вилочковые кресты на руси
«Вилочковый крест» дораскольного периода
Для начала, на мой взгляд это никакой не крест. Давайте посмотрим на плиты, еще раз
Сперва, прежде чем делать какие либо выводы, углубимся в оффициальную историографию, обратимся к измышлениям по поводу древнерусских надгробий, академика Б.А. Рыбакова и археолога Л.А.Беляева.
«Первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в XIII веке, когда здесь окончательно утвердилось христианство. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. И в городе, и в селе умерших стали хоронить у церквей в вырытой в земле яме. Место захоронения отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием, на которое иногда наносились узоры, имитирующие узоры на дорогих тканях. Однако, как это ни покажется странным, надписей на древнейших надгробиях не было. Они появились гораздо позднее: самое древнее подписное надгробие, найденное в Троице-Сергиевой лавре, датировано 1480 годом. В массовое употребление они вошли с 1492 года. Но почему — возникает закономерный вопрос — наши предки до этого времени никак не отмечали на могилах имена близких им людей? Может быть, потому, что перекочевавшая из первобытной древности традиция почитания предков была столь сильна, что потомки не нуждались в этом? Или же грамотных людей, способных составить хотя бы краткую эпитафию, было слишком мало? Или же общинный коллективизм мешал признать в отдельном человеке личность и он был частью целого? Но дело, как кажется, в другом.
В 1492 году, том самом году, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет, на Руси ожидали конца света. В этом году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира и многие ошибочно полагали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время произошли, если так можно выразиться, «тектонические» сдвиги в поминальной культуре. И связано это не только со сменой богослужебного Устава в Русской Церкви. Изменения, происшедшие в нем на рубеже XIV–XV веков, привели к появлению особой книги для записи имен усопших для поминовения их во время богослужения — Синодика.»
«Белый камень, которым богата была Северо-Восточная Русь, был идеальным материалом для резьбы. Мягкий и податливый, он и раньше использовался для резных украшений храмов Владимиро-Суздальской Руси. В белом камне привлекала его простота: Церковь учила, что могиле православного христианина приличествует скромный надгробный памятник. Вот почему в Древней Руси для изготовления надгробий не использовались дорогостоящие материалы и надгробные памятники не имели той вызывающей парадности и пышности, как современные им европейские надгробия, над созданием которых трудились именитые скульпторы, или гранитные и мраморные надгробия российских кладбищ XVIII–XX веков. Впрочем, белокаменное надгробие в Московской Руси, несмотря на свою простоту, также не было очень дешевым и делалось на заказ профессиональными мастерами-камнерезцами. Даже в богатом известняком московском крае в XVI веке за его изготовление нужно было заплатить два с половиной рубля. В те времена три овцы оценивались в полтину, за рубль можно было купить четверть пуда ржи, за ту же цену отдавали полпуда воска или пуд меда, за корову платили от полутора до двух рублей, а за мерина — пять рублей. Средний годовой доход от деревни равнялся рублю. Но тем не менее на надгробиях можно видеть имена всех слоев тогдашней Руси: бояр, служилых людей, купцов, горожан, крестьян. Белокаменное надгробие не являлось ни признаком богатства, ни показателем социального престижа, но знаком личного благочестия. Люди побережливее довольствовались более простыми памятниками — валунами, на которых своими силами выцарапывали надгробные надписи (в науке их называют эпитафиями, от греч. ἐπί — на, над и τάφος — могила).
Надпись занимала центральную часть надгробия, а по бокам вырезались узоры, видимо, появившиеся не без влияния резьбы на деревянных изделиях. Они были довольно однообразны и в основном следовали сложившейся моде. На самых ранних вырезались линии из двух рядов мелких треугольников (специалисты называют их «волчий зуб»), обращенных вершинами друг к другу. Позднее один ряд треугольников приобрел более крупные очертания, а второй — стал похож на змейку или веревку. С 60-х годов XVI века основным узором постепенно стала «плетенка» — орнамент в виде перевитых жгутов.«
Не эти ли самые, перевитые жгуты мы и водим на плитах.
и не та ли это самая резьба «волчий зуб».
А теперь, после того как мы разобрались что на Руси крестов на «лежачих» надгробиях не изображали то попробуем найти более подходящий для этих плит элемент из народного творчества, для этого прорисуем контуры «креста»
И вот Вам для сравнения фотографии Каргопольской прялки.
А это Мезенская прялка
Ну теперь давайте закроем вопрос с «солярными» знаками на христианских надгробиях.
В аналитической записки журнала » Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник » за 2007 год написано:
Так академик Беляев Л.А. в своей книги 1996 года: «Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв.» пишет: Однако с самого начала обязательным элементом украшения древнерусских надгробий был солярный знак или Сегнерово колесо — круг в виде солнца, который помещался в верхней части надгробия и в его середине. Этот знак не имел ничего общего с языческой символикой, но восходил к украшениям на крышке Гроба Господня в Иерусалиме и отражал христианскую идею воскресения из мертвых.
Может быть они имели ввиду вот это! Берем поправку на сложившуюся у восточных славян традицию в живописи и.
Вполне естественным будет считать что «солярные символы» на надгробьях можно отождествлять с христианством.
Теперь почитаем что о прялках и солярных знаках пишет официальная историография, например академик
Б.А. Рыбаков: в своей книге «Язычество древних славян», 1980 г., с. 243) считает: «…yже трипольские хyдожницы гениально pешили задачy изобpажения вpемени посpедством непpеpывного движения солнца. Соляpные знаки на пpялках обычно не единичны, а следовательно, они изобpажают не солнце как единственное дневное светило, а какyю то инyю идею, где солнце является лишь вспомогательным сpедством, опpеделительным знаком. Hа пpялках с шиpокой лопаской для пpивязывания кyдели, дающей достаточный пpостоp для оpнаментальных композиций, мы неpедко наблюдаем чёткое pазделение на два яpyса. Иногда сама шиpокая лопаска делится yзким пеpехватом на веpхнюю и нижнюю половины; тогда два кpyпных соляpных знака помещаются в веpхней половине один над дpyгим, а один такой же знак обязательно изобpажается в нижней половине. Иногда два соляpных знака pазмещаются на лопаске навеpхy и внизy, а междy ними изобpажается дpевний (ещё тpипольский) символ засеянного поля…»
Пытливый читатель спросит: «А причем тут прялка и надгробные камни? Где связь»
давайте снова посмотрим на картинку с прорисованными линиями, и на следующюю фотографию.
На этих надгробиях мы видим пример заимствования и иносказательности в похоронных обрядах 16-17 века. С одной стороны орнамент надгробных камней можно отождествить с языческим культом, но при этом соблюденны и нормы христианского обряда. Другими словами это был тот надгробный памятник который устраивал всех.
Мое же видение событий представляется следующим образом: в конце 16 века на месте Русской церкви появляется новая, еретическая организация Млсковский Патриархат, во главе с новоявленным Патриархом Иовой, вскоре в стране происходит смута и власть захватывают Романовы, во главе с Патриархом Филаретом, который рукоположит на царство Русское, своего сына, Михаила Федоровича Романова. как раз в это время, царь борис годунов отменяет Юрьев день и начинается постепенное закрепощение крестьян и каждый человек на Руси являлся прихожанином определенного храма, в той области где он и был «закреплен». Вся его жизнь от рождения до гробовой доски была связана с этой церковью. Приходский храм, где над младенцем совершали таинство крещения, был первой ступенью человека в жизнь, а после смерти — первой ступенью в жизнь вечную. На церковном погосте человек находил последнее пристанище. И надгробные надписи становились неотъемлемой частью заупокойного богослужения.
Мне кажется что тут все несколько проще, чем в «Новой хронологии». Надгробные камни, могли вполне быть изделием массового производства, их изготовляли каменотесы, по единым параметрам, установленным «гильдией» а надписи уже наносились по месту. при Романовых качество надписей лучше т.к. при них был введен определенный «чин» который и закрепил стандарты нанесения надписей и каменотес исполнял их гораздо лучше чем это делали кладбищенские служители, если конечно считали вообще нужным это делать. т.к. до конца 16 века на руси вообще каменные надгробия были не в особом ходу и вместо них ставились деревянные кресты, либо в изголовье ложился обычный камень. Т.е. на закате допетровской Руси, в середине 16 века, когда усилились элементы светской культуры и, соответственно, возрос интерес к человеческой личности, надгробные надписи сделались более информативными. В человеке становится значимым всё: и сколько времени он прожил, и когда умер, какое общественное положение занимал, сколько времени состоял в браке и т.п.
LiveInternetLiveInternet
—Ссылки
—Цитатник
12 схем прорисовки глаз и глазок Для того, чтобы сделать выразительным лицо куклы или игр.
Приготовление шоколадного сиропа Приготовление шоколадного сиропа Наверное используете ш.
Компьютер может работать и без интернета Каждый раз, когда у вас возникает нео.
Точки для улучшения зрения Улучшить свое зрение можно с помощью массажа, это ниско.
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Музыка
—Видео
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вилообразный крест. Что скрывает история Руси?
Вилообразный крест. Что скрывает история Руси?
Предисловие
Изучая работы А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского натолкнулся на информацию об раскопах надгробных плит с интересным орнаментом в виде вилообразного креста. Ввиду крайне скупой официальной информации об этом символе, я сделал вывод, что до прихода к власти династии Романовых (с «официальными» символами христианства) на Руси повсеместно существовало некое религиозное течение, не нашедшее отражения и буквально стертое из истории. До сих пор, по-видимому, существует негласное табу на эту тему, так как по-другому организованное умалчивание и незаинтересованность археологических, исторических и религиозных официальных деятелей в этом вопросе объяснить сложно.
(Отрывки и цитаты источников выделены жирным шрифтом)
На рисунке приведена очень интересная таблица, показывающая различные формы средневековых христианских крестов [1427], с.5. «Древне»-египетский крест с ушком или с петлей присутствует тут под номером 20. Обратим также внимание на Т-образный крест (номер 3) и на вило-образный крест (номер 5). В дальнейшем мы неоднократно столкнемся с этими, по-видимому, весьма старыми формами христианского креста. Отметим также крест под номером 25, представляющий собой фактически османский полумесяц со звездой-крестом.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко «Реконструкция всеобщей истории» Гл. 5 – 4.13.2
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко «Новая хронология Руси.Русь. Англия. Византия. Рим» Гл. 14
…
Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображен трехконечный вилообразный крест.
…
Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни.
Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе.
На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображен трехконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырехконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а в виде птичьего следа.
Плитами этими, несомненно, были накрыты когда-то христианские погребения. Они встречены на кладбищах вблизи церквей и монастырей; некоторые несут обычные для русского средневекового надгробия надписи. Поэтому трактовка изображения как Т-образного креста или крестообразного посоха не должна вызывать особых возражений.
В руинах волжско-булгарского города Болгар, археолог Рафин Шариффулин (Шарифуллин) нашел среди свинцовых и золотных предметов датированных к 12-13 вв., оригинальные золотые перстни с изображением знака ІYI.
В.Бешевлиев связал этот знак с культом верховного божества. IYI рисовали на разных граффити, выдалбливали на кирпичях, камнях, плитах, водопроводных трубах, керамических сосудах, перстнях, амулетах, шлемах. Неправильно знак связывали с тагмой рода Дуло, это цифры или знак мастера-строителя, каменодельца и т.д.
Широкое расспространение на строительных материалах и плитах, как и на бытовых предметах и сосудах, совсем ясно показывает его сакральный смысл – предохраняющий, заклинательный, религиозная формула. Для охраны дома и его обитателей от плохих сил (злых сил), гнева бога (богов) и его наказаний. В первых рунических надписях после христианизации, знак Y писали как аналог креста. (ВБ-П,стр.70-71)
В некоторых районах Болгарии (обл.г.Смолена, гор Родопи) знак IYI сохранился до 20 в., его ставили на ритуальных хлебах, приготвленных на разные религиозные праздники. IYI существовал (до реформы болгарского правописания после комунистического переворота в 09.09.1944 г.)
Знак ІYI, является знаком верховного бога. Открываем интересные аналогии в „окуневском” исскустве. Носители окуневской археологической культуры, были второй индоевропейской волной (после афанасьевской), котороя появилась в конце 3 хил(тыс). до н.э., в Минусинске и Хакасии. Большинство исследователей считают ее гибридной культурой, возникшей из смешения новых мигрантов с более старыми, афанасьевцами и месными монголоидными племенами пришедшими с востока (вероятно древние, языковые „алтайцы”). Более старые афанасьевские культы сохранились, но появились новые персонажи, человечики изображенные с тремя глазами и рогами. (www.hyperborea.ru) Находится и большое расспространение индоевропейского сюжет об “Мировой, Священной горе”. Многочисленные скальные изображения окуневцев показывают антропоморфный персонаж вплетающий в себя изображения “Мировой горы” и “Мирового древа”. В верхе горы имеется конусовидная форма и окончается Y- образным знаком или знакомым для болгарских глаз IYI в ранних сочетаниях (видах). В конусе, тело горы изображенно „Мировое дерево”. Например в скандинавской рунической традиции, именно Y – руна, символ мирового древа „йигдрасил”. В основе дерева нарисованны антропоморфные фигуры олицитворяющие земной мир. Есть изображения священного животного – змея. В других изображениях вверху „священной горы” изображенного как лицо с тремя глазами и разными ІYІ сочетаниями включительно и в зеркальных образах. В окуневском исскустве можно проследить эволюцию IYI- символа.
Для связи болгарского символа, с „мировым древом” говорит и другой косвенный факт. В Германии в 11-12 вв., получило широкое расспространение изображения т.наз. „вилкообразных крестов”.
Согласно германской мифологии, Один (Вотан, Водан) сам приковался к „священному дереву” своим копьем, и пребывал в этом состоянии 9 дней и ночей.
Имя Один, можно обьяснить с скандинавского vitaðr, англо-саксонского witian, фризкого witat, немецкого wizz, ód, Witz, готского witóþ (þ – th), нидерландского (голандского) wet, weten – приказать, или с скандинавского óðr, англо-саксонское wóð, немецкое Wut, готское wóþs, нидерландское woede – гнев. Если предположить, более вероятное негерманское, а аланское происхождение, можно увидить точные параллели в иронском аudыn, дигорское aodun – покровительствовать, udыn, odыn – стараться. (ВА-С-1,стр.82) Аудун тоже совр.скандинавское имя.
Один был верховным богом, покровитель войнов и в большей степени берсеркеров, т.е. самых смелых и храбрых до безрассудства войнов. Римский историк Тацит сообщает что германский Вотан соотвествуетет римскому Меркурию, поэтому и в английских названиях дней недели, среда, „день Меркурия” называется Wednes-day – „день Одина”.
.
Как пишет болгарский исследователь проф.Ат.Стаматов: „Также на правом берегу р.Амударьи в районе скальных комплексов Кара-Тюбе и Челпик были найденны знаки подобные болгарским знакам раннесредневековым.
Вилообразный крест на гербах населенных пунктов
Асбестовский городской округ
Ачитский городской округ
Усть-Ницинское городское управление
Вилочковый крест, куриные лапы, петухи на куполах?
Очередная истеричная волна поиска «компромата» на Русскую Православную Церковь со стороны маргиналов (атеистов и сектантов-неоязычников) захлестнула сети.
Сейчас предметом ажиотажа стали, незнамо откуда взявшиеся, «вилочковые» якобы «кресты», по сути трезубцы, напоминающие «куриные лапки». И неоязычники, давая ссылки на пару-тройку старинных гравюр, пытаются доказать, что эти трезубцы до конца 18 века, будто бы, возвышались на куполах Православных Храмов.
Что ж, давайте разберёмся. )
Дело в том, что гравюры всем известных соборов (в том числе Благовещенского Собора в Кремле), на которые дают ссылки неоязычники, грубо фальсифицированы. Подделка очевидна, поскольку сохранились изображения этих соборов на десятках рисунков и гравюр ранних веков Христианства, и, представьте, все соборы – с православными Крестами!
2. Но, вот «вилочковцы» ссылаются на гравюру с изображением Николо-Гостинодворской церкви Казани.
Посмотрим в Инете. Храм во имя святителя Николая Чудотворца на Гостином дворе существовал, согласно писцовым книгам, уже в 1565 году. В XVII веке Гостинодворский храм был богатым и процветающим, в основном, благодаря поддержке купцов, торгующих в Гостином дворе, но в XVIII веке пришел в упадок, но службы в ней иногда проводились.
В 1864-1870 гг. Гостинодворская церковь была перестроена.
На литографии Э. Турнерелли (1839 г), сделанной ещё до перестройки, церковь запечатлена как массивный куб четверика с четырьмя маленькими главками по углам, на котором стоит низкий восьмерик с высоким шатром. Шатёр завершала небольшая чешуйчатая главка.
Вверху православный(!) Крест с полумесяцем.
После перестройки в конце века это уже пятиглавая Церковь, с выстроенной рядом часовней, но сохранён стиль и декор 16 века.
То есть, явно и очевидно, что на Церкви с 16 века, с момента основания до перестройки были и оставались Православные кресты и это запечатлено на гравюре.
3. Вот «вилочковцы» приводят некую гравюру с изображением всем известного Благовещенского Собора, на коем «неведомой силой» пририсованы «куриные лапки», и неоязычники нас уверяют, что «так оно и былО». Причём ссылка на гравюры А. Олеария.
Но, посмотрим на гравюры А. Олеария и рисунки Кремля, начиная с 14 века. А их достаточно много. И убеждаемся, что нам откровенно и нагло вешают на уши «лапшу с этими куриными лапами» т.н. «вилочковыми «крестами»» (трезубцами.)
На всех гравюрах и рисунках Кремля во все времена повсюду возвышаются различные по форме и виду, но именно, Православные Кресты.
1) Красная площадь того самого Адама Олеария (Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. 1727г.) свидетельствует о повсеместных православных Крестах. Если задать поиск «Адам Олеарий Красная площадь» и посмотреть «картинки», то на всех гравюрах автора купола над соборами Кремля венчают только Православные Кресты.
2) Вот ещё свидетельства других авторов рисунков и гравюр. http://www.liveinternet.ru/users/bolivarsm/post303352758/
Московский Кремль. Часть 1. История. Опять Православные Кресты.
Спрашивается, на кого рассчитано такое примитивное враньё с «вилочковыми» трезубцами, якобы, «крестами»? На тех, кто никогда не пользовался Инетом? Или на тех, кто не будет проверять, а проглотит лживую наживку и очередную клевету на Русскую Православную Церковь?
Это всем нам урок. Как говорится, доверяй, но проверяй.
5. Крестов в Православии великое множество и каждый несёт свою символику. Но чаще всего у надкупольных Крестов есть вертикаль как устремление к БОГУ и горизонталь как символ всеобъемлющей любви ХРИСТА к людям, как бы, «распростёртых руки ХРИСТА, принимающих в Себя всё Человечество».
Очень часто на Кресте присутствует «полумесяц» (цата) как царственный символ, символ Царя Царствующих – ХРИСТА, а также как символ Чаши страданий ХРИСТА, Евхаристической Чаши, Крещальной купели, корабля церковного, а сам Крест с цатой символизирует якорь спасения.
Все остальные особенности Креста несут дополнительные символические функции в соответствии с евангельскими толкованиями.
Некоторые виды Креста напоминают букву Т с различными дополнениями (такой формы Кресты в Древнем Риме часто использовали для распятия).
Якорные кресты изображались в Солуни и Риме ещё в третьем веке, и то, что они были на надгробных плитах до 15-16 века на Руси, в этом нет ничего удивительного. Часто на Руси использовались и другие символы раннего христианства. Но со временем их перестали изображать на надгробных плитах и заменили на общепринятый на Руси Православный крест.
Для неоязычников ничего не стоит переименовать, подтасовать, извратить факты, события, символы! Это, вообще, их любимое занятие.))
Языческий «Ирминсуль» они тоже обозвали «вилочковым»! А дальше «куриная» логика подсказывает, что на куполах… правильно! стоят «посконные, сермяжные языческие символы».
Кому нужны эти небылицы и чушь? Зачем? Ответ прост.
Этот «вилочковый» фейк нужен, чтобы одурачить, запудрить мозги, запутать доверчивых читателей, внушить сомнение в истинности Церковной символики, внедрить сектантские установки и вовлечь их в свою неоязыческие бесовские секты.
6. А чего стОит, языческий «петух», якобы, на куполе или Кресте, о котором трубят сектанты-неоязычники?! Подсуетились, выискали в дремучем язычестве изображения петуха, и, конечно, сделали вывод, что православные его «украли» у них, как и, якобы, название веры. (О чём и говорить смешно. Я уже об этом писал неоднократно).
Успокойтесь, ув. неоязычники, все ваши петухи – с вами, нет в Православии петухов, но есть голуби. Может быть, в голубе с распушенным хвостом вам померещился петух? Но это уже ваши проблемы.
7. Смешно и бес-смысленно слушать разглагольствования и фейки малограмотного сантехника о робототехнике, космологии и биомедицине, лучше обратиться к трудам специалистов по этим вопросам. Не менее глупо слушать чушь атеистов и сектантов-неоязычников о Православии, Церкви, Крестах, когда можно получить информацию от тех, кто хорошо знает вопрос извне и изнутри.
Есть сайты – Православие.ру, Азбука веры. На них огромный объём фактической информации о Православной вере, о Церкви, о Крестах, о символах и др.
Можно выбрать интересующую тему, узнать, что думали об этом Святые люди, и получить ответы на самые сложные жизненные, исторические, нравственные, духовные и мистические вопросы.
Божией помощи и Божьего вразумления всем нам!