вепсы ленинградской области история
Вепсы — малочисленный народ Карелии
Вепсы — финно-угорский малочисленный народ Карелии. В 2006 году был включен в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, Российской Федерации.
Ученые до конца не выяснили происхождение вепсов. Предполагается, что они произошли в процессе формирования других прибалтийско-финских народов, отселились от них и расселились на юго-востоке Приладожья.
Где живут
До середины 20 века народ населял только юго-восточную часть Республики Карелия. Позже, из-за миграционных процессов, количество представителей народа в столице республики резко выросло.
Сегодня народность проживает в Российской Федерации, в основном на территории Карелии. Представители вепсов живут в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Кемеровской областях, Санкт-Петербурге, на Украине, в Эстонии, Белоруссии.
Название
Народ до 1917 года официально именовался чудь, этноним «вепсы» распространился гораздо позже. В деревнях вепсы шутливо называли себя «чухари», «кайваны». Существует 3 этнографические группы народа:
Численность
В России живет около 5936 вепсов, из них на Карелию приходится 3423 человека.
Вепсский принадлежит к финно-угорской ветви уральских языков, прибалтийско-финской подгруппе. В языке выделяют 3 диалекта:
Существуют в вепсском переходные говоры. Язык используется народом в основном в быту.
В 1932 году была создана вепсская письменность, которая до 1937 существовала на латинской графике. В конце 1980-х письменность стали использовать и на кириллице. Сегодня она принята на латинской основе.
С конца 1980-х годов вепсский начали изучать в младших классах в областях, где проживает народ. Были изданы учебники для 1-4 классов, учебный вепсско-русский словарь. С 1993 в Петрозаводске каждый месяц выходит газета «Родная Земля». На родном языке вышло несколько книг вепсских писателей, выпущены переводы по христианской литературе. Вепсы двуязычны, хорошо владеют русским языком. Богослужение проводится на русском.
Религия
Православие среди народа распространилось в 11-12 веках и является сегодня официальной религией народа. В течение долгого времени у вепсов сохранялись различные дохристианские верования, например, они верили в существование домового, у них были обереги в виде челюсти щуки. Когда болели, ходили к знахарям. Существовали в народе колдуны «нойды», которые лечили, обращались к духам, насылали порчу. Колдуны входили в рядовые общины, им приписывали сверхъестественные способности. С появлением церквей, монастырей, они постепенно исчезли, но остались знахари, ведуньи.
Народ считал, что вокруг них есть живая сила, с которой нужно жить в мире. Вепсы создали целую систему отношений к этой силе в виде примет, обрядов, заговоров, заклинаний. Живая сила в представлении народа делится на 3 группы:
У вепсов до сих пор существует сочетание двух мировоззрений: христианского и языческого. Самым главным из всех духов был хозяин леса. Вепсы верили, что он живет вместе со своей женой, иногда с детьми. Представляли его высоким мужчиной, одетым в запахнутый налево балахон, подпоясанный красным кушаком. Когда вепсы приходили в лес, сначала делали духу жертвоприношение. Они верили, что если этого не сделать, дух не только нашлет неудачу, но и заведет в чащобу, откуда не выбраться. На провинившихся дух насылал болезни, диких зверей, оставлял без добычи на охоте. Охотники бросали в первый куст, расположенный по левую руку, зерна овса, перья, мелкие, не медные монеты. Чтобы не рассердить духа, в лесу нельзя было ругаться, разорять муравейники, птичьи гнезда, рубить без необходимости кусты, деревья. Если ходили за грибами, ягодами, уходя из леса, всегда оставляли духу часть собранного на пне, у перекрестка дорог.
Еще верили в дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы. Нельзя было мыть в воде сапоги, кидать туда предметы, мусор. Перед ловлей рыбы в воду опускали яйцо — жертвоприношение для духа.
Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху — открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов — калитки. Из ячменного или ржаного подсоленного теста на кислом молоке или воде северные вепсы выпекали сканцы. В качестве начинки использовали ячменную кашу, толокняную кашу на сметане. Сканцы смазывали маслом, добавляли начинку, сворачивали, ели с мясом. Блины пекли из овсяной муки, в качестве дополнения для них использовали бруснику, творог, соленые волнушки. Средние вепсы готовили оладьи «снежники» из гороховой муки, взбитой со снегом. Жидкие молочные каши варили из толокна, ячневой, гречневой, овсяной купы. Из ячменной, ржаной делали густые каши, ели их с простоквашей.
Из жидких блюд едят похлебки, различные супы:
Мясо ели редко, забивали скот поздно осенью, мясо солили в бочках. Употребляли мясо домашних животных, дичь, добытую во время охоты. Вяленое мясо хранили до 2 лет, варили из него холодец, суп.
На поминки готовят кутью, овсяной густой кисель. Раньше кутью делали из ржаных, пшеничных вареных зерен с добавлением сахара, сегодня используют покупной рис.
Из напитков употребляют квас, молоко, сыворотку, чай. Раньше этот напиток пили только в праздники. Кисель варят из ржаных, овсяных отрубей. На праздники стол вепсов более разнообразен. Каждая хозяйка старается приготовить лучшие блюда. На каждый праздник обязательно варили пиво. У северных вепсов пиво варили только для очень важных случаев, например, на свадьбу. Для этого специально звали пивоваров. Очень редко народ употреблял водку, вино. Завтрак все женщины готовили только после утреннего ухода за скотом. По утрам ели мучные изделия, каши. Потом следующий прием пищи был в 11 часов дня. Обед через 1-2 часа после полудня, ужинали вечером после работы. За стол всегда первым садится хозяин, он режет хлеб. Если раньше из общей посуды. Строго запрещено за столом ругаться, смеяться.
Внешность
Традиционная одежда 19-20 веков имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.
Девушки и женщины издавна носили рубаху с юбкой. Нижняя часть рубахи (станушка) шилась из льняного грубого полотна, подол украшали красной вышивкой. Верхние юбки были с полосатым рисунком, широкой цветной каймой, достигавшей иногда 2/3 всей юбки. Подол праздничной юбки затыкали иногда за пояс, чтобы выставить напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбок подвязывали передники, пояса. Позже женщины начали носить кубовые, синие сарафаны, «парочку» — юбку из фабричной ткани и кофту-казачок. Из украшений вепсские женщины носили кольца, серьги из металла, стеклянные бусы. Замужние надевали головные уборы сороки, повойники, сборники. Шили их из парчи, украшали вышивкой золотыми нитями, блестками, бисером. Богатую вышивку наносили и на другие элементы женской одежды.
Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Жених на свадьбу надевал белую рубашку, белые порты с бахромой, украшенные красной вышивкой. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах.
Зимой носили кофты, балахоны, кафтаны, тулупы, зипуны из полушерстяных, шерстяных тканей. На головной убор женщины сверху надевали теплые платки. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы — лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут специфическим способом, с помощью одной иглы.
Жизнь
Ранее существовали территориальные объединения, на смену которым пришли сельские общины (суйм), существование которых длилось до 1917 года. Границы каждой общины совпадали с границами погостов. Во владении общины были леса, сенокосы, рыболовные угодья, коллективные пастбища. Община занималась распределением земель, наймом людей на работу, общественными строительными, ремонтными, сельскохозяйственными работами. Во время схода община выбирала старост, приходских священников, секретарей общины, сборщиков казенных налогов. В ее обязанности входило разрешать споры, помогать вдовам, малоимущим, собирать деньги на нужды общины.
Община-погост являлась частью религиозной структуры, у нее был свой часовенный, церковный приход, свое кладбище, праздники. Община определяла общественное мнение, религиозно-нравственные указания, обрядово-ритуальное повседневное поведение своих членов.
До середины 1930-х годов народ жил большими поколенными семьями, в которых руководил старейший мужчина, отец или дед. Его супруга смотрела за всем скотом, кроме лошадей, за домом, занималась приготовлением пищи, пошивом одежды, ткачеством. В начале 20 века семьи в основном были малыми, в некоторых регионах продолжали существовать неразделенные большие. Существовало у вепсов примачество — прием постороннего человека в крестьянский двор, которому давали права, как у всех членов. Распространялось такое в основном в зажиточных семьях, где положение примака было весьма зависимым.
Старшие сыновья уходили жить отдельно, младшие оставались с родителями. Северные вепсы нередко занимались отходническими промыслами, в результате чего женщина часто играла важную роль в семье.
Девушка, выходя замуж, получала приданое от родителей: утварь, одежду, ткани, скот. У вдовы было право на возврат приданого, если у нее не было детей, она могла получить пожилое — заработок за годы, прожитые в семье мужа. Вместе с браком по сватовству, существовала и другая его форма — самоходкой.
Занятия
Традиционные занятия народа связаны с сельским хозяйством. До 20 века основным было земледелие. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство, которое сильно не развивалось по причине нехватки сенокосных угодий. Вепсы разводили овец, коров, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Жилище
В древности жили в срубных полуземлянках с очагом. Позже начали строить амбары для продуктов, хозяйственные постройки, ригу для молотьбы зерна, хлев, баню по-черному. Строили бани в основном северные вепсы, средние и южные долгое время парились, мылись в домашних печах.
Традиционное вепсское жилище — деревянная изба с каменным срубом, объединенная с хозяйственными постройками. В начале 20 века стало традицией делать пятистенки с продольным перерубом, строить двухэтажные дома. Появились новые варианты планировки избы. Особенностью вепсского дома является угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, четное количество окон. В больших домах верхний этаж занимало помещение, где хранили сено, различный инвентарь. Снаружи к нему делали бревенчатый въезд. Внизу на первом этаже были жилые комнаты, объединенный с жилищем под прямым углом хлев. Крыши покрывали дранкой, берестой, обстановка внутри дома была самой простой. Из мебели были деревянный стол, лавки, кровать, колыбелька, русская печь, лохань с рукомойником. Слева или справа от входа ставили печь, над ней подвешивали котел на шестке. Около печи был вход в подпол.
Северные вепсы украшали наличники домов изображением антропоморфных женских фигур — покровительниц дома. В конце 19 века начали расписывать масляными красками ставни, двери.
Культура
Фольклор у вепсов на русском и родном языках. Распространены различные жанры:
Существуют заговоры (магические, лечебные, оградительные, промысловые), во время их исполнения всегда проводились магические действия с использованием соли, воды, сахара, табака, вина, веников, полотенец.
Помимо лирических, свадебных, плясовых, протяжных, колыбельных, игровых песен, существуют лесные, календарные выкрики, песни-романсы, короткие песенки.
Специфический жанр вепсов — короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле — струнный щипковый инструмент.
В 1967 году был основан Шелтозерский вепсский этнографический музей. Это единственный музей в России, который представляет духовную, материальную культуру народа. Он является филиалом Карельского государственного краеведческого музея. В фонде музея более 7 000 предметов этнографического характера. Основная часть собрана в селах Карелии, вепсских деревнях.
Традиции
У вепсов существуют обряды, связанные с запретами для беременной женщины, защитой новорожденного от сглаза, лечением детей при некоторых болезнях народными средствами. Заговоры проводили с использованием соли, воды. Сватовство устраивается по ночам, на свадьбе молодые должны съесть пирог-рыбник.
По сей день сохранились обряды погребения, обрядности. Хоронят усопших только в белой, стираной одежде, с поясом. Люди верят, что красная вышивка или элемент этого цвета приведут к тому, что покойный на том свете будет мучиться. Распространены веселые похороны, которые проводятся по желанию усопшего. Во время похорон, на поминках играют на музыкальных инструментах, поют любимые песни покойного. По дороге на кладбище с гробом, первому встречному дают подношение. Если умер мужчина, подают пирог на полотенце, если женщина — на платке. В начале 20 века до 40-го дня в могилу втыкали палку и только потом устанавливали крест. У средних вепсов могилу иногда накрывали широкой доской. Южные на могилы детей устанавливали можжевеловые деревца вместо крестов.
Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке.
У многих элементов костюма были обрядовые функции, пояса служили оберегами, носили их постоянно. Новобрачные боялись порчи, для защиты подпоясывались под одеждой рыболовной сетью, с завернутой в нее челюстью щуки. Распространен был обычай, во время которого молодую невесту вытирают подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание. Новорожденных заворачивают в рубаху отца или матери, чтобы усилить родительскую любовь.
Вепсы ленинградской области история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кто такие вепсы? (В.В.Путин тоже Вепс. )
Так получилось, что родился я в деревне Володино, Вологодской области, Бабаевского района.
В 40 км. от нас есть посёлок Пяжелка.
Поэтому, я считаю, что я есть Вепс.
Поэтому и защищаю здесь Вепсов, которых как и всех нас, настоящих Русских язычников, некоторые КонтоДятлы называют долбославами, псевдородноверами, неоязычнитками и всякими другими нехорошими словами. всё строго по госдеповской методичке.
Ниже кратко про Вепсов. Хотя писать о них можно бесконечно.
Вепсы — это небольшая финно-угорская народность, до 1917 года в официальных документах Российской империи именовавшаяся чудью.
Скорее всего, дело здесь в русских летописцах, которые ввели этот термин в деловой оборот во избежание путаницы, т. к. у славян слово «весь» обозначало «село» (например, белорусские эквиваленты: деревня — вёска, сельский — сельскi, вясковы). Поэтому «вепсы» — современный этноним, получивший широкое распространение уже в наши дни.
Хотя, если верить историкам, одно из первых упоминаний о вепсах, или точнее, — о племени вас, принадлежит перу остготского историка Иордана. А это, между прочим, — VI век нашей эры. Четырьмя столетиями позже, в X веке, этноним вису использует в своих трудах арабский историк Ибн Фадлан. А с XI века название «весь» появляется и в русских летописях. Хотя встречается оно довольно редко.
Как уже упоминалось, значительно чаще в таких русских источниках, как писцовые книги или жития святых используется иное наименование древних вепсов, позже ставшее официальным, — чудь.
Сейчас трудно сказать что-то конкретное по поводу происхождения и исторической родины этого народа, но очень похоже на то, что вепсы обособились от иных прибалтийско-финских народов во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры. В то время они занимали часть территории юго-восточной Прибалтики, о чем косвенно свидетельствует современное название Чудского озера, имеющего один корень с прежним, официальным наименованием вепсов.
Именно оттуда, с юго-востока Прибалтики, вепсы начали постепенно перемещаться севернее и северо-восточнее, о чем говорят раскопки курганных могильников X—XIII вв.еков в юго-восточном Приладожье, которые, как выяснилось, являются именно древневепсскими захоронениями.
Уже из Приладожья вепсы двинулись севернее и восточнее. Их переселение шло, по всей видимости, несколькими этапами-волнами. И у каждой такой «волны» была своя судьба.
Так вепсы, проникшие в XII—XIII вв.еках в районы, расположенные севернее реки Свирь, были полностью ассимилированы проживавшими там карелами и дали начало двум самостоятельным ветвям карельского этноса — карелам-ливвикам и карелам-людикам. Самые восточные из вепсских переселенцев, полностью растворившись среди коренных народностей тех мест, всё-таки оставили свой заметный след в формировании западных коми.
Вепсы, которые сохранили свою национальную самостоятельность, к последней трети XV века расселились вокруг Онежского озера (в Обонежье) и в Заволочье — области в бассейне рек Северной Двины и Онеги (за волоками, связывающими в единую транспортную артерию Онежское, Белое озера и реку Шексна).
Правда, одно время считалось, что вепсы как народность исчезли, что они полностью растворились в живших с ними по соседству карелах, коми, славянах. Только выдающемуся языковеду, историку и этнографу, русскому академику финского происхождения Андрею Михайловичу (Андерсу Йохану) Шёгрену удалось установить, что это далеко не так.
В ходе продолжавшейся с 1824 по 1829 год экспедиции, организованной в целях изучения языков Русского Севера, родственных финскому, а также истории и традиций людей, разговаривающих на этих языках, он убедительно доказал всем пессимистам, что нет — живы ещё вепсы!
Так же, как и жив их язык — самостоятельный, оригинальный и отнюдь не являющийся диалектом финского. Впервые численность вепсов определена по материалам переписи (ревизии) 1835 года академиком Петром Ивановичем Кёппеном. По его данным, на тот момент времени их проживало: в Олонецкой губернии — 8 550, в Новгородской — 7 067 человек.
А всего на территории европейской части России — 15 615 вепсов. К сожалению, за прошедшее время (а это почти 18 десятилетий!) вепсов у нас в стране не стало больше. По последней переписи 2010 года их численность составляет 5 936 человек.
Большая часть из них, так называемые северные (или прионежские) вепсы, проживает на юге Карелии (юго-западное побережье Онежского озера). В 1994 году здесь даже была образована Вепсская национальная волость с центром в селе Шелтозеро, включавшая в себя 14 населенных пунктов.
Однако с 1 января 2006 года, после вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» эта административно-территориальная единица упразднена и сейчас на территории Прионежского района Карелии три вепсских сельских поселения — Шокшинское, Шелтозерское и Рыборецкое.
Всего, по данным переписи, в Карелии живет 3423 вепса. Но больше половины из них — в столице республики, Петрозаводске, где их численность составляет менее 1% от всего населения города. Соответственно, уже сейчас можно сказать, что при таких условиях северные вепсы обречены на неизбежную ассимиляцию, которая может произойти уже в самом ближайшем будущем.
Вторая группа, средние (оятские) вепсы — проживает на северо-востоке Ленинградской и северо-западе Вологодской областей. Это район истоков реки Паша, верхнее и среднее течение реки Оять. Третья группа — южные вепсы, территориально отнесена к востоку Ленинградской и северо-западу Вологодской областей (южные склоны Вепсовской возвышенности).
Самая большая по площади территория, на которой живут вепсы, расположена на стыке трех административных районов Ленинградской области — Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Но по численности… Это 1672 человека. Ещё 76 вепсов проживает на территории Лодейнопольского района. Остальные 271 человек — в других районах Ленинградской области.
Все вепсы Вологодской области (412 человек) живут на территории единственного района — Бабаевского, в котором находится одно национальное сельское поселение — Куйское (деревни Кийно, Никонова Гора).
В общем, всё достаточно грустно. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что специальным распоряжением Правительства России в апреле 2006 года вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а уже в 2009 году вепсский язык отнесен ЮНЕСКО к категории исчезающих.
На этом, в целом, довольно грустном фоне, яркими, дарящими какую-то надежду звездочками горят усилия энтузиастов, благодаря которым сохраняются не только материальное наследие, традиции народа, но и память о такой непростой его истории.
Одной из таких звездочек является Вепсский этнографический музей в селе Шелтозеро.
Вепский историко-этнографический музей в селе Шёлтозеро.
Так что — не будем о грустном. Надежда всегда умирает последней. Но если она не умерла…
Значит, живы ещё вепсы! Как живы их язык, обычаи, традиции.
Очень характерная личность и обстановка. Именно так мы и жили.
«Земля наша велика и обильна». История одного из самых древних народов Ленинградской области
Фото: Невские Новости / Надежда Дроздова
Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ съездила на главный вепсский праздник и изучила историю народа, упоминаемого в «Повести временных лет».
В 862 году князь Рюрик вместе с братьями Синеусом и Трувором откликнулись на предложение заморских соседей, которые пригласили их на княжение. В свои земли варягов звали чудь, словене, кривичи и весь.
Чудь является собирательным древнерусским названием племён и народов води, веси и мерян. В «Повести временных лет» в переводе Дмитрия Лихачёва отмечено: «чудь сидят близ моря Варяжского» (славяне так называли Балтийское море), «а на Белоозере сидит весь». Именно от племени весь произошли вепсы и частично карелы. И если о втором этнониме мы чаще вспоминаем благодаря существующей ныне Республике Карелия, то вепсы сейчас живут точечно на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Когда появились вепсы, какие изменения внёс XX век, как сейчас живёт этот малочисленный народ и что мы знаем о вепсской культуре?
В прошлом вепсы были бесписьменным народом. О вепсах мы знаем, прежде всего, благодаря древнерусским летописям о чуди и веси, и это главные исторические источники. В них чуди и веси отводится исключительная роль в создании древнерусского государства. Владимир Пименов в издании «Вепсы: очерк этнической истории и генезиса культуры» написал:
«По крайней мере, из десяти финно-угорских народов, перечисленных в летописи, только чудь и весь упоминаются как участники призвания варягов».
НАЧАЛО
Согласно «Повести временных лет», в 859 году варяги приплывали из-за моря и «взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей». Однако к 862 году все варяги были изгнаны, но приладожские народы не смогли жить самостоятельно: они регулярно воевали друг с другом.
Учёные придерживаются нескольких версий, кем были варяги. По одной из них, Рюрик – это представитель датского рода конунгов. По другой – это викинги из средней Швеции. Русью называли княжеский род Рюрика, затем это имя перенесли на управляемый народ, а затем на государство.
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ДО РЮРИКА
К середине IX века сформировался крепкий племенной союз ильменских славян, чуди, мери и веси. Его называют славяно-финской племенной федерацией. Историк Евгений Носов отметил в издании «Рюрик — Ладога — Новгород // Ладога и истоки российской государственности и культуры. СПб»:
«…Роль личности в истории, несомненно, велика, но государство возникает не по желанию одного человека или группы лиц – будь они местными или приглашёнными «из-за моря». Оно выступает как форма социальной организации общества, которая является на определённой стадии его развития».
Договорные отношения являются, по мнению многих историков, предпосылкой предгосударственного образования. Дмитрий Лихачев говорил, что «для такого общего призвания нужен был союз, какая-то организация».
ЛАДОГА ИЛИ НОВГОРОД?
Споры историков, продолжающиеся до сих пор на счёт первой столицы Древней Руси, постепенно рассеиваются после того, как выяснилось: строительство Ладоги началось в 753 году. Это определили по древнейшему спилу используемых деревьев. Самые ранние известные ныне учёным постройки Новгорода датируются лишь серединой IХ века. Исходя из этой информации, Рюрик начал править в Старой Ладоге, а затем возвёл Новгород.
В «Повести временных лет» написано:
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз и взял Любеч, и также посадил мужа своего…. И пришли к горам Киевским…».
Стоит обратить внимание, что после смерти Рюрика Ладога остаётся важным городом для Руси, а народы, населяющие те края, были на особом положении. Зинаида Строгальщикова в книге «Вепсы. Очерки истории и культуры» отмечает, что после победы Олег не стал взимать дань у чуди и веси. Причиной тому была их значительная политическая самостоятельность в то время или его подчинение Ладоге. Также она добавляет, что изначально политические, культурные и экономические интересы веси были связаны с Ладогой, так как местное прибалтийско-финское население издавна занималось торговлей.
ОТКРЫТИЕ ШЁГРЕНА
Основатель российского финно-угроведения и академик Андерс Йохан Шёгрен пять лет путешествовал по России, Финляндии и Норвегии, чтобы побывать на местах расселения финно-угорских народов. В первый год поездки, в 1824 году Шёгрен побывал у вепсов и открыл этот народ для науки. Он писал:
«В Олонецкой губернии объездил её южную оконечность, граничащую с Новгородской губернией, изучая одно из ответвлений финской народности, расселенной по обеим губерниям, которые местные русские назвали чудью и которая оставалась ранее совершено неизвестной языковедам и этнографам».
Учёный назвал вепсский язык самостоятельным в большой семье прибалтийско-финских языков, а самих вепсов определил как отдельный финно-угорский народ. Андерс Шёгрен впервые записал тексты на вепсском языке. Кроме того он связал чудь с древней весью. С тех пор началось изучение вепсов.
ЯЗЫК ВЕПСОВ
Вепсский язык принадлежит к группе прибалтийско-финских языков. Один из создателей отечественного финно-угроведения Дмитрий Бубрих назвал «колыбелью» веси территорию между Волховом и Свирью. Здесь весь превратился в отдельную этническую группировку. Древние вепсы заселили новую для себя территорию окрестностей Ладоги, оттуда они шли на восток и северо-восток. Самые ранние вепсские поселения расположены по берегам реки Ояти, Капши, Паши и Свири.
Судя по топонимии, древний народ весь-чудь заселял ранее освоенные земли. До сих пор остаётся загадкой, кто жил в этом крае до прихода вепсов. Постепенно эти люди слились с вепсами. Именно от этого народа остались названия притоков реки Оять, которые совсем не свойственны вепсам: Шокша, Кузра, Капша, Курба. Зинаида Строгальщикова пишет:
«Аналогичные топонимы встречаются на Европейском Севере и даже на Урале и в Сибири, что дает основания строить самые разные предположения об их происхождении. Среди существующих гипотез есть и связывающая их истоки с языками поволжских финно-угорских народов, как ныне существующих, так и уже исчезнувших. Некоторые из топонимов зафиксированы на территории прошлого обитания летописного племени меря. От марийского слова шокш − ‘рукав, приток реки’ объясняют топоним Шокша: река и поселение с таким названием есть на вепсской и мордовской землях…».
Наследие Урало-Сибирского региона проявляется у вепсов во многом. Например, бронзовые подвески в погребениях – это наследие угро-самодийского населения.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
Гражданская война в России не повлияла на демографическую ситуацию вепсов. Молодая советская власть начала проводить политику коренизации, в ходе которой оказывалось содействие этническому развитию нерусских народов. На особом счету были малочисленные бесписьменные народы и национальные меньшинства, которые не имели республик или округов.
Административно-территориальные реформы 1920−1930-х годов привели к разделению вепсских территорий между Карелией и Ленинградской областью. Так в Карелии в 1927 году для вепсов создали Шелтозерский национальный вепсский район, а в Ленинградской области – Винницкий национальный район. В 1930 году там проживало 14100 человек, из которых 62,4% были вепсами.
ПОЯВЛЕНИЕ АЛФАВИТА
В Ленинградской области активно занялись бесписьменными народами после важнейшего решения в 1930 года о ликвидации неграмотности, а также введения в стране всеобщего образования. Нерусские народы могли стать грамотными при одном условии: если школьное образование будет проходить на родном языке. Необходимо было создать алфавит ижоре, вепсам, карелам и саамам. Дмитрий Бубрих, о котором ранее шла речь, отвечал в то время за финно-угорские языки. Людмила Королькова в труде «Из истории создания вепсской письменности (лингвистическая экспедиция Г.Х. Богданова 1931 г.) // Вепсы: на рубеже XX-XXI вв.» пишет:
«…несмотря на наличие в вепсском языке значительных схождений с «западно-финскими языками», он является самостоятельным языком, поскольку имеет смысловую, грамматическую и звуковую структуру, в общем отличную от звуковой структуры других западно-финских языков».
Специалисты разработали вепсский алфавит из 28 букв. Кандидат филологических наук Анна-Мария Муллонен в книге «Вепсская письменность//Прибалтийско-финское языкознание» писала:
«Письменность создавалась на базе говоров средневепсского диалекта, распространенного в Винницком и примыкающих к нему Капшинского и Оштинского районов, с учетом особенностей южного диалекта».
Для вепсов создавали учебники по вепсскому языку и краеведению, а также переводили на вепсский язык учебники по различным предметам. Зинаида Строгальщикова отметила:
«Переход вепсских детей на обучение на родном языке в Ленинградской области завершился к 1935 г. По официальной статистике, в 1935/1936 учебном году в 53 вепсских начальных школах обучались 2533 ученика, в 7 неполных средних школах – 554 ученика».
УСПЕХИ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Переход к обучению на родном языке в начальной школе привёл к тому, что у учеников значительно повысилась успеваемость, ребята более полно и осмысленно освоили программу.
В газете «Вепсская правда» писали, что в деревнях Подовинники и Сарозеро «за 19 лет пролетарской революции порабощенная национальность вепсы стала неузнаваемой. В этих деревнях обучается в неполных средних школах 250 детей. Семь человек учатся в педагогических техникумах, тринадцать – в высших учебных заведениях. Скоро мы будем иметь своих инженеров и даже профессоров-философов». Однако до Советской власти здесь жил лишь один грамотный человек. Вепсы получили не только бесплатное образование и обучение на собственном языке. Спустя время здесь стали говорить о вепсской интеллигенции, которая растёт и набирается знаний.
1937-Й
Говоря о национальных успехах, не стоит забывать, что Советский союз к 30-м годам был огромным государством. И хотя советской власти удалось подавить контрреволюционное Белое движение, повсюду в мире бродили милитаристские настроения. Финляндия давно уже не была дружественным государством, а Карл Густав Маннергейм строил знаменитую одноимённую линию в Карелии. Вот слова из Клятвы меча, которую Маннергейм произнёс в 1918 году:
«…я клянусь от имени той финской крестьянской армии, чьим главнокомандующим я имею честь быть, что не вложу свой меч в ножны, прежде чем законный порядок воцарится в стране, прежде чем все укрепления не окажутся в наших руках, прежде чем последний вояка и хулиган Ленина не будет изгнан как из Финляндии, так и из Восточной Карелии».
Начались репрессии против организаторов национального образования. Под подозрение пали не только составители учебников, учителя, но даже выпускники вепсских школ.
Николай Антонов в книге «Финно-угорский мартиролог жертв государственного террора в СССР (вепсы и ижорцы)» сообщает:
«…в период Большого террора в 1937 − 1938 г. было арестовано 112 вепсов, из них 3 женщины. Большинство из них − 99 чел. – были расстреляны. Из остальных 13-ти, 5 умерло, 2 освобождены в 1945−1946 г., о других сведений нет».
В мае 1938 года советская власть ликвидировала в Ленинградской области как «искусственно созданные» все национальные районы и сельские советы. Вепсские не стали исключением.
Вепсы до сих пор считают этот краткий период времени особым в истории. Нина Зайцева пишет:
«…в нашей стране было сделано значительно больше, чем за целое столетие ранее: положено начало планомерному исследованию вепсского языка; организованы экспедиции к вепсам и начат сбор лингвистического материалы; зародилось вепсоведение».
ПОСЛЕ 1940-Х
В ходе Второй Мировой войны вепсы понесли большие потери, как и весь Советский союз. Но не только это стало причиной ухудшения демографической ситуации на вепсских землях. После запрета преподавания на вепсском языке у местных жителей сформировалось негативное мнение о собственной идентичности, поэтому в ходе переписей населения они называли себя русскими, а не вепсами. Помимо прочего ассимиляция сделала своё дело: смешанные браки привели к тому, что «чистых» вепсов осталось крайне мало.
В начале перестройки вепсы вновь заговорили о своей этнической идентичности, однако беседы носили исключительно просветительский характер.
«Вепский вопрос» самым первым поднял рабочий из села Пондала Вологодской области Виктор Яшов. В 1986 году он отправил на радиопередачу письмо и подписался «Виктор Вепс». В нём он написал:
«Мы, вепсы, оказались на грани исчезновения, в полном неведении, – пишет автор, – нигде не можем найти ответа: по «чьей милости» попали в «нерентабельные» и «неперспективные», ликвидировано обучение вепсов на родном языке, почему при переписях вепсов записали русскими?».
Письмо обсуждалось властями Ленинградской, Вологодской области и Карелии, после чего было принято решение создать первый вепсский праздник «Древо жизни», а на следующий день провести научно-практическую конференцию по проблемам сохранения языка и культуры. Это произошло 14 и 15 июля 1987 года.
ПЕРЕМЕН!
20 апреля 1989 года были утверждены алфавиты карельского и вепсского языков. Затем вепсский язык начали преподавать в школах. В 1990 году появились регулярные радио и телепередачи на вепсском языке, а в Петрозаводском государственном университете открыли кафедру карельского и вепсского языков. Стали издавать литературу о вепсах, в том числе – на вепсском языке. В 1993 году регулярно начали выпускать газету «Kodima» (в переводе на русский – «Родная земля»).
Впоследствии в 2000 году вепсов включили в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, а спустя шесть лет они вошли в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. В настоящее время численность вепсов не превышает 6 400 человек.
Праздник «Древо жизни» и поныне ежегодно проходит в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области. Название для фестиваля вепсской культуры выбрали не случайно. В мифологии древо жизни крепко связано с идеей вечного обновления. Так и вепсский народ, его культура и история живут, казалось бы, вечно, вопреки всем трудностям.
ДРЕВО ЖИЗНИ
Ежегодно летом в Винницы приезжают жители Петербурга, Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, чтобы послушать вепсские сказки, насладиться вепсским пением и попробовать калитку и олудь. Конечно, для гостей праздника день, проведённый в вепсском крае, является развлечением. Однако для вепсов «Древо жизни» – больше, чем просто праздник. Каждый раз проводя фестиваль, они доказывают, что сильны духом, а их культура развивается.