ведерников оперный певец биография

Александр Ведерников

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

Александр Ведерников родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино, Кукарская волость, Вятская губерния (ныне Советского района Кировской области).

В 1943-1947 годах учился в Коркинском горном техникуме, занимался в кружке изобразительного искусства местного клуба «Большой горняк». Затем окончил Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского.

В 1955 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Р. Я. Альперт-Хасиной).

В 1960-1961 годах стажировался в театре «Ла Скала» (Милан, Италия) у маэстро Барра.

Член КПСС с 1964 года.

Выступал как концертный певец. Провёл множество филармонических концертов. В его камерном репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов.

С 1954 года гастролировал за рубежом (Франция, Ирак, ГДР, Италия, Англия, Канада, Швеция, Финляндия, Австрия и др).

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

Исполнял практически все басовые партии в русских операх.

Александр Ведерников

В 2009 году дебютировал в 80-летнем возрасте в партии Солопия Черевика в спектакле Театра «Русская опера» «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.

Действительный член Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Дискография насчитывает свыше тридцати дисков с записями романсов, песен, арий и ораторий.

О своем многолетнем творчестве рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не оскудела».

Скончался 9 января 2018 года в возрасте 90 лет в Москве.

Личная жизнь Александра Ведерникова:

Фильмография Александра Ведерникова:

Дискография Александра Ведерникова:

Оперный репертуар Александра Ведерникова в Большом театре:

Источник

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

30 октября 2020 умер от коронавируса дирижер Александр Ведерников Ему было 56 лет. «Это случилось в 52-й московской больнице. Стопроцентное поражение легких», — сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Непостижимо, ведь Александр Ведерников «воплощал собою здоровье и энергию», написал в Facebook пианист Николай Луганский: «Про кого, про кого, а про него я и представить себе не мог, что такое может случиться…».

Но таковы – увы, нередко – «экзистенциальные» (о медицинских пусть пишут другие) особенности ковида: внезапность и необратимость.

«В последнее десятилетие артистическая карьера одного из самых русских российских дирижеров успешно развивалась в основном в Европе, где административная вертикаль поддерживает, а не перечеркивает артистическую горизонталь. В ряду многочисленных концертов по всему миру с первоклассными симфоническими коллективами и оперными постановками в известных театрах Ведерников умудрился подготовить и с успехом исполнить концертный вариант всего вагнеровского “Кольца”, причем с отнюдь не столичным оркестром Дании. После этого Ведерников сразу получил приглашение на должность художественного руководителя Датской королевской оперы, где в наступающем году должен был ставить “Парсифаль”», — сказал в интервью «МО» композитор, педагог, руководитель Центра современной музыки при Московской консерватории Владимир Тарнопольский.

Семья и школа

Александр Ведерников — сын пианистки, органистки, профессора Московской консерватории, заведующей кафедрой органа и клавесина Наталии Николаевны Ведерниковой (Гуреевой) и знаменитого оперного и камерного певца, баса, в 1958-1990 солиста Большого театра Александра Филипповича Ведерникова (1927-2018). Но никогда Ведерников-младший не преподносил это как нечто, дающее право на публичные привилегии, те или иные. Скорее, уникальный и не передаваемый (личный) опыт жизни «человека приватного» (авторское самоопределение).

«У меня не было такого, что я в какой-то момент осознал, что я сын певца Александра Ведерникова, поскольку был в некой орбите того, чем занимался отец. И его круг общения был в каком-то смысле для меня очень интересен, поскольку он больше общался не со своими коллегами-певцами, а с композиторами или с художниками. Поэтому у нас дома бывали всякие интересные люди», — говорил дирижер в интервью Елене Поляковской на «Радио Свобода» (2019).

Александр Ведерников-младший учился в Московской консерватории, которую окончил в 1988 как оперно-симфонический дирижер: наставником Ведерникова был Леонид Николаев (1940–2009), руководивший в то время оркестром Музыкального училища при Московской консерватории (в 1974 этот оркестр участвовал в Международном конкурсе молодежных оркестров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине и получил Первую премию, а также Золотую медаль).

Затем Ведерников стажировался у Марка Эрмлера (1932–2002), одного из наиболее значимых дирижеров Большого театра.

Ступени к Большому театру

В 1988–1990 А. Ведерников работал в МАМТе имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1988–1995 — ассистент главного дирижера и второй дирижер Большого симфонического оркестра Гостелерадио (с 1993 — БСО имени П.И. Чайковского) под управлением Владимира Федосеева.

В 1995 Ведерников основал оркестр «Русская филармония» (до августовского дефолта 1998 принадлежал телеканалу ТВ-6, затем был упразднен, а в 2001 учрежден заново и взят на баланс правительством Москвы). Художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра Александр Ведерников был до 2004 включительно.

Годом ранее (2003) Ведерников стал членом дирижерской коллегии Российского национального оркестра, гастролировал с ним во Франции, Германии и США, а в 2004 во время гастролей РНО по девяти городам Соединенных Штатов дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холл и вашингтонском Кеннеди-центре.

В 2005 состоялся дебют Александра Ведерникова в Парижской национальной опере (Опера Бастилии) — в качестве музыкального руководителя новой постановки «Бориса Годунова» Мусоргского (режиссер Франческа Замбелло).

Дирижировал в Ла Скала, Ла Фениче и других знаменитых оперных домах мира.

Большая вершина дирижера

Все это происходило параллельно работе Ведерникова в Большом театре, куда он был приглашен в 2001. До 2009 Ведерников был музыкальным руководителем и главным дирижером ГАБТа, и на этом периоде стоит остановиться подробнее.

«Он блестяще знал оперные партитуры и все тонкости искусства оперного дирижирования. Это был талант огромного масштаба и обширных знаний. Но, помимо этого, Александру были свойственны те редкие качества, которых так не хватает в нашей стране многим руководителям, — долгосрочное планирование и каждодневная кропотливая работа по движению к поставленной цели.

Однако эти качества совершенно несовместимы с той административной чехардой и с той бесцельностью, которая царит в высших эшелонах культурных назначенцев. Поэтому “широкий слушатель” может лишь восхищаться наиболее известными постановками Ведерникова, такими как “Руслан и Людмила”, “Евгений Онегин”, “Летучий голландец” или “Огненный ангел”, но распознать ведерниковскую стратегию развития Большого театра, его структурную “европеизацию” и осознать весь масштаб этой личности могут, конечно, только непредвзятые специалисты», — сказал в беседе с «МО» Владимир Тарнопольский.

Эта задуманная Александром Ведерниковым «европеизация» Большого касалась и реформирования труппы, и репертуара, «и системы менеджмента, и системы финансирования»: «…Я понял, что основная проблема в Большом театре – это те начала институциональные, на которых он таким образом организован. И пока вот это не поменяешь, все перемены будут носить субъективный, несистемный характер…», — говорил Ведерников в уже упомянутом прошлогоднем интервью на «Радио Свобода».

Все эти качества музыкального руководителя крупнейшего театра страны не мешали Ведерникову «бросаться с головой» в музыкально-сценические эксперименты на сцене Большого. Помимо уже перечисленных Владимиром Тарнопольским «Руслана и Людмилы» Глинки (2003; концертное костюмированное исполнение оригинальной авторской версии, для которой были специально закуплены аутентичные инструменты), «Летучего голландца» Вагнера (2004; первая редакция — впервые в России; режиссер-постановщик Петер Конвичный), «Огненного ангела» Прокофьева (2004; первая постановка в Большом театре; режиссер-постановщик Франческа Замбелло) и «Евгения Онегина» Чайковского (2006; режиссер-постановщик Дмитрий Черняков), это, безусловно, и «Дети Розенталя»: опера Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина, написанная по заказу Большого театра.

Мировая премьера постановки Эймунтаса Някрошюса состоялась на сцене ГАБТа 23 марта 2005. За 229-й театральный сезон Большого «Дети Розенталя» были показаны 6 раз, а в 2006 на «Золотой маске» получили «Специальную премию жюри»: Большой театр был награжден «за инициативу в развитии современной российской оперы».

Леонид Десятников:

«Миф Большого Дирижера вызывает в нашем (под)сознании смутный образ белого цисгендерного начальника, образ красиво помавающего руками властного и артистичного Нарцисса. Титана пульта, по ехидному замечанию Стравинского.

В Ведерникове этого гламурного пафоса не было совсем. Он, безусловно, был профессионалом высочайшей пробы. С ним я чувствовал себя, как за каменной стеной. И, конечно, меня изумляла его исключительная доброта – качество, отличавшее его от многих собратьев по дирижерскому цеху».

Владимир Тарнопольский:

«Исключительно добродушный, с прекрасным чувством юмора, Александр, может быть, и не был ведущим мировым “спринтером”, исполняющим по семь программ в неделю, но, безусловно, он был замечательным “стайером”, умевшим рассчитывать бег на самые дальние дистанции и достигать при этом высочайшего художественного результата.

Все то, что Ведерникову не удалось реорганизовать в российском оперном театре, кому-то все равно придется сделать — десятилетием раньше или позже. Это уже зависит от темпов развития нашей страны: развития и структурного, и чисто человеческого».

По словам режиссера Дмитрия Чернякова интернет-изданию OperaTime.ru, «после ухода Саши из Большого в 2009-м, кто только не вставал за пульт в нашем “Онегине”: но никто, хотя там было много молодых дирижеров, не смог дать той свежести чтения, искренности и театральности, как Ведерников».

Жизнь после Большого

После непростого, мягко говоря, расставания с Большим театром (для которого Александр Ведерников сделал то, что составило театру мировую славу в нулевые и вспоминается по сегодняшний день) Ведерников в 2009 возглавил Симфонический оркестр Оденсе, существующий с 1946. С 2018 — главный дирижер Датской королевской оперы и Датского королевского оркестра (с этим оркестром, одним из старейших в мире, Ведерников дважды выступил в Москве, в июне 2018). Дирижировал Ведерников и Российским национальным оркестром в июне 2017 (фортепианные концерты Шопена исполнил в Концертном зале имени Чайковского Алексей Володин), и Национальным филармоническим оркестром России в октябре 2019 (КЗЧ, солист Андрей Коробейников, «Пасторальная» симфония Глазунова и Второй фортепианный концерт Чайковского), и Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова в декабре 2019 (концерт памяти Александра Филипповича Ведерникова, Большой зал Консерватории: Третий концерт Рахманинова с Николаем Луганским, «Маленький триптих» и «Снег идет» Свиридова и «Половецкие пляски» Бородина).

Последним спектаклем, которым дирижировал Александр Ведерников в своей жизни, была опера «Сельская честь»: 4 октября на открытии оперного сезона Михайловского театра.

С Александром Ведерниковым простились в узком кругу друзей и близких 31 октября в Москве.

10 ноября в Михайловском театре прошел спектакль «Сельская честь», посвященный Александру Ведерникову.

Владимир Сорокин — памяти Александра Ведерникова. Специально для «МО»

С Александром Александровичем Ведерниковым я познакомился во время подготовки к постановке и на репетициях оперы “Дети Розенталя”. Процесс шел достаточно интенсивно, бурно. Все понимали, что получается нечто, что трудно до конца просчитать логически, поэтому доля, вернее, привкус, дух непредсказуемости витали над всем и всеми. Это подогревалось и внешним скандалом, развязанным провластными мракобесами. Някрошюс, Десятников много импровизировали с певцами, с постановкой. Приходилось и мне корректировать текст, чтобы его можно было легче спеть. Нас всех воодушевляло ощущение сотворения чего-то нового, чего давно не было в этом театре, оно передавалось всем — и певцам, и хору, и мимансу, и художникам. И администрации театра. Но среди этого союза возбужденных непредсказуемостью людей был один удивительно спокойный человек — Александр Ведерников.

Я не знаю, был ли он полностью спокоен внутри себя, как это тогда казалось, но его спокойствие, высочайший профессионализм и уверенность в том, что мы делаем все правильно, меня поражали. Было такое чувство, что наши фантазии, импровизации вместе со многими чисто технологическими вопросами держатся у него на плечах. И плечи эти поистине богатырские. В его фигуре, несмотря на удивительную пластичность этого человека за пультом, была некая метафизика статики, на которую можно было опереться, что невероятно помогало нам всем.

Премьера прошла бурно. Мы познакомились ближе. И Александр снова поразил меня. Теперь — своей неакадемичностью в отношении к культурному полю, к культурному океану, к литературе. В нем все было в движении. Он был удивительно подвижный, открытый и непосредственный человек. Когда отгремела премьера и улеглись все скандалы, мы увиделись через какое-то время, встретившись случайно на концерте. Узнав, что мы с Ирой часто ездим к друзьям в Переславль-Залесский, он пригласил нас на дачу, что оказалась недалеко от этого красивого городка. Мы поехали к Саше и Лене в гости. Это была одна из самых замечательных и незабываемых поездок. Собственно, у Ведерниковых там была не дача, а настоящий деревенский дом, в котором вся простая крестьянская обстановка была сохранена. И Саша с Леной, городские люди, совершенно естественно там существовали и органично обживали и одухотворяли это пространство. Саша приготовил рыбу в русской печке, запек ее на соли. Мы сидели звездной летней ночью в деревенской избе, выпивали, ели, говорили о музыке и литературе. Такое невозможно забыть. Саша был душой компании. Его раскатистый смех вызывал зависть. Там, в этой избе, я понял, что при всей той ответственности, что лежала на плечах этого яркого, уже известного дирижера, внутри он был невероятно свободен. Это покоряло. Я помню, спросил его про границы абсолютного слуха, насколько это помогает или мешает музыканту. Меня всегда интересовал вопрос так называемых “немузыкальных звуков”, их записи и существования в партитуре. Естественно, в современной музыке “немузыкальные звуки”, вроде шуршания бумаги или скрежета железа, не записываются нотами, а обозначаются специальными символами. Но вот, я говорю: “Саша, смотрите, если просто взять чашку и”… Я поднял пустую чашку и ударил по ней деревянной ложкой, получился размытый звук. И Саша тут же назвал аккорд этого сложного звука. Меня всегда завораживал такой чистый и жесткий профессионализм.

В Ведерникове было неуловимое, сложносоставное качество, симбиоз из музыки, свободы, высокой культуры, жесткого профессионализма и вполне себе жесткой этики потомственного московского интеллигента. При этом мизантропия ему не грозила. Он умел уважать людей и себя. Далеко не каждый большой музыкант способен этим похвастаться. Александр Александрович был удивительным человеком. Он излучал тепло, обаяние и одаривал нас грозным и благородным шумом музыкального океана. Его неповторимый мир всегда с нами. И музыка, сотворенная им. И смех. И внимание. И тепло сердца. И его всегда будет не хватать.

Источник

Александр Ведерников: Я всегда пел то, что мне нравилось

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

Александр Ведерников родился 23 декабря 1927 года в селе Мокино Вятской губернии. Детство прошло в Челябинской области. В 1947 году окончил Коркинский горный техникум. Учился в Свердловском музыкальном училище. В 1955 году окончил Московскую государственную консерваторию. В 1955-1957 гг. солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). В 1957-1990 гг. солист Большого театра. В 1960-1961 гг. стажировался в театре «Ла Скала» (Милан). Выступал с сольными концертами. Лауреат Государственной премии (1969), народный артист СССР (1976).

В компании мужиков я пел песни, а мне в копилку клали пятаки

— Александр Филиппович, многие великие оперные певцы в детстве пели на клиросе, но в вашем детстве, как нетрудно предположить, церковного пения не было?

— Конечно, не было. И церкви не было. Жили мы в Челябинской области, сначала в Копейске, а потом в угольном поселке Еманжелинка. Теперь это уже город Еманжелинск, а Копейск фактически слился с Челябинском.

Родился я в Вятской губернии, в селе Мокино, в многочисленной крестьянской семье. Было пять братовьёв (так до сих пор говорят в деревнях Кировской области. — Л.В.), мой отец самый младший, и они все со своими семьями жили в одном доме. Большой был дом, двухэтажный, первый этаж кирпичный, а второй деревянный. Не только сельским хозяйством занимались, но делали телеги, тарантасы. Мастерская у них была.

Во время коллективизации они подлежали раскулачиванию, но не стали ждать, а собрались и ночью уехали из дома, разбежались по всей России. Мои родители поехали в Челябинскую область, потому что там, в городе Копейске, жила мамина сестра с мужем и детьми. Я этого, конечно, не помню — мне три года было, а сестра и брат позже родились. 11 лет там прожили, потом переехали в Еманжелинку.

Мама была неграмотная, но в Копейске не только прошла ликбез, а даже окончила курсы медсестер и работала медсестрой на шахте. Отец сначала работал на стройке столяром, потом его как ударника направили учиться в Челябинский строительный техникум, после техникума он работал прорабом на строительстве шахтных сооружений.

Не только мои родители убежали из деревни, многие тогда убегали, и как раз в Копейске оказалось много земляков-вятичей. Вятские мужики были очень компанейские, часто собирались друг у друга, делали пельмени, но вообще собирались вместе не столько попить-поесть, сколько песни попеть. Хорошо пели: и общепринятые песни, и вятские!

Меня поражало это русское деревенское многоголосье: разные голоса, а такая гармония, такой лад!

Я тоже начал петь, у меня была подаренная (не помню, мужиками или отцом) крашеная глиняная кошка-копилка, обычно становился на стул, на спинку ставил кошку, пел какие-то песни, и мне в копилку клали пятаки и трехкопеечные. Потом я на эти деньги покупал краски — рисованием тоже увлекался. Еще я мечтал, чтобы отец купил скрипку, нравилось мне, как она звучит, но отец всегда покупал балалайку. А балалайка меня не очень вдохновляла, я даже не научился на ней играть.

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

Сцена из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин». Фото: «РИА Новости»

— Отец хорошо играл на гармошке, но узнал я об этом только тогда, когда женился мой двоюродный брат. На свадьбу кто-то пришел с гармошкой, двухрядкой, отец попросил: «Ну-ка дайте сюда» и заиграл. Все заплясали. Я был потрясен, потому что при нас он никогда не играл на гармошке, и я даже не знал, что он умеет.

А балалайка так всё время и валялась. Только одну песенку знал, которую сопровождал на балалайке: «Шуба рвана без кармана, без подметок сапоги. Сорок верст прошли, ни копейки не нашли». Вот и весь репертуар.

Вообще отца я в детстве не так часто видел. Он то работал, то учился. Ему даже выделили лошадь с бричкой, на которой он ездил на объекты. Мастер был на все руки: и скамейки для дома сам делал, и стол.

— Вы тоже любите мастерить?

— Во время войны отец был на фронте — его как мастера взяли в саперные войска, — и всё приходилось делать самому. У нас корова была, и я даже сам сделал телегу, сам ковал оси. Приходил в кузницу, где меня все знали, потому что там отец часто работал, и ковал. Сбрую коровью сделал. Сено же для коровы мы сами заготовляли: сами косили, сами возили. Кормилица была! Если бы не корова, не знаю, как бы всё перенесли.

— Ваш отец вернулся с войны, хотя у сапера шансов выжить было меньше, чем у кого-либо. Чудо!

— Да. Один раз он три месяца лежал в госпитале — получил сильное ранение в тазобедренную часть. А второй раз он попал в госпиталь после контузии, и оттуда — из прифронтового госпиталя — два санитара привезли его в Еманжелинку — мы уже там жили. Ехали они дней десять. Когда привезли отца, он не говорил, не видел и не ходил — такая сильная была контузия.

Мы с братом по весне ходили на колхозные поля и выкапывали прошлогоднюю картошку, мама прокручивала ее через мясорубку, делала оладушки. Так мы отца и вытянули: через год он стал видеть, ходить на костылях. Речь вернулась, но до конца жизни он заикался и ходил с палочкой. Очень худой был, похож на Чехова. В тот год, когда он умер, я нарисовал его портрет.

В художественное училище прием закончился, а музыкальное было через дорогу

— Петь вы начали, потому что дома много пели. А к рисованию кто вас пристрастил?

— Мне нравилось срисовывать с книг. А потом… У нас в Еманжелинке в клубе «Горняк» была хорошая самодеятельность, я там в хоре пел. Сначала просто пел, потом стал запевалой, а потом и сольные концерты давал — под баян пел народные песни. Баянист у нас прекрасный был, Александр Кузьмич Юшин. Слухач! Всё на слух играл, в любой тональности! Ездили с концертами по деревням.

А кружок изо в клубе вел Данила Данилович Лидер. В поселке было много сосланных советских немцев: в основном с Поволжья, но не только. Данила Данилович один из них, закончил в Ленинграде три курса Академии художеств. Сначала он работал в шахте, уголь грузил, а когда узнали, что он художник, его оттуда вытащили и сделали главным художником клуба. Он рисовал сухой кистью портреты вождей. Очень талантливый был! Умнейший человек!

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

А.Ведерников. Портрет композитора Г. Свиридова

Я и к нему в кружок ходил: сначала натюрморты рисовали, потом и портреты. Много я от него перенял. Жил он в комнате при клубе, там же работал, и я часто приходил к нему с утра, смотрел, как он рисует. Порисует, а потом попросит: «Попой мне». Садился в зале, и я ему со сцены пел народные песни. Данила Данилович и сказал мне: «Саша, у тебя певческий талант!»

Меня почему-то всегда влекло к людям, которые занимаются искусством.

— Но свое будущее вы тогда с искусством не связывали?

— Сначала даже не думал. Просто для удовольствия пел и рисовал, а учился тогда в горном техникуме. Там, в Еманжелинке, самые большие угольные разрезы, вот в Коркино и был техникум, где готовили кадры. На поезде мы туда ездили. Других учебных заведений поблизости не было, поэтому поступил туда.

Когда я учился на третьем курсе, отец уже вернулся, восстанавливался и начал работать. Один из его объектов был в Коркино. И вот, помню, шли мы из Коркино по шпалам, и я говорю: «Хочу пением заниматься или в художники пойду». А он мне: «Пока не кончишь техникум, даже не думай». — «Почему?» — «Ты посмотри, какие зарплаты у тех, кто работает в шахтах, в разрезе. Они мешками деньги таскают». Я говорю: «Мне это не нужно». «Тебе не нужно, а семья? Кто будет нас с матерью кормить, детей наших?» У них кроме меня еще двое детей было, я старший.

Кончил техникум, направили меня работать во второй разрез, я должен был два или три года отработать, но еще до начала работы поехал в Свердловск и там поступил в музыкальное училище. Без документов! Ехал с рисунками, но в художественное училище прием уже закончился, а музыкальное было через дорогу.

Зашел туда, гляжу, очередь стоит. Оказывается, идет второй тур прослушивания. Секретарша выходит, вызывает следующего, и я нахрапом туда залез — вся очередь возмутилась! Смотрю, на возвышении стоит кресло и на нем сидит важный старец. Это оказался председатель комиссии, Михаил Михайлович Уместнов. Он преподавал пение и в Уральской консерватории, и в училище.

Секретарша тянула меня, чтобы вывести оттуда, но он говорит: «Марья Ивановна, оставьте его. Молодой человек, что вы хотите?» — «Я, — говорю, — приехал из Еманжелинки, хотел показать, как пою». — «Ну а что бы вы спели?» Я спел две русские песни. «А что еще поете?» — «Классику». Спел из «Русалки» Даргомыжского: «Возвратился ночью мельник» и «Шотландскую застольную» Бетховена: «Постой, выпьем, ей-богу, еще…» (ее я по радио слышал — Михайлов пел). Он говорит: «Марья Ивановна, запишите его в мой класс».

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

В партии Мельника в опере «Русалка» /музей Большого театра

Вышли, секретарша мне говорит: «Давайте документы». А у меня никаких документов нет — не давали тогда их на руки после техникума. Я попросил ее: «Дайте мне справку, что вы меня принимаете в училище». Дали мне справку с печатью, и я с этой справкой пошел в трест. Заведующий трестом Шумаков был. Ходил в кителе, как Сталин. Я к нему захожу, обращаюсь по имени-отчеству (уже не помню, как его звали), говорю: «Я должен приступить к работе у вас во втором разрезе, меня назначили десятником после техникума, но меня приняли в музыкальное училище в Свердловске, вот справка».

А я тогда уже известный был там, потому что много пел в самодеятельности, выступал на конкурсах, получал призы за пение народных песен. Шумаков сказал: «Наша партия никогда не препятствовала талантам. Поздравляю вас с поступлением, сейчас дам распоряжение, чтобы вам выдали документы». Так я оказался в музыкальном училище.

— Сколько там проучились?

— Пока он был жив, вы чему-то у него научились?

— Да он ничего не делал как преподаватель. Лежал дома, мы ходили к нему — квартира у него была прямо в училище. Пять учеников у него было. Я всегда ему пел из «Руслана и Людмилы»: «И струны громкие Баянов не будут говорить о нем», и он всегда плакал. А когда его похоронили, я стал учиться у его жены, Тарасенко. У нее в основном женщины учились. Я понял, что только теряю время. Да и у него-то я тоже время терял.

И я уехал домой, в Еманжелинку. Решил поехать учиться в Киев. Там Паторжинский, я слышал по радио, как он поет «Запорожец за Дунаем»: «Ой, щось дуже загулявся». Мне очень понравилось, как это артистично. Бас такой! Решил: поеду! А денег нет. Написал заявление в профсоюз Еманжелинки, где я в самодеятельности всё время пел: я работал, прошу оказать помощь. Мне выделили 400 рублей. И такое же заявление я написал в коркинский профсоюз, и там мне тоже выделили 400 рублей. Итого 800 рублей! Поехал, но до Киева денег не хватило, а хватило только до Москвы. Но это уже другая история.

Дело в том, что Данилу Даниловича Лидера, о котором я вам рассказывал, в конце войны взяли художником в драматический театр в Челябинске. И вот как-то после первого курса я возвращался из дома в музыкальное училище и по дороге заехал к нему в Челябинск. Прихожу, а у него дома сидит какой-то сказочный человек с огромной шевелюрой. Это был дирижер Шерешевский, профессор Московской консерватории. Они были давно знакомы. Шерешевский тогда ездил по России, искал таланты для консерватории, а тут на ловца и зверь бежит. Данила говорит ему: «Видишь, певец пришел». — «Как певец?» И мне: «Что ты поешь?» — «Я много чего пою». — «Ну давай».

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

В партии Пимена в опере «Борис Годунов»/Лариса Педенчук

Я ему спел «Благословляю вас, леса» Чайковского. Он загорелся: «Давай к нам в Московскую консерваторию, у нас сейчас как раз прием». Но я сказал: «В Москву не хочу, поеду в Киев к Паторжинскому, мне нравится, как он поет». Отказал ему.

И вот поехал в Киев, а денег хватило только до Москвы. Первый раз в Москве. Думаю: интересно, что за консерватория. И с Казанского вокзала пешком дошел до консерватории. С чемоданом!

Еще только рассветало. Вокруг Чайковского цвели акации, скамейки из реек стояли. Я положил чемодан на скамейку и уснул. Вдруг кто-то будит, уже часов в восемь. Открываю глаза и вижу копну волос: это Шерешевский! «Ты приехал к нам в Москву?» — «Нет, — говорю, — только остановился тут. Я до Киева еду». — «А почему здесь оказался?» — «Денег хватило только до Москвы. Где-то придется стоять с фуражкой, деньги собирать, чтобы купить билет». — «Да брось ты с этим Киевом! У нас не хуже певцы преподают. Давай!»

Ну а мне ничего не оставалось делать. Тут же повел он меня к Александру Васильевичу Свешникову, ректору, мне оплатили билет, выдали какие-то подъемные, и Шерешевский отвел меня в общежитие. Оно рядом, в Кисловском переулке. Там я сразу встретил своего земляка Веню Большакова — он тоже пел и рисовал. И пошла другая жизнь!

Тогда как раз в консерваторию прием шел, конкурс был 20 человек на место, я прошел и на третьем туре всех поразил. Пел из «Фауста» арию Мефистофеля — сцену с Маргаритой, она кончалась словами: «И впиться Маргарите в сердце». Я прямо на председателя Любченко, заведующего вокальной кафедрой, пальцем указал, он отшатнулся. Так я поступил в консерваторию. В 1949 году. А на втором курсе мне дали сталинскую стипендию: 780 рублей. Я посылал деньги своим старикам, сестре — она училась в сельскохозяйственном институте в Пушкино, под Ленинградом, — и мне хватало на жизнь. Вот какая стипендия была!

Я потерял голос на год, и врачи советовали менять профессию

— Чем вам запомнились годы учебы?

— Я был очень работоспособный, много учил, у меня был огромный репертуар, я пел в халтурных концертах за пятерку.

Сначала учился у Александра Иосифовича Батурина, народного артиста. Как раз в то время в консерватории училось много иностранцев. Со мной вместе, у Батурина, учился болгарин Николай Гяуров, ставший мировым певцом — я с ним дружил. Еще учился албанец Люка Качай, тоже бас. Ну и русские были. Большой класс, считался интернациональным!

На третьем курсе я потерял голос, потому что все мы должны были петь на классном вечере, а я болел, ларинготрахеит у меня был. Сказал Батурину, что я больной, не могу петь, а он: «Нет, давай пой, ты украшение наше». Я спел и получил сильное кровоизлияние в связки. Потерял голос, целый год его не было, и врачи мне уже советовали менять профессию. Старался не поддаваться отчаянию, всё время что-нибудь делал, рисовал. Живопись меня спасала. Отчислить меня из консерватории не могли, потому что я был сталинский стипендиат.

— Но смирились уже с тем, что петь не будете?

— Нет, не смирился. Я решил сменить педагога. Была в консерватории Роза Яковлевна Альперт-Хасина: старушка, никакая не народная артистка. В консерватории в основном преподавали из Большого театра: Катульская, Петрова, Озеров — знаменитый тенор, Любченко — завкафедрой. А Роза Яковлевна в Большом театре никогда не пела, с юности занималась педагогикой.

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

С педагогом Розой Яковлевной Альперт-Хасиной

Никаких званий у нее не было, а держали ее только потому, что она спасала студенток, которые теряли голоса. К концу консерватории она их потихоньку-полегоньку восстанавливала. И я решил перейти к ней, а за мной и Коля Гяуров, и Люка. Так мы полгода не могли уйти от этого Батурина. Почему? Потому что у Батурина занимался любительски Климент Ефремович Ворошилов. Все боялись: шевельнет Батурин пальчиком, и будешь на Колыме. И Свешников боялся. К нему приезжали и болгарский культурный атташе, и албанский, но он не решался перевести нас, и мы полгода не занимались.

— Вам надо было голос восстанавливать. А друзья ваши почему хотели перейти к Розе Яковлевне?

— Потому что недовольны были Батуриным. Фактически за него с нами занимался концертмейстер. Нам надо было получить знания по пению: как дышать, как организовать голос, дикцию, как фокусировать голос? Он ничего этого не объяснял. Приходишь к нему: «Александр Иосифович, послушайте, как это?» — «Ну, хорошо!» — «А если по-другому?» Показываешь ему по-другому. «И это хорошо!» — «А как лучше? Как мне ориентироваться?» — «Как хочешь, так и пой. Как тебе легче». Вот и вся школа!

Так вот, полгода мы не могли от него уйти, и фактически я всех спас. Меня вызвали в ЦК, в отдел культуры, там тогда был Вартанян Завен Гевондович — помню, как звали! Пропуск выписали — ЦК ведь! Он на меня покатил телегу: «Вы в заговоре с иностранцами! Вы возглавляете заговор! Вы комсомолец?» — «Да». — «Так вот, организуем общеконсерваторское комсомольское собрание, на котором вы покаетесь, что неправильно себя вели, и останетесь у Батурина. Когда кончите консерваторию, хоть куда можете ехать и у кого хотите заниматься, а сейчас надо этот пожар затушить. Всё!»

Я оттуда, из ЦК, прямо в консерваторию и к Свешникову Александру Васильевичу. Он ко мне очень хорошо относился. Я сказал секретарше, что я из ЦК и должен Александру Васильевичу передать оттуда некоторые слова. Он меня принял. Говорю: «Был только что в ЦК, и просили вам передать, что чтобы этот пожар затушить, этот международный скандал, вы должны немедленно всех, кто к кому хочет, перевести». И на следующий день нас всех перевели к Розе Яковлевне. А ведь у Свешникова в кабинете вертушка была. Если бы он позвонил в ЦК или ему оттуда позвонили, мне была бы крышка. Но получилось всё очень складно!

До этого Роза Яковлевна работала с женщинами, мы были первые мужчины, которые к ней пришли. И все басы. Точнее, Колю Гяурова Батурин вел как баритона, а Роза Яковлевна сказала ему: «Коля, ты очень тяжело берешь верхний регистр. Давай попробуешь басом петь». Перевела его в басы, и он так всю жизнь басом и пел. Знаменитый на весь мир бас!

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

В партии князя Болконского в опере «Война и мир»/музей Большого театра

Со мной она работала очень аккуратно, и через пару месяцев у меня начал появляться голос, а уже через год я поехал на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухарест и там занял на конкурсе певцов второе место!

Как раз в это время в Ленинграде работал Данила Данилович Лидер. Он к тому времени уже был знаменит, потому что на конкурсе театральных художников в Париже получил Большую золотую медаль, и его приглашали к себе многие театры и в Москве, и в Ленинграде. Я оказался в Ленинграде, и он там же работал, мы с ним тогда часто встречались.

В 1956 году я поехал в Берлин на конкурс имени Шумана и получил первую премию — золотую медаль. Сначала произошел казус: после второго тура вывесили список прошедших на третий тур, и меня в этом списке не было. Понял, что не прошел. Упаковал чемодан, собрался уезжать, вдруг приходит переводчица: «Александр Филиппович, куда вы собрались? Произошла ошибка».

Потом Свешников мне рассказал, в чем дело. Я пел всё не на немецком, а на русском языке. И жюри меня после второго тура отчислило. А Свешников был в жюри и спросил: «Почему Ведерникова не пропустили? Почему такой низкий балл поставили?» — «Потому что не на языке оригинала поет». — «А в условиях конкурса не написано, что надо на языке оригинала петь. Он у нас считается одним из лучших популяризаторов немецкой музыки: Шумана, Шуберта, Бетховена. По всей Руси ее пропагандирует. Если будет петь на немецком, никто ничего не поймет». И меня пропустили. Я еще и первое место занял.

Я всегда пел то, что мне нравилось

— А в Кировском театре какие были у вас первые партии?

— Несколько партий, которые я там пел, я уже знал, когда пришел из консерватории: Гремина в «Евгении Онегине», Собакина в «Царской невесте», Дона Базилио в «Севильском цирюльнике». В театре быстро выучил песню варяжского гостя из «Садко». Там ставили «Дон Жуана» Моцарта, я пел Мазетто — это небольшая партия, — но по ходу репетиции выучил партию Лепорелло, слуги Дон Жуана, а это одна из ведущих партий. А во время премьеры артист, который должен был петь Лепорелло, заболел. Два Лепорелло было, но один испугался петь, а другой заболел, и я спел Лепорелло!

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

В партии Лепорелло в опере «Дон Жуан» /музей Большого театра

Во втором сезоне сам выучил Сусанина, спел два спектакля, и вдруг получаю телеграмму из Большого театра: не можете ли вы спеть такого-то числа партию Сусанина в Большом театре? Спел, им понравилось, и меня пригласили в оперную труппу Большого театра. Прямо сразу не в стажерскую, а в солисты.

33 года проработал, спел очень много партий: Сусанина, Кутузова, Досифея, Ивана Хованского, Варлаама, Пимена, Бориса. В основном русские партии. И Дона Базилио, и Лепорелло пел на русском. Не было тогда моды петь всё на языке оригинала. Зачем это нужно? Кто у нас понимает итальянский язык?

Концертная деятельность у меня была не меньшая, чем занятость в театре. Я и Государственную премию получил за свои сольные концерты в Большом зале консерватории. Много пел современных композиторов: Свиридова, Леденева, Николаева, Рубина. С Георгием Васильевичем Свиридовым мы дружили семьями. Познакомились в 1957 или 1958 году при работе над его циклом «Страна отцов» на стихи Исаакяна. Потом и цикл на стихи Бернса пел, и романсы отдельные, и «Патетическую ораторию» на стихи Маяковского. Много с ним по России ездили и за границу. Потом я решил, что уже состарился, и Георгий Васильевич стал работать с молодым певцом Хворостовским, Царство ему Небесное!

Считаю, что творческая жизнь у меня сложилась. Всегда пел то, что мне нравилось, и в театре все звания получил, и Государственную премию за концерты получил, и от Церкви у меня есть ордена, потому что я и много духовной музыки пел.

Я спел и сошел в зал, а владыка Питирим пожал мне руку и поцеловал

— Когда она пришла в ваше творчество?

— Еще когда она была фактически запрещена. Я дружил с Александром Юрловым, хормейстером, и пел с его хором на концертах: «Ныне отпущаеши», «Жертву вечернюю», Сугубую ектенью, Символ веры. Между прочим, пели мы этот репертуар в институтах, в университетах, и имели громаднейший успех. Все боялись, что нас возьмут за горло, но почему-то не брали, и мы пели.

— Только на концертах пели духовную музыку?

— Тогда да. Уже позже, когда всё было открыто, я познакомился и подружился с владыкой Костромским Александром (сейчас он в Казахстане), и в Костроме не раз пел в храме Вознесения с церковным хором Овчинникова. Даже записи есть!

— Рядом с вашим домом храм Воскресения Словущего. Он всегда был любим певцами и музыкантами, многие туда ходили, Козловский там пел. И служивший там много лет митрополит Питирим был большим любителем музыки, сам играл на виолончели.

— С владыкой Питиримом я познакомился в Пскове. Там был фестиваль, посвященный Дню славянской письменности, и я пел с хором Минина (я вообще с этим хором много пел). Пели мы церковные песнопения, а потом я спел «12 разбойников» об «иноке честном Питириме». Спел, сошел в зал, вдруг кто-то сзади взял меня за плечи. Оборачиваюсь — владыка Питирим! Пожал мне руку, поцеловал меня, я ему, конечно, руку поцеловал.

— Не приглашал он вас петь в храме Воскресения Словущего?

— Нет. Он уже тогда болен был.

Кинорежиссеры не понимают, что ставить оперу надо в русле музыки

Из Большого театра вы ушли довольно рано, в 63 года.

— Я продолжал петь. И в этом сезоне спел два концерта. А из театра ушел, потому что главным дирижером в театр пригласили Лазарева. Мы с ним были антиподы. Он меня терпеть не мог и сам предложил мне уйти на пенсию, чтобы мы не портили друг другу жизнь.

— Что вас в нем не устраивало?

— Опера — коллективное искусство. Всегда надо приспосабливаться друг к другу. А он не хотел приспосабливаться, не сдерживал оркестр там, где надо петь вполголоса. Я ему всё время говорил: «Что же вы гремите? Вы заставляете меня идти поперек того, что написано в партитуре». В постоянных контрах с ним был. Не только в театре.

Задумал я записать все партии Мусоргского, которые в разное время пел: Пимена, Варлаама, Бориса, Досифея, Ивана Хованского. Тогда были еще виниловые диски. Получалось два диска. А он был главным дирижером Большого театра и, естественно, и этим процессом дирижировал. Писали мы в студии по понедельникам — единственный день, когда у артистов и музыкантов выходной. Три понедельника записывали — всё впустую. Тогда Федоровцев был заведующий «Мелодией», я ему сказал: «Сережа, это невозможно!» Взял другого дирижера и записал с ним.

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

В заглавной партии в опере «Борис Годунов» /музей Большого театра

Это, как вы понимаете, обострило конфликт. В общем, пришлось мне уйти из театра. Конечно, я мог его послать — я народный артист, а он молодой дирижер, — но чтобы не портить себе кровь, не укорачивать жизнь, плюнул и ушел. Всё, что мне хотелось спеть в театре, я спел. Кроме театра у меня была огромная концертная деятельность. Ну и зачем мне спорить с посредственностью? Как сказал Пушкин: «Не оспоривай глупца».

— Сегодня многие оперы ставят театральные и кинорежиссеры. Как вы к этому относитесь?

— Я считаю, что это неправильно. Вот Сокуров ставил «Бориса Годунова». Он известный кинорежиссер, но опера — совсем другое искусство, более символическое, очень сжатое. Там главное музыка, и драматургия оперы тесно связана с музыкой.

Ставить оперу надо в русле музыки, подчиняя себя этой музыке. Вот Немирович-Данченко и Станиславский это понимали, у них всё было органично, всё исходит от музыки, поэтому их оперные постановки до сих пор живут. А Сокуров, на мой взгляд, этого не понял. И Любимов в «Князе Игоре» не только всю музыку перековеркал, но даже сократил арию Кончака — одного из главных действующих лиц. Профанация.

Я удачливый певец, но не такой величины, чтобы остаться в истории

Преподавать вам никогда не хотелось?

— Я немножко преподавал в ГИТИСе, год в консерватории, но это было очень трудно, потому что приходилось бороться с невежеством. Сейчас у нас, по-моему, кризис в преподавании пения. Допустим, Московская консерватория совсем не дает певцов — нет среди преподавателей настоящих мастеров. Преподают в основном неудачники, которые годам к сорока теряют голос от неправильного пения. Они могут преподать только так, как сами умеют петь. Точнее, как не умеют.

Я два сезона — в 1960-1961 годах — обучался в Милане у Дженнаро Барра-Караччоло — бывшего мирового тенора. Школа была при «Ла Скала», поэтому мы имели возможность бывать в театре и на репетициях, и на спектаклях. А профессор Барра преподавал нам вокал, и при желании можно было многому у него научиться. Я купил магнитофон, на занятиях записывал, что Барра говорил, потом дома разбирал.

В Италии я получил очень важные для профессионального певца технологические знания: как петь, как дышать, как организовать свой певческий аппарат. Когда вы, допустим, поете в компании, это совсем другое пение, любительское. Если так, по-любительски, спеть хотя бы одну оперную партию, можно сразу остаться без голоса.

Так многие и остаются без голоса. Певец дышит по-особому. Он как бы выжимает из себя голос, его легкие превращаются в меха, которые распределяют процесс пения. Там много всяких ухищрений, которые профессионалам надо знать, а они не знают, поют в любительской манере и теряют голос.

— Почему, когда вы учились, были хорошие преподаватели.

— Тоже не было! Я потерял голос. Понимаете, в чем дело: не всякий певец может быть педагогом. В живописи точно так же: не всякий художник может преподавать.

ведерников оперный певец биография. Смотреть фото ведерников оперный певец биография. Смотреть картинку ведерников оперный певец биография. Картинка про ведерников оперный певец биография. Фото ведерников оперный певец биография

Жена Наталия Николаевна Гуреева (род. 1937) с сыновьями Борисом и Александром. Сын Борис Ведерников — современный художник, сын Александр Ведерников — советский и российский дирижер.

— Поработав в ГИТИСе и консерватории, вы почувствовали педагогическое призвание?

— В какой-то степени. Но, понимаете, это им как кость в горле. Когда приходит настоящий педагог, он им как укор их педагогической бездарности, их непригодности к этой профессии.

В ГИТИСе у меня было два ученика. Когда они окончили, я ушел оттуда, потому что много было предложений выступить с концертами, я по Союзу ездил, за границу, и в театре много партий пел. Перегрузка была.

А чтобы реализовать свои знания, которые я получил в Италии и в процессе своей работы, поделиться этими знаниями с теми, кому они необходимы, я лет 10 назад записал видео-мастер-класс, где рассказываю, как надо петь. Рассказываю и показываю — есть там и практические примеры, как я пою со Свиридовым, как пою арию Бориса. Видео общедоступно.

— Никогда не думали о том, чтобы написать мемуары?

— Для этого нужен талант. Надо уметь художественно построить текст. Это не интервью дать. Да я и не считаю, что я такой великий певец, как Шаляпин, например. Я сейчас как раз читаю Шаляпина. Фантастический талант, исключительное явление природы! Недавно я не мог уснуть и «бродил» по радио, вдруг слышу — он поет бурлацкую песню: «Эй, ухнем!» Это же драматическое полотно! До такой степени высокое искусство! Ему не стыдно и написать. А мне…

Я считаю, что я был удачливый певец, но не такой величины, чтобы остаться в истории.

Фактически жизнь была, как игра. Делал то, что мне нравилось. Выбирал музыку, которая шла от христианства, от идеалов любви, братства. Всё делал с любовью и относился ко всему серьезно, не кое-как.

Посмотришь на разные человеческие судьбы — столько в жизни страданий, трагедий, столько у людей неосуществленных желаний. А мне в жизни везло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *