витебский вокзал история создания

Витебский — старейший железнодорожный вокзал Петербурга, самый первый в России

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания

Витебский вокзал — один из 5-и действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из 4-х вокзалов, которые обслуживают поезда дальнего следования. Самый старый железнодорожный вокзал в России.

Среди всех железнодорожных вокзалов Петербурга Витебский вокзал отличается тем, что перед ним нет большой привокзальной площади. Фасады здания выходят: центральный — на Загородный проспект; восточный — на Винокурцевский проезд; западный, который выходил на Введенский канал, теперь после его засыпки — на улицу Введенского канала.

Витебский в дереве и камне

Витебский — самый первый вокзал в России. В 1837 году построили одноэтажное деревянное здание для первой в России Царскосельской железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург и Царское село.

Состоялась торжественная церемония открытия 11 ноября 1837 года. Первым паровозом на этой ж/д магистрали стал «Проворный». В качестве машиниста выступил руководитель строительства железной дороги и инженер — Франц Герстнер. Среди почётных пассажиров был император Николай I.

Каменное здание вокзала возвели в 1849—1852 гг. Автором проекта стал Константин Андреевич Тон. Сооружение просуществовало до начала XX века. Первые и прежние названия Витебского вокзала — Царскосельский вокзал и Детскосельский вокзал.

Витебский модерн

Современное здание вокзала было построено в 1904 году. Его отличало немало трендовых новшеств. Так, например, в проекте была заложена непривычная для того времени архитектура, включающая в себя обилие металла. Здание стало одним из первых общественных построек в стиле модерн.

Здание отличалось планировкой, непривычной для подобных сооружений начала XX века — когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. Здесь чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри — наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений.

Ж/д сооружение было возведено по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. На церемонии открытия вокзал получил восторженную оценку современников. Сейчас здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие.

Памятники и мемориалы вокзала

Сооружения близ Витебского

На берегу Введенского канала был построен Царский павильон Императорской ветки Царскосельской железной дороги, куда прибывали поезда членов императорской фамилии. Сейчас — неиспользуемое здание железнодорожного вокзала, в декабре 2017 года ранее свободный доступ внутрь здания был перекрыт.

Через Обводный канал перекинут Царскосельский железнодорожный мост. Напротив Витебского вокзала на противоположной стороне Загородного проспекта находится Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса. Перед этим музеем разбит сквер, в котором до сноса в 1933 году находился Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка.

Витебский в искусстве

На вокзале проходили съёмки для таких фильмов, как «Двадцатый век начинается»; «Приключения Шерлока Холмса», где Витебский вокзал играет роль лондонского вокзала «Виктория»; «Вокзал для двоих», «Брат», «Улицы разбитых фонарей».

На Витебский вокзал, который в 1918 году был ещё Царскосельским, прибывает поезд с героями песни Александра Розенбаума «Путешествие из Одессы в Петроград»:

И вот на горизонте Царскосельский вокзал

Встречает урков с мясом пирожками.

Источник

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

Построенный в 1837 году, он несколько раз менял название: с Витебского на Царскосельский, Детскосельский, и снова стал Витебским. Здание в стиле модерн на Загородном проспекте Петербурга роскошью встречает пассажиров, прибывающих с Южного направления. Зеркала и латунные ручки, лепнина и художественная ковка, картины русских художников о самых масштабных стройках того времени — Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости, порта Одессы.

История создания

Это уже третье здание вокзала. Первое, деревянное, открыли одновременно с началом движения по железной дороге. Хотели построить на Фонтанке, но не хватило денег. В итоге скромная станция для пассажиров едва вмещала зевак, приходивших посмотреть на чудо того времени — прибытие поезда. От сигнального свиста толпа шарахалась, и его сменили звуки органной музыки.

В первый рейс до Царского Села отправился паровоз «Проворный» с восемью вагонами. Им управлял инженер и руководитель строительства Франц Герстнер. В числе пассажиров был император Николай I. Постепенно железная дорога вошла в моду, и деревянный вокзал перестал справляться с потоком. Его заменили двухэтажным каменным, построенным известным архитектором Константином Тоном. А через полвека открыли современный Витебский вокзал — проект академика архитектуры Станислава Бржозовского.

Это первая общественная постройка в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Большой купол, часовая башня, арки дебаркадера, обилие стекла и металла вызвали восторг современников. Его называли «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы». Парадный зал с 20-метровым потолком и парадной лестницей с мраморными перилами. И как главный акцент — бюст Николая I, по указу которого и строились железные дороги в стране. Витебский вокзал блистал техническими новинками: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электрическое освещение и рельсы, расположенные на уровне второго этажа. Когда укладывали пути, насыпь подняли почти на 5 метров. Третий железнодорожный путь предназначался исключительно для императорской семьи.

По случаю открытия нового вокзала пресса радостно бурлила: «Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь в Миргороде времен Гоголя», — писали репортеры «Нового времени».

Здание оценили не только пресса и пассажиры, но и режиссеры. Роскошь в стиле модерн служила бесплатной декорацией при экранизации Игорем Масленниковым истории о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». Всего же здесь сняты эпизоды к 150 музыкальным клипам и художественным фильмам. В их числе — «Статский советник», «Исаев», «Идиот» и романтическая история «под шум колес» «Вокзал для двоих».

Реконструкция вокзала

За сто лет службы в сыром климате здание заслужило масштабную реконструкцию. К 300-летию Северной столицы обновили и «железнодорожные ворота города». Заменили инженерные сети, коммуникации, вернули главному фасаду и куполу былое величие. Вокзал покрасили в первоначальный серо-желтый цвет, вновь распахнуло свои двери знаменитое «Императорское кафе».

К другому юбилею, 170-летию Российских железных дорог, открыли памятник главному строителю Царскосельской линии — Францу Антону фон Герстнеру. А к 150-летию железной дороги установили макет паровоза «Проворный». В музее Витебского вокзала собраны все модели первых составов. Впрочем, и сам вокзал словно большой музей — новой эпохи, начала железнодорожного сообщения в России.

Источник

Первый в России: главные факты о Витебском вокзале

© Фото: Instagram / @elenochka_kan

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания

Темы дня

Что значит «палец императора» в истории вокзала, кто управлял первым паровозом России и другие интересные факты в материале «Санкт-Петербург.ру».

Неподалеку от Пионерской площади в Петербурге стоит Витебский вокзал, старейший в России. Он начал работать еще во времена Николая I и продолжает обслуживать пассажиров уже почти два века. «Санкт-Петербург.ру» собрал самые интересные факты про красивейший вокзал Северной столицы.

«Палец императора»

Построить первую железную дорогу в России предложил предприниматель и инженер Франц фон Герстнер. В первой половине 1830-х годов под его руководством создали железную дорогу в Австрии.

Фон Герстнер прибыл в Россию в 1834 году, а через год встретился с императором Николаем I, чтобы обсудить проект. Получив поддержку правителя, инженер начал работать над дорогой.

Согласно легенде, первый маршрут путей до Царского Села нарисовал император. В конце прямой линии на схеме можно увидеть непонятную загогулину неподалеку от конечной станции. Говорят, ошибка появилась, когда Николай случайно задел карандашом свой палец. Царь не хотел попасть впросак, поэтому приказал строить дорогу четко по схеме, как будто так и задумано.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: citywalls.ru

«Проворный»

Первая версия вокзала была деревянной. Здание находилось примерно там, где сейчас стоит павильон станции метро «Пушкинская».

«Железная дорога находится там, где Гороховая, опустев, примыкает к однообразным казармам, там, где вы проезжаете в дорожной карете в Москву или летом в Царское Село, где поутру и вечером по барабану и веселой музыке строятся, проходят, стреляют гвардейские полки – далеко за Обуховским мостом, подле церкви Лейб-гвардии Семеновского полка. Из временного деревянного строения выбегают рельсы или шины, пролегают вдоль по Введенскому каналу и Семеновскому плацу до Обводного канала», – писали про открытие вокзала «Санкт-Петербургские ведомости».

После всех подготовок первая официальная поездка состоялась 30 октября 1837 года. Почетным пассажиром паровоза «Проворный» был Николай I, а машинистом выступил фон Герстнер. Историческая поездка заняла всего лишь 35 минут. Даже спустя почти 200 лет на это уходит столько же времени.

Читайте также: Хоть на край света: топ-5 железнодорожных вокзалов Петербурга

Для петербуржцев того времени паровозы были диковинкой. Горожане собирались целыми семьями, чтобы посмотреть на необычный транспорт. И хотя современники считали железную дорогу царской забавой, она повлияла на дальнейшее развитие маршрутов по всей стране.

Из-за постоянно увеличивающегося числа пассажиров возможностей деревянного вокзала вскоре стало не хватать. Проектом нового здания, каменного и двухэтажного, занимался знаменитый архитектор Константин Тон, который в 1840-е также работал над Московским вокзалом.

Новую версию вокзала открыли в 1852 году. Здание существовало до начала XX века, после чего его заменили на нынешний вариант.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: Instagram / @andrey_uspenskiy, @telejulia

Новый вокзал для нового века

Витебский вокзал, открытый в 1904 году, создал Станислав Бржозовский. Он работал не только в Петербурге, но и в Москве и других городах. За строительством следил Николай II, правнук Николая I. Внутри вокзала установлены две памятные таблички, на которых указаны даты открытия Царскосельской железной дороги и направления до Витебска.

Для начала XX века вокзал был очень современным по внешнему виду. В интерьере использовалось большое количество металла, витражи, лепные панно и другие декоративные элементы.

При строительстве вокзала использовались новые для России технологии. Инженеры решили не скрывать несущие металлические конструкции, а оставить их видимыми для пассажиров. В этом усматривается сходство с Эйфелевой башней, а также с европейскими постройками в стиле модерн.

«В воскресенье, 1 августа, происходило освящение нового здания вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и открытие пассажирского движения по новым путям от этого вокзала. Новый вокзал действительно грандиозный, вполне европейский и пока единственный в России. Обошлась его постройка в миллион рублей, да столько же стоит устройство перекрытий и платформ. Величественный вход с мраморною лестницей, весь в стеклах, будет освещаться в изобилии электричеством», – писали в газете «Новое время».

Два этажа

Еще одно отличие Витебского вокзала от остальных в Петербурге – все перроны расположены на втором этаже. Такое неудобство связано с особенностями конструкции железнодорожных развязок. Насыпь возле Обводного канала, где укладывали пути, пришлось поднять примерно на пять метров.

В прошлом для пассажиров работали красивые лифты для багажа. Сейчас их не используют, вместо этого действуют новые подъемники.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: Instagram / @verainterior13

Чью память увековечили на вокзале

На территории вокзала стоят три памятника. Один из них посвящен Францу фон Герстнеру. Монумент установили в 2007 году к 170-летию железных дорог России.

Вторую композицию открыли в 2014 году, через сто лет после начала Первой Мировой войны. Памятник «Русской гвардии Великой войны» представляет собой крест, стилизованный под вагон с солдатами.

На парадной лестнице вокзала можно увидеть бюст Николая I. Его установили в преддверии 300-летия Петербурга.

«Вокзал для двоих»

Столь красивый вокзал не мог не появиться в различных фильмах. Например, в нем происходит действие одной из финальных сцен культового фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».

Здесь же снимали и картину «Брат» Алексея Балабанова. На Витебский вокзал приезжает в начале фильма герой Сергея Бодрова-младшего.

Интерьеры комплекса подошли и для воссоздания атмосферы старого Лондона, а точнее, вокзала «Виктория», который можно увидеть в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: Instagram / @irish_st, @maria_dolbish

Ресторан Серебряного века

После реконструкции в 2018 году на вокзале открыли ресторан, в котором в разные годы побывали Николай II, Анна Ахматова, Александр Блок и другие знаменитые персоны.

Заведение, популярное среди творческих и обеспеченных людей, работало на протяжении века, а затем закрылось на 15 лет. В ходе реставрации были воссозданы исторические интерьеры, но не в полном объеме. В частности, современные посетители ходят по дубовому паркеты, а не по мраморному полу.

В советские времена в здании стояла перегородка, которая отделяла ресторан от картинного зала. Теперь стены нет, как и было изначально задумано.

В картинном зале есть несколько панно, которые рассказывают историю Царскосельской железной дороги. На изображениях также можно увидеть, как менялся облик вокзала.

Царскосельский, Детскосельский или Витебский

У вокзала было три названия. Сначала он назывался Царскосельским. Второе имя появилось в 1918 году, когда в России сменилась власть. Царское Село было переименовано в Детское Село, поэтому и вокзал стал Детскосельским.

Окончательный вариант, Витебский, был утвержден в 1935 году. Название выбрано по конечной точке железной дороги на западном направлении.

Источник

Витебский вокзал

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания

Первое деревянное здание Витебского (Царскосельского) вокзала представляло из себя платформу, помещение для пассажиров и примыкающие служебные постройки. Станция стояла примерно в 70 метрах от Введенского канала, примерно на том месте, где теперь находится вестибюль станции метро «Пушкинская». У Обводного канала находились помещения для паровозов, экипажей, мастерская, сараи, кузницы, дома для персонала.

Первый поезд с Витебского вокзала отправился 30 октября 1837 года, ровно в 12 часов 30 минут. Его вёл сам фон Герстнер. Из Петербурга до Царского Села поезд добрался за 35 минут, что тогда стало рекордом. Там по этому случаю был устроен банкет, после чего пассажиры отправились обратно в столицу тем же поездом. Во время следования фон Герстнер желал показать все достоинства нового средства передвижения, скорость поезда достигала более 60 вёрст в час, что тогда было крайне быстро. Из Царского Села в Санкт-Петербург состав добрался за 27 минут.

Петербуржцы стали приходить сюда просто ради того чтобы увидеть прибытие поезда, сопровождавшееся громким сигнальным свистом. Через несколько недель его заменили на органную мелодию.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания

В 1843 году Общество Царскосельской железной дороги выкупило дополнительный участок на берегу Введенского канала. Здесь по проекту архитектора К. А. Тона в 1849-1852 годах было построен новый каменный двухэтажный вокзал. Здание стояло в один ряд с корпусами казарм по Загородному проспекту. В 1874-1876 годах Витебский вокзал был расширен и перестроен.

С 1900 года Царскосельская линия стала принадлежать Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, которая построила путь к Витебску. Новые владельцы планировали перенести Витебский вокзал за Обводный канал, либо расширить его территорию за счёт засыпки Введенского канала. Но удалось приобрести лишь ещё часть Семёновского плаца и 1-й офицерский полковой флигель за 400 000 рублей, на месте которого построили здание правления железной дороги (Загородный пр. 50). В связи с высокой интенсивностью движения земляная насыпь подъездных путей была поднята а высоту до пяти метров, на пересечении с Обводным каналом были сделаны развязки в двух уровнях.

В 1900-1901 годах на берегу Введенского канала была построена станция императорских поездов (Царский павильон). Именно сюда прибывали поезда, которыми пользовалась императорская семья.

Новое здание Витебского вокзала возводилось в 1900-1904 годах по проекту С. А. Бржозовского, инженеров путей сообщения Н. С. Островского и Ф. И. Кнорринга. За первый год строительства удалось сложить фундаменты основного корпуса. Для нахождения оптимального объёмно-пространственного решения тогда же был организован конкурс. Ни один из 24 представленных проектов тогда не был принят. Проектирование всё-равно завершил сам Бржозовский. Строительство велось в 1902-1904 годах под наблюдением гражданского инженера А. Г. Голубкова.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания

Станция Витебской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги стала одним из первых петербургских общественных зданий с фасадом в стиле модерн. Как и в тогда же построенном Елисеевском магазине, стену дома раскрыла большая арка с витражом. Перед ней была создана небольшая Витебская площадь.

Внутренней отделкой здания занимался гражданский инженер С. И. Минаш. Стены вестибюля Витебского вокзала украшены орнаментами, лепниной. Изображение бога Меркурия олицетворяет путешествия и торговлю. Позднее вестибюль украсили панно с изображением Петропавловской крепости и порта в Одессе. Их создали художники В. И. Быстренин и С. И. Дудин. На втором этаже находится «Картинный зал» (бывший зал пассажиров I и II классов), украшенный панно с изображениями истории Царскосельской железной дороги и её вокзалов. Их написали художники Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская. Картинный зал связан с рестораном. Зал пассажиров III класса находился между вестибюлем и часовой башней. К выходам на платформы ведёт Световой зал. Металлические укрытия перронов выполнены по проекту инженера В. С. Персона.

1 августа 1904 года в 5 часов дня отсюда впервые отправился поезд в Витебск. В начале ХХ века станция стала называться Витебским вокзалом.

Стены «Картинного зала» в 1950-х годах были дополнены панно художника Л. Островой с изображениями Витебского вокзала и новой станции в городе Пушкине. В 1974 году проводилась реконструкция ресторана по проекту архитектора А. Е. Васильева.

В честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги (в 1987 году) на территории Витебского вокзала был установлен макет паровоза «Проворный», того самого паровоза который вёл профессор фон Герстнер. Последняя реставрация Витебского вокзала проводилась накануне 300-летия Санкт-Петербурга.

Источник

Первый в России: главные факты о Витебском вокзале

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания

© Фото: Instagram / @elenochka_kan

Что значит «палец императора» в истории вокзала, кто управлял первым паровозом России и другие интересные факты в материале «Санкт-Петербург.ру».

Неподалеку от Пионерской площади в Петербурге стоит Витебский вокзал, старейший в России. Он начал работать еще во времена Николая I и продолжает обслуживать пассажиров уже почти два века. «Санкт-Петербург.ру» собрал самые интересные факты про красивейший вокзал Северной столицы.

«Палец императора»

Построить первую железную дорогу в России предложил предприниматель и инженер Франц фон Герстнер. В первой половине 1830-х годов под его руководством создали железную дорогу в Австрии.

Фон Герстнер прибыл в Россию в 1834 году, а через год встретился с императором Николаем I, чтобы обсудить проект. Получив поддержку правителя, инженер начал работать над дорогой.

Согласно легенде, первый маршрут путей до Царского Села нарисовал император. В конце прямой линии на схеме можно увидеть непонятную загогулину неподалеку от конечной станции. Говорят, ошибка появилась, когда Николай случайно задел карандашом свой палец. Царь не хотел попасть впросак, поэтому приказал строить дорогу четко по схеме, как будто так и задумано.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: citywalls.ru

«Проворный»

Первая версия вокзала была деревянной. Здание находилось примерно там, где сейчас стоит павильон станции метро «Пушкинская».

«Железная дорога находится там, где Гороховая, опустев, примыкает к однообразным казармам, там, где вы проезжаете в дорожной карете в Москву или летом в Царское Село, где поутру и вечером по барабану и веселой музыке строятся, проходят, стреляют гвардейские полки – далеко за Обуховским мостом, подле церкви Лейб-гвардии Семеновского полка. Из временного деревянного строения выбегают рельсы или шины, пролегают вдоль по Введенскому каналу и Семеновскому плацу до Обводного канала», – писали про открытие вокзала «Санкт-Петербургские ведомости».

После всех подготовок первая официальная поездка состоялась 30 октября 1837 года. Почетным пассажиром паровоза «Проворный» был Николай I, а машинистом выступил фон Герстнер. Историческая поездка заняла всего лишь 35 минут. Даже спустя почти 200 лет на это уходит столько же времени.

Читайте также: Хоть на край света: топ-5 железнодорожных вокзалов Петербурга

Для петербуржцев того времени паровозы были диковинкой. Горожане собирались целыми семьями, чтобы посмотреть на необычный транспорт. И хотя современники считали железную дорогу царской забавой, она повлияла на дальнейшее развитие маршрутов по всей стране.

Из-за постоянно увеличивающегося числа пассажиров возможностей деревянного вокзала вскоре стало не хватать. Проектом нового здания, каменного и двухэтажного, занимался знаменитый архитектор Константин Тон, который в 1840-е также работал над Московским вокзалом.

Новую версию вокзала открыли в 1852 году. Здание существовало до начала XX века, после чего его заменили на нынешний вариант.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: Instagram / @andrey_uspenskiy, @telejulia

Новый вокзал для нового века

Витебский вокзал, открытый в 1904 году, создал Станислав Бржозовский. Он работал не только в Петербурге, но и в Москве и других городах. За строительством следил Николай II, правнук Николая I. Внутри вокзала установлены две памятные таблички, на которых указаны даты открытия Царскосельской железной дороги и направления до Витебска.

Для начала XX века вокзал был очень современным по внешнему виду. В интерьере использовалось большое количество металла, витражи, лепные панно и другие декоративные элементы.

При строительстве вокзала использовались новые для России технологии. Инженеры решили не скрывать несущие металлические конструкции, а оставить их видимыми для пассажиров. В этом усматривается сходство с Эйфелевой башней, а также с европейскими постройками в стиле модерн.

«В воскресенье, 1 августа, происходило освящение нового здания вокзала Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и открытие пассажирского движения по новым путям от этого вокзала. Новый вокзал действительно грандиозный, вполне европейский и пока единственный в России. Обошлась его постройка в миллион рублей, да столько же стоит устройство перекрытий и платформ. Величественный вход с мраморною лестницей, весь в стеклах, будет освещаться в изобилии электричеством», – писали в газете «Новое время».

Два этажа

Еще одно отличие Витебского вокзала от остальных в Петербурге – все перроны расположены на втором этаже. Такое неудобство связано с особенностями конструкции железнодорожных развязок. Насыпь возле Обводного канала, где укладывали пути, пришлось поднять примерно на пять метров.

В прошлом для пассажиров работали красивые лифты для багажа. Сейчас их не используют, вместо этого действуют новые подъемники.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: Instagram / @verainterior13

Чью память увековечили на вокзале

На территории вокзала стоят три памятника. Один из них посвящен Францу фон Герстнеру. Монумент установили в 2007 году к 170-летию железных дорог России.

Вторую композицию открыли в 2014 году, через сто лет после начала Первой Мировой войны. Памятник «Русской гвардии Великой войны» представляет собой крест, стилизованный под вагон с солдатами.

На парадной лестнице вокзала можно увидеть бюст Николая I. Его установили в преддверии 300-летия Петербурга.

«Вокзал для двоих»

Столь красивый вокзал не мог не появиться в различных фильмах. Например, в нем происходит действие одной из финальных сцен культового фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».

Здесь же снимали и картину «Брат» Алексея Балабанова. На Витебский вокзал приезжает в начале фильма герой Сергея Бодрова-младшего.

Интерьеры комплекса подошли и для воссоздания атмосферы старого Лондона, а точнее, вокзала «Виктория», который можно увидеть в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова.

витебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история созданиявитебский вокзал история создания. Смотреть фото витебский вокзал история создания. Смотреть картинку витебский вокзал история создания. Картинка про витебский вокзал история создания. Фото витебский вокзал история создания
Фото: Instagram / @irish_st, @maria_dolbish

Ресторан Серебряного века

После реконструкции в 2018 году на вокзале открыли ресторан, в котором в разные годы побывали Николай II, Анна Ахматова, Александр Блок и другие знаменитые персоны.

Заведение, популярное среди творческих и обеспеченных людей, работало на протяжении века, а затем закрылось на 15 лет. В ходе реставрации были воссозданы исторические интерьеры, но не в полном объеме. В частности, современные посетители ходят по дубовому паркеты, а не по мраморному полу.

В советские времена в здании стояла перегородка, которая отделяла ресторан от картинного зала. Теперь стены нет, как и было изначально задумано.

В картинном зале есть несколько панно, которые рассказывают историю Царскосельской железной дороги. На изображениях также можно увидеть, как менялся облик вокзала.

Царскосельский, Детскосельский или Витебский

У вокзала было три названия. Сначала он назывался Царскосельским. Второе имя появилось в 1918 году, когда в России сменилась власть. Царское Село было переименовано в Детское Село, поэтому и вокзал стал Детскосельским.

Окончательный вариант, Витебский, был утвержден в 1935 году. Название выбрано по конечной точке железной дороги на западном направлении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *