаспоре.
Оглавление
Этапы изгнания [↑]
В 3318 (443 до н. э.) году в Вавилоне воцарился Невухаднецар, покорил сначала Нинве, а затем Иудею. Иудейский царь Йеояким покорился ему и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. Живший в то время пророк Ирмияу пророчествовал о завоевании Иерусалима Вавилонией и призывал царя и народ Иудеи не оказывать сопротивления Невухаднецару.
Евреи не послушались пророка и подняли восстание против Вавилонского правления. Войска Невухаднецара напали на Иерусалим и захватили в плен «три тысячи двадцать три иудея» (Ирмияу 52:28): всю знать, среди которой был и царь Йеояким с семьей и свитой, а также пророк Йехезкель, ставший одним из духовных руководителей изгнанников.
Через несколько лет в вавилонский плен были отправлены еще десять тысяч евреев: все сановники, семь тысяч войска, тысяча «ремесленников и кузнецов», и в Иудее «не осталось никого, кроме бедного народа земли». Утварь из Иерусалимского Храма тоже была увезена в Вавилон.
Еще через 11 лет, в 3338 (422 до н.э.) году, после длительной осады Иерусалима и разрушения Храма, в Вавилон были угнаны почти все оставшиеся в живых евреи.
Но, окончательно разгромив Иудейское царство, Невухаднецар не пожелал превращать его в пустыню. Поэтому он позволил простолюдинам остаться на своих землях, чтобы возделывать и обрабатывать их. Наместником над ними он поставил Гедалью бен-Ахикама, мудрого и Б-гобоязненного человека.
Жизнь в Вавилоне [↑]
Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, и все входящие в нее государства очень обогатили ее. Вавилонские мудрецы умели воздействовать на сверхъестественные силы, армия вавилонян побеждала в многочисленных войнах. И вот в центре этой огромной страны оказался маленький народ, попавший сюда с берегов Средиземного моря.
Евреи прибыли в Вавилонию измученные, разбитые, потрясенные ужасами осады и плена. Здесь, однако, они обнаружили еврейскую общину, основанную мудрецами и учеными, переселенными сюда Невухаднецаром одиннадцать лет назад.
Власти предоставили евреям автономию в решении внутренних вопросов. Гигантская империя правила многочисленными народами, и главное для правителей Вавилона было получение от подданных налогов.
Евреям в Вавилоне грозила серьезная опасность: они жили среди иноверцев и могли перенять их обычаи, тем не менее, это изгнание стало началом возрождения нашего народа.
В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным, они пользовались всеми правами граждан. Их поселили в центральной и южной Месопотамии. Больше всего евреев оказалось в сельскохозяйственном районе Ниппур в центре Вавилонии.
Этот район сильно пострадал во время войн между Вавилоном и Ассирией, и, видимо, вавилонские цари прилагали усилия для его экономического восстановления. Там же находилось и поселение Тель-Авив, где пророчествовал Йехезкель. Другие поселения назывались Тель-Мелах, Тель-Харша, Крув, Адан, Имер.
В чем-то евреи были вынуждены приспосабливаться к местным условиям, но главное они сохранили: Традицию. Иврит продолжал употребляться наряду с арамейским, еврейские праздники соблюдались в их традиционные сроки, еврейскими именами называли детей даже в пятом-шестом поколении, жившем в Вавилоне. Выполнялось обрезание, соблюдение субботы и постов, освящение Новомесячья.
При отсутствии Храма евреи оказались в шокирующе новой ситуации: невозможность приносить жертвы. И здесь, в Вавилоне, другие формы служения вынужденно становятся основными: молитвы, покаяния и посты. Превращение молитвы в центральный элемент служения рассматривалось изгнанниками как временное состояние. Одним из первых действий вернувшихся из вавилонского пленения (даже до основания нового Храма) была постройка алтаря и возобновление жертвоприношений (Эзра 3:1—6).
Лидеры поколения изгнания [↑]
Все годы изгнания продолжала сохраняться преемственность рода Давида. Царь Йеояким, изгнанный из Иерусалима в Вавилон и державшийся там в заточении, в 3364 году /396 г. до н.э./ был освобожден и стал главой еврейских изгнанников.
После смерти Йеоякима его сменил сын Шалтиэль. Внуком Шалтиэля был Зерубавель, заменивший своего деда во главе еврейской общины Вавилона (Седер олам зута 7:10; Седер адорот 3364).
Важнейшую роль в жизни евреев в Вавилоне играли старейшины, священники и пророки. Читаем у пророка Ирмияу, что он обращается из Иерусалима (29:1): «…к старейшинам, (что) в изгнании, и священникам, и пророкам, и всему народу, которых Невухаднэццар изгнал из Йерушалаима в Бавэл».
Ученик пророка Ирмияу Барух бен Нерья стал преемником своего учителя и духовным лидером поколения, прививавшим своим многочисленным последователям любовь к Торе. Среди его учеников в Вавилоне был писец Эзра, ставший главой следующего поколения мудрецов.
Вскоре после его смерти Эзра поднялся в Землю Израиля, где создал крепкую общину, сплотившуюся вокруг отстроенного в Иерусалиме Храма. Таким образом, Барух стал духовным «мостом», соединившим поколение мудрецов Первого Храма с мудрецами Второго Храма.
Евреи селились в Вавилоне родовыми и сословными группами (которые обычно совпадали, так как занятия наследовались) во главе со старейшинами, роль которых, уменьшившаяся в период существования Первого Храма, снова возросла в изгнании.
Старейшины Израилевы приходили к пророку Йехезкелю (20:3): «Сын человеческий! Говори со старейшинами Йисраэйля и скажешь им…» Они неоднократно упоминаются в книгах Эзры и Нехемии как организаторы подготовки к возвращению из Вавилона, участники сбора средств на восстановление Иерусалимского Храма и посредники в переговорах с персидскими властями в ходе строительства.
Священники (коэны) продолжали свое основное занятие до изгнания — изучение и преподавание Торы. Мы видим, что в Эзра 7:11, Нехемья 8:9 и др. подчеркивается статус Эзры — «священника, писца», а про левитов сказано: «И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого» (Нехемья 8:8). Эзра был прямым потомком коэна Пинхаса, внука первосвященника Аарона.
В изгнании продолжали сохраняться также и другие группы храмовых служителей: среди вернувшихся были семьи певцов, привратников и нетиним (храмовых служек).
Роль пророков была особенно велика в духовной сфере, а именно — в противостоянии идолопоклонству и многобожию окружающих народов. Тот факт, что изгнанники остались верными еврейским традициям, свидетельствует об успехе деятельности пророков. С этого периода совершенно исчезло всякое идолопоклонство.
Все предсказания пророков, которые предостерегали евреев от грядущих несчастий, сбылись. Поэтому теперь изгнанники с особой надеждой вслушивались в их слова о грядущем освобождении.
Даниэль [↑]
Среди пленных первой волны были праведник и провидец Даниэль, который происходил из колена Йеуды и принадлежал к знатному роду, а также его друзья Хананья, Мишаэль и Азарья. В течение трех лет плененных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, после чего они были взяты в свиту Невухаднецара.
Через два года после разрушения Иерусалимского Храма Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, — но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Только Даниэлю Творец открыл разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины» (Даниэль 2:1-33, Раши; Седер адорот). По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих четырех царств — Вавилон.
Пророк Ирмияу [↑]
Ирмияу задолго до разрушения Храма предостерегал евреев от растворения среди чужих народов и поклонения чужим богам. Но евреи Иудеи настолько привыкли к греху, что изменение к лучшему стало для них практически невозможным. В такой ситуации всеобщего духовного разложения возмездие становится неизбежным. А бичом возмездия должны были стать полчища завоевателей: «Я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, — сказал Б-г, — это могучий народ, народ древний, языка которого ты не знаешь и не поймешь, что он говорит» (Ирмияу 5:15).
«Выброшу Я вас, — говорит Творец устами пророка, — из этой страны в страну, которой не знали ни вы, ни ваши отцы» (Ирмияу 16:13). Как известно, евреи не послушались своего пророка, и все случилось по слову Б-жьему. В конце своей жизни Ирмияу продолжал возвещать свои пророчества и в Вавилоне.
Были в вавилонском изгнании лжепророки, чьи предсказания побуждали евреев совершать ошибки и верить в то, что их пребывание в Вавилоне кратковременно и они очень скоро возвратятся на родину, поэтому не стоит «оседать» на новом месте. Но пророк Ирмияу призывал евреев Вавилонии: «Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их» (Ирмияу 29:6). Он же указал и срок нынешнего изгнания: «Сказал Г-сподь: Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмияу 29:10-11).
Пророк Йехезкель [↑]
Пророк Йехезкель бен Бузи Акоэн упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест и увел так далеко от родины. Изгнанники вернутся домой, на родную землю и раскаются в своих грехах:
«И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля» (Йехезкель 11:16). Йехезкель предсказывал взятие Невухаднецаром Иерусалима, а также пророчествовал, что настанет день, и в Иерусалим вернутся изгнанники, которые не только восстановят город, но и построят новый Храм.
Когда пришло время вавилонского пленения, пророк не оставил своей миссии. Он продолжал вселять в сердца изгнанников надежду на освобождение. В своем знаменитом пророчестве об иссохших костях, которые «облекаются плотью» и «оживляются духом», он предсказал, что Цион восстанет из пепла, и туда вернутся его сыновья — не только живые, но и мертвые.
Как и предшествовавшие ему пророки, Йехезкель предсказывал не только избавление от вавилонского пленения, но и полное Освобождение.
Пророк Хавакук [↑]
Пророк Хавакук также предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Вс-вышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук1:12).
Конец Вавилонской империи [↑]
После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).
Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.
Бельшацар же был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу, и не ожидал опасности. Однажды ночью он устроил пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали — пели, ели и веселились, прославляя своих богов, — на стене дворца вдруг появились странные письмена. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали мудреца Даниэля, и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин». Даниэль растолковал эти слова так: «мене — исчислил Б-г царство твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; парас — разделено царство твое и отдано персам».
В ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени (3391 г.) исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев и могущественной Вавилонской Империи пришел конец, по слову пророков.
Возвращение из плена [↑]
Кореш, почти без боев овладевший Вавилоном, издал декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм.
Только малая часть вавилонских пленников, получив возможность вернуться в Израиль, решила воспользоваться ею. Изгнанники жили в Вавилоне относительно безбедно. Кроме того, Израиль был тогда пустынной и заброшенной провинцией, а Вавилон — сложным конгломератом больших и малых городов, обладавшим всеми материальными и культурными благами цивилизации того времени.
В Вавилоне евреи могли свободно исповедовать свою религию и поэтому не испытывали особого желания обрекать себя на заведомые трудности и лишения, связанные с восстановлением своей страны из развалин. Только те, кто до конца были преданы идее возвращения на родину, пустились в нелегкий путь к священной цели.
Первая группа евреев во главе с Зерубавелем в составе нескольких тысяч человек вскоре покинула Вавилон, за ней последовали другие. Кореш предложил им взять с собой в Иудею священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма, захваченные Невухаднецаром. Он приказал также, чтобы бывшим изгнанникам всюду оказывали помощь.
Если бы тогда из Вавилона вышло все еврейское население, Шхина сопровождала бы их, и, как во времена Моисея, их исходу сопутствовали бы чудеса и знамения. Но за Зерубавелем пошли немногие. Нехемья в 8-й главе пунктуально указывает, сколько человек из каких родов вернулось в Землю Израиля: в общей сложности, 42 360 человек, не считая рабов и певцов.
Многие предпочли остаться: особенно те, кто не имел в Иудее земельную собственность или же пустил корни в Вавилоне. Оставшиеся на чужбине евреи положили начало вавилонской диаспоре.
Вавилонское пленение осталось для нас в далеком прошлом. Давно уже нет и такого государства — Вавилон. Но остались с нами навсегда вавилонские названия месяцев: Нисан, Ияр, Сиван и так далее. Наши мудрецы постановили использовать их после возвращения из Вавилонского изгнания в память о том, что Вс-вышний избавил нас и от этой напасти.