ваз 21099 история модели

Долгожданный багажник: как ВАЗ-21099 стал самым желанным автомобилем в СССР

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

В Советском Союзе всегда и традиционно любили седаны. Начиная с Волги ГАЗ-21 и вариантов-то особых не было – все более-менее полноразмерные автомобили являлись представителями традиционной конструкторской школы с тремя отдельными объемами для двигателя, пассажиров и груза соответственно. Возможно, именно поэтому любые отступления от правил воспринимались в штыки, а каждый новый седан имел все шансы стать самым желанным или престижным автомобилем. Так было и с вазовской «трёшкой», и с «шестёркой», и с «русским мерседесом» модели 2107. В любом случае, за исключением полноприводной Нивы и универсалов, очередная новинка «по умолчанию» была седаном. Однако с переднеприводным семейством все получилось совершенно иначе.

Небольшое отступление

Появление каждой новой модели ВАЗа в Советском Союзе было поистине эпохальным событием. Его обязательно освещал единственный доступный широким массам населения автожурнал «За Рулем», а каждую новинку с ладьей на решетке потом еще долго обсуждали в курилках и гаражных кооперативах.

Ни одна модель Волжского автозавода не собрала о себе столько полярных мнений, как переднеприводный первенец – ВАЗ-2108 Спутник. Угловатое «зубило» сразу стало объектом критики и настоящей притчей во языцех по простой причине – оно не имело не только пары задних дверей, но и выделенного в третий объем багажного отделения. Мало того, что сам багажник получился достаточно тесным, так он еще и не был отделён от пассажирского салона!

И если пятидверный ВАЗ-2109 оказался наконец-то «многодверным», то вторая крупная особенность (читай «недостаток») Спутника никуда не делась – автомобиль по-прежнему оставался двухобъемным, а грузопассажирские возможности «восьмерки» и «девятки» оказались совершенно идентичными по простой причине – в силу полного совпадения колёсной базы и габаритной длины кузова. Именно поэтому многие бывалые автолюбители отнюдь не спешили пересаживаться с родных «шестёрок» или «семёрок» на передний привод – даже если новый автомобиль им нравился по дизайну или динамическим характеристикам, концепция кузова типа «хэтчбек» устраивала далеко не всех. Можно пенять на излишний консерватизм или зашоренность советских граждан, однако в реалиях наших зим и условий эксплуатации каждая загрузка-выгрузка багажа приводила к остыванию салона, а третья (пятая) дверь на кочках издавала не самые приятные звуки. Вдобавок, чего греха таить, именно трехобъемный кузов выглядел наиболее солидно и респектабельно. Не зря ведь у немцев седан назывался не иначе как «лимузин», а представительский класс во всём мире сплошь и рядом состоял именно из классических трехобъемников, а не хэтчбеков или, прости Господи, универсалов.

Почему же на ВАЗе так «опростоволосились», выпустив ВАЗ-2108 с кузовом типа хэтчбек? Здесь нет никакой случайной нелепости: «восьмерку» изначально задумывали именно двухобъемной и трехдверной. Другое дело, что техническое задание предусматривало разработку целого семейства автомобилей с условным названием «проект Гамма», в которое входили как трёх- и пятидверные хэтчбеки, так и традиционный четырёхдверный седан.

Ориентация «Запад»

Чтобы понять, почему, казалось бы, не столь практичный и удобный ВАЗ-2108 с парой боковых дверей «запустили» в серию первым, нужно вспомнить, что почти половина продукции тольяттинского автозавода отправлялась за рубеж, а «половина от половины» – в капиталистические страны. Таким образом, более 20% продукции предназначалось для взыскательных и избалованных западных потребителей, которые в малых классах давно ездили на хэтчбеках. Fiat Ritmo, Ford Escort, Volkswagen Golf , Opel Kadett, Renault 16 – все эти автомобили были выполнены по одной схеме: с поперечным расположением силового агрегата, приводом на передние колеса и двухобъемным кузовом типа хэтчбек.

Источник

История создания ваз 2108-09-099 часть 2

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

В данной статье речь пойдет о 5ти дверном хэтчбеке Ваз 2109 (это вторая часть). Будет подробно описана история создания, конкуренты, модификации и тд.

История производства ВАЗ 2109

Автомобиль начали выпускать в 1987 году. Первоначально автомобиль оснащался рядными 4-цилиндровыми 8-клапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 см³.

В 1991 году был разработан новый дизайн «передка» машины. Автомобили с таким передним оформлением начали выпускать сразу после начала выпуска седана ВАЗ-21099. С 1994 года на эти машины также стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-21083 1500 см³, в которых применялась инжекторная система подачи топлива с распределённым впрыском топлива. В финской версии ВАЗ-2109 так же возможно было опционально установить кондиционер, электростеклоподьёмники, ГУР, люк.

С точностью go наоборот

Появление первого отечественного серийного переднеприводника веха в истории Волжского автомобильного завода и всего советского автопрома. Символично, что начало производства ВАЗ-2108 совпало со знаменательной датой, отмечавшейся в ноябре 1984 года, 60-летием автомобильной промышленности СССР. А двумя годами позже с главного конвейера ВАЗа сошла опытно-промышленная партия из 159 автомобилей ВАЗ-2109 пятидверных хэтчбеков на базе «восьмерки». Новая «девятка», унаследовавшая все технические инновации «старшей сестры», сразу же завоевала признание автолюбителей: ее конкурентным преимуществом было «правильное» количество дверей. И все-таки первой на конвейер попала трехдверная модификация. Почему? Ведь в стране, где личный автомобиль считался роскошью, а на плечи счастливых обладателей собственных авто ложились транспортные проблемы их родственников и знакомых, потребностям автолюбителя в наибольшей степени отвечал классический трехобъемный седан.

На протяжении десятилетий все серийные легковые автомобили в СССР выпускались именно с таким кузовом. Более практичные универсалы, производившиеся небольшими партиями, поступили в свободную продажу только в конце 60-х годов и оставались страшным дефицитом. О других типах кузова и речи не было: руководители автозаводов даже не пытались экспериментировать, справедливо полагая, что проекты таких машин не встретят поддержки «в верхах». Однако в случае с «восьмым» семейством все вышло с точностью до наоборот. В конце 70-х годов Европу захлестнула мода на хэтчбеки. И вазовцы, стремясь идти в ногу со временем, при проектировании новой модельной линейки включили в нее помимо традиционного седана и совершенно новые для советской промышленности трех- и пятидверные хэтчбеки. Появление на внешнем рынке нового автомобиля, созданного с учетом мировых тенденций, должно было упрочить экспортные позиции ВАЗа. В Минавтопроме пыл тольяттинских инженеров несколько охладили, посчитав
невозможным профинансировать постановку на конвейер всех трех моделей. Реально было высвободить лишь одну нитку заводского конвейера для сборки двух унифицированных модификаций. «Счастливчиками» оказались хэтчбеки, имевшие максимальное количество общих кузовных деталей, В качестве базового варианта была выбрана более дешевая трехдверная модель, а спустя два года к ней присоединилась пятидверная. Седан ВАЗ-21099 удалось запустить в серию лишь в конце 1990 года. Впрочем, эта задержка в какой-то мере оказалась на руку заводу: если бы седан появился одновременно с хэтчбеками, он непременно составил бы им конкуренцию. Ажиотажный спрос на ВАЗ-21099 — лишнее тому подтверждение.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Несмотря на идентичные габаритные размеры и общую стилистику, «восьмерка» и «девятка» получились концептуально разными автомобилями. Непривычно широкие двери и массивная центральная стойка ВАЗ-2108 вносили в облик машины «спортивную нотку». На ВАЗ-2109 ширину передних дверей уменьшили с 1264 до 1025 мм, за счет чего дизайнерам удалось вписать в боковину кузова задние двери шириной 885 мм. В дизайне «девятки» еще угадывалась стремительность линий, однако «спортивность» ушла на второй план, уступив место практичности. По сравнению с «восьмеркой» ВАЗ-2109 немного потяжелел с 900 до 915 кг. К моменту запуска в серию ВАЗ-2109 у заводчан появилась возможность внести корместо для дефлекторов вытяжной вентиляции. На ВАЗ-2109 ранних лет выпуска небольшие решетки были расположены в нижнем углу неподвижных окон боковин. С1991 года от наружных дефлекторов отказались ради унификации хэтчбека с седаном ВАЗ-21099. Боковые окна седана были меньше, поэтому вентиляционные решетки разместили в торцах задних дверей.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Это же решение применили и на ВАЗ-2109, а отказ от наружных решеток позволил чуть увеличить размер окон.

