величайший шоумен реальная история
Удивительно, но биографии этого человека посвятили уже второй мюзикл. Первый, который называется «Барнум», в 1980 году впервые представили на Бродвее. А второй — уже кинофильм с уточняющим названием «Величайший шоумен» — вышел в прокат осенью и на российский экран попал дублированным наполовину (музыкальные номера идут с субтитрами).
Его герой, Финеас Барнум, живший в XIX веке и знаменитый среди современников едва ли не больше, чем Чарли Чаплин век спустя, остался в истории не только владельцем цирка, исколесившего Новый и Старый Свет, но и политиком, и писателем. Американцы называют Барнума родоначальником рекламы и маркетинга.
Конечно, в один фильм не вместить и десятой доли той легенды, в которую «великий мистификатор» сумел превратить собственную жизнь. К тому же создатели фильма существенно подправили реальную историю в соответствии с законами жанра. «Величайший шоумен» – сказка, рассказанная по канонам мюзиклов. Главному герою придумали тяжелое детство, сделав его отца из лавочника бедным портным, и подчеркнули (может быть, и не зря) неудержимую потребность выбиться в люди. Сделали акцент на семейных ценностях и любовной линии.
Настоящий Финеас Тейлор Барнум был бизнесменом, делавшим деньги из людского любопытства к разного рода странностям, в том числе к людям с физическими особенностями. Современному человеку такие методы заработка не зря покажутся сомнительными, хотя и сейчас пол-Интернета не гнушается завоевывать популярность похожим образом. Впрочем, прославившийся как «Король веселого надувательства» Барнум никогда не был поклонником простого и безыскусного мошенничества. Даром что жил классик жанра задолго до изобретения всемирной сети, телевидения, кинематографа — и даже электричества как средства освещения. В его цирке артисты выступали при свечах и керосиновых лампах.
Но какие это были артисты.
Настоящий Чарльз Стрэттон стал звездой цирка Барнума, прожил счастливую жизнь и умер в 45 лет от инсульта очень состоятельным человеком. В фильме же маленький Генерал Том Там до слез рассмешил королеву Викторию на приеме в Букингемском дворце, что вполне соответствует историческим источникам.
И Чарльз Стрэттон не единственный из героев картины, чью биографии сегодня можно найти в Википедии. «Бородатая женщина» Энни Джонс, сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры, «мальчик с песьей мордой» Федор Евтихиев — все эти люди, чью необычную внешность отвергало общество, благодаря шоу Барнума получили билет в жизнь или даже стали всемирно известными и заработали состояние.
В фильме есть еще ряд персонажей, списанных с исторических личностей, например, газетный критик Джеймс Беннетт. Или «шведский соловей» Дженни Линд. Но, увы, драматург Карлайл и акробатка Энн Уилер — всего лишь вымысел автора сценария. Актриса и певица Зендая, знакомая по комедийным сериалам, примерила на себя непривычно серьезное амплуа темнокожей акробатки, чья любовь к богатому наследнику претерпела много испытаний из-за неприятия общества.
Те, кто не любит, когда в фильмах слишком сильно соблюдают права темнокожих, показывая негров там, где им в то время было не место, тут могут расслабиться и наблюдать историческую правду во всей ее красе. Рабочие и истеблишмент с радостью приветствуют наших героев на сцене, но мало кто хочет принимать их в обычной жизни.
Фильм то и дело задает нам непростые вопросы: где разница между любовью публики и желанием посмеяться над теми, кто на тебя не похож, между звездой и экспонатом кунсткамеры. И рассказана эта история в основном через потрясающие песни. После просмотра фильма мелодия еще долго звучит в голове, а слова задевают за живое и заставляют задуматься.
Поклонников жанра обрадуют и знакомые лица. Не все знают, что Хью Джекман начинал как актер мюзиклов, но многие должны помнить его игру в «Отверженных» 2012 года. А Зак Эфрон запомнился по серии фильмов «Классный мюзикл» и киноадаптации «Лака для волос».
Можно сказать, что в «Величайшем шоумене» есть все, чего ждешь от мюзикла, и даже чуть больше. Пришедший на веселое представление зритель может заглянуть за кулисы и увидеть, что происходит в душе тех, кто развлекает толпу, и куда они идут после того, как опустится занавес. Это история о том, как легко потерять себя в попытках завоевать всеобщую любовь и какую смелость нужно иметь, чтобы не бояться идти до конца, открывая что-то новое. О том, как люди, так или иначе не принятые обществом, ищут дорогу к своей мечте и как легко эта мечта рассыпается в прах, столкнувшись с теми, кто в нее не верит.
Словом, у создателей получился яркий во всех смыслах фильм, соблюдающий законы жанра, но имеющий свой стиль. Такой любитель эффектных номеров, как Барнум, наверняка остался бы доволен.
Одна история. Как «величайший шоумен» Финеас Тейлор Барнум зарабатывал на смерти рабыни
Финеас Тейлор Барнум – политик и реформатор, король мошенничества, антрепренер и величайший шоумен. Сторонниками его невероятного цирка были миллионы людей. Человек, который дал возможность реализовать себя особенным людям, личностям, которые родились не такими как все.
Финеас Тейлор Барнум родился 5 июля 1810 года в городке Бетел, штате Коннектикут в США. Получил широкую известность благодаря своим мистификациям и основанию цирка своего имени.
Первым делом Барнума было содержание небольшого магазина, а затем он занялся лотереей, которая была очень распространенной в то время в Соединенных Штатах. Еще с тринадцати лет Финеас устраивал розыгрыши лотереи для своих сверстников, призами служили бракованные товары с прилавка его отца. У юного предпринимателя был уникальный талант убеждать людей и манипулировать ими, однако этот бизнес провалился – впоследствии власти запретили розыгрыши лотереи.
Финеас Тейлор Барнум
Амбициозному парню жизнь в провинции начала казаться скучной, поэтому в 1834 году он перебрался в Нью-Йорк. Еще одной причиной переезда были иски в суд на Барнума через ложную информацию и клевету, которые вышли в свет в еженедельнике «Вестник свободы», организованном Финеасом.
Летом 1835 года Барнум, по совету друга, купил за тысячу долларов рабыню афроамериканку Джойс Хет, цель этой покупки в Финеаса была исключительно коммерческой. Он планировал демонстрировать женщину желающим за деньги, попутно рассказывая легенду, что Джойс 161 год, и она была няней самого Джорджа Вашингтона.
Несколько месяцев Барнум гастролировал с этой женщиной городами США, однако в следующем году женщина умерла от старости. После этого известия люди засомневались в рассказах Барнума, кто-то даже говорил, что на самом деле Джойс Хет не была живой женщиной, а искусственно созданной куклой-роботом. Барнум не упустил возможности заработать и на этом.
Он организовал зрелище при вскрытии женщины, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы опровергнуть слухи. При вскрытии выяснилось, что женщине было не более восьмидесяти лет, но публика не успокоилась, и тут же появились другие домыслы, якобы Барнум подменил работа на тело этой женщины, чтобы не разоблачать изобретателя куклы. Впоследствии в Барнума появилась новая предпринимательская идея. В 1841 году он покупает «Американский музей Скуддера», значительно расширяет его экспозицию и переименовывает на «Американский музей Барнума». После этой трансформации это место стало одним из самых популярных выставочных комплексов США.
Художественное изображение музея
Финеас Тейлор Барнум с женой
13 июля 1865 года «Американский музей Барнума» сгорел дотла, после этого Барнум восстановил музей в другом месте в Нью-Йорке, но его через три года постигла та же участь. Тогда в 1872 году Финеас Барнум открывает в Бруклине объединенное шоу цирка, зверинца и так называемого человеческого зоопарка, и дает ему название «Величайшее шоу на Земле». Названия этого шоу несколько раз менялись, одно из самых известных – «Цирк Барнума и Лондона». Среди диковинок, которые выступали в цирке, был россиянин Федор Евтищев, известный как мальчик из собачьей мордой, поскольку его лицо было от рождения покрыто густыми волосами. Барнум принял парня на работу, когда ему было 16 лет, и придумал для него легенду, согласно которой юноша не разговаривал, а только рычал и лаял со сцены. В 1885 году Барнум объединился с предпринимателем Джеймсом Бейли, после чего в шоу появилось снова новое название «Цирка Барнума и Бейли», а изюминкой зрелища стал шеститонный африканский слон Джамбо, купленный у лондонского зоопарка.
Кадр из фильма «Величайший шоумен»
После смерти Барнума цирк был продан братьям Ринглинг, он просуществовал под названием «Цирк Барнума и братьев Ринглинг» аж до 2017 года, закрыть цирк пришлось из-за требований многочисленных организаций по защите прав животных прекратить выступления с участием дрессированных зверей. Кроме блестящей карьеры шоумена, Барнум стал автором нескольких книг, публиковал много редакций автобиографии, принимал активное участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США, поступил в республиканскую партию и в 1867 году даже баллотировался в Конгресс США, однако безуспешно.
В 1875 году его избрали мэром Бриджпорт на год. Шоумен был дважды женат и имел четырех детей. До конца жизни остался проживать в Бриджпорте, где и умер 7 апреля 1891 года в возрасте восьмидесяти лет. Его образ и историю дивного цирка активно используют в сюжетах кино. Самые известные из них – «Мораль леди» (1930 г.), биографическая кинокомедия «Могучий Барнум» (1934 г.), «Банды Нью-Йорка» (2002), «Величайший шоумен» (2017 год), где роль Финеаса Барнума выполняет один из самых известных актеров Голливуда – Хью Джекмен.
Об учреждении «Американского музея Барнума» – смотрите в программе.
Триумф человечности. Величайший шоумен (The Greatest Showman). Авторские заметки
Честно признаюсь Вам, пересмотрев огромное количество самых разнообразных фильмов, в какой-то степени они начинают все больше приедаться и становиться необязательной рутиной, особенно если предпочитаешь что-то более полновесное, чем бесконечные взаимоотношения «Тома и Джерри».
Но «Величайший шоумен» буквально вернул мне веру в кинематограф и былой огонь в глазах. Давно я с таким удовольствием не смаковал каждый кадр, каждый звук, каждое движение героев! Этот мюзикл настолько воздушный, настолько вдохновляющий, пропитанный надеждой на лучшее, что нотки сценарного драматизма воспринимаются как небольшая ступенька-препятствие перед чем-то действительно важным, конечной целью, полностью обращенной в счастье, взаимопонимание и любовь.
Далее последует и счастливая семейная жизнь, и вынужденная безработица, и целый новый мир, который Барнум хочет показать Америке. От маленькой идеи музея диковинных существ к всеобщему признанию цирка Барнума во всем его многообразии, от темных улиц к огням лучших банкетных залов, от ненависти к своему «Я» до полного признания своей идентичности — «Величайший шоумен» разговаривает со зрителями самыми правильными истинами, напоминая, что деньги и слава иногда могут своим блеском затмить то самое, что делало тебя счастливым.
И мюзиклы в который раз доказывают, насколько важно приковывать внимание зрителя, чтобы донести уже знакомые идеи и истины под новым углом зрения. Новые краски появляются, когда видишь изысканные и эстетически выверенные номера с восхитительной хореографией, подкрепляемые фантастически душевными песнями, исполненными самими актерами. Например, бородатую женщину мы видели в третьем сезоне «АиУ», но «Величайший шоумен» подходит к проблеме не просто со стороны обычного уродства. Для него не существует границы между ней и темнокожей Энн Уилер. Для общества это просто две крайности одного недуга — чуждости генетическому большинству. И только мюзикл способен так чувственно передать и боль непонимания, и стену отчуждения, и, наконец, гордость за свою уникальность. Неповторимо, тысячу раз оригинально и до мурашек по всему телу. Я не обнаружил ни одной слабой или пришедшейся ни к месту песни, больше того — некоторые из них обретали абсолютно новый смысл при очередной ступени становления героев.
Если Вы еще не ознакомились с этим великолепием, тогда я просто не понимаю, почему Вы еще читаете этот текст?! «Величайший шоумен» великолепный образец феерического представления жизни и любви как высшей ценности. Это захватывающая, неповторимая сказка, которая пробудит в Вас ребенка, от восторга захлебывающегося в эпитетах, адресованных искренним взглядам, буйству фантазии и величайшему жизнелюбию! Помните, что красоты достаточно даже в самых уродливых вещах и не всегда она лежит на поверхности. Show must go on!
Они действительно существовали, уродцы из кинофильма «Величайший шоумен»
П.Т. Барнум начал показывать людей, которых он назвал «чудаками» в своем передвижном шоу в 1835 году, и в 1841 году открыл свое большое шоу чудаков в америкаском музее в Манхэттене. После пожара 1868 году Барнум основал большой музей путешествий, зверинец, Караван и цирк Барнума. В 1881 году цирк перешел под совместное управление Барнума, Джеймса Бейли и Джеймса Хатчинсона, а в 1887 году было сформировано величайшее шоу Барнума и Бейли, которое когда-либо проходило на Земле.
Многие из представителей шоу стали довольно богатыми и известными, другие же кое-как зарабатывали себе на жизнь, пытаясь найти дом. Эксплуатация Барнума, его так называемых чудаков, не была лишена критики, и его вклад в королевскую культуру 19-ого и начала 20-ого веков очевиден, но за основу некоторых увлекательных рассказов были взяты именно истории из жизни самих чудаков.
Миртл Корбин, четвероногая женщина
Уроженка Теннесси, Миртл Корбин была объявлена Барнумом «Четвероногой женщиной». Она родилась в 1868 году дипигусом (человек с врожденной деформацией, который имеет два комлпекта половых органов, и иногда имеющий по 4 ноги). Когда она была еще младенцем ее выставил на общее обозрение отец, который объездил с ней всю страну. Ее отец заключил контракт с Барнумом и Бейли, когда ей было около 14 лет.
Корбин платили 250 долларов в неделю, пока она не покинула цирк в 1886 году. Она была невероятно популярна, и особый интерес представляли ее репродуктивные патологии. Корбин вышла замуж и родила 5 детей, после чего вернулась в цирк в 1909 году. Следует отметить, что ее никогда не просили показывать интимные части тела, но некоторые маркетологи все же заставили задуматься о ее реподуктивных возможностях.
Мадам Клофуллиа, бородатая леди
Жозефина Буа де Шен родилась в Швейцарии в 1831 и подписала контракт с Барнумом в 1853 году. У Жозефины чрезмерный рост волос на подбородке появился уже к двум годам, и в 8 лет у нее уже была борода в 2 дюйма. Родители жозефины показали свою дочь, когда ей было 16 лет, в значительной степени потому, что ее 6-дюймовая борода уже собирала внимание, куда бы она ни пошла.
Жозефина познакомилась с художником по имени Фортуна Клофуллиа в 1851, влюбилась, и в скором времени они поженились. У них было двое детей, но один погиб еще в младенчестве. Вскоре после того, Жозефина, теперь уже мадам Клофуллиа, отправилась в Нью-Йорк, чтобы работать в американском музее Барнума. Ее называли «Бородатая Леди», и, учитывая ложные утверждения о том, что она на самом деле мужчина, максимально разыгрывая ее женственность с украшениями и изысканными платьями. Ее выжившего ребенка, сына по имени Альберт, выставил на обозрение Барнум.
Чанг и Энг Бункер, сиамские близнецы
Эти «сиамские близнецы » встали за основу термина, применяемого сегодня к сиамским близнецам. Чанг и Энг Бункер были из многодетной семьи, но были единственными братьями, которые родились вместе. Родившись в 1811 году в Таиланде, они вступили в шоу-бизнес в 1829 году, когда были куплены американским полковником. Они самостоятельно начали строить свою карьеру в начале 1830-х и ушли в отставку в 1838. Работали с Барнумом в течение 1850-х и 1860-х годов во время туров. После Гражданской войны они снова работали с Барнумом, потому что им нужны были деньги.
После того, как они покинули шоу-бизнес, они переехали в Северную Каролину и стали гражданами США, изменив свое имя на Бункер. Они поженились на сестрах Саре и Аделаиде Йейтс. Вместе с ними у них родилось 22 ребенка. Чанг и Энг умерли в 1874 году. Вскрытие показало, что они не могли быть разделены при жизни, поскольку не смогли бы выжить.
Федор Евтихиев, человек-собака
Страдая от гипертрихоза, Федор Евтихиев был известен своим поклонникам как мальчик Джо-Джо с лицом собаки. Гипертрихоз вызывает чрезмерный рост волос на теле, делая человека похожим на животное по внешнему виду. Федор родился в России в 1868 году и до прихода на шоу Барнума гастролировал с отцом, у которого также была чрезмерная волосатость. Он приехал США с Барнумом в 1884 году и был настроен против своего отца слово дикарь. Федор лаял, рычал и вел себя как разъяренная собака. Он был одним из самых популярных артистов Барнума, и когда группа чудаков начала жаловаться, что им не нравится, когда их называют уродами в 1898, он был одним из главных протестующих.
Русалка ФиДжи
Имея часть человека и часть рыбы, русалка ФиДжи или просто Фиджи, была представлена в мумифицированной форме в 1842. На самом деле, это была голова обезьяны на теле рыбы, покрытая папье-маше.
Очевидно, мистификация для современных наблюдателей, Барнум заинтересовался русалкой, о которой говорили во всех СМИ по обе стороны Атлантики. Представив русалку ФиДжи как недостающее звено между людьми и рыбами, Барнум набирал огромные аудитории. Когда подняли вопрос и ее подлинности, Барнум утверждал, что он не знает ничего о ее происхождении или создании, просто хотел показать ее миру.
Рудольф Лукас и его семья альбиносов
Семья Лукас была показана Барнумом в 1860 году как » белые негры». Рудольф Лукас и его жена Татьяна якобы родились от «совершенно тёмных родителей». Действительно, в семье был альбинизм, который объяснял их бледность. У них также был сын, и вместе они были самыми светлыми актерами, представленных Барнумом.
Чан Юй Синг, китайский гигант, с карликом Чанг Му
Чан Юй Синг родился в Китае в 1845 году и по мере взросления притягивал все больше внимания, в конце концов даже от китайского императора. С ростом в 2,5 метра он отправился в Англию из Китая в 1864 году. Он гастролировал по Англии в течение двух лет и совершал туры в Европу со своим карликом Чангом. В 1881 они приехали в США с Барнумом. Сингу платили 600 долларов в неделю и провозгласили «китайским гигантом и самым высоким человеком на Земле».
Он был умен, богат и предположительно обладал огромной силой. В конечном счете, он женился, переехал в Англию со своей женой и двумя детьми. Его жена умерла в 1893 году, и сам он скончался через полгода.
Джойс Хэч, 161-летняя женщина
Барнум нашел Джойс Хеч в 1835 году у человека в Кентукки, который назвал ее медсестрой Джорджа Вашингтона. Хеч была слепой, беззубой, парализованной в обеих ногах и одной руке, и с длинными скрюченными ногтями. Ее предыдущий владелец в Кентукки утверждал, что Джойс 161 год, и Барнум всегда упоминал об этом факте, когда выводил ее на публику. Ее показывали по несколько часов в день, шесть дней в неделю.
Предположительно, она была из Мадагаскара, но настоящая история жизни Джойс никогда не была известна. Когда она умерла в феврале 1836 года, Барнум продал билеты, чтобы ее вскрыли.
Величайший шоумен реальная история
Год назад в январе мы тоже смотрели мюзикл — прекрасный «Ла Ла Ленд» Шазелля, который мы впоследствии вписали в топ-10 фильмов года аж на вторую строчку. Так вот — не обольщайтесь. «Величайший шоумен» — это даже близко не «Ла Ла Ленд». Тут нет запоминающихся песен, нет сцен, заставляющих рыдать навзрыд, и какой-либо настоящей драмы вообще, нет раскрытых персонажей, нет особо талантливых, визуально изобретательных номеров — этот фильм даже перепутать с получившим Оскара в категории «Лучший фильм» не смогут. Это поверхностное и очевидно проходное кино.
Но при этом оно более-менее работает и смотрится нескучно. Сделана лента достаточно ярко, помпезно, энергично, чтобы утолить жажду зрелищ, выбраться на вечер в кино, пока есть время.
В России картина идет без перевода песен — и это отлично, оригинальный голос Росомахи и других актеров слышать очень приятно. Есть субтитры, но так как все песни здесь в духе «Моя мечта, бла-бла-бла, яркая звезда, бла-бла-бла, темная ночь», читать их необязательно. Содержания там, считай, нет. Песня, которая доносит важную информацию (диалог героев) и продвигает сюжет вперед, тут только одна, хотя в идеале все песни мюзикла должны преображать сюжетные сцены в музыкальные номера, а не просто разбавлять их.
Смотреть «Шоумена» стоит прежде всего ради зрелищных музыкальных номеров и из-за трех центральных актеров. Хью Джекман здесь совершенно не похож на брутального и угрюмого Росомаху, его образ Барнума куда ближе к реальному Хью — жизнерадостный, улыбчивый, добродушный. В свой почти полтинник Джекман может не только размахивать когтями, но и прекрасно петь и танцевать, его харизма спасает половину сцен фильма. Именно мюзиклы принесли ему первую известность в Австралии, из-за чего его пригласили на пробы «Людей Икс», которые и сделали из актера звезду мировой величины.
Но помимо Хью в фильме есть еще одна пара героев, которые получают значительную долю внимания — это персонажи Зендаи Коулман и Зака Эфрона. Любопытно, что эти актеры тоже обязаны своей популярностью мюзиклам, причем оба — Диснеевским.
Эфрон в 18 лет играл в «Классном мюзикле», а Зендая — в «Танцевальной лихорадке», когда ей было всего 13. Зака мы недавно видели в «Спасателях Малибу», а Зендая это наша новая Эм Джей во вселенной Marvel. Смотреть на эту пару приятно, Заку давно уже желаешь серьезных ролей, шанса проявить себя за пределами образов тупых красавчиков, а Зендая здесь супер-сексуальна — хотя вроде бы только недавно в «Возвращении домой» она смотрелась довольно серо. Образ акробатки, видимо, ей подошел куда больше. Песни и танцы этих двоих, естественно, сделаны мастерски, что неудивительно, учитывая их суровую диснеевскую закалку.
Ребекка Фергюсон, навсегда запомнившаяся своим желтым платьем в «Миссия невыполнима 5: Племя изгоев» (она последние годы часто появляется на виду: «Снеговик», «Живое», «Девушка в поезде», «Флоренс Фостер Дженкинс»), отлично играет Дженни Линд, оперную певицу, но единственная в фильме не поет сама (за нее это делает вокалистка Лорен Оллред).
Проблема в том, что песня оперной певицы должна была выделяться на фоне остальных, ведь ее божественный голос покорил Европу и Америку, а самого Барнума приблизил к высшему свету, подвинул к настоящему искусству от бульварных развлечений. Отчасти она выделяется — мощным голосом Оллред и эмоциональной игрой Фергюсон, но вот сама песня… Я понимаю, что оперную арию вставлять сюда было бы не особо уместно, но когда вместо нее оперная певица девятнадцатого века в качестве вокального чуда исполняет самую невзрачную и безликую попсу образца 2017-го, которую можно представить, это немного рвет шаблон. Можете послушать:
Фергюсон –шведка, как и ее героиня
Если вам, как и мне, было любопытно, что из показанного в фильме хоть как-то совпадает с произошедшим с реальным Барнумом пару сотен лет назад, то вот краткий список того, что я успел сверить. В нем легкие сюжетные спойлеры, но на мой взгляд, просмотр они испортить не способны.
В фильме Барнума пытаются представить вышедшим из нищеты романтиком, которому приходилось работать на скучной работе, чтобы прокормить семью, и лишь потом попытаться открыть дело своей мечты, потому что он верил в чудо.
Из фактов его биографии же складывается совершенно иной портрет — это однозначно крайне прагматичный бизнесмен с феноменальной деловой хваткой. Ясно, что мы не можем утверждать, что он однозначно не был романтиком — может, и был — но подтверждений этому не видно.
Финеас явно стремился заработать денег любой ценой и не гнушался делать муляжи русалок, эксплуатировать свою труппу по 10-12 часов в день и привирать где только можно. Он настолько хорошо умел пускать людям пыль в глаза, угадывать из желания, что впервые использовал многие из уловок, которые сейчас массово применяют рекламщики и пиарщики. Именно поэтому его и называют величайшим шоуменом своего времени, первым магистром шоу-бизнеса.
Также мюзикл активно продвигает тему равенства и толерантности, обличая ксенофобию и показывая агрессивные толпы, оскорбляющие «уродцев» Барнума. Сам Финеас показан человеком без предрассудков, поддерживающим членов труппы в их борьбе за принятие их обществом такими, какие они есть. С этим в реальности тоже не так просто.
С одной стороны, Барнум свою первую «диковину» — негритянку, которой по документам было 160 лет — попросту купил, она была рабыней. И урабатывал ее так же, как всех — по 10-12 часов в день, даже когда она была при смерти. Но и на смерти все не кончилось — он устроил из ее вскрытия представление, так как ходили слухи, что это не живой человек, а робот (вскрытие показало, что ей было едва за 80).
С другой стороны, Финеас ставил пьесу по «Хижине дяди Тома» и другие, поддерживающие идею равноправия чернокожих, а когда ушел в политику, продвигал эти идеи и законодательно. В том числе — выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, заявив, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота — это всё та же бессмертная душа!»
Барнум был королем надувательства, манипулятором масс, но при этом ненавидел медиумов и обычных аферистов, активно выводя их на чистую воду. Сам при этом торговал волшебным зельем, которое якобы способно превратить чернокожего в белого.
То же самое и с его доброй душой романтика — он врал, мухлевал и раздувал из мухи слона, выжимая из всего подряд максимум прибыли, но бездушным циником его тоже не назовешь — он, например, подарил часть своих владений парку.
В общем, он был сложной личностью, которую не загонишь в какое-то четкое определение, не подберешь исчерпывающий ярлык, что, естественно, совершенно не годится для столь простого фильма, поэтому им и пришлось Финеаса немного переизобрести. За исторической достоверностью там явно никто не гнался изначально.
Этот фильм способен скрасить пару часов, но из памяти он у вас сотрется моментально. В нем нет какой-либо серьезной истории и живых людей, все очень условно и гипертрофировано. Эти двухмерные персонажи работают внутри истории, поэтому фильм и смотрится легко и приятно, но произвести настоящее впечатление не способны. Стоит сказке закончиться, вся фальшь лезет на свет.
Биографией это называть смешно — жизнь Барнума использовали лишь как стартовый чертеж, меняя его без каких-либо колебаний, это фантазия на тему, причем на тему стандартную для Голливуда — путь к успеху босяка-мечтателя. И то, что «Ла Ла Ленд» тоже был о мечтателях — единственное, что их объединяет помимо жанра.
Картину не назовешь громкой, заметной, ценной, это пышный и пафосный экзерсис, в котором нет никакого авторского голоса, нет талантливой трогающей за души музыки, нет искусства по сути — это такое же пустое бульварное развлечение, каким был и сам цирк Барнума два века назад. Но в этом качестве фильм работает, поэтому если вам нужно было качественное развлечение на вечер — вполне можно сходить.