великорецкая икона николая чудотворца история
Чудесное явление иконы святителя Николая в селе Великорецком
Киров, 5 января 2017 г.
В селе Великорецком случилось чудо — была обретена икона. Образ Святителя Николая проступил на куске старой кровли, который использовали для хозяйственных нужд, сообщает ГТРК-Вятка.
Это случилось на Подворье Трифонова монастыря, где обычно содержат домашний скот для нужд прихода. На днях один из послушников, зашедший в хлев, почувствовал чьё-то присутствие. Оглянувшись, обнаружил, что на старом куске железа, которым прикрывали техническое окно хозпостройки, проявился образ Николая Чудотворца.
Неслучайно, предполагают священнослужители, и то, что образ явился на третий день после празднования дня Святителя Николая. В этот день в Великорецком проходила первая в этом году служба в обновленном после ремонта храме, названном в честь святого. Символично и то, что это обретение уже второе в многовековой истории села.
Иеромонах Николай: «Конечно же, искать какие-то знаки пока, может быть, рано, а для кого-то уже знак. Но однозначно и понятно одно, что такие события, которые исходят не от человека. Ведь никто и предположить не мог. Вы представьте, на скотном дворе, в хлеву вдруг. Вот такие знамения, знаки, они напоминают нам, как сказал Господь наш Иисус Христос, что, прежде всего, нужно искать Царствие Божие, а все остальное приложится Вам».
Сейчас святыня находится в Преображенском храме села Великорецкого. Ее поместили в деревянную раму и теперь совершают молебны. Образ, по словам служителей, с каждым днем сам становится все отчетливее. Посмотреть на чудо уже съезжаются жители со всех уголков области.
Житель Ухты Александр Жемирев в Великорецком тоже оказался случайно, проезжал мимо. Узнав о чудесном обретении священного образа, обрадовался тому, что оказался здесь именно в этот момент.
«Неожиданно и приятно, что так случилось. Я отношусь к этому, как к Божьей милости, которую Господь являет нам грешным, для того, чтобы нашу веру укрепить. Сейчас вот, допустим, новогодние праздники и люди начинают больше думать о застольях, обо всем таком, а тут Господь показывает, что не все ограничивается новогодним столом, еще есть пост, молитва», — сказал Александр Жемирев.
Перед образом Николая Чудотворца стали совершать молебны.
Напомним, в 1383 году на берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма — более достойного места для чудотворного образа. В 1392 году образ с берегов реки Великой перенесли в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.
Никольский надвратный храм Свято-Трифонова мужского монастыря
Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец помогает всем! Путешественникам благополучно вернуться домой, больным исцелиться, одиноким найти любовь и семейное счастье, невинно осужденным быть оправданными, неверующим обрести веру.
Святитель Николай был глубоко верующим, его молитвы были по-настоящему искренними, и потому Господь никогда не оставлял их без ответа. Так и нам – тем, кто просит помощи и заступничества у Святителя Николая Угодника делать это следует искренне, без лукавства и желания обмануть. Молитвы к Святому – это как доверительно обращение к близкому человеку, в надежде на его поддержку и понимание. Практически в каждом Храме Русской православной Церкви есть иконы Николая Чудотворца. Прочтите искреннюю молитву, приложитесь к иконе и верьте, что Господь не оставит вас наедине с вашими трудностями!
На Вятской Земле одна из самых почитаемых икон Святителя Николая Чудотворца хранится в Никольском надвратном храме Свято-Трифонова мужского монастыря.
Мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы был основан в XVI столетии Преподобным Трифоном Вятским. Первоначально все постройки храма были деревянными. Первое каменное здание – Успенский Собор было заложено в 1684 году архиепископом Ионой (Барановым).
Деревянный Никольский надвратный храм Свято-Трифонова монастыря был возведен в конце XVI века. Это была четвертая по счету постройка монастыря. В 1690 – 1695 годах церковь была отстроена в камне. Как повествуется в дозорной (книга переписи) книге: « Никольский круглый, построенный на столбах над святыми монастырскими воротами, однопрестольный…»
В былые времена в Никольском храме служили раннюю обедню. Первоначально в храм можно было попасть по внутристенной лестнице, расположенной в здании трапезной. Над средней частью был устроен зал для монастырской библиотеки. После перестройки в 1827 году этот ход заложили, а храм соединили с палатами настоятеля, библиотека же была ликвидирована во время ремонта 1910 года. Архитектурный стиль, в котором построен Никольский храм, называется «русское узорочье». Ему присущи затейливые формы, обилие декора, сложность композиции. И, правда, Никольский храм снаружи богато украшен разнообразными лепными наличниками, витыми столбиками, полукруглыми арками, полуколонками. Красивый и изящный Никольский надвратный храм гармонично дополняет архитектурный ансамбль Свято-Трифонова монастыря и придает дополнительную торжественность главному въезду. Внутреннее убранство храма также выполнено в стиле «русское узорочье»: высокая лестница, яркие краски, цветной растительный орнамент стен и сводов. В этом стиле воплотилась широта, богатство и щедрость русской души.
В настоящее время в Никольском надвратном храме хранится икона Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских, с которой ежегодно с 03 по 08 июня совершается Великорецкий Крестный ход. Икона Святителя Николая была обретена в 1383 году. После перенесения в 1392 году чудотворной иконы из Великорецкого в Хлынов, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону на место ее появления. Так и зародилась одна из самых великих традиций Земли Вятской – Великорецкий Крестный ход. Первые Крестные ходы совершались по воде. Сухопутным Великорецкий Крестный ход стал с 1778 года по Указу Вятского епископа Лаврентия (Барановича). В советское время Великорецкий Крестный ход был запрещен, но паломники тайно, несмотря ни на что, в одни и те же дни приходили в Великорецкое, чтобы поклониться Святителю Николаю. Официальное разрешение на продолжении традиции Великорецкого Крестного хода была получено в 1989 году, в первую очередь, благодаря стараниям и молитвам Владыки Хрисанфа – митрополита Вятского и Слободского. С 1992 года Великорецкий Крестный ход вновь стал проходить по историческому пешему пути: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Великорецкое, Медяны, Филейское.
В 1555 году Великорецкая икона Святителя Николая была перевезена в Москву. В Никоновской летописи написано: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх… А с Вятки к Москве ездили с чудотворным образом поп Георгий да Феодот с братиею…». За время пребывания в Москве с иконы было написано несколько списков, которые разошлись по православным храмам. Царь Иван Грозный подарил иконе новый богато украшенный оклад. Спустя год икона вернулась в град Хлынов.
В 1614 году по указу Михаила Федоровича – первого царя рода Романовых Великорецкая икона Николая Чудотворца снова посетила Москву. Снова были сняты копии с нее. Снова икона была украшена новым богатым окладом. Снова произошли чудеса исцеления по пути следования и во время пребывания в Москве.
Самым дорогим и чтимым являлся оклад, подаренный Великорецкой иконе Николая Чудотворца царем Иваном Грозным. В соборной описи 1669 г. написано так: «Образ чудотворный великого Николы Чудотворца Великорецкого в киоте с чудесами. Риза и венец в середине чеканное золото. В венце камень яхонт лазоревый, да два камени яхонты червчатых, да в венце ж 4 зерна жемчужных бурминских. Кресты на омофоре и круг венца ризы и цки обнизано жемчугом бурминским. Жемчугу число 253 зерна. На полех оклад серебряной, чеканной, золоченой с трубами. А на полех восмь плащей серебряных золочено. А по рези наведено чернью. На плаще образ Живоначальная Троица. А на 4-х плащах 4-е Евангелиста, а на плаще трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, а на 2-х плащах московские чудотворцы Петр, Алексей и Иона да преп. Александр Свирский чудотворец. А около чудотворного образа чудеса свт. Николы Чудотворца. Оклад серебряной золоченой. Около глав 12 венцов. Подпись на окладе выбивана».
До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался и Великорецкий Крестный ход. После уничтожения собора икона таинственным образом исчезла. Но православный народ уповает на ее такое же таинственное возвращение, когда придет этому время.
Список с иконы Николы Великорецкого, написанный специально для Великорецкого подворья монастыря, представляет собой житийную икону. В середине находится поясное изображение Святителя, а вокруг – 8 клейм из жития Святого:
С древних времен и до сих пор по молитвам к Николаю Чудотворцу происходят многочисленные чудеса исцеления — избавление от расслабления в руках, ногах и во всем теле, головной боли, немоты, слепоты, беснований, корчи, рака, инсульта. Кроме того, описано множество случаев других чудес. Николая Чудотворец помогает создать и сохранить семьи, родить долгожданных детей, избежать автомобильных аварий, благополучно вернуться из опасных путешествий, оправдать невинно осужденных, вернуть пропавшие вещи, получить новое место работы, спасись во время стихийных бедствий, избавиться от пагубных привычек – курения и пьянства… Из этих историй можно сложить целое многотомное издание. Например, в летописях, сохранившихся в Вятском кафедральном Соборе, указано, что только за годы 1557 – 1614 произошло более 140 исцелений.
Еженедельно, каждый четверг в Никольском надвратном храме Свято-Трифонова монастыря после вечерней службы служится молебен с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
В Никольском надвратном храме Свято-Трифонова мужского монастыря находится еще одна святыня – башмачок Святителя Спиридона Тримифутского. Встреча башмачка состоялась 29 июня 2017 г. в Успенском кафедральном Соборе Свято-Трифонова монастыря. Мощи святителя Спиридона покоятся на острове Корфу. Чудом является то, что покровитель странников святой Спиридон Тримифунтский почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. Эта святыня была передана митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием (Элладская Православная Церковь, остров Корфу) верующим Вятской Епархии попечением Игоря Юрьевича Чичерина. По молитвам к этому Святому так же происходит много чудес. Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!
Можно и нужно просить о помощи Святых. Но есть одно важное правило! С какими бы просьбами и молитвами мы не обращались к Святым, главное не забывать о почтении не только на словах, но и в поступках. Наше делание, покаяние, молитва, дела любви, Причащение Святых Христовых тайн, стремление жить по Евангельской правде – необходимые условия благостных перемен.
Святые – наши ходатаи перед Богом. Они своею жизнью угодили Богу и получили особую благодать Святого Духа. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя мое, там и я среди них». С этой целью мы берем себе кого-то из родных, друзей, знакомых в сомолитвенники, с этой же целью мы обращаемся к Святым. Важно также помнить и понимать, что к Святым мы обращаемся с просьбой «моли Бога о нас». Сами Святые не меняют судьбу, но могут, если это угодно Богу, ходатайствовать за нас перед Господом и жизнь начнет меняться. Слава Богу за все!
История обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца
Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».
Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.
В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.
Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.
После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.
Митрополит Астанайский Александр: «Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле». К 25-летию возрождения Великорецкого крестного хода
С 3 по 8 июня 2014 года в Вятской митрополии проходит Великорецкий крестный ход с почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца — один из крупнейших крестных ходов России. В этом году торжества на реке Великой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавит митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
Крестный ход является древней и значимой частью жизни Церкви Христовой. Невозможно представить себе пасхального богослужения, престольного дня или празднования в честь чудотворных святынь без величественного шествия священнослужителей и верующих с иконами и хоругвями, под колокольный звон и пение молитв. Еще в ветхозаветные времена видим мы прообразы наших священных процессий: в исходе богоизбранного народа из Египта в Землю Обетованную, в перенесении Ковчега Завета в Иерусалим, в обхождении храмового жертвенника с ветвями пальм и верб в праздник Кущей, в восхождении паломников в дни, установленные Законом Моисеевым, в Святой Град.
В богослужебную жизнь Церкви крестные ходы прочно вошли в конце IV — начале V века, и большая заслуга в этом принадлежит святителю Иоанну Златоусту. В то время еретики-ариане, отрицавшие Единосущие Лиц Пресвятой Троицы, для привлечения народа устраивали на улице шествия с исполнением песнопений. В противовес им святитель Иоанн Златоуст стал устраивать процессии, но более величественные и содержательные. Церковный историк Сократ Схоластик свидетельствует: «исповедники Единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей».
Благодаря трудам отцов и учителей Церкви крестный ход становится не только особым видом молитвы, но и торжественным многолюдным свидетельством перед язычниками и еретиками главных истин Православия, формой провозглашения и защиты истинной веры.
Можно проследить, как со временем крестным ходам стали придавать все более глубокий смысл. У святителя Симеона, архиепископа Солунского (XIV век), читаем: «подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для жизни, — то есть дома, пути, воды, воздух и саму землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное».
В правилах о крестных ходах святитель Филарет, митрополит Московский, так разъясняет их значение: «Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые». Через пение священных гимнов, каждение фимиама, окропление святой водой, осенение крестами и святынями происходит освящение и благословение всех стихий природы, возвращение миру первозданной чистоты.
В определении Архиерейского Собора Русской Церкви 2008 года сказано, что крестные ходы есть «видимое выражение веры и благочестия народа Божия».
Крестный ход — это еще и сугубая покаянная молитва. Упомянутый выше святитель Симеон пишет, что священные шествия за пределами храмов и монастырей бывают «в воспоминание нашего отпадения, что мы, отпавшие, находясь как бы вне Эдема, должны смиряться и помышлять, что не достойны святых мест — рая и неба, и подражать мытарю, по глубокому смирению своей греховности стоявшему вдали, и Адаму, изгнанному из рая».
Для каждого верующего сердца крестный ход — это переживание непосредственного присутствия Бога, время теснейшего молитвенного общения с Пречистой Богородицей, ангельскими силами и святыми угодниками, образ единения Церкви Небесной, торжествующей и Церкви земной, воинствующей «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
Вместе с православной верой на Русь из Византии пришли величественные литургические чины, и, конечно же, крестные ходы, которые стали одной из самых любимых богослужебных традиций нашего народа. Сама история Русской Православной Церкви началась крестным ходом на Днепр, где состоялось крещение киевлян. В летописных источниках, начиная от времен киевских князей и до периода правления московских царей, приведены сведения о многочисленных крестных ходах, связанных с обретением святых мощей, принесением на Русь чудотворных икон, яркими событиями гражданской истории или народными бедствиями. Традиция совершения всецерковных крестных ходов пережила свой расцвет в начале ХХ столетия. В 1903 году состоялся многотысячный крестный ход с участием государя императора Николая II и членов императорской фамилии по случаю обретения честных мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В дореволюционной России насчитывалось более пятисот ежегодных, регулярно совершаемых крестных ходов, некоторые из которых были длительными и даже многомесячными, включавшими в себя обхождение окрестных сел и городов. Самые знаменитые из них — в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, в городе Костроме и Костромской губернии с чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, в Киеве — к месту крещения князем Владимиром своих сыновей, крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря по городам и селам Тверской и Нижегородской губерний, крестный ход от Первопрестольной Москвы в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской.
Среди известных крестных ходов, которые славились своей многолюдностью и пользовались народным почитанием и любовью по всей Русской Церкви, особым образом выделяется Великорецкий крестный ход — один из самых древних в нашем Отечестве.
Церковное предание бережно хранит память о явлении чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Вятском крае на берегу реки Великой в 1383 году. Спустя два десятилетия жители Хлынова — столицы Вятского края — просили отпустить икону святителя Христова, прославившуюся многочисленными чудесами, в город, обещав при этом ежегодно приносить святыню на место явления. Так, более 600 лет назад была заложена традиция совершения Великорецкого крестного хода.
В 1555 году Великорецкий образ совершил свое первое путешествие в Москву, где его встречали царь Иван Васильевич Грозный и митрополит Московский и всея Руси Макарий. Икона святителя Николая вновь посещает белокаменную столицу в 1614-1615 годах по просьбе царя Михаила Федоровича Романова. Так, явленная в далеком Вятском крае святыня, получила большую известность и стала почитаться во всей России.
Первый Вятский архипастырь — епископ Александр, прибывший на новоучрежденную кафедру в 1668 году, издал указ о праздновании явления Великорецкой иконы 24 мая (по ст. стилю). С тех пор ежегодно тысячи паломников собирались на берегу реки Великой вознести молитвы угоднику Божию святителю Николаю. Они приплывали туда по рекам Вятке и Великой на плотах и специальных стругах, так как крестный ход вначале совершался водным путем.
Поскольку путь по воде был не для всех удобен и доступен, Преосвященный Лаврентий, епископ Вятский, в 1778 году благословил совершать его по суше. Благодаря этому количество участников значительно увеличилось. С конца XVIII по начало ХХ века из Вятки паломники шли пешком через старинные села: Филейское, Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны. В каждом населенном пункте совершались молебные пения с участием всех жителей села и окрестных деревень. По воспоминаниям старожилов паломников встречали с радостью и почтением, как подвижников, исполняющих значимое молитвенное делание.
После октябрьского переворота 1917 года началась страшная эпоха гонений советской власти на Святое Православие. По мысли священномученика Иринея Лионского «диавол — обезьяна Бога». Вместо христианства, с его спасительными богослужениями, безбожники создали и стали насаждать в стране свою псевдорелигию, с пародией на таинства и обряды. Чтобы подменить в сознании русского народа идею крестного хода, большевики организовывали праздничные демонстрации, в которых кумачевые флаги заменяли хоругви, портреты вождей коммунизма — иконы, а скандирование лозунгов и крики «ура!» — соборную молитву.
В Вятке в первые годы советской власти, несмотря на гонения, тысячи богомольцев продолжали совершать паломничество на Великую реку. Но в 30-х годах лишь отважные исповедники веры осмеливались совершать индивидуальные паломничества. В 1959 году в разгар хрущевских гонений было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую, по маршруту установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило разыскивать паломников и вывозить на машинах как можно дальше от святого места.
Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле.
С середины 80-х годов ХХ столетия ледяные оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать, верующих перестали открыто преследовать и гнать, к их законным требованиям начали постепенно прислушиваться. Огромный интерес к церковной жизни пробудился в обществе в год празднования 1000-летия Крещения Руси.
В это время в Кировской епархии, как тогда именовалась Вятская митрополия, совершал свое церковное делание приснопамятный архиепископ Хрисанф (впоследствии — первый митрополит Вятского края). Архипастырь старался всеми доступными средствами смягчать удары представителей власти по Православию. Это касалось уполномоченных, руководителей районного звена и высшего руководства Кировской области. Владыка хотел, чтобы любая возможность была использована для блага и для пользы Церкви.
У нас, молодых священнослужителей Кировской епархии, вдохновляемых примером архиепископа Хрисанфа и укрепляемых его благословениями и молитвами, появилось желание и решимость вернуть нашему краю насильственно отторгнутую традицию паломничества на реку Великую, к месту явления дорогой сердцу каждого православного вятича святыне.
В 1989 году владыка Хрисанф обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. В результате непростых и очень напряженных переговоров крестный ход разрешили, но только в усеченном виде.
Священнослужители и верующие совершили его от села Чудиново до села Великорецкого — места явления чудотворного образа святителя Николая. Когда-то жители близлежащих сел и паломники из Вятки именно через это село стекались в Великорецкое, поэтому церковным руководством и был определен такой маршрут. В храме села Чудиново в дореволюционное время находился древний почитаемый образ — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, к которой также стекалось большое количество верующих.
Перед тем как продолжить рассказать о самом крестном ходе, хотелось бы упомянуть еще об одном немаловажном событии. За несколько дней до начала Великорецких праздников архиепископ Хрисанф, вместе со мной — исполнявшим тогда послушание секретаря Кировского епархиального управления, были приглашены в Областной исполнительный комитет. Председатель Кировского областного совета народных депутатов Десятников Василий Алексеевич подчеркнуто вежливо, с улыбкой на лице встретил нас, предложил чай, а затем, в течение двух часов всячески разубеждал, просил и уговаривал ни в коем случае не возрождать традиции совершения Великорецкого крестного хода. Он говорил, что провести все это лучше через какое-то время и что Кировская епархия не должна первой в стране выходить на крестный ход, поскольку еще ни в одном городе Советского Союза таких церковных мероприятий не было. Владыка Хрисанф проявил твердость, сказав, что им принято окончательное решение, которое изменять он не намерен, так как несколько тысяч человек просят о возрождении Великорецкого паломничества и вновь принятый закон разрешает проводить под открытым небом митинги и другие общественные мероприятия, в том числе и крестные ходы. Власти Кировской области капитулировали перед настойчивостью архиепископа Хрисанфа и решительным желанием духовенства и сонма верующих. Обращение о разрешении крестного хода подписали несколько тысяч человек. Сбывались слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8).
Архипастырь преподал мне благословение на руководство всеми мероприятиями, связанными с подготовкой и проведением богослужений возрождающегося Великорецкого торжества.
Незамедлительно была организована рабочая группа, в задачу которой входило благоустройство пути от Чудинова до Великорецкого. По старой сельской дороге, ведущей через леса и поля, были сооружены мостки через речки и ручьи, расчищены упавшие деревья, закопаны ямы, для удобства переправы отремонтирован паром через реку Великую. Этими непростыми работами руководил заведующий хозяйством Серафимовского кафедрального собора Георгий Михайлович Кацемонов. Предварительно мы прошли с ним по утвержденному маршруту возрождаемого крестного хода от Чудиново до Великой реки. Расстояние это составляет почти 10 километров. С особым усердием по подготовке священного события подвизались: протоиерей Василий Галич — ключарь Серафимовского кафедрального собора; инокиня Любовь (Клабукова); сотрудник Серафимовского храма Константин Коснырев — бригадир рабочей группы; Калиса Васильевна Овчинникова — главный бухгалтер Кировского епархиального управления; Виктор Сергеевич Щелчков — староста Серафимовского собора; супруги Прокопий Иванович и Нина Прокопьевна Клепиковы; Лидия Ананьевна Тартышева — казначей Серафимовского храма; Логвинов Андрей Николаевич — ныне протоиерей, служащий в Иоанно-Богословской церкви города Костромы; Вера Яковлевна Ложкина, на сегодняшний день настоятельница Успенской Тетеринской женской пустыни в Костромской епархии. За фотофиксацию ответственным был назначен фотограф Олег Арбузов.
Олег Николаевич Овчинников, в настоящее время секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России, подготовил хор из Троицкой церкви в Макарье, который своим проникновенным и молитвенным пением украсил Литургию на реке Великой.
Наконец настал долгожданный момент. Нескончаемым потоком двигались автобусы с паломниками из Серафимовского кафедрального собора города Кирова в Чудиново. Участниками вновь возрожденного празднования стали более пяти тысяч человек.
Главной святыней возрожденного Великорецкого крестного хода стал точный список, «мера в меру», с явленного чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, созданный в XVII веке. Этот список с Великорецкой иконы издревле почитается верующими как цельбоносный и чудотворный. В годы советской власти он пребывал в единственном храме города Кирова — Свято-Серафимовском кафедральном соборе. Сама же явленная икона Мирликийского святителя бесследно исчезла в 20-х годах прошлого столетия из Троицкого кафедрального собора Вятки, где находилась для молитвенного поклонения в левом приделе. Троицкий собор, от которого некогда начинался Великорецкий крестный ход, был уничтожен в 1935 году.
В древние времена в Великорецком крестном ходе вместе с явленным образом святителя Николая несли несколько чтимых святынь — Тихвинский образ Пресвятой Богородицы, икону архистратига Божия Михаила и иконы вятских чудотворцев преподобного Трифона и блаженного Прокопия. Мы восстановили эту традицию и в возрожденном крестном ходе так же пронесли Тихвинскую икону Царицы Небесной, образ архистратига Михаила и иконы вятских святых.
Накануне крестного хода в Троицком храме села Чудинова сонмом духовенства, при огромном стечении народа была совершена Божественная литургия. Возглавлять праздничную службу владыка Хрисанф благословил мне. Среди сослужащего духовенства были — протоиерей Геннадий Сухарев, протоиерей Алексий Сухих из города Вятские Поляны, протоиерей Василий Галич, священник Николай Торопов из города Халтурина (ныне — город Орлов), священники Даниил Брынчак и Александр Обухов, совершающие на сегодняшний день свое служение в Костромской епархии; протодиакон Михаил Спельник — ныне заслуженный артист России, руководитель отдела культуры Казахстанского митрополичьего округа; протодиакона Георгий Бахаревский и Петр Бутюгов, диакон Владимир Марков, и многие другие священнослужители Кировской епархии.
После завершения Литургии, воздвигнув киот с чтимым списком Великорецкой иконы святителя Николая, подняв запрестольные кресты и хоругви, взяв на руки иконы, паломники с молитвой на устах тронулись в направлении села Великорецкого. Но даже здесь противники крестного хода не оставляли попыток сорвать священное торжество. Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Кировской области Шалагинов Аркадий Алексеевич и его заместитель Шабалин Валерий Георгиевич пытались уговорить священнослужителей и верующих не идти крестным ходом, а ограничиться лишь молитвой в селе Чудиново. Их слова не были восприняты, и, поскольку ранее на проведение крестного хода было получено официальное разрешение Кировского облисполкома, он состоялся.
Как только огромный, растянувшийся на большое расстояние крестный ход, преодолев поля и лесные дороги, приблизился к месту явления чудотворной иконы, прошел быстрый теплый дождь, освеживший паломников после их труда. Над селом Великорецким в это мгновение как знамение Божией милости воссияла радуга. У каждого путника сердце трепетало, чувствовался какой-то особый духовный подъем, энтузиазм. Певчих из Троицкой церкви в Макарье своими голосами с воодушевлением поддерживали любители церковного пения — протодиакон Георгий Бахаревский и его сын Александр (ныне — священник в Царево-Константиновском храме города Вятки), знаток церковного устава — монахиня Дария (Балезина) (сегодня — схимонахиня в Иверско-Серафимовском монастыре Алма-Аты), монахиня Серафима (Гордеева), Фуфачева Антонина Георгиевна (внучатая племянница прославленного в лике святых иеросхимонаха Стефана (Куртеева)), Александра Козулина и Лидия Афанасьевна Голышева.
Внутренние ощущения были такими, словно мы празднуем Светлое Христово Воскресение. Это настроение раскрывалось в пении пасхальных ирмосов, тропарей и стихир; над лесами и лугами громогласно раздавался гимн победы жизни над смертью, тысячи людей «едиными устами и единым сердцем» возглашали «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Забывались житейские скорби и невзгоды, отступали физические немощи и недуги, наши души наполнялись Небесным утешением. Многотысячный сонм паломников стал одной большой христианской семьей. Об этом в последующие годы неоднократно вспоминали люди, ставшие участниками торжественного шествия.
Вспоминается и такой случай. Над крестным ходом в небе пролетал дежурный вертолет. Пилоты заметили, что на них обращают внимание, и на приветствия участников шествия на земле они ответили приветствием в воздухе, покачав корпусом машины.
Радушный прием церковному ходу оказали жители села Великорецкого — приютили путников, угостили ужином, напоили чаем, разместили на ночлег.
Практически всю ночь, накануне празднования явления чудотворной иконы святителя Николая, мы провели в молитвах и духовных беседах; люди исповедовались, читали правило ко святому Причащению, пели акафисты.
Созданный в XVIII-XIX веках величественный храмовый комплекс села Великорецкого — «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская и Никольская церкви и Ильинская колокольня, находился в плачевном состоянии, на куполах не было крестов, вместо окон — зияющие дыры, в помещениях и на территории — груды мусора. Верующим не позволили привести храмы в порядок, а поэтому главный молебен с акафистом был совершен перед вратами «Великорецкого града».
Ранним утром в предрассветной прохладе по покрытой росой дороге паломники прошли из села Великорецкого к месту явления чудотворного лика Мирликийского святителя. Здесь, под открытым небом, все было уготовано для совершения Божественной литургии, приведена в порядок поляна, расчищен святой источник, который когда-то пытались уничтожить, из города Вятки были привезены престол, жертвенник, подсвечники и вся необходимая утварь. Чтимый образ святителя Николая был установлен на особом постаменте, на возвышенном месте и украшен гирляндами из живых цветов.
Перед началом службы на берегу реки Великой наступила необычайная тишина, трепет объял сердца верующих. Среди всеобщего молчания раздался мелодичный, благозвучный колокольный звон. Из города Кирова была привезена переносная звонница и установлена на месте совершения богослужения. Звонарь Александр Максимов создал своим мастерством особую торжественную атмосферу.
Началась Литургия. Мне сослужило порядка 30 священников, прибывших из самых разных мест Вятской земли. Берега реки Великой радостно оглашались умилительным пением хора из Троицкой церкви в Макарье, под управлением Олега Овчинникова. Люди стояли на коленях, склонив свои головы, у многих на глазах блестели слезы, все с великим благоговением внимали этой первой после многих лет запрета Божественной литургии. Молитва наполнила наши сердца особым трепетом, очень глубоким, духовно мощным чувством. Вместе с богомольцами ликовала и природа, освящаемая благодатным светом Евхаристии. Ощущение пасхальной радости продолжало изливаться в ликующих возгласах «Христос воскресе!». Присутствующие на этой службе говорили, что ощущения были такие, как будто «ангелы с неба спустились и вместе с паломниками участвовали в торжестве».
Среди молящихся были и те, кто помнили ежегодный многотысячный Великорецкий крестный ход до запретов на его проведение Советской властью, немало было и тех, кто в годы атеистического режима тайно ходил на Великую реку, претерпевая скорби и гонения, поношения и издевательства. В их числе — Елизавета Алексеевна Юрасова, Вера Александровна Кушова, Таисия Дмитриевна Пленкина, Зинаида и Николай Рогозины, Надежда Алексеевна Новоселова, Александра Павловна Пленкина, Клавдия Мельникова, Екатерина Носкова, Вера Александровна Рогозина из города Слободского, Борис Сюткин из села Волкова, Мария Николаевна из города Кирова, моя мама — Анастасия Михайловна Навагина и многие-многие другие. Некоторые из них живы, но большинство уже преставилось ко Господу. Вечная и благодарная память им и всем подвижникам веры и благочестия, кто сохранил в своих сердцах любовь и преданность Церкви Христовой и передал родную православную веру следующим поколениям.
Меня самого Господь неоднократно сподоблял в годы административных преследований пройти с молитвой святителю Николаю по этому древнему благодатному пути.
Около трех тысяч человек приступило в тот день к Таинству Святого Причащения.
Даже руководители областной власти, среди которых была секретарь облисполкома Смердова Галина Николаевна, присутствовали на богослужении.
Древний благочестивый обычай наших предков был возрожден. На следующий год крестный ход повторился, собрав еще большее количество паломников. С 1992 года он совершается своим историческим путем от главного собора города Вятки, и теперь ежегодно 6 июня на месте явления чудотворного образа святителя Николая собираются тысячи паломников со всей России и стран ближнего и дальнего Зарубежья. Великорецкие торжества стали одним из ярких событий в духовной жизни нашей Церкви. В 2000 году Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского.
По милости Божией, по молитвам новомучеников ХХ века пришло время, когда народ смог свободно проявить свою религиозную веру, возродить Великорецкий крестный ход и достойно прославить дивного во святых святителя и чудотворца Николая, «источника чудес и верных заступника великаго».