вокзал для двоих история создания
История создания фильма «Вокзал для двоих» (1983)
«Вокзал для двоих» — советская мелодрама 1983 года выхода, снятая Эльдаром Рязановым.
Сценарий Эльдар Рязанов написал вместе со своим другом и постоянным соавтором Эмилем Брагинским.
Сам Рязанов называл «Вокзал для двоих» окончанием трилогии фильмов об одиноких людях, которые волей судьбы нашли свою любовь. Первые два фильма были: «Ирония судьбы, или С легким паром!» 1975 года и «Служебный роман» 1977 года.
Считается, что похожая история произошла с композитором Микаэлем Таривердиевым, когда он уступил место водителя своей возлюбленной, а она сбила насмерть человека. Композитор решил взять вину на себя и получил 2 года тюрьмы, но попал под амнистию до того как отправился за решётку. За время разбирательства виновница ДТП бросила Таривердиева.
Олег Басилашвили и Людмила Гурченко познакомились за несколько часов до начала съёмок. По сценарию у них первоначально должен был быть поцелуй, но за Олегом Басилашвили идёт слава одного из самых стеснительных актёров и он просто пошёл в отказ целовать незнакомую женщину вплоть до ухода из фильма. И Людмила Гурченко пошла на уступку актёру и так переделала диалог, что сцену с поцелуем перенесли на более позднее время, когда артисты нашли общий язык.
Съёмку сцены бега по заснеженной дороге, чтобы успеть к проверке в колонии снимали так: актёры бежали за санями, в которых сидел оператор с камерой, а впряглись в сани другие участники съёмочной группы, в том числе и Рязанов. Скользили и падали актёры по настоящему — Людмила Марковна ещё долго лечила разбитые коленки.
Олег Басилашвили, входя в роль заключённого, практически жил в колонии для несовершеннолетних в Икше. По его рассказам заключенные поначалу сильно его невзлюбили и постоянно хотели сделать какую-то гадость. Но позже привыкли и с удовольствием брали от актёра угощения.
Кадры с прибытием и отправлением поездов снимали на Рижском вокзале Москвы. Ночь Веры и Платона в зале ожидания снимали на Витебском вокзале в Ленинграде.
Кадры со съёмок
Выход на экран
В первый год проката мелодраму посмотрело почти 36 млн. советских зрителей.
«Вокзал на двоих» стал лучшим фильмом 1983 года по опросу читателей журнала «Советский экран», а Людмила Гурченко — лучшей актрисой.
Картина получила номинацию на Каннском кинофестивале, но из-за напряжённых отношений между СССР и Францией в тот момент советскую делегацию игнорировали и обходили стороной.
Гурченко разбила колени, Басилашвили ненавидели на зоне: «Вокзал для двоих»
Композитор Таривердиев: авария, суд, приговор и амнистия
Если быть точными, то в основу сюжета положены сразу две истории, произошедшие на самом деле. Первая из них случилась с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он ехал в машине, рядом сидела актриса, с которой у композитора был роман. В какой-то момент он позволил подруге сесть за руль. Этот легкомысленный поступок привёл к страшному ДТП, в результате которого погиб человек, переходивший дорогу. Следуя благородному порыву, Таривердиев решил защитить подругу и взял вину на себя: сказал на суде, что за рулём находился он. Получил два года колонии. Правда, попал под амнистию, так что по-настоящему «сидеть» не пришлось.
Поэт Смеляков: чуть не опоздал на перекличку в колонии
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика) был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание, вплоть до увеличения срока, как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе.
Стеснительный Басилашвили: «Никаких поцелуев!»
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с Олегом Басилашвили, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили». Прежде Олег Валерианович не был знаком с Людмилой Гурченко, их представили друг другу буквально за пару часов до начала съёмок. И надо же было так случиться, что первой сценой, которую снимали, была сцена поцелуя!
Басилашвили сразу сказал «нет». Ну не мог он целоваться с чужой женщиной, которую увидел в первый раз!
Дошло до того, что актёр готов был отказаться вообще от съёмок в фильме. Видя, что Басилашвили упрямится (на самом деле он просто отличался скромностью и даже стеснительностью), Людмила Марковна убедила режиссёра изменить сцену. Диалог героев переписали, поцелуй убрали. А к окончанию съёмок, когда их герои уже успели пережить многое, Гурченко и Басилашвили сделались не просто друзьями, а практически родными людьми.
Отважная Гурченко: поплатилась разбитыми коленями
Очень нелегко далась актёрам финальная сцена — когда их герои, изнемогая, бегут, а потом буквально ползут по заснеженной дороге. Лишь бы успеть, лишь бы не опоздать, хоть полком, но добраться вовремя. Они изнемогали по-настоящему — надо было торопиться, так как зима заканчивалась, и этот снежный морозный день мог стать последним зимним днём. Бежали, спотыкались, падали, поднимались, снова бежали, поддерживая друг друга. Перед ними на санках везли оператора с камерой — в санки впряглась чуть ли не вся съёмочная группа. Всем было тяжело. Но, пожалуй, труднее всего пришлось Гурченко. Хрупкая актриса, падая раз за разом на лёд и снег, так разбила колени, что потом пришлось долго лечить их.
Как зэки чуть не избили Басилашвили
Досталось на съёмках и Басилашвили. Почти месяц он буквально жил в колонии, среди зэков, находился там день и ночь. Зэки сразу невзлюбили чистенького, сытого, благополучного артиста, пытающегося изобразить одного из них. Озлобленные заключённые старались делать «мелкие пакости»: то толкнут, то обругают, то по ногам ударят исподтишка. Олег Валерианович терпел, а чтобы наладить контакт, делился с зэками продуктами. Один из заключённых даже вызвался ему помочь: объяснял, как надо держаться, как себя вести, какие слова говорить, чтобы получилось достоверно. И Басилашвили отблагодарил своего «консультанта», увековечив его фамилию: в сцене, когда Вера будит опоздавшего Платона, он, ещё не проснувшись, бормочет: «Онофренков, кончай!»
Унижение на Каннском кинофестивале
Но все эти лишения, боль в разбитых коленях, издевательства зэков, изнуряющая зимняя дорога,— всё это не было напрасным. Фильм получился настолько пронзительным и трогательным, что его вот уже много лет пересматривает вся страна. Сразу после премьеры Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР. Журнал «Советский экран» провёл опрос и назвал «Вокзал для двоих» лучшим фильмом года. Правда, пришлось пережить и унижения на Каннском кинофестивале, где фильм Рязанова был представлен на основной конкурс. Так совпало, что в те дни весь мир говорил о «шпионском скандале», разразившемся между СССР и Францией. В Каннах, посреди нарядной западной публике, наши артисты сидели в «безвоздушном пространстве» — рядом с ними оставались пустые кресла, никто не хотел общаться с «проклятыми советскими». Как бы там ни было, всё это давно позади, а фильм останется с нами ещё надолго.
Тайны нашего кино
60-е годы прошлого века, Москва. По улице несётся машина Микаэла Таривердиева – молодого, но уже известного композитора. Буквально пару минут назад он уступил место за рулём любимой женщине – известной актрисе. И вдруг она сбивает пешехода, а Таривердиев всю вину в этой трагедии берёт на себя… Эту историю спустя десятилетия сценарист Эмиль Брагинский вместе с Эльдаром Рязановым положили в основу фильма «Вокзал для двоих».
Главные роли в этом замечательном фильме сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Кандидатуры обоих не вызывали сомнений у Рязанова, но в первый же съёмочный день, на съёмках первой же сцены возникли сложности. Герои Басилашвили и Гурченко, Платон и Вера, должны были пробежать 10 километров к тюрьме при температуре –30 и с тяжёлым аккордеоном. При этом актёры на крупном плане должны были показать разные эмоции – от горя до любви и надежды. И вдруг опытным, профессиональным актёрам это оказалось не под силу. А всё потому, что они познакомились всего за два часа до съёмок и даже не успели привыкнуть друг к другу. Но больше всего у партнёров не ладилось с любовными сценами. Так, из-за эпизода, когда Рябинин в купе целует Веру, чуть не сорвались съёмки всего фильма. Басилашвили не понравился текст, о чём он открыто и заявил режиссёру.
«Со мной не соглашались, и я просто ушёл со съёмки, – рассказал Олег Валерианович. – Думал, что меня убрали, и кто-то будет другой играть, но через два дня последовал звонок… Я пришёл, и Люся (Людмила Гурченко – Прим. ред.) мне дала текст – она сама его написала. С тех пор у нас началась действительно взаимная тёплая дружба».
Помимо Гурченко и Басилашвили, в фильме снялась целая плеяда замечательных актёров. Так, проводника Андрея, хама и спекулянта, сыграл Никита Михалков, эффектного «дядю Мишу» – Нонна Мордюкова, начальника вокзала – сам Эльдар Рязанов.
По сценарию действие фильма происходит в Заступинске – вымышленном городе. На самом же деле все сцены снимали в районе Витебского вокзала Ленинграда, на Рижском вокзале в Москве и на станции Лосиноостровская. А подходящую тюрьму нашли в Подмосковье, в селе Новое Гришино. Здесь, в Икшанской колонии 30 лет назад содержались несовершеннолетние. Между прочим, один из местных воспитанников очень помог Олегу Басилашвили постичь правила жизни за решёткой.
«Я ему благодарен за многое, потому что он меня многому научил, – говорит Олег Валерианович. – Ну вот он и говорит: «А в благодарность произнеси в фильме мою фамилию». И я нашёл место, где я могу его назвать, фамилия его звучит».
Рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко: «Помните: «Ануфриков, кончай! – Вставай, вставай…»? Вот это о том самом парне речь и идёт. К сожалению, нам не удалось многое узнать о нём. Известно только, что заключённого Валентина Ивановича Ануфрикова с наступлением совершеннолетия перевели в колонию Зеленограда. Там его освободили условно-досрочно, и он перебрался в Москву. Дальше следы теряются».
Также вы узнаете, как рождались крылатые фразы проводника Андрея. Кто была та самая загадочная актриса, из-за которой Таривердиев чуть было не угодил в тюрьму, но благодаря которой появилась идея фильма? Зачем Александра Пяткова заманивали на работу в тюрьму? А с чьей реальной истории Рязанов и Брагинский списали сцену возвращения Рябинина в тюрьму в последний момент?
Выдуманная станция, или Где проходили съемки фильма «Вокзал для двоих»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна из самых удивительных и захватывающих картин Эльдара Рязанова, которая вышла на экраны в 1982 г., снималась не только в столице. Но самые важные и запоминающиеся сцены действительно были сняты в Москве. Осталось выяснить, где именно.
1. Вокзал реальный, станция выдуманная
На самом деле в кадрах киноленты есть и С.-Петербург, а точнее Витебский вокзал, и Подмосковье, в котором и была колония. Но многие сцены, очень важные, раскрывающие сюжет и идею киноленты, отсняты в Москве. Основным местом действия является вокзал.
Главный герой Платон, которого сыграл талантливейший актер Олег Басилашвили, ехал в Грибоедов из Москвы на встречу с отцом (по сценарию отец героя болел). На станции в Заступинске (этот населенный пункт вместе с названием станции не существует в реальности) он зашел в вокзальную столовую пообедать.
А теперь о декорациях к данной станции. Здесь были использованы 2 площадки. Одна из них – Рижский вокзал. Именно на нем были сняты события, происходящие на платформе и частично интерьер внутренних помещений.
Вокзал построен по проекту архитектора С. Бржозовского в 1901 г. Но руководил процессом строительства Ю. Дитрих. Заказчиком было руководство Московско-Виндавской ЖД. В связи с этим и в честь латвийского города, название которого сейчас Вентспилс, в момент открытия назвали этот вокзал Виндавский.
В итоге здание отличалось и внешней красотой и техоснащением. Здесь функционировала своя подстанция, обеспечивающая освещение, как непосредственно в вокзале, так и на платформах. Еще до революции данная станция была одной из наиболее загруженных в столице. Со временем, по истечении нескольких десятилетий, ситуация изменилась в корне. В наши дни ее используют для движения пригородных электропоездов. Рижским вокзал стали называть в 1946 г., а в течение предшествующих 4 лет он был Ржевским. Перед этим названием существовало еще одно – Балтийский. Как видим, история достаточно богатая.
2. Платформа, превратившаяся в вокзал
Красивый Рижский вокзал являлся идеальным местом для съемки кинофильма. Только существовало одно «но». По замыслу Рязанова станция «Заступинск» была крупной с множеством проезжающих грузовых и пассажирских составов. Но Рижский вокзал для этого не подходил, так как сквозного движения на нем нет – дальше идет тупик. В связи с этим отдельные сцены пришлось перенести уже в другое место.
В одном из кадров видна платформа под названием «Лосиноостровская», а также мост для пешеходов вблизи Анадырского проезда. Данные территории ранее являлись частью города Бабушкин, находящегося в Подмосковье. После того, как был открыт МКАД, город свое существование прекратил и стал уже частью Москвы. Все эти события произошли в 1960 г. По истечении четырехлетнего периода дорогу назвали Анадырским проездом. Кстати, данная платформа была и в «Служебном романе».
3. Спекуляция дынями
Сцены с дынями помнят все зрители, как и момент, когда главный герой стоит за прилавком и продает их. Эта сцена снималась за прилавками вблизи Тишинской площади. Ранее здесь и в самом деле был рынок с одноименным названием. В настоящее время на этом месте ТЦ «Тишинка».
4. На тележке по Таганской
Не менее яркая сцена, где главный герой катает героиню (Веру, которую блестяще сыграла Людмила Гурченко) на тележке. Вот здесь мы видим уже Таганскую площадь, а, если быть очень точными, то открывающийся с нее вид на ул. Нижнюю Радищевскую.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Вокзал для двоих»: истории со съемок
Какая трагическая история легла в основу фильма? Почему Олег Басилашвили отказывался сниматься в любовной сцене? Побываем за кадром любимой картины!
Пересказывать сюжет фильма «Вокзал для двоих» нет смысла – его помнят все. Однако не каждый знает, что эта картина основана на реальных событиях. Как-то раз композитор Микаэл Таривердиев уступил руль своего автомобиля одной известной актрисе, его возлюбленной. В итоге женщина сбила пешехода, а Таривердиев взял вину на себя. После двух лет судебных разбирательств композитора оправдали. Авторы фильма Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов переделали историю и отправили главного героя в колонию.
В первый же рабочий день снимали финал картины. 30-градусный мороз и глубокий снег вносили свои коррективы в процесс съёмок. Вадим Алисов, кинооператор: «Снег был настолько глубокий, что поставить операторскую тележку было просто невозможно. И я заказал в реквизиторском цехе небольшие сани. Эти сани были для лошадей предназначены, но впряглись в них все, включая Рязанова. А я стоял на них и снимал».
Исполнители главных ролей Людмила Гурченко и Олег Басилашвили познакомились буквально за пару часов до съёмок. Дружба завязалась не сразу. Во время любовной сцены Басилашвили стеснялся Гурченко, был недоволен текстом и спорил с режиссёром. «Я ушёл со съёмки и думал, что меня убрали, а играть будет кто-то другой, — вспоминал Басилашвили. — Но через два дня последовал звонок, я пришёл, и Люся мне дала текст, который она сама написала. Вот она меня угадала. И с тех пор у нас началась действительно взаимная и тёплая дружба».
Любовная сцена главных героев фильма происходит в пустом вагоне. Автомойки, в которую попадает вагон, в сценарии не было. «Мы случайно оказались в вагоне, который въезжал в автомойку, — рассказал Алисов. — И когда мы её проезжали, Рязанов сказал: «То, что надо. Вот это мы должны обязательно снять!»
Сниматься у Рязанова даже в маленьких ролях для актёров всегда было огромным удовольствием. Многие до сих пор называют любимыми роли, сыгранные в этом фильме Никитой Михалковым и Нонной Мордюковой, хотя это всего лишь эпизоды.
Актриса Алла Будницкая сыграла в картине виновницу событий – женщину, сбившую пешехода. Она появилась в кадре лишь однажды, но зрители запомнили её надолго. «Раньше я покупала продукты на одном и том же рынке, — вспоминала Будницкая. — Один раз я подошла к мяснику, сделала заказ, а он в ответ: «Иди отсюда! Как ты могла мужика засадить?! Такого мужика подставила!»
Работа Людмилы Гурченко на съёмочной площадке у всей группы вызывала восхищение. Она полностью погружалась в роль и даже в перерывах была собрана, замкнута и серьёзна. Каждый её взгляд и каждое движение были отточены до мелочей. «Когда Михалков появляется, я говорю Гурченко: «Люся, а вы сможете показать спиной, что вы увидели взгляд, который бросил на вас Михалков?» Она отвечает: «Да, постараюсь». И, может быть, этого никто не видит, но я вижу, что её спина в кадре почувствовала взгляд. Это поразительно!» — восхищался кинооператор Алисов.
Эльдар Рязанов признавался, что этим фильмом он поставил точку в трилогии о любви, в которую вошли его знаменитые фильмы «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих».