волгоградские казаки история происхождения

285 лет Волгскому войску казачьему

волгоградские казаки история происхождения. Смотреть фото волгоградские казаки история происхождения. Смотреть картинку волгоградские казаки история происхождения. Картинка про волгоградские казаки история происхождения. Фото волгоградские казаки история происхождения

13 июня 1723 г. было образовано Волгское войско казачье. Оно было образовано в связи с созданием Царицынской пограничной укрепленной линии, с центром в Дубовке, на правом берегу Волги, севернее Царицына (ныне Волгограда). Создавалось оно в основном из переселенных на Волгу донских (520 семей) и днепровских черкасов (537 семей). Черкасами называли в то время малороссийских казаков, прибывших в Россию и проживавших на территории Войска Донского и на Слабожанщине.

Переселение донских казаков было задачей трудной для правительства. Переселяться они не хотели. Казачьи атаманы обещали выставлять на охрану Царицынской линии до 2-х тысяч человек, только чтобы их не переселяли. Правительство понимало, что это может вызвать бунт, но резонно решило, что лучше иметь постоянное войско, чем прибывающих на время. Первоначально желающих набрали около десятка, а нужно было не менее 1000. Опасаясь бунта казаков, было принято решение материально заинтересовать переселение и выделить для этого довольно большие по тем временам суммы денег на первоначальное обустройство. Удалось переселить около 1200 семей. Войсковым атаманом был назначен Донской старшина Макар Персидский, который и занялся устройством нового Войска. Для походов против кочевников и обороны Волгскому Войску были выданы из Астраханского арсенала 28 пушек.

Войско занималось сторожевой службой на линии Царицын-Камышин, отражало набеги татар, калмыков и киргизов. Войско неоднократно привлекалось к службе на Кавказе. По мере укрепления государственной власти в Оренбургском крае и низовьях Волги, а также в связи с укреплением Оренбурского и Астраханского войск казачьих, необходимость в Волгском казачьем войске отпала. Правительство приняло решение переселить в 1771 году 517 семей Волгских казаков на Северный Кавказ. У казаков это вызвало резкое неприятие. Многие из них бежали с Моздокской оборонительной линии назад, на Волгу. Как результат, большинство Волгских казаков поддержали бунт Пугачева 1773-75 гг. После подавления восстания было принято решение в 1777 г. переселить большинство Волгских казаков на Северный Кавказ. Из них были организованы Моздокский и Волгский полки. Управление велось полковыми командирами и войско таким образом было упразднено.

В 1832 году Моздокский и Волгский полки вошли в состав вновь образованного Кавказского линейного войска, в 1860г — Терского. Оставшиеся на Волге казаки в 1802 году образовали две станицы: Александровскую (ныне Суводская Волгоградской области) и Краснолинскую (ныне Пичужинская Волгоградской области), вошли в состав Астраханского казачьего войска. Но это уже другая история.

Источник

ВОЛЖСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

Первые казаки на Нижней Волге

О казаках, впервые ступивших на земли по нижнему течению Волги, стало известно в связи с походами на Астрахань в 1554 г. Это был отряд атамана Ф. Павлова, действовавший совместно с войсками Ю.И. Шемяки-Пронского и А.В. Вяземского. В ходе следующего похода 1556 г. в составе русских войск действовали отряды донских казаков во главе с атаманами Колупаевым и Л. Филимоновым.

С 1560 г. стало известно о «волгских казаках», которые промышляли разбоем в районе Жигулей (это были донские казаки). Поэтому именно 1560 г. волжские казаки считают годом начала старшинства Волжского казачьего войска.

В 1570 – 1577 гг. волжские казаки неоднократно сталкивались с Большой Ногайской Ордой, границы кочевий которой проходили близ Волги, трижды нападали на столицу Ногайской Орды – г. Сарайчик, каждый раз сжигая его. Однако эти походы не были выгодны Русскому государству. И уже в 1578 г. после очередного разгрома Сарайчика казачьи атаманы И. Юрьев и М. Бритоусов были казнены.

В 1577 г. часть волжских казаков, возглавляемая атаманом Б. Барбошей, отправилась к устью реки Яик (Урал). После очередного разгрома ими в 1580 г. Сарайчика выше по течению Яика волжские казаки заложили укрепленный городок, положивший начало землям Яицкого (Уральского) казачьего войска. Другая часть волжских казаков, направившаяся на Терек, стала частью будущего Терского казачьего войска.

Жившие на Нижней Волге казаки вплоть до XVII в. занимались преимущественно разбоем. С началом Смуты положение волжского казачества изменилось. В 1605 г. неподалеку от Москвы объявился «племянник» московского «государя Дмитрия» беглый холоп И. Коровин (известный как Юрьев, Муромец, Горчаков). Под именем «Царевича Петра» он двинулся вверх по Волге, где в его немногочисленное на тот момент войско влилась Волжская казачья вольница. Под Свияжском отряд узнал о гибели Лжедмитрия в Москве и вернулся обратно, где его и разбили стрельцы и служилые волжские казаки. Положение на Волге на непродолжительное время стабилизировалось.