к производству ВАЗ-2108 пресловутая маска вызвала недовольство кузовщиков. По их мнению, заходящая наверх облицовка задавала очень жесткие параметры для установки капота. Критику не приняли во внимание, однако жизнь доказала правоту инженеров-кузовщиков, и изменения пришлось вносить уже в ходе производства. Отказавшись от маски, конструкторы смогли удлинить передние крылья и капот, тем самым заметно «омолодив» внешность автомобиля. Место неказистого клюва за-

В 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, обойдя «Восьмерку» по количеству Выпущенных автомобилей

Коррективы в конструкцию переднеприводной платформы.

В январе 1987 года ВАЗ освоил производство бензобаков из пластмассы — значительно более легких и простых в изготовлении, чем стальные. Обе модели семейства комплектовались и пластмассовыми, и стальными бензобаками. Правда, позже от пластмассовых баков отказались из-за проблем с проницаемостью паров топлива. На «девятке» нашел применение и новый привод сцепления беззазорного типа, обеспечивавший четкое выключение сцепления.

За счет новых деталей и систем повысилась безопасность автомобиля. В стандартную комплектацию ВАЗ-2109 вошли задний стеклоочиститель и стеклоомыватель, а объем бачка омывающей жидкости увеличился вдвое. На всех «девятках» был установлен гидрокорректор фар, часть машин комплектовалась щеточным фароочистителем. «Похудевшая» центральная стойка кузова заставила конструкторов искать новое

Спорный момент

В 1989 году заводчане приступили к первой модернизации ВАЗ-2109, растянувшейся на несколько лет. В течение этого времени мотористы освоили массовое производство 1,5-литрового двигателя BA3-21083, а дизайнеры слегка облагородили переднюю часть кузова. Рестайлинг внешности заключался в переходе от «коротких» передних крыльев к «длинным». Самым спорным элементом в дизайне моделей «2108» и «2109» была так называемая маска передка довольно сложная по своей форме кузовная деталь, примыкавшая к капоту и передним крыльям. Составной частью маски являлся клюв выступающая вперед облицовка радиатора.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

По краям этой затейливой конструкции разместились блок-фары. Подобное нагромождение не прибавляло автомобилю элегантности, а отчетливые линии сопряжения облицовки с крыльями просто резали глаз. Еще на стадии подготовки место старой решетки заняла новая решетка с двумя продольными полосами в массивном обрамлении. Позже ее сменил вариант из трех широких полос без какой-либо оправы. Эпопея с «наращиванием крыльев» совпала с внедрением 70-сильного двигателя BA3-21083 наиболее мощного мотора, предусмотренного для «восьмого» семейства.

Технические данные 1,5-литрового двигателя были обнародованы еще в 1987 году одновременно с презентацией ВАЗ-2109, однако серийный выпуск, как водится, запаздывал. Вкупе с 1,5-литровым мотором на автомобиль устанавливалась пятиступенчатая коробка передач (впервые в истории отечественных легковых автомобилей) и главная пара с измененным отношением 3,7 против 3,9. Оснащенные таким силовым агрегатом «девятки» получили индекс BA3-21093. В течение 1989-1990 годов с конвейера сходили «девяносто третьи» со старым оформлением передка маской и «короткими» крыльями. С запуском в серию в конце 1990 года седана ВАЗ-21099 «длинные» крылья начали устанавливать и на BA3-21093. Окончательный переход на рестайлинговый вариант завершился лишь к середине 90-х годов, когда из линейки моторов были исключены двигатели объемом 1,1 и 1,3 л, а 1,5-литровый мотор стал оснащаться системой впрыска топлива.

Уже в 1988 году ВАЗ-2109 занял лидирующие позиции в семействе, потеснив ВАЗ-2108 в процентном соотношении выпущенных автомобилей. ВАЗ-2109 «Спутник» стал 11-миллионным (23 февраля 1988 года) и 12-миллионным (б июля 1989 года) автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом.

От Москвы go Лиссабона

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Одним из самых ярких моментов биографии ВАЗ-2109 стал трансъевропейский марафон Москва-Лиссабон, организованный журналом «За рулем» в сентябре 1988 года.
История этого необычного автопробега началась в июле 1986-го, когда в Москву на автомобиле Austin Montego прибыли журналисты из Португалии К.Фину и Н.Вашко. Путь от Лиссабона до Москвы путешественники преодолели за 51 час 30 минут великолепный результат! Экипаж Austin вернулся на родину, и вскоре в Союз журналистов СССР поступило приглашение нанести «ответный визит». Для португальцев автопробег «на время» был не более чем увлекательным спортивным состязанием. В Советском Союзе подобное мероприятие могло рассматриваться только как «поединок двух государственных систем» социализма и капитализма. Естественно, без права на проигрыш! Отстаивать честь страны в этом нестандартном марафоне доверили редакции «За рулем» главного автомобильного журнала страны. Организация марафона сразу же вышла на государственный уровень: достаточно сказать, что рацион питания пилотов разрабатывался в НИИ медико-биологических проблем Академии наук СССР. Однако успех пробега зависел, прежде всего, от техники. Предстояло решить главный вопрос: какой из советских автомобилей способен выдержать скоростной автопробег с одного конца Европы на другой. Ответ напрашивался сам собой: конечно, самая новая модель самого современного завода ВАЗ-2109. К лету 1988 года, когда шла подготовка марафона, на ВАЗе уже был испытан (но еще не выпускался серийно) тот самый 1,5-литровый двигатель BA3-21083. Было решено, что в пробег отправится именно такая машина мощная и в то же время экономичная (за счет пятиступенчатой коробки передач). Специально для рекордного пробега на ВАЗе собрали две одинаковых «девятки», которые затем передали для обкатки в НАМИ. Лишь после того как оба автомобиля под управлением специалистов накрутили 2000 км на максимальной скорости, была выбрана лучшая машина. Несмотря на вполне объяснимое желание подстраховаться, заменив часть деталей в автомобиле на импортные аналоги, сделать это было непросто производители компонентов на Западе по понятным причинам не задумывались об унификации каких-либо агрегатов с теми, что применялись в советских автомобилях. В итоге «рекордная» машина довольствовалась лишь выносным высокоточным спидометром, электронной системой зажигания Bosch, четырьмя дополнительными фарами Helta и покрышками Michetin, смонтированными на колеса из легкого сплава. Справедливости ради нужно сказать, что успех пробега во многом зависел от шин: ни одна из серийных моделей покрышек, выпускавшихся тогда в СССР, не была рассчитана на продолжительную езду на высоких скоростях.

Ранним утром 14 сентября 1988 года вишневая «девятка» с тремя журналистами «За рулем» на борту стартовала с площади

50-летия Октября в центре Москвы. Сорок пять часов спустя советский экипаж финишировал у ворот португальской столицы, преодолев расстояние в 4811 км со средней скоростью 107 км/ч. Зто был настоящий триумф! К чести «девятки», автомобиль ни разу не доставил неприятностей пилотам, хотя добрая треть пути была пройдена с постоянной скоростью 150-170 км/ч (автобаны ФРГ и скоростные шоссе Франции позволяли ехать в таком режиме, не нарушая правил). Не обошлось и без форс-мажорных ситуаций, однако их причиной стала не техника, а человеческий фактор. Допустив ошибку на границе трех стран, экипаж «девятки» вместо Бельгии очутился в Нидерландах. Второй курьез случился уже при въезде в Лиссабон: в б часов утра ворота города оказались запертыми, и чтобы добраться до башни Белем места старта К. Фину и Н.Вашко, участникам пробега потребовалась помощь пресс-атташе советского консульства в Португалии.

Изначально рассчитывая на успех мероприятия, в Минавтопроме предусмотрели возможность участия марафонской «девятки» в Парижском автосалоне. «Боевая» машина, уже знакомая иностранным автолюбителям из телерепортажей, заняла почетное место на стенде вазовского импортера во Франции фирмы «Пок». Перед самым открытием выставки произошел забавный инцидент- заметив

на кузове машины шильдик «1500», глава «Пок» распорядился заменить его табличкой «1300». Логика месье Пока была такова: до тех пор пока 1,5-литровая модификация не появится в продаже, потенциальным покупателям не стоит знать о ее существовании. Просьбу экспансивного француза удовлетворили, а секрет с подменой шильдиков был обнародован лишь двадцать лет спустя.

FIAT RITMO (1978-1988 годы)

В 1978 году, когда на ВАЗе только начинались работы над будущим переднеприводным семейством, итальянская компания Fiat вывела на рынок модель Ritmo компактный семейный автомобиль с передними ведущими колесами и поперечно расположенным силовым агрегатом. Благодаря инновационной системе сборки с применением роботизированной техники удалось снизить себестоимость модели, тем самым повысив ее конкурентоспособность. За десять лет было выпущено почти 1,8 млн. автомобилей Fiat Ritmo. Под общим названием «Ritmo» выпускались трех- и пятидверные хэтчбеки. В 1983 году модельный ряд пополнился соплатформенным седаном, получившим название Regata. Fiat Ritmo оснащался бензиновыми двигателями объемом 1,1,1,3 и 1,5 л (60,65 и 75 л. с, соответственно), а с 1980 года еще и 1,7-литровым дизелем мощностью 55 л. с. В 1985 году был проведен рестайлинг, а в 1988-м на смену Ritmo пришел не менее успешный Fiat Tipo.

На автомобилях ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 ранних выпусков стояли одинаковые панели приборов

Источник

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история моделиlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Вдобавок, в отличие от других «зубил», не такой массовой – по крайней мере, поначалу. Именно поэтому про седан ходили самые невероятные и противоречивые слухи. Сегодня мы будем разбираться в народном «мифотворчестве», связанном с одной из самых желанных когда-то переднеприводных машин с ладьей на решётке.

МИФ 1: ДИЗАЙН ВАЗ-21099 СКОПИРОВАН С FIAT REGATA (миф)

«Девяносто девятая» появилась на дорогах СССР в первой половине девяностых годов, «засветившись» на обложке журнала «За Рулём» еще в 1990-м.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Переднеприводный седан «засветился» в журнале «За Рулем» еще в начале 1989 года, а на обложку попал дважды – в 1990-м и 1992-м. Каждая публикация по «девяносто девятой» вызывала огромный ажиотаж у советских автомобилистов.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

В отличие от Самары, Regata предлагались и с кузовом типа универсал

​Однако в действительности работы над седаном на базе хэтчбеков 2108/2109 начались еще в 1980 году – именно тогда дизайнер ВАЗ Владислав Пашко занялся созданием четырехдверного трехобъемника. Одним из главных критериев проекта была его максимальная унификация с будущей «девяткой». Именно поэтому вплоть до задних крыльев машины практически не отличаются. Задняя часть, разумеется, получила иное оформление: вместо подъемной пятой двери появилась открывающаяся под углом 80 градусов Г-образная крышка багажника, а угол наклона неподвижного заднего стекла изменился.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Благодаря выступающему багажнику изменились и пропорции кузова Спутника, и его силуэт

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Главное (и единственное) отличие ВАЗ-21099 от «девятки» начинается позади второй пары дверей​

Линия багажника при этом стала куда более высокой, чем на прежних седанах, что было новшеством не только в советском автомобилестроении, но и в общемировой практике. Ведь машины с таким решением задка только-только начинали выпускать (подтверждение тому – Volkswagen Jetta MKII, Ford Orion, Opel Kadett Е и так далее).

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Не хуже других: высокий и относительно короткий багажник в то время появился на седанах Ford, Opel, Volkswagen и многих других европейских марок

Полноразмерный макет будущей «девяносто девятой» был готов уже в конце 1981 года. От серийной машины он отличался разве что оформлением передней части кузова, причём кроме стандартной для ВАЗ-2108 «короткокрылой морды» с решеткой в виде выступающего «клюва», прототип седана примерил на себя и четыре круглые фары в стиле «шестёрки», которую по задумке создателей этот автомобиль и должен был заменить, став наиболее престижным и дорогим автомобилем ВАЗ нового десятилетия.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Впоследствии Пашко отказался и от «маски с клювом», и от круглых фар в пользу обычной «восьмой» оптики и «длинного крыла», доходившего до указателей поворота.

Сходство с итальянским автомобилем у ВАЗ-21099 есть, но говорить о прямом плагиате нет оснований, ведь макет был сделан раньше, чем появилась серийная Regata. Очевидно, что дизайнеры Волжского автозавода вдумчиво анализировали опыт коллег по цеху (в том числе – и фиатовцев), но у трехобъемника Fiat не только совершенно другое «выражение» лица, но и другие решения – в частности, «прямые» задние арки и форточка в задней двери вместо маленького «третьего» окошка в задних стойках крыши.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Итальянский и советский седаны объединяет разве что тип кузова, а не какие-то конкретные стилистические решения

МИФ 2: ВАЗ-21099 ИЗНАЧАЛЬНО ОБОЗНАЧАЛСЯ КАК 2110 (правда)

Под индексом ВАЗ-2110 у нас все знают четырехдверный седан следующего поколения, так и не получивший собственного имени. Однако «девяносто девятая» действительно была «десяткой» еще во время разработки, а от первоначального индекса машине пришлось избавиться для того, чтобы попасть на конвейер как можно раньше!
После того как хэтчбекам присвоили индексы 2108 и 2109, перспективные седан и универсал вполне закономерно обозначили как 2110 и 2111, пользуясь свободой данных цифровых индексов. И если от универсала на базе переднеприводной платформы вскоре отказались в пользу только-только вышедшей в 1984-м году «четвёрки», то седан к концу 1985-го был практически полностью готов к запуску в серию. И обозначался он в то время как 2110.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Обратите внимание на индекс предсерийного прототипа – 2110, а не 21099!

Хэтчбеки успели пройти приёмочные испытания еще в 1983 году – причем не только «ноль восьмая», но и пятидверка, выпуск которой начался лишь в 1987-м. Однако седан на момент госприёмки новых моделей еще не был готов, поэтому перед постановкой на конвейер ему предстояло пройти полный цикл государственной приёмки, что могло занять несколько лет!

По этой причине вазовцы решили «схитрить», изменив индекс будущего седана с 2110 на 21099. Таким образом, автомобиль с трехобъемным кузовом будто бы становился модификацией «девятки», а не отдельной моделью. Это позволяло избежать полноценной госприёмки, пройдя испытания по укороченной программе в августе-октябре 1988-го. И седан, несколько лет подряд считавшийся «десяткой», быстро и навсегда стал «девяносто девятой». Ну а освободившийся индекс, как известно, чуть позже достался другому седану ВАЗ.

МИФ 3: ВЫПУСКАЛИСЬ СЕДАНЫ С КОРОТКИМ КРЫЛОМ (миф)

«Восьмерка» разительно отличалась от Жигулей не только компоновкой и количеством дверей, но и решением передней части. Ведь вместо традиционной панели передка пространство вокруг фар и решетки радиатора обрамляла так называемая «лыжа» — пластиковая облицовка. Капот и крылья при этом не доходили до оптики, а между этими деталями и «лыжей» была довольно хорошо заметная щель.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Серийные ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 спереди ничем не отличались. Пресловутая решетка радиатора Спутников вскоре стала объектом критики и «тюнинга»

Необычный приём нравился далеко не всем автомобилистам, а особенно много «эстетических претензий» возникло к решетке радиатора, которую острословы из-за своеобразной формы прозвали «клювом» или «попугайским носом». Именно этот элемент экстерьера заменяли кооперативной продукцией либо даже «доработанной по месту» деталью от седьмой модели Жигулей. Дилерские Самары практически всегда щеголяли оригинальной решеткой радиатора – как довольно «носатой» (на немецких модификациях вроде Hanseat), так и куда более классическими по виду элементами, которые нередко окрашивались в цвет кузова.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Без клюва: «дилерские» Самары щеголяли десятками (!) различных вариантов решеток радиатора

Поскольку «девяносто девятая» еще на ранних стадиях разработки позиционировалась как престижная модель ВАЗ, её передней части пытались придать более респектабельный вид, о чем мы рассказывали в первом разделе. В итоге дизайнеры пришли к технологичному и одновременно элегантному решению: «маску-лыжу» упразднили вместе с «клювом», а крылья просто продлили до передних фар, попутно удлинив капот и сделав его Г-образным в передней части (между оптикой). Решетку радиатора, соответственно, уменьшили в размерах, визуально и стилистически согласовав её габариты с новым капотом.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Так «девяносто девятая» получила новое «выражение лица», которое благодаря полной взаимозаменяемости с прежним передком вскоре перекочевало и на «девяносто третью» модификацию Самары. В обиходе такое решение начали называть «длинным крылом», а прежний вариант – «коротким».

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

На немецкой Lada Forma (так в Германии назывался седан) решетка радиатора была похожей на советскую «длиннокрылую», но…другой!

Серийно «длиннокрылые» хэтчбеки выпускались с 1991 года параллельно с «короткокрылками», причём количество пятидверных Самар с таким передком было очень небольшим, а «восьмерки» стали массово оснащать «длинным крылом» только после того как первоначальный вариант сняли с производства (произошло это в 1994-м).

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Из-за того, что первоначальная решетка для «длинного крыла» теряла форму, её вскоре заменили так называемым «адидасом» — решеткой, состоявшей из трёх горизонтальных полос

Однако вопреки утверждениям некоторых автомобилистов, ВАЗ-21099 никогда не оснащался «лыжей с клювом»: эта модель выпускалась только в «длиннокрылом» варианте, считавшемся прерогативой «люксовых» модификаций Самары. Изредка встречающиеся в интернете машины с «коротким крылом» являются плодом самодеятельности и результатом «домашнего стайлинга».

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

То, чего не было: таким передком «девять-девять» на заводе не оснащалась

МИФ 4: ПЕРВЫЕ «ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЫЕ» БЫЛИ ВЫПУЩЕНЫ ЕЩЕ ПРИ СССР (правда)

Несмотря на то, что первые шесть «пробных» седанов были собраны еще в декабре 1988 года, из-за нехватки финансовых средств серийное производство «девяносто девятой» откладывалось. Из-за этого многие считали, что седан пошел в серию уже лишь после распада Советского Союза – то есть, позднее августа 1991 года. Тем более, что первые «живые» машины появились на улицах новообразованных стран СНГ как раз примерно в 1992-м, а окончательно диковинкой новая модель перестала быть спустя год-полтора – примерно в 1994-1995 годах.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

В начале девяностых годов «девяносто девятую» было проще увидеть на рекламных фото, чем «в натуре». Седан был престижным, редким и очень желанным

Однако «девяносто девятую» начали выпускать серийно еще в СССР – а точнее, осенью 1990 года, причем 12 ноября именно ВАЗ-21099 стал 13-миллионным автомобилем марки ВАЗ. В конце декабря этого же года с главного конвейера сошла пилотная партия из 50 автомобилей новой модели. Таким образом, Самара-седан имеет все основания считаться автомобилем, не только созданным в советское время, но и выпущенным еще при существовании государства под аббревиатурой СССР.

МИФ 5: ВАЗ-21099 БЫЛ САМЫМ ДОРОГИМ АВТОМОБИЛЕМ ВАЗ (миф)

Планово-административная экономика диктовала свои правила ценообразования. Так, уже несколько устаревшая заднеприводная «пятёрка» стоила ровно столько же (8 300 рублей), сколько куда более прогрессивная «ноль восьмая». Поскольку «девяносто девятой» прочили судьбу правопреемницы наиболее престижных моделей Жигулей (2106 и 2107), стоивших около девяти с половиной тысяч рублей, то за ВАЗ-21099 в 1990 году нужно было отдать практически ту же сумму – 9 400 рублей, что на 400 «деревянных» превышало отпускную цену пятидверного Спутника. Однако переднеприводный «люкс» в виде четырехдверного седана с полуторалитровым двигателем не был самой дорогой машиной, выпускаемой в Тольятти.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Ведь полноприводная Нива после всеобщего августовского подорожания автомобилей в 1979 году стоила уже 10 300 рублей, а впоследствии цену немного опустили (9 600 – 9 800 рублей). В конце восьмидесятых годов «шестёрка» и «семёрка» в зависимости от объема двигателя также оценивались в 9 600 – 9 800 рублей — то есть, чуть больше, чем официально просили за первые «девяносто девятые». Однако именно четырехдверная Самара стала одним из немногих автомобилей ВАЗ, которые практически никогда не продавались по «госцене». Тем более, что совсем скоро (в 1991-м) цены «отпустили», и престижные тольяттинские модели тут же даже официально подорожали вдвое. А неофициально – в три-четыре раза…

МИФ 6: «ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТАЯ» С ЗАВОДА КОМПЛЕКТОВАЛАСЬ САЛОНОМ ВАЗ-2115 (правда)

Опытные прототипы ВАЗ-21099 отличались необычной панелью приборов с цифровой комбинацией. Впоследствии серийное изделие из-за компоновки называли «высокой панелью», а обычное восьмерочное торпедо — «низкой».

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Первые товарные «девяносто девятые» оснащались как раз таким салоном серого цвета, который практически ничем не отличался от интерьера обычной «девяносто третьей». Лишь небольшая часть машин в первой половине девяностых годов оснащалась «высокой» панелью приборов с тахометром и местом под бортовой компьютер.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Для Самары-2 с обновлённой внешностью планировался и более современный интерьер, панели которого стали более округлыми и мягкими (по крайней мере, визуально). Однако на стыке тысячелетий более «модным» и привлекательным салоном оснащалась не только «пятнашка», но и её старшая сестра девяносто девятой модели! Появившаяся в 1999 году модификация получила индексы 21099-04 (салон как у 2115 и карбюраторный двигатель 21083) и 21099-24 (салон 2115 и впрысковый мотор 2111). Поэтому то, что многие автомобилисты ошибочно принимали (и до сих пор принимают) за «колхоз», в своё время являлось вполне заводским «люксовым» вариантом.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели
ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

МИФ 7: КУЗОВ СЕДАНА БЫЛ СПРОЕКТИРОВАН НЕ САМЫМ УДАЧНЫМ ОБРАЗОМ (и миф, и правда)

Несмотря на то, что ВАЗ-21099 сохранил высокий борт багажника, дополнительный объем в задней части кузова заметно ослабил его, снизив параметр жесткости на кручение с 6 800 Нм/град до 5 500 Нм/град, в то время как у трёхдверной «восьмерки» этот параметр достигал 8 200 Нм/град.

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели
ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели
ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Кузов ВАЗ-21099 получил ряд оригинальных деталей…

…главная из которых – крышка багажника

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

Несмотря на то, что седан сохранил высокий задний борт, по жесткости на кручение он проигрывал и трёхдверной «восьмерке», и пятидверному ВАЗ-2109.

Чисто конструктивно это могло быть связано с отсутствием жесткой металлической задней полки и Х-образных усилителей за спинкой заднего сиденья, как это было у класссических Жигулей и многих переднеприводных седанов (к примеру, Renault Logan). Однако на сам тип кузова списать его «пластилиновость» по сравнению с хэтчбеками этой же модели было сложно. Ведь не случайно у «десятки», несмотря на такой же трехобъемный силуэт и увеличенный проём багажника, доходивший до заднего бампера, жесткость кузова на кручение увеличилась практически до «восьмерочного» уровня (8 000 Нм/град).

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

ваз 21099 история модели. Смотреть фото ваз 21099 история модели. Смотреть картинку ваз 21099 история модели. Картинка про ваз 21099 история модели. Фото ваз 21099 история модели

И некоторые из этих «цветных железок» даже реально работали! Существовали в том числе и варианты распорки, «завязанной» на задние «стаканы» и стойки. Они на практике уменьшали податливость силовых элементов, придавая кузову большей жесткости на кручение и изгиб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *