ветошный переулок 11 история здания
Стартовал первый этап реставрации Казанского архиерейского подворья
Казанское архиерейское подворье, расположенное по адресу: Ветошный переулок, 11, является объектом культурного наследия регионального значения. Мосгорнаследие выдало собственнику памятника разрешение на проведение комплекса научно-исследовательских и изыскательных работ. Это стало первым шагом на пути к сохранению здания.
Научно-исследовательские и изыскательные работы необходимы для того, чтобы уже при проведении реставрации по сохранению объекта культурного наследия не возникло никаких накладок или неожиданностей. Весь комплекс работ проводится под контролем специалистов Мосгорнаследия.
На данной территории с начала образования города Москвы и до конца XVII века находился Троицкий мужской монастырь, который был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Здесь развивалось производство полиграфических красок и золотошвейное производство. В этом монастыре настоятелями были Троицкие келари, в том числе Арсений Суханов, который в 1649 году был послан в Иерусалим для описания святых мест и греческих церковных чинов.
С XVII века подворье стало называться «Казанским подворьем». В описании 1742 года написано: «подворье Казанского и Свияжского» имеет такой адрес: «…между двором Бутырского полка поручика Василия Петровича Дурнова и двором генерала Ивана Дмитриевича Бухольцева в Ветошном ряду».
В XVIII веке, в связи с переводом столицы в Петербург, подворья утратили свое назначение и сделались московскими дворами архиереев и монастырей или сдавались внаем под гостиницы и торговлю, частично продавались.
В деле за 1765 год встречается описание: «Казанское архиерейское подворье за Серебряным рядом… В нем каменные палаты о двух апартаментах. В верхней – 11, а в нижней 6 покоев. Сдаются внаймы».
В 1870-е годы Казанское архиерейское подворье арендовали почетный гражданин Андрей Постников и купец Галактион Хохлов. При них по проекту архитектора Андрея Стратилатова были выстроены трехэтажные каменные постройки с металлической галереей и ажурными ограждениями. Сохранились древние подвалы и коробовые своды.
Владелец парфюмерных бутиков купит Казанское подворье недалеко от Кремля
Департамент Москвы по конкурентной политике запланировал на июль аукцион по продаже здания Казанского архиерейского подворья (Ветошный переулок, 11), следует из протокола, опубликованного на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов. Но претендент только один — ООО «СТЕН-2000», которое, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Владимиру Давиди. В соответствии с правилами с единственным участником несостоявшегося аукциона должны заключить договор купли-продажи по начальной цене 341 млн руб.
Давиди владеет компанией Esterk Lux Parfum — одним из поставщиков дорогой парфюмерии в московский ЦУМ и петербургский ДЛТ, сети Articoli, «Рив Гош» и «Иль дэ Боте». Сам Давиди развивает сеть парфюмерных бутиков Molecule (16 точек) и монобрендовые магазины Kilian и Serge Lutens.
Связаться с Давиди не удалось. РБК направил запрос в Esterk Lux Parfum и в столичный департамент по конкурентной политике.
Чем известен особняк в Ветошном переулке
Трехэтажное здание площадью 2,8 тыс. кв. м в Ветошном переулке носит статус объекта культурного наследия регионального значения. В нем располагалось Казанское архиерейское подворье — резиденция, в которой могли временно останавливаться или постоянно жить священнослужители. Здание в его нынешнем виде построено в 1870-е годы по проекту архитектора Андрея Стратилатова.
Здание в Ветошном переулке в его текущем состоянии непригодно для эксплуатации, указано в аукционной документации со ссылкой на отчет об оценке, составленный в мае 2020 года. Директор отдела стратегического консалтинга компании CBRE Ольга Земцова оценивает инвестиции в реставрацию этого «достаточно ветхого» здания в 150–200 руб. за 1 кв. м, а общие затраты на строительные работы — 420–560 млн руб.
Есть вероятность, что реализация нового проекта повлечет за собой снос всей постройки до фасадной стены, полагает заместитель директора департамента стрит-ретейла Colliers International Лариса Еремина. По ее мнению, именно затраты на масштабную реставрацию, скорее всего, были причиной отсутствия высокого интереса покупателей к этому активу.
Здание подойдет под монобрендовый бутик или заведение общепита при создании правильной концепции, указывает Еремина. По ее словам, из-за близости ГУМа, Кремля и Никольской улицы в районе сформирован высокий пешеходный трафик: «Популярности этого места способствует то, что в последние годы Никольская улица стала полностью пешеходной, здесь расположено большое количество исторических и архитектурных достопримечательностей, а также работают многочисленные кафе и рестораны».
Ветошный переулок не может похвастаться высоким трафиком в отличие от Никольской, хотя здание находится в 100 м от нее, считает Земцова. По ее мнению, ретейл в этом тихом переулке работать не будет — здание идеально подошло бы для небольшого премиального офиса, но для этого важно, чтобы во дворе дома было хотя бы несколько парковочных мест.
В 2016 году Давиди уже приобрел два исторических здания по адресам Никольская, 19–21 и 23. Дом на Никольской, 23 вошел в историю как «расстрельный»: в нем Военная коллегия Верховного суда СССР выносила смертные приговоры по многим громким делам во время сталинских репрессий. Здесь решилась судьба Мейерхольда, Бабеля, Тухачевского, Бухарина, Зиновьева и многих других. По некоторым свидетельствам, часть приговоров приводилась в исполнение в подвалах здания.
Давиди в 2016 году рассказывал, что планирует создать в комплексе премиальный универмаг с книжным салоном, кондитерской, рестораном и винным погребом.
Казанское подворье – Ветошный переулок, 11
Достоверно известно, что по нынешнему адресу Ветошный переулок, 11 в Москве в XVII столетии уже стояло Казанское Архиерейское подворье, именовавшееся в ту пору подворьем «преосвященного Маркела, митрополита Казанского и Свияжского».
Это отражено в архивных документах, в которых упоминается управляющий по фамилии Андрей Васильев.
К сожалению, китайгородские подворья не единожды выгорали во время московских пожаров, но вскоре вновь возрождались с некоторыми перестройками. Бывали случаи, что земли под ними изымались для нужд российского государства, что случилось в XVIII веке и с Казанским подворьем, когда его территория была сильно урезана.
Нынешнее здание возвели в 1874-м году по проекту зодчего Андрея Стратилатова на месте богато оформленного каменного строения допетровской эпохи. Последнее, в свою очередь, по мнению исследователей старой Москвы Ивана Михайловича Снегирева и Кузьмы Петровича Аверина, проводивших изыскания в 1836-м году, вобрало в себя двухэтажную постройку XV-XVI столетий со спаренными полуколоннами и с монашескими темницами, которые со временем стали частью соседнего здания.
Также они выдвинули гипотезу, что некогда на месте Казанского Архиерейского подворья и вовсе стояла греческая обитель Николы Старого, созданная в далеком XIV веке, в которой, по их мнению, чествовали митрополита Киевского, Русского и Литовского Киприана в 1380-м году и где приняла монашеский постриг из-за своего бесплодия Соломония – жена русского самодержца Василия III.
Перестраивали подворье и в 1722-м году, когда в нем находилась Греческая школа, одним из преподавателей которой был Софроний Лихуд – иеромонах, проповедник и учитель греческой словесности. С той поры на дворовой территории остались металлические балконы и лестничные марши.
В советское время помещения сначала отдали под размещение квартир, а спустя время сюда вселились государственные учреждения. Сегодня бывшее Казанское подворье включено в список «объектов московского культурного наследия».
Куда подевался Певчий переулок и откуда взялся Ветошный? История московских улиц
…Ну вот — опять: дома разных дел невпроворот, но муж сказал коротко и веско: «Идем на выставку». И мы отправились в Арт-центр «Ветошный». Назван он так по адресу размещения (Ветошный переулок, дом 13) и находится буквально в двух шагах от Красной площади, прямо напротив восточной линии ГУМа.
Быть может, кому-то покажется, что для организационной структуры, ориентированной на «люксовый сегмент» услуг в области искусства, антиквариата это название не очень подходит, но все зависит от того, как посмотреть. Ведь изначально под ветошью подразумевались не только старые вещи и отходы текстильного производства.
В Большом энциклопедической словаре, например, можно прочитать, что это «разреженная суровая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (типа марли)», которая применяется «для покрытия слоя ваты или ватина при пошиве зимней верхней одежды».
Да и корпия — старинный перевязочный материал, изготовлявшийся, как известно, из ветоши, в военно-медицинских справочниках определялась как «пух наскребный от чистого плата». Кроме того, имеется и еще одна трактовка понятия «ветошь», согласно которой в прежние времена так назывались старинные дорогостоящие ткани и меха.
Нынешний Ветошный переулок пережил несколько переименований. По имеющимся данным, еще в XVII веке на этом месте находилась Певческая/Певчая улица, поскольку здесь располагалась патриаршая Певчая слобода, выстроенная на месте митрополичьих огородов по велению патриарха Иоакима (1621 — 1690), после того, как он стал главой церкви в 1674 году.
На территории слободы первоначально было сразу два Певчих переулка, вдоль которых тянулись ряды двухэтажных каменных домов — Большой и Малый. Постепенно сюда внедрились производства мелких промышленников вместе с тесными и грязными ночлежками для рабочего люда, а также малый бизнес торгово-бытовой сферы.
Полистав журнал «Телеграф» за 1832 год, можно узнать, чем только не занимались здешние обитатели: «тут бреют, стригут, шьют, кроят, стучат молотом, варят, пекут, красят, декатируют, торгуют вином и квасом». Сообразно разношерстному составу местного населения сформировался «целый мир страстей, отношений, занятий».
Собственно, из этой пестроты и образован был Ветошный ряд московских Верхних торговых рядов. И в 1888 году Певчую улицу, которая фактически являлась его частью и представляла собой сквозной проход в нем, переименовали в Ветошную, а затем — в Ветошной переулок. Вот почему и в современной транскрипции его название имеет ударение на втором слоге, а не на первом.
По заказу купцов Бубновых было воздвигнуто Мещаниново подворье. Самым популярным заведением в нем стал Старобубновский трактир, в особенности его простонародное отделение в подвале без окон, которое посетители именовали либо «бубновской дырой», либо «филиальным отделением ада».
Очень хотелось бы рассказать о его вчерашнем посещении, которое оставило сильное впечатление. Но, к сожалению, прямо сейчас это невозможно, потому что муж опять сказал коротко и веско: «Идем на выставку». Так что пора собираться, чтобы отправиться туда же, но уже на другую экспозицию.
Детективная история с названием
Екатерина Петрова (Москва). Фото Игоря Константинова.
На зимних каникулах мы с восьмилетним сыном прошлись по центру Москвы, богато подсвеченному огнями гирлянд по случаю Нового года. Если идти от Красной площади мимо ГУМа по улице Ильинка к Лубянской площади, то непременно пройдёшь мимо Ветошного переулка. На фасаде первого дома висит табличка: «Здесь был торговый ряд по продаже ткани с редкой основой — ветоши, выработанной по особому старинному способу. Ткань эта была довольно дорога, рубахи из неё носили цари и бояре. В 1957 году был переименован в проезд Сапунова. В 1994 году переулку возвращено его историческое название».
Нас очень удивила такая метаморфоза слова ветошь. Сейчас любой ответит, что ветошь — это старая изношенная вещь, хлам, старьё. И вдруг: дорогая ткань с редкой основой. Мы заинтересовались этой историей и решили узнать про слово ветошь немного больше.
На сайте Института русского языка РАН им. В. В. Виноградова в разделе «Ресурсы» есть подраздел «Этимология и история слов русского языка». Поиск выдал нам ссылку на Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, где слово ветошь трактуется как «хлам, старьё» и ничего другого. Вот так да, а где ткань? Ищем дальше. Все доступные словари в интернете показали такое же значение слова, что у Фасмера. Никаких тканей.
Толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова помимо упомянутого старья предлагает следующее объяснение: «Разреженная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (типа марли), употребляемая для покрытия слоя ваты или ватина при шитье верхней зимней одежды» (жаргонное, собирательное). Другими словами, речь идёт о подкладочной ткани и не более. Такое же определение находим ещё в нескольких словарях. Ищем дальше.
В книге С. К. Романюка «Из истории московских переулков» написано: «Возвратимся опять к Красной площади, к зданию ГУМа. Небольшой переулок, по одной стороне которого протянулось оно, образовался только после его возведения, то есть в 1893 году. Ранее здесь был Ветошный ряд торговых рядов, где торговали ветошью (так раньше назывались меха). Новый переулок получил такое же название — Ветошный». История делается ещё запутанней, появились уже меха. Продолжаем поиск.
Википедия даёт следующую информацию: «В XVII веке здесь находился Ветошный ряд Верхних торговых рядов. Через него был сквозной проход, но он не был ни улицей, ни переулком. Лишь в 1888 году было решено преобразовать проход в городской проезд, названный первоначально Ветошной улицей; вскоре, однако, возобладало название Ветошный переулок. Полагают, что в Ветошном ряду торговали старьём, ветхой одеждой. И, возможно, тканью с редкой основой, употребляемой на лёгкую одежду и на подкладку для верхней одежды. Есть сведения, что в середине XVII века проезд назывался Певческой улицей — по находившейся здесь патриаршей Певчей слободе. В 1957—1992 годах — проезд Сапунова в память о Евгении Николаевиче Сапунове (1887—1917), участнике Октябрьской революции, погибшем в бою на Красной площади». Другими словами, перепечатана версия таблички с дома в переулке. Дальше мы нашли превеликое множество сайтов с перепечаткой или ссылками на информацию из Википедии. Но Википедия — это не академический источник информации. Ищем дальше.
В книге «Реставрация станковой темперной живописи» под редакцией В. В. Филатова находим описание технологии изготовления старинных икон на деревянной основе: «Чтобы при растрескиваниях доски не разрывались левкас и красочный слой, на её лицевую сторону наклеивали ткань, называемую паволокой. Обычно использовались остатки старых, но ещё прочных тканей (ветошек). Однако употреб-ляли и ткани совершенно новые, неширокие (ширина современных полотенец). На одну иконную доску иногда наклеивали паволоки из различных тканей». Итак, снова ветошки — старые ткани. Ищем дальше.
В Терминологическом словаре одежды (Л. В. Орленко, 1996 г.) находим определение слова ветошь: «Устар. название ткани с редкой основой». Другими словами, марля или что-то подобное.
Этим наши поиски и закончились. Никакой другой информации обнаружить не удалось. Так и остаётся загадкой происхождение названия этого маленького переулка Москвы. Чем же там торговали: старьём или дорогой тканью, а может быть, тем и другим? Вот задача для целого историко-филологического исследования.