ветер крепчает история создания
«Ветер крепчает» Миядзаки: история настоящей звуковой мечты
«Крепчает ветер! Значит, жить старайся!» Эта цитата стала ведущим лейтмотивом не так давно вышедшего в кинотеатрах России последнего творения Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Совершенно иная, выделяющаяся среди всех работ мастера японской мультипликации. Настоящий фильм для взрослых, где нет ни магии, ни волшебных существ, ни других миров. Только реальная жизнь, как она есть. История одной мечты.
Эта картина особенна еще и тем, что считается финальной работой классика японской мультипликации. Хаяо Миядзаки сделал заявление, что ставит точку в конце своей карьеры режиссера.
Самолет и правда – мечта. И мечта, прежде всего, людей со звуковым вектором – странных молчунов, нелепых чудаков, которые дышат свободой, пытаются выйти за рамки обычного, придумать то, что не было придумано до них. Звуковой человек – человек с вечными вопросами и поиском ответов. Тот, чей взор всегда направлен в небо. Тот, кто первый задал вопрос: «А что там, за горизонтом?» – и придумал самолет.
Самолет – это изобретение человека с кожным и звуковым вектором. Кожный вектор, вечно ищущий способ экономии сил и времени, и звуковой вектор, создающий что-то действительно полезное для общества. Кто из вас не мечтал летать? Но именно кожные звуковики нашли способ, как воплотить эту мечту в реальность.
Уретральники со звуковым вектором нередко этот самый самолет пилотируют. Именно ими движет непреодолимое желание лететь за горизонт, за флажки, все дальше и дальше…
Хаяо Миядзаки, как и многие другие звуковики, в детстве мечтал изобретать самолеты. Может, именно поэтому героем для своего финального произведения мастер мультипликации выбрал именно Дзиро Хорикоси – японского авиаконструктора, разработавшего модели самолетов Mitsubishi A5M и Mitsubishi A6M Zero, которые сыграли немалую роль во Второй мировой войне?
Мы видим маленького Дзиро, мечтающего о небе. Самолеты – его страсть, а Джанни Капрони, один из известных в то время авиастроителей, является кумиром. Дзиро – типичный звуковичок, проводящий долгие часы на крыше, в тишине, в мечтах о полете. Он смотрит на небо и мыслями улетает ввысь. Но он боится, что так и не сможет осуществить свою мечту: ведь у него очень плохое зрение, что, несомненно, помешает пилотированию самолета.
В одном из сновидений к Дзиро приходит тот самый знаменитый Джанни Капрони и помогает найти решение проблемы: для того, чтобы конструировать самолеты, великолепное зрение не обязательно. С тех самых пор Дзиро четко осознает свой путь и не сбивается с него ни на шаг.
Проходит время, и Дзиро Хорикоси становится авиаконструктором. Абстрактное мышление, коим обладают люди со звуковым вектором, помогает герою придумать особенную модель самолета. Так, например, только взглянув на кость макрели, он внезапно осознает, какими должны быть крылья. Путь Дзиро Хорикоси был нелегким, но он не сдавался, денно и нощно работая над своим проектом. И ничто, даже любовь всей его жизни, не могло сбить его с выбранного пути.
Трогательная история любви, позаимствованная Хаяо Миядзаки из книги Тацуо Хори, лишь помогает глубже раскрыть характер главного героя. Ведь нередко именно звуковиков упрекают в пренебрежении своими партнерами. Некоторые критики обвинили мультипликатора в «картонности» его героев. «Жена отправилась умирать в санаторий, а в это время Дзиро поехал запускать самолет. Как такое вообще может быть?» – писали они. Но, какими бы сильными чувствами ни обладал человек со звуковым вектором, он всегда остается человеком идеи. Идея, мечта – самое главное в жизни. Вот почему находиться рядом с таким человеком не всегда легко без понимания его свойств и желаний. Ведь мы с детства привыкли к тому, что «самое главное в жизни – любовь!», и не всегда задумываемся о том, что эта формула действует только для определенного рода людей.
Больная туберкулезом, кожно-зрительная Наоко Сатоми (избранница Дзиро) обладает высокой степенью эмпатии. Она интуитивно понимает своего чудаковатого мужа и всячески поддерживает его. Ни единого попрека, ни единого злого слова… «Живи, любимый, живи!» И душа улетела… туда, куда только что взлетели новые самолеты.
