воительницы в истории женщины
Женщины-воины в истории человечества
Сарматы, кельты и Герардеска
В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение справляться с лошадью стало важнее внешних качеств. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, две с половиной тысячи лет назад живший на территории современных Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.
Они бросали дротики и стреляли из лука, и, как сообщают нам многие из историков Древней Греции, нередко им удаляли правые груди, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую девушку сильной, как мужчина.
Скорее всего, это не более, чем басня, в которую поверили падкие на красочные истории классики. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, только убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне верится. Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-животноводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.
Вот только сами оседлые народы не всегда придерживались этого правила. Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин. Пожалуй, единственное, в чем были критически ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.
Кстати, сами римляне, хотя и не пускали своих женщин в битву, были не против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов.
Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и вершницкого сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, который в 200 году н. э. полностью запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до того явление было очень распространено.
Широко известна история Герардески Манутиус, которая присоединилась к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще сильнее увлекшись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска победила на арене, по одним данным, около 200 противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей сзади трезубец. Стекая кровью, она упала на песок с поднятым пальцем левой руки. Это был жест, который означал просьбу о помиловании, но разгоряченная толпа жаждала финала, и все, что увидела Герардеска в последние минуты своей жизни, это ладони с опущенными вниз пальцами. Она вызывала восхищение только до тех пор, пока получала победы. Однако такого рода легенды — насчет 200 побед — надо просеивать через сито скептицизма. Известно, что самый знаменитый гладиатор — Фламма — становился рудиарием (тот, кто получал свободу, но возвращался на арену) четыре раза, провел тридцать четыре боя, выиграв двадцать один. Девять сражений закончились вничью, и только четыре он проиграл. Это примерно 10 лет, т.е. в среднем — 3-4 боя за год. Так что количество побед Герардески сильно преувеличено, и, скорее всего, в 8—10 раз.
«Девы щита» и онна-бугэйся
В Средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, т.е. носить мужскую одежду и оружие) в женские захоронения иногда помещали наконечники стрел, топоры и копья. Ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли пригодиться в загробном мире и использовались покойным при жизни. То есть ремесленникам не положат меч, а воину — сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно поискать упоминание skjаldmær, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все.
В начале 20-х годов нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного в одном из курганов еще в 1880-х годах в Бирке, крупном торговом центре шведских викингов IX—X веков. Воин оказался женщиной.
Интересна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180-1185) в качестве старшего офицера, а заодно, по разным версиям, либо любовницы, либо жены Минамото-но Ёсинаки, одного из вождей клана Минамото. В сражениях она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем в полном доспехе самурая. Когда же Ёсинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе сбежала, наверное, попутно отрубив не одну вражескую голову.
Одной из самых великих воительниц на Востоке стала китаянка Фу Хао. Она была одной из 60 жен императора У Дина (1250—1192 годы до н. э.), А стала первой в китайской истории женщиной-полководцем. Однажды во время одной из войн она попросила мужа отправить ее на фронт — просьба эта для Китая тех пор звучала как безумие. Но, на удивление императора и всего китайского народа, духи дали на это согласие. Через пару месяцев Фу Хао уведомила мужа о своей победе. После этого император разрешил жене управлять десятой частью армии. Постепенно армия Фу Хао увеличилась до 13 000 человек — большая цифра для того времени. Все без исключения солдаты, пусть и по приказу правителя, но подчинялись одной женщине, что для Китая того времени является очень необычным фактом. Кроме того, император настолько преклонялся перед женой, что позволял ей большую часть времени проводить в военных походах, а жить в доме своих родителей. Фу Хао участвовала во множестве сражений и побеждала более чем в 20 странах.
Кроме того, без отрыва от военных будней она родила императору четырех сыновей. Умерла женщина-полководец в возрасте 30 лет.
Екатерина-дуэлянтка
В эпоху Возрождения и в Западной Европе, и в России благородные дамы не только манерничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, потому что женская одежда была совершенно непригодна для любой физической активности. Та же будущая российская императрица Екатерина Вторая в своей молодости билась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее царствования в России было проведено как минимум двадцать женских дуэлей, три из которых закончились смертями.
Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилась совершенно уникальная ситуация. В XVIII-XIX веках личная охрана царя Королевства Дагомея (сегодня это территория Республики Бенин) состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от четырех до шести тысяч.
Формально гарем (а на деле личные карательные войска или королевская гвардия) составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал в том числе и на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего так и получалось. Назывались эти женские отряды «n’nоnmіtоn», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушной кличкой, а вполне формальным названием этих подразделений. Амазонки принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.
Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Также женщин отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать в два раза выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.
Последняя дагомейская амазонка по имени Нави ушла из жизни в 1979 году в далекой деревушке в возрасте более ста лет.
Амазонки на ринге и в армии
Также во многих государствах мира девушки и женщины проходят службу в армии, а в Израиле, например, она является обязательной. Женщины-солдаты присутствуют в рядах не только медицинских, войск связи и каких-либо войск обслуживания и штабных подразделениях, но и во вполне боеспособных частях, даже в спецназе и десанте. А на волне всеобщей эмансипации только увеличивается количество дам в форме, которые постоянно стремятся доказать и себе, и мужчинам, что они никапли не уступают последним на военной ниве. Не останавливаясь на простой службе, женщины-военнослужащие достигают крупных постов в армии и даже становятся министрами обороны своих стран.
Феминизация оборонной сферы разных стран особенно проявила себя в Европе. Первопроходцем среди женщин-министров обороны стала финка Элизабет Рен, которая занимала этот пост с 1990 по 1995 года. Урсула фон дер Ляйен является действующим министром обороны Германии с 2013 года, причем она первая женщина (кстати, по профессии гинеколог и мать семерых детей) на упомянутой должности в этой стране. Также действующими министрами обороны своих стран являются итальянка Роберта Пинотти (с 2014 года) и испанка Мария Долорес де Коспедаль (с 2016 года). А вот в консервативной Японии, где военное дело практически всегда было уделом только мужчин, Томоми Инада только год занимала эту высокую должность, с августа 2016-го.
Однако, как с тревогой отмечают эксперты, мода на эмансипацию приводит к тому, что ключевые посты, от которых зависит армия государства, занимают женщины, которые не имеют должной подготовки. Например, среди вышеупомянутых дам нет ни одной профессиональной военной. Хотя это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора.
Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийства). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю солдата и бойца, борясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественный.
Женщины-воины: 12 самых известных воительниц в нашей истории (13 фото)
На протяжении всей истории человечества в разных культурах существовали женщины-воины, умеющие не только лично продемонстрировать свое мастерство на поле боя, но и способные вести за собой целую армию.
Фу Хао (XIII век до н. э.)
Во время бронзовой эпохи (более трех тысяч лет назад) в Китае правила династия Шань. Именно тогда жила известная женщина-полководец Фу Хао. Рассказы о ее подвигах сохранились на остатках пергамента и черепаховой скорлупе. Согласно одной из легенд, под ее командованием находилось около 3 тысяч солдат.
Боудикка (I век н. э.)
Когда в первом веке нашей эры Римская империя вторглась в Южную Англию и оккупировала ее, именно женщина по имени Боудикка смогла поднять племена Восточной Британии на борьбу с захватчиками.
Согласно записям римского историка Публия Корнелиуса Тацита, после смерти лидера британцев Прасутага оккупанты перестали считать местное население своими союзниками и начали отбирать у них земли. Именно тогда вдова царя Боудикка устроила восстание против такой несправедливости.
Армия под ее командованием смогла полностью уничтожить ряд римских поселений, таких как Лондиниум, Камулудун и Веруламий. Однако восстание закончилось в 61 году в битве возле Шропшира, когда войска Боудикки потерпели сокрушительное поражение.
Юдит (X век)
Благодаря сохранившимся древним рукописям доподлинно известно, что Эфиопией в X веке управляла королева по имени Юдит. Исследователи не могут сказать точно, каким образом она взошла на трон, однако все сходятся во мнении, что она была еврейкой по происхождению или по браку.
В записях историка Ибн-Хаукала упоминается королева, правившая Абиссинией (нынешняя Эфиопия), которая пришла к власти, убив предыдущего царя. Согласно исследованиям, Юдит совершила много военных кампаний против христиан, разрушала церкви, жгла города, а их жителей заключала в тюрьмы.
Томоэ Годзен (около 1157—1247)
Единственная женщина-самурай Томоэ Годзен упоминается в эпосе «Сказка о Хайке» и других исторических рассказах. О ней ходили легенды как об опытной лучнице, входящей в армию генерала Йошинаку. Во время боя Годзен была одета в тяжелую броню, а помимо лука имела при себе большой меч.
Согласно описаниям, женщина-воин также была превосходным всадником, способным оседлать любую лошадь, а в бою сражалась лучше любого мужчины.
Жинга Мбанди Нгола Анна (около 1583—1683)
В 1624 году королевой африканского государства Ндонго (современная Ангола) стала Жинга Мбанди Нгола Анна. Она практически сразу заключила военный союз с Португалией, желая защитить свой народ от постоянных набегов соседних враждебных стран и от захвата людей в рабство европейскими мореплавателями.
После предательства со стороны португальских властей Анна Жинга сбежала в королевство Матамба. Здесь она собрала армию из беглых рабов и местного населения. Параллельно с этим королева поддерживала партизанские движения в своей стране.
Анна лично водила свою армию в бой вплоть до 60-летнего возраста, когда в 1657 году она заключила мирный договор с Португалией. После этого она полностью посвятила себя восстановлению своей страны, измученной долгими годами войн.
Хутулун (1260—1306)
В XIII веке в Монголии, славящейся своими сильными борцами, бессменным чемпионом в этом виде спорта была женщина по имени Хутулум. Она являлась праправнучкой знаменитого Чингисхана. Помимо этого, Хутулум была известна как превосходная всадница и лучница.
Поначалу ее знали как «Принцессу борделей», способную избить любого мужчину, осмелившегося проявить к ней неуважение. Однако вскоре Кутулун прославилась как искусная воительница, когда она вместе со своим отцом успешно сражалась в степях Западной Монголии против войск Кублай-хана.
Женщину-воина видел на поле боя знаменитый путешественник Марко Поло. Согласно его записям, она справлялась с вражескими солдатами так же ловко, как ястреб со своей добычей.
Май Бхаго
В 1705 году в битве при индийском городе Муцкаре, где сражались сикхи и Империя Великих Моголов, произошел интересный инцидент. Сикхский воин по имени Май Бхаго сумел вернуть в бой около 40 дезертиров. В этой битве все они погибли, кроме самого героя, который на самом деле оказался переодетой в мужские доспехи женщиной. После своего подвига она продолжила служить в качестве телохранителя своего правителя, пока не умерла в 1708 году.
Рани Велу Начияр (1730—1796)
Эта женщина осмелилась открыто выступить против британских колониалистов, использующих местное население Индии для собственного обогащения.
Микаэла Бастидас Пуюкахуа (1744—1781)
Согласно книге историка Чарльза Уокера «Восстание Тупака Амару», Микаэла Пуюкахуа была женой лидера перуанских мятежников, восставших против испанской экспансии. В этом войске она была важной персоной. Микаэла не только разрабатывала защитные стратегии для повстанцев, но и занималась мобилизацией новых солдатов, следила за дисциплиной, а также сама лично исполняла смертные приговоры предателям и дезертирам.
Амазонки Дагомеи (XVII—XIX века)
На территории современного Бенина ранее был расположен западноафриканский штат Дагомеи. У местного короля было целое элитное подразделение, полностью состоящее из женщин.
Называемые чаще всего «амазонками Дагомеи», эти воительницы изначально предназначались для охраны дворца, а отбирались исключительно из королевских «жен третьего сорта» — тех, которые ему особо не нравились, и которым по этой причине не разрешалось рожать детей.
Во многих исторических документах упоминается о свирепости амазонок в сражениях, а также о том, что их боялись и уважали даже собственные люди. Был даже издан указ, согласно которому мужчины должны были держаться на некотором расстоянии от амазонок и даже не смотреть на них.
«Бегущий Буйволенок» (1850-е — 1879)
В середине XIX столетия в индейском племени шайеннов, обитающем на американских Великих равнинах, жила женщина по прозвищу «Бегущий Буйволенок». Она сыграла решающую роль в легендарной битве при Литтл-Бигхорн в июне 1876 года. Во время этого сражения Седьмой кавалерийский полк армии США во главе с Джорджем Кастером был практически полностью уничтожен племенами Северного Шайенна, Арапахо и Лакоты.
Яаа Асантева (приблизительно 1840—1921)
История человечества насчитывает много примеров борьбы народов с оккупантами. Одним из наиболее ярких было восстание племен Асанти (современная территория Ганы) против европейских колонизаторов.
Асантева была хранительницей Золотого Трона — символа местных правителей. В 1900 году, когда британский губернатор Ходжсон попытался его забрать, Яаа призвала племена к восстанию против англичан. Оно запомнилось как Война Золотого Трона.
К сожалению местного населения, их войска были разбиты англичанами, а Асантева была изгнана на Сейшельские острова, где она умерла в 1921 году.
Женщины-воины в истории
Женщины-воины, как мы уже выяснили раньше, были во все времена существования человечества, даже целые племена имели воинственный характер. Но особенно запомнились и попали в историю немногие из них. Иногда причем так, что редко у какого известного полководца-мужчины так получится. От просто сопротивления агрессорам и захватчикам до командования армией и освобождения целой страны. Знакомьтесь и судите сами.
Жанна д’Арк
Безусловно, Орлеанская дева является самой известной женщиной-воительницей. Она появилась в самый тяжелый момент в истории своей родины Франции. Во время столетней войны, в 1429 году, в 17 лет она сказала дофину Карлу, что послана Господом для спасения французского народа от английской агрессии и возведения самого Карла на престол. Она выполнила свое обещание, но через измену тем, за кого она боролась, умерла на костре. Через несколько десятков лет с Орлеанской девы были сняты все обвинения, а в 20-е годы XX века Жанна д’Арк была канонизирована и на сегодня является святой покровительницей Франции.
Гвендален
Легендарная королева Британии, которая жила около 1100 года до н. э., была женой царя бриттов Локрина и мать его сына Мадана, что не помешало ее мужу уйти к другой женщине, которую он и сделал новой королевой. Гвендален не согласилась с таким отношением к себе и ребенку, собрала армию, сама возглавила ее и двинулась войной на Локрина. Решающая битва произошла у реки Стур, там Локрин и погиб, а Гвендален победила в войне и в течение 15 лет единолично правила Британией, после чего передала власть сыну.
Боудикка
В первом веке нашей эры Римская империя оккупировала Южную Англию. После смерти местного лидера Прасутага захватчики перестали считать местное население своими союзниками и начали отбирать у них земли. Именно тогда вдова царя Боудикка совершила восстание против захватчиков. Армия под ее командованием уничтожила ряд римских поселений, но восстание закончилось в 61 году в битве у Шропшире, когда войска Боудикки потерпели полное поражение.
Яххотеп
Яххотеп — жена фараона Таа II и мать-основательница новой, 18-й, династии фараонов Египта, жила и правила около 1500 лет до н. э. После смерти мужа возглавляла армию и прославилась как выдающийся воин и главнокомандующий. Гробница царицы была найдена в 1859 году, и в ней были не только женские вещи и предметы царской власти, но и знаки военных заслуг — кинжал, топор и множество боевых наград, свойственные для захоронения воинов-мужчин. Главный артефакт, который подтверждает заслуги Яххотеп в военных действиях, — орден Золотой мухи, которым награждались воины за героические поступки в боях.
Фу Хао
Матильда Тосканская
Корделия
Лакшми Баи
Зинга Мбанди Нгола Анна
В 1624 году королевой африканского государства Ндонга (современная Ангола) стала Зинга Мбанди Нгола Анна. Она практически сразу заключила военный союз с Португалией, желая защитить народ от постоянных набегов соседних стран и захвата в рабство европейцами. После измены португальских властей Анна Зинга сбежала и собрала войско из беглых рабов и населения королевства Матамба, поддерживая партизанское движение в своей стране. Она лично водила свою армию в бой вплоть до 60-летнего возраста, когда в 1657 году вновь заключила мирный договор с Португалией.
Рани Велу Начияр
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Спасибо за статью! О многих впервые слышу, но это таки интересно. )
Странно, что Ольгу не добавили.
Флавий Вописк упоминает готских женщин-воительниц, описывая триумф Аврелиана:
«Вели и десять женщин, которые сражались в мужской одежде среди готов и были взяты в плен, тогда как много других женщин было убито…» (Жизнеописание августов, XXVI)
Интересно: что это за орден такой «золотой мухи»?
Наверное, это все-таки в большей мере женщины-военачальницы и руководительницы. При всем уважении к подобному роду деятельности, это не воительство. Если строго о «женщины-воины в истории», то это Надежда Дурова, и далее много, вплоть до женских авиационных полков. Эти женщины воевали, а не правили и возглавляли.
Согласен с Вами, что-то наши соотечественницы не вдохновили. Повторюсь, видимо, не королевских кровей и нет романтизма. Особенно индийского.
Возможно.
Баронесса София Николаевна де Бодэ. Впрочем, не все с этим могут согласиться.
В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин (Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою».
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил её в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощёлкивает.
Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.
В описаниях пиров князя Владимира часто некие пирующие поленицы упоминаются в запевах вместе с пирующей дружиной.
Б. А. Рыбаков связывал обилие женских воинственных персонажей в сказках и несколько былинных сюжетов, в которых действует поленица, с дотатарским степным миром скифо-сарматского происхождения. Это может быть отражение контактов киевских воинов с аланскими или болгарскими степняками.
Д. М. Балашов считал, что поленицы напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. «С этой точки зрения былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают полениц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой. В пользу степного происхождения образа поленицы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берёт своё начало Непра-река (то есть Днепр — река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц». В сюжетах свадеб полениц с богатырями, по его мнению, «допустимо видеть столкновение славян с сарматами, перекрёстные браки с которыми отмечал ещё Тацит».
Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».
Современный исследователь пишет о родстве полениц с образами женщин-воительниц в тюркском эпосе: «В эпических произведениях встречается множество образов отважных наездниц, владеющих мечом и искусством охоты. Таковы героини киргизского дестана «Джангъыл Мирза“, уйгурского — «Нёзюгюм“, башкирского дестана «Зая Тюлек“, киргизского эпоса «Манас“, алтайского и хакасского дестана «Алтын Арыгъ“, а также азербайджанского эпического сказания о Кёр-оглы. Полагаем, что «богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине «Илья-Муромец и Калин-царь“». Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.