верховным главнокомандующим являлся царь а управление армией осуществлялось
I. Становление абсолютной монархии в России
1. При назначении на руководящие государственные посты учитывалось:
а) знатное происхождение,
б) материальное положение,
2. Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Это означает, что:
а) глава государства решает все вопросы за своих подданных,
б) женщины ограничиваются в правах во всем,
в) государство не вмешивается в дела народа, не существует законов, касающихся
гражданского и семейного права, все вопросы в семье решает мужчина единолично.
3. Городское сословие делилось на:
а) регулярных граждан и «подлых» людей,
б) постоянных граждан и приезжих,
в) иностранных граждан и лиц без гражданства
4. Правящим классом было:
а) несколько людей, входящих в состав Боярской думы, решающие вопросы постройки
б) орган государственного отраслевого управления церковными делами,
в) орган, занимавшийся доказательством вины человека, подозреваемого в совершении
преступлений против церкви.
II. Государственные реформы первой половины ХVIII в.
1. В ХVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы. Экономическая консолидация дворянства была завершена принятием:
а) «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г),
б) Указа о единонаследии (1714 г.),
в) «жалованной грамоты крестьянству» (1714 г.).
2. Логическим продолжением Указа о единонаследии:
а) стала Табель о рангах (1722 г.),
б) стало реформирование высших органов власти в 1699 – 1710 гг.,
в) стала ликвидация прежних центральных органов власти.
3. Преобразование органов местного управления (1699 г.) началось с создания Бурмистрской палаты, которой подчинялись:
а) губы – выборные органы местного самоуправления во главе которых стояли
бурмистры – выборные от купцов, слобод, и т.д.,
б) избы – назначаемые органы местного самоуправления, во главе которых стояли
4. В 1711 г. был образован Сенат, состоящий из:
а) присутствия и ближней канцелярии,
б) коллегии министерств,
в) присутствия и канцелярии.
5. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат:
а) назначение чиновников всех уровней власти,
б) только дела, поступившие с мест,
в) анализ материалов, представленных царю, рассмотрение дел, поступивших с мест, выборы высших государственных чиновников.
6. К компетенции Сената относилась деятельность:
а) только организационно-судебная и судебная,
б) только судебная, финансовая и налоговая,
в) судебная, организационно-судебная, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.
7. В 1718 г. был принят реестр коллегий:
а) только Иностранных дел, Юстиц-коллегии, Военной и Адмиралтейств-коллегии,
б) только Иностранных дел, Юстиц-коллегии,
в) Иностранных дел, Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии, Военной, Адмиралтейств-коллегии, Коммерц-коллегии, Статс-контор коллегии, Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии.
8. Фискалам вменялось в обязанность:
а) определять нормы и правила работы учреждений,
б) доносить о тяжких преступлениях – государственных, должностных, нарушениях законности в учреждениях,
в) доносить о тяжких государственных преступлениях, не рассматривая должностных и гражданских дел.
9. К 1715 г. сложилась система местного управления и администрации:
а) двухзвенная: уезд – губерния,
б) двухзвенная: провинция – губерния,
в) трехзвенная: уезд – провинция – губерния.
10. Военная реформа – важное звено в цепи реформ начала ХУШ в. для руководства нового строя были созданы:
а) Иноземный приказ,
б) Рейтарский приказ,
в) Разрядный приказ и Приказ военных дел.
11. Верховным главнокомандующим являлся царь, а управление армией осуществлялось:
б) Военной канцелярией,
в) Военной коллегией и Адмиралтейством.
12. «Устав воинский» (1716 г.) регламентировал:
а) роль Сената и роль верховного главнокомандующего – царя,
б) роль Сената и Военной канцелярии,
в) состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.
13. В 1721 г. был организован высший орган церковного управления:
а) Духовная коллегия,
б) Монастырский приказ,
14.Судебная реформа Петра 1 заключалась в:
а) отделении суда от администрации,
б) введении сословных судов,
в) государственно-административной организации суда.
А) регулярных граждан и «подлых» людей.
б) постоянных граждан и приезжих;
в) иностранных граждан и лиц без гражданства;
г) постоянных граждан и временных.
152.Правящим классом в эпоху абсолютизма было:
а) дворянство;
а) несколько людей, входящих в состав Боярской думы, решающие вопросы постройки новых церквей;
б) орган государственного отраслевого управления церковными делами;
в) орган, занимавшийся доказательством вины человека, подозреваемого в совершении преступления против церкви;
г) сословно-представительный орган XVIII в.
154.В XVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы. Экономическая консолидация дворянства была завершена принятием:
а) «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.);
б) Указа о единонаследии (1714);
в) «Жалованной грамоты крестьянству» (1714 г.);
г) Манифеста «О вольности дворянской» (1762 г.).
155.Логическим продолжением Указа о единонаследии:
а) стала «Табель о рангах» (1722 г.);
б) стало реформирование высших органов власти в 1699-1710 гг.;
в) стала ликвидация прежних центральных органов власти;
г) стала церковная реформа.
156.Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять:
б) на три этапа;
157.Первый этап реформ (1699-1710 гг.) характеризуется:
а) ликвидацией прежних центральных органов власти;
б) созданием Сената, проведением военной реформы;
в) частичным преобразованием в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военной реформой;
г) проведением второй областной реформы.
158.Второй этап реформ (1710-1719 гг.) характеризуется:
а) проведением первой областной реформы, военной реформы, частичным преобразованием в системе высших государственных органов;
б) ликвидацией прежних центральных органов власти и управления, созданием новой столицы (1720 г.), Сената, проведением первой областной реформы;
в) проведением второй областной реформы;
г) образованием новых органов отраслевого управления (коллегий).
159.Третий этап реформы (1719-1725 гг.) характеризуется:
а) проведением первой областной реформы, образованием новых органов отраслевого управления для коллегий, реформой церковного управления, военной реформой;
б) образованием новых органов отраслевого управления для коллегий, проведением второй областной реформы, реформы церковного управления, созданием правовой основы для всех учреждений и нового прохождения службы, финансово-налоговой реформы;
в) ликвидацией прежних центральных органов власти;
г) созданием Сената, проведением первой областной реформы.
160.В 1711 г. был образован Сенат, состоящий из:
а) присутствия и ближней канцелярии;
б) коллегии министерств;
в) присутствия и канцелярии;
г) президиума и канцелярии.
161.Круг вопросов, которые рассматривал Сенат в XVIII:
а) назначение чиновников всех уровней власти;
б) только дела, поступившие с мест;
в) анализ материалов, представленных царю, рассмотрение дел, поступивших с мест, выборы высших государственных чиновников;
г) систематизация судебной практики.
162.К компетенции Сената в XVIII в. относилась деятельность:
а) только организационно-судебная и судебная;
б) только судебная, финансовая и налоговая;
в) судебная и организационно-судебная, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия;
163.В 1718 г. был принят реестр коллегий:
а) только Иностранных дел, Юстиции; Военной и Адмиралтейской;
б) только Иностранных дел и Юстиции;
в) Иностранных дел, Юстиции, Ревизионной, Военной, Адмиралтейской, Коммерц, Штатс-конторы, Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии;
г) Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии.
164.Централизация государственного аппарата в XVIII в. требовала создания контрольных органов:
в) прокуратуры и фискалитета;
165.Фискалам в XVIII в. вменялось в обязанность:
а) определять нормы и правила работы учреждений;
в) доносить о тяжких государственных преступлениях, не рассматривая должностных и гражданских дел;
г) осуществлять поиск преступников.
166.Военная реформа – звено важнейших государственных преобразований в цепи реформ 18 века. Для руководства нового строя создали:
а) Иноземский приказ;
б) Рейтарский приказ;
в) Разрядный приказ и Приказ военных дел;
г) Пушкарский приказ.
167.Верховным главнокомандующим, формирующим полки и т.д. в XVIII в., являлся царь, а управление армией осуществлялось:
64.В семейном праве в XVI веке развод допускался при:
А) измене одного из супругов;
Б) фактическом отсутствии одного из супругов в семье в течение 1 года;
В) уходе одного из супругов в монастырь;
Г) желании одного из супругов;
Д) болезни одного из супругов.
65.При назначении на руководящие государственные посты в период абсолютизма учитывалось:
А) знатное происхождение;
Б) материальное положение;
Г) заслуги родителей;
Д) социальное положение.
66.Идология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Это означает, что:
А) глава государства решает все вопросы за своих поданных;
Б) женщины ограничиваются в правах во всем;
В) государство не вмешивается в дела народа, не осуществляет законов, касающихся гражданского и семейного права, все вопросы в семье решает мужчина единолично;
67.Крестьяне назывались «посессионными» если:
А) работали на землях помещика в определенный сезон;
Б) покупались для обязательного использования их труда на мануфактурах;
В) работали по контракту;
Г) работали при монастырях;
Д) уезжали на заработки в другие государства.
68.Городское сословие делилось на:
А) регулярных граждан и «подлых» людей;
Б) постоянных граждан и приезжих;
В) иностранных граждан и лиц без гражданства;
Г) почетных и граждан и «черных» посадских;
Д) жителей «черных» и «белых» слобод.
69.Правящим сословием в период абсолютизма было:
А) несколько людей, входящих в состав Боярской думы, решающие вопросы постройки новых церквей;
Б) орган государственного отраслевого управления церковными делами;
В) орган, занимавшийся доказательством вины человека, подозреваемого в совершении преступления против церкви;
Г) орган, занимавшийся регистрацией брачно-семейных отношений;
Д) орган управления армией.
71.В XVIII в. законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы. Экономическая консолидация дворянства была завершена принятием:
А) «Жалованной грамоты дворянству» (1785г.);
Б) Указа о единонаследии (1714г.) В) «Жалованной грамоты крестьянству» (1714г.);
Г) Манифеста о вольности дворянской 1762г.;
Д) «Жалованной грамоты городам» (1785г.).
72.Логическим продолжением Указа о единонаследии:
А) стала «Табель о рангах» (1722г.);
Б) стало реформирование высших органов власти в 1699-1710 гг.;
В) стала ликвидация прежних центральных органов власти;
Г) стала «Жалованная грамота дворянству» (1785г.);
Д) стали Артикулы воинские 1715г..
73.В 1711 г. был образован Сенат состоящий из:
А) присутствия и ближней канцелярии;
Б) коллегии министерств;
В) присутствия и канцелярий;
Г) президентов и коллегий;
Д) фискалов и прокуроров.
74.Круг вопросов, которые рассматривал Сенат:
А) назначение чиновников всех уровней власти;
Б) только дела, поступившие с мест;
В) анализ материалов, представленных царю, рассмотрение дел, поступивших с мест, выборы высших государственных чиновников;
Г) контроль над высшими чиновниками;
Д) по усмотрению царя.
75.К компетенции Сената относилась деятельность:
А) только организационно-судебная и судебная;
Б) только судебная, финансовая и налоговая;
В) судебная и организационно-судебная, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия;
76.Централизация государственного аппарата требовала создания контрольных органов:
В) прокуратуры и фискалитета;
Г) прокуратуры и адвокатуры;
77.Фискалам вменялось в обязанность:
А) определять нормы и правила работы учреждений ;
В) доносить о тяжких государственных преступлениях, не рассматривая должностных и гражданских дел;
Г) доносить о финансовых нарушениях;
Д) доносить об уголовных преступлениях.
78.К 1715 г. сложилась система местного управления и администрации:
А) двухзвенная: уезд-губерния;
Б) двухзвенная: провинция-губерния;
В) трехзвенная: уезд-провинция-губерния;
Г) двухзвенная: район-область;
Д) трехзвенная: район-провинция-область.
79.Военная реформа- звено важнейших государственных преобразований в цепи реформ начала XVIII в. Для руководства нового строя создали:
А) Иноземский приказ;
Б) Рейтарский приказ;
В) Разрядный приказ и Приказ военных дел;
Г) Стрелецкий приказ;
Д) Пушкарский приказ.
80.Верховным главнокомандующим, формирующим полки и т.д., являлся царь, а управление армией осуществлялось:
Б) Военной канцелярией;
В) Военной коллегией и Адмиралтейством;
81. «Устав воинский» (1716г.) регламентировал:
А) роль Сената и роль верховного главнокомандующего-царя;
Б) роль Сената и Военной канцелярии;
В) состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов;
Г) обеспечение армии продовольствием;
Д) простой армии на зимних квартирах.
82.В 1721г. организован высший орган церковного управления:
А) Духовная коллегия;
Б) Монастырский приказ;
Г) Церковный приказ;
Д) Приказ патриарха.
83.В середине XVIII в. крестьянство делилось на категории:
А) государственные, помещичьи;
Б) владельческие, осадчие, государственные, помещичьи ;
В) государственные, частновладельческие, экономические, дворцовые;
Г) экономические, свободные;
Д) посессионные, частновладельческие.
84.Государственные крестьяне имели право перехода в иное сословие и смены места жительства, а также и право участия в государственных совещаниях. К этой категории крестьянства были приближены по своему положению:
85.Категория крестьянства, которую помещики могли перемещать из одного села в другое:
В) частновладельческие (крепостные);
86.Отлучиться с места проживания с 1774г. крестьяне могли:
А) при наличии расписки, выданной помещиком ;
Б) только дворцовые, с разрешения Берг- коллегии;
В) при наличии паспорта, выданного губернатором;
Г) при наличии паспорта, выданного помещиком;
Д) при наличии паспорта, выданного МВД.
87.Изъятие земель у церкви привело к возникновению категории крестьянства, по своему статусу приближенного к государственным:
А) черносошное крестьянство;
Б) владельческое крестьянство;
В) экономическое крестьянство;
Г) посессионное крестьянство;
Д) дворцовое крестьянство.
88.По регламенту Главного магистра (1721г.) городское сословие делилось на:
А) «регулярных граждан»(состоящих из трех гильдий);
Б) «подлых людей»( состоящих из двух гильдий);
В) «регулярных граждан»(состоящих из двух гильдий) и «подлых людей»;
89.В «Жалованной грамоте городам» (1785г.) был дан перечень прав:
А) право на ведение оптовой и розничной торговли, право на владение промышленными предприятиями;
Б) право собственности на приобретенное имущество, без права наследования, право владения только промыслами;
В) право собственности на принадлежащее имуществ (приобретение, использование, наследование),право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
90.Духовенство делилось на:
А) «белое»-священники и «черное»-монашество;
Б) «белое»-монашество и «черное»-священники;
В) «белое»-монашество и священники;
Г) «черное»-монашество и священники;
Д) привилегированное и непривилегированное.
91.В «Жалованной грамоте дворянству»:
А) устанавливались принципы организации местного самоуправления дворянского, личные права дворян и имущественные (полное и неограниченное право собственности), порядок составления родословных дворянских книг, особые судебные права;
Б) был дан перечень имущественных прав, судебных, устанавливались принципы городского самоуправления;
В) был дан перечень дворянских званий;
Г) дан перечень преступлений, за которые дворяне не подлежали суду;
Д) устанавливались принципы городского самоуправления.
92.За городскими жителями признавалось право:
А) корпоративной организации;
Б) местного самоуправления;
Г) на ведение коммерческой деятельности;
Д) не платить налоги.
93.Дифференциация правовых форм дворянского землевладения упростилась и все имения стали подразделяться на :
А) родовые и выкупленные;
Б) выкупленные и приобретенные;
В) родовые и приобретенные;
Г) приобретенные и пожалованные.
94.Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о:
А) победе бюрократического аппарата, принятии новой системы чинов и должностей, юридическом оформлении статуса правящего класса, об уравнении службы военной со службой гражданской;
Б) победе аристократического аппарата, о различных способах продвижения по военной и гражданской служебным лестницам.
95.Петр I ввел административно-территориальное деление:
А) двухзвенное: губерния-уезд;
Б) двухзвенное: провинция-губерния;
В) трехзвенное: губерния-провинция-уезд.
96.В ознаменовании победы в Северной войне Сенат присвоил Петру I звание:
Б) «Отца Отечества Всероссийского»;
В) «Отца Отечества, Императора Всероссийского»;
Г) «Отец Всероссийский»
97.Петр I учредил орган, заменяющий особу императора, выполняющий функции законосовещательного, административного и судебного органа:
98.Петр I преобразовал органы центрального управления, создав:
А) систему приказов;
В) систему коллегий;
99.Петр I провел военную реформу, создал регулярную армию, а для осуществления внешней функции государства учредил:
А) временные дипломатические представительства в сопредельных государствах;
Б) Внешнеторговую коллегию;
В) постоянные дипломатические представительства в сопредельных государствах;
Г) министерство иностранных дел.
100.Светский закон внес некоторые изменения в семейно-правовой институт:
А) разрешил вступать в брак по слабоумию, ограничил имущественные права жены, затруднил разводы, ввел разрыв между обручением и венчанием до 12 месяцев;
Б) запретил вступать в брак слабоумным, неграмотным дворянам и лицам с большим разрывом в возрасте, расширил имущественные права жены, узаконил полное подчинение детей родителям, затруднил разводы;
В) ввел регистрацию брака в государственных органах;
Г) запретил обручение.
101.Петр I совершил переворот в сторону розыска своим именным указом от 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судебных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях…», в котором он:
А) отменил состязательный процесс и заменил его по всем делам процессом следственным, инквизиционным;
Б) ввел состязательный процесс.
102.При Петре I реформы были:
А) постепенными, последовательными, в том числе и в сфере судоустройства и судопроизводства;
Б) бесплановыми, сумбурными, противоречивыми;
В) обдуманными, спланированными всеми органами власти.
103. «Просвещенный абсолютизм» неразрывно связан с:
Б) неправильной организацией управления и суда;
В) легитимностью- законностью, правильной организацией управления и суда.
104.Положения Указа о единонаследии начинают корректироваться, и от обязательной военной и государственной службы дворянство было освобождено:
А) «Табелью о рангах»;
Б) Манифестом 1755г.;
В) Манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».
105.Целями наказания были: устрашение, пресечение повторных преступлений, изоляция преступника. Предусматривались наказания:
А) простые виды смертной казни;
В) членовредительские наказания, каторга;
Г) тюремное заключение, штрафы.
106. «Манифест о вольности дворянской» (1762г.) отразил требования и нужды дворянства:
А) закрепил принцип обязательного характера государственной службы;
Б) закрепил принцип- вольного прохождения службы государственной, разрешил покидать пределы государства, поступать на иностранную службу, установил привилегии;
В) разрешил покидать пределы государства;
Г) установил привилегии, распространенные на однодворцев.
107.Екатерина II написала «Наказ», в котором формулировались принципы правовой политики, правовой системы и устанавливалось сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях:
А) первое место отводится дворянству, второе- городскому населению и крестьянству;
Б) первое место отводится дворянству, второе- городскому населению и государственным крестьянам, третье- остальным категориям крестьянства;
Г) первое место дворянству, второе- всем остальным категориям населения.
108.В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма»
А) провозглашением идеи правового государства;
Б) провозглашением монархии;
В) провозглашением идеи «законной монархии»;
Г) расширением связей с западноевропейскими просветителями.
109.В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее неизвестная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:
А) законов должно быть много, они не должны оставаться неизменными;
Б) законов должно быть много, они не должны оставаться неизменными, а указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными;
В) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов, указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми;
Г) законов должно быть немного, но они должны дополняться подзаконными актами.
110.Название нормативного акта, изданного Екатериной II в 1766 г.:
111.В результате проведения реформы в 1775 г. было создано новое административное деление государства:
В) губерния- провинция;
112.Основными источниками права в период становления абсолютной монархии является:
Б) Соборное Уложение;
113.Нормативный акт, издаваемый только монархом и за его подписью, содержащий обращение ко всему населению и всем учреждениям:
114.Сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности.
115.Государственный совет был создан:
116.В начале XIX в. роль высшего судебного учреждения выполнял:
А) Государственный совет;
В) Комитет министров;
117.Первоочередной задачей в России в первой половине XIX в. стала кодификация:
А) законов о судоустройстве и судопроизводстве;
В) уголовных законов;
Г) торгового законодательства.
118.Продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании свода законов, а не нового уложения:
119.Органы отраслевого управления, созданные в России в начале XIX в., получили название:
120.В ст.1 Основных законов была сформулирована идея:
А) самодержавной власти императора Российского;
Б) неограниченной власти Сената;
В) ущемлением прав местных органов управления;
Г) расширения прав органов местного самоуправления.
121.Законодательство различало верховное и подчиненное управление. Органом управления Государственный совет являлся органом:
122.Главным административным лицом в губернии был:
123.В первой половине XIX в. в новых экономических условиях получает широкое распространение договор товарищества. Для возникновения товарищества требовалось:
А) разрешение правительства;
Г) разрешение местных органов власти.
124.Могла ли жена (согласно нормам семейного права) иметь паспорт:
Б) обязательно должна была иметь;
В) только с разрешения мужа;
Г) с разрешения всех членов семьи мужского пола.
125.Экономика России в середине XIX века неуклонно и закономерно развивалось по пути дальнейшего установления капиталистических отношений. Этому существенно мешали:
А) патриархальное хозяйство;
Б) барщинная система хозяйства;
В) расширение рынка сбыта;
Г) недостаток финансов;
Д) неразвитость банковской системы.
126.Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали:
А) запретить перевод крестьян в разряд городских жителей;
Б) запретить брать бывших крепостных на предприятия в качестве вольнонаемных рабочих;
В) отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду;
Г) запретить выдавать крестьянам паспорта.
127.В 1830-1850-е годы XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товара на рынок, приводило:
А) к увеличению городского населения;
Б) к увольнению наемных рабочих;
В) к увеличению сельского населения.
128.Крепостное право было отменено?
129.Носила ли в целом крестьянская реформа 1861г. буржуазный характер и способствовала ли дальнейшему развитию в России капиталистических отношений:
В) тормозила развитие капитализма;
130.Земская реформа была проведена:
131.Император Александр II за свою деятельность получил прозвание:
132.Контроль над земскими учреждениями, занимавшимися организацией медобслуживания, строительством и материальным обеспечением школ осуществлял:
133.Распорядительным органом городского самоуправления являлась:
В) Городская управа;
Г) Земское уездное собрание.
134.Исполнительным органом городского самоуправления являлась:
В) Городская управа;
Г) Земское уездное собрание.
135.Судебная реформа сопровождалась изданием четырех важнейших законов: Учреждение судебных установлений, Уставов гражданского и уголовного судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. По этим законам судьи объявлялись:
Г) ответственными перед губернатором.
136.При рассмотрении уголовных дел присяжные заседатели выполняли функции:
А) решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого;
Б) назначали адвокатов;
В) рассматривали апелляции;
Г) определяли меру наказания.
137.Функции, которые выполнял при рассмотрении уголовных дел коронный суд:
А) определял конкретную меру наказания;
Б) проводил предварительное рассмотрение дел;
В) участвовали в следствии.
139.Согласно принципу презумпции невиновности, любое лицо считалось невиновным:
А) до тех пор, пока его виновность не будет установлена судом;
Б) до тех пор, пока его не арестуют;
В) до тех пор, пока он не сознается в совершении преступления;
Г) пока против него не дадут показания 5 человек.
140.Важным нововведением судебной реформы России считалось:
А) введение прокуратуры;
Б) введение адвокатуры;
В) создание городской думы;
Г) введение всеобщей воинской повинности.
141.Наиболее важным в военной реформе 1874г. была:
А) отмена рекрутских наборов, установление обязательной военной службы;
Б) отмена обязательной военной службы;
В) ужесточение рекрутских наборов;
Г) изменение срока службы.
142.Необходимость отмены крепостного права вызывалась:
А) постепенным развитием экономики по капиталистическому пути;
Б) развитием сельского хозяйства;
В) резким спадом производства;
Г) поражением в Крымской войне.
143.Манифест об освобождении крестьян (1861г.) был издан:
144.При совершении выкупной сделки (за землю) крестьяне выплачивали часть суммы наличными, остальную сумму помещики получали из казны, а крестьяне погашали ее в течении:
145.Могли ли крестьяне, ставшие свободными, заниматься торговлей, открывать фабрики, заключать договоры, поступать на службу, пользоваться свободой передвижения?
В) только с разрешения помещика;
Г) только с разрешения местных властей.
146.Выкуп за землю брался с учетом:
А) реальной стоимости земли;
Б) платежеспособности крестьянина;
В) чтобы обеспечить помещикам суммы дореформенных оброчных платежей;
Г) финансового положения помещика.
147.Название судов, созданных в 1861г., которые были сугубо сословными, выбирались крестьянами, состояли из крестьян и судили только крестьян:
Г) крестьянские суды.
148.Поводом для превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию стало:
А) буржуазные реформы 1860-1870-х годов;
Б) Манифест от 29 апреля 1881 г.;
Г) революция 1917 г..
149.Установите правильную последовательность Герцена, Каракозова, Ленина, Рылеева, Желябова. Буквы вариантов ответов запишите в соответствии с хронологическим порядком событий. Деятельность представителей российского освободительного движения XIX – начала XX вв.:
150.В Манифесте от 17 октября 1905 г. были зафиксированы главные положения:
А) провозглашение гражданских свобод и создание законодательного органа, ограничивающего монархическую власть;
Б) создание законодательного органа, не ограничивающего монархическую власть, лишение возможности участия в утверждении законов широких слоев населения;
В) ограничение свободы слова, лишение неприкосновенности личности;
Г) сохранение неограниченный монархии в России.
151.Согласно «Основным государственным законам» кто осуществлял законодательную власть?
Б) император совместно с Государственным советом и Государственной думой;
В) Государственный совет и Государственная дума;
Г) Государственная Дума и Сенат.
152.В компетенцию Государственной думы входили вопросы:
А) предварительная разработка и обсуждение законодательных предложении, утверждение госбюджета;
Б) обсуждение вопросов об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах министерствам, о государственных займах;
В) решение бюджетных вопросов, связанных с деятельностью военного министерства.
153.Имущественный ценз был установлен для избирательных курий:
154.П.А. Столыпин был:
А) главой правительства;
Б) председателем Государственной думы;
В) председателем Государственного совета;
Г) Генеральным прокурором.
155.Закон должен был выражать общую волю:
А) Сената, Государственной думы, императора;
Б) Сената, Государственной думы, Государственного совета;
В) Государственной думы, Государственного совета, императора;
Г) Императора, Сената.
156.Законы делились на:
А) общие, местные, особенные, специальные ;
В) государственные, локальные, специальные;
Г) особенные, специальные.
157.Осуществляли руководство кодификационной деятельностью:
А) Сенат, наряду с ним Юридическое совещание;
Б) Государственная дума;
В) Совет министров, Юридическое совещание;
158.В наименованиях наиболее фундаментальных актов используется термин:
159.Государство регулировало рынок:
А) административно-командными методами;
Б) методом «товарных инвентаризаций»;
В) сочетанием вышеуказанных методов.
160.Судопроизводство в военно-полевых судах в 1915-фев.1917гг. осуществлялось:
А) как и в довоенное время;
Б) без суда и следствия;
В) краткосрочное слушание, отсутствие защиты, невозможность обжалования.
161.Император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Алексеевича:
Г) в сентябре 1917г..
162.После Февральской революции власть сразу же перешла к:
Б) Временному правительству;
В) Временному комитету Государственной думы;
163.Временное правительство подчинялось:
А) Временному комитету Государственной думы;
Б) Петроградскому совету;
Г) Государственному совету.
164.Буржуазно-демократическая революция переросла в социалистическую:
165.Временное правительство являлось органом:
А) государственной власти;
Б) государственного управления;
В) законодательной и исполнительной власти;
Г) исполнительной власти.
166.В экономической сфере Временное правительство придерживалось следующих направлений:
А) установление монополии над особо важными отраслями производства, предоставление государственных инвестиций частному производству;
Б) государство придерживалось принципа невмешательства в частное производство;
В) проведение антимонопольной политики.
167.Для разработки аграрного законодательства Временным правительством был создан орган:
А) Главный земельный комитет;
Б) Министерство сельского хозяйства;
В) земельные комитеты в уездах, волостях, губерниях;
Г) Комиссия по аграрному вопросу.
А) децентрализация бюрократического аппарата;
Б) демократизация местного управления;
В) усиление роли местных властей.
169.Первыми декретами, провозглашенными Советской властью, были:
А) Декрет о земле и Декрет о мире;
Б) Декрет о правах трудящихся;
В) Декрет о свержении Временного правительства;
Г) Декрет о созыве Учредительного собрания.
170.Октябрьский переворот привел к утверждению режима, который большевики назвали диктатурой пролетариата, в результате которой:
А) объединились Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов;
Б) Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов разъединились на два самостоятельных органа: Совет рабочих и солдатских депутатов и Совет крестьянских депутатов;
В) упразднены Советы солдатских депутатов;
Г) упразднены Советы крестьянских депутатов.
171.Созданный Совет Народных Комиссаров являлся органом:
А) исполнительной власти;
Б) законодательной власти;
В) исполнительной и законодательной власти;
172. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» провозгласила:
Б) уничтожение эксплуатации, человека человеком;
В) уничтожение капиталистической собственности.
173.Согласно Декрету «О гражданском браке. О детях и ведении книг актов состояния»
А) только гражданские браки, зарегистрированные в органах ЗАГСа;
В) любые формы брака.
174.Высшим органом государственной власти в стране являлся:
А) Съезд Советов рабочих, солдатских и казачьих депутатов;
В) Совет Народных Комиссаров;
175.Наиболее опасными в 1918-1920 гг. считались преступления:
А) против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
Б) контрреволюционные заговоры, восстания, мятежи;
В) должностные преступления;
176.Председателем ВЧК был:
177.Первоночальные меры прямого воздействия на практике, применяемые органами ВЧК по отношению к контрреволюционерам:
А) расстрел, как мера наказания;
Б) лишение контрреволюционеров продовольственных карточек;
В) органами ВЧК велось только предварительное расследование и на практике никакие меры воздействия не применялись;
Г) опубликование списков врагов народа, конфискация имущества и т.д.
178.В какой орган фактически превратилась ВЧК после принятия Совнаркомом декрета «Социалистическое отечество в опасности»?
А) орган розыска и следствия;
В) орган расправы с наиболее опасными государственными преступниками;
179.Основные отделы ВЧК осуществляли свои функции:
А) в армии и на флоте;
В) по охране границ;
180.Оформление партийной диктатуры происходило при помощи:
А) репрессивно-политического аппарата;
В) на основании укрепления авторитета партии;
Г) с помощью военной силы.
181.Основным звеном при переходе к новой экономической политике, принятой на X съезде РКП(б) являлось:
А) диктатура пролетариата;
Б) переход от продразверстки к продналогу;
В) сохранение государственной собственности на землю;
Г) введение концессий.
182.Для истории советского права в 1922-1923гг. характерны:
А) накопление опыта;
Б) разработка и принятие кодексов;
В) кодификация уголовного законодательства.
183.Кадификационной работой занимались:
В) Наркомат юстиции РСФСР;
184.Основным звеном в новой судебной системе являлся:
Г) военный трибунал.
185.Орган, выполняющий задачи, связанные с обеспечением законности в советском государстве в 1920-е годы:
Б) Наркомат юстиции;
В) Военный трибунал;
186.Советская судебная реформа была осуществлена:
187.Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями в 20 е годы осуществляли:
А) арбитражные комиссии;
Б) областные экономические совещания;
В) военные коллегии;
188.Вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР в 1918-1920гг. шло на основании:
А) двустороннего договора между независимыми республиками;
Б) насильного провозглашения советской власти;
В) на основании решения высших органов власти РСФСР.
А) запрещала свободный выход союзных республик из Союза;
Б) не запрещала, так как считалось, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза;
В) не запрещала, так как выход какой-либо республики не имел большого значения;
Г) разрешала свободный выход республик из СССР и устанавливала механизм этого процесса.
190.Порядок формирования народных судов в СССР осуществлялся:
А) непосредственно населением;
Б) непосредственно Верховным судом СССР;
В) Верховным Советом СССР;
Г) местными органами власти.
191.Каждая союзная республика:
А) имела право на свою Конституцию;
Б) не имела право на свою Конституцию;
В) имела право на свою конституцию, не противоречащую Конституции СССР.
192.Конституция СССР 1936г. закрепила имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она определяла систему форм собственности:
В) 2 формы собственности (государственная и колхозно-кооперативная);
Г) 3 формы собственности (государственная, колхозно-кооперативная и частная).
193.Конституция СССР 1936г. закрепила новую избирательную систему:
А) всеобщее избирательное право только для трудящихся;
Б) всеобщее для городского и только для определенных лиц сельского населения;
В) всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
194.В главе 1 новой Конституции 1936г.-«Общественное устройство» было зафиксировано, что политическую основу СССР составляют:
А) Советы рабочих депутатов;
В) Советы рабочих, крестьянских и Б) Советы депутатов трудящихся;
Г) Советы народных депутатов.
195.Число союзных республик в СССР увеличилось к 1936г.:
196.30 июня 1941г. был создан:
А) Государственный Комитет Обороны;
Б) Центральный штаб партизанского движения;
В) Комитет по делам эвакуации;
Г) Ставка Верховного Главнокомандования.
197.Военное руководство в годы войны осуществлялось:
А) Наркоматом обороны;
В) Ставкой Главного командования;
Б) Ставкой Верховного Г) Верховным Советом СССР.
198.Управление промышленностью с начала 1950-х годов стало осуществляться по принципу:
199.В Конституции 1977г. впервые было закреплено право на:
В) свободу митингов и собраний;
Б) критику действий государственных и Г) создание политических партий и общественных организаций;
200.СССР прекратил свое существование в:
3.3.2. Материал для текущего контроля (по модулям дисциплины) Модуль I Государство и право с древнейших времен до становления абсолютизма (IX В. – СЕРЕДИНА XVII В.) 1. Найдите в пространной редакции «Русской Правды» статьи, регулирующие правовое положение князя, бояр, огнищан, гридин, вирников, смердов, закупов, рядовичей, холопов и проанализируйте их.
2. У князя Владимира Мономаха во время похода погиб дружинник Изяслав. Сыновей у погибшего не было. Остались лишь жена и дочь. Могли ли они по древнерусскому закону рассчитывать на наследство?
4. В древнем Киеве холоп, встретив на улице купца, ранее обманувшего его, ударил своего обидчика по лицу и скрылся в доме своего хозяина. Последний отказался выдать своего холопа.
Каким должно быть решение суда?
5. Боярский холоп похитил в соседнем селении вола и корову, но был пойман. К подсудности какого суда должно быть отнесено данное дело и каким должно быть наказание согласно «Русской Правде»?
6. Раскройте содержание терминов: отрасль права, институт права, норма права, преступление, состав преступления, кража, грабеж, разбой.
7. Подберите соответствующие статьи по «Псковской судной грамоте» и покажите, как можно было стать собственником в Псковском государстве.
8. Сопоставьте «Псковскую судную грамоту» с «Русской Правдой» и покажите, какие новые слои феодально-зависимого населения нашли отражение в псковском законодательстве, раскройте их правовой статус.
9. Проанализируйте институт наследственного права по «Псковской судной грамоте» и дайте ответы на следующие вопросы.
• Какие виды наследования предусматривались псковским законодательством?
• Расширился или сузился наследников по сравнению «Русской Правдой»?
• Какой из сыновей получал преимущество при наследовании?
• Назывались ли дочери в числе наследников?
• Имели ли право наследования муж умершей жены и наоборот?
• Могли ли предъявлять иск на какую-либо часть имущества родственники умершей жены, если ее бывший муж затем вновь женился?
10. Начертите схему судебной системы по «Псковской судной грамоте» и проанализируйте ее.
11. Подсчитайте размер пожилого, которое должен был заплатить крестьянин, если он в г. покинул поместье, находившееся в земледельческой зоне, прожив у землевладельца 2 года.
12. Какие действия мог предпринять истец в 1503 г., если выяснилось, что суд вынес решение с нарушением установленных правил судопроизводства?
13. Покажите различия между заповедными и урочными грамотами. При каком русском царе они вводились и какую цель преследовали? Каким правовым актом урочные годы были отменены? (Сошлитесь на конкретные статьи).
14. Как известно, «Соборное уложение» 1649 г. предписывало всех беглых крестьян возвращать прежним их хозяевам. Но как следовало поступать, если крестьяне, «будучи в бегах», выдали своих дочерей или сестер замуж за крестьян новых землевладельцев? Должны ли были замужние дочери и сестры возвращаться к прежним хозяевам?
15. Существовали ли после 1649 г. категории посадских людей, не плативших государству тягла? При ответе сошлитесь на статьи источника.
16. Мог ли помещик в соответствии с правовыми нормами «Соборного уложения»:
• обменять поместье на поместье, монастырскую землю, вотчину;
• продать или заложить поместье;
• передать наследство по наследству?
18. Боярин Рокотов в 1650 г. велел засеять хлебом пустовавшие земли соседа – и объявил их своей собственностью. В ответ Собакин подал на него в суд. Каким должно быть решение суда, если учесть, что взошедший хлеб Рокотов из мести уничтожил?
19. Какое наказание предусматривалось «Соборным уложением» за следующие виды преступлений:
• незаконное производство и хранение • подделку государственных грамот, спиртных напитков, табака;
• если сын или дочь убьют отца или мать;
• изготовление фальшивых денег;
• если мать или отец убьют сына или дочь?
Модуль II Государство и право России в период становления и расцвета абсолютизма (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII–XVIII ВВ.) 1 Помещик Святогорский, многодетный, задолжав значительную сумму соседу, вотчиннику Ческидову, решил в 1715 г. заложить свое имение, рассчитывая таким образом поправить свое материальное положение. Чтобы узаконить сделку, Святогорский обратился с прошением в Вотчинную коллегию. Какое постановление должна была принять Вотчинная коллегия?
2. Выделите новые виды договоров, нашедшие правовое закрепление в петровском законодательстве:
3. Подберите по «Артикулу воинскому» статьи, регулирующие состав преступления, и проанализируйте их.
4. Ссылаясь на петровское законодательство, покажите, какими мотивами руководствовался Петр I, существенно изменив брачный возраст (лицам мужского пола было разрешено вступать в брак лишь при достижении 20 лет, женского пола – 17 лет).
5. В марте 1722 г. дворянин И. Княжин за уклонение от воинской службы был подвергнут шельмованию. После приведения приговора в исполнение он провел ночь со своими друзьями, а по возращении был ограблен и побит. Позднее ему удалось задержать нападавших на него и доставить их в суд. Каким должно быть решение суда?
7. В чем разница между допросом с пристрастием и пыткой?
8. Почему Екатерина II вначале активно занялась систематизацией российского законодательства, подготовила «Наказ о составлении проекта нового уложения», а затем распустила Уложенную комиссию?
9. Опираясь на законодательство Екатерины II, дайте ответ на следующие вопросы, касающиеся правового статуса дворянства:
• мог ли дворянин, женившийся не на дворянке, сообщить ей дворянское звание;
• могла ли дворянка, вышедшая замуж за не дворянина, лишиться своего состояния и могла ли она сообщить дворянство мужу и детям;
• кто мог лишить дворянина его дворянского достоинства;
• мог ли дворянин подвергаться телесным наказаниям;
• мог ли дворянин отказаться от государственной или военной службы?
10. Проанализируйте принятие Екатериной II Жалованной грамоты дворянству и городам и покажите, какие изменения произошли в праве собственности по законодательству во второй половине XVIII в.
11. Покажите на основе анализа «Уложения для управления губерний всероссийской империи» (7 ноября 1775 г.), как была реорганизована судебная система при Екатерине II и какие новые принципиальные подходы к судоустройству были использованы при ее проведении.
Модуль III ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА И БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ (первая половина XIX в. – октябрь 1917 г.) 1 Кодификационная комиссия М.М. Сперанского подготовила два сборника законодательства: Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Какая форма систематизации законодательства была применена при их подготовке:
инкорпорация или кодификация?
2. Найдите в тексте «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» статьи, дающие толкование понятий «преступление» и «проступок», и покажите разницу между ними.
Насколько четко, на Ваш взгляд, в законе определено различие между этими понятиями?
3. Третий имам Дагестана и Чечни, руководитель освободительной борьбы кавказских горцев против царских войск в период кавказской войны (1817 – 1864 гг.) Шамиль в 1859 г. попал в плен. Он был вместе с семьей сослан в Калугу, лишен сана имама и отдан под надзор полиции.
К какому разряду по лестнице наказаний, установленной «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных», относились виды наказаний, определенные имаму Шамилю? Выделите главные и дополнительные наказания.
4. В середине XIX в. в городе Тобольске действовало 24 предприятия, главным образом кожевенные, салотопенные, мыловаренные, работала бумажная фабрика купца М.Д.
Плотникова. Вместе с тем начинают формироваться трудовые артели и товарищества по участкам. Каких правовых норм в соответствии с законодательством должны были придерживаться их организаторы и должен ли, был регистрироваться факт их создания?
5. После смерти гражданина X в 1835 г. в течение 10 лет никто из наследников не заявил о своих претензиях на наследство. Как в таких случаях поступало государство?
6. Какой выкуп должен был уплатить крестьянин после крестьянской реформы 1861 г., если в его семье, прожившей в селении, отнесенном местным положением к третьему разряду, было ревизских души?
7. Два молодых крестьянина, проживавших на территории Курьинской волости Тобольской губернии, 13 февраля 1863 г. совершили уголовное преступление, но, осознав свою вину, сами обратились в Курьинский волостной суд, который после рассмотрения существа дела вынес им меру наказания – 20 ударов розгами. Правомерным ли было постановление волостного суда?
8. Крестьянин Порфирий Варфоломеев в 1864 г. выкупил у помещика свою усадебную оседлость, земельный надел установленных для данной местности размеров. В 1867 г. он решил переехать в город и продал свою усадьбу и надел жителю соседней волости. Однако волостной суд той волости, где проживал крестьянин, признал договор купли-продажи недействительным.
Тогда Порфирий Варфоломеев, ссылаясь на ст. 33 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», обратился с кассационной жалобой в окружной суд.
Какое постановление должен был принять окружной суд?
9. В статье 6 «Устава уголовного судопроизводства» 1864 г. говорилось, что теория доказательств, основанная на формальности, отменяется. В период правления какого монарха она получила обоснование и какое содержание в нее вкладывалось?
10. По окончании рассмотрения уголовного дела коллегия присяжных заседателей в 1867 г.
вынесла вердикт «виновен», а окружной суд пришел к выводу, что подсудимый невиновен. Как в этом случае должен был поступить суд?
11. По окончании рассмотрения уголовно дела коллегия присяжных заседателей в 1869 г.
Вынесла вердикт «невиновен», а окружной суд пришел к выводу, что подсудимый виновен. Как в этом случае должен был поступить суд?
12. Составьте сопоставительную таблицу «Изменения в избирательной системе России в годы первой русской революции», опираясь на положения о выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г., 11 декабря 1905 г. и 3 июня 1907 г. В процессе сопоставления рассмотрите следующие компоненты и принципы избирательной системы:
• социальные группы населения, лишенные избирательного права либо получившие его вновь;
• принципы избирательного права, нашедшие отражение в документе;
По итогам сопоставления сделайте выводы.
13. В чем, на Ваш взгляд, состояла суть третьеиюньского государственного переворота 1907 г.:
• в роспуске Государственной Думы;
• в единоличном издании императором нового избирательного закона;
14. Традиционно политическое положение в стране после Февральской революции 1917 г.
характеризовалось как двоевластие. В месте с тем в настоящее время появилась точка зрения, что никакого двоевластия в феврале 1917 г. не было. Опираясь на понятия «власть», «государственная власть» и ссылаясь на правовые акты, принятые Советами и Временным правительством, покажите достоверность того или иного подхода к оценке сложившейся политической ситуации.
15. Какой, на Ваш взгляд, была форма правления в России после Февральской революции, свергнувшей царизм?
16. Отличался ли правовой статус комиссаров Временного правительства от статуса бывших губернаторов?
17. Дайте оценку проекта Российской Конституции, подготовленной комиссией Юридического совещания в 1917 г.
Модули IV и V РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ 1. Составьте схему советской судебной системы по декретам о суде № 1, 2, 3 и прокомментируйте ее.
2. Покажите, какие положения эсеровской программы использовали большевики при составлении декрета о земле, и с какой целью?
3. Раскройте содержание нового порядка наследования по первым декретам советской власти и покажите, с какой целью это было сделано.
4. Мог ли считаться безработным по «Положению о страховании на случай безработицы» от 11 декабря 1917 г. любой человек, не имеющий работы? Раскройте правовой статус бирж труда, их функции.
5. Студенты Казанского университета Станислав и Наташа в 1918 г. заключили брак по религиозным обрядам. Но затем, встретившись с материальными трудностями и не видя путей их преодоления, Станислав решил разорвать брачный союз и обратился в местный суд с просьбой о расторжении брака, не получив соглашения Наташи. Какое постановление должен был принять местный суд?
6. Раскройте содержащиеся в тексте Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. правовые понятия:
правоспособность, дееспособность, субъекты и объекты гражданских прав, неосновательное обогащение.
7. Проанализируйте второй раздел Гражданского кодекса 1922 г. и покажите, какие формы собственности в нем юридически закреплялись? Допускалась ли частная собственность? Если да, то что могло быть ее предметом?
8 Владелиц частного предприятия Василий Семенов в 1923 г. в интересах производства использовал неосновательное обогащение. Должен ли был он понести за это какое-либо наказание?
9. Найдите в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. статьи, регулировавшие использование земель сельскохозяйственного назначения, и покажите, каким из них отдавалось предпочтение.
Допускалась ли аренда земли и использование наемного труда в земледельческих хозяйствах?
На решение, каких задач было направлено аграрное законодательство 1920-х гг.?
10. Сопоставьте Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. с аналогичным Кодексом г., проанализируйте его содержание и раскройте суть его новых положений.
11. В Уголовном кодексе 1922 г. наряду с понятием «наказание» появляется понятие «Мера социальной защиты». Раскройте его содержание. Каково соотношение между данными понятиями? Изменяется ли оно по Уголовному кодексу 1926 г.?
12. Образованное в 1934 г. Особое совещание при НКВД приговорило гражданина К. заочно к ссылке на 5 лет, под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах. Имел ли право осужденный обжаловать куда-либо постановление Особого совещания? Мог ли какой-либо орган опротестовать принятое решение:
13. Сопоставьте Конституцию СССР 1936 г. с Конституцией 1924 г. и ответьте на следующие вопросы.
• Произошли ли изменения в • Изменилась ли избирательная система?
государственном механизме? • В какой мере закрепленные в • Изменилось ли государственное Конституции нормы права соответствовали устройство СССР? действительности?
• Изменился ли правовой статус союзной республики?
14. Сменный мастер швейной фабрики Петр Евдокимов в сентябре 1940 г. подал заявление об увольнении, мотивируя его тем, что фабрика находится далеко от места его проживания, а он нашел работу в более удобном для себя районе города. Посчитав вопрос об увольнении исчерпанным, Евдокимов перестал выходить на работу. Какие последствия были вызваны действиями Евдокимова?
15. Подберите по Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г. статьи, регулирующие отношения собственности, и покажите, какие формы собственности в ней закреплялись.
16. Проанализируйте наиболее существенные изменения, произошедшие в период хрущевской «оттепели» в уголовном законодательстве, и обоснуйте, чем они были вызваны.
17. Статья 1 Конституции СССР характеризовала сущность советского государства как «социалистическое общенародное государство», выражавшее волю и интересы всего «советского народа». Чью волю и чьи интересы оно выражало в действительности?
18. В тексте Конституции СССР 1977 г. (статья 2) Советы стали именоваться Советами народных депутатов. Как известно, раньше они именовались Советами депутатов трудящихся.
Чем было обусловлено данное переименование и повлекло ли оно за собой изменения содержания их деятельности?
19. Прокомментируйте статью 6 Конституции 1977 г.
20. Распад СССР, образование СНГ: была ли альтернатива?
21. Можно ли было избежать октябрьских событий в Москве 1993 г.?
22. В Конституции 1993 г. говорится о республиканской форме правления в РФ. О какой республике, на Ваш взгляд, идет речь в тексте Конституции?
23. Правомочен ли Президент РФ, распустить Государственную Думу и Совет Федерации?
Может ли Государственная Дума отрешить Президента от должности до истечения срока его полномочий.
3.4. Задания для самостоятельной работы Изучение курса происходит по следующей схеме:
1 модуль (сентябрь – октябрь) – периоды Киевского государства, политической раздробленности и Московского царства (с IX в. до конца XVII в.);
2 модуль (ноябрь – декабрь) – период создания и развития Российской империи (XVIII в.
– первая половина XIX в.);
3 модуль (январь – март) – время расцвета и падения Российской империи;
период демократической республики (вторая половина XIX в.– октябрь 1917 г.);
4 и 5 модули (март – июнь) – советский и постсоветский периоды (октябрь 1917 г. – г.).
Программа курса разбита на 19 тем. Программа содержит темы лекционных и семинарских занятий, перечень литературы к каждой теме. Перечень литературы может быть использован в ходе самостоятельной работы студента, подготовки эссе, реферата, курсовой работы. Литература, относящаяся ко всему курсу, дана после лекционных тем. В данном разделе приведены перечень тем для написания курсовых и дипломных работ, рефератов и эссе, вопросы к экзамену.
Виды письменных работ В течение учебного года должно быть подготовлено:
Реферат – 1 (во втором модуле) Эссе – 1 (в третьем модуле) Контрольная работа – 1 (в четвертом модуле) Курсовая работа – 1 (по выбору, в 4 модуле) Эссе – выполненное в литературной форме сочинение свободной композиции на предложенную тему. Рекомендуемый объем – 7-10 с. шрифтом Times New Roman № 14.
Реферат – сжатое конспективное изложение проблемы с использованием источников и научной литературы. Рекомендуемый объем – 14-15 с. шрифтом Times New Roman № 14.
Курсовая работа – самостоятельная учебно-научная работа в рамках учебного курса и основ данной дисциплины, сочетающая в себе как изложение источников и литературы, так и собственные исследовательские выводы автора. Рекомендуемый объем – 25-27 с. шрифтом Times New Roman № 14.
К эссе, реферату и курсовой работе должен быть приложен грамотно оформленный список использованных источников и литературы.
Формы отчетности Кафедра конституционного и административного права практикует устную и письменную формы контроля знаний студентов, а также форму зачетно-экзаменационной работы. В конце второго модуля (конец декабря) предполагается промежуточный экзамен по пройденной части курса. В конце пятого модуля (конец июня) – предусмотрен устный экзамен в форме ответов по билетам и свободного собеседования по всему курсу.
Тематика рефератов Периодизации истории отечественного государства и права.
Государственная (юридическая) школа и ее выдающиеся представители.
Факторы, воздействующие на формирование российской государственности.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Принятие христианства и его воздействие на юридический быт Древнерусского 5.
Семейное и наследственное право в Киевской Руси (IX – XII вв.).
Правонарушение и юридическая ответственность по «Русской правде».
Уголовный и гражданский процесс по «Русской правде».
Политический строй Древнерусского государства.
Общественный строй Киевской Руси.
Правовой статус зависимого населения в Киевском государстве.
Институт княжеской власти в Древней Руси.
Административные реформы в Древней Руси.
Вечевое устройство в Древней Руси.
«Повесть Временных лет» как историко-правовой источник.
Источники древнерусского права.
Правовое положение отдельных социальных групп населения в Древней Руси.
Институт обязательств в русском праве XI-XIII вв.
Институты гражданского права в XV-XVII вв.
«Русская правда» как памятник древнерусского права. Источниковедческий анализ.
Институты гражданского права в «Русской правде».
Псковская судная грамота как памятник права.
Институты гражданского права в Псковской судной грамоте.
Уголовное право в Псковской судной грамоте.
Брачно-семейные отношения в праве Северо-Западной Руси XII-XV вв.
Особенности государственного и общественного строя Владимиро-Суздальского и 27.
Право Золотой Орды.
Государственный и общественный строй Новгородской и Псковской республик.
Монголо-татарское иго и его воздействие на государственность и правовую систему 30.
Вещное право в XV – первой половине XVIII вв.
Особенности права Великого княжества Литовского.
Судебник 1497 г. – первый общерусский правовой кодекс.
Изменения в правовом статусе социальных групп в XIV – начале XVI в.
Зарождение розыскного (инквизиционного) процесса, его особенности.
Формирование аппарата власти единого Русского государства (вторая половина XV – 36.
Институты государственной власти в период сословно-представительной монархии 38.
(середина XVI – вторая половина XVII вв.).
Церковь в политической системе в период сословно-представительной монархии.
Источники права периода сословно-представительной монархии.
Развитие права в период сословно-представительной монархии.
Боярская дума – высший орган власти Русского централизованного государства.
Земские соборы как институты сословного представительства.
Становление и функционирование приказной системы управления в Русском 45.
Институт кормлений: наместники и волостели в механизме управления Московского 46.
Губная и земская реформы «Избранной рады».
Соборное уложение 1649 г.: общая характеристика.
Наследственное и семейное право по Соборному уложению 1649 г.
Уголовное право и процесс по Соборному уложению 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права в России.
Изменения в представлениях о власти московских царей в общественном сознании в 52.
период Смутного времени.
Практика соборного избрания царей и ее последствия.
Губная и земская реформы «Избранной рады».
Методические указания по написанию реферата Студенческий реферат – это творческая работа студента, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников и литературы проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.
Рациональная организация реферирования предполагает те же этапы, что и работа над курсовой, а именно: выбор темы, отбор источников и литературы, составление плана, накопление фактического материала, письменное изложение результатов работы, оформление, устное выступление с рефератом.
Подробные рекомендации содержатся в методических указаниях к выполнению курсовой работы данного пособия.
В вузе устное выступление с рефератом чаще всего используется на семинарских занятиях с целью углубить и расширить знания по одному из рассматриваемых вопросов темы, обозначить в нем актуальную проблему, разные точки зрения на не у исследователей. Исходя из этого, реферат заслушивается в контексте рассматриваемого в плане семинара вопроса в рамках регламента в 5-8 минут. Для этого необходимо не повторять азбучных истин, отбросить вс лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения е содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме.
Защищая ту или иную точку зрения, нужно тщательно подобрать систему аргументов с помощью фактов.
Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, схемами и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.
При выступлении следует избегать часто встречающихся ошибок:
злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большим количеством фактов и цитат;
наличие слов – паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы», «типа», «значит» и др;
преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь;
искажение слова, его смысла или неверное ударение.
Основаниями для оценки могут служить:
актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;
проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач;
способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения;
уровень общеисторической подготовки, проявленный при ответе на вопросы;
культура оформления реферата.
Несомненно, умение анализировать источники, работать с литературой, навыки поиска, обработки и оформления необходимой информации, способность обосновывать собственную позицию помогут студенту в дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.
Перечень тем для подготовки эссе Теория общественно-экономических формаций и ее роль в изучении истории 1.
отечественного государства и права.
Цивилизационная теория и возможности ее использования к изучению истории 2.
отечественного государства и права.
Теория социальной модернизации и ее возможности в ходе изучения истории 3.
отечественного государства и права.
Государственная (юридическая) школа и ее выдающиеся представители.
Юридическое оформление сословий в Русском государстве.
Теория закрепощения и раскрепощения сословий.
Российское самодержавие как политико-правовой феномен.
Теории закрепощения крестьян в историко-правовых исследованиях.
Становление и развитие института смертной казни в России.
Позорящие наказания в истории русского права.
Телесные наказания в истории русского права.
Каторга и ссылка в XVIII веке.
Обязательственное право в Своде законов 1832 г.
Наследственное право в законодательстве первой половины XVIII в.
Наследственное право по Своду законов 1832 г.
Вещное право во второй половине XVIII в. – XIX в.
Изменения в сфере семейного права в XVIII в.
Пенитенциарная система России в последней трети XVIII в.
Губернская реформа Петра I и Екатерины II: сравнительно-правовой анализ.
Сословные реформы правителей эпохи дворцовых переворотов (1725-1761 гг.).
Вероисповедная политика Екатерины II.
Правовые воззрения Екатерины II в тексте «Наказа» Уложенной комиссии.
Уложенная комиссия Екатерины II и результаты ее деятельности.
Сословные реформы Екатерины II.
Правовые взгляды С.Е. Десницкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.
Полицейская реформа Екатерины II.
Устав благочиния 1782 г.
Теории полицейского и правового государства: сравнительный анализ.
Правовой статус дворян по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.
Правовой статус городского сословия по Жалованной грамоте городам 1785 г.
Становление министерского управления в Российской империи 31.
Государственный совет в XIX веке.
Реформа Сената в XVIII-XIX вв.
Бюрократическая монархия Николая I.
Изменение правового статуса государственных крестьян в годы правления Николая I.
Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии.
Свод законов Российской империи 1832 г. и его значение в развитии российского права.
Подготовка и издание Полного собрания законов Российской империи.
«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.
Отмена крепостного права в России.
Земское самоуправление в России второй половины XIX – начала XX вв.
Городовые положения 1870 и 1892 гг.: сравнительный анализ 42.
Основные тенденции развития законодательства России в области местного 43.
Правовое положение университетов по Уставу 1863 г.
Изменение в правовом положении университетов в результате принятия Устава 1884 г.
Судебная реформа 1864 г.
Институт присяжных заседателей в дореволюционной России.
Адвокатура в дореволюционной России.
Вероисповедная политика Александра II.
Вероисповедная политика Александра III.
Контрреформы 1880–1890-х гг.
Политика русификации окраин Александра III.
Изменение правового статуса Совета министров во второй половине XIX – начале XX 53.
Правовое положение крестьян во второй половине X1X – начале XX вв.
Положение о чрезвычайной и усиленной охране в российском праве последней четверти 55.
Фабричное законодательство России конца XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование благотворительной деятельности в России в конце XIX – 57.
Становление и развитие пенсионного законодательства в дореволюционной России.
Формирование политических партий в России.
Конституционно-правовые идеи М.М. Сперанского. «Введение к уложению 60.
Проекты декабристов в истории российского конституционализма 61.
Конституционные проекты А.А. Безбородко и Н.Н. Новосильцева.
Конституционные проекты М.Т. Лорис-Меликова, П.А. Валуева и П.А. Шувалова.
Учение А.Д. Градовского о местном самоуправлении.
Дискуссия о содержании и природе российского конституционализма в правовой 65.
литературе начале XX в.
Конституционные проекты П.Б. Струве и С.А. Муромцева.
С.А. Муромцев – правовед и председатель Государственной Думы России первого 67.
Столыпинская аграрная реформа и ее значение 68.
Проекты модернизации правовой системы и государственности в программе Партии 69.
Неприкосновенность личности и имущества в доктрине партии Народной свободы.
Проекты модернизации правовой системы и государственности в программе Союза 71.
Консервативно-правовая стабилизация в программатике консервативных партий России.
Проблемы реформирования государства и права России в программе РСДРП.
Проблемы реформирования государства и права России в программе Партии 74.
Конституционные проекты Временного правительства.
Юридическое совещание Временного правительства и его роль в развитии 76.
Административные реформы Временного правительства.
Характеристика заключительного республиканского этапа российского 78.
конституционного развития. Подготовка и деятельность Учредительного собрания.
Государственно-правовые воззрения С.Ю. Витте.
Первая русская революция и изменение формы Российского государства.
Становление парламентаризма в дореволюционной России.
Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. в системе конституционных актов 82.
России: юридическая характеристика Уголовное уложение от 22 марта 1903 г.
Столыпинская программа государственно-правовой модернизации России.
Развитие юридического образования в России в XIX в.
Административная юстиция в проектах правительственных реформ и программах 86.
политических партий России начала XX в.
Модернизация российского права в 1905–1914 гг.
Исключительное положение в российском законодательстве конца XIX – начала XX вв.
Возрождение теории естественного права в России, конец XIX – начало XX вв.
Вопросы для подготовки к выполнению контрольной работы Формирование доктрины советского права и советской судебной системы.
Национально-государственное строительство советского правительства. «Декларация 2.
прав народов России».
Формирование системы репрессивных и правоохранительных органов Советского 3.
Учредительное собрание: опыт становления демократической представительной власти в 4.
Законодательство Советской России о ликвидации сословного строя и правовом 5.
Декреты советского правительства о суде.
Политическая доктрина большевизма и утверждение классового подхода в уголовно 7.
Конституция РСФСР 1918 г.
«Военный коммунизм» – вынужденный шаг или воплощение доктрины большевиков о 9.
Система чрезвычайных органов власти и управления в годы Гражданской войны.
Правовое регулирование собственности, договорных и обязательственных отношений в 11.
годы Гражданской войны.
Кодекс законов о труде 1918 г.
«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г.
Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и 14.
опекунском праве 1918 г.
Политико-правовая организация антисоветских образований в годы Гражданской войны.
Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.
Конституция СССР 1924 г.
Реорганизация органов государственной безопасности в 1920-е годы.
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г.
Судебная реформа 1922 года.
Образование СССР: причины, этапы, альтернативные проекты.
Кодификация советского права в 1920-е гг.: общая характеристика.
Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг.
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 г.
Уголовно-процессуальные кодексы РСФСР 1922 и 1923 гг.: сравнительная 29.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г.
Кризисы НЭПа и формирование административно-командной системы.
Реорганизация государственного аппарата в условиях формирования административно 32.
командной системы (1929-1941 гг.).
Конституция СССР 1936 г.
Изменения в земельном законодательстве в 1930-е гг. Развитие коллективных форм 34.
Формирование колхозного права. Примерный устав сельскохозяйственной артели 35.
Курс на усиление уголовной репрессии в 1930-е гг.
Исправительно-трудовое право 1930-х гг.
Уголовно-процессуальное право в 1930-е гг.
Национально-государственное строительство в 1920-1930-е гг.
Перестройка государственного аппарата в годы Великой отечественной войны.
Национально-государственное строительство в годы Великой отечественной войны.
Правовая система СССР в годы Великой отечественной войны.
Перестройка государственного аппарата в 1946-1953 гг.
Правовая система в 1946-1953 гг.
Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях».
Курс на десталинизацию общества и демократизацию политического режима.
Реформирование системы советского права. Вторая советская кодификация. Источники, 46.
Кодификация уголовного права. Принятие Основ уголовного законодательства Союза 47.
СССР и союзных республик 1958 г. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.
Реформирование уголовно-процессуального права. Основы уголовного 48.
судопроизводства Союза СССР и союзных республик 1958 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.
Кодификация гражданского права. Основы гражданского законодательства СССР и 49.
союзных республик 1961 г. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г.
Принятие Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г.
Конституция СССР 1977 г.
Кодификация трудового права 1970-х гг.
Изменения в области брачно-семейного права в 1960-е гг.
Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 54.
Законодательство ССР об административных правонарушениях 1980-х гг.
Общесоюзное законодательство в области просвещения, здравоохранения, охраны 56.
Вопросы к коллоквиуму 1. Возникновение государственных образований у восточных славян.
2. Рабовладельческие государства в Закавказье.
3. Хазарский каганат.
4. Булгарское царство.
5. Борьба русского и других народов с монголо-татарским нашествием.
6. Общественный строй Золотой Орды.
7. Государственный строй Золотой Орды.
8. Право Золотой Орды.
9. Влияние Золотой Орды на формирование политических отношений в Русском государстве.
12. Управление территориями народов России в конце XVII – XVIII в.в.
13. Проблема цивилизационного выбора в условиях феодальной раздробленности.
14. Особенности устройства России как цивилизационно неоднородного общества.
3.5. Темы курсовых работ 1. Возникновение государственности у восточных славян.
2. Образование Древнерусского государства и критика «норманнской» теории его происхождения.
3. Государственный строй Древнерусского государства.
4. «Русская правда» – кодекс феодального права Киевской Руси.
5. Положение классов и общественных групп по «Русской Правде».
6. Основные черты гражданского права по «Русской Правде».
7. Уголовное право по «Русской Правде».
8. Суд и процесс в Древнерусском государстве.
9. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
10. Изменения в нормах уголовного права по Псковской судной грамоте.
11. Прогрессивный характер и особенности образования Российского централизованного государства.
12. Изменения в механизме Российского централизованного государства.
13. Источники права Российского централизованного государства.
14. Закрепощение крестьян в России в XV – XVI вв.
17. Реформа государственного управления в Российском государстве в середине XVI в. и ее дворянский характер.
19. Дальнейшее укрепление централизованной власти в период сословно-представительной монархии в России.
20. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. (история создания, структура, источники, классовая сущность).
21. Правовое положение классов и социальных групп по Соборному Уложению 1649 г.
22. Изменения в праве феодальной собственности на землю по Соборному Уложению 1649 г.
23. Государственные реформы Петра I в первой четверти XVIII в. и оформление абсолютизма в России.
24. Уголовное и уголовно-процессуальное право по Воинскому Уставу 1715 г.
25. Судебные и прокурорские органы в первой четверти XVIII в.
26. Процесс по Воинскому Уставу 1715 г.
27. Судебные и прокурорские органы по «Учреждению о губерниях 1775 г.».
28. Государственная и законодательная деятельность М.М. Сперанского.
29. Следствие и суд над декабристами.
30. Изменения в системе высших органов власти и управления в первой четверти XIX в.
31. Государственно-правовые взгляды декабристов.
32. Крестьянская реформа 1861 г.
33. Земская реформа 1864 г.
34. Судебная реформа 1864 г.
35. Городская реформа 1870 г.
36. Военная реформа 60 – 70 гг. XIX в.
37. Уголовное Уложение 1903 г.
38. Государственная Дума и Государственный Совет по Основным законам 23 апреля 1906 г.
39. Столыпинская аграрная реформа.
40. Образование Советского государства.
41. Слом старого и создание советского государственного аппарата.
42. Правовая форма организации и деятельности суда в 1917 – 1918 гг.
43. Создание основ советского права (1917 – 1918 гг.).
44. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г.
45. Политика военного коммунизма в 1918 – 1920 гг.: ее причины, сущность и последствия.
47. Кодификация советского права в 1922 – 1923 гг.
48. История создания советской прокуратуры.