венчание первого русского царя дата
Венчание первого русского царя дата
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка коллекции произведений польских мастеров XVI-ХХ вв. из собрания Музеев Московского Кремля, созданная на основе научного каталога «Художественный металл Польши XVI-XX вв.», автором которого является ведущий научный сотрудник Музея Н.В. Рашкован.
Виртуальная выставка «Иностранные ордена российских императоров в собрании Музеев Московского Кремля» создана на основе обширного материала монографии доктора исторических наук Л.М. Гавриловой – известного специалиста в области фалеристики и медальерного искусства, хранителя коллекции орденов и медалей Оружейной палаты, автора и куратора выставок Музеев Московского Кремля, посвященных российским и иностранным орденам.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка «Екатерина II и Крым», представляющая памятники из собрания Музеев Московского Кремля.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников коллекции английского серебра из собрания Музеев Кремля.
Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля.
Виртуальная выставка посвящена революционным событиям октября 1917 года, которые стали одной из самых трагических страниц в истории Москвы.
Виртуальная выставка рассказывает о коллекции редчайших старинных экипажей российских государей из числа основных собраний Музеев Московского Кремля, которая, в силу своей уникальности и полноты имеет право на статус всемирно известной, занимающей одно из первых мест в числе самых значительных идентичных коллекций мира.
Виртуальная выставка посвящена пасхальным яйцам фирмы К. Фаберже, более семидесяти лет украшающим экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты.
Виртуальная выставка создана на основе книги «Серебряные дары правителей Швеции российским государям в XVII веке», авторами которой являются Сусанн Сильверстольпе, Анжела Кудрявцева и Ирина Загородняя.
Виртуальная выставка посвящена имперским коронациям, проходившим в Московском Кремле в XVIII-XIX веках.
Виртуальная выставка посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в XVI-XVII столетиях.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Деисусный ряд главного исконостаса Благовещенского собора». Это уникальное явление духовной, художественной и культурной жизни Древней Руси является предметов пристального внимания и изучения уже на протяжении столетия.
Собрание государственных регалий Оружейной палаты XIV- начала XIX столетия невелико по объему, но по значимости оно является едва ли не самым важным в музее.
Коллекция художественного стекла Музеев Московского Кремля насчитывает более ста семидесяти предметов XVI-XX веков. Памятники представляют собой выдающиеся произведения искусства, а некоторые являются еще и важными историческими свидетельствами.
Особым смыслом полны для нас детские игрушки, книжки, фотографии, портреты, одежда. Они и стали экспонатами выставки «Мир детства» из собрания Музеев Московского Кремля.
На протяжении многих столетий в Музеях Московского Кремля формировался уникальный комплекс костюмов, принадлежавших русским царям и императорам.
Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» создана на основе тщательно отобранных памятников из собрания Музеев Московского Кремля, представляющих основные типы драгоценной посуды, широко бытовавшей на Руси в XVI-XVII веках.
Предлагаем Вашему вниманию новую юбилейную виртуальную выставку «Московский Кремль глазами художников XIX века». Её создание стало возможным благодаря собранию уникальной графики, акварелей, литографий и живописных работ, находящихся в фондах Музея.
Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Прогулка по Оружейной палате второй половины XIX века». Её создание стало возможным благодаря уникальным фотографиям, выполненным замечательными московскими мастерами во второй половине XIX столетия и хранящимся в архиве Музеев Московского Кремля.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
470 лет назад на царство венчался Иоанн IV
25 января 1547 года (470 лет назад) состоялось венчание на царство Иоанна IV (Грозного) – де-юре предпоследнего представителя московской ветви династии Рюриковичей. Факт в том, что на Руси это было ещё и первым венчанием на царство. Само же царство Иоанна продлилось до 1584 года с перерывом на весьма странный период правления Русью Симеоном Бекбулатовичем (1575-1576), необходимость которого для царя Всея Руси историки никак не могут однозначно объяснить даже при ссылках на исторические источники.
На момент венчания на царство Иоанну IV не исполнилось и 17-ти. При этом он уже в течение 13 лет являлся, как бы сейчас сказали, легитимным правителем Руси при наличии института регентства. Великим князем Московским.
Историография, особенно та, которая стала публиковаться в годы перестройки, была по-настоящему беспощадна к личности царя Иоанна. Складывается впечатление, что лица, взявшиеся за жизнеописание русского монарха, решили выпячивать наружу исключительно негативные стороны, причём, ещё и стараясь раздуть негатив настолько, насколько это вообще возможно. Добавляли таким «историкам» энтузиазма и отдельные западные «специалисты». Так, в одном из британских фильмов об истории России автор всерьёз заявляет, что Иоанн Грозный за время своего правления «с помощью опричников» казнил и замучил в застенках (внимание!) 10 миллионов человек. 10 миллионов! Это при учёте того, что историки оценивают общее население государства на тот момент не более чем в 12 миллионов человек. Видимо, у западной публики вопросов по поводу адекватности фильма «Би-Би-Си» не возникает.
Иоанн IV провёл ряд важнейших для государства реформ, включая реформу военной службы и судебной системы. При нём начали созываться Земские соборы. Были присоединены огромные территории: Казанское и Астраханское ханства, область Войска Донского, часть Сибири, земли ногайцев и территория Урала и Приуралья. Общая площадь государства выросла почти вдвое.
Церемониал венчания Иоанна IV на царство в последующие годы во многом заимствовали и другие русские самодержцы.
Возрождение власти православных кесарей: «Венчан бысть на Царство Русское»
16 января 1547 года 16-летний первый русский царь Иоанн IV Васильевич (1530-1584) был венчан на Царство. Событие мирового масштаба для Православной цивилизации.
Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт.
Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания (традиционная часть священного коронования), на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю.
В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы (широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения), шапка Мономаха и «крест честной животворящий» с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.
В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским.
В каноническом византийском праве царь даже именовался «внешним епископом Церкви», её ктитором, защитником Православной веры.
Внешнеполитический рост самосознания русского царя
Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев.
Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова:
Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению.
Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.
После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством.
Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями. И отказывался их считать себе ровней. Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде.
Идеология Царской власти по Иоанну Грозному
Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С.М. Соловьёва:
Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически.
Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским – яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя.
Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти.
В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует.
Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам. Грехам царя, которые не дают права или оправдания в неповиновении ему. В глазах Иоанна Грозного неповиновение царю – это бунт и неповиновение самому Божественному закону. Преступление не только против Царя земного, но и против Царя Небесного.
Если бы в русском обществе не выработался и со временем не окреп третейский, примеряющий институт Царской власти, то противоположные интересы разных групп русского общества и разных национальностей разорвали бы единство России. Погубили бы русскую государственность, в море многомятежных, многонациональных страстей.
Именно власть Царская, как особое властное выражение единства русского народа, сохранила страну, «душу нации» и стала его объединяющим знаменем.
Главная мысль Иоанна Грозного и состоит в том, что, не будучи избранной народом, Царская власть по отношению к самому народу является институтом волевым, объединяющим и организующим на дела государственные. Не человеческим хотением, а Божьим управлением цари царствуют и не должны угождать народным слабостям…
Венчание на Царство первого царя – акт величайший в русской истории. А потому, зная дальнейшие прегрешения Иоанновы, будем всё же молиться за душу грешного и каявшегося Государя, много сделавшего для будущего нашей страны.
На Руси состоялось первое венчание на царство
Во время татаро-монгольского ига московские князья привыкли считать себя царями, являясь наместниками Золотой орды. Кроме того, Византийского императора величали «цезарем», что на русский язык переводится как «царь». А великие князья хотели быть преемниками Византии.
Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.
Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.
Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В историю первый русский царь, прозванный Грозным, вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы – единые органы управления. При нем был составлен Судебник – свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.
Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.
А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.
Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.
Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.
Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.
Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.