владимиро суздальская русь карта
Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество – русское княжество, существовавшее в XII—XIV вв. Формировалось на северо-восточных территориях Руси. Первоначально именовалось Ростово-Суздальским, затем Суздальской землёй. Во времена властвования Всеволода Большое Гнездо получило название Владимиро-Суздальского. Столица находилась в городе Суздале, а затем – во Владимире. В 1238 году земли были завоёваны Золотой Ордой. В 1389 году вошло в состав Московской земли.
География
Владимиро-Суздальское княжество образовалось на северо-востоке Руси между Окой и Волгой. Близость крупных рек и мягкие климатические условия способствовали тому, что с древности в этих местах обосновывались племенные поселения вятичей, муромы, мери и других. На их месте со временем выросли крупные города.
Княжество граничило с Черниговским, Рязанским, Смоленским и Муромским, Новгородской республикой.
Карта: Развитие Владимиро-Суздальского княжества. Владимиро-Суздальское княжество в составе Киевской Руси было могучим и довольно большим по территории образованием. Оно росло, укреплялось и процветало, внося свой вклад в развитие государства. Однако становясь все сильнее, оно могло угрожать авторитету Киева.
Особенности развития и причины усиления княжества
На социально-экономическое и политическое развитие княжества повлияли следующие факторы:
Большое количество свободных земель. Это послужило активному развитию земледелия. Главным владельцем всей земли считался князь.
Географические особенности способствовали притоку нового населения в эти земли.
В месте, где развивалось княжество, пересекались важные торговые пути. Это способствовало развитию городов, торговли и ремёсел.
С течением времени княжеское право на владение землёй приобретало формальный характер. Все большие территории переходили в собственность боярских родов.
Правители
Краткое описание правления
Столица княжества – Суздаль. Правитель активно боролся за киевский престол со своим племянником и черниговскими князьями.
Андрей Юрьевич Боголюбский
Князь переносит столицу во Владимир. Он становится единовластным правителем, не давал уделов своим сыновьям и братьям. Всячески укреплял свою власть в прилежащих землях, хотел сделать своё княжество религиозным центром Руси.
Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо)
Княжество достигает пика могущества. Правитель усилил свою дружину, активно вмешивался в дела Киева, Новгорода. Провозгласил себя Великим князем Владимирским.
После его смерти земля разделена наследниками на множество уделов.
Конфликт князя с братом Юрием, битва на Липнице.
В результате земля ослабевает, город Владимир захватывает и уничтожает хан Батый.
Земли находятся под властью татаро-монгольских завоевателей. В 1243 году Ярослав получает ярлык на княжение.
Объединение с князем Галицко-Волынским в борьбе с Ордой. Карательный поход татаро-монгольских войск и разорение княжества (Неврюева рать).
Создание на Руси системы ханских баскаков. Восстания против Орды в Суздале и Владимире были подавлены.
Ярлык – документ, выдававшийся ханом Золотой Орды и дававший русским князьям право на власть в зависимых от татаро-монголов землях.
Баскак – сборщик налогов в землях, завоёванных монгольским ханом.
Факторы формирования сильной княжеской власти
В Древнерусском государстве власть князя строилась по дворцово-вотчинному типу: в пределах своей вотчины князь обладал абсолютной властью. На остальных территориях княжества его власть была ограничена.
Усилению власти князя в Суздале способствовали:
Вече – народное собрание на Руси, игравшее роль высшего органа государственной власти. Собиралось для решения важнейших вопросов.
Общественный строй
Развитие феодальных отношений на северо-востоке Руси протекало иначе, чем в соседних землях.
Класс феодалов включал:
К низшим слоям населения относились:
Внешняя и внутренняя политика
Внутренняя политика отличалась сильной властью князя, решавшего все вопросы самостоятельно.
В первой половине XII века Ростово-Суздальская (позже Владимиро-Суздальская) земля полностью освободилась от влияния Киева. В итоге сформировалось ещё одно великое княжество с сильной централизованной властью. Постепенно оно начало возвышаться над соседями.
В 1238 году княжество захвачено татаро-монголами. Оно признало власть золотой Орды и длительное время подчинялось хану.
Особенности экономики
Владимиро-Суздальское княжество имело много пашенных земель, поэтому сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике. Здесь активно развивались:
Большой приток людей с южных территорий способствовал росту городов и развитию ремёсел.
Культура
Во Владимиро-суздальской земле были развиты:
Составление летописей, подчёркивавших величие князя и прославлявших город Владимир.
Архитектура – в столице построены белокаменные стены с золочёными воротами. Созданы Георгиевский, Успенский и Димитровский соборы, церковь Покрова на Нерли.
Живопись – внутренние пространства соборов поражали красотой и изяществом фресок.
Присоединение к Московскому княжеству
Потомки князя Всеволода Большое Гнездо старались избавиться от татаро-монгольского ига. В 1362 году хан Золотой Орды вручил ярлык на великое княжение Дмитрию Донскому.
В 1389 году тот передал власть во Владимире своему старшему сыну Василию без дозволения хана. Василий Дмитриевич был великим князем Московским. В итоге Владимиро-суздальская земля стала частью великого княжества Московского.
Основные события
Заселение Суздальских земель выходцами с юга.
1125–1169 гг.
Суздальское княжество – удел Юрия Долгорукого.
Перенос столицы во Владимир Андреем Боголюбским.
Начало правления Всеволода Большое Гнездо.
Начало княжения Юрия Всеволодовича.
Битва с татарами на реке Сить, гибель Юрия Всеволодовича.
Начало татарского ига и разорение Владимира. Получение князем Ярославом ярлыка от хана.
Власть переходит к Александру Невскому, в 1252 году становится великим князем Владимирским по ханскому ярлыку.
Дмитрий Донской получает ярлык на княжение.
Присоединение к Московскому княжеству.
Значение в истории России
Образование княжества с сильной централизованной властью привело к переходу политического главенствования на северо-восток. Именно здесь положено начало объединению Руси под властью потомков Владимира Мономаха. Нашествие золотой Орды не смогло уничтожить культурного наследия и политических традиций Владимиро-суздальской земли. Они были сохранены и приумножены во времена объединения Руси вокруг Москвы.
Афигеть как много, но полезно
Добавлю, что в разные годы столицей Владимиро-Суздальского княжества были разные города – Ростов, Суздаль, Владимир–на Клязьме. Именно в этой княжестве была учреждена первая на Руси христианская епархия – Ростовская в 991 году.
Владимиро-Суздальское княжество, как и многие другие государства, если можно их так назвать, имели весьма витиеватую границу и соответственно форму на карте. Интересно, что помогало так четко определять границы княжества в такие далекие времена?
Хочу заметить что тут нет экономического развития.
Особенности экономики Владимиро-Суздальское княжество имело много пашенных земель, поэтому сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике. Здесь активно развивались: Земледелие. Охота и рыболовство. Бортничество. Большой приток людей с южных территорий способствовал росту городов и развитию ремёсел.
Владимиро-Суздальское княжество
СЕВЕРОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII — НАЧАЛЕ XIII ВЕКА
Владимиро-Суздальское княжество.
Как бы предугадывая, что Северо-Восточной Руси будет суждено служить связующим звеном между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей Московской Руси, автор «Слова о полку Игореве» восторженно и вдохновенно говорит о могущественном суздальском князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212):
Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча
Отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити,
А Дон шеломы выльяти!
Аже бы ты был, то была бы чага по ногате,
А кощей по резане (то есть половецкие пленники стоили бы гроши. — Б. Р.).
Его обширное княжество охватывало древние земли кривичей, отчасти вятичей и те области, куда испокон веку направлялась славянская колонизация: земли мери, муромы, веси, то есть междуречье Волги и Оки с плодородным суздальским Опольем и район Белоозера. Со временем границы Ростово-Суздальской земли продвинулись дальше в таёжные леса — на Северную Двину, к Устюгу Великому и даже на Белое море, соприкасаясь здесь с новгородскими колониями. Взаимоотношения пришедших сюда славян с местным угро-финским населением были мирными. Оба народа постепенно сливались, обогащая друг друга элементами своей культуры.
Географическое положение Ростово-Суздальской земли имело свои преимущества: здесь не было угрозы половецких набегов, так как степь была далеко, здесь, за непроходимыми лесами вятичей, киевские князья, их тиуны и рядовичи не могли хозяйничать так смело, как вокруг Киева. Варяжские отряды проникали сюда не прямо по воде, как в Ладогу или Новгород, а через систему волоков в Валдайских лесах. Все это создавало относительную безопасность Северо-Восточной Руси.
Великий Волжский торговый путь
С другой стороны, в руках суздальских князей был такой магистральный торговый путь, как Волга, впадающая «семьюдесят жерел в море Хвалисское» (Каспийское море), по берегам которого лежали сказочно богатые страны Востока, охотно покупавшие пушнину и славянский воск. Все новгородские пути на Восток проходили через Суздальскую землю, и этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода.
В XI веке, когда Поволжье и Ока входили в состав Киевской Руси, здесь происходили восстания: в 1024 году в Суздальской земле; около 1071 года — на Волге, Шексне и Белоозере, подавленное Яном Вышатичем. К этому времени уже существовали города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др. В черноземных районах Суздальщины богатело местное боярство, имевшее возможность снабжать хлебом даже Новгород. Настоящее окняжение этих областей началось с Владимира Мономаха, который ещё мальчиком должен был проехать «сквозе Вятиче», чтобы добраться до далекого Ростова. Те долгие годы, когда Владимир Мономах, будучи переяславским князем, владел и Ростовским уделом, сказались на жизни Северо-Востока. Здесь возникли такие города, как Владимир на Клязьме, Переяславль, названный в отличие от южного Залесским сюда были перенесены даже названия южных рек. Здесь Владимир Мономах строил города, украшал их зданиями, здесь он вёл войну с Олегом «Гориславичем», здесь где-то на Волге, писал своё Поучение «на санех седя».
Связь Суздальщины с Переяславлем русским (ныне Переяслав-Хмельницкий) продолжалась на протяжении всего XII столетия. Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева одновременно с другими русскими землями в 1132 — 1135 годах. Здесь княжил один из младших сыновей Мономаха — Юрий, получивший характерное прозвище Долгорукого, очевидно, за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям. Его внешняя политика определялась тремя направлениями: войны с Волжской Болгарией, торговым конкурентом Руси, дипломатический и военный нажим на Новгород и изнурительные бесполезные войны за Киев, заполнившие последние девять лет его княжения.
В свои южные авантюры князь Юрий Долгорукий втягивался постепенно. Началось с того, что изгнанный из Киева в 1146 году, Святослав Ольгович, его феодальный сосед по княжествам, обратился к Юрию за помощью. Юрий Владимирович, прислав союзнику войско с далекого Белоозера, затеял прежде всего войны с соседями: сам он удачно воевал с Новгородом, а Святослава направил на смоленские земли. Когда Святослав Ольгович начал успешные действия и «ополонился» в верховьях Протвы, к нему прибыл гонец от Юрия, пригласивший его в пограничный суздальский городок, очевидно, отпраздновать победы: «Приди ко мне, брате, в Москов». Никто не думал тогда, что этому городку в вятических лесах суждено будет стать одним из крупнейших городов мира.
С берегов Протвы в Москву сначала приехал сын Святослава и привез Долгорукому в подарок охотничьего гепарда, самое быстрое животное, от которого не мог ускользнуть ни один олень. Затем 4 апреля 1147 года в Москву приехал Святослав с сыном Владимиром и свитой, в составе которой находился девяностолетний боярин, служивший ещё его отцу Олегу «Гориславичу». На следующий день Юрий дал торжественный пир.
«Повеле Гюрги устроити обед силен и створи честь велику им и да Святославу дары многи».
Так впервые была упомянута Москва, сначала замок боярина Кучки, в 1156 году — пограничная крепость, в XIII веке — удельный княжеский городок, а в XV веке — столица огромного Русского государства, которое иностранцы по имени её называли Московией. Кроме Москвы Юрием Долгоруким были построены или укреплены здесь города Юрьев-Польской, Дмитров, Коснятин, Кидекша, Звенигород, Переяславль и др.
В своих южных делах, отвоевывая Киев у племянника Изяслава Мстиславича или у своего старшего брата Вячеслава, Юрий Долгорукий то выигрывал сражения и доходил с войсками почти до Карпат, то стремительно бежал из Киева в лодке, бросив дружину и даже тайную дипломатическую переписку. У В. Н. Татищева сохранилось такое описание Юрия Долгорукого, восходящее, очевидно, к враждебным ему киевским источникам:
«Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый; глаза не вельми великий, нос долгий и накривленный; брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве, прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев».
Ростов и Суздаль, древние боярские центры, влиявшие на весь ход событий, желали наравне со всеми другими землями обзавестись своим князем, своей династической ветвью, чтобы прекратить перемещения князей, не связанных с интересами данной земли. Андрей, с юности прославивший себя рыцарскими подвигами на юге, казался подходящим кандидатом. А сам он, вероятно, с радостью поменял неустойчивое счастье воина-вассала, получавшего за службу то один город, то другой, на прочное обладание огромной страной, уже приведенной в порядок при его отце и деде. Однако новый князь сразу решительно поставил себя не рядом с боярством, а над ним. Своей столицей он сделал сравнительно новый город Владимир, а резиденцией — великолепный белокаменный замок в Боголюбове близ Владимира, построенный его мастерами.
Первым актом князя Андрея Боголюбского было изгнание младших братьев (они со временем могли превратиться в его соперников) и старой дружины отца, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. «Се же створи, хотя самовластец быти всей Суздальской земли». С этого времени Андрею приходилось остерегаться бояр; по некоторым сведениям, он даже запретил боярам принимать участие в княжеских охотах — ведь мы знаем случаи, когда князья не возвращались с охоты… В борьбе за власть Андрей стремился опереться и на церковь, используя епископскую кафедру. Он хотел видеть ростовским епископом Федора, поддерживавшего во всем князя, но киевские и цареградские церковные власти воспротивились этому, и в 1168 году «Федорец, лживый владыка» был казнен как еретик.
В области внешней политики Андрей продолжал действовать в тех же трёх направлениях, которые были намечены ещё Юрием Долгоруким: военные походы на Волжскую Болгарию, походы на Новгород и Киев. Новгород успешно отразил «суздальцев», а Киев войскам Андрея удалось взять и разграбить в 1169 году. Следует повторить, что этот грабеж, красочно описанный современником-киевлянином, не привел ни к экономическому, ни к политическому упадку бывшей столицы, где вскоре закрепились княжеские линии, неподвластные северо-восточному князю. Когда победитель Киева Андрей, «исполнився высокоумья, разгордевся велми», попытался распоряжаться южнорусскими князьями в 1174 году, то его послу мечнику Михну остригли голову и бороду и в таком обезображенном виде отослали обратно. Когда Андрей Боголюбский увидел стриженого боярина и услышал от него твёрдый отказ князей в повиновении, то
«бысть образ лица его попустнел» и он «погуби смысл свой невоздержанием, располевся гневом».
Предпринятый Андреем Юрьевичем вторичный поход на Киев собрал неслыханное количество князей и войск, но завершился бесплодной двухмесячной осадой Вышгорода.
«И тако возвратишася вся сила Андрея князя Суждальского… пришли бо бяху высокомысляще, а смиренние отьидоша в домы своя».
Церемонный топорик князя Андрея Боголюбского
Слишком широкие военные замыслы князя Андрея, не связанные ни с потребностями обороны, ни с интересами боярства, должны были обострить взаимоотношения внутри княжества. По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Именно здесь, в Северо-Восточной Руси, писатель Даниил Заточник давал совет боярину ставить свой двор и села подальше от княжеской резиденции, чтобы князь его не разорил.
Легенды о начале Москвы, рассказывающие о том, что князь отнял этот замок у боярина Степана Ивановича Кучки, ведут нас к Андрею. Хотя в летописи постройка княжеской крепости в 1156 году связана с именем Юрия, но мы знаем, что в этом году Юрий сидел в Киеве, мирился с половцами на Зарубинском броде, встречал митрополита из Царьграда и подготавливал поход на Волынь. Построивший крепость на месте Кучкова двора, — это, очевидно, князь Андрей Боголюбский. Боярство не могло спокойно смотреть на окняжение своих замков.
В 1173 году Андрей задумал новый поход на Волжскую Болгарию; в походе, кроме основных владимирских сил, участвовали муромские и рязанские войска. В «Городце» на Волге в устье Оки (Нижний Новгород) был назначен сбор всем дружинам. Две недели князья безуспешно ожидали своих бояр: путь им был «не люб», и они, не выказывая прямого неповиновения, нашли хитроумный способ уклониться от нежелательного похода — они «идучи не идяху». Все эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между «самовластцем»-князем и боярством, напряженности, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче.
В том же 1173 году галицкие бояре сожгли на костре княжескую любовницу, мать наследника престола, а суздальские бояре сами освободили себя от военной службы, придумав способ идучи не идти. В 1174 году — безуспешный и бесславный поход на Киевщину, ускорил трагическую развязку. В 1174 году (по другим летописям, в 1175 году) группа бояр, руководимых Кучковичами, составила заговор против Андрея. Двадцать заговорщиков, в числе которых были Яким Кучкович, Петр, Кучков зять, ключник Анбал, пировали у Петра в Боголюбове, по соседству с княжеским дворцом. Сборище не должно было вызвать особых подозрений, так как происходило 29 июня, в день именин боярина Петра. Яким Кучкович, получивший известие о том, что князь задумал казнить его брата, выступил с речью: «День — того казнил, а нас — завтра; а промыслимы о князе сем!» Ночью вооруженные заговорщики, напившись в медуше вина, поднялись в княжескую спальню и выломали двери. Андрей хотел взять меч, висевший в спальне, но оказалось, что заговорщики предусмотрительно убрали его; князь, физически очень сильный, долго в темноте боролся с толпой пьяных бояр, вооруженных мечами и копьями. Наконец убийцы ушли, а князь, которого считали мёртвым, спустился вниз. Услыхав его стоны, бояре зажгли свечи, нашли Андрея и прикончили его. Та часть дворца, где разыгралась эта кровавая трагедия, сохранилась до сих пор в Боголюбове. Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского подтвердило слова летописи о физической силе князя и о ранах, нанесенных ему.
Андрей Юрьевич Боголюбский (1157—1174 г.г.)
По черепу из гробницы Андрея Боголюбского известный антрополог М. М. Герасимов восстановил внешний облик этого незаурядного правителя, бывшего и полководцем, и писателем, и заказчиком превосходных архитектурных сооружений. Выписки В. Н. Татищева так обрисовывают Андрея Боголюбского: во-первых, он, подобно Соломону, создал великолепный храм (Успенский собор во Владимире), во-вторых,
«град же Владимир разшири и умножи всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил. В воинстве был храбр, и мало кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну, и правду пачи великого приобретения любил. Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы черные, кудрявые, лоб высокий, очи велики и светлы. Жил 63 года».
На следующий день после убийства князя Андрея горожане Боголюбова, мастера дворцовых мастерских и даже крестьяне окрестных сел подняли восстание против княжеской администрации: дома посадников и тиунов были разграблены, а сами княжеские управители, включая «детских» и мечников, были убиты. Восстание охватило и Владимир.
В чём были плюсы и минусы княжения Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского?
Несомненно, положительным было широкое строительство городов, которые являлись не только крепостями, но и средоточием ремесла и торговли, важными экономическими и культурными центрами феодального государства. Князь, временно сидевший на уделе, готовый в любой момент скакать в другие земли, не мог заниматься строительством городов. Юрий же и Андрей, продолжая политику Владимира Мономаха, связали свои основные интересы с Ростово-Суздальской землей, и это было объективно положительным. В новые города и новоосвоенные земли начался приток колонистов, и боярство одобряло такую политику Юрия в 1140-е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
Строительство городов, с одной стороны, было результатом развития производительных сил, а с другой — могучим фактором дальнейшего роста их, получавшего новую расширенную базу. Рост производительных сил не замедлил сказаться и на развитии культуры. Сохранившиеся до наших дней постройки эпохи Андрея Боголюбского свидетельствуют о глубоком понимании русскими архитекторами задач своего искусства. Тонкий и глубокий математический анализ пропорций, умение предусмотреть оптические искажения будущего здания, тщательная продуманность деталей, подчеркивающих гармоничность целого, — эти качества зодчих Андрея Боголюбского являются результатом общего высокого развития культуры.
Церковь Покрова на Нерли, комплекс Боголюбского замка, воскрешенные советским исследователем Н. Н. Ворониным, Золотые Ворота Владимира — все это немеркнующие произведения искусства, позволившие летописцу сравнивать Андрея с библейским царем Соломоном, а нам постигать изумительную красоту русского зодчества накануне создания «Слова о полку Игореве».
Золотые Ворота Владимира
Опасность такого дробления Владимирского княжества сказалась позднее, когда «Большое Гнездо» князя Всеволода захотело распространиться по всем городам Северо-Восточной Руси. Отрицательной стороной деятельности Андрея Боголюбского было, конечно, его стремление к Киеву, к «Русской земле», то есть к лесостепной части Приднепровья. Это стремление никак не было связано с повседневными интересами суздальского боярства; это были личные честолюбивые замыслы Андрея, внука Мономаха.
Экономика южнорусского боярства и князей за 200 лет борьбы с печенегами и половцами приспособилась к нуждам постоянной обороны, постоянной готовности к сидению в осаде и военным походам. С этим, возможно, было связано широкое развитие закупничества (при содержании закупов внутри укрепленных боярских дворов), возрастание применения холопского труда в XII веке, позволявшего быстро создавать необходимые в таких условиях запасы продовольствия, и создания своеобразных «крестьянских городов», прообраза военных поселений вроде пограничного Изяславля на Горыни. Главная тяжесть постоянной военной службы на юге была к этому времени переложена на многотысячный заслон берендейской конницы в Поросье.
Ничего этого не было во Владимирской земле, прочно отгороженной от Половецкой степи Брынскими, Московскими и Мещерскими лесами. Каждый военный поход вызывал резкое нарушение феодальной экономики, не говоря уже о крайней разорительности военных походов для народа.
За пять лет, предшествующих заговору Кучковичей, Андрей Боголюбский снарядил пять далеких походов: на Новгород, на Северную Двину, на болгар и два похода на Киев. По самым скромным подсчетам, войска должны были пройти за это время под знаменами Андрея около 8 тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не менее года только на одно передвижение к цели, не считая длительных осад и маневров. Добавим, что три похода закончились неудачно. Неудивительно, что княжение Андрея Боголюбского завершилось вооруженным заговором боярской верхушки и не зависевшим от него проявлением народного гнева в отношении представителей княжеской администрации.
Восстание в 1174 году в Боголюбове и Владимире напоминает киевское восстание 1113 года, также возникшее после смерти князя, натянувшего до предела тетиву народного терпения. После смерти Андрея Ростов и Суздаль, средоточие старого местного боярства, применили изобретенную киевским боярством систему княжеского дуумвирата: ими были приглашены двое племянников Андрея, второстепенные князья, неопасные для местной знати. Однако здесь на сцену выступил новый город Владимир, выросший при Андрее в крупный ремесленно-торговый центр. Владимирцы приняли Михаила Юрьевича, брата Андрея. Началась война между Ростовом и Владимиром; боярство и аристократы-ростовцы, возмущённые возвышением Владимира, грозили торгово-ремесленному Владимиру:
«Сожжем его! Или снова пошлем туда нашего посадника — ведь это же наши холопы, каменщики!»
В этой фразе сквозит пренебрежение аристократов к демократическим слоям города, к ремесленникам, каменщикам, «делателям», которые незадолго перед этим решительно расправлялись с мечниками и «детскими», а теперь захотели иметь своего князя, неугодного Ростову и Суздалю. Временно победил Ростов — князь Михаил Юрьевич ушёл из Владимира, а там стали княжить боярские избранники,
«слушая боляр, а боляре учахуть я на многое именье». Их «детские» «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».
Кончилось тем, что горожане Владимира, «новые меньшие люди», опять пригласили Михаила и решили твердо стоять за него. Михаил разбил войско племянников и стал князем владимирским. С ним находился его брат Всеволод Юрьевич. Победа горожан Владимира имела большие последствия — произошёл социальный раскол и в старом Суздале. Горожане Суздаля тоже пригласили к себе Михаила (1176 год), сказав, что они, простые суздальцы, с ним не воевали, что его врагов поддерживали только бояре, «а на нас лиха сердца не держи, но поеди к нам!»
В 1176 году часто упоминается Москва (Московь, Кучково) как город, стоящий на пересечении границы Владимирской земли наезженным путём из Чернигова во Владимир.
В 1177 году умер князь Михаил Юрьевич, давно уже болевший. Ростовское боярство снова начало борьбу за политическую гегемонию, поддерживая своего прежнего кандидата Мстислава Ростиславича Безокого против Всеволода Юрьевича, выдвигаемого такими городами, как Владимир, Переяславль Залесский и Суздаль. Самонадеянное ростовское боярство властно вмешивалось в дела князя: когда Мстислав собрался было примириться с дядей, бояре заявили: «Если ты и дашь ему мир, то мы ему не дадим!» Дело разрешилось битвой у Юрьева 27 июня 1177 года, принесшей победу Всеволода Юрьевича (в крещении Дмитрий, 1154 — 1212) . Бояре были схвачены и связаны; их села и стада взяты победителями.
Вслед за тем Всеволод разгромил Рязань, где укрылись его враги. Рязанский князь Глеб (из Ольговичей) и Мстислав Безокий с братом Ярополком были пленены. Горожане Владимира, бояре и купцы, были сторонниками решительной расправы; они приходили на княжий двор «многое множество с оружием» и настоятельно требовали казни пленных князей. Несмотря на заступничество Святослава Черниговского, друга Всеволода, пленных соперников ослепили, а Глеб умер в заточении. Так началось княжение «великого Всеволода», могшего веслами Волгу расплескать и шлемами Дон вычерпать.
Силу новому князю Всеволоду придавал его союз с городами, широкими слоями городского населения. К этому времени создается ещё одна сила, являвшаяся опорой княжеской власти, — дворянство, то есть служилый, военный слой, зависевший лично от князя, получавший за службу или земли во временное владение, или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то княжеских доходов, часть которых предназначалась самим сборщикам. Единого термина ещё не было, но в эту категорию младших членов дружины и княжеских дружинных воинов мы должны включить «детских», «отроков», «гридей», «пасынков», «милостников», «мечников», «вирников», «биричей», «тиунов» и др.
Одни из княжеских дружинных воинов были почти холопами, другие дослуживались до положения бояр; эта прослойка общества была многочисленной и разнообразной. В судьбах этих людей многое зависело от их личных качеств, от случая, от щедрости или скупости князя. Они знали княжескую жизнь, несли дворцовую службу, воевали, судили, скакали гонцами в чужие земли, сопровождали посольство, объезжали далекие погосты, убивали из-за угла княжеских соперников, заковывали их в цепи, присутствовали на поединках, организовывали псовую или соколиную охоту, вели учёт княжескому хозяйству, может быть, даже писали летописи.
В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, домениальным, а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеской рати, конницу «молоди». С одним из таких людей, взирающих на князя как на единственного покровителя, мы знакомимся по его собственной челобитной, писанной затейливым языком, но с большим мастерством и эрудицией. Это Даниил Заточник (Псевдо-Даниил. Около 1230 года), написавший письмо-прошение переяславскому князю Ярославу Всеволодичу в XIII веке. Даниил происходит из холопов, но блестяще образован, начитан и, по его собственным словам, не столько храбр на рати, сколько умен, «крепок в замыслах». Он проклинает богатых бояр и просит князя принять его к себе на службу:
«Княже мой, господине! Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град нашь твоею державою… Кораблю глава кормник, а ты, княже, людем своим… Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшавши милостию своею… Лучше бы ми вода пити в дому твоем, нежели мед пити в боярстем дворе…»
Умный, но бедный, образованный, но безродный, молодой, но непригодный к военной службе, которая сразу открыла бы перед ним широкую дорогу, Даниил Заточник хочет найти своё место в жизни поблизости от князя. Он не собирается разбогатеть женитьбой на богатой невесте, не хочет и в монастырь идти, не надеется на помощь друзей; все его мысли направлены к князю, который не копит сокровища, а раздает свою «милость» не только домочадцам, но и «от инех стран… притекающая» к нему. «Даниил» является выразителем интересов того возраставшего на протяжении XII века слоя служилых людей, которые в большинстве своём шли в войско, в «молодшую дружину» князя, но в виде исключения просились и на службу, требующую «мудрости». Антибоярские настроения служилых людей позволяли княжеской власти опираться на них в своей борьбе с гордым и независимым боярством.
При князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо Владимирское княжество усилилось, разрослось, внутренне укрепилось благодаря поддержке городов и дворянства и стало одним из крупных феодальных государств в Европе, широко известным и за пределами Руси. Всеволод мог влиять на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине, вмешивался иногда в южнорусские дела, но без тех грандиозных затрат, которые приходилось делать его брату Андрею. Всеволод почти полновластно распоряжался рязанскими княжествами; там княжили шесть братьев Глебовичей, постоянно враждовавших друг с другом. В «Слове о полку Игореве» сказано о Всеволоде: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны Глебовы», то есть он может бросить «удалых сынов Глебовых» как зажигательные снаряды с «греческим огнём».
Здесь имелся в виду победоносный поход 1183 года на Волжскую Болгарию, в котором по приказу Всеволода участвовали четверо Глебовичей. В 1185 году они вышли из повиновения, но об этом автор «Слова» ещё не знал, когда писал эту часть своей поэмы. Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством. Всеволод здесь сажал на княжение своих сыновей.
Всеволод умер в 1212 году. В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследия: великий князь хотел оставить княжество по-прежнему под главенством города Владимира, новой столицы, а его старший сын Константин, ученый книжник и друг ростовских бояр, хотел вернуться к старым временам первенства Ростова. Тогда Всеволод созвал нечто вроде земского собора:
«Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и с волостей и епископа Иоана, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди».
Этот съезд представителей присягнул второму сыну, Юрию. Однако вокняжиться после смерти отца ему удалось только в 1218 году, Юрий Всеволодич погиб в 1238 году в битве с татарами на реке Сити.
В начале XII века Владимиро-Суздальская Русь раздробилась на несколько уделов между многочисленными сыновьями Всеволода Большое Гнездо.
Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства XV века, — яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные строки, которые посвящены ему в «Слове о полку Игореве». Многогранная культура Северо-Восточной Руси вполне созвучна этой замечательной поэме; белокаменное зодчество, проникнутая своеобразной средневековой философией скульптура, летописи, полемическая литература, живопись и «узорочье» золотых и серебряных дел мастеров, народные былины о местных и общерусских богатырях, красочность народного искусства — всё это оправдывает поэтические слова великого автора, обращенные к князю Всеволоду Большое Гнездо, властителю огромных северо-восточных пространств, ставших ядром Московского государства, вновь собравшего Русь в единую державу.
Далее…КУЛЬТУРА РУСИ IX — XIII ВЕКОВ