вешний поезд царицы на богомолье при царе алексее михайловиче
Сюжеты русской истории в картинах Вячеслава Шварца
Будучи знатоком отечественной истории, Вячеслав Шварц не раз в своем творчестве обращался к сюжетам из русского средневековья. Наиболее совершенной в художественном отношении стала его картина «Вешний поезд царицы на богомолье» — одно из последних его произведений. Всего девять лет писал свои картины художник Вячеслав Шварц. Но даже за такой короткий срок оставил он о себе память в истории русского искусства.
Искусствоведы и зрители знают его как замечательного художника, изображавшего отечественную старину. В списке его работ на историческую тематику, кроме известного полотна «Вешний поезд царицы на богомолье» значится иллюстрации к повести Алексея Толстого «Князь Серебряный», поэме «Песня про купца Калашникова» Михаила Лермонтова. За картину «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» от академии художеств он получил серебряную медаль.
Работа «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича» приносит ему звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом.
Его работы не блещут техникой
Надо сказать, что его картины не блещут техникой. Главное значение скрывается в содержании. Вячеслав Шварц впервые из русских художников сумел воспроизвести бытовую допетровскую Русь. Делал он это, опираясь на свои глубоки знания археологии и удивительное чутье прошедшего.
Во времена Шварца особый, можно сказать даже, болезненный интерес вызывала фигура Ивана Грозного. Так что нет ничего удивительного в том, что этот период постоянно прослеживается в его работах. Словно в противовес ему он также воссоздает эпоху царя Алексея Михайловича Тишайшего. Но следует отметить неоспоримый факт — чтобы мастер не изображал, он делал всё с удивительно этнографической точностью.
Кстати, именно Шварц оказался создателем устойчивой иконографии Ивана Грозного. Предложенный им в полотне «Иван Грозный у тела убитого им сына» физический тип царя выглядел столь убедительно, что разные художники на протяжении всей второй половины XIX века руководствовались им как «портретом» и переносили в свои композиции, считая исторически достоверным.
Но, если говорить откровенно, сюжетов у художника немного. Чаще всего он варьирует один и тот же мотив, стой лишь разницей, что использует различные техники: масло, акварель, обычные рисунки. Для примера — церемониал представления послов, которых Шварц показал в картинах «Посольская изба XVII века», «Голштинские послы в Московском приказе», «Русский посол при иностранном дворе». Или праздники, которые изобразил на полотнах «Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье», «Вербное воскресенье в Москве при Алексее Михайловиче». С повседневной жизнью можно познакомиться на картинах «Вешний поезд царицы на богомолье», «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»).
Великолепное знание деталей показал художник
Справедливости ради следует заметить, что у него, пусть и редко, но есть «событийные» сцены, где представлен конфликт сил и драматическая ситуация. Это его работы «Василий Шибанов перед Иваном Грозным» и опять же, «Иван Грозный у тела убитого им сына». Это, конечно, не работы Василия Сурикова или Ильи Репина, но художнику всё же удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов. И «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», что хранится в Третьяковской галерее тому яркий пример…
Так какой она была жена царя Алексея, прозванного Тишайшим, чей выезд на богомолье, запечатлел мастер? Современники утверждают, что Мария Милославская, была красива, воспитана в строгих традициях того времени, набожна. Её отец — стольник Илья Милославский принадлежал к придворной партии Бориса Морозова. Семнадцатилетнему Алексею Михайловичу на традиционном в те времена смотре царских невест девушка понравилась, хотя и была на целых пять лет старше жениха. Это, однако, не помешало состояться венчанию молодых 16 января 1648 года.
Свадьба Алексея Романова и Марии Милославской считается самой скучной в истории русской монархии. Дело в том, что патриарх Иосиф имел огромное влияние на молодого правителя и потребовал строгого ограничения светских увеселений в стране. В результате на ней исполнялись только духовные песни и гости откровенно скучали. Но на дальнейшей жизни царской четы это никоим образом не отразилось. Они жили вместе пусть и недолго, но счастливо.
Жизнь Марии Милославской прошла в «старорусском стиле»
Современники утверждают — царь свою жену любил и ни в чём ей не отказывал. Так, у Марии была личная библиотека и, помимо тоже личной, бани имелась и, такая в те времена редкость, как деревянная ванна.
Мария Милославская стала одной из последних цариц, чья жизнь прошла, так сказать, в «старорусском стиле». Большую часть времени она проводила в своих покоях, вход куда мужчинам, кроме царя, был категорически запрещён.
Её день проходил в кругу ближних дворовых или верховых боярынь. Все они вводились в чин специальным царским указом и получали жалованье до 50 рублей в год. Главными событиями каждого дня были посещение церкви, домашние хлопоты и ужин, который Мария обычно разделяла с мужем.
И всё же царицу нельзя было назвать кремлёвской затворницей. Она активно занималась благотворительностью, которая заключалась не только в раздаче милостыни и жертвовании денег монастырям.
Во время царского похода 1654 года царица выделила средства на устройство по городам госпиталей для больных и увечных. Принимала участие в торжественных проводах русских войск на начавшуюся войну с Польшей, что до того не было принято. Более того, даже устроила два официальных приёма в честь грузинской царицы Елены Леоновны, что по тем временам было почти что революционным поступком. Однако её основным занятием была семья. За годы брака Мария Милославская родит 13 детей и умрет от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии.
Первая супруга царя Алексея Михайловича была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля. После его разрушения в 1929 году её останки были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.
«Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»
Много времени в жизни царицы уделялось делам духовным. В обычные дни она молилась в домовой церкви. В праздники совершала торжественные выходы в кремлёвские соборы и выезды на богомолье в ближние и дальние монастыри. На картине изображён именно тот самый момент, когда Мария Милославская отправляется на богомолье к святым местам.
По широкой равнине, по талой весенней дороге движется царский поезд. Перед жёлтым возком, украшенным двуглавым орлом, гарцует группа всадников. Следом за ними — яркий, кирпично-красный возок, также в окружении конной охраны. Процессия тянется до самого горизонта, оставляя за собой ветхую деревеньку с оторопевшими обитателями, выбежавшими посмотреть на невиданное зрелище.
Особую роль в картине играет пейзаж. Именно его лирическая трактовка позволила художнику поэтически воссоздать исторический образ. Мягкий рассеянный свет, воздушная дымка смягчает контуры предметов, приводит к гармонии звучание голубоватых и коричневато-серых красок пейзажа и ярких звучных пятен желтого и терракотового. Композиция картины, развернутая в глубину, позволяет воссоздать на полотне сценку, как бы подсмотренную в далеком прошлом.
Вячеслав Шварц творил недолго
Ещё в годы учебы в Императорском Александровском лицее Вячеслав Шварц успел обратить на себя внимание лицейского старого учителя рисования Василевского, который будет в восторге от его талантов. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был известный пейзажист Арсений Мещерский, с которым он начал пробовать живопись масляными красками.
В сентябре 1859 года, с разрешения своего начальства, Шварц поступает вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков» и сразу увлёкся лекциями профессора Николая Костомарова по истории. К этому предмету он всегда чувствовал склонность. Именно Костомаров в дальнейшем и сыграл заметную роль в творчестве художника. Именно с него, сумевшего первым освободиться от гнета рутины академического классицизма, начинается период пересоздания русской школы и возникает чисто русское направление. Его «сцены» способны внушить зрителю романтический пиетет перед прошлым тщательностью атрибутики.. Если же отключиться от «костюмной» стороны, то их смело можно отнести к бытовому жанру.
Картины Шварца имели продолжение
Вячеслав Шварц скончался внезапно, не пережив своего тридцатилетия. Талант живописца, рисовальщика, иллюстратора и декоратора (в его эскизах и костюмах шла драма Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного») не успел реализоваться в полную силу. Казалось, что созданная им жанровая система на нём и оборвалась.
Общее мнение о творчестве художника выразил Иван Крамской после его смерти: «Был Шварц, начал проводить борозду, и очень глубокую, верно угаданную в направлении своем исторически: умер он, и все пошло опять: кто куда. Как будто и не было человека! Заслуги его никому ни урок, ни руководство».
Пессимизм Крамского не вполне оправдан. Картины Шварца, выделявшиеся своей «особостью» на фоне исторической живописи 1860-х годов, имели продолжение как бы «через голову» следующего поколения, ярким представителем которого стал Василий Суриков.
Репродукция картины Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЦАРСКОЙ ПУГОВИЦЕ. ВЯЧЕСЛАВ ШВАРЦ
СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ
Вячеслав Григорьевич Шварц. Автопортрет
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Слава Шварц, сын известного генерал-лейтенанта, участника Отечественной войны 1812 года, с детства готовил себя к военной карьере. Как и отец, он мечтал стать генералом.
И все-то выходило у него ловко: бегал и плавал он быстрее всех, нырял глубже, а уж фехтовал с мальчишками на палках и скакал на коне, как заправский гусар. Поэтому товарищи по играм неизменно выбирали его своим командиром во всех дворовых сражениях. Вот только одно огорчало Славу: он страшно боялся высоты. А еще больше опасался, что кто-то догадается об этой его слабости и будет над ним смеяться. Поэтому, когда друзья звали его на старую пожарную вышку гонять голубей, он всегда отказывался, придумывая самые разные причины.
Летом мальчишки часто убегали в лес играть в казаки-разбойники. Однажды Слава решил в одиночку пробраться сквозь лесную чащу и выведать расположение противника. Через густые заросли он двигался очень осторожно, прислушиваясь к каждому шороху, чтобы не угодить в неприятельскую ловушку.
«Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» 1868.
Государственная Третьяковская галерея
Вдруг сверху на него упала шишка. Слава поднял голову. На суку высоченной сосны сидела, поджав ноги в лапоточках, маленькая старушка. Улыбнувшись Славе, она
жалобно пропела:
— Люди добренькие, хорошенькие, спасите-помогите, не дайте пропасть сироте.
— Как вы туда попали? — удивился Слава.
— За белочкой вскарабкалась, миленький. Сюда влезла, а вниз не получается. Подсоби, подставь плечо.
— Ну что ж ты, касатик, остановился, неужто боишься? — пропищала сверху старушка.
Славе показалось, что она сидит выше, чем прежде. Он собрал всю свою волю в кулак и полез дальше.
— Ну, настоящий герой, прямо генерал. — похвалила его старушка и перебралась еще повыше. — Спасай меня, миленький, спасай!
— Погодите, зачем вы лезете вверх? — возмутился он.
— Со страху, миленький, со страху. А ты, никак, тоже струсил?
— Еще чего? — выдавил из себя Слава, продолжая упорно карабкаться вслед за чудной старушкой.
«Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)» 1865.
Государственный Русский музей
И вот уже густые ветви скрыли землю внизу. Но сдаваться Слава не хотел. И, странное дело, чем выше он поднимался, тем увереннее себя чувствовал. Голова не кружилась, и руки перестали дрожать.
Вдруг рядом с собой он услышал другой голос:
— Хватит. Слава, выше не надо.
Это был уже не скрипучий старушечий голосок, а звонкий девчоночий. И впрямь, вместо бабки рядом с ним на суку девчонка сидит. И такая необычная. Голубые глаза, будто вода студеная. Длинные, распущенные по плечам волосы цвета сочной травы. А в них белые и желтые цветки вплетены. На шее бусики из ракушек. Сарафанчик так и сверкает, будто рыбья чешуя на солнце. А из-под него вместо ног выглядывает. большой рыбий хвост. Слава так и обомлел! Перед ним на сосне сидела самая настоящая русалка. Совсем как в сказке у Пушкина: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. »
— Молодец, Слава Шварц, поборол ты свой страх. Хоть генералом ты и не станешь, но теперь многого в своей жизни добьешься. Только помни: нужной высоты всегда легче
достичь, когда о других думаешь. А за то, что не бросил старушку в беде, вот тебе мой подарочек.
Протянула русалочка руку, а на ладошке у нее — пуговка: старинная, похожая на маленькое ажурное яичко, бирюзовыми камешками украшенное.
— Это царская пуговка, держи, пригодится.
Дала русалка Славе свой подарок и пропала.
«Иван Грозный у тела убитого им сына» 1864
Государственная Третьяковская галерея Москва
На землю он спустился уже легко, страха как не бывало. И с тех пор высоты больше не боялся. Даже на самую высокую колокольню в родном городе Курске поднимался без всякого опасения. А про русалку Слава никому рассказывать не стал, все равно не поверят. И пуговку припрятал подальше. А там и вовсе про нее забыл.
Закрутила, завертела его жизнь. Отправили родители Славу в столичный город Санкт-Петербург. Там он в Царскосельском лицее учился, в том самом, где Пушкин свои первые стихи сложил. Благодаря блестящим способностям, Слава Шварц стал первым учеником в классе и обучение закончил с золотой медалью. Потом был университет, где изучал историю и арабский язык. А еще Академия художеств — рисовать-то он с трехлетнего возраста любил. Особенно нравилось Славе изображать всякие военные сражения, поэтому и поступил он в класс батальной живописи. И здесь он тоже больших успехов достиг — серебряную медаль за рисунок «Взятие Казани» получил.
Одним словом, много разных наук превзошел, только генералом так и не стал: видно, не судьба. Сделался Слава замечательным художником.
«Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича» 1865
Государственный Русский музей Санкт-Петербург
На первой своей большой картине решил Вячеслав Шварц изобразить царя Ивана Грозного. И все вроде бы хорошо у него получилось: и сам царь, и его дворец. Только все какое-то не настоящее, старины не чувствуется. Не хватает чего-то очень важного. Может, каких-нибудь бытовых мелочей того времени? Тут и вспомнил художник про
русалкин подарок. Разыскал спрятанную пуговку.
Все такая же — весело поблескивают на резном яичке голубые камешки, будто глаза русалкины. Нарисовал Вячеслав такие же пуговки на кафтане Ивана Грозного. И сразу ожила картина: и царь настоящий, и терем взаправдашний. За эту работу наградила его Академия большой серебряной медалью.
«Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» 1867
Государственная Третьяковская галерея
С тех пор и стал рисовать художник Шварц русскую старину. И всегда тщательно и с удовольствием выписывал на своих картинах костюмы и вещи давней поры, давно ушедшие из обихода: прялки, костяные гребешки, старинные пуговицы. Чтоб на картине все было, как в стародавние времена, чтобы русские люди знали, как жили их предки сто или двести лет назад. Изобразил он посла князя Курбского, купца Калашникова, князя Серебряного и много-много других известных в русской истории людей. Всякий раз, работая над новой картиной, не забывал поглядывать на царскую пуговку.
Но художнику хотелось большего. Решил он продолжить свое обучение в чужих краях. Несколько месяцев работал Шварц в Германии, учился у знаменитых немецких профессоров живописи. А когда вернулся домой, написал еще одну картину про Ивана Грозного, за которую получил вторую серебряную медаль и звание классного
художника.
«Иван Грозный на соколиной охоте»
Учился Вячеслав и в Париже. Результатом этих путешествий стало звание академика живописи, которое присвоили ему за картину «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче».
А когда в Париже проходила всемирная выставка. Шварца назначили возглавлять там русский отдел. Международное жюри высоко оценило его картину «Голштинские
послы в посольском приказе» и присудило за нее золотую медаль. В 1868 году курское дворянство избрало Шварца своим предводителем.
Приехал художник на родину и решил прогуляться по родным местам, где прежде играл он с друзьями-приятелями. Вспоминая былые сражения, не заметил, как забрел
в самую чащу.
Вдруг, как и много лет назад, услышал он знакомый скрипучий голосок:
— Люди добренькие, хорошенькие, спасите-помогите!
Смотрит, а на дереве знакомая старушка сидит, ножками в лапоточках болтает и смеется.
— Ну что, Слава, пригодилась тебе моя пуговка?
— Спасибо вам, очень лаже пригодилась! Научила меня старину видеть. С ее помощью я до своей вершины добрался.
— Это еще не последняя высота в твоей жизни.
— Неужели я смогу еще выше?
— Конечно, сможешь, только не время пока.
— Не хочу ждать, — заупрямился Слава и, как в детстве, полез вверх по дереву.
«Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным» 1862
С тех пор никто его больше не видел, наверное, очень высоко поднялся.
Всего девять лет писал свои картины художник Вячеслав Шварц. Но оставил он о себе добрую память, и в истории русского искусства его знают как замечательного
художника, изображавшего отечественную старину.
«Угощение боярина (князь Серебрянный в гостях у боярина Морозова)» 1865.
Государственный Русский музей
]
«Гонец XVI века» 1868.
Государственная Третьяковская галерея Москва
«Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву»
Голова белой лошади 1862
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых 1868
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Плач Ярославны 1866
Государственный Русский музей
Русский посол при дворе римского императора 1866
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Шварц Вячеслав Григорьевич. Автор Литовченко Александр Дмитриевич
Государственная Третьяковская галерея.
Вячеслав Шварц. Преподнесение почетной руковицы
Карикатура. Не смей обгонять начальство
СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ Скоков Геннадий Константинович. Сказка о художнике и царской пуговке. Вячеслав Григорьевич Шварц (1838-1869)
Рубрики: | СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК |
Метки: сказки о художниках сказка книга дети 19 век шварц вячеслав григорьевич
Процитировано 10 раз
Понравилось: 16 пользователям