верные богу царю и отечеству

Финский период жизни Анны Александровны Танеевой-Вырубовой. Верная Богу, Царю и Отечеству

Избави мя от клеветы человеческия,
И сохраню заповеди Твоя.

Живя за границей, сестра матери Анны Александровны организовала за большие деньги побег Анны Александровны с матерью.

10 января 1921 года двое финнов, на запряжённых лошадьми больших санях, по льду переправили Анну Александровну с матерью на финский берег.

Они проехали по льду последними. Вслед за ними прошёл ледокол «Ермак», прорезывая лёд.

Жизнь в Финляндии была безопасной, но сопровождалась как материальными и физическими трудностями, так и внутренними скорбями.

Другая культура, другой язык, жизнь с чужими людьми, представление которых о ней сложились на основании газетной информации. Её считали виновницей трагедии России, называли любовницей Распутина, хитрой интриганкой, у которой через дружбу с Государыней была значительная политическая власть. Со стороны соотечественников она испытывает отчуждение, презрение. К этому добавлялись материальные лишения, доходящие до бедности. К тому же болезнь ног и тела после железнодорожной катастрофы и надломленное душевное состояние после происшедших событий, арестов и тюрем.

Хотя Анна Александровна после развода с мужем в 1908 году приняла девичью фамилию Танеева, при поселении её в Финляндии фамилия была утверждена в форме Танеева-Вырубова. Книга вышла под фамилией Вырубова, т. к. это имя было известное, нашумевшее и книга имела бы спрос. Доход от её продажи давал средства к существованию Анны Александровны с матерью на некоторое время.

В Выборге Анна вместе с мамой Надеждой Илларионовной проживали в двух разных, находившихся рядом, квартирах знаменитого дома «Эден» (Linnankatu, ныне Крепостная, 32). В книге о доме «Эден», изданной в Хельсинки в 2001 г., Анна и Надежда Илларионовна значатся в списках жильцов этого дома. А в телефонных книгах за 1938 и 1939 годы мы находим имя Анны адресу: Pantsarlahdenkatu 6, as.3, т.е. до смерти мамы она вместе с ней жила в доме «Эден», а после её смерти она оставляет «Эден» и переезжает на Pantsarlahdenkatu и живет там до отъезда из Выборга. Дом этот более простой, чем «Эден». Вероятно, Анне было тяжело оставаться там жить без мамы, и была, видимо, стесненность в средствах.

Живя в Выборге, она знакомится с Выборгским епископом Александром. Во время войны Выборгская кафедра перемещается в Хельсинки, и дружба с ним длилась на протяжении всей её жизни в Финляндии.

Анна была инвалид, её нетрудоспособную и не привыкшую к тяжёлым сельскохозяйственным работам, не могли взять в действующий в Финляндии Линтуловский женский монастырь.

Мягкосердечный отец Ефрем всё же желал помочь своему духовному чаду в её духовном стремлении. 14 ноября 1923 года происходит её тайный монашеский постриг с именем Мария, в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины, празднование которой совершается в неделю Святых жен-мироносиц и 4 августа по церковному календарю (н.с.). Постриг был совершён в Смоленском скиту Валаамского монастыря, настоятелем Валаамской обители, Игуменом Павлином. Духовным отцом её становится иеросхимонах Ефрем (Хробостов).

Из родовой дачи по решению губернатора от 01.10.1925 г, их высылают в Выборг, где они живут в доме М.П. Акутиной до 1939 года, начала финской Зимней войны.

Главный мотив своих воспоминаний Анна Танеева-Вырубова изложила в своём наброске введения в 1938 году:

В 1930 годах Анна Александровна многократно просила финского гражданства, что давало бы ей социальную помощь, но получала отказы.

Так, в 1935 году прошение было отказано по причине «неопределённости дохода просительницы» и её социальное обеспечение пришлось бы обеспечивать за счет средств малоимущих.

Действительно, часть собственности, что была у Анны Александровны, была израсходована на её существование с матерью в период голода и беспорядков гражданской войны в Петербурге, часть была национализирована. Сама она была нетрудоспособной, передвигалась медленно с помощью палки.

Но Господь и добрые люди не оставляли её. Она пишет в воспоминаниях:

И у меня, и у матери душа была полна неизъяснимого страдания: если было тяжело на дорогой Родине, то и теперь подчас одиноко и трудно без дома, без денег. Но мы со всеми изгнанными и оставшимися страдальцами в умилении сердец наших взывали к милосердному Богу о спасении дорогой Отчизны. Господь мне Помощник и не убоюся, что сотворит мне человек.

Последние годы жизни в Выборге омрачались болезнью и смертью матери.

Не смотря на путешествия и полученное образование, больше всего нас, детей, всё-таки воспитали наши родители. Самым большим счастьем для нас было быть в их кругу, и они со своей стороны посвящали нам каждую свободную минуту. Под влиянием наших родителей, из нас выросли люди, любящие искусство и всё красивое. Вера в Бога, посещение Богослужений, безупречная жизнь, молитва были для нас опорой на жизненном пути. Наш отец подчёркивал важность для человека чувства долга и призывал нас во всех случаях жизни следовать голосу своей совести. Он сам был самозабвенно предан Престолу и своему Государю; эту же преданность мы переняли от него, как и он перенял её от своих предков.

2 мая 1937 года Анна Александровна заключает договор с финским издательством на издание книги воспоминаний «Фрейлина Государыни» и фотографий из личного фотоальбома. Живя в бедности, за переданные статьи и фотографии получая гонорар, Анна Александровна как-то облегчала жизнь свою и Веры.

Суждено было этому изданию выйти в свет в Финляндии под редакцией Ирмели Вихерюури, в издательстве «Отава» лишь только в 1987 году. В настоящее время перевод этой книги готовится к изданию в Москве.

Осенью 1939 года началась Зимняя война. Анна Александровна и Вера, убегая от войны и большевиков, уезжают в Швецию и живут недалеко от Стокгольма в маленьком приюте на полном обеспечении. Их расходы оплачивал Шведский Двор. Тогдашняя Королева Луиза, была дочерью сестры Государыни Александры Фёдоровны. Анна Александровна была знакома и дружна с ней.

Королева Луиза, заметив бедность существования Анны, и после войны выплачивала ей небольшую пенсию, которой хватало лишь для скудного проживания. Кроме того, она отправляла ей небольшие подарки, как ковры и т. п., всё, что можно было продать. Денежных средств платить Вере у Анны Александровны не было, но Вера, будучи верующим человеком, проникнувшись состраданием и любовью к Анне, не оставила её.

По просьбе Анны, военный маршал Г. Маннергейм, с которым она была лично знакома, написал ей следующее письмо:

Хельсинки. 11 июня 1940 года. Военный маршал Г. Маннергейм.

Письмо успокоило и дало чувство безопасности боязливой Анне.

В Хельсинки они получают двухкомнатную квартиру на ул. Топелиуса 29 В. Квартира была на первом этаже в плохом состоянии, маленькая, с окнами напротив остановки, шум с оживлённой улицы проникал вовнутрь и не умолкал даже и ночью. Комната, в которой жила Анна Александровна, была проходной в комнату, где жила Вера.

Под руководством епископа Александра в маленькой квартире Анны собирались эмигранты для бесед на духовные темы. В основном это были духовно подопечные старца Иоанна, проживающие в Хельсинки.

Анна Александровна жила в этой квартире до скончания жизни.

Послевоенный период, особенно 1943-1947 годы, Анна Александровна испытывает крайне стесненное материальное положение и проводит отшельническую жизнь. Основная часть эмигрантов, по-прежнему, чуждалась её. Преданная монашескому обету, она общалась уже только с церковными кругами.

13 марта 1947 году умирает её духовный отец, иеросхимонах Ефрем. Анна Александровна была уже не в состоянии ездить на Валаам. Духовным её отцом становится настоятель Хельсинского прихода Михаил Касанко. За духовным её развитием следилось и поддерживалось письмами из Валаама. В них давались советы на разнообразные вопросы.

Простите меня, грешного, за моё молчание, ибо, если и не писал, но, однако же, помнил всегда молитвенно Вас и Веру. Да поможет вам Бог жить в мире и согласии. Носите немощи друг друга и так исполните закон Христов. Живя вдвоём, достижение духовного мира требует терпения и смирения и, если у нас нет этих добродетелей, думаем, что другой всегда неправ, а не я.

Несмотря на скудную, порою суровую жизнь, когда совершенно не было средств к существованию, неся клевету, презрение, отчуждение соотечественников, терпя болезни, по свидетельству очевидцев, в ней не было озлобленности. Она была мягким человеком, ни кого никогда не винила, молча, несла все тяготы жизни. В этом ей помогал, давал силы терпеть и всё переносить образ её любимой Государыни.

У них с Верой была дача в Ярвенпяя, где они проводили летнее время. Там Анна Александровна, вдали от шума города, могла рисовать, писать акварели, которые дарила или продавала за небольшую плату друзьям, как-то облегчая своё с Верой жалкое существование. Также пасхальные и рождественские открытки она делала сама. В этом её воодушевлял пример её любимой Государыни.

30 июня 1964 года Анна Александровна заболела на даче и была привезена в хельсинкскую больницу. Она простилась с немногими своими друзьями, исповедовалась, причастилась Святых Христовых Таин и отошла к Господу 20 июля 1964 года в возрасте 80-ти лет.

20 июля 2006 года на панихиде, по случаю 42 годовщины её смерти, один из присутствовавших и знавший её при жизни, спросил, за чьи деньги был поставлен каменный памятник на её могиле.

Дочь родителей знатного рода, служившего всем русским Царям, как и она сама, видимо, имела деньги только на гроб и на могилу. Памятник на её могиле был поставлен православной церковной общиной Гельсингфорского прихода.

Документальный фильм. Финское ТВ. 2005.

Анна Вырубова. «Фрейлина Государыни». Под редакцией Ирмели Вихерюури. Отава. 1987.

А.А. Вырубова. Страницы моей жизни. Благо. 2000.

© www.tsaarinikolai.com. Материал и фотографии публикуются с любезного разрешения Общества памяти Святых Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой в Финляндии. Дополнительные материалы о проживании А. Вырубовой в Выборге предоставлены А. Матвиенко.

Анна Александровна Танеева-Вырубова, фрейлина Государыни Александры Фёдоровны и её ближайшая подруга, воспитанная в лучших русских традициях, верная Престолу и преданная Семье Помазанника Божия, осененная глубокой верой в Бога и водимая особым о ней Промыслом Божиим, прошла через все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Как мученица перенесла атмосферу разнузданной клеветы и жестокой травли Престола, а также тех, кто был искренне предан Ему.

Оставшись инвалидом после железнодорожной катастрофы, пережила физическую боль, а также нравственные страдания, унижения и поношения от людей до конца своей жизни никого не обвиняя, не озлобляясь.

За любовь и преданность Царской Семье, Господь хранил её на всех путях. Чудом ей удалось избежать расстрела и перебежать в Финляндию. В Финляндии, в 1923 году она приняла тайный монашеский постриг, написала две книги своих воспоминаний. Прожила на финской земле 44 года, похоронена она на Ильинском кладбище, сектор 27. Могила её становиться всё более посещаемой. Зарегистрированы случаи исцелений и благодатной помощи.

Общество памяти Святых Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой поставило целью восстановить и сделать посещаемыми места пребывания Царской Семьи в Виролахти, а также восстановить доброе имя Анны Александровны Танеевой, монахини Марии.

Жизнь Анны Александровны является примером и достойна подражания для всех любящих не равнодушных к судьбе России. Обществом принят проект создания в Хельсинки музея ее имени.

Председатель Общества памяти Святых Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой в Финляндии.

Источник

Ю. Рассулин: Верная Богу, Царю и Отечеству

Здесь есть возможность читать онлайн «Ю. Рассулин: Верная Богу, Царю и Отечеству» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Биографии и Мемуары / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

Верная Богу, Царю и Отечеству: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Верная Богу, Царю и Отечеству»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Ю. Рассулин: другие книги автора

Кто написал Верная Богу, Царю и Отечеству? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

Верная Богу, Царю и Отечеству — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Верная Богу, Царю и Отечеству», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Верная Богу, Царю и Отечеству

Архивные материалы и исторические зарисовки к духовному портрету блаженной памяти монахини Марии, в миру Анны Александровны Танеевой (Вырубовой)

Осколок затонувшего корабля

Судьбы верных сынов и дочерей России, как прекрасные, благоуханные цветы, вплетены в сияющий венец русской славы. И каждому, кто любит Россию и бережно хранит в своей памяти заветные страницы русской истории, небезразличны имена тех, кто хотя бы маленькую частицу себя, своей судьбы, своего личного благополучия положил на алтарь служения Отечеству, внес пускай и небольшую лепту в многокрасочную и многогранную, необъемлемую и восхитительную сокровищницу русского духа.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Верная Богу, Царю и Отечеству

НАСТРОЙКИ.

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

Верная Богу, Царю и Отечеству

Архивные материалы и исторические зарисовки к духовному портрету блаженной памяти монахини Марии, в миру Анны Александровны Танеевой (Вырубовой)

Осколок затонувшего корабля

Судьбы верных сынов и дочерей России, как прекрасные, благоуханные цветы, вплетены в сияющий венец русской славы. И каждому, кто любит Россию и бережно хранит в своей памяти заветные страницы русской истории, небезразличны имена тех, кто хотя бы маленькую частицу себя, своей судьбы, своего личного благополучия положил на алтарь служения Отечеству, внес пускай и небольшую лепту в многокрасочную и многогранную, необъемлемую и восхитительную сокровищницу русского духа.

Среди хаоса мыслей, смятения душ, забвенья святынь Анна Александровна Танеева всем строем своей души, всем опытом своей жизни, мировоззрением явилась отпечатком, символом и хранителем прежней русской жизни в ее подлинной, коренной основе. По меткому выражению валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева), она была «осколком затонувшего корабля». Т.е. осколком русского мира, мира глубокой веры в Бога и преданности идеалам царской самодержавной России.2

Обстоятельства жизни Анны Танеевой: знакомство с Государыней Александрой Феодоровной, поступление на службу Ее Императорскому Величеству, эпизоды совместного их пребывания на императорской яхте «Штандарт», на отдыхе в Ливадии, за границей, в поездках по святым местам, а также события, сопутствовавшие Японской и Германской войнам, началу революции и т.д. подробно изложены Анной Александровной в ее воспоминаниях. Нет нужды заново повторять ее повествование.

Родовые корни. Воспитание. Свойства характера.

Помимо Анны в семье Танеевых было еще двое младших детей: Сергей и Александра (Аля), вышедшая впоследствии замуж за камер-юнкера Александра Эриковича Пистолькорс. И брата и сестру Анна Александровна нежно любила.

О той атмосфере благоговейного почитания и беззаветной любви к Государю, которая царила в семье Танеевых, можно судить по одному эпизоду, рассказанному Анной Александровной в своих воспоминаниях. Она пишет, что ее отец был единственным из всех министров, кто понял и по достоинству оценил самоотверженный поступок Царя по принятию на себя верховного командования армией в 1915 году, понял «его желание спасти Россию и армию от грозившей опасности, и написал Государю сочувственное письмо. Государь ему ответил чудным письмом, которое можно назвать историческим. В этом письме Государь изливает свою наболевшую душу, пишет, что далее так продолжаться не может, объясняет, что именно побудило его сделать этот шаг, и заканчивает словами: «Управление делами Государства, конечно, оставляю за собой». Подпись гласила: «Глубоко вас уважающий и любящий Николай’».4

Любовь к музыке Александр Сергеевич привил и своим детям. Его дочь Аня прекрасно пела и играла на рояле, что послужило одним из поводов для сближения ее с Императрицей, которая часто посвящала досуг музыке. Государыня находила удовольствие играть с Анной в четыре руки на рояле. Кроме того, замечательный голос Государыни, «чудное контральто», как свидетельствует Анна Александровна, сочетался с высоким сопрано молодой фрейлины, почему Александра Федоровна любила петь с нею дуэтом.

Символично, что и домик в Царском Селе, где поселилась Анна Танеева и где так часто ее навещали Царская Чета и Царские Дети, был связан с музыкальными традициями Царского Села, поскольку ранее принадлежал композитору, преподавателю музыки и пения Царскосельского лицея барону Людвигу Вильгельму Тепперу де Фергюсону (или просто Вильгельму Петровичу, как называли его лицеисты, которые часто бывали у своего учителя, а среди них и молодой Александр Пушкин).6

Источник

Блог о.Сергия Кондакова

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

Верный Богу, Царю и Отечеству

верные богу царю и отечеству. Смотреть фото верные богу царю и отечеству. Смотреть картинку верные богу царю и отечеству. Картинка про верные богу царю и отечеству. Фото верные богу царю и отечеству

Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии Царства Польского 28 декабря 1867 года. По окончании Холмской духовной семинарии Василий в 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Амвросий был назначен заведовать Катехизаторским миссионерским училищем на Алтае. Впоследствии служил начальником Корейской духовной миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской духовной семинарии.

В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909 года он епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 14 февраля 1914 года – еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии.

Занимая Сарапульскую кафедру, св. еп. Амвросий активно боролся с пьянством. Он организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости, являлся инициатором проведения празднеств трезвости.

Одно из них, по сообщению «Вятских епархиальных ведомостей», началось 21 июня 1914 года в Ижевском Александро-Невском соборе, куда Владыка прибыл в час дня при красном звоне соборных колоколов. «В притворе храма Владыка был встречен приветственной речью маститого о. протоиерея Успенского при массе собравшегося в храм духовенства и народа. Совершив молитву, Преосвященнейший Амвросий обратился к присутствующим с речью, в коей между прочим сказал, что он намерен открыть в заводе при Покровской церкви (при Ижевском соборе общество трезвости есть) общество трезвости, и выражал надежду, что жители Ижевска откликнутся на его призыв.

Вечером в Александро-Невском соборе было торжественно отслужено всенощное бдение по Уставу, причём сам Владыка читал шестопсалмие и совершал помазание молящихся елеем.

После литургии Владыка Амвросий в сослужении всего духовенства вышел на обширную церковную площадь, куда собрались хоругвеносцы с знаменами и иконами из всех Ижевских церквей и множество народа. По обхождении крестным ходом кругом храма, Преосвященнейший Амвросий взошёл на приготовленное ему возвышение и обратился к народу с импровизированным словом (см. ниже), в котором показал погибельность пьянства и призывал к трезвости. Могучий голос Владыки разносился по всей площади. Его огненное слово вызывало у многих слёзы на глазах. Крепко-крепко запало то слово в сердца и умы всех слышавших его! Окончив слово, Преосвященнейший Амвросий предложил верующим помолиться о спасении всех погибающих от пьянства и об успехе трезвенного дела, после чего им был отслужен установленный на сей случай молебен.

Так было положено начало новому обществу трезвости в Ижевском заводе.

Доброе семя Владыка посеял… Кто-то его взрастит и польет? 1

Многие умные, образованные и ученые люди говорят, что «лучшая учительница жизни – история». Согласимся и мы с этим положением и посмотрим, чему учит нас наша история, история нашей родной страны, история Государства Российского. Вспомним, братие, каким ужасным бедствиям, каким несчастиям подвергалось наше многострадальное отечество. Вот, в начале 13 века, как чёрная туча, как саранча, налетела на Русь злая татарщина. Великое горе постигло наших предков. Трудное время настало для них, много слёз было пролито. Много обид перенесено. Татары разоряли целые области, отнимали жён и детей, ругались над храмами Божиими. Прошла эта напасть.

И опять в конце 16 и начале 17 века новое бедствие постигло матушку Русь. Настало в ней смутное время. Настало безначалие, когда разные проходимцы-самозванцы садились на русский престол, когда поляки главенствовали в Москве. И это время прошло.

Но в начале 19 века новая беда разразилась над нашей родиной. Появился тогда на мировой сцене человек огромного самолюбия, дьявольской гордости. Который задался целью покорить к своим ногам весь мир. Много царств и государств было им уже завоёвано, но была ещё не побеждена Россия. И вот этот гордец с огромными полчищами устремляется в Россию. Сколько горя, сколько крови и слёз было тогда пролито на Руси. Но мы прогнали и этого врага. Наконец, совсем недавно, на нашей же памяти опять постигло родину нашу несчастие. Это было новое смутное время, когда шайка революционеров захотела свергнуть наше Правительство, когда эта банда разбойников восстала против Боговенчанного Русского Царя.

Нужно ли говорить вам, сколько всяких других бедствий постигло нашу родину? Каких только не перенесла она – матушка бед и скорбей! И голод, и войны, ужасные ураганы и землетрясения, чума и холера, наводнения и засухи, и всевозможные стихийные бедствия неоднократно посещали Русь.

Но самым страшным и грозным, самым ужасным бедствием для нашей родины было и есть пьянство. Ни чума и холера, ни кровопролитные войны, ни другие беды не погубили столько русского народа, как этот вскормленный взлелеянный самим народом русским порок. Нельзя представить себе всего того опустошения, которое производит в мире пьянство.

Ведь в то время, как все люди обязаны беречь жизнь ближних, обязаны помогать им в беде – тонущих спасать из воды, вытаскивать гибнущих в огне и пр., в то самое время пьяницы колют и режут, грабят и убивают мирных людей.

И кто из вас, стоящих здесь, может с уверенностью сказать, что он не погибнет от руки пьяного злодея? Увы, никто!

Пьянство, как ужасная болезнь, поражает нашу родину, высасывает все её соки, поедает все её достатки, пожирает её богатства.

В одной только вашей веси какие громадные деньги, не говорю тысячи рублей, а десятки и сотни тысяч рублей ежегодно приносятся в жертву этому идолу, ежегодно пропиваются.

Пьянство расстраивает семейную и общественную жизнь. Сколько горя несёт оно с собой! Сколько слёз заставляет проливать!

Велико и многоводно ваше озеро, широка и глубока Кама, около которой мы живём! Но если бы собрать все слёзы, которые были пролиты когда-либо из-за пьянства, то, думаю, составилось бы из них озеро, большее этого, и река, большая, чем Кама.

Вообще, пьянство губит нашу родину, губит телесную и духовную мощь России, губит и тело, и душу русского человека, вытравляя из него всё доброе, чистое, святое.

Пришлось мне недавно при посещении Сарапульской тюрьмы видеть двух душегубов из вашего селения, вырезавших целую семью из пяти человек в с. Июльском Сарапульского уезда. Один из них, действовавший под влиянием своего злого товарища, горько плакал и каялся в своём преступлении. А другой, главный виновник преступления, был совершенно спокоен, ничуть не раскаивался в совершённом злодеянии и вовсе не считал себя особенно грешным. Ведь это ужас! Вот до какого озверения доводит пьянство; вот какие ужасные лица живут среди вас! неужели вы по-прежнему готовы лишь смеяться при виде пьяного безобразника?!

Не смеяться нужно, а плакать, горько плакать о том – до какого ужасного состояния вы дошли. Вы так привыкли к пьянству, что вас уже не возмущает пьяная ругань пропойцы, его ужасное сквернословие, его отвратительная шатающаяся фигура, его, наконец, преступления. Вы спокойно терпите все пьяные безобразия. А между тем, если мы опять обратимся к истории, то окажется, что в древнее время люди не так спокойно равнодушно относились к пьянству, как относимся мы. В некоторых государствах древности были строгие законы против пьянства, например, запрещалось употреблять вино до 30-летнего возраста, а иногда запрещалось совсем; за преступления, совершённые в пьяном виде, налагалось двойное наказание – и за преступление, и за пьянство.

У нас же пьянице во всем снисхождение; пьяницу все извиняют и оправдывают; пьянице у нас полная воля – твори, что хочешь! Пьянствовать у нас можно с самых ранних лет!

Что же удивляться огрубению наших нравов? Что удивляться тому, что жизнь человеческая стала у нас дешевле жизни животных?

Это в порядке вещей. Пьянство всегда влечёт за собой преступления; за пьянством всегда следуют разнузданность и нечестие.

Но бойтесь этой разнузданности, этого нечестия!

Бог терпит долго, но и наказывает сильно. «Долго ждёт, да больно бьёт». Не так давно страшное землетрясение разрушило нечестивый город Мессину. Не осталось там камня на камне. В одну минуту прекрасный и благоустроенный город был превращён в груду развалин.

Бойтесь, чтобы и вас не постигло подобное же бедствие, чтобы и под вами не разверзлась земля и не поглотила всё ваше селение и всех вас.

Не испытывайте Божьего долготерпения!

Образумьтесь! Покайтесь! Исправьтесь!

Горькими слезами омойте свой грех пьянства!

Бросить пьянство? Это легко сказать, да не так-то легко исполнить.

Въелось это проклятое пьянство во всю нашу жизнь. Проникло собою весь обиход нашей жизни. Без него не обходится у нас ни одно более или менее важное событие – личное, семейное и общественное.

Не сразу с ним развяжешься! Много нужно времени, много и трудов, чтобы избавиться от пьянства.

Вот мы сказали, что «история – лучшая учительница жизни». Чему же учит нас история? Какие преподает нам уроки? Когда постигало Русь тяжкое бедствие, когда шли на неё враги, когда эти враги разоряли Россию, когда мера терпения истощалась, тогда русские люди сплачивались между собою, соединялись в дружины и полки и шли на врагов. Благодаря лишь этой сплочённости и удавалось им избавиться от врагов – и от татар, и от поляков, и от французов. И для борьбы с какой-либо губительной болезнью люди соединяются в отряды, дружно борются с ней и не дают ей широко распространиться. Даже при стихийных бедствиях люди организуют общественную помощь, устраивают союзы и кружки, и делают последствия их (бедствий) не столь тяжёлыми.

Также и здесь. Также и для борьбы с пьянством нужно людям соединиться между собой, нужно образовывать общества и братства трезвости. Пусть они устремятся на главного врага нашей родины – пьянство, и прогонят его! Только они, только общества трезвости и могут сделать это; только они могут избавить Русь от заклятого врага – пьянства.

Я знаю, что среди вас немало людей совершенно трезвых. Они первые пусть и вступят членами в общества трезвости. Они, трезвые, страдают от пьянства других, пусть же они первые и восстанут против пьяного засилья. Никто не должен отнекиваться. Все должны встать на защиту отечества. Отечество в опасности!

Все вы, кому дорога родина, идите под сень Святых храмов Божиих, встаньте под Знамя Креста Христова, подчинитесь духовному руководству пастырей ваших, спешите записаться в общество трезвости.

Кому слово Архипастыря вашего запало в душу, не откладывай доброго намерения, скорей вступай в общество трезвости.

Возстани спяй, воскресни от мертвых и освятит тя Христос!

Еп. Амвросий, будучи горячо любим паствой, смело обличал общественные пороки, активно боролся с распространением сектантства. По его почину проводились миссионерские курсы для духовенства и мирян для более успешной борьбы с сектантством. На этих курсах разбирались заблуждения сектантов в области вероучения, и им давалась оценка с точки зрения Православной веры.

Еп. Амвросий, как и подобает настоящему русскому епископу, ревностно заботился о поддержании народной нравственности, в том числе и в Сарапульской Городской думе. Приводим выдержку из заседания Думы 21 января 1916 года, посвящённого появившимся в кинотеатрах развратным кинокартинам.

«Открывается заседание около 7 ½ час вечера. Гласных 21 чел… Представителем от духовного ведомства пожелал быть пр. Амвросий. Пред началом епископ поёт молитву «Царю Небесный». Оглашается ходатайство епископа о воспрещении в предпраздничные дни сеансов кинематографов и других увеселений. Епископ указывает, что на картинах проповедуются убийства и разврат. Дети, посещающие кинематографы, развращаются. Хороших картин вовсе нет. Кричать об этом зле нужно, говорит епископ.

Отланов: Правда, картины в кинематографах идут развращающие. Но, что же выходит. В предпраздничные дни их демонстрировать воспретим. А в праздники и в будни, стало быть, можно. Значит, пусть развращаются. Нет, нужна борьба в более широком масштабе. Нужно просить установить за картинами строгую цензуру, а пока такая цензура не установлена, просить губернатора вовсе не разрешать постановку дурных картин. Но мне кажется, не будет вреда, если на научную или историческую картину человек пойдёт смотреть и после всенощной.

Еп. Амвросий: Всей душой я присоединяюсь к ходатайству, чтобы дурные картины вовсе не появлялись в свет, но я и против развлечений в предпраздничные дни. Эти дни – начало праздника, установлены они для молитвы. Молитва и развлечение одно с другим не совместимы. Кто собирается на картины, у того другое настроение; ко всенощной он не пойдёт. Потом устраиваются разные вечера. Господа, будем откровенны. Эти вечера посещают люди семейные, с жёнами, детьми. Для вечера женщина считает нужным принарядиться. Всенощная оканчивается в 9 час., а в 9 же начинается вечер. Конечно, ко всенощной такая женщина не пойдёт, другое у ней на уме: когда же она успеет к вечеру приготовиться.

Еп. Амвросий. Знаете Вы, что такое праздник? По церковному уставу, христианин, пропустивший без посещения храма сряду 3 праздника, временно, впредь до исправления, должен отлучаться от церкви. Вам это не страшно, но кто знает христианские законы, тому страшно. Вы говорите о полезных и хороших развлечениях, как будто не знаете, что танцевальные и другие вечера именно проходят под благотворительным или просветительным соусом.

В.Ф. Ныров. Вопрос очень серьёзный. Предпраздничные дни – одна сторона, но есть и другая сторона. Вопрос необходимо разсмотреть в комиссии. Нырову докончить не дали.

Еп. Амвросий. У Вас дети есть?

Ныров немножко молчит, потом выпаливает вдруг: «Конечно, есть».

Еп. Амвросий: Странно тогда, что Вы этот вопрос, который касается блага всех христиан, хотите похоронить в комиссии.

Тюнин: От станового пристава да от исправника зависит разрешение на демонстрирование картин.

Отланов просит не делать ограничений «Соединенке».

Еп. Амвросий: Простите за вопрос, а Вы у всенощной частенько бываете?

Еп. Амвросий: Если бы чаще ходили, не было бы желания посещать «Соединенку».

Дальше начинается обычная неразбериха, говорят все разом. Ф.Н. Смагин ратует за спектакли Общества Трезвости, которые нельзя де воспрещать ставить по субботам. Тюнин тоже говорит о будущем Народном Доме. Курбатов кричит: «Где у нас дом-то? Значит нечего и рассуждать». Ему отвечают, что Народный Дом будет. Ныров ловится за путаницу и говорит: «Видите, запутались! Прав я был, предлагая вопрос передать в комиссию».

Еп. Амвросий: И спектакли бывают хорошие и сомнительные. Но верно, что развлечения в предпраздничные дни позорят русскую землю. Города и селения просят прекратить это зло. Пора и нам.

Как видно из приведённого протокола заседания Городской думы, в органах управления к тому времени появилось немало тех, кто поверхностно относился к вопросам христианского благочестия. Владыка Амвросий не уставал будить их уснувшую христианскую совесть. За обличение злоупотреблений губернской администрации, а также местных «купцов-толстосумов», которые носили только имя христиан, св. владыка Амвросий имел столкновения с представителями местных властей. В горячих проповедях сщмч. Амвросий обличал и те силы, которые, как он считал, стремились к разрушению России. В день Сретения Господня 1916 года после литургии он, в частности, говорил: «Цель жидо-масонов везде расшатывать и ронять троны, свергать законных королей, устраивать хаотическое состояние христианских государств, подрывать власть, шатать умы, проповедовать скептицизм, вводить безбожие, упадок нравов, растление нравственности во всех её формах и видах…

Эта же война также на руку жидо-масонам и в подготовке к ней не обошлось и без жидовского участия. Жидам, мечтающим захватить в свои руки власть над миром, необходимо, чтобы народы ослабили друг друга. Тогда то, может быть, державам и придётся обратиться к разным Ротшильдам, тогда то жиды и почувствуют, наконец, свою силу, свою власть над всем миром, к чему они, несомненно, безумно стремятся.

«В качестве реакции на упомянутую проповедь от городской думы Сарапула и представителей всех групп населения 5 марта 1917г. на епископа Амвросия была направлена жалоба Св. Синоду. В вину архипастырю ставилось произнесение монархической проповеди и высказывание симпатий Николаю II и императрице.

Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, Владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре Владыка был арестован и отправлен в Казань. Там его ожидал расстрел, но рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и власти по просьбе священномученика епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) выдали святителя на поруки. Владыка снова служил, говорил безстрашные проповеди.

«Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так свт. Амвросий ободрял народ.

1 Вятские епархиальные ведомости, № 31 от 31.07.1914, отдел неофициальный, С. 939-941 (Открытие общества трезвости при Покровской церкви Ижевскаго завода).

2 Вятские епархиальные ведомости, № 31 от 31.07.1914, отдел неофициальный, С. 923-929.

Комментарии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *