внеурочное занятие по истории
Внеклассные мероприятия по истории. Разработки
Внеурочная деятельность по истории
Будем рады, если наши внеклассные мероприятия пополнят вашу педагогическую копилку и помогут в организации внеклассной работы по истории.
Интеллектуальная игра по Истории Древнего мира в 5 классе Своя игра в ребусах на тему: «Культура Древней Греции». Автор: Симакина Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания, ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат №62 3-4 вида, республика Бурятия, г. Улан – Удэ. Краткое описание: Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего ми.
Интеллектуальная игра для 5 класса: «Исторические портреты. Древняя Греция»Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МОУ «Батьковская основная общеобразовательная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Назначение: Игра предназначена для учителей истории, работающих с учащимися 5 класса. Разработку можно использовать на контрольных уроках как творческий вариант проверки и закрепления изученной темы, а также как оригинальный способ познакомить ребят с д.
Сборник кроссвордов для 5 класса «Древняя Греция»Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Описание и назначение: Сборник состоит из семнадцати кроссвордов, составленных по материалам раздела «Древняя Греция» учебника «История Древнего мира, 5 класс» (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая). Одиннадцать кроссвордов соответствуют девятнадцати параграфам раздела «Древняя Греция» и с.
Альбом «От чудес света к чудесам России»Описание: данный материал будет полезен для педагогов. Он предназначен для учащихся 5 и 6 классов. Материал представляет полезную и интересную информацию, которую можно использовать на уроках истории и во внеклассной работе. Семь чудес света – это древнейшие памятники архитектуры, которые по праву считаются самыми великими творениями рук человека. Число 7 было выбрано далеко не просто так. Оно принадлежало Аполлону и являлось символом завершенности, полно.
Игра по праву для старшеклассников с презентациейВнеклассное мероприятие «Ты – будущий избиратель» может быть проведено в виде игры «Сто к одному» среди учащихся школы или студентов. В ходе подготовки к игре необходимо сформировать две или три команды, которым предстоит показать свою эрудицию в знании основ Конституции Российской Федерации, прав избирателя, а также местных органов власти (мероприятие разработано на материале Ивановской области). «Главная опасность для демократии – равнодушие.
Внеклассное мероприятие по Истории России в 7 классе: Игра «По страницам истории…»Автор: Горбунова Т.А., учитель истории, обществознания и права МАОУ «Уватская СОШ» Краткое описание: Внеурочное мероприятие по истории России проходит в форме игры и посвящено историческому периоду, который изучается в 7 классе – XVI-XVIII вв. Игра составлена на основе учебника по истории России 7 класс (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и дополнительной литературы. Материал может быть интересен учителям истори.
Сборник исторических кроссвордов для 5 класса «Кроссворды на каждый урок. Древняя Азия»Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Описание и назначение: Сборник состоит из двенадцати кроссвордов, составленных по материалам разделов «Западная Азия в древности» и «Индия и Китай в древности» учебника для 5 класса «История Древнего мира» (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая). Десять.
Сборник кроссвордов по обществознанию для 9 классаАвтор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Описание и назначение: Сборник состоит из семи кроссвордов, составленных по материалам учебника «Обществознание. 9 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. Кроссворд «Политика и государство» соответствует § 1-3, кроссворд «Правовое государство и политическая активность» – § 4-7, кро.
Сборник кроссвордов по обществознанию для 8 классаАвтор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Описание и назначение: Сборник состоит из пяти кроссвордов, составленных по материалам всех четырех глав учебника «Обществознание. 8 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова и Н. И. Городецкой. Четыре кроссворда соответствуют четырем одноименным главам учебника: два кроссворда состоят из 12 слов и д.
Данная разработка предназначена для учащихся 5 классов. В соответствии с календарно-тематическим планированием начало изучения Древней Греции приходится на последнюю неделю II четверти. Как вариант, возможно проведение урока в игровой форме. Учащиеся получают домашнее задание по параграфам 24 (Греки и критяне) и 25 (Микены и Троя. Учебник А. А. Вигасина и др. (М.: Просвещение). Задания викторины составлены по типу популярной телевизионной игры-викторины «Своя игра». Существенным отличием буд.
Сборник исторических кроссвордов для 5 класса «Кроссворды на каждый урок. Древний Египет»Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Описание и назначение: Сборник состоит из семи кроссвордов, составленных по материалам раздела «Древний Египет» учебника для 5 класса «История Древнего мира» (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая). Пять кроссвордов соответствуют шести параграфам учеб.
Методическая разработка внеурочного мероприятия: «Страницы истории».
Учитель истории и обществознания
МКОО «Староатлашская СШ»
Юртаев Газинур Ринатович
Тема: « Страницы истории »
Концентрическое построение программы по истории дает возможность более глубокого изучения предмета и введения в учебный процесс нестандартных форм обучения, одной из которых как раз и является данная игра.
Цель игры: 1) Повторение и обобщение пройденного материала.
2) Повышение интереса к предмету.
3) Создание ситуации для проявления индивидуального творчества.
4) Приобретение учащимися опыта действий в нестандартных условиях.
Игра разделена на индивидуальные и командные туры. Играют две или более команд по пять человек, они же разыгрывают личное первенство. Команды формируются учителем истории из числа учеников старших классов, отлично и хорошо успевающих по предмету. В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу.
В ходе игры учреждаются призы: в личном зачете – занявшим 1,2,3-е места; в командном зачете – команде- победителю; приз зрительских симпатий; призы для зрителей, активно участвующих в игре.
В качестве призов могут быть использованы научно-популярные книги по истории. В зале находятся учащиеся старших классов, учителя, родители. После каждого тура – музыкальные паузы силами болельщиков (художественная самодеятельность, музыка). Судьи – 5 человек, ведущие – 2 человека.
Игра охватывает два хронологических периода: первая половина ХIХв. (до 1861г.) и период 1861-1917гг. Девиз игры: «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы ни входят состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой- нибудь важный урок» (П.Я. Чаадаев).
Вступительное слово учителя.
Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина».
1-тур. Блиц. Личный зачет. Девиз тура: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». (А. С.Пушкин «Борис Годунов»).
Каждый участник отвечает на три тестовых вопроса, которые зачитываются одним из ведущих. Если нет ответа, любой другой участник, первым поднявшим руку, может ответить на вопрос. Вопросы тестов охватывают первую половину ХIХв.
Пример тестового вопроса: «Когда был заключен Тильзитский мир?». Варианты ответа: а)1807г; б)1805г; в) 1812г. Правильный ответ: 1807г.
После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек у каждого участника судьи подводят итоги личного первенства.
2-тур. Командная игра. Домашнее задание. Каждая команда читает приготовленную речь представителя любой партии в любой Думе периода после первой русской революции. В речи заведомо допущены две исторические ошибки, их надо найти команде – сопернику, пояснить свой ответ. Судьи ставят две оценки: за речь и за найденные ошибки.
3-тур. Личное первенство. Девиз: «Дела давно минувших дней /Преданья старины глубокой» (А.С. Пушкин).
Каждому игроку один из ведущих раздает карточки с цитатами. Необходимо определить, кто автор высказывания, или из какого документа оно взято, дается время на подготовку. Например, о правлении Павла I сохранилось такое свидетельство: «Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России, и судите по ней, насколько должно страдать мое сердце». Кому принадлежат эти слова? Варианты ответа: а) Александру I; б) Н.М. Карамзину; в) А.В.Суворову. Правильный ответ: Александру I. Другой пример. Во что, по словам А.И.Герцена, превратил Россию Николай I? Варианты ответа: а) в казарму и канцелярию; б) в военный лагерь; в) в непросвещенную монархию. Правильный ответ: в казарму и канцелярию. Пока участники игры обдумывают ответы, ведущие могут провести игру со зрителями. Предлагается определить продолжение какой – либо известной фразы. Судьи начисляют балл за правильный ответ.
4-тур. Командное первенство. Домашнее задание. Команды готовят словесный портрет исторического деятеля. Нужно определить, о ком идет речь. Команды готовят дополнительные вопросы, если деятель не «опознан». Выставляются две оценки: за составление портрета и за ответ.
5-тур. Блиц. Личный зачет. Учащиеся должны дать ответы на три тестовых вопроса, которые охватывают период 1900-1904гг. Примеры тестовых вопросов приведены ниже. Назовите имя Председателя IV Государственной думы. Варианты ответа: а) А.И. Гучков; б) М.В. Родзянко; в) П.Н. Милюков. Правильный ответ: М.В. Родзянко. Какая российская партия выдвинула во время первой мировой войны лозунг о поражении своего правительства? Варианты ответа: а) РСДРП (б); б) эсеры; в) кадеты. Правильный ответ: РСДРП (б). После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек судьи подводят итоги личного первенства.
6-тур. Командное первенство. Неожиданное задание. Команды получают два конверта и выбирают один из них. В первом предлагается придумать признание в любви в стиле первой половины ХIХ в; во втором – придумать вызов на дуэль в стиле первой половины ХIХ в. Ответы представляются театрализованно.
7-тур. Командное первенство. Девиз тура: «Смеяться, право не грешно над тем, что кажется смешно» (Н.М. Карамзин). Конкурс остроумных ответов на оригинальные вопросы. Например, можно ли «выучить русский только за то, что им разговаривал Ленин?» (Вариант ответа: да, если иметь словарный запас Эллочки – людоедки). Цыплят рекомендуют считать по осени, а когда лучше их есть?» (Вариант ответа: на Юрьев день.) Почему в России до сих пор никто не знает: что делать? и кто виноват?
( Вариант ответа: потому что никто не хочет нажить себе «горе от ума».) Что нужно делать, когда к вам едет ревизор? (Вариант ответа: строить «потемкинские деревни» и сажать «развесистую клюкву»).
Подведение итогов. Награждение победителей.
Конспект внеурочного занятия на тему «По страницам истории»
Конспект виртуальной экскурсии
База практики: МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр».
Название отряда: Радужное королевство.
Направление внеурочной деятельности: научно-познавательная.
Вид внеурочной деятельности: туристско-краеведческая
Возраст детей: 7 – 14 лет.
Тема: «По страницам истории».
2. Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Место проведения: зеленый зал.
Оборудование: ноутбук, аудиосистема, мультимедиапроектор.
Наглядный материал: презентация, минус песни «Взмахни крылами Русь», минус песни «Моя Россия», викторина, грамота, ручки, листы бумаги.
Подготовительная работа: репетиция ведущего, вокальных исполнителей.
Вид планируемых УУД
Планируемый уровень достижения воспитательных результатов
Контроль в форме сличения способа и действия и его результата с заданным эталоном.
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (о истории города Сарапула в годы Великой Отечественной войны ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условий коммуникаций.
Действие нравственно-этического оценивания.
-Добрый день, дорогие друзья! Мы с вами начинаем наше мероприятие в зеленом зале под названием «По страницам истории». На нашем мероприятии присутствуют знатоки истории, попрошу приветствовать Наталью Васильевну, Марину Александровну и Инзилю Рашитовну. А перед тем как отправится в путешествие для вас выступит Давыдова Дарья с песней «Взмахни крылами Русь».
Песня «Взмахни крылами Русь»
-Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
-Кто, знает, что за событие в России произошло 22 июня 1941 года?
-Был солнечный воскресный день 22 июня 1941 года. Многие сарапульцы уехали отдыхать за Каму. Вскоре по радио пришла страшная весть: фашисты напали на Советский Союз.
-В Пушкинском саду и на набережной Камы состоялись митинги. В первые дни войны сарапульский военкомат был переполнен: все хотели записаться в Красную Армию.
-За годы войны из Сарапула на фронт ушло двадцать пять тысяч человек, а с победой вернулись не все.
-Сегодня день памяти и скорби. И в этот день хочется отдать дань памяти погибшим солдатам, которые не вернулись с фронта. И мы с вами отправляемся в виртуальную экскурсию по значимым местам города Сарапула в годы Великой Отечественной войны. Но для начала я бы хотела узнать, может, вы знаете памятные места, связанные с Великой Отечественной войной?
-А теперь познакомимся поближе с памятными местами и отправляемся в экскурсию.
-И первое место, куда мы отправляемся, это эвакогоспитали Сарапула.
-Как вы думаете, где могли располагаться эвакогоспитали?
(для них были выделены лучшие административные, больничные и школьные здания с центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электроосвещением)
-Как вы думаете, сколько эвакогоспиталей размещалось на территории Сарапула?
(оказывается их было восемь)
— Вашему вниманию представлен эвакогоспиталь № 3892, который просуществовал с 23 сентября 1941 года до 6 октября 1945 года. Как вы думаете, где располагался этот эвакогоспиталь?
(Дом Советов – современное это Здание Думы и Администрации г. Сарапула)
-После войны эвакогоспиталь № 3892 был реорганизован в госпиталь инвалидов войны и располагался в Доме Советов до 1949 г.
-Следующий эвакогоспиталь находился под № 2695. Кто может мне сказать, где он находился?
-Он просуществовал совсем немного со 2 декабря 1941 года до 1 октября 1943 года.
-Дальше следует эвакогоспиталь № 2890, который просуществовал с 5 декабря 1941 года до 1 декабря 1942 года. Кто знает, где он был расположен?
(ул. Гоголя, 34. В наши дни это здание поликлиники № 3)
-Следующий эвакогоспиталь № 4021, который был с 16 ноября 1941 года до 15 сентября 1945 года, располагался в доме отдыха «Учитель», здание это не сохранилось.
-Эвакогоспиталь № 3675 просуществовал с июля 1941 года до 1 сентября 1945 года. Был расположен в здании сельскохозяйственного техникума по ул. Первомайская, 24.
-Эвакогоспиталь № 1736 просуществовал со 2 июля 1941 года до 1 сентября 1944 года по ул. Красного Спорта, 62. Кто знает, что находится в наши дни в этом здании?
-Здание отданное под госпиталь, было рассчитано на 300 человек. Когда прибыли раненные, то госпиталь стал сразу же перегруженным. Затем заняли под госпиталь хирургическое отделение городской больницы, и госпиталь стал принимать одновременно по 800 человек. Люди на работу приходили к 7 часам утра, а уходили в 9-10 вечера.
-Эвакогоспиталь № 1735 просуществовал со 2 июля 1941 года до 1 сентября 1944 года, располагался в средней школе № 1 им. Горького. Кто знает, что находится в наши дни в этом здании?
-Эвакогоспиталь № 5881 просуществовал с 22 октября 1943 года по 1 декабря 1943 года, располагался по ул. Раскольникова, 138.
— Оказывается одновременно в госпиталях Сарапула находилось до пяти тысяч человек. Раненные в большинстве своем были тяжелые. Палаты были перегружены, раненых приходилось размещать даже в коридорах. В годы войны не хватало медикаментов.
-На этом наша экскурсия по эвакогоспиталям закончилась и мы отправляемся дальше.
Формы и методы внеурочной работы по истории
Формы и методы внеурочной работы по истории
Из опыта работы учителя истории
МБОУ Павло-Антоновская ООШ
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности
Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?
Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер.
Вопрос сложный и реализовать его учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.
Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.
По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели.
Группа словесных методов включает такие виды: рассказ, школьная лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
К практическим относятся дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.
Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы.
Все эти методы используются в той или иной степени в зависимости от содержания, целей, задач, результатов и форм деятельности
Основные направления и формы внеурочной работы по истории:
Викторины и конкурсы
Исторические общества и клубы
Походы и экспедиции
Выпуск исторических газет и журналов
Чтение исторической литературы
Написание рефератов и докладов
Выполнение творческих заданий.
Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:
Формы внеурочной деятельности.
1. Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности . Кружки могут быть разных профилей: военно-патриотические, историко-биографические, историко-искусствоведческие, историко-краеведческие и другие. Выбор направления работы исторического кружка определяется возможностями учащихся.
На протяжении нескольких лет я веду краеведческий кружок в своей школе. Школьное краеведение обязательно предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской деятельности. Мы изучаем историю села, района, края. И если брать издалека, то результаты следующие: выпустили краеведческий Атлас села, сборник воспоминаний тружеников тыла, создали Книгу Памяти.
2. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,
Данная форма внеурочной деятельности у на с в школе присутствует в акции в марте – апреле : каждый класс с классным руководителем каждый день за 15 мин до урока читает книгу о войне.
3. Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению.
Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты.
4.Исторические конференции , диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.
В нашей школе стало традицией проведение научно-практической конференции. Но из-за малого количества учащихся на конференцию принимаются работы по разным предметам. По истории в прошлом году была представлена краеведческая работа – « Частушка как народный фольклор». Ученик поднял тему частушек – появление, тематику и рассказ о своей бабушке, которая знала много частушек и сама их сочиняла.
Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д. В прошлом учебном году я была на областном мероприятии, посвященном юбилею области и края. Там с помощью слайдовых презентаций и театрализованных постановок интересно рассказали об истории Оренбуржья с древних времен до сегодняшнего времени.
— …построить город при устье Ор реки, впадающей в Яик, дабы орды в подданстве содержать…
Её Императорское Величество – Елизавета Петровна. 15 марта 1744 г од. Зачитала «. Быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния. В ней быть губернатором тайному советнику Неплюеву И.И.»
Конечно, если есть в школе средства на сценические наряды, то это намного интереснее, но мы из подручных средств мастерили платья, делали прически. Детям было интересно.
7. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся.
Воспитывать патриотизм необходимо независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.
Использование компьютерных и Интернет-технологий во внеклассной и внеурочной работе со школьниками
Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации сельских, поселковых, городских школ и детских центров дополнительного образования, многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.
Использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:
Компьютерные телекоммуникации обеспечивают возможность:
Виды работ учащихся с применением ИТ
1. Горяйнов В.С. Задачник по истории России. М., 1989.
2. Книга для чтения по истории средних веков / Составитель Н.Запорожец. М., 1991.
3. Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос, 1999.
4. Ляшенко Л.М. История России 19 века. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000.
5. Смирнов С. Г. Задачник по истории России. М.: Мирос, 1993.