В данной картине нет ни слова о фашизме или войне. Речь вовсе не об этом и вовсе не о том, куда потом полетят самолеты Дзиро Хорикоси. Хаяо Миядзаки в фильме «Ветер крепчает» намеренно стирает черное и белое, выделяя жирным лишь главные ценности: способность любить, мечтать и, несмотря ни на что, жить полной жизнью.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Ветер крепчает, не так ли?
Это одно из немногих аниме, которое оказалось на экранах наших российских кинотеатров. Такое случается крайне редко, но я был рад, что этот фильм, пусть и с некоторым опозданием, но дошел до отечественного зрителя. Поговорим с вами о самой лучшей анимационной картине в 2013 году, чтобы там не думали ненавистные американские кинокритики, «Ветер Крепчает» (Kaze tachinu) от великого Хаяо Миядзаки.
Далее сюжет, он будет более-менее подробно расписан и вполне возможно, если вы не видели даже трейлер и не знаете всемирной истории за 10-11 класс средней школы, то для вас будут спойлеры.
Сюжет аниме
Картина рассказывает нам свою историю, в то время, когда старая добрая Япония начала ХХ века начинает меняться, как и весь мир. В это время живет мальчик Дзиро и всей душой мечтает о том, как будет создавать самолеты. Растет он в небольшой деревеньке, где каждый готов ему помочь, если уж не делом, то хорошим словом. При этом конечно большинство людей самолеты даже в глаза не видели.
В общем, живет он не богато, но в целом в любящей и дружной среде. Хотя и тут находятся люди, которых жизненно необходимо ставить на место.
Ему снятся волшебные сны, где он никогда не бывает один. Там он встречается со знаменитым Джованни Капрони. Именно он учит его основным правилам, как конструкторского дела, так и житейским вещам. Он именно тут, как и многие из нас, впервые полетел и ощутил волшебство самолетов и свободы. Еще не раз по сюжету Дзиро будет навещать итальянского авиаконструктора в их общих снах.
Мальчик рос, и вот пришло время, когда ему уже необходимо отправляться дальше в путь за своей мечтой. С решительностью, на которую способны только юные, он отправляется учиться дальше.
В поезде Дзиро встречает прекрасную незнакомку и вроде бы, когда герои должны уже познакомиться, то случается беда. В районе проходит сильной волной землетрясение, вещь абсолютно точная, так как в 1923 году произошло Великое землетрясение Канто – но об этом подробней ниже. И вот среди этой катастрофы уж точно не до знакомств. Он смог спасти как девушку, так и ее раненную служанку и тут же убежал спасать книги в своем учебном заведении.
И вот прошло еще некоторое время и перед нами молодой человек и начинающий авиаконструктор Дзиро. Он готовится начать работать над новыми самолетами для новой Японии в свой первый день. Страна стремительно меняется и уже в воздухе ощущаются будущие беды для всего мира. Ну а пока… пока Дзиро встречает ту самую девушку.
Но ведь мы уже знаем, что ничего не бывает просто, и вместе со счастьем личной жизни, им предстоит пройти через множество испытаний, чтобы в лишний раз произнести заглавную фразу всего фильма: «Ветер крепчает! Значит — жить старайся!».
Впечатления от просмотра
А теперь постараюсь охватить все свои впечатления и мысли после просмотра картины, а попутно попытаюсь развеять некоторые слухи и заблуждения, касаемые этого аниме Хаяо Миядзаки.
Пожалуй, самое основное заблуждение, которое можно разделить на два лагеря:
Обе этих позиций по-своему неверны. На самом деле в основе мультфильма «Ветер Крепчает» лежит история знаменитого японского авиаконструктора Джиро Хорикоси, а также история жизни Тацуо Хори, который как раз и написал одноименный рассказ «Ветер Крепчает». От первого в картине история человека, который любил самолеты, а от второго вся лирическая линия в аниме. Поэтому считать картину абсолютно биографичной, как и отрицать всякую связь с реальностью, будет не верным.
Еще одно заблуждение, считать крайнюю (не могу называть ее последней) работу Хаяо Миядзаки шедевром только для взрослых, тоже неправильно. Из личного опыта, при просмотре в кинотеатре было весьма большое количество детей и их родителей. Понятное дело, что попали они на сеанс по большей мере случайно, увидели афишу, которая в целом напоминала какой-то очередной мультик и решили сходить всей семьей.
Так уж повелось, что современный западный зритель, в том числе и российский, от современной мультипликации ждет сочной картинки, топорного юмора и обязательно такого, чтобы иногда и взрослый мог посмеяться. Сами можете понимать, что Миядзаки не из таких нишевых авторов.
Однако, можно сказать, что случилось определенное чудо. Картина, как раз настроенная на взрослого зрителя, практически не сработала на людях, которые не особо понимают, что такое аниме. Но при этом, дети, уже доевшие купленный попкорн и допив колу (если ты пришел в кинотеатр, как же не поесть?), стали постепенно вникать в события и следить за происходящим. Я, конечно, не утверждаю, что они поняли сюжет столь драматичной картины, но мне верится, что ручная рисовка художников студии «Гибли» смогла донести истинное искусство анимации,а именно то, что нельзя заменить компьютерной графикой и 3Д моделями.
Но, как известно, не графикой единой. В картинах Миядзаки всегда на первых ролях был трогательный сюжет и внимание к деталям. И этих самых деталей тут великое множество. Поэтому зрителя можно разделить на три основных категории:
Если вы не относитесь к первой категории, то просмотрите «Ветер Крепчает» с огромным удовольствием.
Возможно, сюжет тут немногим проще, чем в остальных картинах знаменитого японца, но это не мешает ему оставаться очень трогательным. Также «Ветер Крепчает» является произведением актуальным как для прошлого, так и для будущего человечества. Это было и раньше в фильмах Миядзаки, но там акценты основные были на экологии, тут же все сместилось на мрачные предостережения.
Сам автор не раз рассказывал, что смотря на нынешние события, самое ужасное, что может произойти, это последняя война для человечества. Это показано не только в сюжете, но и в деталях.
Давайте вновь остановимся на фрагменте с «Великим землетрясением в Канто». Многие люди, рассказывая про этот отрывок, сравнивают его с некой бомбежкой или наступлением войны. И на самом деле они не далеки от истины. Режиссер при работе над этим моментом как раз и пытался передать весь страх и ужас наступления эры разрушительных войн через такое природное явление. И таких фрагментов по всей картине разбросано множество.
На мой взгляд, такие обвинения просто смешны, ведь американцы до сих пор восхищаются своими космическими экспедициями «Аполлон», хотя ракеты для них разработал бывший ученый нацистской Германии. Тем более, Миядзаки делал картину далеко не о войне, сколько о красоте, возможности творить, наслаждаться каждым мгновением, что дает нам жизнь. Как тут можно пытаться выловить какую-либо военную тематику?
Для Миядзаки самолет тут вовсе не является орудием смерти. Тут Зеро является олицетворением свободы, надежды и возможности выразить себя в любое время, каким бы тяжелым оно не было. Это еще раз подтверждает такая характерная черта для картин японца, как отсутствие злодеев. Казалось бы, куда как проще в такой картине найти парочку злодеев, свесить на них все грехи и обелить остальных. Но Миядзаки отлично понимает, что тут нет правых и виноватых, ибо они все люди. Так что в итоге, я увидел песнь мира, силу творчества и любви.
Очень надеюсь, что каждый, вне зависимости от отношений к аниме, второй мировой войне и различным политическим взглядам, все же найдет время и посмотрит анимационный фильм «Ветер крепчает».
Прочесть перед просмотром: Ветер крепчает
«Ветер крепчает» (“Kaze Tachinu”, 風立ちぬ) — последний большой фильм Хаяо Миядзаки. Большинство критиков сходятся во мнении, что при всех несомненных достоинствах эта картина рассчитана в первую очередь на японского зрителя и будет во многом непонятна западной аудитории. На мой взгляд, критики изрядно преувеличивают. «Ветер крепчает» не затрагивает каких-то потаённых струн глубочайшей японской души. Сложность его восприятия заключается в том, что фильм повествует о жизни предвоенной Японии и подробно описывает жизнь и быт целого поколения японцев.
Для того чтобы получить от просмотра те же впечатления, что и среднестатистический японский зритель достаточно знать несколько фактов о японской истории. По уму перед просмотром в кинотеатрах в таких случаях следует давать небольшую брошюру со всей необходимой информацией, чтобы никаких лишних вопрос не возникало. Я попробовал самостоятельно сделать такой информационный листок. Он не содержит никаких спойлеров или деталей сюжета. Пожалуйста, не поленитесь перед просмотром аниме ознакомиться с этими несвязанными на первый взгляд фактами, они помогут вам лучше понять «Ветер крепчает» и получить от него максимум удовольствия.
Прочесть перед просмотром: «Ветер крепчает»
Дзиро Хорикоси — известный японский инженер-авиаконструктор. Его вклад в японскую историю сопоставим с достижениями таких гениев как Семен Лавочкин (СССР) или Вилли Мессершсмитт (Германия). Аниме «Ветер крепчает» основано на биографии Дзиро, его жизни и работе в 20-30-е годы.
Самолет Мицубиси А6М «Рэй-сэн» (на западе более известный как «Зеро») стал венцом карьеры Дзиро Хорикоси, одним из лучших истребителей Второй Мировой и самым массовым боевым самолетом Японии. В 1940-1945 году было изготовлено больше 10 000 истребителей «Зеро».
Для японцев «Зеро» это, безусловно, предмет национальной гордости, который символизирует модернизацию страны и ее способность «догнать и перегнать» развитые индустриальные страны Европы и США. Иной точки зрения придерживаются китайцы и корейцы, которые во Второй Мировой оказались не в состоянии сопротивляться мощи японской авиации и подвергались безответным бомбежкам. Большинство американцев воспринимает «Зеро» и его пилотов как достойных противников (сопоставимо с трактовкой немецких танков в отечественной историографии).
Джованни Батиста Капрони — итальянский авиаконструктор и промышленник. В 1908 году он построил свой первый самолет, в 1910 основал авиастроительную компанию. Заводы Капрони производили в основном военные самолеты. Компания «Капрони» внесла значительный вклад в вооружение Италии в мировых войнах, поэтому отношение к ее основателю в Италии и остальное Европе неоднозначное: с одной стороны Капрони внес безусловный вклад в развитие авиации, с другой стороны он во многом отвественен за милитаристские амбиции фашистского режима Бенито Муссолини. Судьба Капрони и его детищ во многом схожа с Дзиро Хорикоси.
Великое землетрясение Канто 1 сентября 1923 года стало самым разрушительным в истории Японии. Толчки магнитудой в 8 баллов и последующие пожары почти полностью уничтожили Токио и Йокогаму, погибли сотни тысяч человек, пострадали более 4 миллионов. Экономический ущерб от землетрясения превысил затраты Японии на Русско-японскую войну. Считается, что землетрясение 1923 года стало причиной экономического упадка Японии и прервало ее бурное послевоенное развитие.
В 1927 году Японию охватил крупнейший кризис, получивший название финансовый кризис эпохи Сёва. Его причинами традиционно считают Великое Землетрясение 1923 года и схлопывание «экономического пузыря», раздутого японскими компаниями в результате индустриального подъема после Первой Мировой войны. В результате кризиса обанкротилось 37 японских банков и бесчисленное количество мелких компаний, экономику взяли под контроль всесильные корпорации-монополисты, корыстные интересы которых через несколько лет приведут Японию к милитаризации и вторжению в Китай.
Для Японии война началась значительно раньше, чем для Европы. В 1931 году Япония вторглась в Китай и оккупировала Манчжурию. В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций. В 1937 году Япония пошла на эскалацию конфликта и объявила войну Китаю. То есть вооруженное противостояние на Востоке началось задолго до прихода к власти Адольфа Гитлера.
«Мицубиси» и «Накадзима» были крупнейшими японскими монополиями в сфере машиностроения, в том числе гражданской и военной авиации. Они вели жесткую конкуренцию за государственные заказы на производство боевых самолетов. Тендеры за счет госбюджета размещали Императорская армия и Объединенный флот, эти две ветви японских вооруженных сил постоянно соперничали между собой и стремились перетянуть именно на свою сторону бюджетное финансирование и лучших конструкторов. «Мицубиси» надеялись с помощью гениальных способностей Дзиро Хорикоси победить своих заклятых конкурентов из «Накадзима».
Немецкий авиаконструктор Хьюго Юнкерс был социалистом и пацифистом. Его компания занималась преимущественно созданием пассажирских самолетов. Во время Первой Мировой немецкое правительство принудительно передало разработки Юнкерса и его производительные мощности под нужды военной промышленности. После прихода к власти нацисты потребовали от Юнкерса передать им все патенты и заводы, Хьюго безуспешно пытался сопротивляться, его собственность была экспроприирована, а сам авиатор отправлен в ссылку.
Несмотря на подписание антикоминтерновского пакта в 1936 году отношения между Японией и Германией перед войной были напряженными. Япония всегда была союзником Великобритании и участвовала на стороне Антанты в Первой Мировой войне, поэтому немцы воспринимали японцев как пронырливых азиатов, которые готовы ударить в спину при первой возможности. Многие высокопоставленные деятели Третьего Рейха не одобряли союз с Японией.
В первой половине ХХ века немецкая культура имели огромное влияние. Независимо от политических убеждений каждый образованный человек считал необходимым ознакомиться с трудами немецких философов, публицистов и композиторов. Особенной популярностью пользовался роман Томаса Манна «Волшебная гора». Это произведение рассказывает о путешествии инженера Ганса Кастропа в изолированный горный санаторий, по мнению критиков «Волшебная гора» дает панораму идейной жизни европейского общества в канун мировой войны.
В Японии 30-х курили практически все и везде. Наиболее популярной маркой японских сигарет была “Cherry” (производились с 1904 года трестом Japan Tobacco Inc).
Прочесть перед просмотром: «Ветер крепчает»
«Ветер крепчает» — последний большой фильм Хаяо Миядзаки. Большинство критиков сходятся во мнении, что при всех несомненных достоинствах эта картина рассчитана в первую очередь на японского зрителя и будет во многом непонятна западной аудитории. На мой взгляд, критики изрядно преувеличивают. «Ветер крепчает» не затрагивает каких-то потаённых струн глубочайшей японской души. Сложность его восприятия заключается в том, что фильм повествует о жизни предвоенной Японии и подробно описывает жизнь и быт целого поколения японцев.
Для того чтобы получить от просмотра те же впечатления, что и среднестатистический японский зритель достаточно знать несколько фактов о японской истории. По уму перед просмотром в кинотеатрах в таких случаях следует давать небольшую брошюру со всей необходимой информацией, чтобы никаких лишних вопросов не возникало. Я попробовал самостоятельно сделать такой информационный листок. Он не содержит никаких спойлеров или деталей сюжета. Пожалуйста, не поленитесь перед просмотром аниме ознакомиться с этими несвязанными на первый взгляд фактами, они помогут вам лучше понять «Ветер крепчает» и получить от него максимум удовольствия.
Самолет Мицубиси А6М «Рэй-сэн» (на западе более известный как «Зеро») стал венцом карьеры Дзиро Хорикоси, одним из лучших истребителей Второй Мировой и самым массовым боевым самолетом Японии. В 1940-1945 году было изготовлено больше 10 000 истребителей «Зеро».
Для японцев «Зеро» это, безусловно, предмет национальной гордости, который символизирует модернизацию страны и ее способность «догнать и перегнать» развитые индустриальные страны Европы и США. Иной точки зрения придерживаются китайцы и корейцы, которые во Второй Мировой оказались не в состоянии сопротивляться мощи японской авиации и подвергались безответным бомбежкам. Большинство американцев воспринимает «Зеро» и его пилотов как достойных противников (сопоставимо с трактовкой немецких танков в отечественной историографии).
Джованни Батиста Капрони — итальянский авиаконструктор и промышленник. В 1908 году он построил свой первый самолет, в 1910 основал авиастроительную компанию. Заводы Капрони производили в основном военные самолеты. Компания «Капрони» внесла значительный вклад в вооружение Италии в мировых войнах, поэтому отношение к ее основателю в Италии и остальное Европе неоднозначное: с одной стороны Капрони внес безусловный вклад в развитие авиации, с другой стороны он во многом отвественен за милитаристские амбиции фашистского режима Бенито Муссолини. Судьба Капрони и его детищ во многом схожа с Дзиро Хорикоси.
Джованни Капрони был одним из пионеров авиации. Созданные им самолеты (далеко не всегда практичные и жизнеспособные) выдают в итальянском инженере настоящего мечтателя.
Великое землетрясение Канто 1 сентября 1923 года стало самым разрушительным в истории Японии. Толчки магнитудой в 8 баллов и последующие пожары почти полностью уничтожили Токио и Йокогаму, погибли сотни тысяч человек, пострадали более 4 миллионов. Экономический ущерб от землетрясения превысил затраты Японии на Русско-японскую войну. Считается, что землетрясение 1923 года стало причиной экономического упадка Японии и прервало ее бурное послевоенное развитие.
В Японии главной опасностью землетрясений являются вовсе не подземные толчки, а последующие пожары. Так в Токио более сорока тысяч человек задохнулись, безуспешно пытаясь спастись от огня и дыма в парках и на центральных площадях.
В 1927 году Японию охватил крупнейший кризис, получивший название финансовый кризис эпохи Сёва. Его причинами традиционно считают Великое Землетрясение 1923 года и схлопывание «экономического пузыря», раздутого японскими компаниями в результате индустриального подъема после Первой Мировой войны. В результате кризиса обанкротилось 37 японских банков и бесчисленное количество мелких компаний, экономику взяли под контроль всесильные корпорации-монополисты, корыстные интересы которых через несколько лет приведут Японию к милитаризации и вторжению в Китай.
1927 год. Япония переживает экономический кризис, который усугубляется незавершенной индустриализацией. Чтобы выйти из экономического тупика Япония начинает колониальную экспансию.
Для Японии война началась значительно раньше, чем для Европы. В 1931 году Япония вторглась в Китай и оккупировала Манчжурию. В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций. В 1937 году Япония пошла на эскалацию конфликта и объявила войну Китаю. То есть вооруженное противостояние на Востоке началось задолго до прихода к власти Адольфа Гитлера.
В 1930 году Япония владела Корейским полуостровом, островом Тайвань и Южным Сахалином. «Ястребам» из числа молодых и амбициозных офицеров этого казалось мало, и они рассчитывали оккупировать Китай, для начала.
«Мицубиси» и «Накадзима» были крупнейшими японскими монополиями в сфере машиностроения, в том числе гражданской и военной авиации. Они вели жесткую конкуренцию за государственные заказы на производство боевых самолетов. Тендеры за счет госбюджета размещали Императорская армия и Объединенный флот, эти две ветви японских вооруженных сил постоянно соперничали между собой и стремились перетянуть именно на свою сторону бюджетное финансирование и лучших конструкторов. «Мицубиси» надеялись с помощью гениальных способностей Дзиро Хорикоси победить своих заклятых конкурентов из «Накадзима».
Немецкий авиаконструктор Хьюго Юнкерс был социалистом и пацифистом. Его компания занималась преимущественно созданием пассажирских самолетов. Во время Первой Мировой немецкое правительство принудительно передало разработки Юнкерса и его производительные мощности под нужды военной промышленности. После прихода к власти нацисты потребовали от Юнкерса передать им все патенты и заводы, Хьюго безуспешно пытался сопротивляться, его собственность была экспроприирована, а сам авиатор отправлен в ссылку.
Компания “Junkers” прославилась своими тяжелыми и пикирующими бомбардировщиками. Мало кто знает, что ее основатель был пацифистом и с риском для жизни сопротивлялся нацистской диктатуре.
Несмотря на подписание антикоминтерновского пакта в 1936 году отношения между Японией и Германией перед войной были напряженными. Япония всегда была союзником Великобритании и участвовала на стороне Антанты в Первой Мировой войне, поэтому немцы воспринимали японцев как пронырливых азиатов, которые готовы ударить в спину при первой возможности. Многие высокопоставленные деятели Третьего Рейха не одобряли союз с Японией.
В первой половине ХХ века немецкая культура имели огромное влияние. Независимо от политических убеждений каждый образованный человек считал необходимым ознакомиться с трудами немецких философов, публицистов и композиторов. Особенной популярностью пользовался роман Томаса Манна «Волшебная гора». Это произведение рассказывает о путешествии инженера Ганса Кастропа в изолированный горный санаторий, по мнению критиков «Волшебная гора» дает панораму идейной жизни европейского общества в канун мировой войны.
В романе «Волшебная гора» (кадр из экранизации 1982 года) красочно описан буржуазный образ жизни и манеры европейской интеллигенции. Неудивительно, что многие японцы восприняли его как учебник по заморским обычаям, которым они стремились подражать.
«Ветер крепчает» и «Волшебная гора» уделяют немало времени описанию процедур по лечению туберкулеза. Единственным способом спастись от этой болезни в начале ХХ века было продолжительное пребывание в горном санатории.
В Японии 30-х курили практически все и везде. Наиболее популярной маркой японских сигарет была “Cherry” (производились с 1904 года трестом Japan Tobacco Inc).
Миядзаки и сам большой любитель подымить за работой. Он не упустил такой мелкой детали как дизайн пачек японских сигарет в 30-е годы.