вилла боргезе в риме история

Вилла Боргезе в Риме

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Вилла Боргезе (Villa Borghese) – римский парк, расположенный на холме Пинчо. В начале XVII столетия, на территории бывших виноградников, кардинал Сципион Боргезе (Scipione Borghese) приказал разбить парк и украсить его античными статуями. Здание виллы было построено на территории парка архитектором Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) по эскизам самого кардинала Боргезе.

Сегодня этот ландшафтный парк, выполненный в английской манере, занимает третье место в Италии по своей площади.

В XVIII веке по центру парка было разбито искусственное озеро с островом. На острове же был построен храм богу Исцеления. В 1903 году парк был подарен городу.

На сегодняшний день все 80 гектар парка открыты для бесплатного посещения. Прекрасные скульптуры и памятники, различные павильоны и фонтаны соседствуют с зелеными итальянскими соснами (пиниями), густыми лаврами и высокими магнолиями.

Туристы часто путают виллу и галерею Боргезе. Запомните, вилла – это парк, а галерея – это музей со скульптурами и картинами. По парку можно гулять в любое время суток, а вот в галерею нужно обязательно бронировать место заранее на определенное время. Подробнее в инструкции.

Кроме того на территории парка виллы Боргезе есть детские площадки, телефоны-автоматы, туалеты и кафе. В пункте аренды велосипедов можно взять напрокат четырехколесный велосипед, самокат или гольф-кар для более динамичной прогулки по парку.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

В зданиях, разбросанных по территории парка, находятся Городской зоологический музей, зоопарк, Ботанический сад, Национальная галерея современного искусства, Национальный музей этрусков. На площади Сиена ежегодно проходят конные выставки и парады.

В художественной галерее Боргезе выставлено богатейшее собрание скульптур, живописи и других художественных произведений, принадлежавших ранее роду Боргезе.

Среди представленных экспонатов находятся работы Бернини, полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана. В Национальной галерее можно узнать об основных художественных направлениях 19-20 веков. Этот известный художественный музей состоит из 75 залов, в которых выставлено более 5 тысяч экспонатов.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Парк вилла Боргезе – это любимое место отдыха как гостей, так и жителей Рима. Он даст Вам возможность отдохнуть от суеты центра города. Со смотровой площадки парка открывается прекрасная панорама Рима и вид на Пьяцца дель Пополо.

Источник

Вилла Боргезе: исторические здания в зеленом сердце Рима

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Главные достопримечательности парка Виллы Боргезе: вилла Медичи, вилла Джулия, галерея Боргезе, дом-музей Пьетро Каноника, музей Карло Билотти, ресторан Казино Валадье, Дом Роз, Дом Кино, где находится и как добраться

Где можно отдохнуть от суеты Вечного города, не переставая им наслаждаться… Для этого нужно обязательно посетить одно из мест, которое обычно не входит в маршрут спешащего за впечатлениями путешественника. Вилла Боргезе – зеленое сердце Рима, парк с большим количеством достопримечательностей, порой мало известных неискушенному туристу. На его территории, занимающей более 80 гектаров, находится множество скульптурных памятников и уникальных фонтанов, исторических зданий и музеев. Крупнейший общественный парк Рима сегодня является настоящим оазисом культуры и одним из любимейших мест отдыха столичных жителей. Что же расположено в этом очаровательном месте немного сумасшедшего города.

Галерея Боргезе

С середины 1500-х годов земли на склонах холма Пинчо перешли во владение семье Боргезе, переехавшей в Рим из Сиены. С намерением создать «парк наслаждений», кардинал Шипионе Боргезе (1577-1633), приходившийся племянником Камилло Боргезе – будущему папе Павлу V (1605-1621), расширил усадьбу приобретением дополнительных земель для сада. В 1606 году по заказу понтифика на территории поместья приступили к возведению здания виллы, строительство которой было доверено Фламинио Понцио (1560-1613). Он разработал проект постройки, сделанной по эскизам Камилло, однако так и не успел увидеть окончания строительства. Работы были продолжены учеником и соратником Фламинио Понцио – фламандским архитектором Ян ван Сантеном (1550-1621), более известным как Джованни Васанцио. К оформлению внутреннего убранства виллы были привлечены именитые мастера того времени, в том числе Пьетро Бернини со своим сыном Джан Лоренцо.

Шипионе Боргезе, используя авторитет и могущество своего дяди, сумел стать самым влиятельным покровителем многих знаменитых скульпторов и художников начала XVII века. Являясь ярым поклонником искусства, он собрал коллекцию, в которой до сих пор находятся произведения Караваджо, Пассиньяно, Рафаэля Санти, Федерико Бароччи, Тициана, Паоло Веронзе, Доминикино, Джан Лоренцо Бернини и многих других.

Строительство виллы Боргезе, получившей название Villa Borghese Pinciana, было прекращено в 1633 году, в год смерти кардинала, и в таком состоянии она просуществовала до середины XVIII века. В 1766 году принц Маркантонио IV Боргезе (1730-1809) предпринял обширную реконструкцию здания, в котором сегодня находится знаменитая галерея Боргезе.

Вилла Джулия

У подножия холма Пинчо, на самом краю парка виллы Боргезе, находится вилла Джулия. Она была построена в 1551-1555 годах как летняя резиденция Папы Юлия III, откуда и получила свое название. К строительству здания виллы был привлечен архитектор Яколо Бароцци да Виньола, а в ее оформлении принимали участие скульпторы Барталамео Аманти, Джорджио Вазари и Микеланджело Буонарроти. После смерти Юлия III новый понтифик Павел IV (1555-1559) конфисковал все имущество предшественника, а вилла была разделена – главное здание стало собственностью Апостольской палаты, а другая часть отдана знатной миланской семье Борромео.

В 1769 году по инициативе папы Климента XIV здание виллы подверглось реконструкции под использование его в военных целях – в нем был расквартирован гарнизон, оборудованы склады и больница. В 1870 году оно стало собственностью Королевства Италии. В рамках обширной программы археологических исследований, проводимых в 1888-89гг. на территории Фалерии – древнего этрусского города, здание начали использовать как место для сбора и хранения найденных артефактов. А в начале XX века здесь обосновался Этрусский Национальный музей виллы Джулия.
Сегодня он является самым представительным музеем этрусской цивилизации, в котором находится множество древних предметов доримской эпохи, датированных VIII-V вв. до н.э.

Источник

Вилла Боргезе в Риме

Вилла Боргезе (Villa Borghese) – это великолепный парк в Риме, построенный в английском стиле. Он поражает своими размерами — занимает почти весь холм Пинчо (Pincio). Представляет собой третий по величине римский парк: на первом месте находится парк виллы Дориа-Памфили (Villa Doria Pamphilj), на втором — виллы Ада (Villa Ada).

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Фото: Goran Bogicevic / Shutterstock.com

В парке есть, чем заняться: посетить галереи и музеи, погулять по красивейшим аллеям среди изящных статуй, полюбоваться фонтанами и старинными храмами, покататься на лодке, подняться на смотровую площадку… И это еще не всё!

Стоимость билетов и часы работы достопримечательностей представлены по состоянию на 2020 год: уточняйте информацию на официальных сайтах.

История возникновения виллы Боргезе

Начало создания парка относится к 17 веку. Тогда на месте прежних виноградников по приказу кардинала Шипионе Боргезе (Scipio Burghesius), который приходился племянником папе Павлу V, был устроен парк. Постепенно его украсили статуями в античном стиле.

Проектированием виллы занимались известные архитекторы – Джованни Васанцио (Giovanni Vazanzo) и Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio).

В 19 веке в оформлении парка появились английские черты. Реставрацией ландшафта занималась Елена Боргезе (Elena Borghese), которая была одной из владелиц парка, — внучка русского сановника А. Х. Бенкендорфа (Konstantin Alexander von Benckendorff).

В собственность государства парк перешел в 1903 году. В результате масштабных работ на обширной территории были высажены новые кустарники и деревья, появились аттракционы и детские площадки, а музей Боргезе стал доступен для всех желающих.

Что посмотреть

Территория парка простирается примерно на 80 га. Чтобы обойти его, не хватит даже дня: так что лучше сосредоточиться на главных достопримечательностях. Самая важная — вилла Боргезе, по имени которой и назван парк.

Галерея Боргезе

В знаменитой Galleria Borghese, построенной в 17 веке, собраны картины, принадлежавшие роду Боргезе. Убранство дворца восхищает своей красотой.

В залах второго этажа можно полюбоваться работами Кановы (Antonio Canova), Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Рафаэля (Raffaello Santi), Караваджо (Michelangelo Caravaggio), Тициана (Tiziano Vecellio), Рубенса (Pieter Paul Rubens), Веронезе (Paolo Veronese) и многих других живописцев.

Кроме того, в галерее хранятся старинные римские мозаики, созданные в 1-3 веках.

На первом этаже находятся скульптуры, центральными из которых являются великолепные творения Бернини. Среди самых известных – Аполлон и Дафна, статуя Давида, «Похищение Прозерпины».

Настоящим сокровищем галереи является скульптура Паолины Бонапарте в образе Венеры, выполненная Антонио Кановой (Antonio Canova).

Как добраться

Галерея Боргезе располагается по адресу Piazzale Scipione Borghese, 5.

Если поедете на метро, то вам нужна оранжевая линия А – выходить на станции Spagna.

Как доехать на автобусе:

Часы работы

Посетить галерею можно со вторника по воскресенье с 9.00 до 19.00, вход закрывается после 17.00. В четверг открыта также с 19.00 до 21.00 (последний вход в 19.00). Не работает 25 декабря и 1 января.

Одновременно могут пройти не более 360 человек согласно следующему расписанию: с 9.00 до 11.00, с 11.00 до 13.00, с 13.00 до 15.00, с 15.00 до 17.00.

Стоимость билета

Цена билета в Галерею Боргезе составляет 20 Евро для взрослых.

Важно знать: каждое первое воскресенье месяца в период с октября по март посмотреть галерею можно бесплатно!

Билеты в Галерею Боргезе нужно обязательно бронировать заблаговременно на официальном сайте www.galleriaborghese.beniculturali.it. За предварительное бронирование установлена плата в 2 Евро.

Цены на билеты и часы работы могут меняться — уточняйте информацию на официальном сайте. Например, стоимость входных билетов может увеличиться во время проведения временных выставок.

Национальная галерея современного искусства

Прогуливаясь по залам Национальной галереи современного искусства (Galleria Nazionale d’Arte Moderna у Contemporanea), можно проследить развитие живописи с 19 по 20 век.

В галерее представлены работы таких выдающихся художников, как:

Всего в музее выставлено около 5 000 картин. Чтобы посмотреть их все, нужно обойти 75 залов.

Как добраться

Национальная галерея современного искусства располагается по адресу Viale delle Belle Arti, 131.

Стоимость билета

Билет стоит около 10 Евро (полный), а цена льготного составляет 5 Евро.

Национальный музей Вилла Джулия

Национальный музей Вилла Джулия (Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia) находится в здании, которое в 16 веке служило загородной резиденцией римских пап. В него стоит заглянуть, чтобы полюбоваться крупнейшей коллекцией этрусского искусства.

Название виллы происходит от имени папы Юлия III, для которого изначально она была построена. Архитектором был известный представитель маньеризма Бартоломео Амманнати (Bartolomeo Ammannati).

Музей с коллекцией предметов этрусского искусства из Умбрии, Лацио и Этрурии появился здесь в 1889 году. В его залах можно увидеть саркофаги, украшения, старинные статуэтки, предметы быта, древние барельефы.

Кроме того, здесь установлены реконструкции моделей городов этруссков – Вей, Тоди, Вульчи, Черветери.

Как добраться

Национальный музей Вилла Джулия располагается по адресу Piazzale di Villa Giulia, 9.

Часы работы

Музей работает со вторника по воскресенье с 9.00 до 20.00. Последний вход в 19.00. По понедельникам музей закрыт, а также 25 декабря и 1 января.

Будьте внимательны: некоторые залы могут быть закрыты или работать по другому расписанию. Смотрите точную информацию на официальном сайте.

Стоимость билета

Посещение музея Вилла Джулия обойдется 10 Евро для взрослых.

Уточняйте информацию на официальном сайте www.museoetru.it.

Храмы на территории парка

Прогуливаясь по аллеям парка, вы увидите большое количество античных храмов, в том числе Дианы, Антонина и Фаустины, Эскулапа и многие другие.

Вокруг храмов много фонтанов, интересных с архитектурной точки зрения:

Другие достопримечательности в парке

В парке виллы Боргезе также располагается дом-музей Пьетро Каноника (Pietro Canonica) – итальянского композитора, скульптора и художника. Неподалеку находится театр «Глобус», в котором зрителям представляется возможность полюбоваться спектаклями, поставленными по пьесам Шекспира.

В музее Карло Билотти (Museo Carlo Bilotti) представлено собрание картин современного искусства, а также Д. де Кирико (Giorgio de Chirico) и временные выставки современных художников и скульпторов.

В залах виллы Медичи (Villa Medici) размещается Французская академия искусств.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Фото: Denis Babenko / Shutterstock.com

Парк Боргезе

Поскольку парк является одним из самых больших в Риме, то отведите значительное количество времени для прогулки по нему. Здесь есть, чем полюбоваться, и это не только произведения искусства, которых в парке предостаточно.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Фото: Stefano Pellicciari / Shutterstock.com

Даже можно найти памятники А.С. Пушкину и Н.В. Гоголю! Кроме того, на территории парка установлены памятники Гюго, Гёте, Байрону и многим другим знаменитым гениям.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Фото: Goran Bogicevic / Shutterstock.com

В парке можно покататься на лошадях или аттракционах и посмотреть удивительных животных в живописном биопарке.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Фото: Catarina Belova / Shutterstock.com

Отличная идея – объехать парк на велосипеде или сигвее. Другой вариант – прокатиться по аллеям на небольшом паровозике.

Ещё одно излюбленное занятие для туристов — покататься на лодке по прекрасному озеру, в котором плавают лебеди. Кстати, посреди озера располагается небольшой остров с храмом, украшенным особыми водяными часами.

Обязательно поднимитесь на смотровую площадку: с нее открывается потрясающий вид на весь Рим! Для этого нужно пройти из здания галереи несколько метров, никуда не сворачивая.

Как добраться до виллы Боргезе

Попасть в парк можно по Испанской лестнице – нужно подняться на самый верх. Дойти до лестницы удобнее всего по бульвару Тринита-деи-монти (viale Trinità dei Monti). Другой выход в парк – со стороны площади Пополо. Вилла располагается к северу от центральной части города.

Стоимость билета в парк

Погулять по парку можно бесплатно.

Экскурсии по Риму

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте нестандартный формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются уникальные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Источник

О роде Боргезе и истории создания знаменитой галереи в Риме

В издательстве «СЛОВО» в серии «Великие музеи мира» вышел альбом «Рим. Галерея Боргезе». Роскошное иллюстрированное издание предваряет статья искусствоведа и историка искусства, доцента Высшей школы экономики Надежды Чаминой о легендарном итальянском роде Боргезе и истории создания их выдающейся коллекции искусства. С любезного разрешения редакции ARTANDHOUSES публикует эту статью.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Род Боргезе и история создания галереи

Галерея Боргезе по мировым меркам невелика, но представляет собой уникальный по ценности дворец-музей, своеобразную кунсткамеру — шкатулку шедевров, лежащую на холме Пинчо над Вечным городом. Более полумиллиона посетителей ежегодно поднимаются по широкому пандусу casino (ит. домик), чтобы погрузиться в чарующий мир искусства в мраморных залах со статуями и античными бюстами. Здесь изваяния Джанлоренцо Бернини и Антонио Кановы соседствуют с творениями Караваджо, а затем зрителя увлекает череда шедевров — от Рафаэля и Корреджо до Рубенса и Тициана. Официальной датой рождения музея принято считать 1902 год, когда крупная частная коллекция семьи Боргезе перешла во владение Итальянского государства и открылась для широкой публики. Однако ядро коллекции сформировалось в первой половине XVII века, когда Италию охватила страсть собирательства.

Коллекционирование в формах частных кунсткамер в XVII веке стало для богатейших вельмож Европы распространенной практикой. Среди особо влиятельных меценатов в Италии были великие герцоги Тосканские Козимо I, Франческо I и Фердинандо I, во Флоренции развивавшие собрание Галереи Уффици, Федерико Борромео в Милане, римские кардиналы Лудовико Лудовизи и Маффео Барберини (будущий папа Урбан VIII). У маркиза Винченцо Джустиниани в его римском дворце была собрана огромная по тем временам коллекция картин (около трехсот), среди которых тринадцать полотен Караваджо.

В кругах европейской и римской аристократии обладание собственной коллекцией произведений искусства не только демонстрировало художественный вкус и финансовые возможности, но и декларировало особый социальный статус владельца, прочно закрепляя имя рода в государственной летописи. Каждое такое семейство в Риме стремилось иметь собственный дворец, загородную виллу и значительную художественную коллекцию с обязательным залом памятников античности. Например, собрание Шипионе Боргезе насчитывало две тысячи двести единиц античной скульптуры — «целый лес статуй», по определению Джанлоренцо Бернини. Кроме того, меценаты XVII века (в частности, маркиз Джустиниани) нередко проявляли себя как теоретики и знатоки искусства, оставляя любопытные соображения о становлении стилей и жанров, в дальнейшем составившие базу науки об искусстве.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Рафаэль
«Дама с единорогом»

Галерея Боргезе удивляет не только качеством своих художественных богатств. Прежде всего захватывает сама история собрания — плод деятельности патрицианского рода из Сиены, обосновавшегося в Вечном городе.

В 1550 году в Рим приехал сиенский аристократ Маркантонио Боргезе. На живописном холме Пинчо, покрытом виноградниками, он приобрел небольшой участок земли. Овдовев, он женился на Фламии Асталии, представительнице одной из самых видных римских семей. В 1605 году его старший сын Камилло Боргезе взошел на папский престол под именем Павла V. Занимаясь общественными проектами с целью укрепления статуса Католической церкви, папа Павел V не забывал и о своих близких. С первых дней его понтификата для семейства Боргезе открылись широчайшие возможности. Папа усыновил своего племянника Шипионе Кафарелли и, сделав его кардиналом (буквально кардиналом-непотом, то есть кардиналом-племянником), наделил средствами и широкими полномочиями. Так Шипионе Боргезе (1577–1633) стал секретарем Ватикана, доверенным лицом и папским протеже. Именно ему мы обязаны созданием основного ядра музейной коллекции. Это был человек с гениальной интуицией, утонченным вкусом и вместе с тем с необузданными художественными аппетитами. Речь шла не о меценатстве в привычном для эпохи Возрождения смысле, а именно о частном собирательстве в личных интересах. Как метко выразился будущий папа Урбан VIII (Маффео Барберини), прославляя шедевр Бернини «Аполлон и Дафна», «неистовое желание Аполлона завладеть прелестями Дафны сродни рвению кардинала к обладанию сокровищами искусства» (в том числе чужими).

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Джанлоренцо Бернини
«Аполлон и Дафна»

В своем собирательском рвении Боргезе не руководствовался ничем, кроме чувства собственного удовольствия. Арсенал приемов кардинала включал все самые «современные» методы воздействия на художников и владельцев шедевров: прямые заказы, «вынужденные» дары, конфискацию работ под прикрытием высшей должности.

Уже в конце 1590-х годах Боргезе внимательно следил за ростом популярности Караваджо, когда тот трудился в мастерской Джузеппе Чезари. Зная, что ряд работ Караваджо и его последователей хранились у Чезари, Боргезе в 1607 году не замедлил их изъять в пользу своей галереи по подложному делу при помощи трибунала папы Павла V. Точно так же произошло и в случае «Охоты Дианы» Доменикино, написанной болонским гением для виллы кардинала Пьетро Альдобрандини во Фраскати. Почти законченная картина в январе 1617 года уже стояла в мастерской художника, когда Шипионе, наведавшись туда, увидел в произведении новаторские черты и захотел его получить. Художник был связан обязательством отдать работу кардиналу Альдобрандини, тогда Боргезе приказал посадить мастера в тюрьму и затребовал за освобождение крупную сумму. Доменикино ничего не оставалось, как оплатить свою свободу «Охотой Дианы».

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Доменикино
«Охота Дианы»

Но и прежде папа Павел V и Боргезе не ограничивали себя в действиях. В 1608 году произошла буквальная кража шедевра. Алтарный образ Рафаэля «Положение во гроб» был создан для родовой капеллы Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. Однако 19 марта 1608 года картину извлекли из рамы и тайно перевезли в Рим, где папа Павел V передал ее в дар любимому племяннику. Многочисленные просьбы возмущенных жителей Перуджи о возвращении картины на законное место остались без ответа, и горожане вынуждены были довольствоваться копией художника Джованни Ланфранко. Позже, в 1809 году, оригинал совершил путешествие в парижский дворец Камилло Боргезе и только шесть лет спустя вернулся в Рим.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Рафаэль
«Положение во гроб»

Надо отметить, что Шипионе Боргезе ревностно заботился о реставрации и хранении своих ценностей. Именно поэтому коллекция неотделима от своей «оболочки» — виллы Боргезе. Это единый ансамбль, где архитектура, мраморное и фресковое оформление, скульптуры и картины живут в постоянном историческом и иконографическом взаимодействии. Перед нами не резиденция в ее привычном понимании, а именно дом искусства, сокровищница, хозяин которой радушно приглашает нас приобщиться к ценностям античности, Ренессанса и барокко. Не случайно надпись на камне при входе в парк виллы со стороны нынешнего Зоопарка гласила: «Я, хранитель Пинчианской виллы Боргезе, публично заявляю: кем бы ты ни был, свободный человек, не бойся запретов, иди, куда пожелаешь, проси, что хочешь…» Художники и скульпторы XVII века свободно приглашались в сады Боргезе для изучения и копирования великих творений. Здесь бывали Караваджо и Рубенс, Веласкес и Пуссен. Среди зелени парков и в павильонах виллы устраивались пышные празднества и приемы.

В период семейной славы, связанной с долгим понтификатом папы Павла V (1605–1621), вилла с прилегающими землями, ранее устроенная как хозяйственная усадьба, была преобразована в соответствии с художественными пожеланиями Шипионе Боргезе и стала своеобразной квинтэссенцией его «собирательских» проектов. Строительство виллы и превращение старой усадьбы в парк со скульптурами, фонтанами и павильонами начал Фламинио Понцио, любимый архитектор папы Павла V. Этот проект продолжал папскую градостроительную идею величия христианского Рима, не уступающего Риму античному (вспомним фасад собора Святого Петра и фонтан Аква Паола на Яникуле — амбициозные свершения Павла V). После смерти Понцио в 1613 году его сменил голландец Ян ван Сантен (Джованни Вазанцио).

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Караваджо
«Давид c головой Голиафа»

Садово-парковый ансамбль располагался между отрезком Муро Торто (Кривых стен), виа Пинчиана и районом Париоло. Именно здесь некогда существовал небольшой кусок земли, которым род Боргезе владел с 1580 года. Расширение территории началось с получения в дар плантаций Томмазо д’Авалос д’Аквино в 1608 году. К ним в 1609 году добавились земли, купленные у епископа Павии монсеньора Бастоне. В 1611 году кардинал Шипионе Боргезе провел к вилле воды водопровода Аква Феличе. В 1615–1620 годах поместье пополнили окрестные владения знатных родов в районе Париоло. Планировкой садов занялись архитектор Джироламо Райнальди и Доменико Савино из Монтепульчано. Водопроводными работами руководил Джованни Фонтана. К середине XVII века территория виллы, согласно документам, простиралась «на три мили окрест, от Порта Пинчана до стен Муро Торто близ врат Порта Фламиниа. Внутри, помимо большой ограды высотой двадцать ладоней (согласно метрической системе «пальмов»), существовали внутренние деления на множество приятных глазу пространств» (Дж. Манилли, 1650).

Условно парк виллы можно разделить на три пространственные части.

Сразу за главной оградой в конце XVII века начиналась обширная территория, засаженная пиниями, лаврами, вязами и кипарисами, образующая своего рода первую, общественную, зону ансамбля — зеленую рощу перед зданием виллы-галереи. Со стороны Порта Пинчана гость вступал во владения Боргезе через монументальную арку (существующую до сих пор), за которой разворачивалась площадь-экседра в обрамлении зелени (сегодня она ведет к виа Тромбадори), фланкированная гермами богов Приапа и Флоры (дело рук молодого Джанлоренцо Бернини, ныне в Музее Метрополитен в Нью-Йорке). В конце этой тенистой аллеи располагался Большой Сельский фонтан, или Маскарон (утрачен при строительстве фонтана Морских коней). Эта композиция Вазанцио, согласно гравюрам, имела форму грота, в тени которого среди струй возлежала статуя водного божества.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Неизвестный автор
копия картины Леонардо да Винчи

«Леда и лебедь»

В геометрической сетке зеленых аллей и боскетов, подобно градостроительным доминантам Рима, создавались свои зрительные ориентиры: фонтаны и павильоны в обрамлении каменных скамеек и цветущих оград. Вход в парк с виа Пинчиана позволял сразу оказаться на площади перед главным зданием виллы-музея. Отсюда в глубь парка вела главная аллея (ныне виале Музео Боргезе). У стен, граничащих с виа Пинчана, Понцио создал овальный праздничный павильон-беседку (1609–1618). На своде постройки художник Аркита Риччи изобразил «Пир богов» (отчасти росписи сохранились). Внутри размещался мраморный стол, за которым устраивались банкеты. Прямоугольная площадь перед виллой была некогда ограждена изящной балюстрадой со статуями, фонтанчиками, каменными скамьями и травертиновыми орнаментальными вазами. Сегодня они частично заменены копиями. Оригиналы были проданы в 1892 году миллионеру лорду Вильяму Вальдорфу Астору для украшения его поместья в Кливдене на Темзе.

В XVII–XVIII веках само здание галереи казалось островком искусства в зелени парка. От боковых фасадов в обе стороны, разделяя общественные и частные пространства парка, были разбиты так называемые Секретные сады. В них, огражденные невысокими стенами, выращивались редкие виды трав, цветов и цитрусовых. Сегодня сады утратили таинственность, но сохранили название. В ансамбль Секретных садов до сих пор входят Птичник и Павильон Солнечных часов. Птичник возведен по проекту Джироламо Райнальди (1617–1619). Архивные документы 1616–1619 годов повествуют об экзотических птицах, попугаях и павлинах, приводивших в восторг высокопоставленных гостей виллы.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Мастер натюрморта из Хартфорда
«Натюрморт с птицами»

Павильон Солнечных часов (Карло Райнальди, 1688) построен вместо скромного здания старого курятника. На фасаде — диск солнечных часов в окружении символических крылатых маскаронов — персонификаций четырех ветров. И павильон, и Птичник богато украшены рельефами с античными мотивами, гирляндами, овальными нишами, бюстами и геральдическими символами рода Боргезе: орлами и драконами.

Вторую, частную, парковую зону представляет садик у заднего фасада виллы: так называемый Перспективный театр. Его ядро некогда составлял фонтан «Нарцисс» с бронзовой позолоченной фигурой юноши в центре. Ныне юношу сменила Венера-купальщица. Здесь начинался новый луч аллеи (ныне виа Джованни Вазанцио) в обрамлении обелисков, скульптур и герм работы Пьетро и Джанлоренцо Бернини. Он шел до южных границ парка (теперь виа Раймонди), где частные владения князей Боргезе уже граничили с дикой природой. Именно этот отрезок стен назывался Театрино и был отмечен архитектурной композицией Джироламо Райнальди (1617–1619), в центре которой и находилось прославленное латинское напутствие гостям, в котором каждый вошедший признавался другом и приглашался к прогулке по парку и владениям Боргезе.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Джованни Беллини
«Мадонна с Младенцем»

Третий участок парка (сейчас частично принадлежит Зоопарку) простирался на сорок гектаров на северо-восток от дворца-музея. Здесь, за системой террас и боскетов, находился прямоугольный прудик с лебедями, утками и прочими водоплавающими птицами в окружении сорока двух платанов. В описаниях виллы XVIII века упоминается, что парк изобиловал «многочисленными водными затеями, каждая со своим именем, в частности “Зонтик”, “Туман”, “Бокал”, “Звезда” и др., наполнявшими парк особой приятностью…» (Д. Монтелатичи, 1700).

До конца XVIII века вилла и парк сохраняли свой первоначальный облик, пока смена вкусов и потребность в реставрации не сподвигли нового хозяина Маркантонио Боргезе переоборудовать большую часть парка. Строительство возглавил Антонио Аспруччи, а садами занялся Якоб Моор. Так, вместо прежнего птичьего прудика среди платанов появилось озеро с неоклассическим Павильоном Эскулапа (1787). В парке выстроили павильон-ротонду — Храм Дианы с античной статуей богини (ныне в Лувре) и сформировали обсаженную пиниями узкую и длинную (200 м) площадь Сиены для игр и зрелищ на природе. В одном из зданий парка был устроен Зал водных затей для игр и празднеств, превращенный в 1849 году в Оранжерею, где в холодное время года хранились кадки с экзотическими растениями. С 2006 года это Музей современного искусства Карло Билотти, в собрании которого восемнадцать картин Джорджо де Кирико, работы Джино Северини, Энди Уорхола и Джакомо Манцу. Аспруччи реставрировал также крепостного вида флигель XVI века, предназначенный для содержания страусов, фазанов, перепелов и прочих пернатых для охот семьи Боргезе.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Джанлоренцо Бернини
«Похищение Прозерпины»
фрагмент

К 1791 году относится постройка паркового Павильона часов, так называемого Казино дель Оролоджо (проект Доменико Фаджоли). В 1792 году в нем разместился археологический Габийский музей, сформированный на основе произведений, обнаруженных при раскопках во владениях Боргезе на виа Пренестина на окраинах Рима, в области древнеримского города Габии. Его возглавил шотландский художник-неоклассицист Гевин Гамильтон. Однако в 1832 году в здании уже открылся трактир некоего Стефано Джованнини (теперь здесь Дирекция муниципальных садов). Тогда же парк пополнился неоклассическими творениями: фонтаном Морских коней и декоративным Храмом Фаустины.

После смерти Маркантонио в 1800 году его сын Камилло Боргезе, женившись в 1803 году на Паулине Бонапарт, продал большую часть собрания античности во Францию. Обустройством парка занялся архитектор и археолог Луиджи Канина. В 1828 году он опубликовал труд «Новые строения виллы Боргезе под названием Пинчиана», где рассуждал о необходимости кардинального обновления облика старых территорий в соответствии с новыми вкусами.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Каналетто / Джованни Антонио Каналь
«Колизей»

Канина использовал опыт садовода Фердинандо Дженнеро, которому удалось гармонически объединить древнее ядро парковых территорий с вновь приобретенными владениями за пределами Порта дель Пополо, что позволило создать монументальный подход к вилле на холме Пинчо со стороны площади Фламинио. Здесь Канина возвел грандиозные неоклассические пропилеи, за которыми открывалась просторная аллея, ведущая через фонтан Эскулапа к озеру, близ которого он создал еще одну триумфальную арку в духе римской античности. На этом пути в дальнейшем появились египетские пропилеи с львиноголовыми сфинксами и обелисками.

Площадь Сиены и садик у озера вскоре стали излюбленным местом народных гуляний, регулярно организуемых Боргезе для римлян и знати. Особенно пышными считались гуляния октября 1834 года, запечатленные на гравюре Акилле Пинелли. Праздник 1847 года стал последним в подобной череде — вилла подверглась разрушениям при бомбардировках Рима в 1849 году, в ходе наступления войск французского гарнизона на отряды гарибальдийцев. Однако гостеприимство и широкие взгляды рода Боргезе помогли спасти постройки парка от разграбления, постигшего многие резиденции аристократии в то время.

Садово-парковый комплекс виллы Боргезе сохранился благодаря тому, что в 1902 году был приобретен Итальянским государством. Муниципалитет заявил об открытии здесь городского парка и музея. Двадцать третьего июня 1904 года в присутствии короля Италии Виктора Эммануила III в парке торжественно установили восьмиметровый памятник Иоганну Вольфгангу Гёте, дар немецкого императора Вильгельма II (скульптор Валентино Казали, по модели Г. Эберлейна). Впоследствии здесь в 1959 году при участии вдовы Георга IV Элизабет Боуз-Лайон возвели памятник Джорджу Байрону (копия творения Б. Торвальдсена из Тринити-Колледжа в Кембридже). В 1911 году часть парка, граничащую с виллой Джулия, занял городской Зоопарк, а развитие новых кварталов в начале XX века включило зеленый район виллы Боргезе в активную жизнь города, особенно после обустройства шикарного квартала виа Венето, богемная атмосфера которого известна благодаря фильмам Федерико Феллини.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Себастьяно дель Пьомбо
«Несение креста»

Превратившись в городской парк, ансамбль виллы Боргезе утратил многие декоративные архитектурные и садово-парковые достопримечательности и водные «затеи». Дорожки заасфальтировали, по территории был частично пущен общественный транспорт. Однако парк остается неотъемлемой частью культурной жизни Рима. Здесь регулярно устраиваются кинофестивали под открытым небом, выставки современного искусства и театральные представления.

По типу дворец-casino Боргезе вторит таким образцам эпохи Возрождения, как римские виллы Фарнезина и Медичи, а также Мондрагоне во Фраскати (кстати, приобретенной Шипионе в 1613 году). Ключевые элементы их архитектурного облика — две башни — здесь являются отголоском крепостных построек и одновременно ориентиром для нахождения здания среди зелени парка. О дворцах Возрождения напоминают заглубленный портик, ведущий в большой парадный зал, и обильно покрывающая главный фасад античная скульптура (как на вилле Медичи и в Палаццо Спада в Риме). В случае с виллой Боргезе этот пластический декор декларирует богатство античной коллекции музея, а также оживляет поверхность стен игрой светотени. Свет играет важную роль в жизни здания, что подчеркивается использованием мраморно-белого тона штукатурки стен (реставрирован в 1994–1995 годах).

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Фра Бартоломео
«Поклонение Младенцу»

В XVII веке во внутренних помещениях доминировал светлый тон декора, благодаря использованию травертина (архитектурные элементы и камины), а стены были обтянуты голубовато-золотыми кожами. В последнее тридцатилетие XVIII века наследник кардинала Шипионе Маркантонио IV Боргезе полностью изменил концепцию интерьеров (1730–1800). По его заказу архитектор Антонио Аспруччи переосмыслил пространство в неоклассическом духе. Он же сделал закрытым залом (ныне зал XIV) открытую террасу с фресками Ланфранко на втором этаже (1624, «Совет богов»). Не избежала перемен и главная лестница — она превратилась в пирамидальный пандус. Оригинальную парадную лестницу с тридцатью ступенями в 1613 году создали братья Агостино и Бернардино Ради и Лоренцо Мальвисти, украсив ее двумя огромными рогами изобилия и амфорой. Эта композиция в наши дни восстановлена.

Но главные изменения коснулись интерьеров. Неоклассическая эпоха диктовала роскошное украшение помещений с использованием цветных мраморов, рельефов и мозаик. В проекте приняли участие крупнейшие итальянские и зарубежные мастера того времени: Мариано Росси, Томмазо Конка, Доменико де Анджелис, Кристоф Унтербергер, Феличе Джанни, скульпторы Луиджи Валадье, Агостино Пенна и Винченцо Пачетти. На первом этаже стены отделаны цветными мраморами, покрыты темперой и стукковыми рельефами, в то время как второй этаж отличается строгостью отделки и нежной желто-зеленой гаммой облицовки стен.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Тициан
«Венера завязывает глаза Амуру»

После обновления интерьеров в XVIII веке произведения из коллекции Шипионе Боргезе обрели дополнительный контекст — со своими образными играми и сквозными темами (вплоть до каминных украшений и напольных инкрустаций). В соответствии со вкусами той эпохи возникли и экзотические интонации. В составе галереи в 1775–1782 годах появился Египетский зал (зал VII), чье оформление вдохновил таинственный мир Египта. В 1770-х годах иероглифы еще не были расшифрованы, поэтому они носили характер абстрактного орнамента. В своде — фрески с персонификациями планет кисти Томмазо Конки, живописца, который объединяет легенды о древних богах Египта с античной и ренессансной мифологией. В едином декоративном ансамбле сливаются греко-римские и египетские темы, подчеркивая неразрывность развития греческого и египетского мира древностей.

Лейтмотив всех аллегорических росписей первого этажа — прославление патрицианского рода Боргезе. Не случайно плафон центрального парадного зала первого этажа занимает фреска Мариано Росси на сюжет битвы римского героя Фурия Камилла (тезки Камилло Боргезе, папы Павла V) с галлами при содействии Ромула и богов Олимпа. Так показываются древние корни династии, восходящей к мифу о рождении Рима и истории Энея. В сводах залов картинной галереи второго этажа господствуют аллегорические и мифологические композиции как намек на буколический характер загородной жизни, в духе сочинений XVI–XVIII веков.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Питер Пауль Рубенс
«Сусанна и старцы»

Настенные росписи первого этажа программно связаны с шедеврами скульптуры каждого зала. Например, «Аполлон и Дафна» Пьетро Анджелетти (1780–1785, зал III) вступает в диалог с группой Бернини, а полотно Скарселлино «Гермафродит и Салмакида» осеняет статую Гермафродита (II век). В 1620-х годах древнюю фигуру реставрировал сам Бернини, но в 1807 году скульптура оказалась в Лувре. Сегодня в галерее мы видим ее двойника, хоть и не худшего качества.

Ядро коллекции сложилось к моменту смерти ее владельца Шипионе Боргезе, то есть к 1633 году. Затем, в 1638 году, благодаря браку наследника Шипионе Паоло Боргезе с Олимпией Альдобрандини в галерею поступили произведения, принадлежащие римской аристократии: кардиналу Сальвиати, Лукреции д’Эсте и Ипполито Альдобрандини. Но в конце XVIII века для коллекции наступили тяжелые времена. Интерес наследников Боргезе к искусству сильно уменьшился. Новая ветвь семейства интересовалась скачками и недвижимостью, поэтому вскоре из бесценного собрания стали исчезать произведения — иногда это было связано с разделом наследства, иногда с перевозкой памятников в другие родовые резиденции. Французская буржуазная революция и волна восстаний в Италии в середине XIX века породили панику среди итальянской аристократии. Ситуацией воспользовались английские и французские торговцы: они за бесценок скупали лучшие образцы искусства. Так, вместе с некоторыми шедеврами бесследно исчезли все рамы XVII века (лично заказанные в 1610-х годах Шипионе Боргезе мастерам А. Дуранте и Дж. Б. Сориа) и серебряные изделия (отданные на переплавку на Монетный двор).

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Корреджо
«Даная»

Самые большие невзгоды обрушились на коллекцию, когда Камилло Боргезе женился на Паолине Бонапарт, сестре Наполеона. Под давлением императора Камилло вынужден был в 1807 году уступить Франции большую часть археологических ценностей, среди них сто пятьдесят четыре статуи, сто семьдесят барельефов, сто шестьдесят бюстов, тридцать колонн и ваз (включая знаменитую Вазу Боргезе). Все они переместились в Лувр. Однако случались и знаменательные приобретения: в 1827 году на антикварном аукционе Парижа была куплена «Даная» Корреджо, а Антонио Канове заказана статуя «Паолина Боргезе в образе Венеры-Победительницы».

К середине XIX века Боргезе попытались восстановить собрание античности, активно приобретая всё ценное, что было обнаружено при раскопках Рима и окрестностей. В эти же годы Франческо Альдобрандини (князь Боргезе с 1832 года), чтобы предотвратить распад коллекции, передал ее в ведение специальной Поручительской комиссии. Это сделало собрание картин и скульптур неделимым, оно могло лишь переходить от одного наследника к другому. Когда в конце XIX века финансы Боргезе пришли в упадок, Поручительская комиссия в 1902 году передала галерею в ведение государства. За символическую сумму в 3,6 миллиона лир наследники Шипионе продали Итальянской республике галерею, парк и все строения виллы. Шаг, действительно достойный уважения, если учесть, что только за одно полотно Тициана «Любовь небесная и Любовь земная» в 1899 году барон Ротшильд предлагал Боргезе 4 миллиона лир.

вилла боргезе в риме история. Смотреть фото вилла боргезе в риме история. Смотреть картинку вилла боргезе в риме история. Картинка про вилла боргезе в риме история. Фото вилла боргезе в риме история

Тициан
«Любовь небесная и Любовь земная»

В 1997 году галерея открылась для публики после кардинальной реставрации, отчасти вернувшей ей облик XVIII века. Сегодня это активный музейный и научный центр, который вместе с галереями Палаццо Барберини, Спада, Корсини и другими прославленными художественными сокровищницами входит в комплекс «Городские музеи Рима». В самом здании галереи и в пространстве парка регулярно организуются конференции, выставки, встречи.

Поскольку многие шедевры Галереи Боргезе из-за хрупкости, масштабности или особых условий сохранности не могут покидать свою уникальную среду, в 2006–2016 годах здесь была проведена череда внутренних выставок под названием «10 Grandi mostre» («10 великих выставок»), когда экспонаты виллы становились героями увлекательных художественных сопоставлений, в которых участвовали произведения из известных музеев мира. Среди главных персонажей выставок: Рафаэль (2006), Антонио Канова (2007), Корреджо (2008), Караваджо и Фрэнсис Бэкон (2009), Лукас Кранах (2010), род Боргезе и античность (2011), Тициан (2012), Доссо Досси (2013), Доменикино (2014), Бернини (2015). Не приходится сомневаться, что в ближайшем будущем любителей искусства ждут новые удивительные открытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *