вокзал для двоих история сюжета
Гурченко разбила колени, Басилашвили ненавидели на зоне: «Вокзал для двоих»
Композитор Таривердиев: авария, суд, приговор и амнистия
Если быть точными, то в основу сюжета положены сразу две истории, произошедшие на самом деле. Первая из них случилась с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он ехал в машине, рядом сидела актриса, с которой у композитора был роман. В какой-то момент он позволил подруге сесть за руль. Этот легкомысленный поступок привёл к страшному ДТП, в результате которого погиб человек, переходивший дорогу. Следуя благородному порыву, Таривердиев решил защитить подругу и взял вину на себя: сказал на суде, что за рулём находился он. Получил два года колонии. Правда, попал под амнистию, так что по-настоящему «сидеть» не пришлось.
Поэт Смеляков: чуть не опоздал на перекличку в колонии
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика) был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание, вплоть до увеличения срока, как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе.
Стеснительный Басилашвили: «Никаких поцелуев!»
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с Олегом Басилашвили, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили». Прежде Олег Валерианович не был знаком с Людмилой Гурченко, их представили друг другу буквально за пару часов до начала съёмок. И надо же было так случиться, что первой сценой, которую снимали, была сцена поцелуя!
Басилашвили сразу сказал «нет». Ну не мог он целоваться с чужой женщиной, которую увидел в первый раз!
Дошло до того, что актёр готов был отказаться вообще от съёмок в фильме. Видя, что Басилашвили упрямится (на самом деле он просто отличался скромностью и даже стеснительностью), Людмила Марковна убедила режиссёра изменить сцену. Диалог героев переписали, поцелуй убрали. А к окончанию съёмок, когда их герои уже успели пережить многое, Гурченко и Басилашвили сделались не просто друзьями, а практически родными людьми.
Отважная Гурченко: поплатилась разбитыми коленями
Очень нелегко далась актёрам финальная сцена — когда их герои, изнемогая, бегут, а потом буквально ползут по заснеженной дороге. Лишь бы успеть, лишь бы не опоздать, хоть полком, но добраться вовремя. Они изнемогали по-настоящему — надо было торопиться, так как зима заканчивалась, и этот снежный морозный день мог стать последним зимним днём. Бежали, спотыкались, падали, поднимались, снова бежали, поддерживая друг друга. Перед ними на санках везли оператора с камерой — в санки впряглась чуть ли не вся съёмочная группа. Всем было тяжело. Но, пожалуй, труднее всего пришлось Гурченко. Хрупкая актриса, падая раз за разом на лёд и снег, так разбила колени, что потом пришлось долго лечить их.
Как зэки чуть не избили Басилашвили
Досталось на съёмках и Басилашвили. Почти месяц он буквально жил в колонии, среди зэков, находился там день и ночь. Зэки сразу невзлюбили чистенького, сытого, благополучного артиста, пытающегося изобразить одного из них. Озлобленные заключённые старались делать «мелкие пакости»: то толкнут, то обругают, то по ногам ударят исподтишка. Олег Валерианович терпел, а чтобы наладить контакт, делился с зэками продуктами. Один из заключённых даже вызвался ему помочь: объяснял, как надо держаться, как себя вести, какие слова говорить, чтобы получилось достоверно. И Басилашвили отблагодарил своего «консультанта», увековечив его фамилию: в сцене, когда Вера будит опоздавшего Платона, он, ещё не проснувшись, бормочет: «Онофренков, кончай!»
Унижение на Каннском кинофестивале
Но все эти лишения, боль в разбитых коленях, издевательства зэков, изнуряющая зимняя дорога,— всё это не было напрасным. Фильм получился настолько пронзительным и трогательным, что его вот уже много лет пересматривает вся страна. Сразу после премьеры Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР. Журнал «Советский экран» провёл опрос и назвал «Вокзал для двоих» лучшим фильмом года. Правда, пришлось пережить и унижения на Каннском кинофестивале, где фильм Рязанова был представлен на основной конкурс. Так совпало, что в те дни весь мир говорил о «шпионском скандале», разразившемся между СССР и Францией. В Каннах, посреди нарядной западной публике, наши артисты сидели в «безвоздушном пространстве» — рядом с ними оставались пустые кресла, никто не хотел общаться с «проклятыми советскими». Как бы там ни было, всё это давно позади, а фильм останется с нами ещё надолго.
«Вокзал для двоих»: истории со съемок
Какая трагическая история легла в основу фильма? Почему Олег Басилашвили отказывался сниматься в любовной сцене? Побываем за кадром любимой картины!
Пересказывать сюжет фильма «Вокзал для двоих» нет смысла – его помнят все. Однако не каждый знает, что эта картина основана на реальных событиях. Как-то раз композитор Микаэл Таривердиев уступил руль своего автомобиля одной известной актрисе, его возлюбленной. В итоге женщина сбила пешехода, а Таривердиев взял вину на себя. После двух лет судебных разбирательств композитора оправдали. Авторы фильма Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов переделали историю и отправили главного героя в колонию.
В первый же рабочий день снимали финал картины. 30-градусный мороз и глубокий снег вносили свои коррективы в процесс съёмок. Вадим Алисов, кинооператор: «Снег был настолько глубокий, что поставить операторскую тележку было просто невозможно. И я заказал в реквизиторском цехе небольшие сани. Эти сани были для лошадей предназначены, но впряглись в них все, включая Рязанова. А я стоял на них и снимал».
Исполнители главных ролей Людмила Гурченко и Олег Басилашвили познакомились буквально за пару часов до съёмок. Дружба завязалась не сразу. Во время любовной сцены Басилашвили стеснялся Гурченко, был недоволен текстом и спорил с режиссёром. «Я ушёл со съёмки и думал, что меня убрали, а играть будет кто-то другой, — вспоминал Басилашвили. — Но через два дня последовал звонок, я пришёл, и Люся мне дала текст, который она сама написала. Вот она меня угадала. И с тех пор у нас началась действительно взаимная и тёплая дружба».
Любовная сцена главных героев фильма происходит в пустом вагоне. Автомойки, в которую попадает вагон, в сценарии не было. «Мы случайно оказались в вагоне, который въезжал в автомойку, — рассказал Алисов. — И когда мы её проезжали, Рязанов сказал: «То, что надо. Вот это мы должны обязательно снять!»
Сниматься у Рязанова даже в маленьких ролях для актёров всегда было огромным удовольствием. Многие до сих пор называют любимыми роли, сыгранные в этом фильме Никитой Михалковым и Нонной Мордюковой, хотя это всего лишь эпизоды.
Актриса Алла Будницкая сыграла в картине виновницу событий – женщину, сбившую пешехода. Она появилась в кадре лишь однажды, но зрители запомнили её надолго. «Раньше я покупала продукты на одном и том же рынке, — вспоминала Будницкая. — Один раз я подошла к мяснику, сделала заказ, а он в ответ: «Иди отсюда! Как ты могла мужика засадить?! Такого мужика подставила!»
Работа Людмилы Гурченко на съёмочной площадке у всей группы вызывала восхищение. Она полностью погружалась в роль и даже в перерывах была собрана, замкнута и серьёзна. Каждый её взгляд и каждое движение были отточены до мелочей. «Когда Михалков появляется, я говорю Гурченко: «Люся, а вы сможете показать спиной, что вы увидели взгляд, который бросил на вас Михалков?» Она отвечает: «Да, постараюсь». И, может быть, этого никто не видит, но я вижу, что её спина в кадре почувствовала взгляд. Это поразительно!» — восхищался кинооператор Алисов.
Эльдар Рязанов признавался, что этим фильмом он поставил точку в трилогии о любви, в которую вошли его знаменитые фильмы «Ирония судьбы», «Служебный роман» и «Вокзал для двоих».
Выдуманная станция, или Где проходили съемки фильма «Вокзал для двоих»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна из самых удивительных и захватывающих картин Эльдара Рязанова, которая вышла на экраны в 1982 г., снималась не только в столице. Но самые важные и запоминающиеся сцены действительно были сняты в Москве. Осталось выяснить, где именно.
1. Вокзал реальный, станция выдуманная
На самом деле в кадрах киноленты есть и С.-Петербург, а точнее Витебский вокзал, и Подмосковье, в котором и была колония. Но многие сцены, очень важные, раскрывающие сюжет и идею киноленты, отсняты в Москве. Основным местом действия является вокзал.
Главный герой Платон, которого сыграл талантливейший актер Олег Басилашвили, ехал в Грибоедов из Москвы на встречу с отцом (по сценарию отец героя болел). На станции в Заступинске (этот населенный пункт вместе с названием станции не существует в реальности) он зашел в вокзальную столовую пообедать.
А теперь о декорациях к данной станции. Здесь были использованы 2 площадки. Одна из них – Рижский вокзал. Именно на нем были сняты события, происходящие на платформе и частично интерьер внутренних помещений.
Вокзал построен по проекту архитектора С. Бржозовского в 1901 г. Но руководил процессом строительства Ю. Дитрих. Заказчиком было руководство Московско-Виндавской ЖД. В связи с этим и в честь латвийского города, название которого сейчас Вентспилс, в момент открытия назвали этот вокзал Виндавский.
В итоге здание отличалось и внешней красотой и техоснащением. Здесь функционировала своя подстанция, обеспечивающая освещение, как непосредственно в вокзале, так и на платформах. Еще до революции данная станция была одной из наиболее загруженных в столице. Со временем, по истечении нескольких десятилетий, ситуация изменилась в корне. В наши дни ее используют для движения пригородных электропоездов. Рижским вокзал стали называть в 1946 г., а в течение предшествующих 4 лет он был Ржевским. Перед этим названием существовало еще одно – Балтийский. Как видим, история достаточно богатая.
2. Платформа, превратившаяся в вокзал
Красивый Рижский вокзал являлся идеальным местом для съемки кинофильма. Только существовало одно «но». По замыслу Рязанова станция «Заступинск» была крупной с множеством проезжающих грузовых и пассажирских составов. Но Рижский вокзал для этого не подходил, так как сквозного движения на нем нет – дальше идет тупик. В связи с этим отдельные сцены пришлось перенести уже в другое место.
В одном из кадров видна платформа под названием «Лосиноостровская», а также мост для пешеходов вблизи Анадырского проезда. Данные территории ранее являлись частью города Бабушкин, находящегося в Подмосковье. После того, как был открыт МКАД, город свое существование прекратил и стал уже частью Москвы. Все эти события произошли в 1960 г. По истечении четырехлетнего периода дорогу назвали Анадырским проездом. Кстати, данная платформа была и в «Служебном романе».
3. Спекуляция дынями
Сцены с дынями помнят все зрители, как и момент, когда главный герой стоит за прилавком и продает их. Эта сцена снималась за прилавками вблизи Тишинской площади. Ранее здесь и в самом деле был рынок с одноименным названием. В настоящее время на этом месте ТЦ «Тишинка».
4. На тележке по Таганской
Не менее яркая сцена, где главный герой катает героиню (Веру, которую блестяще сыграла Людмила Гурченко) на тележке. Вот здесь мы видим уже Таганскую площадь, а, если быть очень точными, то открывающийся с нее вид на ул. Нижнюю Радищевскую.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
На реальных событиях: история, которая легла в основу фильма «Вокзал для двоих»
«Вокзал для двоих» вышел на экраны 38 лет назад и стал третьим фильмом Эльдара Рязанова про любовь, после «Иронии судьбы» и «Служебного романа». Как и два предыдущих фильма, «Вокзал для двоих» зрители приняли сразу, горячо полюбили и продолжают до сих пор пересматривать. Многие знают, что музыку к фильмам Рязанова, без которой, возможно, и не было такого успеха, писал композитор Микаэл Таривердиев. Но не все знают, что сценарий «Вокзала для двоих» был написан на основе реальных событий, а именно трагической истории из жизни знаменитого композитора — близкого друга Рязанова и актрисы Людмилы Максаковой.
Кто был виновником трагедии, до сих пор непонятно, но мы решили рассказать о двух версиях, одна из которых легла в основу сюжета.
Версия № 1
В День Победы 9 мая компания кинематографистов и другие представители художественной интеллигенции отмечали праздник в ресторане «Националь» на ул. Горького. Среди посетителей были Людмила Максакова и Микаэл Таривердиев. В тот момент они состояли в отношениях уже не первый год, об их романе все знали и, вроде бы, дело шло к свадьбе. В ресторане к Максаковой подсел один из гостей — журналист и спросил у актрисы: «как там поживает Гриша?». Речь шла о режиссёре Григории Чухрае, у которого Максакова снималась. Таривердиев приревновал, разозлился, выпил лишнего, а позднее сел за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Две истории, которые легли в основу фильма «Вокзал для двоих»
Режиссер Эльдар Рязанов, вспоминая о том, как они вместе с постоянным соавтором Эмилем Брагинским работали над сценариями, рассказывал, что, как правило, отправной точкой для создания сюжета служил вполне реальный случай. Так, из истории о том, как какой-то человек угонял частные машины у людей, живущих на нечестные, нетрудовые доходы, продавал их, а вырученные деньги переводил в детские дома, родился фильм «Берегись автомобиля».
В основу «Зигзага удачи» лег действительный случай, рассказанный сценаристам приятелем. «Один сборщик членских взносов регулярно и тайно занимал деньги у профсоюзной кассы. От сбора взносов до сдачи всей суммы в районный профсоюз проходило около месяца. Эту щель сборщик и использовал. На собранные деньги он покупал облигации трехпроцентного выигрышного займа. Если облигации не выигрывали, он их продавал, а деньги приносил в районную профсоюзную кассу. Если же облигация выигрывала, он брал выигрыш себе, опять-таки возвращая нетронутыми деньги членов профсоюза, и все оставалось шито-крыто».
Замысловатый сюжет «Иронии судьбы, или С легким паром!» также «раскручивался» из реальной истории.
«Нам рассказали историю об одном человеке (назовем его Н.), который после бани забежал к приятелям.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
А вот в сценарии фильма «Вокзал для двоих» причудливо преломились и видоизменились сразу две истории, случившиеся в действительности, — причем с известными людьми.
«Ситуация, когда за рулем сидела женщина, сбившая человека, а вину принял на себя мужчина, бывший в машине пассажиром и любивший эту женщину, взята из жизни. Я знаю этих людей, но не буду, называть их довольно-таки известных имен», — писал Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги».
Сегодня имена этих людей уже не являются секретом — это композитор Микаэл Таривердиев и актриса Людмила Максакова. Таривердиев действительно взял на себя вину Людмилы, сбившей человека, а она уехала из зала суда вместе с друзьями.
Вторая история известна куда меньше.
По материалам книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов