великая владимирская дорога история

История Владимирского тракта

В 1392 году великий московский князь Василий Дмитриевич присоединил к Москве Нижегородское княжество. Ближнего пути на Нижний Новгород не было, а старая дорога на Владимир проходила через суздальские земли. Эта дорога из Москвы в Суздаль, а из Суздаля во Владимир называлась «Стромынка», по названию села Стромынь в Богородском уезде Московской губернии. Из Владимира в Москву ездили через Юрьев-Польской.

Среди ходоков по Владимирке с конца 18-го века можно было видеть Савву Васильевича Морозова, зуевского крестьянина, с большими тюками за спиной.

Трижды испытал на себе пеший путь по каторжной дороге украинский бунтовщик Устин Кармелюк. В 1826 году в Плотаве останавливался декабрист Г.А.Римский-Корсаков, следовавший из Москвы во Владимир. В Нерчинск в 1827 году шли пешком по тракту декабристы Соловьев, Сухинин, Мозалевский.

В 1840 году в сопровождении жандармского конвоя везли по дороге в ссылку в Пермь выдающегося русского революционера-демократа, писателя А.И.Герцена. Эти места Владимирки видели возвращающегося из ссылки Т.Г.Шевченко. В 1863 году здесь проследовал в Забайкальские рудники поэт, революционный демократ М.Л.Михайлов. Вдоль Владимирки промышлял разбойник из деревни Запонорье Богородского уезда Василий Чуркин.

Много дум наводят эти Владимирские места. По северному, Ярославскому тракту, а затем и по Большой Владимирке в течение 1826- 1828 годов мчались казенные тройки со ссыльными декабристами. Их отважные жены поехали в Сибирь на каторгу следом. Этапное переселение в Сибирь началось еще в 16-м веке и самыми первыми изгнанниками стали набатный колокол Углича, оповестивший о смерти царевича Дмитрия, и 300 закованных в кандалы жителей этого города, свидетелей убийства. По большому Владимирскому тракту, по владимирской земле, мчались в кибитках в Сибирь жены декабристов Е.И.Трубецкая, М.Н.Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, П.Е.Анненкова, К.П.Ивашева, Е.А.Бестужева и другие. Александра Муравьева везла переданное ей А.С.Пушкиным послание декабристам «Во глубине сибирских руд».

В деревне Плотава в 1958 году на здании местного клуба была установлена мемориальная доска в честь А.С.Пушкина, а позже и бюст поэту у клуба. Автором скульптурного изображения А.С.Пушкина является орехово-зуевский скульптор Н.П.Пустыгин.

Источник

Великая владимирская дорога история

Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста, обновите его, чтобы просматривать современные сайты.

28 января 2015 года

Дорога на Владимир

Нынешнее Нижегородское (Горьковское) шоссе из Москвы во Владимир в некоторых местах частично совпадает с пролегавшим здесь в прошлом Владимирским трактом. Существует несколько мнений, когда именно возникла данная дорога. Известно, что в XIV в. из Москвы во Владимир ездили по Большой (Великой) Владимирской дороге. Эта дорога проходила через Троице-Сергиев монастырь и Переславль-Залесский далее через Суздаль и Юрьев- Польский. По мнению краеведа П.П. Копышева, это вторая Владимирская дорога, она моложе первой на 250-300 лет и моложе Стромынки на 100-150 лет.

П.В. Сытин писал: «Шоссе Энтузиастов, до 1919 г. Владимирское шоссе, являлось древней дорогой из Москвы во Владимир. В конце XIV в. оно постепенно заменило старую дорогу, шедшую по Ярославскому шоссе» (1).

Некоторые исследователи связывают возникновение Владимирской дороги с учреждением почтовой службы в конце XV- начале XVI вв., а также с Казанскими походами Ивана III 60-80-х годов XV в. и Казанскими походами Ивана IV 1547-1552 гг. Также связывают возникновение Владимирской дороги с присоединением Сибири к Русскому государству после походов Ермака в 1581-1582 гг.

Факты говорят, что Владимирской дороги не существовало в XIII в., так как монголо-татары в 1237-1238 гг. двигались из Москвы во Владимир либо по Великой Владимирской дороге (через Переславль-Залесский) либо от Коломны к Клязьме и далее по реке во Владимир. Не существовало Владимирской дороги и в конце XV в., так как летописец о походе Ивана III на Казань в 1468 г. пишет: «Войска шли лесами, без пути».

Крупные населённые пункты появляются вдоль Владимирской дороги лишь в XVIII-XIX вв. На её протяжении также нет населённых пунктов и монастырей, имеющих оборонное значение, характерных для XIII-XV вв.

С целью прояснения вопроса следует обратиться к текстам Судебников 1550 г. и 1589 г. в которых есть указания о стоимости проезда от Москвы до других городов. В главе «О езду, сколько от Москвы до которого города езду» Судебник 1550 г. устанавливает, что «до Юрьева рубль, до Володимеря рубль с четвертью, до Суздаля рубль с четвертью» (2). Судебник 1589 г. устанавливает такую же стоимость проезда (3). На составленной по данным фактам схеме видно, что в XVI в. из Москвы во Владимир ездили через Юрьев-Польский, т.е. по Стромынской дороге. Прямое сообщение об этом находим у И.Я. Гурлянда:

великая владимирская дорога история. Смотреть фото великая владимирская дорога история. Смотреть картинку великая владимирская дорога история. Картинка про великая владимирская дорога история. Фото великая владимирская дорога история

«Под 1508 г. читаем о ямах от Москвы до Юрьева, пожалованного бывшему Казанскому царю Авдул-Летифу» (4).

Первым историческим документом, свидетельствующем о наличии пути из Москвы во Владимир через село Рогожи (впоследствии г. Богородск) и Вохну (впоследствии г. Павловский Посад) является грамота властей Троице-Сергиева монастыря крестьянам Вохонской волости, о посылке челобитчиков в Москву для испрошения у Государя помилования за измену (5). В данной грамоте власти Троице-Сергиева монастыря в 1609 г. упрекают Вохонских и Рогожских священников, старост и целовальников в том, что « И вы тоя своея вины не покрыв и у Государя Царя и Великого Князя Василья Ивановича всея Руси милости не упросив, опять своровали, из Володимеря Государевых людей к Москве не пустили, с войною воротили. » [9].

Таким образом, Владимирская дорога была проложена между 1589 г. и 1609 г. Понятно, что в период голода 1601- 1603 годов и в последующий период Смуты и войны строительство дороги невозможно. Период построения сужается с 1589 г. до 1601 г. Что это за период? С 1587 г. во время правления царя Фёдора Иоанновича (1557-1598) фактическим единоличным правителем государства, получившим право самостоятельных дипломатических сношений, был Борис Годунов (ок. 1552-1605), избранный Земским собором на царствование в 1598 г. (6). Как раз время учреждения Ямского Приказа приписывают именно Борису Годунову. Князь Юрий Фёдорович Щербатов (1630-1737) говорил, что в 1596 г. учреждены были охотники по ямам, дабы содержать лошадей для езды за прогоны для государственных дел (7). Борис Годунов, по отзывам современников, обладал выдающимися способностями государственного деятеля. В период его правления было построено множество крепостей и церквей. Кроме всего прочего Борис Годунов руководил колонизацией Сибири, что определённо требовало оптимальных путей сообщения.

Несомненно, что Владимирская дорога, из Москвы через Рогожи, была построена в период правления Бориса Годунова, в 90-е годы XVI века.

Источники:

[9] Полностью текст грамоты публикуется в приложении.

Источник

Великая владимирская дорога история

Трасса М 7 входит в пятёрку самых востребованных и протяжённых дорог России. Ежегодно трассой пользуется более 40 млн. человек. Решением третьей Общеевропейской конференции по транспорту с 1997 года Нижегородское шоссе стало составной частью международного транспортного коридора №2 Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Владимир – Нижний Новгород. Одна из первых трасс в СССР реконструированная в шестидесятые годы прошлого века с использованием бетонных технологий. В России самые дорогие в мире дороги, в сравнении со Швейцарией (2-я позиция), США и Германией (3 и 4 позиции). Эксперты считают, что сегодня необходимо переходить на бетонные плиты, стянутые стальными тросами. Такая технология даст экономию в обслуживании, долговечность и эффективность в нашем климате. Но главным преимуществом должно стать улучшение качества дорожного покрытия.

Позвольте предложить вам небольшие выдержки из истории двух известных дорог страны Стромынки и Большого Владимирского тракта (совр. Трасса М 7).

Древние дороги России

Из трёх самых древних сухопутных дорог России, две проходят во Владимирской области: Стромынка и Большой Владимирский тракт. История путей сообщения России самый неизученный аспект, поскольку письменные источники содержат в большинстве лишь общие сведения, например, плыли в ладьях по реке. Во-вторых, следы грунтовых дорог, а их в России даже к 1914 году было 94%, не сохраняются столетиями. В-третьих, для археологических раскопок требуются огромные финансовые и людские ресурсы.

Стромынка связала более древний суздальский кремль с московским. В Москве тракт заканчивался Красной площадью, предварительно пройдя по самой древней улице города Никольской через Лубянку, Мясницкую, Красные ворота. Из города дорога выходила в с. Красное и Преображенское. За огромный оборот дорогу называли шёлковой. Юрьев-Польский в Х VII веке имел товарооборот за счёт тракта около 100 тысяч рублей. По тем временам это были большие деньги.

Но с возвышением Москвы нагрузка на Стромынку заметно сокращается, хотя своего значения дорога не утрачивает. Её используют купцы, везя товары в Шую, Ростов и далее. Прокладывается новая дорога на Москву «Владимирка». Большой Владимирский тракт первоначально связал северо-восточные земли с Киевом, Смоленском, а с присоединением Сибири превращается в самую длинную дорогу в Российском государстве и с 1731 года называется Сибирским трактом. В Москве тракт начинался с Рогожской заставы (совр.Ногинск) и далее до Антониевой пустыни (ныне Покров). Выездные столбы из кирпича с двухглавыми орлами по обе стороны назывались кордегардии. Неплохая сохранность у выездного столбы в районе Ногинска. Кордегардии, согласно, императорскому замыслу должны были отделять город от слобод и информировать путника о приближении к границам города. В Суздале четыре кордегардии. Сегодня сохранился призаставный столб «От Москвы 2 версты» с датой 1783 г. Развитие ярмарок и увеличение потока напрямую связаны с благоустройством дороги. С 1839 года проезжую часть начинают засыпать щебнем, а паромные переправы заменяют деревянными мостами. Верстовые столбы отмечали вёрсты. Такая дорога называлась столбовой. В настоящее время верстовой столб в Москве стоит на площади Ильича (бывш.Рогожская Сенная площадь). Дорога согласно закону от 24 марта 1833 года из 5 классов была отнесена к первому. К высшему классу относились главные дороги, имеющие государственное значение. (См. подробнее П.П.Капышев. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья).

В 1862 году тракт отнесен к 4% замощенных дорог империи. Мощение было булыжное. В 1927 году появился асфальт. В 1932 году Владимирский тракт переименован в Горьковское шоссе, а в 1991 году в Нижегородское.

Источник

Про Владимирский тракт

В Москве состоялся общественный совет, на котором было одобрено предложение о частичном восстановлении исторических въездных застав города. Иными словами, решено архитектурно увековечить границы старой Москвы. Заставы будут воссоздаваться с учетом сложившейся застройки города. Если все пройдет удачно, то об историческом центре Москвы будут напоминать реконструированные кордегардии (постовые избы) и так называемые въездные столбы с двуглавыми орлами и табличками типа «до границы Москвы 100 метров».

По мере возвышения Москвы к ней и от неё потянулись дороги, в том числе и на восток через древний Владимир в Поволжье. В Троицкой летописи в записи, относящейся к 1395 г., после того, как из Владимира доставили в Москву икону Божьей Матери, путь, по которому она следовала, назван «самой велицей дорозей Володимерьской». Впоследствии этот путь и стал называться Владимирским трактом, или Владимиркой.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. Владимирка оживляла жизнь всего придорожного края. Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. Постепенно, к XVIII веку Владимирская дорога становится основным трактом, ведущим во Владимир и Нижний Новгород, и дальше на Восток.

Дорога делилась на перегоны. На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей за сутки можно было одолеть расстояние протяженностью в 140 верст. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать. Кроме того проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Большинство зданий почтовых станций были деревянными. Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей.

«Н-но. Туда же, брыкаться. Нашлась
недотрога!».
Туго врезалась в твердую землю соха.
«Здравствуй, дядя! Гляжу я: земля не плоха».
«Да крепка. Утоптали. Была ведь дорога.
Слышь, в Сибирь, значит, гнали по ней
в старину.
Эй, ты, н-ну,
Шевелись, сухопарая. »
Борозда к борозде. Ком ложится на ком.
Кто узнал бы тебя нынче в виде таком,
Роковая путина, «Владимирка старая»?!

Брат мой, пахарь! Погибших бойцов помяни.
Окруженные серым, суровым конвоем,
Пыльной летней порой — под мучительным зноем,
Хмурой осенью — в тускло-ненастные дни,
И студеной зимой — в ночи темные, вьюжные,
Кандалами гремя, испитые, недужные,
По «Владимирке старой» шагали они.

Не склоняя голов непокорных,
Не смыкая усталых и скорбных очей,
Мимо жалких лачуг, покосившихся, черных,
Мимо пышных усадеб своих палачей,
Подло-мстительной царской покараны карой,
В рудники за бойцом посылавшей бойца,
Шли они — без конца, без конца, без конца —
По «Владимирке старой»!

Сколько скорбных, невидимых нами, теней,
Может быть, в это время проходят по ней
И дивятся на новые яркие всходы!
Пахарь! Празднуя праздник труда и свободы,
Не забудь благодарной слезой помянуть
Всех, кто в оные, злые, проклятые годы
Ради нас проходил этот жертвенный путь!

Только с 1823 по 1861 год в Сибирь было сослано около 300 тысяч человек. А в общей сложности по ней прошло более двух миллионов ссыльных да около миллиона их родственников, пожелавших разделить судьбу своих близких. В советское время в память революционеров Владимирское шоссе было переименовано в “Шоссе Энтузиастов”. Но многие улицы и переулки в окрестностях шоссе Энтузиастов до сих пор называются Владимирскими.

Тут находилась усадьба помещика Баулина. Когда-то, когда проводили Владимирское шоссе, он запретил вести дорогу мимо своей усадьбы — по улице принадлежавшей ему деревни Владимирки. Власти уважили каприз помещика, и дорога прошла ближе к лесу. После реформы 1861 года земли, о которых идет речь, стали общинными, дорогу якобы перенесли на то место вдоль деревни Владимирки, где она пролегает и теперь, а на старом полотне посадили лиственницы. Уже на топографической карте Москвы и ее окрестностей, изданной в 1852 году, имеется изображение обеих дорог; одна, отнесенная влево от деревни, и другая — на месте теперешнего шоссе Энтузиастов.

Местами Владимирка была покрыта щебнем, ее ширина составляла до 7 м. В «Военно-статистическом обозрении Московской губернии» за 1853 год сообщается: «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений… Через реки и речки находятся хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом. »

Накануне Первой мировой войны по Владимирке ежегодно проезжало до 22 тысяч экипажей и 176,5 тысячи груженых подвод, перевозилось до 201,5 тысячи человек. С 1862 г. дорога была замощена булыжником, в 1927-1928 гг. появилось асфальтовое покрытие. В 1731 г. дорога стала называться Сибирским трактом и имела направление Москва—Владимир—Муром—Нижний Новгород и далее на Сибирь. Развитие капитализма, расширение торговых связей, ежегодно проводимые в г. Нижнем Новгороде ярмарки, известные на весь мир, содействовали тому, что в 1839-1845 гг. было построено Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием, протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша и Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между городами Владимиром и Нижним Новгородом — через города Вязники и Гороховец.

Один из создателей Измайловского парка вспоминает, что когда в советское время тут разбивали парк, то вход в него и начало центральной аллеи пришлись на полотно той самой старой Владимирки. Дорогу частично срыли, кюветы засыпали, но в общей сложности она сохранилась до села Ивановского, примерно на один километр. В голодные годы гражданской войны часть полотна старой Владимирки распахали под огород, потом Алешинский совхоз посадил тут черную смородину, а затем картошку. В 1918 году навсегда исчезло из московской топонимихи старое название “Владимирка”. Неузнаваемо изменились ее окрестности — выросли первоклассные заводы, многоэтажные дома, научно-исследовательские и учебные институты, а саму дорогу залили асфальтом, превратили в оживленную магистраль — шоссе Энтузиастов.

Дорога пересекала всю Нижегородскую губернию с запада на восток. Проходила он и по территории Васильсурского уезда через села Чугуны, Криуши, Осинки, Отары, Васильсурск. Строительство автомобильного завода в г. Нижнем Новгороде, растущие потребности народного хозяйства в автомобильных и гужевых перевозках в связи с проводимыми в стране индустриализацией и коллективизацией вызвали необходимость реконструкции дороги. В 1933-1940 гг. проезжая часть была расширена до 6—7 м с устройством черного шоссе. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты.

Владимирка неоднократно за свою историю становилась прифронтовой дорогой. Это было в годы татаро-монгольского ига, и в 1612 и 1812 гг., когда Россия воевала с польскими и наполеоновскими войсками, и в 1941 г. Всю Великую Отечественную войну важная коммуникация между Москвой и Горьким напряженно, но надежно работала на Победу, обеспечивая Красную Армию резервами и материально-техническими ресурсами.

В 1954—1964 гг. проводилась реконструкция автомагистрали Москва-Нижний Новгород. В настоящее время среднесуточная интенсивность движения по дороге составляет свыше 16 тыс. автомобилей, причем, около 70% — это грузовые автомобили. Даже по самым скромным подсчетам, ежегодно услугами дороги Москва-Нижний Новгород пользуются сейчас около 40 млн. чел. Учитывая эти обстоятельства, была принята Федеральная программа реконструкции автомобильной дороги Москва—Уфа. В соответствии с ней ведется расширение до четырех полос движения шоссе, строительство объездных дорог, транспортных развязок, реконструкция мостов и путепроводов, инженерное обустройство силовыми ограждениями, дорожными знаками и указателями и т.д. Осуществление намеченных мероприятий значительно повысило безопасность движения, увеличило скорость транспортных средств.

Источник

Владимирка — дорога с историей

великая владимирская дорога история. Смотреть фото великая владимирская дорога история. Смотреть картинку великая владимирская дорога история. Картинка про великая владимирская дорога история. Фото великая владимирская дорога история

Каждый день я катаюсь на работу и с работы по Владимирскому шоссе или как оно ещё называется М7 «Волга».

Вот решил добавить запись про эту дорогу в свой личный блог, так сказать в познавательных целях.

Немного истории (взято с Википедии)

С XVIII века Владимирский тракт использовался для отправки в Сибирь осуждённых на каторгу, пеше-этапным порядком. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев.
По Владимирскому тракту везли на казнь в Москву в деревянной клетке Емельяна Пугачева. Владимирка стала дорогой в Сибирь для декабристов и Александра Радищева, расплатившегося свободой за публикацию своего «Путешествия из Петербурга в Москву». Немного позже по Владимирке поедет в Сибирь жена декабриста Никиты Муравьева, которая привезет ссыльным переписанное на носовой платок пушкинское стихотворение «Во глубине сибирских руд…».
Ежегодно по Владимирскому тракту проходило до двенадцати тысяч каторжан. Кандальная «слава» дороги оставила след и в русской культуре — о ней сложены песни, ее упоминают в своих произведениях русские писатели, например, Гоголь и Некрасов.

Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений. От Москвы до Купавинской станции шоссе идет большею частию лесами… Реки, пересекающие эту дорогу, суть следующие: на 18 версте от Москвы речка Чижовка, от ст. Горенской на 3 версте р. Пехра, на 14 версте речка Купавинка… Через все поименованные реки и речки находятся постоянно и хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом…
— «Военно-статистическое обозрение Московской губернии» (СПб., 1853)

Среди известных полотен Третьяковской галереи — картина И. Левитана «Владимирка».

великая владимирская дорога история. Смотреть фото великая владимирская дорога история. Смотреть картинку великая владимирская дорога история. Картинка про великая владимирская дорога история. Фото великая владимирская дорога история

картина Исаака Левитана, Владимирка, 1892

великая владимирская дорога история. Смотреть фото великая владимирская дорога история. Смотреть картинку великая владимирская дорога история. Картинка про великая владимирская дорога история. Фото великая владимирская дорога история

Современная Владимирка (снято мною 11.04.13г — раннее утро, восходит солнце)

великая владимирская дорога история. Смотреть фото великая владимирская дорога история. Смотреть картинку великая владимирская дорога история. Картинка про великая владимирская дорога история. Фото великая владимирская дорога история

великая владимирская дорога история. Смотреть фото великая владимирская дорога история. Смотреть картинку великая владимирская дорога история. Картинка про великая владимирская дорога история. Фото великая владимирская дорога история

Гиляровский Владимир (Посвящаю И.И.Левитану)

Меж чернеющих под паром
Плугом поднятых полей
Лентой тянется дорога
Изумруда зеленей…
То Владимирка…
Когда-то
Оглашал ее и стон
Бесконечного страданья
И цепей железных звон.
По бокам ее тянулись
Стройно линии берез,
А трава, что зеленеет,
Рождена потоком слез…
Незабудки голубые —
Это слезы матерей,
В лютом горе провожавших
В даль безвестную детей…
Вот фиалки… Здесь невеста,
Разбивая чары грез,
Попрощавшись с другом милым,
Пролила потоки слез…
Все цветы, где прежде слезы.
Прибивали пыль порой,
Где гремели колымаги
По дороге столбовой.
Помню ясно дни былые,
И картин мелькает ряд:
Стройной линией березы
Над канавами стоят…
Вижу торную дорогу
Сажень в тридцать ширины,
Травки нет на той дороге
Нескончаемой длины…
Телеграф гудит высоко,
Полосатая верста,
Да часовенка в сторонке
У ракитова куста.
Пыль клубится предо мною
Ближе… ближе. Стук шагов,
Мерный звон цепей железных
Да тревожный лязг штыков…
«Помогите нам, несчастным,
Помогите, бедным — нам!»
Так поют под звон железа,
Что приковано к ногам.
Вот сквозь пыль штыки сверкают,
Блещут ружья на плечах,
Дальше серые шеренги —
Все закованы в цепях.
Враг и друг соединились,
Всех связал железный прут,
И под строгим караулом
Люди в каторгу бредут!
Но настал конец.
Дорога,
Что за мной и предо мной,
Не услышит звон кандальный
Над зеленой пеленой…
Я спокоен — не увижу
Здесь картин забытых дней,
Не услышу песен стоны,
Лязг штыков и звон цепей…
Я иду вперед спокойный…
Чу! свисток. На всех парах,
Вдаль к востоку, мчится поезд,
Часовые на постах,
На площадках возле двери,
Где один, где двое в ряд…
А в оконца, сквозь решетки,
Шапки серые глядят!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *