властелин колец продолжение истории
Мир Средиземья после Войны Кольца
Нашла очень интересную статью о том что же случилось с миром Средиземья после падения Саурона и решила поделится с вами.
Исследуя Четвертую Эпоху Толкина
Aвтор: Michael Martinez
Сайт: Chronicles of Arda.
Многим людям интересно, какой предстала перед нами Четвертая Эпоха, если бы Толкин подробнее описал ее историю. К большому огорчению любопытных фанатов Толкину казалось, что чудеса Средиземья умерли вместе с Арагорном. После его смерти «династия выродилась, и престол занимали лишь посредственные короли и губернаторы вроде Денетора или даже хуже» (Толкин, «Письма»).
Толкин начинал писать историю с рабочим названием «Новая тень», события которой происходят в течение Четвертой Эпохи. Это произведение стало бы продолжением Властелина Колец, но Профессор прервал свою работу после нескольких страниц, так как ему казалось, что невозможно привнести что-нибудь столь же чарующее и фантастическое в мир Арды помимо уже созданного. Более не существовало физического воплощения всеобщего врага, мирового зла. Как Саурон, так и Мелькор были низвергнуты, и не было лазейки, с помощью которой они сумели бы вернуться в Средиземье, так что Свободные Люди могли не волноваться из-за насильственного порабощения, так как ни один человек не может настолько возвыситься над остальными.
Действие в «Новой тени» разворачивалось или, по крайней мере, начиналось в доме Борласа (Borlas), младшего сына Берегонда, того самого Караульного Цитадели, что после Войны Кольца стал Капитаном Белой Башни, охранником Фарамира. Некоторые проблемы возникли с датированием времени описываемых событий, хотя изначально Толкин собирался рассказать нам историю, произошедшую через 100 лет после Падения Саурона, в самом начале правления Элдариона (сын Арагорна и Арвен).
Но годы спустя Толкин переместил действие на сотню лет позже, считая с того момента, как Элдарион взошел на престол. Однако Толкин сохранил Борласа как ключевого персонажа, что вызывает удивление, так как на момент описываемых событий Борласу было бы около двухсот лет, что намного превышает век, отпущенный Дунаданцу, пусть даже и потомку Элроса. Возможно, Борлас приходился бы внуком (правнуком) Берегонду.
Борлас заинтересован слухами о странном и таинственном культе, обретающем популярность в Гондоре. Все чаще в процессе игр Гондорские дети ведут себя как орки: например, уничтожают деревья без видимой причины. А люди между тем шепчутся о новом лидере, Херуморе (Herumor) (имя переводится с Квенья (Quenya) как «темный лорд»), который и был главным организатором культа (Толкин назвал его Сатанинским культом, хотя, скорее всего эта организация имела отношение к поклонению Морготу). История не продвинулась дальше того момента, когда Борлас получает приглашение на тайную встречу (вероятнее всего последователей Херумора) от Саилона (Saelon), молодого человека, выросшего вместе с сыном Борласа. Неясно, собирался ли Саилон рекрутировать (или, возможно, убить) Борласа, либо он принимал участие в кампании против культа и нуждался в помощи Борласа.
Толкин решил, что он мог бы написать триллер о раскрытии и уничтожении культа, действующего против Элдариона. Но, несмотря на то, что такая история могла бы заинтересовать многих читателей, Толкина идея не привлекла. Борлас мог и не остаться главным героем, но он мог бы стать катализатором и сподвигнуть союзников Элдариона на активные действия против культа.
«Новое» Средиземье, разумеется, сильно отличалось бы от мира, который описывался во «Властелине Колец». Если мы допустим, что более поздняя дата времени действия романа приходится на 220 год IV Эпохи, мы можем сделать несколько выводов. Например, из «Народов Средиземья» (The Peoples of Middle-earth) мы узнаем, что Дьюрин, VII гномий король, который способствовал возвращению Длиннобородых гномов (Longbeard Dwarves) в Морию, был, вероятно, сыном Торина III Стоунхелма (Thorin III Stonehelm) и внуком Даина II Айронфута (Dain II Ironfoot).
Торин III родился в 2866 году III Эпохи, и ему исполнилось бы 153 года, когда его отец погиб в Войне за Кольцо. Торин, вероятно, не дожил до окончания правления Арагорна (хотя Гимли, рожденный в 2879 году, прожил куда как дольше). Следовательно, Дьюрин VII стал Королем под Горой (King under the Mountain) примерно в 100-ом году IV Эпохи.
Когда Длиннобородые гномы вернулись в Морию? Возможно, это случилось в ранний период правления Дьюрина, но вряд ли до смерти Арагорна. Несомненно, что это событие произошло до 172 года IV Эпохи, когда Финдегиль (Findegil) оставил последнюю запись в копии Вестмарковской Красной Книги Таина (Thain’s Copy of the Red Book of Westmarch). Так что восстановление Мории пришлось на промежуток времени между 120 и 172 годами. Это событие отразилось на одной из последних войн с орками во времена «Новой Тени». Борлас, пожилой герой «Новой Тени», мог чувствовать «древнее зло», причем очевидно, что это зло было представлено истинными орками, сотворенными Сауроном, а так же прочими подобными существами. Возможно, он сражался с этими созданиями в молодости.
В самом деле, в письме читателю в 1963 году Толкин описал Фарамира так: «Принц Итилиена, величайший князь после Дол Амрота в возрожденном Гондоре государства Нуменор, который вскоре станет империей силы и престижа вовсе не был работягой на сельско-хозяйственном поприще. Еще до того, как возрожденный Король совершил многочисленные деяния ради укрепления государства, Принц Итилиена был бы маршалом-хранителем Гондора на его самой опасной – западной границе, и также у него были бы многочисленные обязанности по заселению потерянных ранее территорий и по очищению их от бандитов и орков, не говоря уже о смертоносной долине Минас Итил (Моргул)» (Толкин, «Письма»).
Хотя Фарамир справился с большинством (если не со всеми) заданий, его последователи могли сражаться с орками в Эфэль Дуат (Ephel Duath), Туманных Горах. И, скорее всего, Принц Итилиена (Фарамир или его наследник) отдал приказ отправить разведывательный отряд, чтобы помочь освободить другие районы от орков. Подобные экспедиции могли быть отправлены в Долины Андуина на помощь Длиннобородым гномам в осовбождении Мории. Борлас, как офицер Белой Башни, был бы идеальным кандидатом на участие в этой экспедиции. Хотя Толкин возможно многое изменил, мы можем предположить, что юный Борлас мог бы побывать в Мории в то время, когда Финдегиль писал копию Красной Книги Таина. Финдегиль мог знать о желании Дьюрина вернуться в Морию, но это желание гном до конца выполнить не успел. Следовательно, информация об экспедиции гнома в Красной Книге отсутствует, но ко времени «Новой Тени» мы узнаем о ней из воспоминаний пожилого Борласа.
Другим источником зла, который опознал Борлас в конце фрагмента «Новой Тени», могли быть Умертвия (Barrow-wights). Эти злые существа заселили древние холмы Тирн Гортад (Tyrn Gorthad) на северо-западе Кардолан (Cardolan) после того, как Великая Чума уничтожила жителей Кардолана. Том Бомбадил (Tom Bombadil) присматривал за этим местом в конце III Эпохи (он отогнал Умертвия от Фродо и его друзей), но Гэндальф на Совете у Элронда намекал, что Бомбадил уединился лишь до больших перемен. Восстановление Арнорского королевства Арагорном могло оказаться подобной переменой.
Арагорн заново выстроил древний город Аннуминас (Annuminas) на севере Шира (Shire), и произошло это в 15-ом году IV Эпохи. Гэндальф сказал Барлиману Баттербуру (Barliman Butterbur), что со временем многие люди вернутся в Гринвэй, чтобы снова поселиться на древних землях Арнора. Казалось, что сначала Арагорн уделял большее внимание северным районам, но со временем Кардолан тоже был бы заселен. Ранние попытки по освоению территории в течение 19-го века III Эпохи были сорваны Умертвиями, так что Арагорн (или Элдарион) должен был позднее с ними расправиться каким-нибудь способом. Опять же Борлас мог принимать участие в тех экспедициях.
Умертвия намного лучше объясняли возникновение сатанинского культа, чем присутствие многочисленных орков в Гондоре. Как нам известно, Саурон прекрасно разбирался в некромантии и волшбе, и ему служили многочисленные духи, среди которых были не только Назгулы. Несмотря на то, что последние потеряли свои силы после уничтожения Кольца Всевластья, Умертвия и прочие духи могли остаться в Средиземье и спокойно существовать еще многие века. Если Херумор и его последователи были найдены Умертвиями, их власть могла распространиться, и сила их, скорее всего, стала бы невероятно велика.
Что собой представляют Умертвия? Толкин не дает нам однозначного ответа. Изначально они были духами, пришедшими из Ангмара и Рудаура (Rhudaur). К Великой Чуме (III Эпоха 1636 год) Рудаур был уже опустошен. Но обитатели холмов, которые вытеснили Дунаданцев, практиковали колдовство, и, несомненно, вызывали и поставляли духов в войска Саурона. Вероятнее всего, Умертвия и были подобными духами, но неясно, чьи же это были духи. Скорее всего, судя по силам, которые продемонстрировали Умертвия, схватившие Фродо, эти призраки по сути своей изначально были эльфами (порабощенными Мелькором в I Эпоху) или, что менее вероятно, Майарами (Maiar), не столь сильными как Балрог или Назгулы, но мощнее духов людей.
В «Кольце Моргота» Кристофер Толкин опубликовал сочинения своего отца, где Дж. Р.Р. Толкин размышлял об исходе эльфов. После финального поражения Моргота Эонве (Eonwe) путешествовал по Средиземью и однажды призвал всех эльфов отправиться в Аман. Многие отказались, но Валар предсказали им нелегкую судьбу: грядущие падения и развоплощения, если те не уплывут в Аман. Эти предупреждения были необходимы для того, чтобы вынудить эльфов покинуть Средиземье, так как оно со временем должно было стать вотчиной Людей. Но в своем сочинении Толкин высказал предположение, что не все эльфы покинули Средиземье несмотря на неизбежное исчезновение, а стали бесприютными призраками в тех местах, где прежде обитали. (Какой грустный момент, не так ли?)
Возможно, некоторые люди, практикующие волшбу и некромантию, контактировали с подобными сущностями и даже позволяли духам вселяться в себя.
Мы можем предположить, что Сатанинский культ нашел способ общения с исчезнувшими эльфами (учитывая, что все Перворожденные, оставшиеся в Средиземье, со временем исчезли). С другой стороны, эльфы могли умереть из-за несчастного случая или войны, и после смерти они были вовсе не обязаны отвечать на призывы в чертогах Мандоса, если они не желали возрождения. Многие Авари склонились к подобному выбору, вероятнее всего, после полных опасностей лет правления Мелькора. Следовательно, некоторые замученные или просто Злые эльфы могли остаться в Средиземье после физической смерти, именно их мог поработить культ Херумора.
Сам Келеборн переехал в Ривендел с внуками Элладаном и Элроиром, где и проживал до последнего путешествия за море, год его отплытия не зафиксирован. Так что многие эльфы могли еще проживать в Ривенделе и Митлондне (Mithlond), хотя большинство людей считало, что Кирдан уплыл с Элрондом и Галадриэль.
Дунланд стал частью Рохана в течение правления Эомера как следствие роли жителей Дунланда во время Войны за Кольцо. Трудно представить, как Рохирримы собирались мирно сосуществовать с этим народом, но со временем они должны были как-то научиться жить по-добрососедски. Эркенбранд оказал огромную милость Дунландцам после битвы при Хорнбурге, и начался долгий процесс примирения народов, враждовавших на протяжении пятисот лет.
Популяции Рохана и Дунланда, вероятно, со временем значительно увеличились, и они могли осуществить колонизацию Эриадора. Мы знаем, что площадь Шира увеличилась в силу заселения ими Башенных Холмов (Tower Hills), а весь Вестмарк и, вероятнее всего, Брилэнд (Breeland), пережил всплеск экономической активности благодаря подобной движущей силе. Аннуминас бы состоял в активных торговых отношениях с Широм, но если бы Бри снова заселил Форност (Fornost), последний снова стал бы важным центром торговли, новостей и путешествий в Эриадоре.
Мир «Новой Тени» был бы многочисленнее, чем мир «Властелина Колец». Вероятно, ближе к концу правления Элдариона стало бы куда как меньше эльфов, но больше гномов. Народы Людей и Хоббитов также расселились бы на значительные территории. Замыслы Херумора могли бы ограничиваться северными землями, но, вероятнее всего, Херумор попытался бы распространить свое влияние так широко, как это было возможно. Даже Хоббиты в Вестмарке почувствовали бы признаки его влияния, пусть бы даже все, что им удалось услышать, были бы внушающие страх слухи. И, несмотря на то, что в Средиземье не осталось врагов, подобных Саурону, IV Эпоха наверняка снова стала бы опасным временем для Свободных народов.
Продолжения Толкина. Ник Перумов, Ниэнна и другие
Последователи Толкина. Другой взгляд на Средиземье
Пробовали многие, а получилось у единиц
Прочтя книги Профессора и восхитившись ими, многие авторы попытались перенять толкиновскую манеру, повторить процесс миротворчества. И вскоре то, что было неотъемлемой частью книг именно Толкина, стало появляться и в других произведениях. Это продолжило развитие нового жанра литературы, впоследствии названного «фэнтези». Именно поэтому почти любого фэнтези-писателя можно назвать продолжателем дела Толкина. Но сегодня мы говорим не обо всех, а лишь о тех, кто продолжил историю толкиновского мира (мира Средиземья или, как его еще именуют, «мира Арды») или дополнил ее.
Таких авторов не очень много. Поскольку в России наиболее известны работы отечественных писателей, продолживших дело Толкина, остановимся на них. Перумов продолжил повествование после завершения событий «Властелина Колец», Наталья Некрасова и Наталья Васильева показали мир Толкина в «темных» тонах, Брилева добавила романтичности одной из центральных историй «Сильмариллиона», а Еськов ввел в фэнтези-мир элементы технологии и современности. При таком кратком знакомстве появляется ощущение некоторой сумбурности и непонятности, потому как полностью представить себе вышеописанное достаточно сложно, но уверяю, при более полном ознакомлении это ощущение проходит, вместо него появляется интерес и понимание.
«Кольцо тьмы»: хоббит, два гнома и один золотоискатель
В 1993 году издательство «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) выпустило две книги тогда еще совсем неизвестного автора — Ника Перумова. Это была серия «Кольцо Тьмы», на титульном листе которой значилось: «Свободное продолжение Властелина Колец». До того эти книги выпускались только один раз (в том же году, издательством «Кавказская Книга») и назывались совсем по-другому: «Нисхождение Тьмы, или Средиземье триста лет спустя». В серию вошли две книги — «Эльфийский клинок» и «Копье Тьмы», чуть позже выходит третья книга — «Адамант Хенны».
Действие романов разворачивается спустя три века после падения Саурона. Все западные земли Средиземья живут в мире и спокойствии, постепенно восстанавливаясь после борьбы с Черным Властелином. Оба княжества, северное и южное, Арнор и Гондор, объединены под общим правлением мудрых потомков Элессара. Любимое место Гэндальфа, Хоббитания, уже несколько веков подряд не участвует ни в каких конфликтах, постепенно возвращаясь к той же размеренной и неторопливой жизни, которая была ей присуща до войны за Кольцо.
Главными «добрыми» персонажами становится неразлучная троица: хоббит Фолко Брендибек, потомок Мериадока Великолепного, и два гнома, Торин и Строри, которого все называют Малышом.
В первой книге персонажи объединяются для решения волнующей проблемы: пробуждается древнее зло, и если его вовремя не остановить, то случится беда, которой триста лет назад жители Средиземья избежали благодаря Фродо. Попытки решить проблему связывают Фолко, Торина и Малыша дружескими узами, которые за время их путешествий становятся много крепче родственных.
Воплощением Зла является Олмер — Золотоискатель из Дэйла, путешествовавший по всему Средиземью. В одном из своих походов он наткнулся на «место падения Небесного Огня», с виду напоминающее не очень глубокую яму, на дне которой вполне могло находиться золото. К сожалению Олмера, ни золота, ни легендарного «Небесного Огня» ему не попалось, а единственной находкой стало небольшое обугленное колечко. После этого случая Олмер попытался узнать о других местах падения «Небесного огня» и стал добывать из них древние кольца. С каждым новым кольцом он чувствовал в себе появление новых способностей и сил.
Конечно же, то были кольца, которыми Саурон одарил девятерых владык из рода людей. В толкиновской Войне Кольца они больше известны как назгулы, или улайры.
Вторая книга Перумова полностью посвящена охоте троицы героев на Олмера, который по ходу обретения девяти колец собирает огромную армию, состоящую из народов Востока Средиземья. В течение всей книги прослеживается изменение самого Олмера и его взглядов. Сначала он хочет восстановить справедливость и вернуть земли запада тем народам, которые жили там до создания Арнора и Гондора. Также у него есть огромное желание отомстить за своих предков, с которыми, по его мнению, обошлись несправедливо.
Но в тоже время кольца не дают ему покоя, постепенно превращая его из человека в существо, подобное назгулам, и расширяя границы его ненависти. Вскоре его целью, наряду с уничтожением Арнора и Гондора, становится истребление всех эльфов Средиземья. Свою ненависть к ним Олмер объясняет тем, что они «навязывали и продолжают навязывать свою волю людям, не давая им жить самостоятельно».
Обе книги гораздо более насыщены боевыми действиями, чем «Властелин Колец». Дух и атмосфера Толкина теряется на фоне бесконечных баталий, опасных переправ и засад. Но в тоже время это создает своеобразие уже перумовской атмосферы, без которой сложно представить «Кольцо Тьмы». У Толкина описание даже крупнейших битв выглядело просто: «Силы были неравные, и армия Гондора отступала, теряя людей, но вскоре подошло подкрепление Рохана, и уже совместными усилиями они начали теснить врагов».
Перумовские битвы — это тщательное описание атак и отступлений (нередко — с кровавыми подробностями), героической доблести и великих предательств, мудрости ратников и глупости генералов. Прочтя его книги, вы досконально изучите тактику ведения боя разных рас. Например, хоббиты, оказывается, в стрельбе из лука уступают только эльфам; гномы во время битвы строятся в особое построение — хирд, которое отдаленно напоминает древнеримскую «черепаху»; эльфы — мастера засад и дальней стрельбы. Дается даже подробное описание тактики народов востока, из которых состояла армия Олмера!
Главная тема этих книг — война, а главные герои — хорошо обученные бойцы, которые живут сегодняшним днем и получают удовольствие от путешествий и приключений. Если образы толкиновских Фродо и Сэма совсем не походят на образы «спасителей мира», то для тройки перумовских воинов спасение всей цивилизации становится чем-то вроде профессии.
После завершения истории с кольцами и великим походом Востока на Запад начинается новая история о путешествии великолепной троицы на юг. О нем повествует третья книга Перумова — «Адамант Хенны». Но она все же больше является продолжением самого Перумова, нежели Толкина. Связь перумовского и толкиновского Средиземья все менее заметна, и единственной общей осью повествования становится «главное зло» — адамант, который хранил в себе изначальный свет и мог стать причиной уничтожения всего мира. Причина его появления тесно связана с историей создания мира, описанной в «Сильмариллионе». «Адамант Хенны» является не только продолжением «Кольца Тьмы», но и ступенью между миром Толкина и будущей вселенной Перумова — Упорядоченным.
Перумов, продолжая историю Арды, щедро добавляет многие детали, которых не было у Толкина. Он подробно рассказывает об эльфах-отступниках (авари), описывая их государство и их жизнь около Вод Пробуждения. Так же он представляет нам новую ветвь гномов — черных гномов, которые мало интересуются делами внешнего мира, отдаваясь полностью своей главной работе: укреплению основ мироздания, так называемых «Костей мира». Подробно описаны и народы Востока, которых Толкин объединял под одним названием — «вастаки». Географическая карта, которая была известна по произведениям Толкина, в «Кольце Тьмы» раздвигает свои границы, показывая нам восточные земли Средиземья.
А помимо Добра и Зла, в книгах Перумова существует третья сила, главное предназначение которой заключается в поддержании хрупкого Равновесия. Эта идея развивается в дальнейших произведениях Перумова (серии «Хроники Хъерварда» и «Хранитель мечей») с помощью образов братьев-драконов, Орлангура и Демогоргона.
«Последний кольценосец»: Технология — навеки!
Если Перумов продолжил историю Арды, добавив отдельные новые детали, о которых не говорил Толкин, то Кирилл Еськов в книге «Последний Кольценосец» дает собственное видение истории «Властелина Колец». Если Перумов писал «свободное продолжение», то Еськов — наисвободнейшее видение Войны Кольца, да и вообще всего мироустройства Средиземья.
Роман «Последний Кольценосец» утверждает, что история, изложенная во «Властелине Колец», написана со слов победившей стороны. А потому она необъективна, ведь в ней не учитывалось мнение проигравших. Ну, а правда кроется в том, что Средиземье — это своеобразное скрещивание двух миров, магического и реалистического характера.
Магическая сторона мира — это Заокраинный Запад (Валинор), реалистическая — Средиземье, в нормальном состоянии они не должны взаимодействовать, но каким-то образом произошел сбой. Группа людей (жителей «реалистического мира») попадает в магический мир, в Валинор, и, опять-таки непонятным образом, уносит оттуда несколько могучих магических артефактов — семь палантиров и некое зеркало.
Между этими людьми, как обычно и бывает, случилась ссора и разделение на два лагеря. Сторонники первого, побывав в Валиноре, уже не могли забыть его величия и красоты, поэтому хотели превратить Средиземье в некое подобие Валинора. Их стали называть Магами, а образованный ими совет — Белым Советом. Сторонники второго лагеря противостоят попыткам Магов превратить Средиземье в жалкое (а другого бы и не получилось) подобие Валинора. Они и объединились в тайный Орден Назгулов.
Так получилось, что артефакты оказались в руках Магов, и они с их помощью смогли провести между двумя составляющими мира Арды некий канал. Именно по нему в Средиземье пришли «жители зачарованных лесов» или, если хотите, просто эльфы. С их помощью глава Белого Совета Гэндальф намеревался уничтожить цивилизацию технологического прогресса — Мордор, которая мешала созданию «Подобия Валинора». Назгулы стали защищать Мордор от магических атак и содействовать в развитии технологий. Апогея это противостояние достигает во время войны, известной по «Властелину Колец». В этой войне командование Мордора допустило несколько непоправимых ошибок, вследствие чего мордорские войска потерпели полное поражение (понятное дело, уничтожение Кольца Всевластия не являлось настоящей причиной поражения).
Единственным путем к спасению Средиземья и всех людей от эльфов и магии, к технологическому развитию, является уничтожение Зеркала, которое нашло приют в лесах Лориэна, у Галадриэль — владычицы этих лесов. Уничтожить его, как ни странно, можно, только сбросив в Ородруин (опять, опять!), а роль уничтожителя и одновременно спасителя насильно передается главному герою книги. А именно — одному из ученых Мордора, во время войны переквалифицировавшемуся в полевого врача, Халадину. Каким образом уничтожать зеркальце, весящее около тонны — решать самому Халадину. Этим он и занимается всю книгу…
Если вы хорошо знакомы с оригинальной историей Войны Кольца, то вам будет очень любопытно читать интереснейшую в этом отношении книгу Еськова. Все события Войны происходят приблизительно в том же, «толкиновском» порядке, но их смысл и суть настолько изменены, что иногда текст вызывает улыбку.
Таких интересных деталей в книге много, поэтому мы не можем не воздать должное воображению Еськова, ведь так перевернуть старый сюжет с ног на голову может не каждый.
«Чёрная книга Арды»: Илуватар — узурпатор, Мелькор — спаситель
Один из самых интересных и оригинальных взглядов на мир Толкина нам предлагают Наталья Васильева и Наталья Некрасова в своих книгах «Черная книга Арды» и «Черная книга Арды. Исповедь Стража». На обложке каждой из них сделана подпись небольшими буквами, которая лучше всего выражают суть и смысл этих книг — «Взгляд с другой стороны на мир Толкина» (Издательство «Эксмо», 2001 г.). Сразу же возникает вопрос: что это за другая сторона? В этих книгах рассказывается история «Сильмариллиона», но повествование ведется от имени Главных Врагов и злодеев этого мира, от Мелькора и его сторонников.
Некрасова и Васильева стирают границу между добрыми и злыми персонажами. В романах признаются все злодеяния Мелькора, совершенные им против эдайн (трех родов людей, которые всегда воевали на стороне сил «света»), сумеречных эльфов, нандоров и нолдоров (колена эльфов, которые в книгах Толкина боролись против Мелькора). Но в тоже время объясняется причина этих злодеяний и вообще первопричина ненависти Мелькора к Илуватару (создатель всего сущего по Толкину) и Валарам (высшие духи мира-Арды), которые, как повествуют эти книги, не такие уж добрые и справедливые, как это показывалось в «Сильмариллионе».
«Черная книга Арды» написана в виде разговора двух людей, которые читают… саму «Черную книгу Арды». Их имена не называются, да они не так уж и важны. Главное — «правда», которые эти люди пытаются донести до читателя. Первый из них верит «Черной книге», второй возмущается ее содержанию. Но в то же время они оба — высокообразованные люди и способны культурно беседовать, объясняя друг другу свою точку зрения и доказывая ее фактами из истории.
Если в Сильмариллионе Мелькор — Черный Вала, воплощение Тьмы, ужаса и страданий, более известный в мире, как Моргот (с эльфийского — «Черный Враг»), то в «Черной книге Арды» он представляется нам единственным Валой, действительно заботящимся о Средиземье. Он — тот, кто привносит в облик мира что-то свое, кто не боится Дара созидания. Все остальные Валары беспрекословно следуют великому Замыслу Илуватара (Создателя), который хочет видеть Арду такой, какой представляет себе ее один Он. Все, что не соответствует Замыслу, должно быть уничтожено последователями Илуватара.
В этой книге впервые появляется ветвь темных эльфов, Эллери Ахэ, как они называются в книге. Толкин сообщал, что об ушедших за Мелькором эльфах мало что известно, и, по одной из легенд, именно из них Мелькор вывел новую расу — орков. В Черной книге предлагается другая версия о происхождении орков и темных эльфов. В первые годы после пробуждения эльфов у озера Куйвиэнэн (с эльфийского — «воды пробуждения») с ними общался только Мелькор, приходя и рассказывая им о том мире, в котором они теперь будут жить.
Через некоторое время и Валары узнали о пробуждении эльфов, и решили забрать их в Валинор, подальше от Мелькора. На переговоры пошел Оромэ, Вала, главной целью которого было уничтожение того, что не входило в рамки Замысла. Некоторые эльфы вняли громогласному вещанию Оромэ (будущие нолдоры, телери, ваниары, сумеречные эльфы и другие «светлые» ветви), некоторые остались верны Мелькору (будущие Эллери Ахэ), некоторые не прислушались ни к Оромэ, ни к Мелькору, и остались в стороне ото всех последующих конфликтов (авари). А были еще и те, кто испугался громоподобного топота копыт коня Оромэ и бросились от него прочь. Страх изменил их сущность, постепенно превращая в то, что позже было названо племенем орков.
Почти каждое событие, описанное в Сильмариллионе, в «Черной книге Арды» приобретает новый смысл и новое значение. История, рассказанная «Сильмариллионом», начинает казаться неполной и неправильной. «Черная книга Арды» — правдоподобная и увлекательная ересь толкиновского мира.
Действие второй книги, «Исповеди Стража», развивается по прошествии 279 лет после падения Саурона и воцарения Эллесара. Хотя «действие книги» — слишком громко сказано, действия в ней не больше, чем в предыдущей. Большую часть текста занимают «страницы» все той же легендарной «Черной книги», с которыми знакомится главный герой — Галдор, работающий в одном из тайных министерств Гондора. Воспитанный истинами «Сильмариллиона», он не желает верить этой книге, и в течение всего повествования ведет спор сам с собой и с владельцем этой книги Борондиром, то убеждаясь в правоте Книги, то находя в ней неубедительные моменты.
Пока Галдор с Борондиром проводят время в спорах, в мир возвращается «тень» в лице нового советника Короля. Его личность остается неизвестной, и нам, как и главному герою, остается делать только предположения. В итоге Галдор приходит к новому виденью истории и признает, что и в «Сильмариллионе», и в «Черной книге» есть много правды, но еще больше лжи, и для того, чтобы написать правдивую историю, нужно абсолютно нейтрально относиться к обоим мнениям.
«По ту сторону рассвета»: любовь, морковь и Сильмарилл
Есть еще одна книга, автор которой в любом случае является «продолжателем» дела Толкина. Ольга Брилева не побоялась переписать одну из самых красивых и романтичных историй «Сильмариллиона» (эта легенда также упоминается во «Властелине Колец») — историю любви Берена и Лютиэнь. Двухтомный роман «По ту сторону рассвета» издан «Эксмо».
У Толкина эта история описывается кратко и затрагивает только самые важные моменты. Брилева в своей книге расширяет легенду, добавляя несколько новых событий в сюжетной линии, описание чувств, ландшафтных красот, архитектуры эльфов и других приятных для поклонника Толкина подробностей.
«По ту сторону рассвета» будет интересна как тем, кто знаком с прототипом текста, так и тем, кто не читал Толкина вообще. Роман написан доступным языком, и специальных ссылок на произведения Профессора, как это было, например, в «Черной книге Арды», Ольга не делает.
Основная сюжетная линия остается без изменений: Берен, сын Барахира, чтобы получить руку Лютиэнь (а ее сердце он получил уже давно), дочери владыки Дориафа (одно из государств эльфов) Тингола, соглашается сделать то, что не удавалось еще ни смертному, ни бессмертному — достать один из Сильмариллов (камни нечеловеческой красоты, которые фигурируют на протяжении всего повествования в «Сильмариллионе») из короны Черного Врага Мира — Моргота (он же Мелькор). В этом походе ему придется пережить лишения и смерти близких друзей. Преодолев все преграды на пути к цели, он, не без помощи и при участии своей любимой, торжествует победу.
При всей привлекательности двух томов Брилевой, нужно помнить, что это ее взгляд на легендарную историю, и он сильно отличается от рассказа Толкина. В романе Брилевой описания очень реалистичны, иногда даже излишне реалистичны. Например, эдайн описаны как обычные люди, которым свойственны все человеческие слабости и пороки: коварство, зависть, продажность и слабоволие. Предательство среди эдайн у Толкина встречается редко (один или два раза за все повествование «Сильмариллиона»), а в «По ту сторону рассвета» мы видим его постоянно. Такие мелочи портят впечатление от книги в целом. Но эти мелочи будут заметны далеко не каждому…
Авторы «средиземных» произведений
Ник Перумов
Один из самых известных русских фэнтези-авторов. Начал литературную деятельность с «Кольца Тьмы», после этого вышли его знаменитые книги из цикла «Упорядоченное». По профессии Ник — биолог, окончил Ленинградский политехнический институт. Недавно он решил вспомнить о героях «Кольца Тьмы», и продолжить написание «Неба Валинора» (альтернативная история «Адаманта Хенны») и «Водопада». Более подробную информацию об этом авторе и о его творчестве можно найти на его официальном сайте в интернете — perumov.com.
Кирилл Еськов
Кирилл закончил биофак МГУ, стал автором двух школьных учебников. Из художественных книг написал «Последнего Кольценосца». Любимым занятием, как он сам признается, Кирилл считает отдых в компании старых друзей, времяпрепровождение со своей дочерью и написание различных текстов, как научных, так и художественных.
Наталья Некрасова (Иллет)
Наталья закончила химфак МГУ, сейчас работает редактором обозрения «Химический Комплекс России» и переводчиком в издательстве «Эксмо». Она написала несколько художественных книг, среди которых «Черная книга Арды» (в соавторстве с Натальей Васильевой), «Рудаур» (в соавторстве с Д. Бромберг) и другие; также является автором множества песен и стихов (чаще — связанных с миром Толкина).
Наталья Васильева (Ниэнна)
Именно Васильева придумала и составила язык Ах’энн, которым пользуются сторонники Мелькора в «Черной книге Арды», а также написала песни и стихи, использованные в этой же книге. Подробнее узнать о Ах’энн, песнях и другом творчестве Натальи можно, посетив страницу в интернете — www.elhe.ru.
Ольга Чигиринская (экс-Брилева)
Известная активистка толкинистского фэндома, впервые опубликовала роман «По ту сторону рассвета» на страницах интернета. Издан же он был под псевдонимом «Берен Белгарион», а сама Ольга поместила себя в редакционный блок книги как «переводчика».
Фрито, Гельфанд, Илуватар и все, все, все…
Помимо обычных продолжений, дополняющих историю мира Толкина, были и другие — юмористические. Одними из самых известных и читаемых являются пародии на «Сильмариллион» — «Звирьмариллион» Алексея Свиридова, и на «Властелина Колец» — «Пластилин (Холестерин) Колец» (он же «Тошнит от Колец», все зависит от перевода) Генри Берда и Дугласа Кенни. Помимо этих, есть еще несколько произведений, ознакомиться с которыми можно, обратившись по ссылке lib.ru/tolkien.
Хоть я и отношусь к таким работам скептически, но все равно признаю, что «Звирьмариллион» — произведение читабельное и порою очень смешное. Игра с именами и названиями понятна любому русскому человеку, а такой игры в книге много. Например, Мелькор, участвуя в Пении Айнур, забивал все хоровое пение песней группы «Любэ» «Атас!»… Основной ход толкиновских событий остается без изменений, но их изложение разбавляется большим количеством юмора.
Хуже дело обстоит с «Холестерином Колец». Книга фактически издевается над «Властелином Колец», содержит огромное количество пошлости, черного юмора и достаточно недалеких шуток. Все это превращает ее не в юмористическое произведение (коим, без сомнения, является «Звирьмариллион»), а в злобное и местами тупое глумление над текстом Толкина. Можно сделать скидку на то, что авторы книги — американцы, которые, по их собственному признанию, стремились заработать деньги, выпустив эту работу. Книга однозначно на любителя, лично мне ее читать было сложно.
Читать пародии на Толкина или нет — решать вам, однозначной читательская реакция быть не может. Одни считают, что это ужасно, другие читают эти книги с не меньшим удовольствием, чем творчество Профессора, а третьи абсолютно равнодушно относятся и к трудам Толкина, и к его продолжателям. Поэтому вам придется самим определиться, к какой группе вы относитесь. А после этого — начинайте читать!
Мир в истории и история мира
То, что к произведениям Толкина написано столько оригинальных и интересных продолжений, еще раз доказывает, что мир Профессора не канул в Лету, не остается предметом изучения истых фанатов, а продолжает жить полноценной жизнью и приобретать все новых и новых поклонников. Хотя в случае Толкина — это и не требует доказательств. Очень жаль, что создатель «Властелина Колец» не дожил до момента, когда его книги стали настолько популярны, что обрели дополнения, вышедшие из-под чужого пера.