витражи в древней руси

Нужны услуги строителей?

Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки

Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта

Интересуют цены на работу?

более чем 900 видов работ

ценовые предложения с разбивкой по городам

быстрый поиск по исполнителям

список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе

Перейти к расценкам на работы

Нужны стройматериалы?

никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов

автовыделение самого выгодного предложения

статистический срез по предложениям всех поставщиков

По теме:

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Другие интересные публикации:

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Поддержи проект, поделись с друзьями!

Из истории витражей в Древней Руси. Прообразы витражей.

Наш разговор о российских витражах продолжается.

В прошлый раз мы беседовали о научных трудах, посвященных стеклоделию, и отметили, что в России в XIX веке витражи не производились, а доставлялись из Европы.

В нашей сегодняшней встрече снова примет участие витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней русидиссертация кандидата искусствоведения Татьяны Владимировны Волобаевой Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники. Цитаты из этого научного труда помогут нам более широко осветить тему предыстории витражного искусства в России.

Итак, как сообщает источник, в древности многие народы Европы и Азии придавали оконным проемам вид орнаментальной сетки из металла, камня или дерева, ячейки которой оставляли пустыми или заполняли тонкими пластинами мрамора, бумагой или стеклом.

Наиболее ранние находки собственно витражей. в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа обнаружены в соборе Сан-Витале в Равенне и относятся к VI веку. Высочайшего развития и наибольшего распространения это искусство достигло в ХII-ХIII вв. В Западной Европе.

Вероятно, до момента окончательного разделения христианской церкви на восточную и западную в 1054 году, украшение храмов витражами как в Византии, так и в следовавшей по ее пути Руси, не воспринималось как нарушение христианской церковной традиции. Древняя Русь, принявшая от Византии христианство, следовала уже выработанному канону в устройстве храма и обстановке богослужения. витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси В Византии до XII века в убранстве некоторых храмов использовались витражи и в домонгольской Руси были примеры использования в окнах зданий различного назначения цветных стекол. Их можно считать прообразами витражей. Кстати, в наше время некоторые обладатели загородных домов предпочитают иметь на окнах цветные стекла. Наиболее гармонично со строением они смотрятся в том случае, если дом выполнен из дерева.

Так почему же в Древней Руси цветные стекла не превратились в витражи? В своей работе Т. В. Волобаева пишет, что развитию искусства витража на русской почве препятствовали природно-климатические условия; а также отличная от католической обстановка православного богослужения и пространственная организация храма.

Вероятно, русскими людьми средневековья фигуративный витраж в окне храма воспринимался как образ, то есть икона на стекле. В православной традиции существовал запрет на стеклянные иконы.

На Руси во все века могли из ничего сделать конфетку. Так было и с оформлением окон. Конечно, до витражей, украшавших средневековые замки, было еще далеко, то тем и замечателен русский промысел, что в нем всегда был русский дух.

Здесь перекликаются две темы: витражи и дворцовый стиль в интерьере. Когда мы начинали беседу о дворцовом стиле, то в первую очередь обратились к нарышкинскому барокко. Nот стиль был еще далек от современных представлений о дворцовом стиле в интерьере, но, все же, являлся его первой ступенью. И примечательно то, что на этапе зарождения дворцового стиля уже применялись витражи. Нарышкинский стиль был отправной точкой в создании дворцового стиля, и неудивительно, что после его трансформации в другие стили под давлением европейской моды в интерьере, витражи оставались одним из элементов убранства. Правда, был период, когда они были преданы забвению, но их второе рождение в русском интерьере было неизбежным.

В следующий раз мы продолжим разговор эту на тему.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: art-vitrage, olimpus-br, lori, rusmosaic, pro-n

Источник

Витражи в храмах Древней Руси и Российской Империи

Древнерусское архитектурное наследие, которое активно изучали в XIX веке, почти не давало поводов, чтобы считать витражи активным элементом декора в православных храмах. Остекление окон цветными вставками в Древней Руси было чрезвычайно редким событием, и даже сегодня, несмотря на многочисленные археологические исследования, церковные витражи древности считаются единичным явлением.

В православных храмах витражи стали широко использоваться лишь после установки большого полотна в Исаакиевском соборе, чей архитектурный облик сформировался под влиянием нового времени и классицистических архитектурных сооружений в Европе.

Таким образом, витражи в архитектуре Древней Руси были нечастым явлением, а витражи в храмах – вообще величайшей редкостью. Немногочисленные факты, имеющиеся у современных исследователей, говорят о том, что витражи в церквях были скорее исключением из правил, чем обычной вещью в общепринятых строительных нормах той эпохи. Препятствиями для этого вида искусства в то время были не только природно-климатические условия, но и абсолютно другая планировка храмов, обстановка православного богослужения, сильно отличающаяся от католического, и слабое, в сравнении с западноевропейским, развитие стеклоделия.

Помимо этого, в христианстве любое изображение Богоматери, Иисуса Христа или святых считается иконой, вне зависимости от того, написано ли оно на стене, является оформлением книги, или собрано из кусочков стекла. Любой витраж со святыми ликами в церкви с этой точки зрения представляет собой икону на стекле, и запрет в восточно-христианской традиции на подобные изображения помешал широкому распространению храмового витража.

В XVIII веке отношение к витражной иконе постепенно изменяется. К ней начинают относиться не только как в древности: к предмету почитания и поклонения, она становится уже предметом искусства, который ценится в той степени, в какой искусна техника его изготовления.

Как это ни парадоксально, но свой вклад в распространение витражных полотен в православных храмах внесли и постройки эпохи классицизма. Характерные для них окна-люминарии стали в некотором смысле «проводниками» витражей в храмы православной церкви. Эти окна имеют древнюю историю, которая связана с символикой света в православной религии. Первые храмы христиан были подземными, и в средней части крипты в куполе вырезалось отверстие, благодаря которому помещение освещалось лучами солнца. Центром массивного купола Пантеона в Риме также является открытый люминарий.

В декоративном оформлении храмов Санкт-Петербурга в эпоху классицизма витражи использовались довольно активно, но, обычно они были закрыты жёлтым стеклом. Это было необходимо для имитации солнечного освещения с его теплой цветовой гаммой. Иногда поверх стекла гравировали изображение Всевидящего Ока.

В это же время в Европе церковные витражи не пользовались популярностью и противоречили эстетике XVIII века. Благодаря жёлтым стёклам в храмах эпохи русского классицизма лучи не меняли внутреннюю атмосферу покоя и умиротворения, не влияли на восприятие строгих, выдержанных цветом интерьеров и религиозных картин. Такие круглые жёлтые окна с гравировками даже отдалённо не напоминали готические витражи с их чистыми сочными красками и воспринимались только как декоративный элемент интерьера. Но прецедент был создан, и цветные витражи с изображениями заняли определённое место в православных храмах.

Алтарные окна в церквях имеют не меньшее значение, чем окно-люминария в куполе. Освещение пространства в алтарях всегда имело особое значение. Даже в XVII веке, когда красивейшие ренессансные и средневековые витражи в Европе безжалостно уничтожались, в соборе св. Петра, находящемся в Риме, в алтарном овальном окне сверкал золотисто-жёлтый витраж с изображением голубя, символизирующим Святой Дух. В русском православном храме за престолом обычно располагают икону, посвящённую Спасителю, так называемую заалтарную, алтарную или запрестольную. В XIX веке икона в храме являлась религиозной картиной, для лучшего восприятия ее требовалось достаточное освещение. Это обстоятельство и обусловило то, что в 1837 году К. П. Брюллов предложил пробить стену алтаря Казанского собора Петербурга, и установить в получившемся проёме витраж. Аргументом для этого было недостаточное освещение собора, при котором обыкновенная картина теряла свое величие. В 1841 году Л. фон Кленце и О. Монферран оспаривали друг у друга первенство идеи о витражном полотне в алтаре Исаакиевского собора. Этот спор был неуместен, ведь идея имела актуальность в рамках существующих тенденций и рано или поздно была бы реализована. Не последнюю роль в её популярности в 1830-1840 годах имело желание императора Николая I видеть в русских церквях окна с живописью и стеклянные образа.

Таким образом, различные виды витражных техник получили новое применение в храмовой архитектуре. Слияние различных элементов обстановки западно- и восточноевропейских храмов, а именно православных заалтарных икон и витражей из костелов и католических соборов, стало предпосылкой для появления религиозных стеклянных полотен-икон. Первым примером этому стало появление витража в Исаакиевском соборе, который изображал воскресшего Иисуса Христа.

Витражи появились в обстановках как новопостроенных, так и уже давно существовавших православных храмов. Их можно было увидеть в монастырских, соборных, приходских и домовых церквях, в храмах учебных заведений, фабричных и заводских предприятий, государственных учреждений. Часто они носили орнаментальный характер, реже встречались изображения святых, а ещё реже – целые сюжеты.

Витражи стали применять не только в столичных храмах, но и в разных городах страны, хоть это и было значительно реже из-за патриархального образа быта. Существовавший дефицит материалов для витражей и их дороговизна в древности стали причиной того, что многие старинные храмы имели самое тривиальное бесцветное остекление. Но во второй половине XIX в. в большинстве церквей обычное стекло XIX века заменили на цветное.

Ко второй половине XIX века витражи уже прочно стали частью обстановки православных храмов России, и не только. К великому сожалению, до нашего времени остались всего лишь десятки из сотен разноцветных окон храмов, наполнявших необыкновенным светом их пространство. Но традиция витражного декора религиозных заведений благополучно миновала эпоху атеизма, и в наше время они по-прежнему украшают многие православные храмы.

Готические витражи

10 августа 2011 16 007 Витражи

Несмотря на то что витражи принадлежат к числу самых прекрасных и привлекательных произведений средневекового искусства, долгое время им не придавали такого значения, как фрескам или произведениям станковой живописи. Создавать монументальные картины из цветного стекла придумали вовсе не в готическую эпоху: истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы — цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. Средневековые художники, работавшие в области монументальной и станковой живописи, напротив, накладывали краски на непрозрачную основу, а свет передавали с помощью золотых и осветленных белой краской тонов.

Азы технологии

Как и всякий художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Эскиз изготавливался в соответствии с пожеланиями заказчика и представлялся последнему на одобрение. Если композиция устраивала донатора, витражист переходил к главной части работы. Как писал в своем трактате начала XII века монах Теофил Пресвитер,

витражисты прежде всего переносили эскиз на деревянные панели тех же размеров, какие должен был иметь готовый витраж.

Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и, наконец, окрашивали. В зависимости от традиции, сложившейся в той или иной мастерской, на стекло наносили сначала либо контуры, либо жидкую краску. И уже в последнюю очередь художник придавал форму и глубину складкам одежд, лицам, рукам персонажей и предметам.

Вплоть до начала XIV века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой гризайлью. Но затем в среде придворных французских живописцев была заново открыта серебряная краска (которая, впрочем, уже давно была известна исламским художникам). Из Франции это новшество быстро распространилось в соседние страны — в Англию и на юго-запад Германии.

Как только окраска всех фрагментов стекла, подобранных для витража, завершалась, их обжигали в печи. Благодаря этому краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами, фиксировалась на гладкой поверхности стекла. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками. Серебряная краска представляла собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. Ее всегда наносили на внутреннюю поверхность стекла; при обжиге она сплавлялась со стеклом, окрашивая его в желтый цвет. Эта новая техника позволяла совмещать на одном фрагменте стекла два цвета.

После обжига куски стекла выкладывали на деревянную панель с эскизом и скрепляли свинцовыми полосками длиной около 60 см, с профилем, имеющим форму положенной на бок буквы «Н». Получали их отливкой по шаблону. В XV веке эта техника была усовершенствована, что позволило увеличить размеры шаблона. Мягкие свинцовые полоски, легко принимавшие форму контуров стекла, спаивали друг с другом, и они образовывали сетчатую несущую конструкцию, в которой удерживались все фрагменты витража. Наконец, эту конструкцию укрепляли тонкой арматурой и вставляли в оконную раму.

Дата добавления: 2016-02-24 ; просмотров: 1809 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

История витража в России

Только в XVI веке витражное искусство стало светским — декоративные стеклянные композиции в виде родовых гербов или портретов появились в поместьях знатных особ, а в XIX веке витражами уже украшали окна домов и карет.

Витражное искусство в России, имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX в., когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в области стеклоделания. Уже к 1900-1910 гг. витражное искусство в России достигло расцвета, а Санкт-Петербург стал его столицей.

С момента своего появления в России витражи сразу же стали очень распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков.

С приходом модерна витражи получили огромную популярность. Декоративными качествами наделялись всё остекление домов: окна, стеклянные перекрытия помещений, просветы дверей и тамбуров. Широкое распространение получают пейзажный, сюжетный, орнаментальный виды витражей.

К началу XX в. витражи можно было увидеть в государственных, учебных заведениях и даже в зданиях ряда промышленных предприятий.

В 1917 году история витражного искусства России прервалась. В 1920-е годы архитекторы-конструктивисты отказались от использования цветного остекления.

В 1930-е годы в России «возродился» классический витраж. В нём, как и во всем советском искусстве, долгое время господствовали принципы социалистического реализма.

Витражное стекло может быть любой формы, размеров и фактуры. Все зависит от выбранного способа изготовления витража:

Расписной витраж — это стекло расписанное специальными красками, на котором могут быть незначительные вкрапления прессованных, граненных, фацетных стекол.

Пескоструйный витраж — группа стекол (филенок), выполненных при помощи пескоструйной обработки, которые создают смысловую композицию.

Наборный витраж — один из простейших, создается из заранее подготовленных кусочков стекла, на наборном столе. Одним из видов наборного витража является мозаичный витраж.

Фьюзинг (с англ. – сплавление, спекание) стекла происходит в печи, при высокой температуре. В результате разные кусочки витражного стекла спекаются в единую, монолитную композицию. Применение фьюзинга в изготовлении витражей помогает создавать удивительные шедевры, достигать интересных визуальных эффектов.

Кастинг – технология, которая более известна под названием «муранское стекло». Для отливки витражей используют формы из металла с рельефными углублениями. Расплавленное цветное стекло заливают в формы, которые определяют силуэт и объем. Кастинг отличается от фьюзинга тем, что металлические рельефные формы придают фрагментам витража не только силуэт, но и объем.

Источник

Витражная роспись: От церковного убранства до светского декора

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Принято считать, что витражная живопись появилась в Х веке. В то время мастера научились изготавливать листовое стекло, на которое художники стали наносить краски. В книге монаха Теофила, датированной XII веком, описана техника витражной росписи. На стеклянные пластинки наносилась краска шварцлот, которая имела светло-коричневые оттенки. Шварцлот – это состав из окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Как правило, в эту измельченную смесь добавляли вино или масло. После нанесения рисунка изделие отправлялось на обжиг.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

В Средневековье витражная роспись использовалась исключительно в храмах. В основном это были сюжеты на библейскую тематику. Когда в архитектуре стал доминировать готический стиль, оконные проемы увеличились и стали полукруглыми. Это повлекло за собой дальнейшее развитие витражной росписи. Когда прихожане находились в темном храме, солнечный свет пробивался сквозь витражи. Мерцающие рисунки вызывали у людей настоящее благоговение.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Что касается Древней Руси, то витражная роспись появилась там намного позже, чем в Европе. Дело в том, что каждый лик Святого считался иконой, поэтому изображать библейских персонажей на стекле духовенство считало богохульством.

«Писати святые иконы и воображати, якоже и на седмом соборе святии и богоносные отцы повелеша, на всяком древе, и камени, и на столпех, и на стенах, и на сосудах церковных, иже суть крепцы существом, сиречь вещию. А на сткле святых икон не писати и не воображати, понеже сия сокрушителна есть вещь» (Максим Грек. «О святых иконах»).

Причина запрета — хрупкость и недолговечность стекла. Плюс ко всему, развитие русского стеклоделия оставляло желать лучшего. Отношение к витражам в России изменилось в лучшую сторону только к концу XVIII века.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

В Европе витражное искусство перестало быть исключительно церковным в конце XV века. Несмотря на дороговизну, витражи стали для себя заказывать знаменитые аристократы. Библейскую тематику сменили светские мотивы или сюжеты из легенд и мифов.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Непоправимый урон древним витражам нанесли религиозные войны XVI-XVII вв. между протестантами и католиками. Повсеместно громились храмы. Более того, после Реформации духовенство решило, что внутри соборов слишком темно, и практически все витражи уничтожили, вставив вместо них прозрачные стекла.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Только к концу XVIII-началу XIX вв. интерес к витражам стал возрождаться. Качество стекла улучшилось, поэтому художники могли создавать целые полотна, используя яркую палитру красок.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Через столетие стиль модерн (ар-нуво) внес свои коррективы в искусство. К витражам практически потеряли интерес. В моде были новые экспериментальные формы выражения прекрасного. И только во второй половине ХХ века, когда повсеместно стали восстанавливать храмы, снова возникла необходимость вставлять витражные стекла в оконные проемы.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Современные технологии позволяют делать витражи более надежными, поэтому дизайнеры часто используют их при оформлении интерьеров, делая стандартные помещения действительно уникальными и запоминающимися.

Еще 20 невероятных витражных творений создадут особый эмоциональный настрой на целый день.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Метки

Рубрики

Цитатник

Замки Польши:рыцарский замок в Пензине(Zamek w Pęzinie) Пензинский замок &mda.

Природные чудеса Португалии:Азорские острова Архипелаг Азорских о-вов находи.

Незатейливые цветочные композиции Alexandre Debrus Незатейливые цветочные композиции Alexandre De.

Художник Пол Лунг Пол Лунг, художник из Гонконга, творящий в гиперреалистичном стиле, нача.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Витражное искусство России

Витражное искусство России

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж (фр. vitre – оконное стекло; от лат. vitrum – стекло) — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж святого Иосифа в приходской церкви св. Троицы в Ровище, Хорватия.

В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

В настоящее время, в строительстве, под понятием витраж часто имеют в виду светопрозрачный фасад.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Купол из витража в «Октогон Загреб», Хорватия.

«l’homme s’éveille au sein des cinq éléments»

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Evangelical Lutheran Christmas Church

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Vitrail St Joseph à l’église St Louis à Moscou
Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период ещё не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже

Сверчков Владимир (1821-1888)

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи его мастерской экспонировались на российских и всемирных выставках: международной 1871 года в Лондоне, Политехнической 1872 года в Москве, Всемирной 1873 года в Вене, и получали высокие награды.

Работы мастерской Сверчкова были в Аничковом дворце, в Императорской Академии художеств, в особняке фабриканта Ф. К. Сан-Галли на Лиговском прспекте, в училище барона Штиглица.

1849 год — получил большую серебряную медаль за картину «Прощание при отправлении парохода»
1850 год — получил малую золотую медаль за полотно «Внутренний караул в Зимнем дворце» от лейб-гвардейского Преображенского полка.
1855 год — за картины «Внутренние комнаты венецианских дожей» и «Сцена из Средних веков» получил большую золотую медаль.
1871 год — витражи Сверчкова экспонировались на международной выставке в Лондоне.
1872 год — витражи Сверчкова находились на Политехнической выставке в Москве.
1873 год — витражи Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке в Вене.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав, Кафедральный собор Турку

Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж Морского собора в Кронштадте

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж Морского собора в Кронштадте

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Санкт-Петербург. Инженерный дом Петропавловской крепости. Экспозиция «Старый Петербург». Витраж из дома по улице Марата (Николаевская), 7. Автор: В.Д. Сверчков; 1870-е годы. Изготовлено в Германии, Шлайсхайм.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Restauriertes Fenster im Königsberger Dom, 2005

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Гранд Отель Европа в Санкт-Петербурге

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Ресторан «Европа» в Гранд Отель Европа, г. Санкт-Петербург. Ресторан был оформлен в стиле ар-нуво в 1905 году по проекту архитектора Карла Маккензена. Зал украшает витраж «Аполлон на колеснице» (предположительно по эскизам Леонтия Бенуа).

Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в доме Набоковых, Санкт-Петербург.

До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Санкт-Петербург. Исаакиевский собор

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером..В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал.

Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.

Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в домовой церкви Святой Живоначальной Троицы Гатчинского дворца (Ленинградская область). Воссозданием витражей (2016) занимался петербургский витражист Е. Ю. Иванов

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж «Святая Цецилия» в фойе партера Большого зала Московской консерватории имени П. И. Чайковского, г. Москва. Мастерская братьев Франк Северного стекольно-промышленного общества.

Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

На фото: классический витраж в доходном доме Кельдаля, Каменноостровский пр., 13

Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж в фойе Малого зала филармонии, г. Санкт-Петербург

Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил своё существование

Известны имена мастеров, создававших витражи на этом придворном предприятии: это Александр Перниц (1809-1881), Однофамильцы Григорий Васильев и Павел Васильев (1834-1904), Иван Муринов (1843-1901). Выявлено более 20 витражей, исполненных на Императорском стеклянном заводе.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Запрестольный витраж Спас Вседержитель, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Толгоболь, Ярославская область

Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888).

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в бывшей столовой в особняке Ф.К.Сан-Галли,. г. Санкт-Петербург. 1870- е г. Каждый из них исполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм, названия которых на немецком языке написаны в картушах: «Sieben Raben» ( «Семь воронов»), «Dоrnenröschen» ( «Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»). Известно, что в этом особняке были и другие расписные окна. Существует фотография с картона витража «Gestiefelte Kater» ( «Кот в сапогах»), хранящаяся в Государственном Эрмитаже Витражные ателье, так же как и другие

Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — фигуративные витражи в конференц-зале С.-Петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Мастерская «Русский витраж» (Санкт-Петербург).

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражная мастерская семьи Франк (1888-1917 гг.). Подписной витраж в особняке М. В. Зива (Рижский пр., 29, Санкт-Петербург) с предельно упрощенными, геометризованными мотивами растительного характера имитирует ламбрекен занавеса с фигурным нижним краем, оставляющим свободной, «открытой» середину окна. Т. В. Княжицкая. Стекольная «империя Франков»
В российскую стекольную промышленность проник иностранный капитал, что изменило саму её структуру. Появился новый тип предприятия — акционерное общество, которое часто объединяло несколько фабрик.

Эти общества часто возглавляли иностранные предприниматели, которые вместе с капиталом привозили в Россию современное оборудование, сырье для производства и мастеров. В сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в доходных домах Петербурга. Т. В. Княжицкая. Иконография витражей на рубеже XIX-XX вв

В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890—1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них — ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их количество в это время было незначительным.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Фото столовой особняка А. Л. Франка
Если в 1890-е в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году — в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Церковь святого Александра Невского

Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в стиле модерн

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси
Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн.Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн.

Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящён античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Малое фойе МКФЦ первый этаж

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж, посвящённый Тобольску на станции «Речной вокзал» Новосибирского метрополитена

«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент).

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж «Наука» в вестибюле НГУ

Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Marshala Pokryshkina Station in Novosibirsk.

С началом Первой мировой войны в 1914 году объёмы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в квартире Никаса Сафронова, Брюсов переулок, 17 (Москва)

После Октябрьской революции все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили своё существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Фото витража в доходном доме на Таврической ул. 1

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Таврической ул. 1

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Таврической ул. 1

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Таврической ул. 1

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Басковом пер. 6

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж в доходном доме на Тележной ул.9

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж в доходном доме на улице Маяковского 36-38

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж в доходном доме на ул. Рубинштейна 4

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж (паук) в доходном доме на Большом пр.П.С. 104

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Мытнинской ул. 4

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Большом пр. П. С. 83

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Басковом пер. 6

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витражи в парадной доходного дома на Большом пр. П. С. 5

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж в доходном доме на ул. Кирочной 24

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витраж с павлином на Таврической, 35

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Витраж на Кирочной 24

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней русивитражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней русивитражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней русивитражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

витражи в древней руси. Смотреть фото витражи в древней руси. Смотреть картинку витражи в древней руси. Картинка про витражи в древней руси. Фото витражи в древней руси

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *