влияние литературы на историю

Влияние литературы на историю

Патриаршество — новая тема на портале «Богослов.Ru»
20 ноября этого года исполняется 75 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

влияние литературы на историю. Смотреть фото влияние литературы на историю. Смотреть картинку влияние литературы на историю. Картинка про влияние литературы на историю. Фото влияние литературы на историю

« Поэт в России — больше, чем поэт…»

XIX век в России кроме прочих значимых событий отмечен небывалым ранее влиянием литературы и искусства на русское образованное общество. Явление это столь обширно и многопланово, что даже для его поверхностного описания потребовалось бы весьма объемное исследование. По этой причине целью настоящей статьи является рассмотрение лишь одного (впрочем, существенного) вопроса, относящегося к этой теме, а именно: какова основная причина столь высокого значения, которое представители художественного творчества возымели в русском обществе в столетие, предшествовавшее падению монархии в нашем государстве?

История Церкви сохранила нам примеры не менее, а порой и более страстного отношения к вопросам небытовой тематики, охватывавшим широкие народные массы. Так, святитель Григорий Нисский оставил нам следующее описание современных ему событий, связанных с появлением арианской ереси: «Иные вчера и за день, оторвавшись от трудных занятий, стали какими-то внезапными преподавателями богословия; иные, может быть, слуги, не раз бичеванные, бежавшие от рабского служения, с важностью любомудрствуют у нас о непостижимом. Вы, конечно, знаете, кого в виду имеет слово, потому что все в городе наполнено такими людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это торгующие платьем, денежные менялы, продавцы съестного. Ты спросишь о волах, а он любомудрствует тебе о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать о цене хлеба, а он отвечает тебе, что Отец больше, а Сын у Него под рукой; если скажешь, что пригодна баня, решительно говорит, что Сын из ничего»[iii].

Приведенная цитата интересна для нас тем, что показывает состояние христианского мира в IV веке, а именно — горячий народный интерес к богословским вопросам. И хотя святитель описывает ситуацию в отрицательном ключе по причине самонадеянности новоявленных и самозваных богословов, но сам факт вовлеченности широких народных масс в богословские споры характеризует народные интересы христиан того времени. Истины божественные они воспринимали как важнейший элемент своего существования, как основы жизни.

В российской истории мы не найдем столь глубокой народной заинтересованности в вопросах чисто богословской тематики. Но все же и в нашем народе долгое время темы церковной жизни, вопросы вечности превалировали над бытовыми интересами. Вспомним, к примеру, 1492 год от Рождества Христова, год, в который исполнялось 7000 лет от сотворения мира. Известно множество случаев, когда крестьяне не хотели в этот год сеять зерно, по причине того, что мир пришел к концу. Можно также вспомнить потрясший русский народ раскол XVII века с его спорами, гарями и военными столкновениями. Это не примеры для подражания, но свидетельства величайшей важности вопросов церковной жизни для русского народа, причем не только для простого народа, но и для всех сословий русского общества, от крестьян до царя.

Что было главной целью русского человека допетровского времени? Узнать и исполнить волю Божию, провести жизнь в вере и благочестии, сохранив верность Христу и Церкви. В XII веке великий князь Владимир Мономах поучал: «А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»[iv]. Ему вторит И.Т. Посошков, живший на рубеже XVII и XVIII веков: «Сыне мой, храни душу свою от всякого грехопадения, дабы ти в вечную погибель не низринутися, и того ради житие свое имей самое истинное, правого христианства держащееся»[v].

Логика отмеченной метаморфозы проста. Пока мы живем в системе ценностей, в которой центральное место занимает Бог, то главной нашей задачей является приведение своих мыслей, желаний и чувств в согласие с божественным законом, с Божией волей. В антропоцентрической модели мироздания место Бога занимает человек, и, следовательно, при выстраивании этой новой системы ценностей естественным образом встает вопрос: что есть человек? И этот вопрос не праздного любопытства, поскольку именно в ответе на него заключены законы жизни человека Нового и Новейшего времени.

Именно с этого периода « поэт в России — больше, чем поэт». Поэт, писатель превращается в прозорливца, пророка, посланника Небес, перед которым раскрываются тайные смыслы судеб человечества, ломаются преграды пространства и времени:

Величие даров новых пророков столь велико, что они становятся недостижимым образцом для последователей, которым, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к ним, остается лишь молиться своим кумирам:

Но это — путь тупиковый, путь неоязычества, путь саморазрушения человечества, в том числе — и человеческой культуры. Попытка основать нравственность на человеке обречена на неудачу по одной простой причине — человек в отличие от Бога не имеет в себе автономного источника существования, или, говоря евангельским языком, «жизни в себе» (Ин. 5:26; 6:53). Это вопрос веры, и если веры нет, то доказать здесь практически ничего невозможно.

Кроме того, всякий, кто попытается вопреки божественному откровению найти в человеке нравственные основы вне зависимости от его связи с Богом, сталкивается с непреодолимыми трудностями. Человек, по свидетельству святых отцов и учителей Церкви, является не только микрокосмом, то есть «малым миром», но и микротеосом, то есть «малым богом». Создателем вложено в человека такое богатство даров и способностей, что на их освоение и изучение не хватит жизни не только одного человека, но и всего человечества. Это дарованное от Бога богатство человека позволяет погрузиться, что называется, «с головой» в какую-нибудь одну из сфер человеческой деятельности: в науку, искусство, литературу, музыку и тому подобное. И эта деятельность нередко настолько захватывает человека, что принимает характер религиозного служения, занимает для него место Бога и формирует соответствующий моральный кодекс.

В отмеченном моральном антропоцентризме — корни деградации современных, некогда христианских народов. Аборты, эвтаназия, содомия, нравственная распущенность объявляются нормой жизни именно ввиду объявленной автономии человека. Медленно, но верно мы превращаемся в чудовищ вполне культурного вида, по-св о ему чувствительных, приятных в общении, словно бы имея своей целью стать иллюстрацией апостольского слова о людях последних времен: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5).

Какой же вывод можно сделать из сказанного выше? Может быть, православным христианам следует отказаться от русской литературы, да и от художественной литературы вообще? Но это будет другой крайностью. Если святители Василий Великий и Григорий Богослов говорили о той пользе, которую христиане могут почерпнуть у языческих авторов, то нам ли отказываться от своего отечественного художественного наследия, гораздо более близкого к христианской традиции, чем античность.

Тем не менее не стоит переоценивать воспитательное значение русской литературы. Если знакомство с ней не будет уравновешиваться укорененностью в церковном предании, то влияние литературы может быть для человека (прежде всего, конечно, мы имеем в виду молодого человека) не менее губительно, чем любая другая земная привязанность, которой приписывается автономная ценность. Поэтому, читая русскую классику, не будем забывать, что Пушкин, как и литература вообще, это далеко не «наше всё», а Лев Толстой — не только гениальный писатель, но и несчастный, запутавшийся человек, противник Церкви и Христа, соблазнивший и сбивший с истинного пути множество своих последователей и почитателей. И уж, конечно, художественная литература не заменит нам Священного Писания, житийной литературы, поучений святых отцов и учителей Церкви, в особенности же — богослужения и таинств.

В остальном же будем руководствоваться наставлениями апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

[i] Ореханов, Георгий, прот. Русская православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников: монография. – М.: ПСТГУ, 2010. – С. 253.

Источник

Статья на тему «Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева»

влияние литературы на историю. Смотреть фото влияние литературы на историю. Смотреть картинку влияние литературы на историю. Картинка про влияние литературы на историю. Фото влияние литературы на историю

Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева.

Н.А.Демидова, зам. директора,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

Проблема «Литература и исторический процесс» пронизывает весь курс литературы IX-XI классов. Она несет в себе богатейшие возможности для углубления представлений учащихся о закономерностях литературы как формы духовной деятельности людей.

Изучая литературу в ее связях с историей, учащиеся приходят к важным выводам: об исторической обусловленности литературного процесса, об органической связи писателя со своим временем, о роли литературы в жизни общества. Одновременно для них станет очевидной еще одна закономерность: бессмертие великих произведений искусства, нерасторжимость их конкретно-исторического и общечеловеческого значения.

Однако учащиеся не всегда понимают, в чем состоит своеобразие художественного познания жизни и воздействия на нее. Нередко они понимают литературу как воспроизведение явлений жизни. Между тем писатель, стремясь постичь жизнь, как бы творит ее заново. Автор произведения одухотворяет своей мыслью и воображением факты, замеченные им в жизни, и создает на этой основе образное ее отражение. Поэтому жизнь выступает в литературе в творчески преображенном виде.

Особенно показательны в этом отношении произведения, изображающие исторические события. Так, «Война и мир» Л.Н.Толстого – это произведение, в котором исторические факты «переплавлены» творческим воображением, догадкой, ищущей мыслью художника.

«Преображенная» в литературе жизнь может выступать не только в правдоподобном виде, но и в подчеркнуто условном. В литературе допустимо преувеличение, нарушение реальных масштабов вещей, совмещение реального и фантастического планов. Литература по-своему обращается с пространством и временем. Писатель может перебрасывать действие из одного места в другое и не только на широких «эпических» просторах «Войны и мира» или «Кому на Руси жить хорошо», но и в пределах такого маленького рассказа, как чеховский «Ванька». Так же свободно писатель обращается и со временем: он нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени»), растягивает и сжимает время (целая жизнь Ионыча умещается на нескольких страницах печатного текста). Однако условность в произведениях литературы не противостоит жизни: она служит единственной цели – раскрытию жизненной правды, сущности изображаемых явлений.

Прорываться к подлинно человеческому в наших людях мастерски умел Б.Л.Васильев. Как писатель он пробовал свои силы в жанрах романа, повести, рассказа. Написанные им произведения составили несколько сборников. В них с наибольшей силой проявилось писательское дарование Б.Васильева.

Докопаться до героических начал в самом простом человеке, очаровать нас абсолютной их чистотой стремился писатель, создавая свои произведения. Но он хорошо знал, что в жизни существуют не одни лишь светлые души и в полную силу ощущал, какой напряженной все еще остается борьба добра со злом. С каждым новым произведением Б.Васильев все глубже проникал в тайны человеческой жизни и подвига, развенчивая все, что мешает подлинному счастью людей. Этим обусловлено нарастание внутреннего драматизма в его творчестве.

Объективность и достоверность изображения, исследование жизненного процесса в его непосредственном протекании, анализ в первую очередь определенной социальной среды и ее типовых представителей составляет своеобразие повестей и романов Б.Л.Васильева. Драматизм человеческих судеб обусловлен в них драматизмом исторического и общественного развития страны.

В литературе становится более ощутимым доверие к конкретному жизненному материалу, познание которого оборачивается пониманием особенностей общественной жизни и внутренних процессов развития личности. Строгость и достоверность изображения отвечают потребности реалистической оценки действительности.

Литература конца XX века стремится выявить «естественные основы бытия», человеческое содержание характеров. Ф. Абрамова, В. Белова, Е. Носова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина, Б.Васильева сближает умение показать эстетическую ценность простого, будничного, интерес к цельным народным характерам, предметное воссоздание действительности.

В произведениях Б.Васильева общественные и нравственные противоречия чаще всего выражаются в формах повседневного, привычного человеческого существования.

Образ главного героя романа «Не стреляйте белых лебедей», который в многотрудной жизни своей занял позицию рыцарского служения общему делу, раскрывается в самом начале романа через восприятие автора Б.Васильева: « Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.

Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя.

И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей.

А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?

Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».

Необычное начало произведения, авторская открытость, «непосредственные» отношения между автором и читателями сближают роман с лирическим повествованием.

В конце романа углубляются конфликты и социальные, и нравственные, и событийные, и психологические. И хотя Б.Васильев не ставит завершающей точки, перспективы общественного развития обозначены достаточно четко. Они в реальной возможности победы граждански зрелых начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни. По масштабности поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству психологических типов роман Б.Васильева занимает видное место в современной литературе.

В литературоведении уже высказывался взгляд на период развития литературы конца 60-х – начала 70-х годов XX века как на наиболее близкий классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как В. Шукшин и Б.Васильев. Их герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чем смысл жизни, «что с нами происходит», в чем тайна мира, красоты, движения, «зачем все»? Духовная напряженность произведений этих писателей связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять их связь, «дочерпаться до дна».

Тяготение к художественно-философскому постижению мира заставляет писателей все чаще обращаться к формам аллегории, сказки, притчи, жанровые возможности которых связаны с усилением роли авторской мысли. «После сказки», «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Пастух и пастушка» («Современная пастораль») В. Астафьева, «Волчья стая» В. Быкова, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, повести-сказки В. Шукшина строятся по законам притчи и сказки. Повествование в них условно заострено. Жизненные ситуации связаны с острейшими проблемами современности. Осмысление в общем потоке бытия нравственных позиций героев и борьбы их с обстоятельствами помогает включить эту прозу в большую философскую проблематику эпохи.

Литература все более стремится «угадывать» за житейскими обстоятельствами исторические, за «подробностями текущей жизни»— время.

Наиболее отчетливо связь исторического с обыденным обнаруживается в творчестве Б.Васильева. Социальный опыт этого художника выражается прежде всего в борьбе за идеи действенного гуманизма, гражданской совести, в разоблачении житейских позиций непротивления, пассивности, компромиссов («Не стреляйте белых лебедей», «Экспонат №…»). Характер в произведениях Б.Васильева обычно несет печать социальной среды, его сформировавшей, тех конкретно-исторических условий, которые оборачиваются его неповторимостью, тех общественных отношений, которые выражаются в определенности человеческой индивидуальности. Писатель избирает кризисные ситуации для испытаний человека на прочность. Направление аналитической мысли Б.Васильева определяется целью выявить в характере и поведении героя борьбу различных тенденций времени.

От произведения к произведению содержание творчества Б.Васильева расширялось и углублялось, нарастал внутренний динамизм, осязаемое изображение жизни все крепче соединялось с философским осмыслением ее. Это проявлялось, например, в том, что многие герои писателя пытаются решать сложные или, как говорнли когда-то, «вечные» вопросы, заглянуть за горизонт, чтобы разгадать проблему подлинного человеческого счастья. Писатель был убежден, что для решения ее современный человек обладает всеми необходимыми ресурсами.

Нравственный потенциал произведений Б.Васильева не оценим для вдумчивого читателя. Его творчество всегда будет учить добру, отзывчивости, человечности, учить не быть безразличными, равнодушными, глухими к жестокости и злу.

Источник

Роль художественной литературы на уроках истории

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы: Художественная литература служит для учащихся одним из важных ис­точников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания.
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школь­ных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве вырази­тельного материала на уроках. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность до­вести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкрет­ном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изу­чаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
Увлеченность чтением художественной литературы побуждает интерес к самостоятельному изучению истории.
Цель исследования: изучение художественной литературы как средства фор­мирования устойчивого интереса к самостоятельному усвоению исторических знаний учащихся.

Объект исследования: самостоятельная работа школьников при изучении истории

Предмет исследования: художественная литература, как средство формирования и развития у школьников устойчивого интереса к самостоятельному усвоению исторических знаний.

Задачи:
1. Раскрыть понятие самостоятельной работышкольников при изучении истории;
2.Изучить роль художественной литературы в самостоятельном изучении истории
3.Определить использование художественной литературы на уроке истории

РАЗДЕЛ II РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2. 1. Изучение и анализ параллельного курса литературы в школе

Для того чтобы как можно правильнее сопоставить художественную литературу с историческими событиями, о которых учитель рассказывает на уроках истории нужно изучить и проанализировать параллельный истории курс литературы.
Для этого мы берем курс школьной литературы и анализируем его для поиска самого лучшего варианта и примера использования определенных художественных произведений на уроках истории
Для изучения и анализа мы берем программу по зарубежной литературе 5-11 классов.
Программа соответствует „Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ”, включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления [13, c 17].
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го классов в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Выделяются следующие этапы литературного образования школьников:
5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели:
1. Формирование личностного отношения к прочитанному;
2. Осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели:
1. Развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;
2. Осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели:
1. Формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;
2. Осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.
10–11-й классы – разноуровневое профильное изучение литературы в историко-литературном (общеобразовательный курс в соответствии с „Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ”, профильный курс) и функциональном аспектах (элективные курсы). Основные учебные цели:
1. Постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений;
2. Включение художественного текста в историко-литературный процесс [13, c 67].
Конечно, не все книги, которые изучаются на уроках литературы можно использовать в качестве исторического источника, но большинство книг из курса школьной литературы вполне могут удовлетворить эмоциональную подпитку и развить эмпатию у детей, не прибегая к книгам внеклассного чтения.
Однако к выбору художественных произведений нужно подходить с особой тщательностью.

2. 3. Самостоятельная работа учащихся с художественной исторической литературой

Произведения художественной литературы на общественно исторические темы по материалу отечественной истории, как правило, рекомендованы в школьных учебниках по каждой теме курса отечественной истории 5-11 классов и пропагандируются учителем для самостоятельного чтенииучащимися дома, привлекаются в качестве выразительного материала во внеклассной работе, используются на уроках, включаясь в ярких отрывках в рас­сказ учителя, служат предметом короткого обсуждения. Во всех случаях худо­жественная литература является для учащихся одним из важных источников ознакомления с историческим прошлым народов России, начиная с древности и до конца XX века, а также одним из эффективных средств обогащения их пред­ставлений, их нравственного и эстетического воспитания.
Увлеченность чтением художественной литературы побуждает интерес к самостоятельному изучению истории.
Самостоятельное чтение художественной литературы предполагает на­личие определенного уровня развития читательской культуры учащихся.
Развитие читательской культуры личности в рамках основных и вне­классных уроков является важной задачей, которая решается во время анализа художественных произведений. И действующие школьные программы, и учеб­ники по литературе для учеников основной школы должны предусматривать развитие читательской культуры школьников, читательского опыта, сопостав­ление самостоятельно прочитанных художественных произведений с изучае­мым литературным материалом [1, c 49].
В научной литературе нет четкого определения понятия „читательская культура». Обобщая теоретические исследования в данной области, можно дать определение понятия „читательская культура”.
Под читательской культурой, понимается определенный уровень сфор­мированное ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимать аннотации); необходимый уровень теоретико-литературных знаний; творческие способности; умения оценки и интерпрета­ции; речевые умения.
Используя художественную литературу на уроках истории и во вне­классной работе для учителя истории важно заинтересовать, привлечь внима­ние учащихся к изучению истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *