вечера на хуторе близ диканьки история создания произведения
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание и герои
Николай Васильевич Гоголь
Гоголь был уроженцем Полтавской губернии, родился в деревне Сорочинцы. Отец его служил на почтамте и очень любил театр, поэтому и сына к нему приобщал. В десять лет Николай Гоголь начал учиться в Полтаве, и потом перешел в одну из нежинских гимназий. Уже тогда он начала мечтать об общественном поприще, на котором он мог бы приносить славу народу.
В 1828 году будущий писатель переехал в Санкт-Петербург, и там долгое время работал в Департаменте уделов. Тогда и появились его первые литературные произведения, и среди них «Вечера на хуторе близ Диканьки».
История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Во время жизни в Санкт-Петербурге Гоголь работал в Департаменте государственного хозяйства. Денег, которые он получал на государственной службе, ему не хватало, и поэтому он решил подработать написанием повестей.
Он заметил, что читающая публика в Петербурге очень интересуется Малороссией, поэтому решил заняться созданием произведений в украинском стиле. Так появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вскоре познакомился с главным редактором «Литературной газеты» Антоном Дельвигом, а вскоре и с Василием Андреевичем Жуковским. И вот он начала печататься: в одном из журналов появилась его повесть «Басаврюк», чуть позже опубликовали повесть «Страшный кабан».
Знакомые Гоголя в литературной среде нашли ему работу учителя истории, причем в очень уважаемом заведении – в Смольном институте. Здесь Гоголь был занят гораздо меньше, чем в департаменте. Работа с детьми занимала у него полдня, а в оставшееся время он мог заниматься литературным творчеством. И теперь по вечерам он писал «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сорочинская ярмарка
Это произведение открывает цикл художественных рассказов, составляющих основу повести. Место действия – село Сорочинцы в Полтавской губернии. Это один из самых веселых рассказов, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Житель одной из деревень Солопий Черевик отправляется на ярмарку, чтобы продать мешки с пшеницей и пеньку. На возу он везет свою жену Хавронью Никифировну и дочку Параску. Хавронья Никифоровна довольно уродлива, тогда как все восхищаются красотой Параски, ее падчерицы. Когда все они проезжают по мосту, то сталкиваются с группой парубков, и один из них, увидев Параску, влюбляется в нее. А вот жена Солопия Черевика вызывает у него насмешку.
Прибыв на ярмарку, Солопий узнает, что все в этом году складывается неудачно, так как ярмарка сейчас находится на «проклятом месте». Оказывается, что когда-то черт потерял здесь свою красную свитку, с тех пор ищет ее. В это время Солопий видит, что его дочь Параска обнимается с парубком, и вскоре парубок договаривается с ним о свадьбе. Но мачеха Параски против свадьбы.
Огорченный парубок обращается за помощью к друзьям-цыганам, и они организовывают мнимую кражу кобылы Солопия Черевика. Черевик, связанный по рукам и ногам, дает согласие на свадьбу дочери. Заканчивается этот рассказ «Вечера на хуторе близ Диканьки» описанием свадебного торжества.
Вечер накануне Ивана Купала
Дьячок Фома Григорьевич рассказывает историю о том, как за сто лет до существования Диканьки был на ее месте более бедный хутор и ходил по нему Басаврюк – дьявол в человеческом образе. Басаврюк любил погулять в компаниях и даже дарил девушкам украшения. Но украшения эти потом были крайне неудобны при носке.
Майская ночь, или утопленница
Этот рассказ, украшающий собой цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», повествует о любви молодого козака Левка, сына сельского головы, к Ганне Петрыченковой. Суровый отец запрещает Левку жениться, но он сам втайне мечтает добиться любви Ганны. С горя Левко приходит на пруд, где вскоре будет строиться винница, видит старый дом с закрытыми ставнями. В полночь эти ставни открываются, из них выплывает русалка и просит Левка помочь ей (надо сказать, что русалки, лешие и водяные – это частые герои «Вечера на хуторе. »). Он должен найти среди других русалок ведьму. Левко помогает ей найти ведьму, русалка обещает отблагодарить его.
На утро Левко просыпается и находит у себя в руке письмо комиссара к его отцу, сельском голове. В этом письме приказывается женить Левка на Ганне Петрыченковой, а также провести ремонт дорог в селе. Сельский голова вынужден выполнить приказание комиссара.
Пропавшая грамота
Рассказ этот связан с именем дьячка Фомы Григорьевича, который повествует о приключениях своего деда, козака. Дед его состоял в запорожском войске, и однажды дал ему гетьман поручение отвезти к царице грамоту с указом. Грамоту дед зашил в шапку, и отправился в путь.
Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» часто рассказывает о взаимоотношениях казаков с царицей. Запорожское казачество уважало власть Екатерины Второй, хотя не всегда было согласно с ней. Доставка грамоты царице была очень важным делом. Поэтому казак и спешит в пути, но по дороге он встречает давних приятелей, решает ненадолго зайти с ними выпить в шинок.
Выясняется, что один из приятелей, козак-запорожец, давно продал душу дьяволу, и в эту ночь ему срок уходить в пекло. Он просит друзей не спать, чтобы не дать его черту. Казак пытается оставаться без сна, но в итоге засыпает. Цикл «Вечера на хуторе. «, краткое содержание которого сводится к борьбе людей с нечистой силой, показывает, как мастерски владеют враждебные людям силы разными приемами, в частности, они умеют навевать сон.
Казак доставил грамоту царице, но вот сразу освятить хату забыл, и поэтому раз в год его жена прыгала за прялкой во время сна.
Ночь перед Рождеством
Черт и ведьма воруют месяц в Рождественскую ночь, чтобы не дать людям выполнять их намерения, в частности, чтобы помешать кузнецу Вакуле прийти домой к дочери казака Чуба Оксане. Вакула любит Оксану и хочет жениться на ней, но она против. Оксана ставит условие: выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, которые сама царица носит.«Вечера на хуторе. », краткое содержание которых сводится к взаимоотношениям людей с потусторонними силами, всегда интересовали публику. Самым популярным рассказом в этом цикле можно считать «Ночь перед Рождеством».
Огорченный Вакула уходит из села, неся на плечах черта. Черт хочет, чтобы Вакула продал ему свою душу в обмен на блага земные, но Вакула принуждает черта к послушанию с помощью святого креста. Сев на черта верхом, он отправляется в Петербург, там попадает на прием к царице Екатерине Второй и выпрашивает у нее черевички.
Ужасная месть
Это устрашающее душу повествование о великом грешнике, который некогда сделал много преступлений и был наказан за это. Есаул Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном опасаются ляхов, поэтому едут в сопровождении охраны.
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Сюжетом этого рассказа служит жизнь непримечательного поручика Ивана Федоровича Шпоньки, который прилежно учился в школе, потом служил, вышел в отставку с чином поручика. После смерти своего отца он приехал в имение, которое перешло ему по наследству. Хозяйством там заправляла тетушка Василиса Кашпоровна.
Тетушке приходит на ум идея женить своего племянника, и Иван Федорович отправляется в гости к соседу, у которого есть две красавицы-дочери. Тетушка решает, что Иван Федорович должен жениться на белокурой, начинает строить планы сватовства. Между тем, у самого Ивана Федоровича эта идея восторга не вызывает, и ему ночью начинает сниться, что у него в кармане жена, и в шляпе жена. На этом обрывается рукопись.
Заколдованное место
Быль эта продолжает главную тему цикла. «Вечера на хуторе близ Диканьки» посвящены взаимоотношениям человека с нечистой силой. Однажды отец с сыновьями поехал в Крым, чтобы заняться продажами, а на даче остался дед и внуки.
Вечером приехали в гости чумаки, которые знали деда. И начали все вместе плясать. Танцевал с ними и дед гопака, да только дошел до крайней грядки за огородом, как ноги у него свело судорогой. И не мог он танцевать. Это было заколдованное место.
Также дед пытался найти клад в огороде возле заколдованного места, но всякий раз что-то ему мешало. Добыв огромными усилиями котел, дед притащил его домой, но оказалось, что он набит всяким мусором. С тех пор он зарекся иметь дело с нечистой силой.
Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Повести Гоголя в двадцатом веке экранизировали, особенно популярна в этом плане «Ночь перед Рождеством». Кино «Вечера на хуторе близ Диканьки» было снято в советский период, в 1961 году. В начале 1990-х годов фильм был выпущен на видео, а потом попал и на DVD-диски.
Герои Гоголя
Экранизации «Вечеров на хуторе»
В 21 веке вышла очередная экранизация повести. Первый мюзикл по мотивам «Вечеров» появился на экранах телевизоров в новогоднюю ночь, 31 декабря 2001 года. Вскоре телекомпании 15 стран захотели приобрести этот фильм. Главные роли в мюзикле сыграли Ани Лорак, Филипп Киркоров, Олег Скрипка.
Анализ «Вечера на хуторе близ Диканьки»
сочинение по литературе 5 класса
История создания
Работа Н.В. Гоголя над циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки» началась в 1829 г. Через год в журнале «Отечественные записки» была напечатана повесть «Вечер накануне Ивана Купалы». В 1831 г. была опубликована первая книга «Вечеров…», в 1832 г. — вторая.
При создании цикла начинающий писатель широко использовал народные предания и фольклор, множество рукописных источников, произведения немецких писателей-романтиков.
Мнение современников
Самым знаменитым и характерным отзывом на «Вечера…» стала реакция типографских работников, которые, увидев автора, стали «фыркать и прыскать себе в руку». Начальник типографии признался Гоголю, что его «штучки… до чрезвычайности забавны». По поводу этого эпизода Пушкин писал: «Мольер и Филдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков».
Пушкин приводил и более весомые аргументы в пользу «Вечеров…» : «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». В. Ф. Одоевский предрекал «большой талант». Большинство критиков отмечало простоту и правдивость начинающего автора.
Наряду с положительными высказывались и отрицательные суждения. Молодого писателя обвиняли в этнографических неточностях, «недостатках слога», неуместности изображения простонародных героев. Однако эта категория критиков была в явном меньшинстве.
Общий обзор цикла
«Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из двух частей, включающих восемь повестей. Все повести объединяет образ пасичника Рудого Панька, от имени которого ведутся истории. Перед каждой частью даются предисловия рассказчика и краткие словари малороссийских терминов.
Первая часть
Сорочинская ярмарка
Забавная история, произошедшая во время малороссийской ярмарки. Молодой казак Грицько, воспользовавшись помощью цыган и народным страхом перед «красной свиткой», добивается свадьбы с красавицей Параской.
Вечер накануне Ивана Купалы
Печальная повесть о бедном Петро, который от отчаяния и любви заключил договор с нечистой силой. Убив невинного ребенка, Петро добился кажущегося счастья и богатства, но в наказание сошел с ума и погиб.
Майская ночь, или Утопленница
Романтическая история о любви Левко и Ганны. Смелость и готовность на все ради любимой помогают юноше разоблачить страшную ведьму. В благодарность за это страдающая душа утопленницы избавляет Левко от наказания отца и удачно устраивает его судьбу с Ганной.
Пропавшая грамота
Одна из самых веселых повестей цикла. Дед рассказчика теряет «гетьманскую грамоту» и в поисках пропажи попадает на шабаш нечистой силы. Решающий поединок между добром и злом оборачивается игрой «в дурня». Крестное знамение помогает деду оставить главную ведьму в дураках.
Вторая часть
Ночь перед Рождеством
Самая известная повесть цикла, рассказывающая о необычных приключениях кузнеца Вакулы. Главный герой обладает всеми достоинствами молодого мужчины своей эпохи и сословия: мужеством, работоспособностью, силой, непоколебимой верой, талантом. Однако он так и не может покорить сердце гордой красавицы Оксаны. Вакула идет на поклон к нечистой силе, но не покоряется ей, а напротив, заставляет черта исполнять его желания. Ради красавицы кузнец добывает «царские черевички», но оказывается, что девушка и без подарка влюбилась в своего самого преданного кавалера.
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Повесть, в которой угадываются образы и мотивы будущих произведений Гоголя. Это первая попытка обращения писателя к критическому реализму. Образ Ивана Федоровича олицетворяет собой тип «существователя» (как его определяет сам писатель). Жизнь «существователей» бездуховна и бессодержательна, отличается мелочностью и косностью. Действенным способом борьбы с этими повседневными негативными явлениями становится сатира.
Заколдованное место
Финальная повесть подводит юмористический итог размышлениям Панька о бесперспективности борьбы человека с нечистой силой. Все усилия деда побороть бесовские чары и отыскать клад ни к чему не приводят. Дед признает свое поражение и предпочитает обходить стороной «проклятое место».
Темы и проблемы «Вечеров…»
Гоголь не просто ограничился переложением украинских преданий и легенд, а поставил перед собой задачу воссоздания поэтического облика своего народа. Писатель использовал типичные средства романтизма: противостояние добра и зла, необычность ситуаций, героические образы. В то же время он стремился изобразить живую действительность. В частности, патетичные фразы и размышления органично сливаются с яркой разговорной речью, описание изобилует бытовыми деталями и т. д.
За исключением «Ивана Федоровича…» во всем цикле огромную роль играет нечистая сила, с которой вынуждены бороться главные герои. Сказочность не обесценивает их образы, а подчеркивает лучшие качества.
В «Вечере накануне Ивана Купалы», «Страшной мести» и отчасти «Майской ночи» зло выступает в качестве беспощадной гибельной силы. В остальных повестях «бесовские чары» вызывают смех. Чего стоят только «прирученный» Вакулой черт и одураченная дедом ведьма.
Автор иронически относится и к самой вере в нечистую силу. Во многих ситуациях возникает сомнение: действительно ли герои столкнулись со проявлением сверхъестественного или стали жертвой собственного суеверия?
Особняком от изображения светлой и радостной, а порою грустной и печальной жизни простого народа стоят две повести, знаменующие переход писателя на более высокий уровень творчества. В «Страшной мести» Гоголь задумывается о великом историческом прошлом казачества. Повесть «Иван Федорович…» становится одним и краеугольных камней отечественного критического реализма, образцом художественного обличения общественных пороков.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Двухтомный сборник повестей русского писателя Н.В. Гоголя. Публикация первого тома состоялась в 1831 году, второй том вышел в печать в 1832 году.
Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Часть первая: повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».
Вакула на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Рисунок Тарасенко, оформивший издание кн. маг. В. Думнова, п/ф «Насл. бр. Салаевых», 1887 года.
Часть вторая: повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».
История создания
Николай Гоголь прибыл в Санкт-Петербург в декабре 1828 года 19-летним выпускником Нежинской гимназии, который жаждал посвятить всего себя служению Отечеству. Однако, в каком виде будет выражаться это служение молодой человек ясно не представлял.
Денежные затруднения Гоголя
Первое, чем встретила вчерашнего украинского студента столица Российской империи – это дороговизна. Тех скудных средств, которые семейство Гоголя могло выделять на содержание сына и коими Гоголь привык обходиться у себя на родине, совершенно не хватало в блестящем Петербурге. Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу, однако, вскоре выяснилось, что он к ней совершенно не пригоден: служба чиновника была настолько бессодержательная и монотонна, что Гоголь не мог заставить себя ходить туда каждый день.
Но потребность в деньгах оставалась. Тогда молодой человек и решил попробовать себя на стезе писательства, так как в гимназии он ярко выделялся именно своими литературными способностями. Гоголь видел, что большим спросом у читателей пользуется все, что связано с народной жизнью, поэтому решил написать несколько рассказов на тему жизни украинского села.
Первая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В 1828 году он приступил к работе. Молодой литератор, который обожал во всем точность и скрупулезность, отправил письмо матери и сестре, где попросил их прислать ему как можно более детальное описание обрядов, обычаев, быта и костюмов сельских жителей Малороссии.
Опираясь на эти описания, а также на свои детские и юношеские воспоминания и рассказы любимой бабушки, Гоголь и написал первые четыре повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
В сентябре 1831 года книга была отпечатана в типографии и появилась в книжных лавках Петербурга. С первых же дней продажи стало понятно, что это успех! Весь тираж разошелся мгновенно, а об авторе веселых повестей с мистическим налетом говорила вся столица как о новом литературном даровании. Александр Пушкин, прочтя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделал такую запись:
«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
Вторая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Вдохновленный успехом, Николай Гоголь без промедления приступил к написанию второй части сборника, который вышел в свет уже в марте 1832 года.
Незадолго до этого – в феврале 1832 года – состоялось личное знакомство Николая Васильевича с Александром Пушкиным. Это было знаменательное событие для начинающего литератора с Украины.
Пушкин тоже был рад знакомству и ввел Гоголя в круг своих товарищей по перу: Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Николая Греча, Фаддея Булгарина и др. Еще пару лет назад Гоголь и мечтать о таком не мог!
Основная тема
Если взглянуть на сборник в целом и попытаться выделить одну тему, которая объединяет все повести цикла, то становится очевидным что это тема борьбы добра и зла, причем, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» светлые силы побеждают нечисть.
Федор Антонович Моллер (1812–1874) Портрет Н.В. Гоголя. 1840-е гг. Холст, масло.
Через все истории сборника красной нитью так или иначе проходит мысль о том, что все тайное рано или поздно становится явным, а причиненное другим зло обязательно вернется тебе в качестве расплаты за содеянное. При всем том автор не опускается до морализации и осуждения своих алчных и злых героев, потому как наказывает их уже в самом сюжете: все они несут заслуженное наказание и показаны в таком виде, что читатель не может не посмеяться над ними.
Композиция сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Главный художественный прием, которым пользуется Гоголь в своих «Вечерах» – контраст: размеренная жизнь с яркими радостными моментами во всех повестях соседствует с печальными и даже жутковатыми событиями.
Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832
Сюжет каждой повести становится своеобразной ареной для борьбы добра и зла, истиной христианской веры и бесовщины. Высокий градус этой контрастности достигается Гоголем благодаря многочисленным вкраплениям фольклора, народным преданиям и фантастическим сценкам, которые автор в изобилии вплетает в повествование. Отдельным колоритным персонажем являет рассказчик – пасечник Панько Рудый, который как будто берет читателя за руку и ведет по всем рассказам сборника, от страницы к странице открывая ему самобытную жизнь украинского села.
Жанр сборника
Литературоведы единодушно сходятся во мнении, что все произведения сборника относятся к жанру повести, их направление – романтизм. Сам Гоголь называл такой стиль повествования – поэтическая проза, и именно благодаря ей «Вечера на хуторе близ Диканьки» получились такими лиричными и даже мелодичными. Уже несколько веков читатели находят, что все повести читаются легко, на одном дыхании, как будто это не прозаическое произведение, а воздушное стихотворение.
Гоголь сумел соединить в одной книге высокий поэтический стиль и романтические элементы с живой разговорной речью. И именно это необычное сочетание так полюбилось читателям, придало неповторимый шарм и народный характер.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» в культуре
Бессмертное творение Гоголя вдохновило многих деятелей культуры на создание собственных произведений.
Так, композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский написали великолепные оперы: Н. Римский-Корсаков – оперу «Ночь перед Рождеством», а П. Чайковский – оперу «Черевички».
С возникновением кинематографа режиссеры непременно захотели снять художественные фильмы на сюжет гоголевских повестей. Первые немые фильмы «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством» вышли более ста лет назад – еще в 1912 году.
Ночь перед Рождеством 1913 год
Наиболее известными и популярными считаются экранизации «Вечеров» режиссера Александра Роу. Его кинокартина «Майская ночь, или Утопленница» вышла в 1952 году, а «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1961 году.
Также в советское время было создано несколько детских адаптированных мультфильмов на сюжет повестей Гоголя.
На сегодняшний день самыми свежими экранизациями повестей Николая Васильевича из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» является фильм режиссера Александра Баранова «Гоголь. Начало», который вышел на большие экраны в 2017 году.
Анализ «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь
Всего получено оценок: 71.
Всего получено оценок: 71.
Цикл повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник уникальных произведений, наполненных народными поверьями, сказочными событиями и фантастическими историями. В цикл входит 8 повестей, в которых отразились отголоски детских впечатлений самого автора. В центре повествования — личность простого человека, герои описаны с долей доброго юмора. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 5 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829–1832 годы.
История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжёлого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.
Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.
Композиция – Цикл состоит из двух частей, каждая из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.
Жанр – Повести.
Направление – Романтизм.
История создания
Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.
Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сёстры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов самой разной сельской публики.
В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.
Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над второй частью. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашён на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил работу над второй частью своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».