вид упражнений посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки находящие применение
Вид упражнений посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки находящие применение
1. В каких видах спорта ярко выражено целостно-акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности?
• в профессионально-прикладных видах спорта
2. Для какого рода деятельности характерна малая мышечная нагрузка, работа в сидячем положении, реже ¾ стоя, и большое нервно-мышечное напряжение?
• для профессий, связанных с умственным трудом
3. К какой группе профессий относятся рабочие конвейеров и автоматических линий?
• к профессиям, связанным с легкими однообразными движениями
4. К какой группе профессий относятся рабочие-станочники?
• к профессиям, связанным со всевозможными станками, механическими приспособлениями и инструментами
5. К какой группе профессий относятся следующие из них инженеры, врачи, техники, программисты, научные работники, операторы, преподаватели?
• к профессиям, связанным с умственным трудом
6. К какой группе профессий относятся следующие из них каменщик, грузчик, лесоруб, кузнец, формовщик?
• к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом, с большими энергетическими затратами
7. Как называются упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в экстремальных условиях, вероятных в ней?
• общеприкладные упражнения
8. Какая задача профессионально-прикладной физической подготовки приобретает особое значение тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.)?
• повышение степени резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность, содействие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья
9. Какие виды спорта являются собственно-прикладными для военнослужащих и оперативных работников органов МВД?
• ряд прикладных спортивных многоборий и единоборств
10. Какие по форме упражнения используют в процессе профессионально-прикладной физической подготовки для воспитания общей выносливости?
• аэробный бег и другие упражнения циклического характера
11. Какова цель профессионально-прикладной физической подготовки?
• достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности
12. Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям гуманитарных и подобных профессий?
• первый вариант ППФП
13. Какой вариант профессионально-прикладной физической подготовки применителен по отношению к представителям тех профессий, где значение ППФП очень велико (например, в подготовке летного состава в авиации, подводников, космонавтов и т.п.)?
• третий вариант ППФП
14. Какой вариант сочетания профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и общей физической подготовки (ОФП), предлагаемый В. И. Ильиничем, является промежуточным и применим к тем профессиям, где условно роль ОФП и ППФП примерно равны?
• второй вариант
15. Какой вид спорта не является собственно-прикладным для готовящихся стать профессиональными водителями автотранспорта?
• планерный спорт
ППФП.Упражнения с элементами подвижных игр
ППФП обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.
Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Однако эффективность этого процесса существенно повышаются, если необходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период профессионального обучения.
Таким образом, физические упражнения являются важным средством повышения эффективности производственного процесса за счет совершенствования путем специально направленных физических тренировок наиболее ценных для данной профессии качеств человека.
Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов. Они могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Качество подготовки, в том чисел и физической, приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.
Не случайно, выпускники СПО, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.).
ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качества ее освоения.
Подвижные игры, занимают значительную часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП. Посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности.
Играющие выстраиваются в круг, руки — за спиной. Назначается водящий. По сигналу педагога он бежит за кругом и касается рук одного из игроков. Тот, которого коснулся водящий, делает ускорение по кругу в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Игрок, не успевший занять освободившееся место, становится водящим, и игра продолжается.
Игроки становятся в круг — это нападающие, внутри — защитник. Нападающие быстро передают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитник старается задержать его. Если ему это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним. (Если в игре много игроков, то могут быть 2—3 защитника).
Игроки делятся на несколько групп, которые образуют круг. В центре каждого круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков кружка (один, два, три раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее число раз уронившая мяч.
1. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
а) служебное продвижение
б) выработка функциональной устойчивости организма к условиям профессиональной деятельности
в) признание руководителей
г) формирование прикладных двигательных умений и навыков
д) развитие и поддержание психических и физических качеств человека, необходимых для профессиональной деятельности
2. Профессиональные умения геологов, геодезистов:
б) ориентирование на местности
в) приготовление пищи
г) знание делопроизводства
д) переправа через реку
е) подготовка ночлега
3. Рекомендуемые прикладные физические упражнения инженера-строителя:
а) ходьба по неустойчивой опоре
б) лазание по вертикальной лестнице
д) игра в настольный теннис
4. Рекомендуемые прикладные физические упражнения инженера-программиста:
а) преодоление полосы препятствий
б) броски мяча в цель
в) беговые упражнения
д) гимнастика для глаз
5. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП (профессиограмму):
а) режим труда и отдыха
б) особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости
в) режим и условия питания
г) формы (виды) труда специалистов данного профиля
д) формы оплаты труда
е) условия и характер труда
6. Важнейшее профессиональное качество для умственного труда:
г) быстрота двигательной реакции
7. Прикладные виды спорта:
8. Экстремальные явления природы, с которыми сталкиваются работающие на открытом воздухе:
в) резкие колебания температуры воздуха
е) солнечная радиация
9. Вид упражнений, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применения в условиях профессиональной деятельности:
10. Вид подготовки, составляющий основу единства ППФП:
Профессионально-прикладная физическая культура
8.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий
Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала основных, подготовительных и специальных упражнений видов спорта, общей физической подготовки, лечебной физической культуры и трудовой деятельности.
При отборе средств для решения задач ППФП руководствуются следующими принципами:
В основе методики профессионально-прикладной физической подготовки лежит органическое сочетание ОФП и ППФП, причем, последняя имеет в качестве базы определенный, оптимальный для каждой профессии, уровень общей физической подготовки и двигательного опыта.
Необходимо учитывать, что положительное влияние различных физических упражнений на повышение работоспособности специалистов будет зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что у учащихся, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе физических упражнений для мышц одной стороны тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично расположенной части тела, увеличивается сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не одновременный, а разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты. Перенос двигательных навыков носит более узконаправленный характер, при достаточно высокой степени совпадения он позволяет использовать навыки в усложненных условиях.
Кроме урочных форм построения занятий большое значение для реализации профессионально-прикладной направленности физического воспитания учащихся имеет утренняя гигиеническая гимнастика, в содержание которой включаются комплексы специальных упражнений.
Наконец, действенной формой ППФП являются соревнования по видам спорта, которые являются профессионально важными для той или иной специальности (например, для специалистов речного или морского флота соревнования по плаванию, гребле, нырянию).
Занятия с профессионально-прикладной направленностью должны предусматривать не только развитие определенных физических способностей, совершенствование профессионально важных функций организма, но и воздействия физических упражнений на человека в целом, повышение его общей культуры.
8.4. Применение ППФП для конкретного вида деятельности
Требования, предъявляемые рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам представлены в таблице 8.1.
Уже из этих примеров видно. Что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высокой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.
8.5. Рекомендации к разработке комплекса упражнений
В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).
Было бы ошибкой считать, что адекватными средствами могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий, например молотобойца, землекопа и т.д.,- значит искажать самою ее суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального физического состояния организма.
Вместе с тем это не значит, что в современной ППФП вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Однако моделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает свою специфику.
Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и косвенного переноса тренировочного эффекта упражнений, используя и общий (неспецифический) эффект адаптации к различным видам мышечной деятельности и факторам внешней среды.
8.6. Возможности развития
Причины и обстоятельства, необходимые для дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда:
В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;
Таким образом, большинство принятых в системе физического воспитания и самовоспитания форм занятий может быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельности и не замыкается на ней. ППФП непременно нужно рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.
Ответы на тесты по теме Физическая культура
К разновидностям какого физического качества относятся простые и сложные двигательные реакции?
Как называется комплекс функциональных свойств организма, которые определяют двигательные возможности человека?
Двигательные (физические) способности – это …
Индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность
—> Пути и способы, при помощи которых преподаватель передает обучаемым знания, формирует у них соответствующие двигательные навыки и специальные физические качества, — это:
методы обучения физическим упражнениям
Двигательные акты бойцов, которые решают конкретные задачи (атаковать противника или его обезоружить), — это:
действия в рукопашном бою
Хороший тренировочный эффект в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем дают двигательные режимы с ЧСС
индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность
Какой спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни?
Как называются упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в экстремальных условиях, вероятных в ней?
Комплексная способность человека целесообразно координировать свои движения, точно выполнять их и рационально решать двигательные задачи называется:
Движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания, – это: