вехи в биографии человека
Вехи жизни
Прежде всего, жизнь человека отмечается возрастными мерками: детство, отрочество, юность, взрослая жизнь, старость. Значительны и другие достижения: окончание средней школы, учёба в высшем учебном заведении, первая любовь, служба в армии, устройство на работу, свадьба, рождение детей, выход на пенсию. Что важнее, прожить эти этапы, стремясь к наибольшим достижениям, или так, как течёт жизнь?
Опыт подсказывает, что на каждом отрезке жизни надо, главным образом, опираться на устойчивое основание. Оно находится в середине между крайностями. Такая величина усилий даст стабильное существование и обеспечит наименьший перекос в развитии. Это будет соответствовать основному требованию жизни – прожить.
Каждый человек имеет свои особенности, потому и жизнь у всех своя, не похожая на другие. Кто-то прожил в любви и богатстве, но есть и те, у кого детство прошло без родителей. Многие имеют хорошее здоровье, другие болеют с детства. Кроме того, есть люди с больной психикой, алкоголики, наркоманы. Ко всему добавляется то, что жизнь каждого может оборваться в любой момент. Из этого следует, что главная задача состоит в том, чтобы прожить, стремясь пройти этапы развития, характерные для большинства людей.
В этом случае будут обеспечены нормальное существование и удовлетворённость. Если стремиться к крайностям; герой или бомж, тогда жизнь потребует больших напряжений. Усилия будут направлены на то, чтобы только выжить. В таком случае говорить о радости существования не приходится.
Ответ на задание по тексту «Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами…»
Прочитайте текст и выполните задания 21-24:
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)
Задание 21. Какой непреложный принцип развития личности назван в тексте? Как авторы раскрывают смысл десоциализации? В чём, по их мнению, заключается сущность ресоциализации?
Вариант правильного ответа:
1. Непреложный принцип развития личности: Развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного.
2. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
3. Сущность ресоциализации заключается в усвоении новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.
Задание 22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная роль»? Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых? (Используя текст, приведите одно различие). О каком негативном последствии попадания человека в экстремальные условия пишут авторы?
Вариант правильного ответа:
1. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус.
2. В детском и подростковом возрасте социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм; со вступлением во взрослую жизнь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация.
3. При попадании в экстремальную ситуацию десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей
Задание 23. На примере трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека.
Вариант правильного ответа:
1. Поступление в вуз (цикл студенческой жизни). Человек становится студентом, он должен более серьезно относиться к учебе, так как это будет его будущая профессия. Его образ жизни меняется и становится более ярким и насыщенным. это пары, лекции, студенческая жизнь;
2. Женитьба (цикл семейной жизни). На человека возлагается большая ответственность. Теперь он отвечает не только за себя, но и за свою семью. после женитьбы человек не может жить так, будто он свободный человек. Образ жизни женатого человека это работа, времяпровождение с семьей;
3. Выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл). Человек становится материально независимым, он зарабатывает себе на жизнь сам. Теперь какое-то время дня человек проводит на работе;
4. Служба в армии (армейский цикл). На человека возлагается обязанность служить стране и защищать ее. Образ жизни кардинально меняется, потому что человек находится вне своего дома и даже города. Его день проходит в военской части и на обучении навыкам, которым должны научиться люди, находясь в армии.
5. Выход на пенсию (пенсионный цикл). На человека не возлагаются такие обязанности как возлагались, когда он проходил более ранние циклы. Человек может жить и не работая, если есть внуки, человек находится рядом с ними, помогает своим детям в воспитании их детей.
Задание 24. В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.
Вариант правильного ответа:
1. Государство создает законы, тем самым пытаясь воспитать из нас законопослушных граждан.
2. Люди становятся конкурентноспособными, начинают проявлять инициативу благодаря того, что государство требует определенный уровень образования.
3. Государство воспитывает нас участниками политической жизни, проводя выборы, референдумы, обеспечивая свободу слова граждан.
Вехи в биографии человека
Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
Что такое веха
Слово «веха» может употребляться как в прямом смысле, так и в переносном. В первом случае оно обозначает вполне конкретный, реально существующий материальный предмет, во втором – является абстрактной аллегорией.
Значение «вехи» в прямом смысле
Этимологически слово «веха» связано со словом «ветвь». Изначально с помощью веток обозначали границы владений или устанавливали знаки, указывающие путь. Именно с этим связано прямое значение слова «веха».
Вехами назывались в России верстовые столбы. В настоящее время вешками (т.е. маленькими вехами) именуются небольшие столбики, которые используются в ограждениях опасных участков дороги. Вертикальные жерди, которыми во время топографической съемки обозначают точки на местности, – это тоже вехи.
«Веха» в переносном смысле
Слово «веха» может иметь и аллегорический смысл. Но и тогда это понятие связывается с движением к какой-то цели.
Вехами называются решающие моменты, знаковые события на пути к достижению цели, в процессе развития чего-либо. Например, можно сказать: «Творчество Й. Гайдна стало решающей вехой в формировании жанра симфонии». Можно говорить об основных вехах в биографии знаменитого человека, в развитии научной теории, политической партии и других явлений, рассматривая их историю.
Именно в таком смысле употребляется слово «веха» (как правило, во множественном числе), когда заходит речь о подведении исторических итогов. Например, именно такое название носил изданный в начале XX столетия сборник статей Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского, С.Н. Булгакова и других русских философов, посвященный русской интеллигенции и той роли, которую она сыграла в российской истории. С названием сборника связан термин «веховство» – название общественно-политического направления, связанного с идеями, которые были высказаны философами в «Вехах».
Вехи биографии
Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года почти в полдень, в 11.30, в небольшом швабском городке Ульме на юге Германии. Отец Герман Эйнштейн был предприимчивым, но неудачным коммерсантом. Мать Полина — домохозяйка. На вопрос, кто был главный в семье, ученый впоследствии ответил честно: «Не знаю». И все же это была мать, по натуре властная и требовательная. С раннего детства Альберта она уверовала, что сын непременно станет знаменитым профессором. Ее надежды оправдались, хотя поначалу маленький Альберт не был силен даже в арифметике. Его сестра Майя отмечала, что брат ее был «умеренно способным». Мальчик не участвовал в шумных играх сверстников, не интересовался спортом, предпочитал одиночество, любил слушать музыку и распевал придуманные им самим песенки.
Эйнштейн рос спокойным и несколько заторможенным ребенком и некоторым казался туповатым. Одноклассники в школе дразнили его Biedermeir, то есть простаком. Кстати, мюнхенскую гимназию он так и не закончил. Учителя решительно заявляли ему: «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет». И в Цюрихе, в университете, говорили, что у него достаточно усердия и доброй воли, но ему не хватает способностей. Да, так бывает в жизни: обращают внимание на громкоголосых и не замечают тихих, но именно тихони делают неожиданные карьеры и добиваются многого.
В 1901 году Альберт Эйнштейн закончил технологический институт в Цюрихе, получил швейцарское гражданство и намеревался преподавать науку, но не смог найти постоянной работы. Пришлось зарабатывать на хлеб в качестве эксперта патентного бюро. Но он не отчаивался и упорно искал новые тропинки к вершинам науки. Один из его первых трудов — «Новое определение размеров молекул» — был принят в качестве докторской диссертации. В 1905 году, в 26 лет, Эйнштейн сформулировал так называемый принцип относительности и стал «непризнанным гением». Однако непризнанным он пробыл недолго, его настиг вал не только признания, но и мировой славы.
В 1922 году Альберт Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии. Но это не помешало фашистам, когда они пришли к власти в Германии, презрительно отозваться об ученом как о «еврее, который произвел большую шумиху своими путаными идеями». А в нацистском журнале были опубликованы портреты врагов рейха. Под фотографией великого ученого значилось: «Эйнштейн. Еще не повешен».
Новой родиной для Эйштейна стали США. В 1940 году он получил американское гражданство и стал работать в качестве профессора физики в городе Принстоне в Институте фундаментальных исследований. По своим убеждениям Эйнштейн был социалистом, либералом и интернационалистом, непримиримым врагом нацизма. Был несколько наивен: верил в эффективность централизованного управления экономикой и считал, что СССР — оплот мира, демократии и справедливости. В Советском Союзе Эйнштейн никогда не был. Отношение к ученому у нас неоднократно менялось, в зависимости от его высказываний по тем или иным проблемам, от «большого друга Страны Советов» до «заблудившегося западного интеллектуала». К примеру, идея Эйнштейна создать единое мировое правительство (Эйнштейн — глобалист?) никак не могла вызвать одобрение у советских вождей.
Советская власть подозрительно относилась к интеллектуальным проектам Эйнштейна, а советская интеллигенция любила неординарного ученого. Его фотоснимок со всклокоченными волосами и высунутым языком украшал многие квартиры наряду с фотографией не менее любимого Хемингуэя, «папы Хэма» с бородой и трубкой во рту.
Альберт Эйнштейн прожил 76 лет и умер 18 апреля 1955 года, умер легко: заснул и не проснулся. Он не хотел ни могилы, ни памятника, ни публичной траурной процессии… Его прах был развеян по ветру, а мозг сохранен — оказался обыкновенным с виду, средних размеров. Мозг Эйнштейна, помещенный в раствор формальдегида, пребывал в течение 40 с лишним лет в гараже у доктора Томаса Харви — патологоанатома клиники Принстонского университета, которому выпала честь произвести вскрытие трупа великого ученого. Доктор Харви хранил мозг Эйнштейна в… банке из-под печенья. После его смерти банка попала в руки журналиста Майкла Патернити, который перевез бесценный груз на другой конец Америки.
«Это был чистый театр абсурда, — вспоминал Майкл Патернити, — ехать по современной Америке с мозгом Эйнштейна в банке, заходить с ним в закусочную „Макдоналдс“, заносить на ночлег в гостиницу. Ничего невероятнее не придумаешь…»
Мозг Эйнштейна стал темой еще одной книги в огромной эйнштейниане.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Путевые вехи
Вехи его жизни
Вехи его жизни Виктор Сергеевич Розов родился 8(21) августа 1913 года в Ярославле, в семье счетовода Сергея Федоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Во время эсеровского мятежа 1918 года их дом сгорел, и семья бежала в
Николай Терешко ВЕХИ ВРЕМЕНИ
Николай Терешко ВЕХИ ВРЕМЕНИ Зима. Легкий морозец. В лучах солнца серебрится снег. Степь бескрайняя и почти ровная, лишь кое-где небольшие холмы. Лошади бегут бойко по наезженной машинами дороге. Из-под копыт летят крошки умятого снега.Вдруг на пригорке выросла красная
Важные вехи выдающейся жизни
Важные вехи выдающейся жизни 1879 – 14 марта в южно-германском городе Ульме, в еврейской семье Эйнштейнов рождается мальчик Альберт.1880 – Семья Эйнштейнов переезжает в Мюнхен, где отец и дядя Альберта открывают фирму по торговле бензином и электрическим оборудованием.1881 –
Основные вехи жизни Франклина Рузвельта
Основные вехи жизни Франклина Рузвельта 1882 Родился 30 января в Гайд — Парке, штат Нью — Йорк1900Закончил школу в Гротоне и поступил в Гарвардский университет1904Закончил Гарвардский университет1905Женитьба на Элеоноре Рузвельт, 17 марта1907Закончил юридический факультет
Вехи пути
Вехи пути Дать жизнеописание шахматиста, а особенно такого шахматиста, как Стейниц, — задача особенно трудная.И не потому, что скудны фактические данные; основные затруднения возникают тогда, когда пытаешься установить связь между этими, как бы скудны они ни были,
Основные вехи жизни Джона Кеннеди
Основные вехи жизни Джона Кеннеди 1917 Родился в г. Бруклайн, штат Массачусетс, 29 мая1935 Закончил школу Чоут в Уоллингфорде, штат Коннектикут. Поступил в Принстонский университет, из которого через полтора месяца ушел из-за проблем со здоровьем1936 Поступил в Гарвардский
2. Вехи жизни
2. Вехи жизни Иоганн Готфрид Гердер родился 25 августа 1744 г. в маленьком восточнопрусском городке Морунген. Его отец в молодости был ремесленником, а затем учителем в начальных классах местной школы. Эту школу закончил и будущий философ. Когда Гердеру исполнилось
Вехи Другу моему жаловалась одна знакомая: «Всю жизнь жду я знака. Посылаю лучшие мысли и не имею ответа. Справедливо ли?»Друг мой попросил ее рассказать ему ее жизнь. Оказалось следующее: «Я была очень богата, и это давало мне возможность помогать людям и поддерживать очень
Вехи жизни
Вехи жизни 1955 год28 октября. В Сиэтле в семье Уильяма Г. и Мэри Максвелл Гейтс родился Билл.1967 годБилл Гейтс III по прозвищу Тройка (его отец, Билл Гейтс-старший, обычно прибавлял к своему имени порядковый номер II) поступает в среднюю школу «Лейк-сайд» при частном колледже,
Основные вехи жизни Джона Кеннеди
Основные вехи жизни Джона Кеннеди 1917Родился в г. Бруклайн, штат Массачусетс, 29 мая1935Закончил школу Чоут в Уоллингфорде, штат Коннектикут. Поступил в Принстонский университет, из которого через полтора месяца ушел из-за проблем со здоровьем1936Поступил в Гарвардский
Вехи жизни
Вехи жизни Валентина Васильевна Толкунова родилась 12 июля 1946 г. в Армавире, в годовалом возрасте переехала в Москву.Школьное образование получила в Ховрино – Железнодорожном районе Москвы. Прошла по конкурсу в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников под
Вехи «ликвидации» Царства Польского
Вехи «ликвидации» Царства Польского В русско-польской комиссии под председательством А.Р. Ледницкого после описанного мною торжественного открытия работа пошла полным ходом. Официально поставленный вопрос «ликвидации» занятого неприятелем Царства Польского не мог,