вице адмирал рулюк биография

За Подплав!

«Автономка» Александра Викторова

4.2. Великое подводное противостояние

Памяти всех тех, кто стоял у истоков создания

Советского атомного флота.

Часть 1. Зарождение атомного подводного флота на ТОФе

Для строительства первой серии атомных лодок первого поколения был выбран проект 659, ( Главные конструкторы Пустынцев П. П. и Климов Н. А.). Краткие характеристики АПЛ первого поколения указаны в конце статьи. Впоследствии они прошли модернизацию, и после удаления ракетных отсеков перешли в класс многоцелевых атомных подводных лодок проекта 659т. Первая серия ПЛАРК насчитывала 5 единиц:
ПЛАРК «К-45» вступила в строй 28.06.1961 г. (Командир капитан 3 ранга Белышев Виктор Григорьевич, впоследствии вице-адмирал, Командующий 4 фпл);

ПЛАРК «К-59» вступила в строй 10.12.1961 г. ( Командир капитан 2 ранга Ганрио Аркадий Викторович, впоследствии контр-адмирал, командир 8 дивизии 2 фпл ) ;

ПЛАРК «К-66» вступила в строй 10.12.1961 г. ( Командир капитан 2 ранга Туманов Виктор Григорьевич, впоследствии контр-адмирал командир 45 дивизии 2 фпл) ;

ПЛАРК «К-122» вступила в строй 13.04.1962 г. ( Командир капитан 2 ранга Смирнов Владимир Викторович, впоследствии капитан 1 ранга заместитель начальника 288 полигона М. О.);

ПЛАРК «К-151» вступила в строй 10.04.1963 г. ( Командир капитан 2 ранга Василенко Иван Васильевич, впоследствии капитан 1 ранга Начальник отдела ОУ ГШ ВМФ СССР).

Используя опыт эксплуатации АПЛ в ВМС США, командованием ВМФ СССР были сформированы в мае 1963 г. два вторых экипажа, равноценные первым ( не надо путать с резервными двусменными экипажами, которые были на дизельных лодках):

186 экипаж крейсерской АПЛ проекта 659 для ПЛ «К-45» командир капитан 2 ранга Вереникин Игорь Иванович, впоследствии контр-адмирал заместитель командира 8 ОПЭСК ТОФ;

Все эти подводные лодки после приемки от промышленности вошли в состав26 дипл ( бухта Павловского, залив Стрелок), образованной в 1962 г. на базе 100 бпл.

В этом соединении мне посчастливилось служить летом 1963 г.

После окончания ТОВВМУ им. С. О. Макарова в 1961 г. я проходил службу на пл «С-290»и «С-333» проекта 613 19 бпл и 4 обпл соответственно. Занавес секретности, который отделял нас от подводников с апл, был настолько плотным, что практически никакой информации о наших апл не было. Мы знали, что они где-то есть, но где и как на них попасть служить даже не представляли.

В июле после окончания обучения прибыл остальной экипаж. В течение 2-х недель мы отработали и сдали элементы задачи № 1. Притом, что допуск к самостоятельному обслуживанию заведования (группы, БЧ), несению ходовой и якорной вахты, управлению реактором и кораблем в целом, имели только штурмана, ракетчик и связист. Свой первый выход для сдачи задачи № 2 экипаж осуществил на ПЛАРК «К-66». Отработка элементов задачи и прием занял 4 дня. Сейчас понимаешь, насколько это было формально. Эти сроки диктовались большой государственной политикой. Необходимо было, как можно быстрее, развернуть базирование апл на Камчатке, имеющей свободный выход в Тихий Океан.

После приемки задачи № 2 наш экипаж на теплоходе «Ильич» был отправлен на Камчатку к месту постоянного базирования, куда мы благополучно прибыли 26 августа 1963 г.

Нас включили в состав 45 дипл 15 эскпл Камчатской Военной Флотилии ТОФ (командир капитан 1 ранга Салов Владимир Семёнович),

Прибывшая 28 августа, ПЛАРК «К-122» не выводила ГЭУ из эксплуатации, т.к. уже 30 августа с нашим экипажем вновь вышла на доработку элементов задачи № 2.

Выход закончился аварией. В то время, почти ни один выход АПЛ, не обходился без аварийных происшествий, связанных с эксплуатацией не только новой энергетической установки, но и техники других боевых частей.

Не прошло и недели, как был получен сигнал об аварии от пларк «К-151», находящейся в автономном плавании. Появилась течь парогенераторов первого контура. Все это очень встревожило командование 15 эскадры ( командир контр-адмирал Рулюк Анатолий Антонович) и КВФ (Командующий контр-адмирал Гончар Николай Федорович). Стало понятно, что освоение новых апл неминуемо связано с серьезными аварийными происшествиями.

Особо хотел бы остановиться на режиме секретности, который действовал во всех частях и службах, связанных с апл. Отбор и комплектование л/с апл, ограничения для офицеров штабов и отделов флота к допуску ко всем вопросам, связанным с атомными подводными лодками, затрудняло функционирование и управление ими. Так, кроме командира 15 эскпл и командующего КВФ ни один военнослужащий или служащий флотилии не имел допуска не только на АПЛ, но и на территорию дивизии апл. Это порождало различные слухи. Всех смущало, что мы на АПЛ ходили в спецодежде СРБ, и что АПЛ были черного цвета, (за что их прозвали «Черная Мэри»). В г. Петропавловске ходили слухи, что на атомоходах служат зеки, о чем меня неоднократно спрашивали в отделе ГС КВФ, куда я приезжал по служебным делам.

Флотилия не была готова к необходимому обеспечению функционирования АПЛ Действовал старый советский принцип: приходит ПЛ, привязывается к дереву на берегу,
и несмотря на то, что. ничего не готово для её обеспечения, докладывает, что освоила базирование. Американцы, прежде чем разместить в Сан- Диего свои АПЛ, направили туда группу офицеров, которые в течении полугода все подготовили для нормального функционирования системы берегового базирования.

Итак, в конце 1963 года на Камчатке 45 дипл имела в составе 4 АПЛ, которые значились в списках Генштаба, как боевые единицы. На подходе были новые атомные подводные лодки первого поколения серия из 13 единиц проекта 675, построенные в г. Комсомольске на Амуре. Но это другая история.

Часть 2. Аварийные происшествия на первых атомных подводных лодках ТОФ.

Можно на это списывать все, однако надежность техники и вооружения оставляла желать лучшего. Только сейчас, спустя десятилетия, начинаешь понимать и переосмысливать события тех дней.

2.1. Аварийное происшествие на атомной подводной лодке «К-122»

30 августа 1963 г на первом же выходе в море на ПЛАРК «К-122» произошла авария. Ночь, на глубине 80 метров, из-за ошибки оператора ГЭУ был частично затоплен реакторный отсек. Вода на 3-ей палубе была по пояс, температурой около 60 гр. С. Уровень радиации неизвестен.

Всплыв в надводное положение на остатке ВВД, пларк передала аварийный сигнал по Флоту и направилась в базу. Командир лодки капитан 2 ранга Смирнов В. В. пришел в штурманскую рубку и уточнил место, где в случае потери плавучести, можно выбросить лодку на берег. К счастью этого делать не потребовалось. Через 2 часа к борту подошли 2 пл проекта 641. С таким эскортом мы вернулись в базу. Сложности, возникшие во время выхода, вызвали шок не только у Командования 15 эскпл, но и у Командования КВФ и ТОФ.

2.2. Аварийные происшествия на атомной подводной лодке «К-151»

По аварийному сигналу был сформирован сменный экипаж из л/с других апл и на плавбазе «Камчатский комсомолец» направлен в район встречи с аварийной пл, для смены экипажа. К счастью, все обошлось, и пересадка не понадобилась.

После возвращения в базу 5 ноября во время «Проворачивания» при открытых верхнем и нижнем рубочных люках произошел разрыв колонки ВВД средней группы и наддув 3-его отсека (ЦП). В море, а она вернулась 2 ноября, это закончилось бы гибелью л/с ЦП и третьего отсека, а возможно и всей апл.

2.3. Аварийное происшествие на атомной подводной лодке «К-115»

Все эти аварии очень встревожили командования эскадры и флотилии, которые, понимая, что освоение новых апл неминуемо связано с серьезными аварийными происшествиями, столкнулось с ними воочию.

2.4. Переход аварийной атомной подводной лодки «К-122».

Устранение неисправностей с привлечением специалистов СРЗ «Сельдевая» и 20-ти литровой канистры спирта, используемого для внутрисоюзных универсальных расчетов, позволило подготовиться к новому выходу 25 декабря, чтобы встретить новый 1964 год в поселке Промысловка Приморского края, где проживали семьи членов экипажа. Прибытие по предварительной прокладке намечалось на 10.00 утра 30 декабря.

Первая неприятность случилась после прохода 4-го Курильского пролива и погружения в подводное положение. Снова было обнаружено поступление воды на приборную палубу 3-его отсека. Неисправность устранили довольно-таки быстро.

Операторы прикинули и в течении 8 часов, во время отдыха командира, обеспечили ход 18 узлов. Это могли сделать только высокопрофессиональные операторы. Утром, придя в ЦП, командир снова уменьшил ход до установленного командованием Флота 12 узлов.

Через несколько часов в результате «течи» одного из трех оставшихся парогенератора по правому борту и одного из 4-х по левому борту, которые были «отсечены», обстановка резко ухудшилась, ибо по всем действующим документам необходимо расхолаживать реактор п/б, но электроэнергии для обеспечения движения и расхолаживания установки п/б нам бы не хватило.

К тому же из-за броска напряжения и несрабатывания Батарейного Автомата вышел из строя один из 2-х гирокомпасов. Каждый раз, как только командир уходил из отека, старпом под свою ответственность увеличивал ход до 17 узлов, это позволило на сутки раньше планового срока подойти к проливу Лаперуза.

При подходе мы уже не имели обсервации около 60 часов, т. к. метеоусловия и неисправности навигационных приборов не позволяли это сделать. Начальник службы «РТС» капитан-лейтенант К. Пригласил меня в рубку радиолокации для определения места с использованием станции РЛК-101.

Командир по трансляции дал команду л/с написать письма родным и близким и быть готовым исполнить свой воинский долг до конца.

Одновременно была подготовлено и передано РДО в адрес Командующего флотом с перечислением 68 неисправностей и запросом увеличить ход, чтобы попытаться прибыть в базу своим ходом, а не на буксире.

29 января мы всплыли в установленной точке и легли на курс в залив Стрелок. При выборе ориентиров на берегу для определения места в темное время суток мы посчитали, что было воскресенье, значит, в рыбацком поселке все будут около магазина, который должен светиться ярче всех других объектов посёлка. Так оно и было. В базу вошли без замечаний. В момент швартовки к пирсу № 1 в б. Павловского на мостик поднялся шифровальщик и передал командиру полученное РДО. В нем значилось «Разрешаю увеличить ход. После прибытия в базу на доклад. Ком ТОФ».

Такие события остаются в памяти на долгие годы. Только когда занавес секретности, который окутывал все, что было связано с атомным флотом, спал, появилась возможность рассказать, как это было.

Источник

Текст книги «Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)»

вице адмирал рулюк биография. Смотреть фото вице адмирал рулюк биография. Смотреть картинку вице адмирал рулюк биография. Картинка про вице адмирал рулюк биография. Фото вице адмирал рулюк биография

Автор книги: Анатолий Батаршев

Жанр: Военное дело; спецслужбы, Публицистика

Текущая страница: 18 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

ЭПИЛОГ

Прошло уже 55 лет (2017 г.) после описываемых в очеркахвоспоми-наниях событий, канувших в Лету. Интересно узнать, «кто есть кто» из участников индонезийского похода. Как сказал поэт, «иных уж нет, а те – далече». Ниже представлены сведения, которые удалось установить авторам очерков о судьбах отдельных друзей-товарищей из бывшей 54-й Отдельной бригады подводных лодок 613 проекта Тихоокеанского флота после индоне-зийского похода. Нельзя сказать, что эти сведения очень точны. После завершения своей миссии судьба подводников разбросала по всей необъятной Стране Советов. Собирать необходимые сведения авторам пришлось по крупицам уже в другой стране – в обновлённой России. Информация же из ближнего зарубежья в основном отрывочна, а подчас и противоречива. Если основная часть сведений о бывших друзьях-товарищах может быть подтверждена документально, то о судьбах некоторых из них сообщается лишь понаслышке.

Вице-адмирал Григорий Корнеевич Чернобай (1915–1995)

Звание вице-адмирал Григорию Корнеевичу присвоено в 1963 году. За выполнение задач высшего командования, возлагаемых как на Главного военного советника в Индонезии, Григорий Чернобай награждён четвёртым Орденом Боевого Красного Знамени. После возвращения на Родину он был назначен начальником штаба Черноморского флота, позднее командовал Каспийской флотилией. Известно, что в последние годы службы был начальником одного из факультетов Военноморской академии им. Н. Г. Кузнецова в Лениграде, где защитил кандидатскую диссертацию по военным наукам. В Индонезии Григорий Корнеевич проявил себя не только как опытный военоначальник, но и как тонкий, искусный дипломат. Он пользовался не только уважением, но и, что труднее, доверием индонезийцев.

Вице-адмирал Анатолий Антонович Рулюк

В главе 2 дана краткая характеристика деловых и командирских качеств опытного и настойчивого, требовательного, но и справедливого подводника, участника Великой Отечественной войны Анатолия Антоновича Рулюка, служившего ещё штурманом в период Великой Отечественной войны на пл Щ-215 у самого Михаила Грешилова на Черноморском флоте.

Автор этих строк, Анатолий Батаршев, знает своего бывшего комбрига капитана 1 ранга А. А. Рулюка с 1957 года. Тогда он был командиром 125-й бпл, располагающейся в б. Крашенинникова на Камчатке. Ранее 125 бпл базировалась в Порт-Артуре. Однако, в феврале 1955 года этой бригаде лодок пришлось перебазироваться на Камчатку. В 1957 г. пл С-237 (613 пр.), на которой я служил командиром БЧ-3, в составе ЭОН Северным морским путём из Полярного перешла на Камчатку и вошла в состав 125 бпл. Запомнился комбриг как волевой и требовательный, заботливый и справедливый. Для нас, молодых офицеров, авторитет Анатолия Рулюка был непререкаемым.

За успешное руководство 54-й обпл ТОФ в Индонезии (1962–1963) контр-адмирал Рулюк был награждён Орденом Боевого Красного Знамени. После индонезийского похода контр-адмирал Рулюк возвращается на прежнюю должность в свою 126-й бпл (б. Северная залива Владимира). Однако, вскоре его назначают командиром 15 эскадры пл на Камчатке, а в 1966 году Рулюка переводят начальком 93 Учебного центра в г. Палдиски ЭССР.

Здесь военно-морская стезя в третий раз свела капитана 2 ранга Анатолия Батаршева под начало Анатолия Антоновича Рулюка. В своей книге «Верность долгу» В. Г. Лебедько, отдавая должное высокому профессио-нализму А. Рулюка в штурманской практике, с каким-то негативным оттенком описывает его отношение ко всему, что не связано со служебной деятельностью подводника [10, с. 100–102].

Мы с этим не согласны. Несомненно, Анатолий Антонович обладал определённой способностью к юмору. Когда сослуживцы по Учебному центру решили преподнести ему к 60-летию в подарок охотничье ружьё (инициатива исходила от членов военно-охотничьего общества), Анатолий Антонович спросил:

– А зачем это мне? Я не охотник.

– Ну, каждый человек обладает каким-либо хобби, – ответили ему.

– Для меня хобба – это служба! – воскликнул Анатолий Антонович, произнося слово «хобби» на свой манер – «хобба».

В середине 70-х годов прошлого века Анатолий Антонович назначается начальником Высшего военно-морского училища радиоэлектроники им. А. С. Попова. Увольняется из рядов ВМФ в запас в феврале 1981 г. в звании «вице-адмирал». К сожалению, Анатолия Антоновича уже нет среди нас. Похоронен 12 апреля 1989 года на Бабигонском кладбище г. Петродворца.

В память врезалась последняя встреча с ним. Это было осенью 1978 года. В тот период в Учебном центре Палдиски меня заинтересовали работы отечественных учёных Б. Ф. Ломова, Г. С. Никифорова, А. И. Губинского, В. Г. Евграфова по психологическому сопровождению профессиональной деятельности и надёжности человеческого звена человеко-машинных систем. Результатом 10-летней педагогической и опытно-экспериментальной деятель-ности явилась разработка диссертационного исследования «Инженерно-психологические пути оптимизации профессиональной подготовки операторов корабельных систем управления». Диссертация тогда была закрытой и защита ее могла состояться лишь в Институте психологии Академии наук СССР. Исследование было отнесено к специальности «Психология труда в особых условиях», а в то время в Советском Союзе по закрытым работам по данной специальности был лишь один специализированный совет, возглавляемый всемирно известным отечественным психологом Борисом Фёдоровичем Ломовым. Двумя годами ранее в этом институте защитили кандидатские диссертации по этой же специальности мои сослуживцы по Учебному центру Алексей Фёдорович Кузнецов (ракетчик) и Виктор Салата (механик), а ещё ранее – космонавт Юрий Лебедев.

Приезжаю в Петергоф. Впервые оказавшись во ВВМУРЭ, с трепетом в душе переступаю порог кабинета начальника училища и предстою пред очи Анатолия Антоновича:

– Анатолий Антонович! Прошу Вас оказать содействие в продвижении моей диссертационной работы. Знаю, в Вашем училище есть талантливые учёные, поднаторевшие в области проблем управления корабельными системами. Мне нужна их помощь. К сожалению, никого из них я пока не знаю.

А. Рулюк отечески усадил меня за стол, долго беседовал о моём исследовании, одобрил его и, наконец, вызвал к себе кандидата технических наук капитана 2 ранга Владимира Евграфова. По прибытию последнего, Анатолий Антонович, показывая на меня, сказал ему: «Владимир Георгиевич, этому человеку надо помочь».

Володя Евграфов оказал мне существенную помощь в подготовке диссертационного исследования, был официальным оппонентом на защите диссертации. Решением Специализированного совета Института АН СССР от 26 января 1979 года (протокол № 2) мне была присуждена учёная степень кандидата психологических наук. Узнав об этом, Анатолий Антонович Рулюк поздравил меня телеграммой. А с капитаном 1 ранга в отставке, доктором технических наук Владимиром Евграфовым мы сохранили приятельские отношения. Проживал он в Санкт-Петербурге, мы часто созванивались и поздравляли друг друга с флотскими праздниками.

Капитан 2 ранга Валентин Иванович Синельников

Родился 6 мая 1924 года в селе Демьяновка Лисогорского района Тамбовской области. Закончил Каспийское ВВМУ в 1945 году. Служил вначале на подводных лодках Каспийской военной флотилии, затем – на Тихоокеанском флоте (1946–1961 гг.). 1962–1963 гг. – заместитель командира 54-й обпл. После индонезийского похода проходит курсы АКОС при ВМОЛА. В 1964 году Валентину Ивановичу присваивают воинское звание «капитан 1 ранга» и назначают командиром 25-й бпл и Учебного дивизиона кораблей Ленинградской ВМБ. В конце 60-х гг. Валентин Синельников переводится на Черноморский флот начальником штаба 14-ого дивизиона подводных лодок. В начале 1971 года Валентина Ивановича переходит на службу в Оперативное управление Черноморского флота, но уже в мае 1971 г. он увольняется в запас и бросает свой последний якорь в легендарном Севастополе.

Капитан 1 ранга Фёдор Диомидович Гришелёв

Родился 8 сентября 1923 года в г. Сосница Черниговской области Украинской ССР. Учился в Каспийском военноморском подготовительном училище (1941–1943). Окончил Каспийское ВВМУ в 1946 году. Служил на подводных лодках. В 1953 году командовал на Балтике печально известной подводной лодкой М-200 («Месть»). В 50-х гг. прошлого века Фёдор Гришелёв служит на подводных лодках Тихоокеанского флота. В 1961 году закончил ВМОЛА, после был назначен начальником штаба 126-й бпл (з. Владимир). В 1962–1963 гг. – начальник штаба 54-й обпл ТОФ.

Капитан 2 ранга Григорий Валентинович Таргонин

Родился в Ленинграде в 1926 году. В 1943–1945 гг. учился в Ленинградском военно-морском подготовительном училище. В 1949 окончил ВВМУ им. М. В. Фрунзе. В 50-х годах служил на дизельных подводных лодках на Балтике и Тихоокеанском флоте, пройдя все ступени по служебной лестнице (штурман, помощник командира, старший помощник) вплоть до командира подводной лодки 613 проекта. В 1958 году Григорий Таргонин становится командиром пл С-292 (19-й бпл, б. Улисс). На этой лодке Таргонину предстоял поход в Индонезию (1962–1963 гг.). За образцовое выполнение задач командования в этом походе капитан 2 ранга Григорий Валентинович Таргонин награждён Орденом Боевого Красного Знамени.

После Индонезии Григорий Таргонин проходит курсы по подготовке к службе на атомных подводных лодках, а в 1964 году становится командиром 343 экипажа апл пр. 627А (Камчатская флотилия). В 1966 году капитан 1 ранга Таргонин назначается командиром подводного крейсера с крылатыми ракетами К-94 пр. 675, на котором прослужил без малого 4 года. По состоянию здоровья уволен в запас в конце 1969 года. В 2008 году Григорием Таргониным написаны очерки-воспоминания о своей жизни и военноморской службе «Таким было моё подводное плавание», где значительное место отводится индонезийской эпопее подводных лодок 54-й обпл (см. [19]).

Капитан 2 ранга Анатолий Николаевич Антипов

После индонезийского похода служил вначале командиром пл С-240, затем – командиром пл С-77 шестой эскадры лодок Тихоокеанского флота. Известно, что в конце 60-х гг. Анатолий Антипов был переведён в Севастополь и назначен начальником Экспериментальной базы ВМФ. В 1975 году капитан 1 ранга А. Н. Антипов увольняется из рядов ВМФ в запас.

Капитан 2 ранга Юрий Григорьевич Швандеров

После Индонезии переходит на преподавательскую деятельность в ТОВВМУ им. С. О. Макарова, назначается на должность преподавателя кафедры тактики ВМФ и истории военно-морского искусства. В 1964 году переводится на должность старшего преподавателя той же кафедры. Увольняется в запас в звании капитана 1 ранга в июле 1972 года.

Капитан 2 ранга Пётр Александрович Протасов

После индонезийского похода Пётр Александрович назначается заместителем начальника по военно-морской подготовке Дальневосточного мореходного училища рыбной промышленности (г. Находка Приморского края). В 1966 году Петру Протасову присваивается воинское звание «капитан 1 ранга». В запас уходит в ноябре 1976 года.

Капитан 2 ранга Кодес Александр Александрович

После индонезийского похода Александр Кодес назначен начальником штаба 171-й обпл ТОФ. В 1967 году заканчивает АКОС при ВМОЛА, после чего становится начальником штаба 19-й бпл (б. Улисс). В 1970 году переходит в ТОВВМУ им. С. О. Макарова на должность старшего преподавателя кафедры тактики ВМФ. В 1976 году становится заместителем начальника кафедры. Увольняется в запас из рядов ВМФ в звании «капитан 1 ранга» в 1979 году. Но не сидится дома просолённому всеми ветрами и подводными течениями «морскому волку», практически сразу после ухода в запас устраивается работать старшим морским инспектором по противопожарной безопасности в рыбном порту Владивостока, где проработал более 10 лет. В свободное время Александр Александрович занимался дачными делами.

Капитан 2 ранга Юрий Владимирович Дворников

После Индонезийского похода Юрий Владимирович непродолжитель-ное время командовал подводной лодкой С-325 126-й бпл (з. Владимир). В 1964 году его назначают командиром строящегося подводного крейсера с крылатыми ракетами К-73 пр. 651 (Красное Сормово). Государственные испытания и передача лодки флоту проходила в Северодвинске. В 1967 году К-73 Северным морским путём перешла на Дальний Восток и была передана в состав 124-й бпл Тихоокеанского флота. В 1978 году капитана 1 ранга Юрия Дворникова переведён на берег и назначен старшим преподавателем 270 Учебного центра ВМФ (г. Сосновый Бор Ленинградской области). Основными задачами центра, руководимого в то время контр-адмиралом Виктором Фёдоровичем Кудрявцевым, являлись подготовка вновь сформированных экипажей подводных лодок, межпоходовая подготовка и подготовка специалистов по ядерной энергетике [10, с. 414].

После ухода в запас Юрий Владимирович со своим семейством не менял места жительства, остался в Сосновом Бору.

Капитан 3 ранга Владимир Серафимович Любимов

Несмотря на то, что после Индонезии на учёбу в ВСООЛК Володя Любимов по независящим от него причинам опоздал на полмесяца, учился он блестяще. Свидетельство тому – получение Диплома с отличием об окончании классов в 1963 году.

В сентябре 1963 года его назначают старшим помощником командира пл Б-68 (пр. 611) 4-й бпл 6 эскадры Тихоокеанского флота, и уже в июне 1964 года он становится командиром этой пл. Отныне тридцатичетырёхлетнему подводнику доверяют большой подводный корабль, а главное – его экипаж, в который он верит. И экипаж верит ему, как своему отцу-командиру. На его стороне богатый опыт, глубокие знания специальности, командные навыки, которые он приобрёл в дальних походах, будучи ещё старпомом.

С октября 1967 г. по март 1973 г. – особая веха в служебной деятельности Владимира Серафимовича. Его назначили командиром строящегося подводного ракетоносца с крылатыми ракетами К-120 пр. 651 (Красное Сормово). Государственные испытания и передача лодки флоту проходили в Северодвинске. После успешного завершения госиспытаний 8 января 1969 года пл К-120 зачислена в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.

С марта 1973 г. по декабрь 1984 г. капитан 1 ранга Владимир Любимов проходит службу в должности заместителя начальника поисково-спасатель-ной службы Тихоокеанского флота. Эта ответственная должность была связана с подготовкой поисково-спасательных сил флота и обеспечением запусков пилотируемых космических кораблей и беспилотных космических объектов, пусков баллистических ракет с территории СССР в акваторию Тихого океана. За обеспечение запуска и полёта международного космического комплекса «Союз – Аполлон» Владимир Серафимович в 1975 году награждается Орденом Трудового Красного Знамени.

В конце декабря 1984 года Володя Любимов увольняется в запас в звании капитана 1 ранга. Но не сидится дома ветерану-подводнику. Уже через два месяца после ухода в запас, в марте 1985 года он поступает на работу капитаном-наставником по военно-морской подготовке экипажей судов Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота Производственного объединения «Дальрыба».

В сентябре 1996 г. Владимира Серафимовича назначают ведущим инженером – заместителем начальника сектора по режиму и военно-мобилизационной работе (ВМР) Владивостокского морского рыбного порта (ВМРП). В августе 1966 г. Владимир Серафимович перевёлся на должность начальника этого сектора. Ушёл Любимов в почётную отставку с последней должности в июле 2010 года. Общий календарный стаж службы в ВМФ и системе Морского флота Советского Союза и России впечатляет: 57 календарных лет!

А если взять учёбу в ТОВВМУ (4 года) и ВВМПУ («подготе» – 3 года), то наберётся 64 года беззаветного служения Отчизне Владимира Серафимовича на Флоте! Согласитесь, такое дано не многим.

Капитан 3 ранга Рудольф Викторович Рыжиков

После индонезийского похода Рудольф Рыжиков был назначен старшим помощником командира пл К-126, входящей в состав эскадры лодок Камчатской военной флотилии. Эта лодка была однотипной с печально известной, но знаменитой лодкой Владимира Ивановича Кобзаря К-129 (629 пр.) с баллистическими ракетами на борту.

Опытного, грамотного подводника замечают в верхах и уже в 1966 году доверяют командовать пл К-126. В конце 60-х гг. в виду ряда обстоятельств Рудольф Викторович переходит служить на берег в тыловые части Тихоокеанского флота (г. Магадан), но уже в 70-х годах переводится в аппарат Главного штаба ВМФ. После ухода в запас капитан 1 ранга в отставке Рудольф Рыжиков связь с морем не прерывал – работал капитаном-наставн-иком на гражданских судах, совершал рейсы в Данию, Германию, Швецию, Норвегию, ходил по Северному морскому пути, по рекам Волге, Оби, Лене, Енисею…

Но годы берут своё. Пришлось уйти с кораблей и судов на берег. Он по-прежнему в работе, подвижен и активен. Член Ассоциации флотской печати Санкт-Петербурга, маринист. Вышли из печати его замечательные книги «На румбе – океан» [15], «Подводники из приюта принца» и др., где приводятся интересные сведения из личной жизни автора, об индонезийском походе и превратностях судьбы морякаподводника. Одно время Рудольф работал экскурсоводом в Филиале Центрального музея ВМФ – на подводной лодке «Народоволец» (СПб., Шкиперский проток). В последние десять лет Рудольф Викторович выполняет обязанности экскурсовода на Плавучем музее «Подводная лодка С-189», стоящем на Неве у Набережной Лейтенанта Шмидта. «С-189» – это единственная в стране оставшаяся на плаву лодка из серии 215 подводных лодок 613 проекта, некогда бороздивших моря и океаны планеты Земля во второй половине XX века. Иногда навещаю Рудольфа на С-189. В эти редкие встречи мы ведём неспешную беседу «про жизнь» подводника, о котором адмирал Аркадий Петрович Михайловский образно сказал: «Подводник – это не должность и даже не профессия, это – судьба!»

Капитан 3 ранга Александр Фёдорович Соломенников

После Индонезии Александр Соломенников на протяжении шести лет служил старшим помощником командира на подводных лодках Тихоокеанского флота. Известно, что летом 1963 г. Саша Соломенников был старпомом на пл С-335 4-й обпл ТОФ (пр. 613). Осенью 1963 г. его назначают старшим помощником командира экипажа атомной пла К-53 в Учебный центр г. Коломны. Однако, прослужил Саша в этом экипаже всего немногим более двух лет. В 1966 г. Александра Соломенникова перевели старпомом на пл Б-68 (4-й бпл 6-й эскадры пл ТОФ). Командиром этой пл в то время был наш однокашник Владимир Любимов.

В августе 1970 Александр Соломенников увольняется в запас по состоянию здоровья в звании капитана 2 ранга и убывает на постоянное место жительства в г. Обнинск Калужской области. Более подробно об Александре Соломенникове можно прочесть в кн. А. Батаршева «Через горнило Холодной войны – к Андреевскому флагу» [1, с. 412–418].

К сожалению, о судьбе остальных старпомов 54-й обпл ТОФ подробной информацией мы не располагаем. Известно, что старший помощник командира С-292 капитан-лейтенант Владимир Колесников, по слухам, прошёл все ступени к командирскому креслу большой подводной лодки. Последние годы службы капитана 1 ранга Колесникова проходили в Главном штабе ВМФ. После ухода в запас Владимир Колесников проживал в г. Красногорске Московской области.

Старший помощник командира пл С-290 капитан-лейтенант Геннадий Михайлович Мелков одно время после Индонезии служил в Москве в военной юстиции, заочно окончил юрфак МГУ им. М. В. Ломоносова. В настоящее время проживает в Москве, является юристом-международником, доктором юридических наук, профессором. При избрании Конституционного Суда в начале 90-х гг. баллотировался в кандидаты.

О старпоме с С-239 Михаиле Даньшине известно ещё меньше. Известно, что после окончания ВОЛСОК в 1963 году одно время он служил на подводных лодках Черноморского флота.

Майор м / с Альберт Васильевич Максимов

Известно, что после Индонезии Альберт Васильевич одно время продолжал служить на подводных лодках. Впоследствии служил заместителем главного врача Медико-санитарной службы Военно-морского флота. В запас ушёл в звании генерал-майора м / с. К сожалению, его уже нет среди нас.

Капитан 3 ранга Анатолий Иванович Забарин

После Индонезии Анатолий Иванович переведён в ТОВВМУ, назначен на должность преподавателя кафедры технических средств кораблевождения. В 1966 году становится старшим преподавателем. В 1971 году капитан 1 ранга Анатолий Забарин переведён в Севастополь в Черноморское ВВМУ им. П. С. Нахимова, где прослужил на различных должностях вплоть до 1983 года. В запас уходит в январе 1983 г.

Капитан-лейтенант Анатолий Васильевич Батаршев

После увольнения в запас в августе 1979 года в течение 10 лет работает старшим научным сотрудником в НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР (г. Казань). В 1990 назначен на должность доцента Таллиннского высшего военно-политического строительного училища. В 1992 году защитил докторскую диссертацию по педагогике в Институте профессионально-технического образования РАО (СанктПетербург) на тему «Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе». С 2003 года по 2015 год капитан 2 ранга в отставке, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Анатолий Батаршев работал заведующим лабораторий психологических и социологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования РАО (бывшем Институте профессионально-технического образования Российской академии образования) в СПб.

Капитан-лейтенант Михаил Савельевич Грищенко

После Индонезии Михаил Грищенко возвратился на прежнюю должность – флагсвязиста 124-й бпл (б. Конюшкова). В 1966 году окончил классы в Ленинграде (ВСООЛК), после чего служит флагманским специалистом по связи на различных соединениях кораблей Тихоокеанского флота. В 1977 году капитан 1 ранга Михаил Грищенко переведён в ТОВВМУ им. С. О. Макарова, где занимал должность начальника факультета радиосвязи.

Капитан 3 ранга Николай Борисович Шмаков

(флагманский специалист РТС).

В июне 1963 г. Николай Шмаков был демобилизован по болезни, убыл на постоянное местожительство в г. Грозный.

Капитан 2 ранга Николай Кириллович Руденко

После Индонезии назначен преподавателем кафедры теории, устрой-ства, живучести и управления подводными лодками в Севастопольское ВМИУ. Через год его переводят старшим преподавателем, и вскоре присваивают очередное воинское звание «капитан 1 ранга». В 1970 г. назначается начальником Учебной части СВМИУ. В запас уходит в 1981 году.

Инженер-капитан-лейтенант Александр Александрович Малахов

(помощник флагмеха по живучести)

После Индонезийского похода служил помощником флагманского механика по живучести, затем – помощником начальника электромеханиче-ской службы по электрической части 6-й эскадры пл ТОФ. Ушёл в запас в звании инженеркапитан 2 ранга в августе 1974 года. Убыл в Ленинград на постоянное место жительства.

Капитан 3 ранга Михаил Пантелеевич Воронов

(командир плавбазы Аяхта)

После индонезийского похода был назначен командиром группы вспомогательных судов Бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей ЛВМБ (г. Кронштадт). Уволился в запас в 1974 году в звании капитана второго ранга.

Лейтенант Иван Петрович Степанченко

(командир БЧ-3 плавбазы)

– 1953–1965 гг. – командир БЧ-3 на подводной лодке;

– 1965 / 1966 г. – учёба на классах (ВСООЛК);

– 1966–1970 гг. – флагманский минёр бпл (дизельные пл);

– 1971–1976 гг. – флагманский минёр дивизии атомных пл (Камчатка);

– 1977–1979 гг. – флагманский минёр Камчатской военной флотилии;

– 1980–1990 гг. – заместитель начальника МТУ ТОФ.

Таков эффектный послужной список Ивана Степанченко. После увольнения в запас Иван Петрович вплоть до 2012 г. включительно продолжал работать по-прежнему по своей специальности на различных должностях в торпедном арсенале и в МТУ ТОФ.

В 2013 г. Иван Петрович Степанченко переехал с семьёй из Владивостока на постоянное место жительства в г. Зеленоград Московской области.

Лейтенант Юрий Михайлович Яковлев

(командир БЧ-3 пл С-235)

Родился 18 августа 1935 году в г. Кривой Рог (Украина). Закончил Второе Балтийское высшее военно-морское училище (г. Рига).

– 1960–1962 гг. – командир БЧ-3 пл С-290 пр. 613 (19-я бпл, б. Улисс);

– 1962 / 1963 гг. – индонезийском поход на пл С-235 в должности командира БЧ-3 (командир лодки – капитан 2 ранга Ю. Г. Швандеров);

– 1963 г. – командир БЧ-3 пл С-176;

– 1964 г. – помощник командира этой же пл;

– 1965–1966 гг. – старший помощник командира пл С-86 (124-й бпл);

– 1966 / 1967 гг. – учёба на классах (командный факультет ВСООЛК);

– 1967 г. – старпом экипажа строящейся атомной пл (г. Обнинск Калужской области).

– 1968 г. – выносится заключение медкомиссии о невозможности службы Юрия Михайловича на атомных пл; Юрий Михайлович возвращается на Тихоокеанский флот, его назначают старпомом на пл С-334 (пр. 613) 171-й бпл (г. Магадан);

– 1969–1970 гг. – Юрию Михайловичу доверяют командирское кресло пл С-294 пр. 613 (г. Магадан);

– 1971 г. – командир строящейся апл (г. Горький, Красное Сормово);

– 1972–1974 гг. – учёба в Военно-морской академии (г. Ленинград);

– 1974–1979 гг. – заместитель начальника 288 полигона ВМФ по науке и испытательным работам (б. Патрокл, о. Русский);

– 1979–1983 гг. – командир спецчасти (о. Русский).

Таковы кратко вехи в служебной деятельности замечательного военмора Юрия Михайловича Яковлева. Уволился он в запас в сентябре 1983 года в звании капитана 1 ранга. У него прекрасная семья. Вместе с супругой Зинаидой Кирилловной они воспитали дочь и сына, пошли внуки.

Старший лейтенант Олег Васин

(командир БЧ-3 пл С-290)

После Индонезии Олег Васин также пошёл по командирской линии. Вначале был назначен помощником командира на одну из дизельных подводных лодок 613 пр., через полтора года его назначают старпомом этой же лодки. В 1969 году ему было доверено командование подводной лодкой 641 пр. Впоследствии Олег Васин был назначен начальником штаба 19 бпл, а ещё через три года – командиром этой бригады (б. Улисс). Последние годы службы Олега Васина прошли в Бакинском ВВМУ.

Старший лейтенант Вадим Лепешинский

(замполит на ПЛ С-236)

О Вадиме мало что известно. По слухам, после Индонезии некоторое время служил на подводных лодках. После ухода в запас одно время (1983 г.) был директором музея «Петропавловская крепость». Впоследствии работал в Москве. К сожалению, его уже нет среди нас. Похоронен Вадим Лепешинский в Москве. А его жена с детьми возвратилась в Ленинград на постоянное местожительства.

Капитан-лейтенант Владимир Ильич Белобородов

(помощник командира пл С-91)

С 1948 по 1949 гг. Володя – воспитанник Владивостокского военно-морского подготовительного училища (ВВМПУ).

1949–1953 гг. – курсант ТОВВМУ им. С. О. Макарова (минно-торпед-ный факультет). После училища до 1961 года служил на дизельных подводных лодках 613 пр. Тихоокеанского флота (командир минно-торпедной группы БЧ-3, командир БЧ-3, помощник командира лодки, старпом). В 1959 г. в должности помощника командира пл С-91 (613 пр.) совершил дальний поход в Индонезию, после которого продолжал службу старпомом вначале на пл С-73, затем – на пл С-290.

В 1961–1962 гг. учился на классах (командный факультет ВОЛСОК, Ленинград), после окончания которых был назначен старшим помощником командира пл С-69, затем – С-96 Черноморского флота.

В 1963–1964 гг. Владимир Белобородов проходит службу в Радиотехническом управлении Главного штаба ВМФ. В 1964 году Владимир Ильич возвращается во Владивосток и назначается начальником Отдела строевой службы и кадров 288 полигона ВМФ (б. Патрокл, близ Владивостока). Уволен из рядов ВМФ по возрасту в 1980 году.

Старшина 1 статьи Павел Захарович Клейников

(старший инструктор торпедный электрик)

После Индонезии демобилизован из рядов ВМФ. В 1963 году поступил в Воронежский политехнический институт, который с успехом закончил в 1958 году. Работал по специальности в различных строительных организациях (инженером, прорабом, старшим инженером, начальником отдела по строительству предприятий и др.) вплоть до 1985 года. В настоящее время проживает в г. Павловске Воронежской области.

Анасенко Андрей Алексеевич

Внук Александра Евгеньевича Тычкова (мой внучатый племянник, А. Б.), родился 19 сентября 1978 г. во Владивостоке в семье кадровых моряков Дальневосточного морского пароходства. Природное дарование, большая усидчивость и стремление к истинным истокам в учебном познании, привитые Андрею ещё в детские годы его родителями (Алексеем и Натальей Анасенко) и его бабушкой Галиной Георгиевной (супругой Александра Тычкова), дали свои плоды. Это позволило Андрею хорошо учиться ещё в начальной школе, а затем, – в Морском колледже при Дальневосточной государственной морской академии им. Адмирала Г. И. Невельского (ДВГМА). Его аттестат об окончании среднего учебного заведения (Морского колледжа) в 1996 г. пестрел сплошными «пятёрками». Это позволило Андрею без вступительных экзаменов быть зачисленным курсантом первого курса Судомеханического факультета ДВГМА (бывшее ВВИМУ), где некогда учились его дед, отец и бабушка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *