важнейшими условиями овладения навыком орфографической грамотности являются
Орфографическая грамотность – основа правописания
Орфографическая грамотность обучающихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.
Орфографически–правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому я стараюсь научить детей превращать свои знания в навыки.
1. Орфографическая грамотность – основа правописания.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, методистов и психологов – М.В. Ушакова, Д.Н. Богоявленского.
Обучая письму, я обучаю ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой.
В школе обучения языку, письму и правописанию, считаю, должно быть поставлено так, чтобы обучающиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы понимали, письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.
Заботясь о формировании орфографического навыка, соединяю орфографические упражнения с разнообразными упражнениями по развитию памяти. В своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объем запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу на каждом уроке русского языка. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Зрительные и слуховые диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.
М.Л. Закожурникова правильно отмечает, что первой задачей учителя начальных классов является “развитие и укрепление орфографических навыков”, что и способствует развитию орфографической грамотности у обучающихся.
2. Орфографический навык и условия его формирования.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Я считаю, что центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм, я со своими ребятами, начинаю с первого года обучения.
Мы, с обучающимися, учимся ставить орфографические задачи (находить орфограмму), устанавливать тип орфограммы, осуществлять орфографический самоконтроль.
Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в данный период создаю предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показываю школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем двигаемся не столько от буквы к звуку, сколько наоборот от звука к букве. В это же время формирую представление о слабых и сильных позициях звуков.
Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание. Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию. Формирование навыков грамотного письма у младших школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических упражнений. Практическая работа в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. В процессе применения правил совершенствуются мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач.
3. Значение упражнений в формировании орфографического навыка у младших школьников.
В процессе формирования орфографических навыков, упражнение выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения, как способ организации и управления учебной деятельностью.
При формировании орфографических навыков, я использую различные группы упражнений.
Особенно эффективен сразу после объяснения правил. При орфографическом разборе надо найти орфограмму, назвать ее, указать условия действия правила, объяснить написание.
Передача в письменной форме зрительно-воспринимаего слова, предложения, текста.
Способствует переходу от письма под диктовку к произвольному, творческому письму, при котором благодаря действию долговременной памяти – удержанию и повторению – происходит словесный синтез, оформляемый в речь письменную.
Вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста.
Творческая работа, требующая наибольшей самостоятельности.
Благодаря упражнениям, которые проводим с детьми систематически, мы достигаем автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений.
Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографического навыка зависит от развития средств, методов и форм, применяемых в процессе обучения; от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.
Орфографический навык и условия его формирования
Просмотр содержимого документа
«Орфографический навык и условия его формирования»
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Один из путей решения проблемы орфографической грамотности – это формирование орфографического навыка.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.
Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.
Термин «автоматизированный» следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации.
Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфография уделяет серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поскольку путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.
Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс.
Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должные вступать эти частные операции между собой.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:
1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе
(правописание корней, приставок, суффиксов);
2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе
Но и в той и в другой группе, центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы.
Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой.
Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм.
Т.О. орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух.
Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения.
Развивающийся речевой слух у школьника способствует возникновению и развитию орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.
Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.
Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.
Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.
П.С. Жедек в орфографическом действии выделяет две ступени:
1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык.
Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник решая орфографические задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид;
3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;
5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.
Ребенка важно научить:
1) ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
2) устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;
3) осуществлять орфографический самоконтроль.
Ошибки при выполнении орфографического действия могут возникать на любой его ступени.
Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение может формироваться стихийно и целенаправленно.
Решение тесно связано с языковым анализом и синтезом. Трудность орфографической задачи в том, что школьник должен сам поставить перед собой задачу. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу. Время на решение каждой орфограммы ограничено.
Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем нужно двигаться не столько от буквы к звуку, сколько наоборот от звука к букве. В это же время следует формировать представление о слабых и сильных позициях звуков.
Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание.
Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных, и научить детей по этим признакам находить орфограммы.
Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это первоначальный период в обучении правописанию, имеющий свою специальную методику и свои типы орфографических упражнений.
Формирование навыков грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.
Практическая работа учащихся в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Малейшая неточность приводит к ошибкам.
Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться на основе определенного уровня владения фонетическим, грамматическим и словообразовательным материалом.
Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки.
В правиле можно выделить условия и норму. Орфографические правила бывают различными, но все они унифицируют написания слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Это облегчает письменное общение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил.
«Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы».
Он выделяет три группы правил:
1) одновариантные – предполагают для одной и той же фонетической и грамматической ситуации, один определенный вариант написания;
2) двухвариантные – содержат указания на правописание орфограмм, но дает не один вариант, а несколько (чаще 2);
3) правила рекомендации – не содержат информации об образе письма. Они сводятся к рекомендации некоторого приема; применение которого может привести школьника к решению орфографической задачи.
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим и словообразовательным материалом.
Применить правило – это значит выполнить в определенной последовательности ряд мыслительных операций, направленных на выяснение правильного написания.
Орфографическое правило используется в период обучения и формирования орфографических действий. Отказ от него допускается по мере автоматизации навыка, когда орфографическое правило используется лишь для контроля.
Остановимся теперь на тех общих условиях, которые необходимы для формирования орфографических навыков. Основные из этих условий связаны с проблемами повторения и овладения приемами или способами выполнения действия.
«Упражнение и правильно понятая и организованная тренировка – это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное разрешение одной и той же задачи, в процессе которого первоначальное действие совершенствуется и качественно видоизменяется».
Повторение при обучении орфографии, является применением теоретических знаний в практике письма.
Что же совершенствуется в процессе применения правил во время таких повторений. Прежде всего те мыслительные операции, которые необходимы для решения орфографических задач и которые лежат в основе приемов и способов решения этих задач.
Повторение в процессе образования навыка ценно, таким образом, не только тем, что при повторении закрепляются необходимые орфографические связи между звуковой и графической формой речи, но и тем, как эти связи образуются: не механически, а осознанно; сами же связи носят не единичный
(запоминание слова), а обобщенный характер.
Упражнения в применении правил важны не столько тем, что закрепляют в памяти образцы написания слов, но и тем, что развивают умственные операции, те приемы памяти, которыми необходимо овладеть при выработке орфографических навыков обобщенного характера.
Обучение, учитывающее это обстоятельство, ставится обучением орфографии, основывающимся на активной, сознательной деятельности учеников, повышающей уровень умственного развития.
Итак, важнейшими условиями овладения навыком являются:
2) знание приемов, правил и умение их применять;
3) упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.
1) высокий уровень преподавания орфографии;
2) связь между сформированием орфографических навыков и развития;
3) вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений школьников в применении орфографических правил.
Т.О. орфографический навык нельзя принимать за автоматизм подлинный.
Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут быть ошибки. Поэтому, преодоление трудностей в обучении грамотному письму и формированию у школьников орфографических навыков во многом зависит от педагога. Если он будет учитывать условия для успешного формирования орфографических навыков и взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент этих навыков; то во многом облегчит работу школьникам по освоению и выработке орфографического навыка; так как формирование орфографических навыков сложный и длительный процесс.
Условия формирования орфографического навыка
В области орфографии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий. Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (письменная речь).
С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:
1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корня, приставки и суффикса).
2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.
Каждое из указанных умений само по себе создает предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.
2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действий по этапам.
4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.
5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным “свертыванием” алгоритма.
6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:
1) развитие речевого (фонематического) слуха;
2) развитие орфографической зоркости;
3) понимание языковых значений;
4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;
5) умения выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения;
6) выполнение достаточного количества практических упражнений;
7) систематическая работа над ошибками.
Фонематический слух – это “способность человека к анализу и синтезу речевых звуков”. С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность “слышать” в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.
Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности, в процессе речевых упражнений, таких, как:
1) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;
2) синтетические упражнения на этих же уровнях;
3) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;
4) специальные упражнения в словоизменении: лил, лила, лили;
5) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;
6) выразительное чтение, декламация;
7) специальные упражнения в проговаривании;
8) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.
Проговаривание – это упражнение, которое положительно сказывается на развитие фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Проговаривание с ясным произнесением букв (ммм-ооо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделением орфограмм вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умения замечать несовпадение произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.
Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а так же определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической или ее слабая сформированность является одной из главной причин допускаемых ошибок.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями и др. При систематической отработке зоркости автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознование орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способность видеть допущенные ошибки. Стимулирование самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.
В современной методике обучения правописанию главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:
1) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;
2) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;
3) словообразовательная структура слова, его морфемный состав, словообразовательная модель;
4) законы фонетики и графики;
5) правила орфографии и традиция.
Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.
К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы.
Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор. Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.
Работа над ошибками – это актуализация цепи правильных знаний и заторможение неверных.
Как работать над ошибками
1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова находится. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.н Если ошибка в корне, узнай на какое правило.ни ике, как она пишется, и напиши слово правильно. ма анализировать звукобуквенны
Виды упражнений, которые способствуют воспитания внимания учащихся и предупреждению ошибок
1. Записать слова река, вода, подчеркнуть в первом слоге гласные. Дописать 3 слова, в которых первый слог был бы ударным.
2. Написать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Подчеркнуть гласные.
3. В словах поставить ударение. Подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
4. Дописать слоги так, чтобы первый слог был бы ударным.
Например: сос…, ре…, ря…, тра…, гри…
5. Выписать из текста слова с безударными гласными. Поставить ударение, проверить безударную гласную.
6. Выписать из текста слова с безударной гласной в первом слоге. Напиши проверочное слово.
7. Подобрать родственные слова к словам мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.
8. К каждому из данных слов подобрать только родственные.
а) Лето, летать: летчик, полет, летний, летом, пролететь.
б) Вода, водитель: водичка, подводный, проводить, водяной, проводник, подводить.
в) Горе, горький, гористый: горчить, горка, горевать, пригорюнился, горчица, горюшко, гора.
г) Пахнет, пахать: пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.
8. Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, подчеркнуть корень.
1) Менять, сменить, заменить, мина. 2) Волны, вол, волнистый, волноваться. 3) Изба, избушка, избаловаться, избенка. 4) Польза, ползти, полезный, пользоваться. 5) Давка, давить, давно, сдавить, раздавить. 6) Плата, плотный, платить, сплотить. 7) Лепка, лепить, налепить, слепок, слепой, прилепить.
9. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?
Подобрать такое слово, чтобы оно было проверочным.
10. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные и проверить их.
Кидать, швырять, бросать.
Боялся, пугался, робел.
11. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные они или нет?
Доктор (врачи), кони (лошадь), рыть (копать), плакать (реветь).
12. Прочитать, назвать пропущенные буквы; списать, вставляя их.
Кр..евой, м..нёр, м..нять, м..сной, к..тать, к..ты, к..ток, л..нивый, д..лина, с..ло и др.
13. Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Сп..шу в кино, св..ла гн..здо, резиновые м..чи, сп..шу упражнение и т.д.
14. Прочитать слова на доске, назвать пропущенную букву; устно подобрать проверочные слова; списать, вставляя пропущенные буквы.
1) Ж..ры, ж..лток, ж..ра, ж..вой, ж..леть.
2) Ч..сы, ч..рвяк, ч..тать, ч..тать, ч..ртить.
3) Ш..сты, ш..рина, ш..ры, ш..лить, ш..пот, ш..стой.
15. Выписать пары слов: в одну колонку – с проверяемыми безударными гласными, а в другую – с непроверяемыми.
Водный, малина, возила, водила, баран, калина, чистота, травяной и др.
16. Образовать новые слова, заменяя первый согласный каким-либо другим согласным по образцу: кот, вот, рот, пот. Проверяемые безударные подчеркнуть.
17. Прочитать записанные слова. Определить, какие это части речи. Указать, сколько в каждом слове гласных и согласных звуков. Списать, вставляя пропущенные буквы.
Разб..вал, зап..х, в..здушный, др..знил, м..лчанка, вст..вной, гр..ница, ст..ит, л..систый и т.д.
18. Списать, обозначив корень. Назвать звуки, написание которых расходится с произношением.
Холодильник, ткачиха, хвастун, мясной, звериный, повстречать.
19. записать под диктовку слова (1 вариант – с безударной гласной, 2 вариант – с сомнительной согласным), подчеркните те гласные и согласные корня, написание которых надо проверять.
Робкий, мотки, качалка, ловкий, низкий, обновка, правдивый, тропка, тростинка, уронил, повозка.
20. Списать слова ( 1 вариант – с непроверяемыми, 2 вариант – с проверяемыми безударными гласными в корне); слова 2 варианта зачитать в алфавитном порядке.
Комната, засвистеть, балкон, потолок, второй, запасать, абажур, длина, скворец, доярка, гардероб, борода, борозда, диван.
21. Прочитать. Определить, какой частью речи являются данные слова. Указать спряжение глаголов. Назвать пропущенные буквы и проверить их написание. Списать в алфавитном порядке, ставя глаголы во 2 лице единственного числа.
Захв..тить, ч..тать, пл..тить, б..роться, д..ржать, г..нять, т..нуть, просл..влять, т..рпеть.
22. Записать под диктовку слова, подчеркивая орфограммы корня. Указать, где нарушен алфавитный порядок в записи слов. Назвать в каждом слове орфограммы и устно проверить или объяснить их написание.
Дождливый, зернистый, костлявый, низина, минер, площадка, ползти, прелестный, тростник, селедка, смягчать, хотеть, шептать.
23. Подобрать однокоренные слова с ласкательным суффиксом –очк- или –ечк- : тележка, салазки, тетрадка, лепешка. Определить проверяемые или непроверяемые безударные гласные в корнях этих слов.
1. В.П.Шульгина. Методическая копилка.
2. В.В.Лайло. Повышение грамотности и развитие мышления,
3. Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей,
4. Е.В.Юрова. 200 упражнений для развития письменной речи.
5. Л.М.Железная. Организация индивидуальной работы над ошибками.// Начальная школа. 2005 г. № 4.
6. О.В.Ковалева, Памятка работы над ошибками. // Начальная школа, 2005 г. № 1.
7. Н.Ф.Ефимова. Изучение безударных гласных в средней школе.
8. Т.П.Сальникова. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи.