верхняя хава история названия

Воронежский исторический форум

История, Архитектура, Краеведение

Верхняя Хава

верхняя хава история названия. Смотреть фото верхняя хава история названия. Смотреть картинку верхняя хава история названия. Картинка про верхняя хава история названия. Фото верхняя хава история названия

Верхняя Хава

Сообщение Sergey » 16 авг 2020, 16:22

В 1990 году селу Верхняя Хава исполнилось 300 лет. В «Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии», под редакцией Д. Самбикина, имеются сведения о том, что «первоначально заселение села В. Хавы относится к XVI веку. К 1690 году здесь образовался поселок в 60 дворов».

Идет уже четвертое столетие с момента основания Верхней Хавы. К сожалению, в архивах области не сохранилось точных данных, когда здесь в бескрайней степи, простиравшейся от реки Усмань до реки Хава и дальше на восток, появился первый поселенец. А если учесть, что в те далекие времена процесс заселения и строительство жилищ был очень медленный, то тогда от даты 1690 года надо отбросить несколько десятилетий назад, и вполне реально, что поселение В. Хава возникло в шестнадцатом веке.

По сохранившимся рассказам стариков, живших в девятнадцатом веке, которые слышали от своих дедов, что на новые места, где было положено основание В. Хавы, ехали несколько семей в самый разгар лета. Перебравшись через реку Усмань, подводы с первыми поселенцами двигались по степному бездорожью. Кругом зеленела высокая трава, густо цвели разные луговые цветы. Чуть ли не из-под ног лошадей то и дело выскакивали зайцы, которых водилось здесь огромное множество. А по степи небольшими участками около многочисленных болот рос кустарник и мелкий лесок, следы которых сохранились местами до наших дней. Особый интерес у первопроходцев вызывала речка Хава. Они уже и раньше слышали о ней от людей, состоящих в русских дозорных отрядах. Именно на этой реке служилые люди из первых пограничных поселений часто устраивали засады и громили ногайских татар.

И вот теперь первые поселенцы встретились с этой речкой. Над ней курился, расползаясь по берегам, утренний туман, наполненный ароматом чистого степного воздуха. Медленно катила свои воды неширокая, но полноводная река, изобилующая рыбой. Над ней склонялись высокие деревья, а из прибрежных зарослей камыша выпархивали дикие утки.

Возле речки стали возникать одна за другой улицы, которые назывались порядками, с присвоенными именами тех, кто осел на них первый: Лавренов порядок, Митриев, Амелин, Тарасов и т.д. Характерно, что эти названия улиц, помимо официально присвоенных, сохранились до наших дней.

Поток поселенцев к р. Хава не прекращался. Причиной тому в первую очередь была свобода и наличие плодородного чернозема. Кроме того, служилые люди, охранявшие южные границы Русского государства на Белгородско-засечной черте, стали теперь не востребованы. Поэтому основная их масса осела на землях нашего края, и их стали называть однодворцами.

Спали крестьяне на полу, на лавках, подстелив солому, которую приносили на ночь на топливо. Старики и дети размещались на печи и на полатях. Поверх соломы стелили полотно, сотканное из конопли, под голову клали верхнюю одежду. Ею же и накрывались вместо одеяла. Зимой вместе с людьми в избах находились телята, поросята, ягнята.

В XVIII столетии вслед за крестьянами-однодворцами в наш край потянулись дворяне. Одним из первых приехал Абрам Селихов. Он обосновался в 12 километрах от р. Хавы вверх по течению. Кроме барского дома был построен пруд, и это положило основанию деревни Селихово или Абрамовки, ныне входящей в состав Семеновки. Почти рядом с В. Хавой к северу от нее поселился помещик Каверин, имевший почти тысячу десятин земли, положивший основание поселка Каверино.

В XIX веке число дворянских семей увеличилось. В районе Сухих Гаев раскинулись поля Потамошнева, у Грачевской будки начинались поля Пастухова, а на юго-востоке от В. Хавы располагались земли Гурко и Звягинцева. В пяти километрах на восток от В. Хавы были земли помещика Пашутина. Западнее от нынешнего райцентра и почти до Малой Приваловки раскинулись земли семьи Халютиных. Эти земли в размере двух тысяч десятин получил генерал-майор, участник войны 1812 года Дмитрий Иванович Халютин. После его смерти поля перешли к его сыну Василию Дмитриевичу, который был мировым судьей 1-го участка города Воронежа. А после его смерти в 1872 году хозяином поместья стал сын Владимир Васильевич Халютин. Он был повенчан с княгиней Татьяной Волконской. В 1894 году он продал имение Соколовым и семьей проживал в Воронеже. Имел восьмерых детей.

На юго-западе в районе Марьевки и Спасовки с давних пор земли принадлежали Мельгуновым, а в начале XIX века они были проданы Крашенинниковым.

«Очерки истории верхнехавской земли: факты, события, люди» авторы:В.Д. Березуцкий, А.А. Зацепин, смотреть / скачать

верхняя хава история названия. Смотреть фото верхняя хава история названия. Смотреть картинку верхняя хава история названия. Картинка про верхняя хава история названия. Фото верхняя хава история названия

Верхняя Хава

Сообщение Natalia » 16 авг 2020, 16:32

верхняя хава история названия. Смотреть фото верхняя хава история названия. Смотреть картинку верхняя хава история названия. Картинка про верхняя хава история названия. Фото верхняя хава история названия

Верхняя Хава

Сообщение Sergey » 16 авг 2020, 17:19

ВЕРХНЯЯ ХАВА: ЗЕМЛЯ РАСПАХАННЫХ КУРГАНОВ

Самые ранние курганы относятся к 4-му тысячелетию до нашей эры. Явления эти распространены во всем мире, за исключением разве что Австралии и Антарктиды, но самыми большими любителями оставлять после себя курганы считались тюркские народы, особенно облюбовавшие территорию нынешней России. Вообще, само слово «курган» имеет тюркские корни, и в нашей стране — это своеобразные, только миниатюрные аналоги знаменитых Египетских пирамид. Курганы не вымываются с годами, не сравниваются с землей и не поддаются распахиванию — смекалистые предки, желающие увековечить братьев своих, об этом позаботились.
В Воронежской области невероятно много курганов и, соответственно, большие археологические традиции. Вопреки расхожему мнению, основная часть этих интригующих насыпей принадлежит не татаро-монголам, а гораздо более древним эпохам. Десятки лет уже это регулярно доказывают результатами раскопок историки ВГУ и ВГПУ под руководством корифеев воронежской археологии, Анатолия Пряхина, Анатолия Винникова, Валерия Березуцкого и других, в особенности на территории Верхнехавского района. Вообще, курганные цепи среди степных просторов и сельхозугодий являются буквально визитной карточкой этого района.

Север нашей области, а конкретнее, земли, прилегающие к границе Панинского и Верхнехавского районов — места диковатые. Никаких городов поблизости, минимум дачных участков, а хроническая пустынность выглаженной, как автобан, Тамбовской трассы, особенно в вечернее время, просто вызывает тревогу. Но совсем уж дикими места эти были лет 300-400 назад, когда измучившие своими набегами Русь татары и прочие кочевники никому не давали как следует поселиться в этих глухих степях. И в то же время, еще раньше, примерно 3-4 тысячи лет назад, здесь, наоборот, процветала цивилизация.

В XV–XVII ВВ. ЭТОТ КУРГАН У РАЗВИЛКИ ДОРОГ НА БАЙГОРУ И ЛУГОВАТКУ СЛУЖИЛ ДОЗОРНОЙ ВЫШКОЙ. ВРЕМЕННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЕГО ПОКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.

ХАВА, “ПОМЕШАННАЯ” НА РАСКОПКАХ
Но не такая уж, конечно, и цивилизация — не Египет, Ассирия или Урарту. — но люди тут действительно жили с древних времен и осваивали территории тогда даже поактивнее, чем в веке 16-м или 17-м уже нашей эры. По количеству курганов всевозможных размеров и древнейших могильников на квадратный километр Верхнехавский район, скорее всего, занимает первое место в области. И те курганы, которые удалось уже исследовать или, если можно так выразиться, «вскрыть», показывают свою принадлежность к эпохе бронзового века, а конкретнее — Абашевской культуре 2-го тысячелетия до нашей эры (названной в честь поселка Абашево, Республика Чувашия, возле которого впервые были обнаружены следы этой культуры). Так что никакими татаро-монголами тут, как говорится, и не пахнет, хотя и они после себя любили оставлять подобные следы (многое еще не раскопано).
Впрочем, татары пропитали-таки землю здешнюю своим духом — чего только названия одни стоят (Хава, Байгора, Маза), и вплоть до самого XVIII века тюркские кочевники были полноправными хозяевами на берегах речки Хавы. В то время как на остальной Руси уже «закатывали» балы, строили мануфактуры, а на богатых помещиков наводили ужас банды вполне цивилизованных дубровских, на хавских землях вовсю еще развлекались неотесанные пришельцы с Востока. Этим и объясняется отсутствие здесь старых дворянских усадеб (до XIX века) — какой помещик рискнет подставлять свою голову под вероломный ятаган даже на самых плодородных черноземах. В принципе, на хавских местах в те времена и «заканчивалась» цивилизация на Руси: дальше, за Битюгом — трава не расти.

К слову, и сейчас, когда едешь на машине по внутренним магистралям Верхнехавского района, тебе то и дело перебегают дорогу совсем не шуганные сурки и зайцы, а над посевами чинно и спокойно парят редко встречающиеся птицы отряда соколиных. Но самое примечательное — на придорожных пашнях частенько просматриваются едва заметные рельефные вздутия, словно недолеченные волдыри на коже. Бесспорно, это курганы, бывшие курганы, которые вот уже десятки лет советские и российские крестьяне пытаются превратить в квадратные метры сельхозугодий. И постепенно превращают.
По мнению местных историков, как раз подобные курганы, которые не отмечены точками или изолиниями (как, например, курганы у дороги на Байгору, у Мазы или у Плясоватки) даже на подробной рельефной карте, — скорее всего, и принадлежат татаро-монголам. По крайней мере, все те большие насыпи, которые уже «вскрыли» археологи, принадлежали Абашевской культуре, а татаро-монгольской среди них не было ни одной. Но ведь эти раскосые ребята, потомки Батыя и Чингисхана, тоже устраивали на хавских просторах многочисленные захоронения подобным «фараоновским» образом, правда, менее изощренным и масштабным, чем «абашевцы». Но руки у воронежских археологов до хавских татаро-монголов еще не дошли — весьма трудоемкий этот процесс, раскопки. Однако кое-какую предварительную закономерность сделать можно: чем крупнее курган, тем он старше.
Понятно, что большие курганы, поросшие травой и мхом, не поддаются никакой сельхозразработке, хотя и стоят обычно посреди распаханного или засеянного поля, ежегодно подразнивая соху и борону (действительно, зрелище эффектное — ровненький зеленый холм на черном земельном фоне). Но вот любопытно: крестьяне заметили, что и на тех низеньких, как бы распаханных татаро-монгольских курганах культуры почти не вызревают. Посреди «моря» свеклы, картофеля или пшеницы остается островок пустоты, на котором даже и сорняки слабо растут. Есть мнение, что татары специально пропитывали почву над могилой специальным минеральным раствором, не способствующим плодородию. Абашевцы же были еще сообразительнее — захоронение свое они засыпали таким особым илом, что сегодняшние историки с огромным трудом могут пробить его даже современными инструментами. По сути, тот же бетон. Разумеется, такой курган и десятки тысяч лет простоит.

Интересно, что все люди, с которыми мы совершенно случайно встречались в райцентре, как на подбор, оказывались историками или просто участниками раскопок. Это и школьный учитель Олег Свиридов, и директор Верхнехавского Дома творчества Анатолий Зацепин, и директор краеведческого музея Федор Стрижаков (все, кстати, выпускники истфака пединститута разных лет), и даже два одиннадцатиклассника, подсказавших нам дорогу на Байгору. Выяснилось, что парни участвовали несколько лет назад в одной из самых нашумевших раскопок (об этом чуть ниже) у села Покровка, — и вообще, это весьма популярное занятие у местной молодежи. Свое дело делает и археологический энтузиазм Олега Свиридова, да и сам Бог велел верхнехавцам тщательно исследовать свои, такие знаменитые земли.

ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
Особый разговор о Федоре Ивановиче Стрижакове. В центральном хавском скверике, там, где красуется памятник вождю пролетариата в натуральную величину (честное слово, нигде больше не видел столь маленького Ленина на таком высоком постаменте), стоит скромный симпатичный деревянный домик. Это и есть районный Верхнехавский краеведческий музей — уникальное в своем роде заведение. Стрижаков в нем единственный хранитель, строитель, экскурсовод, уборщик и охранник одновременно. В одиночку, по сути, музей он этот строил, в одиночку его открывал, да и сейчас ему никто не помогает. В музее собрано максимальное количество экспонатов, посвященных истории района — здесь и техника, и инструменты, и уникальные документы, книги, кино и аудиоматериалы и даже чучела животных, обитающих или обитавших когда-то в округе. Весь этот «винегрет» подобран, тем не менее, с душой и со вкусом и также Стрижаковым практически в одиночку.

При всей веселости, добродушности и образованности хранителя верхнехавской истории, заметил я — недолюбливают что-то Федора Ивановича в руководящих кругах района. Да и не жалуют посетители залы музея, хотя двери его практически ежедневно открыты — Федор Иванович буквально живет там. Разгадка выяснилась быстро, герой сам себя «раскрыл», строго заявив:
— Я — ровесник революции, коммунистом был, коммунистом остаюсь, коммунистом и умру, — и тут же, улыбнувшись, добавил, — а вообще мы еще поскачем на рысаках по степи верхнехавской.
Коммунист коммунистом, но Стрижакову уже 85 лет. А замены на столь ответственном посту ему не видно. Неужели верхнехавцы не сумеют сохранить свое краеведческое достояние?! Неужели экспонаты растащат, а музей переоборудуют под что-то более тривиальное и бесполезное?! И ведь не требует содержание музея больших финансовых средств, всего лишь — внимания и уважения. Да и энтузиазма того же.
— Хорошо, хоть воры не лазают, — говорит Федор Иванович, — правда, молодежь любит на крыльце победокурить, но я уж им это позволяю. Пусть пьют, курят, колются, но главное — не подожгли чтобы.

— Колесничий управлял повозкой, и ему необходимо было как-то подгонять лошадей, а через дырку в зубе очень удобно «свистится», — замечает Олег Свиридов.

— А можно было определить какую-то расовую или племенную принадлежность этих «абашевцев», проживавших здесь во 2-м тысячелетии до нашей эры?

— Все-таки они ближе к европейской внешности, чем к монголоидной. Окружность скул, постановка зубов, высота лба очень близки по своим параметрам к славянским. Можно смело сказать, что в древности здесь жили люди, вполне похожие на нас с вами.
Археологические раскопки — процесс не только трудоемкий и кропотливый, но и достаточно затратный. Инструменты, поездки, питание, проживание. Непосредственно физический труд не оплачивается — студенты и школьники сами с удовольствием копаются в глине и черноземе и долбят застывший речной ил в поисках истории. Поэтому работы идут медленными темпами — примерно один курган в год, да и то не каждый. Но и это достигается с превеликим трудом. К самому большому и знаменитому хавскому кургану, что у развилки на Байгору и Луговатку, и вовсе не приштыковывалась еще ни одна лопата. Но дело и до него дойдет. И все-таки один, может быть, глупый вопрос меня, обывателя, далекого от археологии, почему-то чуть-чуть смущает.
— А нет ли во «вскрытии» курганов какой-то связи, простите, с вандализмом: все-таки могилы человеческие.
— Если мы их не исследуем, они сами по себе исчезнут, — парирует Олег Васильевич, — кроме того, находки никто себе не присваивает, они становятся достоянием науки. Это те же исторические документы. Иным способом ничего нельзя было бы узнать о жизни наших предков.

Ярослав КАРПИНСКИЙ. «Эфир 365» Февраль-2001

ДЛЯ СПРАВКИ
Курган – возвышение над землей, холм, чаще всего неестественного происхождения. Как правило, это надмогильная насыпь из земли или камня полусферической или конической формы.

Источник

История названия реки Верхняя Хава. Легенда

верхняя хава история названия. Смотреть фото верхняя хава история названия. Смотреть картинку верхняя хава история названия. Картинка про верхняя хава история названия. Фото верхняя хава история названия

Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Анна Москвина. Научный руководитель: О. Н. Квасов. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.

Моя малая родина — это самое прекрасное место, место, где меня всегда будут ждать. Я люблю свою малую родину. Здесь я выросла. Я относительно мало времени там, правда, большую часть жизни я жила в городе. Но моя малая родина – посёлок Тимирязево – всегда останется домом с семьёй, с любимыми уголками природы, с родными просторами, с родственниками и знакомыми.

Новоусманская земля исполнена тайн и загадок, будоражащих наше воображение. Некоторые из них уже давно перестали быть таковыми, а некоторые до сих пор сокрыты под толщей столетий.

Речь пойдет о моей любимой реке, протекающей в Воронежской области. Речка, хоть и небольшая, но душевная. Сколько лет я приезжала туда отдыхать на пляж или мостик. Река символьно изображена на гербе и флаге Верхнехавского района Воронежской области: Синяя часть поля герба показывает географическое расположение района на реке Хава.

Существует легенда о том, что река названа по имени татарской принцессы. Согласно легенде, в XVI веке из Московского царства в долину, занимаемую ныне селом Успенская Хава бежали бояре и прочий люд. Большинство из них стали «лихими людьми», разбойниками. Там же кочевала татарская орда. И случилось так, что ханская дочка по имени Зора (Зара) полюбила боярина Владимира, скрывавшегося в тех же местах. Татарские владения и земли беглецов разделяла река. Ее как-то раз и переходила ханская дочка, спеша к возлюбленному. Переходя ночью во время сильного дождя и бури по мостику из узких жердей через реку, она утонула, и с тех пор реку, где утонула дочь татарского хана «утренний рассвет», как звали ее татары, назвали Хаваю (девою). Хан был опечален утратой дочери и совершил набег на разбойничье логово, что находилось по ту сторону реки. Дочь он похоронил там же, на берегу, хан положил в могилу Зоры много сокровищ, как того требовал обычай.

В каждой легенде есть крупицы истины. История любви русского боярина Владимира и татарской принцессы Зары, хотя и кажется неправдоподобной, но все же имеет право на существование. В то время эти места были пограничными и здесь свободно могла произойти их встреча.

Источник

Верхняя хава история названия

Последнее на сайте

Верхнехавский район (село Верхняя Хава)

По сохранившимся рассказам стариков, живших в девятнадцатом веке, которые слышали от своих дедов, что на новые места, где было положено основание В. Хавы, ехали несколько семей в самый разгар лета. Перебравшись через реку Усмань, подводы с первыми поселенцами двигались по степному бездорожью. Кругом зеленела высокая трава, густо цвели разные луговые цветы. Чуть ли не из-под ног лошадей то и дело выскакивали зайцы, которых водилось здесь огромное множество. А по степи небольшими участками около многочисленных болот рос кустарник и мелкий лесок, следы которых сохранились местами до наших дней. Особый интерес у первопроходцев вызывала речка Хава. Они уже и раньше слышали о ней от людей, состоящих в русских дозорных отрядах. Именно на этой реке служилые люди из первых пограничных поселений часто устраивали засады и громили ногайских татар.

И вот теперь первые поселенцы встретились с этой речкой. Над ней курился, расползаясь по берегам, утренний туман, наполненный ароматом чистого степного воздуха. Медленно катила свои воды неширокая, но полноводная река, изобилующая рыбой. Над ней склонялись высокие деревья, а из прибрежных зарослей камыша выпархивали дикие утки.

Возле речки стали возникать одна за другой улицы, которые назывались порядками, с присвоенными именами тех, кто осел на них первый: Лавренов порядок, Митриев, Амелин, Тарасов и т. д. Характерно, что эти названия улиц, помимо официально присвоенных, сохранились до наших дней.

Поток поселенцев к р. Хава не прекращался. Причиной тому в первую очередь была свобода и наличие плодородного чернозема. Кроме того, служилые люди, охранявшие южные границы Русского государства на Белгородско-засечной черте, стали теперь не востребованы. Поэтому основная их масса осела на землях нашего края, и их стали называть однодворцами.

Село разрасталось. Люди селились кто как вздумает: одни окнами на юг, другие на восток, третьи, сами не зная к чему, отворачивались от солнца в сторону севера или запада. Следы этой беспорядочности можно проследить и сегодня. Расположение и конфигурация улиц часто определяли и их названия. Одна — начиналась у речки и потом, поднимаясь в гору, всё больше изгибалась в виде дуги и получила название Криуши; другая — несколькими хатами сворачивала в сторону от начала порядка, образуя какой-то ящик, где когда-то острого на язык мужика потрепали собаки, и улица получила название Собачьего ящика. На северо-восточной окраине села, где недавно был Ждановский участок, долгое время были луга, сенокосы. Потом здесь стали пасти телят. Но вот прибыли новые поселенцы и вдоль реки огородами вниз образовали улицу. Её назвали Телячьим порядком.

Первым на восточной стороне реки — там, где сейчас улица Карла Маркса, на обрыве поселился приезжий мужик по имени Филя, суровый и нелюдимый. Первое время на него никто не обращал внимания, и заговорили о нем тогда, когда он недалеко от своей хаты обнаружил залежи песка, в котором новоселы испытывали большую нужду. С тех пор гору, на которой поселился Филя, песочные ямы и сооруженный здесь мост через реку стали называть Филиными. Позже начали селиться от хаты Фили вниз по течению реки. Улица прошла через место, где была мусорная свалка и получила название Поганки. Весной и часто летом после обильных дождей река выходила из берегов и заливала все низины. На заливных землях выращивали табак, пользовавшийся большим спросом. Его, в переработанном в домашних условиях виде, везли продавать в Воронеж. Обработка земли на заливных местах привела к тому, что в реку с потоками воды устремлялся смываемый чернозем. Закрывались многочисленные родники, питавшие реку. По берегам уничтожались деревья. Река стала мелеть, терять первоначальное очертание и красоту, становилась уже. Тогда люди стали селиться ближе к реке и в той низине, где обычно сажали табак, образовался порядок, который так и был назван Табачным или Табатером. Хаты для жилья новоселы строили почти сплошь глинобитными. Глину для изготовления самана брали в открытых ямах, а вместо навоза использовали торф и перегной, собранный по берегам реки и в логах. Лес, хотя и не вполне отвечавший строительным целям, был под рукой. Это лоза, береза, осина, росшие у реки и кое-где в степи. Для кровли на первых порах использовали осоку, камыши, а позже солому.

В ямах, отрытых еще первыми поселенцами, население Хавы брало глину на строительство хат и закут до самого последнего времени прошлого столетия. В результате кое-где прямо около домов образовались овраги. Некоторых из них сегодня не существует. Так, у автотранспортного предприятия вплоть почти до XIX века представляли жалкое зрелище: земляные полы, маленькие оконца, затянутые пузырями животных, в одном из углов — огромная печь, топившаяся по-черному, освещение — лучина.

Жили крестьяне большими семьями — человек по 10-20 и больше. Пока живы были родители, сыновья не делились и не уходили от них. Однако встречались такие, которые отделялись при их жизни. Эти, не почитавшие родителей сыновья, селились на окраине села, и созданный ими порядок так и был назван Непочетным (ныне улица Восточная).

Спали крестьяне на полу, на лавках, подстелив солому, которую приносили на ночь на топливо. Старики и дети размещались на печи и на полатях. Поверх соломы стелили полотно, сотканное из конопли, под голову клали верхнюю одежду. Ею же и накрывались вместо одеяла. Зимой вместе с людьми в избах находились телята, поросята, ягнята.

В таких условиях жили люди до второй половины XIX века. После отмены крепостного права в жизни крестьян произошли некоторые изменения. Лучина была заменена керосиновой лампой, свиные пузыри в окнах — стеклом, веретено, с помощью которого крестьяне сучили пряжу, — прялкой, над избами стали появляться трубы, которые до этого не выводили из хаты и топились по-черному. Но эти новшества из-за бедности вводились далеко не во всех семьях.

Предание гласит, что среди наиболее состоятельных поселенцев у реки Хава был высокий сухой старик, которого величали Лавреном Михайловичем, приехавший сюда с четырьмя женатыми сыновьями. Он решил соорудить на реке водяную мельницу — это первое предприятие на хавской земле. Крестьяне, узнав об этом, торопили хозяина и предлагали свою помощь.

Водяную мельницу строили далеко от села (за поселком Черняхи) — ближе не нашлось места: река в районе села была широкой и глубокой. Строительство шло довольно быстро — она была сооружена за одно лето и к осени уже работала. Эта мельница, следы которой сохранились до наших дней в виде торчавших остатков сгнивших дубовых свай, не имела конкуренции, поэтому плата за помол зерна была довольно высокой. Но работала она недолго. Как только в селе появились ветряки, мельницу крестьяне спалили.

В XVIII столетии вслед за крестьянами-однодворцами в наш край потянулись дворяне. Одним из первых приехал Абрам Селихов. Он обосновался в 12 километрах от р. Хавы вверх по течению. Кроме барского дома был построен пруд, и это положило основанию деревни Селихово или Абрамовки, ныне входящей в состав Семеновки. Почти рядом с В. Хавой к северу от нее поселился помещик Каверин, имевший почти тысячу десятин земли, положивший основание поселка Каверино.

В этот период на хавские просторы устремились дворянские семьи — Раевские, Алисовы.

В XIX веке число дворянских семей увеличилось. В районе Сухих Гаев раскинулись поля Потамошнева, у Грачевской будки начинались поля Пастухова, а на юго-востоке от В. Хавы располагались земли Гурко и Звягинцева. В пяти километрах на восток от В. Хавы были земли помещика Пашутина. Западнее от нынешнего райцентра и почти до Малой Приваловки раскинулись земли семьи Халютиных. Эти земли в размере двух тысяч десятин получил генерал-майор, участник войны 1812 года Дмитрий Иванович Халютин. После его смерти поля перешли к его сыну Василию Дмитриевичу, который был мировым судьей 1-го участка города Воронежа. А после его смерти в 1872 году хозяином поместья стал сын Владимир Васильевич Халютин. Он был повенчан с княгиней Татьяной Волконской. В 1894 году он продал имение Соколовым и семьей проживал в Воронеже. Имел восьмерых детей.

На юго-западе в районе Марьевки и Спасовки с давних пор земли принадлежали Мельгуновым, а в начале XIX века они были проданы Крашенинниковым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *