венский вальс штрауса история
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
“Картина – это поэма без слов”, – Гораций  .
Елена Зотова родилась и работает в Москве. В 1986 году окончила Московскую Школу Художес.
ТОКИО, ЯПОНИЯ (НАСЕЛЕНИЕ: 37 435 191 человек) ДЕЛИ, ИНДИЯ (НАСЕЛЕНИЕ: 29 39.
Пол Лунг, художник из Гонконга, творящий в гиперреалистичном стиле, начал рисовать в 2004, изучив.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ПРЕКРАСНАЯ КЛАССИКА. ВАЛЬСЫ ИОГАННА ШТРАУСА
Много интересного и удивительного кроется в вальсах Штрауса. Так давайте заглянем в таинственный мир Венской музыки, дверь в который приоткрыл для нас сам король!
О композиторе и его вальсах
Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса, наполненные лирикой и поэтикой.
Уже в девятнадцатилетнем возрасте начинающий композитор преподал урок собственному отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой, в завершении концерта был исполнен один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не могло оставить без комментариев подобного рода выходку, и все газеты на утро писали, что пора бы старому поколению композиторов отойти в сторону перед молодыми дарованиями. Отец был в бешенстве.
Тем временем популярность молодого композитора лишь возрастала. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Штрауса. Благодаря обаянию публика обожала Иоганна, его появление за пультом дирижера сопровождалось изысканными высказываниями от лица Высшего Венского общества. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда. Каждый жест вызывал аплодисменты слушателей. Когда звучал последний завершающий аккорд, дирижер медленно опускал руку и словно по волшебству исчезал из зала. Он был великим мастером не только музыки, но и театральной инсценировки.
Мастерство сочинения вальсовых композиций было достигнуто уже в 1860 году. Данный период в жизни можно считать наиболее плодотворным. Один за другим композитор сочиняет шлягеры своего времени, такие как:
Благодаря вальсу, о композиторе стали говорить и писать, его произведения разлетались в миллионных тиражах, как в виде нотных экземпляров, так и на пластинках. Вся биография композитора напоминает изящное кружение в трехдольном ритме. Его вальсы – это его жизнь, его печали и радости, победы и неудачи. История сохранила каждый из них. Вальсы Штрауса – это бриллианты, сверкающие вне зависимости от мастерства дирижера. Сам автор обожал собственные сочинения, но были среди них те, которые особенно нравились Штраусу. Давайте познакомимся с данными произведениями и их историей поближе.
Произведение было написано в 1882 году. В этом же году композитор познакомился со своей будущей женой и творческой музой Адели Дойч. В последствие, для нее он сочинит еще одну композицию, носящую ее имя. Стоит отметить, что композитор первоначально задумывал написать это произведение с включением партии колоратурного сопрано.
Исполнено произведение было лишь через год на одном из благотворительных концертов того времени. Мероприятие проходило в здании театра «Ан дер Вин». Произведение приняли на «ура». Оно разошлось многомиллионным тиражом по всей Европе, и стало считаться одним из популярнейших сочинений автора.
Плавность ритма очерчивается линией контрабаса уже с первой ноты. Тема наполнена большим количеством украшений. Они являются изобразительным средством для полного отображения картин пробудившейся от долгой спячки природы. Все восстанавливается от зимнего сна, наступает великолепное время. Разумеется, данное произведение пришлось по вкусу многим: от любителей до настоящих ценителей профессионального музыкального языка.
«На прекрасном голубом Дунае»
Заказ на данный танец поступил от главного и известнейшего управляющего хоровым обществом в столице Австрии, ему потребовался именно хоровой вальс. Тогда место жительства творца находилось недалеко от берега этой величественной реки, поэтому над названием долго думать не пришлось. Премьера в столице Австрии прошла скромно. Штраус, привыкший к славе и всеобщему одобрению, лишь отшучивался, что самого вальса ему не жаль, а вот, что кода не добилась успеха, вот это его по-настоящему печалит.
Затем Штраус решил оркестровать данное произведение, чтобы кода не пропадала. Впервые оно было исполнено на Всемирной Парижской выставке. Публика ликовала, а вальс занял почетное место в списке. В последствие музыка станет символом Вены.
Музыка чарует и захватывает в собственный мир уже с первых тактов. Словно волшебное и переменчивое течение реки – мелодия композиции. Настроение нежное, но робкое, словно мелкая и волнующая водная рябь.
«Сказки Венского леса»
Одно из самых сказочных и волшебных произведений в творчестве Иоганна Штрауса-сына. Необходимо отметить, что композиция получила звание самого длинного вальса, когда-либо написанного композитором.
Слушая произведение можно заметить, что сказочная и таинственная атмосфера, передана при помощи специальных музыкальных приемов. К ним можно отнести и невероятно приятное звучание инструмента цитра, и включение в мелодическую и тематическую линию фольклорных мотивов. Так, отчетливо прослеживаются характерные черты лендлера. Произведение завоевало сердца многих романтичных людей, которые верят в настоящее чудо.
Вальс из оперетты «Летучая мышь»
Один из самых знаменитых номеров оперетты. Бесконечно свежий и грациозный по характеру. Он словно является яркой иллюстрацией замысла театральной постановки. Примечательно, что одна из известнейших газет того времени опубликовала более чем хвалебную статью, касающуюся успеха данной композиции. В ней автор указал, на богатство музыкальных тем композитора, иронично прибавив, что такого музыкального воображения хватит на несколько молодых французских сочинителей.
Гармония вальса достаточно подвижна, она и создает особое настроению. При этом инструментовка создает эффект певучести и мелодичности. Невероятная красота скрывается за мелодической линией. Не запомнить это произведение невозможно.
За всю творческую карьеру композитором было сочинено практически 170 музыкальных произведений в данном жанре.
Популярность вальсов Штрауса сложно недооценить. Разумеется, что многие кинорежиссеры и продюсеры использовали музыку в собственных фильмах.
Также вальсы Иоганна Штрауса можно услышать в кинолентах:
«На прекрасном голубом Дунае»
«Сказки Венского леса»
На сегодняшний день музыка используется в нескольких короткометражных фильмах:
Самые популярные вальсы:
Среди 170 композиций существуют несколько произведений, особенно полюбившихся слушателям:
Каждый танец наполнен удивительной атмосферой. В те времена их знал каждый вне зависимости от положения на социальной лестнице. Все от мала до велика, напевали мелодии вальсов, танцевали под них, влюблялись, женились, праздновали Новый год. Эта музыка создана, чтобы делать людей по-настоящему счастливыми.
Иоганн Штраус-сын подарил миру огромное творческое наследие. Каждый его вальс – это маленькая, но яркая история, какой в нем будет финал, зависит от слушателя.
Легкость, их беззаботность и невероятная грациозность заставляют слушать произведение еще и еще, бесконечно. Так не отказывайте себе в этом удовольствии.
Рубрики: | Художники, картины Музыка Видики Путешествия Искусство музеи фото история фэнтази кино артисты |
Метки: музыка вальс для вас. Иоганн Штраус классика видео композиторы
Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям
История вальса – самого известного символа Вены
Судьба венского вальса – когда-то обольстительного, а сегодня скорее ностальгического танца – и его влияние на наше восприятие оперы «Кавалер розы»
«Бал в Хофбурге», Вильгельм Гаузе, 1900 год
Один из самых устоявшихся образов Вены – «вальсирующий город». Элегантно одетые пары кружатся по бальной зале, оркестр играет что-нибудь из Штрауса – как правило, Иоганна-младшего, а не Рихарда. И новогодним утром, 1 января, праздничный концерт Венского филармонического оркестра в Музикферайн продолжает поддерживать этот образ, не в последнюю очередь благодаря знаменитому обязательному бису «На прекрасном голубом Дунае». В опере «Кавалер розы» Барон Окс во втором действии исполняет вальс как популярную песню, которая затем наполняет музыкальную атмосферу оперы и плавно перетекает в третье действие. Если мы в Вене, значит, непременно все должны танцевать вальс!
Вальс стал ассоциироваться с венской культурой с самого своего зарождения благодаря общественным танцевальным залам, которые открылись здесь в начале XIX века, в частности, зал «Шперль» в 1807 году. Это отождествление танца с городом началось с возникновением и развитием танцевальных оркестров Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Эти композиторы и дирижеры писали для своих оркестров популярные вальсы. После того как Иоганн Штраус-отец проехал с концертами по континенту, такое представление о Вене распространилось по миру.
Сила вальса – в его обольстительной природе. В начале XIX века он считался неприличным танцем, потому что не только был предназначен для двоих и исключал остальных танцоров (ведь в других танцах того времени могли участвовать одновременно четыре или восемь человек), но и требовал тесного физического контакта. Если партнеры не будут крепко держать друг друга, то сила вращения разделит их. Более того, крайне рекомендуется во время танца смотреть прямо в глаза партнеру: эта единственная, зафиксированная точка взгляда помогает избежать головокружения из-за эффекта вращающихся стен, который возникает, если смотреть поверх плеча партнера.
Интимный, сексуальный оттенок вальса, который возмущал ханжески настроенное общество, но волновал танцующих в начале XIX века, стал одной из отличительных черт вальса к началу XX века. Когда Барон Окс напевает вальсовый мотив в «Кавалере розы», этим он подтверждает, что в 1911 году, когда состоялась премьера оперы, вальс был не только знакомой, но и современной музыкальной формой. Вальс к тому времени приобрел двусмысленность и вызывал соответствующие ассоциации, как и намерения Окса. Ностальгия в музыке «Кавалера розы» для первых зрителей оперы ощущалась благодаря вплетению композитором в мелодию отголосков стиля рококо XVIII века, а вовсе не из-за включения им вальса – и в самом деле, использование его в декорациях Вены 1740-х годов было анахронизмом, что и вызвало критику на премьере оперы в Дрездене.
К концу 1920-х годов символизм венского вальса изменился навсегда. Австро-Венгерская империя рухнула, и это политическое событие, подобное землетрясению, вызвало волну ностальгии, и не в последнюю очередь по музыке и театру. На сцене показывалась ностальгическая и романтизированная картина мира, который был разрушен. Вена, находившаяся в упадке, стала символом падения всей империи. Когда Рихард Штраус писал вальсовую музыку для оперы «Кавалер розы», зрители тогда еще могли слышать что-то для них современное. Но всего пару десятилетий спустя ту же самую музыку стали воспринимать по-другому, с тоской по прошлому, и в Австрии, и во всем мире.
Когда в 1939 году Европа опять приближалась к войне, ностальгия по довоенному времени (до Первой мировой войны), связанная с Веной и вальсами, стала даже сильнее. Ассоциации, которые вызывал вальс в Вене 1939 года, очень отличались от тех, которые возникали у первых зрителей «Кавалера розы» в 1911. Тогда Рихард Штраус перекинул музыкальный мост для публики в мир, который они знали. Для следующего поколения этот вальс стал музыкальным символом мира, который они утратили. Сегодня, более века спустя после премьеры оперы «Кавалер розы», слышим ли мы венский вальс в каком-то ином смысле, чем просто романтический отголосок эпохи, которой мы не знали?
Фрагмент статьи Джона Снелсона «Вена во времена вальса», полностью опубликованной в буклете к спектаклю Королевской оперы «Кавалер розы».
Перевод: Валентина Таратута
Текст является переводом статьи, размещенной на сайте ROH. По договоренности с театром текст дается в точной редакции автора статьи, имя которого указано в тексте перевода. За все неточности и ошибки в тексте «Музыкальные сезоны» ответственности не несут.
Иоганн Штраус (старший). Венский вальс
Венский вальс.
Фрагмент пока не представлен (см. ниже)
ТОП-100
Народный рейтинг популярности: 10
Правильно отвечают 0 % игроков. Чаще всего путают с произведениями:
N/A
Иоганн Штраус (старший). Венский вальс (Der Wiener Walzer)
Известный венский композитор Иоганн Штраус-старший среди множества произведений написал знаменитый «Венский вальс» («Der Wiener Walzer»). Он много где упомянут, в том числе в википедии.
Поэтому фрагмента «Венского вальса» Штрауса-старшего в нашей коллекции нет. Если Вы знаете, где можно найти его запись, напишите нам, пожалуйста.
** В широком смысле слова «венским вальсом» называют целую разновидность вальсов, но нас интересует именно «Der Wiener Walzer».
P.S. Разумеется, мы не могли не использовать столь популярное заблуждение, и включили нашего «летучего голландца» и в рейтинг, и в тест. Если он фигурирует в вариантах ответа, то заведомо в качестве неправильного варианта. Пусть это будет подсказкой тем, кто внимателен к материалам сайта.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (7)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Вячеслав, видео недоступно. Возможно, из-за того, что сейчас пробую смотреть не из России. Проверю еще раз 30 июня.
Вячеслав, да, по возвращении в Россию я тоже смог теперь посмотреть это видео. Вальс мне не знаком. Вряд ли его могли исполнять русские солдаты, освобождавшие Вену )))
«исполнять русские солдаты, освобождавшие Вену»
Речь везде, видимо, идёт о произведении сына, поскольку
в широких массах вряд ли подозревали о существовании
аж четырёх Штрауссов и деления на отца и сыновей.
И где фрагмент, позвольте узнать?
Фрагмента нет, по причине, указанной в описании
Только в процессе подготовки английского варианта викторины мы на английской википедии нашли подробный перечень вальсов Штрауса-старшего. Думаю, «тот самый» венский вальс это Wiener Launen-Walzer, Op. 6 Vienna Fancies Waltz
И, скорее всего, Вы этот вальс раньше не слышали 🙂
Вот-вот, примерно такие «подборки» нам и встречаются 🙂
* Отрывки «Иоганн Штраус (старший). Венский вальс» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
На прекрасном голубом Дунае: 10 шедевров Иоганна Штрауса-младшего
Кристина Полорчян
Автор популярных оперетт родился в Вене в семье известного композитора и дирижера Иоганна Штрауса-старшего.
Юному Иоганну пришлось учиться играть на скрипке тайком от отца, потому что тот хотел, чтобы сын стал банкиром. Благодаря матери он смог продолжить свое музыкальное образование и вскоре уже виртуозно играл на фортепиано и скрипке. В 1844 году он начал выступать как дирижер собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром его отца (после смерти Штрауса-старшего они были объединены). С 1863 по 1870 год Штраус занимал должность дирижера венских придворных балов.
За отведённые ему 73 года он написал более 500 произведений, пользующихся огромной популярностью и в настоящее время. Излюбленными жанрами композитора были полька, мазурка и вальс, большое внимание он уделял опереттам. Штраус-младший неоднократно приезжал в России в гастролями. После первого посещения он написал знаменитый вальс «Прощание с Петербургом» (1858). Его светлое, яркое и жизнерадостное творчество оказало значительное влияние на таких виртуозов танцевальной музыки, как Имре Кальман и Франц Легар.
«Вечерняя Москва» предлагает вам вспомнить самые известные произведения маэстро.
1. Оперетта «Летучая мышь» (Die Fledermaus, 1874)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Летучая мышь»]
2. Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau, 1867)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «На прекрасном голубом Дунае»]
3. Вальс «Жизнь артиста» (Künstlerleben, 1867)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Жизнь артиста»]
4. Вальс «Сказки Венского леса» (G’schichten aus dem Wienerwald, 1868)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Сказки Венского леса»]
5. Вальс «Императорский вальс» (Kaiser-Walzer, 1888)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Императорский вальс»]
6. Оперетта «Цыганский барон» (Der Zigeunerbaron, 1885)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Цыганский барон»]
7. Вальс «Весенние голоса» (Frühlingsstimmen, 1883)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Весенние голоса»]
8. Вальс «Тысяча и одна ночь» (Tausend und eine Nacht, 1871)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Тысяча и одна ночь»]
9. Вальс «Прощание с Петербургом» (Abschied von St Petersburg, 1858)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Прощание с Петербургом»]
10. Вальс из оперетты «Карнавал в Риме» (Der Karneval in Rom, 1873)
[OBJ Иоганн Штраус-младший – «Что со мной?» (вальс из оперетты «Карнавал в Риме»)]
Вальсы штрауса: история, интересные факты, слушать
В венском вальсе кружится любовь…
Дорогие читатели, встречаем весну! Как же я всегда радуюсь ее приходу. Да, наверно, многие меня в этом поддержат. Такое в душе идет обновление, какое–то особенное воодушевление.
И сегодня я предлагаю всем нам встретить весну музыкой. Приглашаю вас в гости к венским классикам.
И гостить мы будем у них вместе с Лилией Шадковска, читательницей моего блога, учителем музыки с огромным стажем.
Те, что часто бывают на блоге, знают Лилию по некоторым статьям. Лилия рассказывала нам о Солнечном Моцарте и его волшебном эффекте его музыки. Приятно, что статьи такие вам очень нравятся. И спасибо огромное Лилии, что она так интересно рассказывает обо всем. А сейчас я предаю слово Лилии. Встречаем ее замечательную статью о венских классиках.
В гостях у венских классиков
Здравствуйте, дорогие наши читатели! Вот и наступила весна! И так хочется наших дорогих читателей порадовать новой музыкой, новыми открытиями. Сегодня мы приглашаем Вас в гости к венским классикам.
Наверняка, вы не раз слышали такое понятие как венская классика и венская классическая школа. Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена — столица музыкальной культуры того времени. Именно это направление европейской классической музыки сложилось со второй половины 18 века в Австрии.
И первыми представителями венской школы являлись Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, а позднее туда вошли и другие композиторы такие как Шуберт, Лист, Брамс, Сальери, Зуппе, Легар, Кальман и всеми нами любимый –Иоганн Штраус-младший. О нем и его творчестве мы расскажем Вам сегодня. Но, сначала о Вене.
Вена — город музыки
Вена — одна из жемчужин Европы, необычайно красива и приветлива, славится архитектурной красотой, дворцами, садами, парками. Красота простирается на весь образ жизни. А весенняя Вена — это буйство красок, это пьянящий аромат распустившихся цветов, это яркое солнце и какая-то пронзительная синь неба.
«Замечталась красавица Вена» Евгения Солод
…Замечталась красавица Вена и дрожит, словно скрипка в руках. Сквозь века она слышит Шопена, растворяясь в своих облаках. Умывается в водах Дуная, красотой покоряет весь мир… Тихо дремлет, конечно, не зная, что душа ее — наш сувенир.
В Венском вальсе кружатся тревоги, в венском вальсе кружится любовь.. Впереди города и дороги, впечатлений багаж вновь и вновь..
Весна — это пора возрождения чувств, эмоций, пора новых открытий и начинаний и, конечно, пора любви.
И хочется почувствовать всю прелесть разлитых в воздухе весенних ароматов, вдохнуть полной грудью и оглянутся вокруг, отбросив все печали и тревоги, слушать и слушать музыку.
Музыка тоже хорошо себя чувствует в этом городе. Нередко можно услышать на улицах Вены арии из опер, которые напевают благодушные горожане.
Венский вальс – аромат любви
Венский вальс- аромат любви. Более того, Вена стала и городом вальса, ибо он превзошел все остальное жанры. Венский вальс полон совершенно безмятежного упоения жизнью!
Он стер государственные границы. В 1804 французы признались в своей страстной любви к этому легкому, поэтичному и скользящему танцу. Этот грациозный и изящный танец становится украшением многих светских мероприятий, балов Европы. А каждый вальс Иоганна Штрауса – гения венского вальса – это шедевр, это фейерверк чувств и эмоций.
Иоганн Штраус – король вальса
Иоганн Штраус (1825-1899) — известный австрийский композитор, дирижер и скрипач родился в Вене в семье австрийского композитора Иоганна Штрауса (старшего). Мальчик мечтал стать знаменитым, писать вальсы лучше своего родителя. Но Иоганн Штраус – отец запретил заниматься музыкой своему старшему сыну. Он мечтал о коммерческой деятельности своего сына.
Как-то застав своего первенца со скрипкой в руках, Штраус-старший запер ее в сундук, и тогда мать купила сыну новую скрипку. Так Иоганн стал занимался музыкой тайком. Жизнь стала трудной, а материальные условия стеснены, когда отец ушел из семьи.
И вот Иоганн решительно выбирает путь дирижера и композитора. Он получает превосходное профессиональное образование. Он получает заказ написать духовную кантату, после чего муниципалитет Вены дает юноше право выступить как дирижеру и композитору.
Тем не менее, он тяготеет к полькам и вальсам и первый вальс, с которым Иоганн дебютировал, называется «Сердце матери». «Я решил воспользоваться талантом, развитием которого я обязан моей матери, находящейся в данное время без поддержки и средств к существованию, чтобы отблагодарить ее в меру моих скромных возможностей…»
Этот вальс вызывали несколько раз на бис. Затем звучали и другие вальсы, а наутро газеты вышли с заголовками: «Доброй ночи, Йозеф Ланнер; добрый вечер, Иоганн Штраус-отец; доброе утро, Иоганн Штраус-сын!»
Иоганн Штраус-сын покорил Вену с первого же концерта. Наступила пора успеха и бешеной работы. Его жизнь полна событиями, он много гастролирует, дирижирует оркестром, сочиняет музыку.
Иоганн (младший) написал 16 оперетт, комическую оперу, балет, марши, поднял танцевальный жанр до симфонических вершин: польки, мазурки, кадрили, вальсы льются как из рога изобилия. Его стали называть волшебный Штраус «Король вальсов», а современники называли его «Моцартом вальсов».
Но среди всех вальсов выделяют истинно гениальные- это «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Вино, любовь и песни» (это название, звучащее как жизненное кредо, Штраус взял… из стихов Мартина Лютера), «Императорский вальс»(в память о победе австрийцев над турками в 17 веке),«Весенние голоса» (самый ликующий свой шедевр Штраус создал в 73 года!).
Особую популярность Штраус снискал прежде всего неповторимым стилем исполнения, играя одновременно на скрипке и управляя оркестром. А его вальсы превратились в символы любви и праздника! Вена рукоплескала Штраусу. В свою очередь композитор писал: «Если это правда, что у меня есть талант, я могу поблагодарить прежде всего любимую Вену за это.»
Мысленно совершая прогулки по прекрасной Вене, упоённые весенним настроением, предлагаем Вам послушать потрясающую музыку «Короля вальсов»
И.Штраус. Весенние голоса. Венский Вальс
«Весенние голоса» — один из самых известных вальсов, написанный в 1882 году и впервые исполнен в 1883 году на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин»
Автор фото : Wilhelm Gause — Historisches Museum der Stadt Wien. Общественное достояние.
Иоганн Штраус. Сказки венского леса
Графиня Тереза Полина предлагает композитору написать к балу новый чудесный и волшебный вальс. Но для сочинительства необходимы вдохновение и тишина, поэтому Иоганн принимает предложение графини и переезжает в её дом.
Однажды, во время конной прогулки он слышит волшебные звуки рожка. Эта музыка вдохновила композитора на создание вальса «Сказки венского леса» И с первых же аккордов перед нашими взорами предстают венский лес, зеленые поляны, где под тенью вековых дубов, звучит радостный смех. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как гимн юности и любви.
Иоганн Штраус. На волнах голубого Дуная
В 1867 году открылась Всемирная выставка в Париже. Штраус решил среди других музыкальных произведений исполнить и «Голубой Дунай», премьера которого, по мнению самого композитора, была неудачной.
Но уже первую часть пьесы покрыла буря аплодисментов.
Вальс приняли на ура! При обычном тираже популярной музыкальной пьесы в 5–10 тысяч экземпляров «Голубой Дунай» в короткий срок был издан… миллионным тиражом!
Парижская слава «Голубого Дуная» докатилась до Вены. И теперь это любимейший вальс венцев. Под него даже не принято танцевать. Элементы музыкальной изобразительности появляются уже во вступлении, музыка рисует картину утреннего пробуждения природы под лучами восходящего солнца и действительно напоминает течение великой реки.
Иоганн Штраус. Вальс «Розы с юга»
Изумительный по красоте вальс из оперетты «Кружевной платок королевы».
«Был очень насыщенный вечер, люди заполнили здание до чердака, чтобы послушать новое произведение Штрауса, которое стало достижением крайне редкого сегодня титула для композитора «Наш превосходной Штраус!» — так газета «Фремденблатт» писала 3 октября 1880 г. о полностью успешной премьере оперетты Иоганна Штрауса «Кружевной платок королевы», которая прошла в театре «Ан дер»
Иоганн Штраус. На охоте
Штраус. Полька «Пиццикато»
Иоганна Штрауса принято считать и творцом венской оперетты. К этому жанру он шел довольно долго. На симфонию он и не замахивался, написал всего одну оперу, а единственный балет он не успел закончить. А вот оперетта….Этот музыкальный жанр принес ему много лавров.
«Летучая мышь» — типичная венская оперетта, где царят любовь, флирт, добродушный юмор и, конечно танцевальные ритмы вальсов, полек. Работа над опереттой длилась всего 6 недель. Её премьера состоялась в 1874 году и имела оглушительный успех в Париже, где состоялась её премьера, а через 20 лет она начала свое триумфальное шествие по всему миру.
И.Штраус. Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
В успехе «Цыганского барона» почему-то многие сомневались: и чтобы занять публику, дирекция вывела на сцену живую лошадь. Но и без этого представление неожиданно вылилось… в грандиозный триумф! Музыкальные достоинства «Летучей мыши», «Цыганского барона» сделали их достоянием репертуара самых серьезных оперных театров.
«Цыганский барон» Ария Баринкая
Роман с Россией
В 1855 году Штраус получает приглашение дирижировать концертами в Павловске под Петербургом. В течение нескольких лет он должен был играть и дирижировать поистине за царский гонорар в 22 тысячи рублей за сезон! Предложение заманчивое, но с Россией Штраус уже знаком, и не с лучшей ее стороны.
В разгар революции 1848 года он с оркестром решил подработать на российской территории без документов и не озаботился получить визу. В результате весь оркестр был арестован и доставлен к генералу Абрамовичу. Штраус доказывал что они музыканты, а не повстанцы. Выслушав их игру, Абрамович сказал: «Превосходно играете. Но все равно вы мошенники!» И отправил их снова в тюрьму.
На счастье, в Варшаве в то время находилась царская семья. Жена Николая I императрица Александра Федоровна приказала освободить музыкантов и извиниться перед ними. Вот так и заманивали в Россию Штрауса, но уже как желанного гостя.
В течение многих лет каждое лето Штраус проводит в России. Ему удалось покорить русскую публику венской классикой. Здесь он пережил один из самых пленительных романов. Он встречает свою первую любовь — Ольгу Смирнову, но родители девушки не дали согласие на брак. Лучшим воспоминанием об Ольге стал вальс «Прощание с Петербургом»
Иоганн Штраус. Вальс «Прощание с Петербургом»
Интересные данные и факты из жизни Иоганна Штрауса
Иоганн Штраус – это известный венский композитор, который создал много оперетт, и написал прекрасные вальсы. Неслучайно его называют «Королём вальсов».
Его музыкой наслаждались раньше, и не перестают слушать и в наши дни. Его знаменитые оперетты, такие как «Летучая мышь», «Цыганский барон», люди просматривают по несколько раз.
Его музыка легка и понятна, но в то же время имеет глубокий смысл.
Первые аккорды
Иоганн Штраус родился в музыкальной семье в 18 веке. Его отец был известным человеком. У него был собственный оркестр в Вене, где выступал, как дирижёр. Его оркестр часто проводил репетиции у Штраусов на дому, и маленький Иоганн всегда мог слышать прекрасные аккорды у себя дома.
Музыка завораживала его ещё с детства, и маленький мальчик начал сочинять свою музыку, но отец категорически был против этого. Он считал, что Иоганну нужно выбирать профессию совершенно в другом направлении. Мальчик в тайне от отца начал брать уроки игры на скрипке. Единственное, что разрешил отец, это заниматься игрой на фортепиано.
Математика – непостижимая наука
Иоганну Штраусу никогда не везло с точными науками. В математике он разбирался плохо, и когда его строгий отец захотел, чтобы сын стал бухгалтером, он очень огорчился.
Мальчику никак не удавалось подружить дебет с кредитом, и в тайне от грозного родителя, он продолжал совершенствоваться в игре на скрипке. Вопреки запрету отца, настойчивый Иоганн подаёт заявление в магистрат, чтобы стать дирижёром.
Когда парню исполнилось семнадцать лет, отец бросил семью, и он стал главным помощником в семье.
Дебют в казино
В 1844 году состоялся дебют Иоганна Штрауса, как молодого композитора недалеко от Вены.
Причём внимание публики концентрировалось на том, что он будет исполнять не только известные произведения, но преподнесёт и свою собственную музыку. Концерт проходил в хорошо известном казино.
Эта новость ошеломила всех венских жителей, а когда «Аллегорический вальс» попросили сыграть целых девятнадцать раз, к Иоганну пришёл большой заслуженный успех.
Поклонницы
Будучи юным красавцем, у Иоганна Штрауса было много поклонниц, но короткие романы не приносили удовлетворения молодому человеку. Он писал музыку, и был увлечён и покорён ею. Будучи по натуре темпераментным и порывистым человеком, Иоганн искал спутницу, близкую ему по духу. Искал и не находил. Он всё перебирал и перебирал невестами, но так никто и не затронул его сердце.
Приглашение в Россию
В 1856 году Иоганн Штраус получил приглашение в Россию, и в течение десяти лет дарил свои прекрасные вальсы, выступая в Петербурге и других городах России. Он непринуждённо держался на сцене, легко управлял смычком, умел красиво и элегантно пританцовывать в такт музыке. Иоганн Штраус был и так прекрасен собой, а когда брал в руки скрипку, затрагивал души достопочтенной публики.
Ольга Смирнитская
Ольга Смирнитская перевернула сердце прекрасного ценителя музыки Иоганна Штрауса. Она была красавицей, и к тому же умной и начитанной. Девушка хорошо разбиралась в музыке и была очарована стихами Лермонтова.
Свидания Ольги и Иоганна были насквозь пропитаны романтикой. Они встречались в чудесных садах и парках возле журчащих фонтанов и нежных скульптур. Иоганн впервые задумал жениться, но отец девушки был против, видя в молодом человеке лишь посредственного музыканта, который что-то там пиликает. Он считал, что его дочь заслуживает лучшей судьбы. Таким образом эта замечательная пара распалась.
Генриетта Трефц
Генриетта Трефц некогда была известной оперной певицей. Она сумела завоевать сердце Иоганна, и полностью решила посвятить ему всю себя. Она его боготворила. Женщина была далеко не глупой и умела давать нужные советы. Она была помощницей во всём. Когда будущий великий композитор работал, она ходила на цыпочках.
Генриетта оградила Иоганна от всех бытовых вопросов, и сама держала всё под контролем. Именно она настояла на том, чтобы Иоганн перестал увлекаться вальсами, а проявил себя, как композитор. Их семейная жизнь закончилась довольно неожиданно: в силу трагических обстоятельств Иоганн Штраус овдовел. Это обстоятельство его невероятно потрясло, и он сразу же уехал в Италию.
1-я оперетта
Зимой 1871 года в театре «Ан дер Вин» впервые прозвучала оперетта «Индиго или сорок разбойников». Это было нечто новое, что зрители привыкли понимать под словом оперетта. В 18 веке она носила сугубо комедийный характер с нотками пародии.
Первая оперетта Штрауса имела успех. Через три года в том же театре была поставлена оперетта «Летучая мышь», которая покорила всех зрителей. Это весёлая, лёгкая музыкальная композиция с глубоким смыслом, и неожиданной развязкой.
С помощью музыки Иоганну удалось передать характеры персонажей, и подчеркнуть настроение.
Вторая жена
Вторая жена у Иоганна Штрауса появилась очень быстро после смерти Генриетты Трефц. Это была молодая немецкая певица Анжелика. Их брак не стал счастливым.
Жена думала только о себе, и к тому же не считала нужным быть верной мужу. Она изменила ему с директором театра «Ан дер Вин», который был ещё и другом Иоганна, что было ещё ужасней.
Композитор очень тяжело пережил такое предательство.
Адель Дойч
Адель Дойч была хорошо знакома с первой женой Иоганна Штрауса. После всех пережитых событий великий композитор совсем было сник. Здесь под руку попалась Адель, которая окружила его заботой и любовью.
Благодаря ей, Иоганн Штраус воспрянул духом, и снова почувствовав почву под ногами, женился. В мире и согласии они прожили долгие годы. Адель была моложе Штрауса, но никогда этого не замечала. Иоганн выглядел очень хорошо, был галантен, и тактичен.
Он будил её по ночам, чтобы сыграть вальсы на скрипке. Адель относилась к нему с нежностью.
Смерть великого человека
Жизнь великого композитора оборвалась в 1899 году. Накануне он почувствовал, что силы покидают его, и ужасно кружится голова. Усилием воли Иоганн Штраус постарался не придавать этому значения, и продолжал дирижировать. После того, как ему стало совсем плохо, врач поставил неутешительный диагноз – воспаление лёгких. На то время это была не излечимая болезнь.
Иоганн Штраус-сын. Биография «короля вальса» — Путеводитель от Михаила Шварца
Иоганн Штраус-младший — первый сын знаменитого Иоганна Батиста Штрауса. 15 октября 1844 года состоялся дебют молодого дирижёра в казино, в пригороде Вены. А с 1852 года его оркестр играл при дворе нового императора.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
Иоганн Штраус-младший (Johann Strauß (Sohn)) родился 25.10.1825 г. Он был первым сыном знаменитого Иоганна Батиста Штрауса и его первой жены – Анны.
Отец мальчика в то время уже был известным деятелем искусств. Оркестр, в котором Штраус-старший выступал в роли дирижёра-солиста, собирал полные залы. Под его польки и вальсы танцевала вся Вена.
Дети в семье Штраусов рождались один за другим. Отец не хотел, чтобы дети повторяли его путь, и запрещал им брать в руки скрипку (играть на фортепиано не возбранялось). Маленький Иоганн при содействии матери тайно брал уроки скрипки.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях. Свой заработок он отдавал за обучение мастерству игры на скрипке, втайне мечтая превзойти отца. Штраус-старший к тому времени завёл вторую семью. От любовницы Эмилии у него тоже рождались дети.
Иоганн-младший в 19 лет собрал собственную капеллу и решил стать дирижёром. Он подал прошение в венский магистрат. Узнав о его решении, разгневанный отец окончательно оставил семью. Мать подала на развод.
15.10.1844 года состоялся дебют молодого дирижёра. Штраус-сын со своим оркестром выступил в казино, в пригороде Вены. Публика высоко оценила его мастерство. Иоганну-старшему было тогда всего сорок лет. Отец был талантлив и полон сил, имел связи при дворе. Между музыкантами началась борьба. Отец играл при дворе и на светских балах — на долю сына оставались казино и кафе.
Во время революции 1848 года политические убеждения сына и отца разошлись. Старший Штраус поддерживал Габсбургов — сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Отец вдруг утратил симпатии публики. Поклонники отвернулись от него, залы начали пустовать. Это подорвало его здоровье. Штраус-старший умер в 1849 г. В жизни сына начались перемены.
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
Прославленный отцовский оркестр перешёл к сыну. С 1852 года оркестр молодого Штрауса играл при дворе нового императора, Франца-Иосифа I.
Летом 1854 г. представители железнодорожной компании из России явились к Штраусу. Маэстро предложили контракт на выступления в Павловском парке. Иоганн согласился, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и для членов императорской семьи. В Вене его заменил младший брат – Йозеф, который к тому времени тоже стал дирижёром.
В России Штраус провёл пять сезонов. Он серьёзно увлекся русской девушкой, Ольгой Смирнитской.
Сразу после разрыва с ней композитор женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала для него женой, секретарём и советчиком.
В конце 60-х начале 70-х годов Иоганн создал лучшие вальсы: «Прощание с Петербургом», «Сказки Венского леса», «На голубом Дунае». Летом 1869 года в России выступали оба брата – Иоганн и Йозеф. К сожалению, Йозеф был уже болен и вскоре умер.
После смерти брата Иоганн продолжил работу с удвоенной энергией. Он больше не хотел быть «придворным дирижёром» (это место занял младший брат – Эдуард). Амбициозная Етти посоветовала мужу начать серьёзную работу. Иоганн стал работать над опереттой.
Первый музыкальный спектакль состоялся весной 1874 г. (он назывался «Индиго и сорок разбойников»). Публика была в восторге. Третьим крупным произведением стала «Летучая мышь».
Штраус преодолел новую ступень славы, но в душе он боялся, что когда-нибудь талант и муза покинут его.
Штраус успешно гастролировал, собирал полные залы в столицах России, Англии, Франции и Америки. Он жил в роскоши, входил в высшее общество Вены.
Умерла Йетти Трефц. На какое-то время это выбило Иоганна из колеи. (Позже он женится второй и третий раз.)
Иоганн Штраус (сын) (Johann Strauß (Sohn))
К своему шестидесятилетнему юбилею композитор написал оперетту «Цыганский барон». Она была поставлена во всех крупных австрийских и немецких театрах. А Иоганн решил обратиться к опере — возраст и опыт требовали серьёзной музыки.
Его друг Иоганнес Брамс отговорил композитора от этой идеи – не без труда! Брамс был отчасти прав – это могло закончиться для Штрауса провалом. Однако крушение мечты подорвало веру композитора в собственный талант. Новая оперетта — «Венская кровь» — оказалась неудачной.
Штраус перестал выступать, мало появлялся на публике. Его уговорили дирижировать оркестром по случаю 25-летнего юбилея «Летучей мыши». Это было последнее выступление маэстро. Во время спектакля он простудился, началась пневмония. 30.06.1899 г. Иоганн Штраус умер.
Надгробный памятник Штраусу на Центральном кладбище
Хоронила великого Маэстро вся Вена. Всё состояние Штраус завещал Венскому музыкальному обществу.
Памятник Штраусу в Венском городском парке
Как я экономлю на отелях до 20%?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
Мюзикл «Большой вальс»: бессмертный образ Иоганна Штрауса
Перед нами удивительный американский мюзикл 1938 года «Большой вальс», снятый режиссёром Жульеном Дювивье. Фильм — история жизни знаменитого композитора Иоганна Штрауса, история рождения его бессмертных творений. Волшебная музыкальная сказка, которую хочется смотреть вновь и вновь.
Милица Корьюс. Фото: Celest/wikimedia.org
Показана была картина в рубрике «Зарубежные хиты советского проката» в Библиотеке киноискусств им. С.М. Эйзенштейна в Москве.
Данная кинокартина часто демонстрировалась в России при советском союзе. Особенно в послевоенные годы. Россияне до сих пор вспоминают этот великолепный шедевр. Ведь у немногих не выступали слёзы при просмотре чудесных трогательных сцен!
Фильм повествует о потрясающем австрийском композиторе Иоганне Штраусе. В самом начале фильма мы видим музыканта на должности банковского служащего, который сочиняет свои произведения прямо на рабочем месте.
Начальник замечает сей факт и пытается отнять у него творчество в прямом смысле и уничтожить листок с нотами.
Однако в ответ Штраус грозит уничтожить пачку банковских билетов высокого номинала, сказав, что его творчество дороже!
Штраус увольняется. Он опьянён свободой и решает создать собственный музыкальный коллектив, который будет исполнять его произведения! А участников группы молодой Иоганн набирает из простых рабочих ребят, своих друзей и знакомых. Так начинается удивительное путешествие в мир музыки Штрауса.
Первый же концерт Штрауса в ресторане кажется провальным. В зале нет зрителей, кроме его невесты со своей семьёй и немногих друзей.
Однако уже после завершения концерта в ресторане вдруг волшебным образом оказывается известная оперная дива, роль которой исполнила знаменитая певица Милица Корьюс. Певицу сразу же привлекает молодой талантливый композитор, не медля, она, принимает решение пригласить его во дворец на бал.
Впоследствии между Штраусом и потрясающей оперной дивой вспыхивают яркие чувства, насквозь пронизанные музыкой и волшебной атмосферой искусства. В то же время Штраус как раз женится на своей давней подруге.
Всё это создаёт некий драматизм действия. Трагизм ситуации неустанно накаляется на протяжении всей картины. Однако так было суждено, что у фильма всё-таки счастливый финал.
Кино «Большой Вальс» наполнено удивительной стихией танца. Шикарные балы, яркие вокальные выступления, потрясающие массовые сцены. Всё это сопровождается великолепными музыкальными произведениями Штрауса.
Актёрская игра буквально завораживает своим высочайшим профессионализмом. Искренность, искромётность, лёгкость в каждом движении!
Потрясает персонаж известной актрисы Луизы Райнер, сыгравшей супругу Штрауса. Одним своим взглядом она раскрывает свои глубокие внутренние переживания. Сразу видно, что она относится к своему мужу очень деликатно и терпимо. В каждом разговоре с ним она невероятно тактична, преисполнена заботой, любовью и глубочайшим уважением.
Даже в тот момент, когда девушка узнаёт, что Штраус влюблён в другую женщину, она не показывает этого на публике, словно боится навредить своему мужу, его творчеству.
Оперная дива в лице Милицы Корьюс выглядит изначально излишне легкомысленной и своенравной. Однако вскоре можно заметить, что её рассуждения отличаются глубиной и мудростью. Также в завершении фильма она, несмотря на свои чувства, великодушно отступает от борьбы. Позволяет Штраусу вернулся к своей семье. Этот поступок указывает на благородство её души.
Великолепно показаны сцены оперных спектаклей. Изысканные декорации, сильные танцевальные номера, превосходные вокальные партии и музыка, музыка, музыка…
Стоит обратить внимание на волшебную сцену под названием «Венский лес». Сочетание яркой природы, трелей птиц, ощущения рождения нового творения делают эту сцену невероятно осязаемой. Кажется, что музыки, струящейся с экрана, можно буквально коснуться рукой. Так родилось чудесное произведение «Сказки венского леса».
А в финале… Но не будем забегать вперёд. Скажу лишь, что Штраус стал в буквальном смысле королём Австрии! Ведь он подарил родному народу, да и всему миру, самые лучшие, самые восхитительные свои творения. Мы можем наслаждаться ими и по сей день.
Приятного Вам просмотра и прослушивания музыки Иоганна Штрауса!
Иоганн Штраус биография
Иоганн Штраус (сын) – признанный немецкий композитор, «король вальса». Биография Штрауса очень интересна, его жизнь наполнена различными событиями.
Согласнократкой биографии Иоганна Штрауса, композитор родился в 1825 году в Вене в семье известного композитора.
Иоганн Штраус – старший не поощрял музыкальных увлечений младшего сына (кроме Иоганна – младшего, в семье было еще трое сыновей). Он хотел видеть его банкиром.
Но, в тайне от отца, будущий композитор учился в музыкальной школе по классу скрипки, а по окончании обучения получил блестящие рекомендации от преподавателей.
В 1844 году Иоганн закончил образование и попытался получить лицензию на право дирижировать оркестром.
После развода отец будущего композитора отказал своим детям от первого брака в наследстве и все имущество завещал семерым детям от любовницы (после развода – второй жены).
Конфликт с отцом продолжался, выражаясь в том, что Иоганн со своим маленьким оркестром не мог выступать на больших площадках. Но, несмотря на это, талант молодого человека был замечен, и его назначили главным дирижером военного оркестра.
В 1848 году, после революции, отношения с отцом еще более усложнились из-за того, что Иоганн – старший поддерживал монархию, а младший – революцию.
В 1849 году отец умер, исын простил ему все: он написал в его честь несколько произведений, издал за свой счет все его произведения. Музыканты отца присоединились к его оркестру и отправились на совместные гастроли по Европе. Иоганн-младший имел оглушительный успех.
С 1852 года, после того как молодой композитор примирился с императором Франц-Иосифом, Штраус стал официальным придворным композитором. В его работе ему часто помогали братья, с которыми он был в прекрасных отношениях.
С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, так как был приглашен на должность постоянного дирижера при Павловском вокзале, в г. Павловске.
60-70 года – пик творчества композитора. Он написал лучшие свои произведения – «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса», музыкальное содержание которых можно считать поистине патриотическим.
В 70-ых годах он отказался от должности придворного композитора (передал полномочия брату) и отправился на гастроли по Франции, Великобритании и США. В это же время он начал писать оперетты. С 1874 по 1895 год он создаст свои лучшие произведения: «Летучая мышь», «Цыганский барон» и другие.
В 1895 году композитор отмечал свое 70-летие с размахом. Поздравить его желали все ярчайшие представители европейской аристократии и богемы.
Композитор умер в 1899 году (в 73 года) от пневмонии. Похоронен в Вене.
Долгое время Штраус был влюблен в Ольгу Смирнитскую. Но родители девушки ответили отказом на его сватовство. В 1862 году, после того, как Ольга вышла замуж, Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая была старше его на 7 лет и имела 7 внебрачных детей. Но, несмотря на ее скандальную репутацию, она стала верной женой, и брак, в целом, был удачен.
В 1878 году Халупецкая умерла и Штраус женился на немецкой певице Анжелике Дитрих, но быстро развёлся и сочетался браком с молодой немецкой вдовой Адели Дойч, ради которой поменял веру и гражданство.
Будь в числе первых на доске почета
Австрия для Вас!
Танцуют все! Кто никогда не танцевал вальс? Есть такие? Нет…
Этот танец, изящный и грациозный, давно является украшением различных танцевальных мероприятий. Но современникам — далеким от танцевальных па — даже в голову не придет, что раньше этот танец был запрещен среди представителей высшего сословия по причине… своей неприличности и вульгарности.
С 70-х годов XVIII века танцевали его исключительно простолюдины, взбивая пыль далекими от изящества прыжками на утоптанных деревенских танцплощадках.
Мужчины крепко обхватывали полные талии своих хохочущих румяных партнерш и самозабвенно кружили их под трехтактную музыку южногерманского крестьянского лендлера.
Исследователи этого прелестного гарцевания утверждают, что германцы сопровождали свое топанье в ритме вальса пением уже с XII-XIII вв. Назывался он «Nachtanz», позже стал популярен другой танец трёхдольного размера — «Waltzen». От слияния этих двух танцев и возник вальс.
Французы же настаивают, что сия премилая вещичка принадлежит им. В 1882 году в парижской газете «La Patrie» была опубликована заметка о прованском крестьянском танце в ритме «три четверти», который появился еще далеком 1559 году.
Танец исполнялся под народную музыку, именуемую «Volta». В это же время с аналогичным названием существовал итальянский танец. Volta в переводе с итальянского означает «поворот».
Следует заметить, что большинство исследователей считают родиной вальса Францию.
Что объединяет немецкий танец лендлер и провансальский танец вольта? Оба они парные и танцевали их в ритме ¾.
Но если в лендлере кавалер, выведя даму на круг, вращал ее вокруг себя, то в вольте сначала были прыжки, а потом появились быстрые повороты и вращения.
Корни этого легкого танца можно проследить во многих танцевальных традициях народов Европы. Например, чехи откопали родословную в народном танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ».
От этих танцевальных баталий не остались в стороне и австрийцы. Не случайно же есть вальс, который именуется просто: венский вальс!
Как всегда, были и гонения на модные веяния, без них — никуда! Кардинал Ришелье в своей легкомысленной Франции тем не менее усмотрел в этой безобидной крестьянской забаве бикфордов шнур, который привел бы к подрыву устоев религии и общества. Это было возмутительно — после чинного и галантного менуэта — хватать даму за руку, а тем более — о, ужас! — за талию!
В конце концов произошло смешение разных танцевальных традиций и неприличный вольт — оставив в стороне исторических троп прыжки и, смешавшись с кружением германского лендлера — вывел на сцену танцевального жанра новый танец — вальс! Вальс в переводе с немецкого означает walzer, то есть «кружиться».
Изящная публика заинтересовалась вальсом во второй половине XVIII века после оперы «Редкая вещь, или Красота и добродетель» австрийского композитора В. Мартин-и-Солера, где вальс станцевало сразу несколько пар.
Вскоре этот танец приобрёл популярность во всей Европе, но всё-таки к нему относились с большой осторожностью. По-прежнему вальсу приписывали черты вульгарности и безнравственности, поскольку брать даму за талию считалось верхом неприличности.
Возник конфликт отцов и детей, причем молодежь взяла вверх.
Почтенные дамы и кавалеры относились неодобрительно, а молодёжь, в отместку, выказывала свой восторг вальсу. Дошло до того, что вальсу — «основному источнику слабости тела и вырождения поколения» — объявили войну: его пытались запретить, установить строгий регламент (не более 10 минут танца) и т.д. Но все попытки остановить танцевальный прогресс были безуспешны.
Именно в Австрии, в Вене, при дворе поклонников строгого испанского этикета Габсбургов в 1815 году на конгрессе союзников представители разных стран праздновали победу над Наполеоном, танцуя новый танец.
Триумф победы положил начало быстрому распространению и развитию этого прекрасного и некогда вульгарного вальса. В середине XIX века «немецкий» вальс становится самым популярным танцем в Европе.
Платья с пышными юбками и корсетами превосходно подчёркивали красоту и грациозность движения дам.
До сих пор ученые мужи ломают копия о том, где и когда возник венский вальс. Очевидно, что венский вальс зародился не в Австрии. Вальс называют венским из-за того, что пик своей популярности он пережил в Вене под музыку знаменитого Штрауса-сына.
Своим появлением вальс не обязан Австрии, но, бесспорно то, что именно в Вене он расцвел пышным цветом под ласковым небом музыкальной столицы Европы.
Именно в Вене за сезон балов проходит более 400 балов всех мыслимых профессиональных кланов, начиная от гильдии мусорщиков и заканчивая балом животных. Конечно, алмаз, который венчает эту танцевальную диадему, — это знаменитый венский Оперный бал!
Все желающие могут составить для себя календарь балов и вальсировать в ритме 3/4 такта. Откройте свою страничку бального календаря уже в августе!
Краткая биография Иоганна Штрауса самое главное
Великий «Король Вальса» Иоганн Штраус родился в 1825 году. Он был первенцем в семье знаменитого музыканта. Отец смог подняться из нищеты до самых высот, завоевав популярность во всей Европе. Панически боясь конкуренции, даже своим собственным детям он запрещал заниматься сочинительством и игре на скрипке.
Уже в шесть лет маленький Иоганн сочинил свой первый вальс, наигрывал различные мелодии на скрипке, за что был не раз выпорот отцом. Но мать Штрауса одобряла его занятия музыкой и во всём ему помогала.
По наставлению отца, который желал, чтоб сын стал банкиром, поступил в высшее коммерческое училище. Но любовь к музыке была сильнее. Вскоре он бросил учебное заведение, полностью посвятив себя любимому делу. Чтобы сын мог продолжать заниматься музыкой, мать Иоганна развелась с мужем. Не теряя времени, отец женился на своей любовнице, оставив детей без наследства.
В восемнадцать лет Штраус получил право работать дирижёром и создал собственный оркестр. А в девятнадцать состоялось его дебютное выступление, которое стало сенсацией. Соревнования между отцом и сыном длились пять лет. Отец выступал при дворе на светских балах. А сыну оставалась только работа в казино и кафе.
В 1848 году началась революция. Иоганн с отцом оказались на противоположных краях баррикад. Сын стал солдатом национальной гвардии, сочинил знаменитую «Марсельезу», а отец поддерживал монархию, из-за чего стал терять внимание публики.
В 1849 году отец Иоганна умер. Объединившись с оркестром отца, Иоганн с успехом гастролировал по Европе.
С 1852 года Штраус очень популярен, ни одно мероприятие не проходило без его музыкальных шедевров.
В 1856 году гастролировал в России. Дирижируя оркестром, произвёл фурор. Пять лет работал в России.
В 1858 году влюбляется в русскую девушку, дочь помещика. Несмотря на взаимные чувства молодых людей, родители девушки были против этого брака. От любви композитора остаётся лишь сочинённый им вальс «Прощание с Петербургом».
В тридцать семь лет Штраус женился на светской даме, Йетти Халупецкой. Она имела большой жизненный опыт, помогала композитору во всём.
В шестидесятые годы он подарил своим поклонникам незабываемые вальсы — «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».
В 1870 году увлёкся сочинением оперетт, создал «Летучую мышь». Получая баснословные гонорары, гастролировал по Европе, США.
Через пять лет после смерти Йетти, когда Иоганну исполнилось 58 лет, он женился на еврейке Адели Дойч, ради которой поменял религию.
В 1885 году композитор сочинил очередной шедевр — оперетту «Цыганский барон». Популярность Иоганна Штрауса была фееричной. Его семидесятилетие праздновала вся Европа.
Последние годы жизни композитор вёл затворнический образ жизни. В 1899 году, простудившись после выступления, Иоганн Штраус умер, оставив в наследие множество гениальных произведений. Жена композитора посвятила остаток жизни памяти великого музыканта – создала музей.
Интересные факты и даты из жизни
← Эрих Мария Ремарк↑ БиографииБоголюбский Андрей →
Штраус — король вальса
Иоганн Штраус родился 26 октября 1825 года в Вене. Его отец, тоже Иоганн Штраус, известный композитор и дирижер, не хотел, чтобы жизнь сына была такой же беспокойной, как его собственная, и определил юного Иоганна в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира.
Однако Штраус- сын, пользуясь долгими отлучками отца (его жизнь проходила в постоянных гастрольных поездках), тайком брал уроки игры на фортепиано и скрипке. в «заговоре» участвовала и мать будущего композитора, поддерживавшая в сыне его стремление к музыке.
Долго так продолжаться не могло — в один прекрасный день Штраус-отец все узнал и в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку. Любовь к музыке, однако, оказалась в Иоганне Штраусе сильнее страха отцовского гнева. Он бросил изучение коммерции и, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера.
Вскоре он уже основал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 состоялся его дирижерский дебют в ресторане Дом-майера в Хитцинге. Оркестр исполнил вальсы и увертюры своего девятнадцатилетнего дирижера, а в завершение вечера прозвучал «Плач Лорелеи на Рейне» — один из популярнейших вальсов Штрауса-старшего. Последний, несмотря на этот реверанс, был в бешенстве.
Тем более, что на следующее утро венские газеты недвусмысленно намекнули ему, что старикам пора бы сойти со сцены и уступить место новому поколению. «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын», — писали они. Отцу же в ту пору было всего сорок лет.
Но остановить головокружительный взлет сына-конкурента Штраус- старший уже не мог. Оркестр «молодого Штрауса» получал все более выгодные заказы, ни один бал в Вене не обходился без его вальсов. Нужно отметить, что композитор сразу же проявил недюжинную деловую хватку (занятия в коммерческом училище не пропали даром).
Он разделил свой оркестр на небольшие ансамбли, чтобы иметь возможность давать концерты в нескольких залах одновременно, и объезжал их все за вечер, успевая в каждом из них продирижировать хотя бы одним произведением.
Таким образом, ни один из устроителей концертов не имел возможности сказать, что маэстро манкировал своими обязанностями.
Публика была от Штрауса без ума. Вот как описано появление композитора за дирижерским пультом в одной из венских газет того времени: «Легкий поклон с одной стороны — и шквал оваций с другой.
Взмах палочки, быстрый взгляд направо, потом налево — и оркестранты вступают. Из праздничной толпы выделяется высокая прямая фигура дирижера. Он медленно поднимает и опускает палочку.
Это движение как будто передается его кисти, плечу и, наконец, все тело начинает двигаться в такт звучащей музыке. Движения становятся все быстрее, дирижерская палочка рассекает воздух зигзагами: вправо — влево, вправо — влево…
Звуки последних аккордов тонут в аплодисментах. Полуоборот, легкий поклон — и маэстро исчезает. Уж в чем нельзя отказать тебе, Иоганн Штраус Второй, так это в гениальной способности к инсценировке!»
В 1849 году «Иоганн Штраус Второй» стал «Иоганном Штраусом Единственным» — отец композитора умер. Штраус почтил его память, посвятив ему вальс «Эолова арфа», затем объединил свой и отцовский оркестры и начал бурную концертную деятельность.
В течение нескольких последующих лет он совершил триумфальное концертное турне — по Германии, России, Польше. Но успех не ослепил композитора. Он трудился в поте лица и внимательно следил за переменчивой музыкальной модой.
В Париже в ту пору на пике популярности была оперетта. 21 октября 1858 года состоялась премьера «Орфея в аду» Жака Оффенбаха (со знаменитым канканом). Оглушительный успех этого произведения сильно повлиял на формирование новых музыкальных вкусов публики. Ей пришлись весьма по сердцу простые мелодии, запоминающиеся слова и легкий сюжет — словом, все то, что предлагала оперетта.
Штраус к этому моменту уже достиг высочайшего мастерства в сочинении вальсов. Как раз в шестидесятые годы были написаны лучшие из них — в том числе, знаменитый вальс «На прекрасном голубом Дунае».
Тогда же композитор женился на умной и честолюбивой певице Етти (Генриетте) Трефц, а в 1863 году стал распорядителем придворных балов.
В 1870 году он отказался от этой почетной и доходной должности в пользу своего брата Эдуарда и, по настоянию жены, которая так же пристально, как и он сам, следила за переменой музыкальных вкусов публики, всецело посвятил себя оперетте.
В 1871 году Иоганн Штраус написал оперетту «Индиго». Она немедленно получила всеобщее признание. Вскоре за нею последовал такой шедевр, как «Летучая мышь» (1874). Композитор был на пике славы. В 1872 году он получил приглашение дать несколько концертов в США. Концерты были организованы с американским размахом. Слушала Штрауса вся Америка.
О гонорарах маэстро его собратья по цеху говорили благоговейным шепотом. А оркестры, которыми он дирижировал здесь, вполне могли составить население небольшого городка. Так, в Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполнял оркестр из двух тысяч музыкантов.
В 1878 году Иоганн Штраус остался без своей музы и опоры — Етти Трефц умерла. Одиночество было для Штрауса невыносимо, и уже через шесть недель после смерти жены он женился во второй раз. Брак этот оказался неудачным.
Композитор, не привыкший к разочарованиям, был выбит из колеи. Тем не менее, он довольно скоро оправился и продолжил концертную деятельность.
В 1885 году он написал сразу же ставшую знаменитой оперетту «Цыганский барон», а в 1887 году, наконец, развелся и незамедлительно женился вновь — на Адели Дойч, вдове своего друга.
В 1892 году Штраус решил попробовать свои силы в новом жанре — и написал комическую оперу «Рыцарь Пасман». Она, впрочем, была принята зрителями холодно. Но на популярности маэстро этот неуспех никак не отразился.
К его семидесятилетию оперетту «Летучую мышь» поставили в Венской придворной опере.
Кто мог тогда знать, что «Летучая мышь», это известнейшее произведение Штрауса, станет причиной его смерти? Четыре года спустя, 22 мая 1899 года, дирижируя увертюрой к ней, композитор простудился и заболел воспалением легких. 3 июня Иоганна Штрауса не стало.
Иоганн Штраус – творец музыки танца для детей и взрослых
Иоганн Штраус (сын) – король вальса
Каждый композитор, который когда-либо творил для детей, старался делать это по-своему. Бах отличался стремлением сделать свои произведения поучительными, полезными для музыкального развития.
Моцарт стремился сгладить различия между музыкой для детей и взрослых, полагая, что юный ум ничем не хуже воспринимает тайну звука.
Чайковский создавал мелодии, будто открывающие незримые сказочные королевства, не только близкие детскому слуху, но и позволяющие взрослым снова почувствовать себя детьми.
Как детский композитор Иоганн Штраус (сын), пожалуй, сделал для детей своего времени, да и для будущих поколений довольно большое дело. Штраус – король вальса, вдохновенный создатель музыки танца, он сделал современную ему танцевальную музыку истинным произведением искусства.
До сих пор вальсы Штрауса занимают главные места на балах и иных классических танцевальных событиях. Для детей он сделал то же, что и для взрослых, – он создал музыку, которая позволяла идеально погружаться в атмосферу танца, ощущать радость, легкость, особенность волнующих моментов движения по бальному залу.
Музыка Штрауса позволила и детям, и взрослым по-новому почувствовать глубину и значение танца в жизни. Его вальсы объединяли движение и симфоническое совершенство.
Нелегкая судьба музыканта
С детства Штраус вынужден был бороться за свое право быть композитором
Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.
Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.
Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.
Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.
К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.
Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.
Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца.
К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад.
По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.
Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант
Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь.
Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге.
Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.
У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.
За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.
Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.
На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.
Детская музыка движения
Произведения Штрауса для детей и для взрослых отличались живостью и динамикой
Музыка Штрауса для детей была написана с любовью и вниманием, он прилагал при ее создании усилий не меньше, если не больше, чем в своих «взрослых» произведениях. Марши и польки Штрауса – бравурные, радостные, динамичные, наполненные движением, внутренним светом, ощущением радостного возбуждения.
Они были созданы для танца, для наслаждения музыкой, ритмом шагов, развлечения, становившегося воплощением настоящего искусства. Вальсы Штрауса – мелодичные, задумчивые, легкие, предназначенные не для танца на земле, но будто для парения в небесах, они становились настоящим откровением для детей, только входивших в мир танца, да и для взрослых были значительны.
Сейчас произведения Штрауса для детей имеют и иное, весьма важное значение. Как произведения Баха служат идеальной основой для начала обучения игре на музыкальных инструментах, так и произведения Штрауса стали прекрасной основой для тех, кто желает освоить искусство классического танца.
По всему миру кадрили, мазурки, но в первую очередь вальсы Штрауса звучат в танцевальных школах, а гениальные мелодии композитора будто ведут юных учеников, осваивающих хитрое искусство танца, шаг за шагом делая все легче и удобнее.
Музыка Штрауса-сына звучит на современных выпускных балах в школах и университетах, на конкурсах и в залах консерваторий. Маэстро вальса не просто создал музыку танца, он сделал так, чтобы с самых юных лет его музыка помогала людям, изучающим это искусство достигать совершенства. Кроме того – именно музыка Штрауса сделала танцы, которым посвящена, явлением вне времени, на все времена.