После появления на Нижней Волге М. Мнишек с сыном и атамана И. Заруцкого с донскими и запорожскими казаками в 1613 г. Астрахань была взята. Собрав новое войско, И. Заруцкий двинулся на Москву. После переговоров с волжскими вольными казаками большая их часть ушла от И. Заруцкого и признала власть М.Ф. Романова. М. Мнишек, ее сын и И. Заруцкий были выданы властям 25 июня 1614 г.

После окончания Смуты казаки, устремлявшиеся в Астрахань, рассчитывали на службу от государства в составе стрельцов. Это в корне меняло их социальный статус. С 1630 г. волжские казаки вели борьбу с Большой Калмыцкой Ордой. В 1643 и в 1644 гг. они сражались с калмыками у Яицких вершин. В благодарность за это 26 августа 1643 г. царь Михаил Федорович подарил самарским казакам набатный колокол весом 14 пудов. Его изображение является одним из символов возрождения Волжского казачьего войска.

В 1637 – 1643 гг. волжские и яицкие казаки участвовали в «Азовском сидении» вместе с донскими и запорожскими казаками. С 1650-х гг. волжские казаки служили на Кавказе в числе правительственных войск.

Волжские казаки выступали против царской власти. Последнее такое выступление вольных волжских казаков произошло во время восстания С. Разина. Его разгром привел к упразднению казачьего своеволия на Волге. В 1671 – 1685 гг. волжские служилые казаки служили на Кавказе и участвовали в сражениях против башкир и киргизцев. В 1684 – 1685 гг. они были в составе отрядов князя В. Голицына в Крымском походе.

В конце XVII в. «волгское казачество» пополнили московские стрельцы, высланные в 1698 г. по указу Петра I в Красный Яр, Черный Яр, Царицын, Камышин и Саратов. Их численность, по разным данным, составляла от 200 до 250 человек.

Новое казачье войско

Решение Петра I привело к образованию в 1718 – 1720 гг. Царицынской сторожевой линии между Доном и Волгой. Основными обитателями этой линии должны были стать донские казаки. Однако уже в 1733 г. казаков-переселенцев отправили на Волгу и начали организовывать из них Волжское войско.

Согласно грамоте, выданной императрицей Анной Иоанновной новому войску 20 января 1734 г., донские казаки, записавшиеся в Царицынскую линию, перенаправлялись в район между Царицыным и Камышиным. Они пришли на смену донским казакам, живших в Саратове, Астрахани и других ближайших городках и должны были именоваться волжскими. С этого момента начало свое существование Волжское казачье войско.

С 1771 г. отмечается перемещение волжского казачества на Терек и на линию Моздок – Азов. Еще в 1770 г. 517 семей отправили в пять станиц по левому берегу Терека, на границу между Моздоком и Гребенским войском. Эти казаки образовали Моздокский полк во главе с полковым командиром.

В ходе восстания под предводительством Е.И. Пугачева волжские казаки влились в войско «императора Петра III» в качестве Дубовского полка. По результатам событий Крестьянской войны и в ходе дальнейшего расширения линии крепостей на Кавказе на запад от Моздока к Азову указом императрицы Екатерины II 1777 г. волжские казаки переселялись на Северный Кавказ, а само войско было упразднено. В строю здесь сохранился волжский казачий полк пятисотенного состава.

В 1832 г. Моздокский полк и Волжское войско были включены в состав вновь образованного Кавказского линейного войска. Оставшиеся на Волге казаки основали станицы Александровскую и Краснолинскую, ставшие в 1804 г. частью Астраханского казачьего войска.

Источник

Волгское казачество: кем были по национальности самые первые казаки

волгоградские казаки история происхождения. Смотреть фото волгоградские казаки история происхождения. Смотреть картинку волгоградские казаки история происхождения. Картинка про волгоградские казаки история происхождения. Фото волгоградские казаки история происхождения

В 1734 году благодаря указу государыни Анны Иоанновны в Приволжском крае Российской империи было сформировано иррегулярное Волгское (Волжское) казачье Войско. Однако первые казаки на Нижней и Средней Волге появились ещё в XVI веке.

Образование

Первоначальное упоминание о казаках на волжских берегах относится к 1554 году, когда был организован поход государственной армии с целью завоевания Астрахани.

В этот исторический период о себе заявил отряд донского атамана Фёдора Павлова, который входил в войско Александра Вяземского и Юрия Шемяки-Пронского.

Казаки из этого формирования принимали участие в битве у Чёрного озера, в которой разгромили воинов Ямгурчея.

Спустя 2 года казачьи отряды под руководством атаманов-донцов Ляпуна Филимонова и Колупаева вновь оказались у просторов Волги, на этот раз для безоговорочного присоединения Астрахани к Русскому государству.

Таким образом, костяк будущих волжцев составили донские казаки, переселившиеся в Поволжье с берегов Дона.

Развитие

Оказавшись на берегах Волги, казаки начали промышлять разбоем. Наибольшая концентрация противоправных действий в 1560 году фиксировалась в районе Жигулей. К слову, именно с этой даты волжские казаки ведут летоисчисление старшинства Волжского казачьего Войска.

В период между 1570-1577 годами волгцы неоднократно участвовали в схватках с представителями Большой Ногайской Орды, и даже трижды, достигая пределов их столицы – Сарайчика, предавали её огню.

Однако власти Русского государства не одобряли эти самовольные вылазки, нарушавшие дипломатические отношения между русскими и ногайцами.

Как следствие в 1578 году, после очередного несанкционированного нападения волжских казаков на Сарайчик, по приказу начальства атаманы М. Бритоусов и И. Юрьев были казнены.

К 1610 году на Волге остались только городовые казаки, получавшие жалование за несение постоянной сторожевой пограничной службы. В то же время вольные казаки, жившие за счет воровства, и не желавшие подчиняться государству, устремились с Волги на Яик, став основателями Уральского казачьего войска, а также на Терек, где влились в ряды будущего Терского казачьего войска.

Начало смуты

Новый этап в истории Волгского казачества начался вместе с наступление в России Смутного времени.

В 1605 году, когда холоп Илья Коровин под именем «Царевич Пётр» со своим отрядом двинулся вверх по Волге, чтобы достичь Москвы, ряды его соратников пополнила Волжская казачья вольница. Однако как только выяснилось, что план по захвату власти нереализуем, этот «царский отряд» вернулся обратно, и был уничтожен служилыми казаками.

Следом за «Лжепетром» на Волге объявились Марина Мнишек с сыном, поддерживаемая донскими и запорожскими казаками во главе с атаманом Иваном Заруцким, но волгцы не признали самозванцев и последние 25 июля 1614 года были выданы властям.

Подвиги и промахи волгцев

В историографии Волгского казачества упоминается о его участии в борьбе против Большой Калмыцкой Орды. В 1643 году волгцы проявили отвагу и стойкость в битве у Яицких вершин, за что получили в дар от царя Михаила Фёдоровича 14-пудовый набатный колокол, ставший одним из символов возрождённого Волжского казачьего Войска.

Кроме того, волгцы были замечены среди бойцов, участвовавших в 1641-1642 годах в известном «Азовском сидении» против турецкой армии.

Несмотря на то, что на Кавказе волжские казаки влились в ряды правительственных войск, основная масса волгцев выступала против официальной власти.

Именно поэтому они с радостью поддержали прибывшего на Волгу мятежника Степана Разина, организовавшего в 1667—1671 годах крупное крестьянское восстание.

После подавления этого бунта, царский режим принял решение об упразднении на Волге казачьего своеволия.

Имперский период

Новая кровь в общину Волгских казаков влилась после Стрелецкого восстания 1698 года, когда Пётр I, выслал в приволжские местечки Саратов, Камышин, Царицын, Красный Яр и Чёрный Яр всех попавших в опалу вояк.

Те 200-250 ссыльных, которые обосновались в Красном Яру, решили переименоваться в красноярских казаков и стали частью местного казачества.

В 1720 году согласно императорскому указу была создана Царицынская сторожевая линия, объединявшая территорию между Волгой и Доном, основным военным контингентом которой должны были стать донские казаки.

Дело Петра I в 1733 году продолжила императрица Анна Иоанновна, по велению которой из донских станиц на Волгу было переведено свыше 1000 казачьих семей, получивших право зваться волгскими казаками.

Царицынская линия, переименованная в Волжское казачье Войско, была разделена на три станицы: Волжскую, Среднюю и Дубовскую. Кроме того, она располагала 4 крепостцами: Антиповской, Балыклевской, Караваевской и Дубовкой, в которой жил войсковой атаман.

Пугачёвское восстание

1771 год ознаменовался очередной передислокацией волгских казаков на Кавказ на участок между Азовом и Моздоком.

Оставшиеся на Волге казаки оказались в весьма затруднительном материальном положении с минимумом вооружения, но, несмотря на это, на них 1764 году была возложена обязанность по обороне региона от крестьянского войска бунтовщика Емельяна Пугачёва. Понимая, что сопротивление превосходящему в силе врагу бесполезно, большая часть волгцев перешла на сторону восставших.

Учитывая объективные обстоятельства случившегося, Екатерина II после подавления пугачёвского мятежа не стала применять к волгцам репрессивных мер.

Однако в 1777 году императрица всё же переселила станичников на Терек, сохранив за ними право именоваться Волгским казачьим полком. В итоге на Волге осталось всего две станицы — Краснолинская и Александровская, которые в 1802 году стали частью Астраханского казачьего полка.

XIX-XXI столетия

В 1835 году из-за изменения линии государственной границы Российской империи Николай I издал указ о расформировании Волгского казачьего Войска с переводом служивших в нём людей в состав Астраханского, Терского и Оренбургского и казачьих Войск.

Однако не стоит полагать, что на этом оборвалась история волгцев, подаривших миру прославленного покорителя Сибири Ермака Тимофеевича.

Вне зависимости от места их дальнейшей службы все они сохранили за собой право именоваться волгскими казаками и образовывать полки с аналогичным названием. К слову, в составе Терского казачьего Войска их существовало аж три.

После Октябрьской революции 1917 года казачество оказалось под запретом, но с развалом СССР и крахом коммунистического режима, потомки волгских казаков на учредительном казачьем кругу 1993 года объявили о возрождении своего войска, но уже в качестве организации.

В наши дни включённое в государственный российский реестр казачьих обществ под №1 Волжское казачье Войско объединяет около 80 000 казаков, несущих службу в 15 субъектах РФ.

Источник

Предки были Волжскими казаками

В настоящее время, стало модным занятием составление собственной родословной. Выйдя на пенсию по выслуге лет, я также взялся за эту не скучную работу. Из рассказов отца знал, что мои предки пришли на Урал, ещё, во времена царя Ивана Грозного и с тех пор не покидали уральских берегов, пока существовало Уральское казачье войско. Мои предки были не беглые рабы и холопы, а казаки с берегов великой русской реки Волги. Неудивительно, что у меня возникло сильное желание узнать подробнее о древних волжских или, как их обычно называли в старинных документах, «волгских» казаках. К сожалению, материал о волжских казаках, который удалось отыскать в библиотеках, был противоречив и неправдоподобен.

Например, Советский Энциклопедический Словарь (СЭС) сообщал:

«Волжские казаки, первоначально из беглых крестьян на Нижней Волге в 16 в. В 1733 – 1777 гг. существовало Волгское казачье войско с центром в Дубовке (ок. Царицына); часть Волжских казаков была переселена на Сев. Кавказ (в Терское казачье войско), часть присоединена в начале 19 в. к Астраханскому войску» (СЭС, 1984. С. 240).

В дореволюционной казачьей газете «Уральские войсковые ведомости» (УВВ), нашёл заметку «О старинных казаках», в которой прочитал:

Генерал А. И. Ригельман в своём труде «История или повествование о Донских казаках» утверждал, что казаки на Волге ранее 1552 года быть не могли, «потому что Царствы Казанское до 1552, а Астраханское до 1554 годов в сильном владении Татарском состояли, следовательно за такими областями, из Российских мест, да, ещё и разбойникам, сперва в малом числе людей в чужих и отдаленных землях, не только быть, но и пройтись им туда, а паче сухопутно, весьма не можно было». Казаки на Волге стали упоминаться в документах с 1576 года: «со оного времени уже по запискам Российским, явствуется, что по Волге Донские казаки с прочими Российскими беглецами, разбои чинили и от поисков, чинимых за ними, многие разбежались, как то известной Атаман разбойничьей, Ермак Тимофеев, а от него уже Василий Гугнин, с шайками своими, первой до Сибири, а последний на Яик, пробралися и там жительствовать и промыслы свои производить остались, с которого времени уже и на Каспийском море разбои оказались и известными участились…» [Ригельман, 1848. С. 19 – 20].

Одной из загадок Российской истории являются волжские казаки. Кем были эти «речные рыцари»: разбойниками или государевыми людьми? Из их числа верстались казаки: терские, донские, яицкие и сибирские, но сами они так и не создали «природного» казачьего Войска. Чтобы понять такие коллизии в нашей истории, заглянем вглубь 16 – 17 веков. В те годы казаки часто переходили с Волги на Дон, с Дона на Терек, а с Терека на Яик, или обратно; только получив увечья на службе, казак выходил в отставку и, как правило, оставался на постоянное жительство там, где проходил службу.

1. От новгородских ушкуйников до волжских казаков.

Писатель Валериан Павлович Правдухин (1892 – 1938), в детстве, четыре года прожил среди уральских казаков в Калёновском посёлке; в середине 1930 – х годов написал роман «Яик уходит в море», ставший вершиной его литературного творчества. «Давно начали сползаться на Яик, на Каспий, пробираясь через воровские перелазы Московии, новгородские ушкуйники, бежавшие от расправ Ивана Грозного, – писал Правдухин. – К ним позднее примкнули наиболее непокорливые из волжской вольницы» [Правдухин, 2011. С. 38].

Известный своими трудами по древней истории казачества, донской писатель и краевед Евграф Петрович Савельев (1860 – 1927) отмечал, что «новгородцы… смешались с другими казацкими общинами и таким образом положили основание «Всевеликому Войску Донскому», с его древним вечевым управлением». Новгородские ушкуйники пришли на Дон с Волги. «Казаки – новгородцы на Дону, – писал Савельев, – самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослы, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым носом, с круглым и малым подбородком, с круглой головой и высоким лбом. Волосы на голове от тёмно – русых до чёрных; на усах и бороде светлее, волнистые…» [Савельев, 2008. С. 265]. Новгородцы занесли на Волгу, а затем уж, на Дон и Яик названия: атаман, стан, ватага, ильмень (общее название большого чистого озера) и др.

«Ещё в конце XIV в., – повествовал Савельев, – отважные новгородские «повольники» или «ушкуйники» основали на реке Вятке город Хлынов, переименованный впоследствии в Вятку, и оттуда предпринимали свои торговые путешествия или военные набеги вниз по Волге. В 1361 г. они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик, а в 1364 – 65 гг. – за Уральский хребет на берега реки Оби.

Предводители этих «ватаг» именовались «ватманами», а впоследствии атаманами. Основанные повольниками общины, по примеру Новгорода и Пскова, управлялись «вечем», т. е. народным «кругом», где каждый гражданин имел равный голос со всеми. После разгрома Хлынова Иваном III, в 1489 г., большая часть его граждан, жаждавших свободы и независимости, ушла на Северную Двину, Каму и вниз по Волге, другая часть была расселена по московским областям.

Ушедшие вверх по Каме новгородцы основали город Елабугу среди покоренных ими вотяков; двинувшиеся же вниз по Волге могли только поселиться в таком месте, где бы они могли добывать средства к существованию, т. е. иметь торговые сношения, запасы хлеба и огнестрельные снаряды. От устья Камы до нынешнего Симбирска весь горный хребет в то время был заселен воинственными мордовскими племенами и черемисами; места же от Самары до Оренбурга заняты были кочующими башкирами; горный берег нынешней Саратовской губернии до Балашова занимала та же мордва, а ниже г. Саратова до Камышина, изрезанный крутыми оврагами и поросший лесами, неудобный для кочевья берег был свободен от поселений. Ниже Камышина до Астрахани кочевала Золотая Орда.

Из этого краткого обзора видно, что пространство, занимаемое ныне г. Камышиным, было самое удобное и безопасное место для поселения новгородцев, ушедших из Хлынова.

Вот в этих то местах, согласно памяти народной, выраженной в песне волжско – донской вольницы – «Как пониже – то, братцы, было города Саратова, а повыше – то было города Камышина, протекала Камышинка река». и нужно искать первые становища хлыновцев, бежавших от порабощения московских князей. Торговые караваны давали случай этой вольнице приобретать «зипуны», а пограничные городки враждебных Москве рязанцев служили местом сбыта добычи, в обмен на которую новгородцы могли получать хлеб и порох» [Савельев, 2008. С. 263 – 264].

Однако, донской писатель и историк Е. П. Савельев поведал лишь часть правды о новгородских ушкуйниках. Народная молва называла их, – «хлыновские воры». Была их – «добрая тысяча». Определённая часть из той «тысячи» не пошла вниз по Волге до Камышинки, а укрылась около города Городца (Малый Китеж) в Пановых горах, к которым в старину относили также и Дятловы горы, на которых расположен город Нижний Новгород. Именно, Пановы горы послужили топонимикой для фамилии «Пановы» в Нижегородской и других поволжских губерниях, а не какие – то там, «беглые выходцы из Польши». Так, по крайней мере, считали мои предки – уральские казаки Пановы из Калёновского посёлка.

Раскопки около Городца Дружкин продолжил в июне 1878 года, о чём он известил секретаря Нижегородского статистического комитета А. С. Гациского: «Милостивый государь, Александр Серафимович. Получил от вас 15 рублей 6 июня. И раскопку зделал близ Городца. Начата 2 июня, а раскопал 6 июня 1 курган с замечательными предметами, но только наводит на сумнение горшок глиняный с углями и покрыт тоже глиняной покрышкой на подобье плошки. Потом на скелете оказался крест телесный. Прошу вашего совета продолжать ли эту раскопку. Я начал ещё курган, а болье буду ожидать вашего ответу, а теперь уеду вёрст десять или больше, там может быть интереснее, а здесь ещё семь курганов. Вам нельзя ли прислать письмо поскорее. Ваш слуга Пётр Данилов Дружкин» [ГАНО (Государственный архив Нижегородской области), ф. 765, оп. 597, д. 44, лл. 40 – 40 об]. В следующем же письме П. Д. Дружкин сообщал о находке стрел с колчаном. В то же время он поторапливал А. С. Гациского приступить к исследованию ещё девяти Городецких курганов, мотивируя тем, что «скоро будет сенокос, нужно будет рабочих, а их трудно будет добыть» [Там же, лл. 41 – 41 об].

Под боком Нижнего Новгорода располагалось Казанское ханство, враг хлыновцев и Московского князя, который не упустил случая и обратил своих бывших «недругов» в союзников. Пановы горы, с их тайными пещерами, пропастями, обрывами и рвами, на дне которых журчали на удивление чистые ручьи, стали надёжным прибежищем для ватажников – новгородских ушкуйников. Только вместо лёгких судов – ушкуев, эти воинственные ватаги стали использовать, – струги. Эти, выдолбленные из стволов вековых деревьев, суда вмещали до 30 воинов – ватажников, которые на руках переносили их с одной реки на другую. Ватаги были очень мобильны и неистребимы. На своих лёгких стругах ушкуйники наводили страх и ужас на татар вниз по Волге, вплоть до Астрахани. Несомненно, что татары совершали карательные экспедиции в Пановы горы, для поиска и истребления укрывавшихся там ушкуйников. Об этом свидетельствовали и находки Дружкина в «Панских буграх».

Оставляя в Пановых горах свои семьи, новгородские ушкуйники годами пропадали в походах по запольным рекам, превращаясь в разбойников и пиратов. Так, выражение «зипуны добывать», означало отправляться в поход, на разбои. Казаки – ушкуйники, как дикие гуси – лебеди улетали весной на своих быстрых стругах в далёкие края, не забывая, при этом, всегда возвращаться в родные места. Да, и слово «казак», в дословном переводе с тюркского, означало «белый гусь» или «белый лебедь». Неслучайно, что эти слова вошли в обиход на Волге – матушке, где зародилась «волжская вольница», ставшая прообразом для будущего служилого казачества. Значит, «волжская вольница» создавалась, как структура для борьбы с басурманами на Волге и Каспии. И создавалась она при активном участии Московских князей.

Тут, самое время привести отрывок из народного предания, записанного И. И. Железновым на Низовой линии Уральского казачьего войска:

«В стары времена Рассея была земелька небольшая, слабосильная. Коли устояла она, коли и возвеличилась она над всеми царствами и языками, в том много ей помогли казаки – лыцари, – все казаки: и донские, и терские, и запорожские, и волжские, и сибирские, и яицкие, они по границам расейским «крепи держали» и басурманов усмиряли. Без казаков не знай, чтобы с Рассей было…

В те поры казаков на Яике было всего – на – всего человек триста; значит, самая малость. Получили они от царя грамотку, сошлись в казачий круг, распустили знамечко своё шелковое, позлащенное, и стали думать думу крепкую. Что делать? Всем идти – царь не желает; да и Яик бросать опасно; пожалуй ещё как – нибудь орда нахлынет… Думали, думали казаки, да и решили послать на подмогу к царю только троих казаков, что ни самых лучших воинов, троих лыцарей – поединщиков. Помолясь и благословясь, поехали наши лыцари на поле Куликово, где было собраньице воинское. Первому лыцарю имя Иван Пыжало, второму – Иван Шатала, а третьему Иван Клад. И четвертый лыцарь с ними поехал, но тот так поехал: в случай неустойки, было бы кому на Яик весть дать. Стоит на поле Куликовом расейская армеюшка словно сиротинушка: все воины невеселы, все воеводы и бояры головы повесили; и было касатик отчего. Супротив одной рати царя расейского стоят три рати трёх царей неверных. Боя они не начинают, а вызывают поединщиков. В старину, вишь, был таков обычай: супротивные армии редко в бой вступали, а решали спор поединщиками. Так было и в ту пору» [Железнов, 1859].

Отец поведал мне толкование этого предания, услышанное от старика, родной дед которого, лично знал бытописателя И. И. Железнова. Это предание рассказывало о правлении династии Рюриковичей на Руси: от Ивана I Калиты до Ивана IV Грозного. При московском князе Иване I, в летописях были впервые упомянуты новгородские ушкуйники (1323 г.). Они отличились в войне со шведами. Князь Иван II Иванович Красный продолжил объединение русских земель. После его смерти, в 1359 году, ушкуйники начали предпринимать походы вниз по Волге. В правление его сына Дмитрия Ивановича, новгородские ушкуйники участвовали в великой битве на Куликовом поле (1380). При великом князе Иване III Васильевиче к Московскому княжеству были присоединены: Ярославль (1463). Новгород (1478), Тверь (1485), а также пристанище ушкуйников – Хлынов (Вятка) (1489). Однако, до разграбления Хлынова воеводами московского князя, новгородские ушкуйники, вместе с ними, приняли участие в Стоянии на реке Угре (1480). Первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный, когда стал расширять внешние границы Русского государства, поручил охрану новых рубежей служилым людям: «детям боярским и казакам. По сути, народное предание рассказывало историю трансформации рыцарей – ушкуйников в воинов Христовых – казаков.

К сожалению, в 1380 году, на Куликовом поле никаких казаков не было и, в помине. Например, академик – историк Г. Ф. Миллер, известный своими изысканиями и открытиями в Российской истории, утверждал, что «пока татары южными Российского Государства странами владели, о российских казаках ничего не слышно было» (См. Левшин). Волжские казаки прославились грабежами по берегам Волги и Каспийского моря, начиная со второй половины XVI столетия. Подвиги «речных» пиратов начались вскоре после покорении Астрахани (1554). «В 1559 году статейные списки уже упоминают об них, – писал А. И. Левшин, – лет двадцать продолжались, и до того возросли, что не только почти пресекли пространную торговлю русских, азиатцев и англичан, перед тем только открывших путь в Азию чрез Каспийское море, но даже препятствовали дипломатическим сношениям России с Персиею, и грабили послов так же, как и купцов» [Левшин, 2011. С. 8]. Тогда, кто же был на поле Куликовом? А были там, новгородские ушкуйники!

Миф о Куликовской битве, в которой русское войско, во главе с князем Дмитрием Донским, одержало убедительную победу над войсками хана Мамая, 8 сентября 1380 года, затмил истину: первыми стали ощутимо бить Золотую Орду не московские князья, а новгородские ушкуйники. По рекам и морям новгородские дружины передвигались на судах – ушкуях, за что и получили прозвание – ушкуйники. С 1360 по 1375 гг. новгородцы совершили 8 больших походов на Среднюю Волгу, да ещё, несколько малых налётов. Вот, лишь, краткая хроника этих походов:

«1360 год. Ушкуйники, проплыв вниз по Волге, совершили свои первые набеги на ордынский город Жукотин (недалеко от г. Чистополя) на реке Каме и перебили татар. Это деяние встретило всяческое одобрение Святого Дионисия Суздальского, который всю жизнь проповедовал поход «на нечестивых агарян». Хан Хызр потребовал от Дмитрия Суздальского, как великого князя, поимки и выдачи этих ушкуйников. По решению князей суздальского, нижегородского и костромского в Костроме бояре подпоили вернувшихся из похода ушкуйников, связали их и переслали в Золотую Орду.

В 1366 году новгородские ушкуйники громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Хан Золотой Орды обратился с приказом к своему подданному, московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Князь Дмитрий шлёт грозную грамоту в Великий Новгород. Бояре новгородские отвечают отпискою: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман».

В 1369 – 1370 гг. новгородские ушкуйники «гуляли» по Волге и Каме. В те годы они взяли Кострому и Ярославль. Эти набеги состоялись в связи с враждою Великого Новгорода с тверским князем, который посадил наместников в Костроме и новгородском пригороде Бешецком – Верху.

В 1374 году поход на 90 ушкуях вниз по Волге. Третий раз взяли город Булгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз по Волге и взяли Сарай – столицу Золотой Орды; часть ушкуйников спустилась к югу, другая пошла на восток. В этом же году ушкуйники обосновались в Хлынове.

В следующем 1375 году, 1500 ушкуйников под начальством воеводы Прокопа разбила пятитысячную рать костромского воеводы Плещеева и захватили Кострому. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге. По традиции они нанесли «визиты» в города Булгар и Сарай – Берке. Правители Булгара, ранее наученные горьким опытом, откупились большой данью, а столица Золотой Орды город Сарай был взят штурмом и разграблен» (См. Википедия).

Арабский путешественник Ибн Батута, посетивший те края в 1334 году, отмечал, что золотоордынская столица Сарай – один из красивейших городов и, чтобы объехать его, ему потребовался почти целый день.

Ушкуйники были коварными, расчетливыми, безжалостными, дерзкими воинами. В поход воеводы ушкуйников брали воинов, которые равно хорошо были подготовлены для конного и пешего боя, имели навыки длительной гребли и опыт выживания в экстремальных условиях. До территории противника они добирались по воде на судах – ушкуях, а на суше сражались в пешем строю, хотя были случаи, что на противника нападали конные отряды ушкуйников.

В средние века на Руси существовал особый класс «детей боярских», впервые упоминаемый в новгородских летописях под 1259 год, где они составляли часть народного ополчения. Это были потомки старинных новгородских бояр, не усвоившие, однако, себе боярского звания, то есть не бояре. Они же, составляли «костяк» новгородских ушкуйников. Для большинства из них, война и военные походы сделались смыслом жизни. С годами, ушкуйники превратились в потомственных воинов, не знавших другого ремесла, кроме ратного дела. Частые военные походы в низовья реки Волга, против басурман Золотой Орды, сделались целью деятельности ушкуйников. Грабежи и разбойные нападения при этом, как правило, были обычным явлением войны, во всех странах мира. Громя улусы кочевников и, разоряя города Золотой Орды, ушкуйники способствовали её распаду на ряд малых и слабых государств, которые впоследствии были присоединены к России.

Окончательно задавить Хлыновскую республику ушкуйников Москве удалось лишь в 1489 году. После взятия Хлынова, московский государь Иван III велел забыть об ушкуйниках. Дьяки старательно вырезали все сведения о них из свитков с летописями. Упоминания об ушкуйниках остались лишь в эпосах о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре». В XIV – XV веках московские летописцы очень старались, всячески очернить ушкуйников и, вообще, называли их разбойниками, ворами, ослушниками и т. п. Бежавшие из Хлынова ушкуйники, нашедшие себе приют в Пановых горах, продолжали своё прежнее ремесло на Волге.

Сообщая об этом походе, летописец отмечал, что Государь приказал идти из Нижнего Новгорода на Казань князю Петру Серебряному, «… а с ним дети боярские и стрельцы и казаки…». Из Мещеры на Волгу для перекрытия перевозов были посланы две с половиной тысячи казаков под командой Севрюги и Елки. При штурме Казани отличился со своими казаками Миша Черкашеин.

Надо заметить, что после взятия Казани в Писцовых книгах поволжских уездов стали появляться в записях служилые «сыны боярские» Пановы. Возможно, это были потомки ушкуйников из Пановых гор, призванные на «государеву службу» царём Иваном Грозным. Например, в Свияжске показан Семенка Андреев сын Панов, с окладом «по 125 четвертей» (См.: Писцовая книга Свияжского уезда 1565 – 1567 гг.).

«Старинные песни рассказывают, – утверждал Правдухин, – что ещё в 1380 году казаки дрались на Куликовом поле с татарами, а в середине шестнадцатого столетия брали у них Казань» [Правдухин, с. 15]. Это люди из одного рода – племени бесстрашных и мужественных воинов Христовых: новгородских ушкуйников, ставших волжскими казаками.

В XV веке в российских украинных (пограничных) городах (со стороны степи) сложился особый класс служилых воинских людей, известный под именем городовых казаков. Они обязывались постоянно быть на службе, ездить в степи, смотреть за движениями татар по известным степным дорогам, называемым шляхами и сакмами, перехватывать языков, и доставлять вести воеводам и Государю, а в случае набега ордынцев защищать украинные города. В службу эту набирались вольные люди из всех сословий, они получали за свою службу определённое количество земли по статьям, кто в какую годен, освобождались со своими семействами от всех податей, а иногда награждались и денежным жалованием. Вооружение же и лошадей должны были иметь за свой счет.

Уральский казачий историк А. Б. Карпов в своём историческом очерке «Уральцы» тоже задавался риторическим вопросом: что за казаки брали Казань? «Ещё при взятии Казани царём Иваном Грозным в 1552 году было около 15 тысяч вольных казаков, – писал Карпов. – Но кто они были – история пока нам ничего не говорит… Кто знает, может быть когда – нибудь история нам скажет, кто были эти вольные казаки, бравшие в числе около 15 тысяч город Казань?» [Карпов, 1911. С. 47].

Казань брали не «вольные», а «городовые» служилые казаки. Карамзин в своей «Истории государства Российского» отмечал, что при взятии Казани «Государь велел сделать подкоп от каменной Даировой бани, занятой нашими казаками» [Карамзин, т. VIII]. Можно предположить, что и в поход на Астрахань ходили «городовые» служилые казаки.

Русские поставили в Астрахани царем одного из претендентов на этот престол – Дербыша. К нему собрались до пяти сот князей и мурз татарских и до 10 тыс. простых людей; все они клялись, что будут повиноваться Москве… Для наблюдения за порядком и удержания в повинности жителей, русские оставили в Астрахани дворянина Тургенева с казаками.

Изгнанный Ямгурчей с помощью крымцев и ногайцев в 1555 г. хотел вновь завладеть Астраханью, но казаки прогнали его. Вслед за этим сам Дербыш задумал изменить России и завёл сношения с крымцами и сыновьями Юсуфа. Проведав об этом, донской атаман Ляпун, прежде нежели туда пришли царские войска, с храбрыми казаками явился под стенами Астрахани. Изменники пришли в ужас, оставили город и рассеялись по улусам. Казаки преследовали их, громили улусы, били и брали в плен бегущих. Сам Дербыш в 1557 г. бежал в Азов… голова Черемысинов привёл испуганный народ к присяге, и таким образом Астрахань навсегда была присоединена к России» [Савельев, 2008. С. 229 – 230].

В 1555 году царь Иван Васильевич учредил новую стражу по Волге, для наблюдения за Ногайцами, состоящую из стрельцов и казаков. Так об этом сказано в повествование Арцыбашева: «Государь отрядил Стрелецкого голову, Григория Кафтырева, со стрельцами, и (атамана) Федора Павлова (с казаками) на Волгу. Приказал им стеречь перевозы от детей Юсуповых, пересылаться с Дервиш – Алием, и сообразно известиям, ехать на помощь к Астрахани…». Именно, 1555 год следует считать началом службы волжских казаков Московскому царю.

«Продвинувшись своими владениями к Каспийскому морю и завладев всем течением Волги, – писал Савельев, – Московское государство завело деятельные торговые сношения с юго – восточной Азией, Дербентом, Шемахой, Бухарой, Хивой, а через них и с Индией. Вверх и вниз по Волге стали беспрерывно ходить богатые торговые караваны, служившие большой приманкой для вольного казачества. Нередко казаки брали с них за пропуск выкуп товарами и деньгами, а иногда просто нападали и грабили, не разбирая, кому принадлежат торговые суда, христианам или магометанам. Такие деяния были в порядке вещей того времени, и Москва смотрела на это сквозь пальцы, так как присутствие казацких отрядов в тех местах было необходимо для удержания улусников в покорности.

Всё казачество Волги, Дона и Днепра в этот период времени сливается в один общий союз для борьбы с неверными» [Савельев, с. 230 – 231].

2. Боярский приговор о станичной и сторожевой службе 1571 года.

«Засечные черты – оборонительные сооружения, применявшиеся с XIII века и получившие особое развитие в XVI – XVII веках на южной и юго – восточной окраинах Русского государства для защиты от набегов крымских и ногайских татар.

Засечные черты состояли из лесных и полевых укреплений. В лесах сооружались засеки – завалы из подрубленных и срубленных деревьев. Межлесные участки укреплялись рвами и земляными валами, по верху которых возводилась деревянная стена, низменные и болотные места – частоколами и надолбами. По засечным чертам ставились башни (глухие и проезжие), остроги, города – крепости. Засечные леса считались заповедными. В них запрещалось рубить деревья и прокладывать дороги. Название засечные черты получали по основным крепостям.

Надзор и охрана оборонительных сооружений возлагалась на воевод. Во второй половине XVI века засечные черты проведены от Брянских лесов до реки Волги, в том числе между рекой Цной и рекой Сурой» [Пензенская энциклопедия. С. 192].

Однако без стражи, состоящей из служилых людей, засечные черты были бы не более, чем декорацией на границе. Об этом красноречиво рассказал русский историк Дмитрий Иванович Багалей (1857 – 1932) в «Очерках из истории колонизации степной окраины Московского государства»:

«Первые упоминания о сторожах относятся к ХIV ст., но они должны были существовать ещё в до – татарский период, – писал Багалей, – в ХV ст. русская стража была на Дону, Быстрой и Тихой Сосне; в 1 – й пол. ХVI ст. мы её находим на пространстве от Алатыря и Темникова до Рыльска и Путивля, т. е. от бассейна Волги до бассейна Днепра» [Багалей, 1887. С. 91].

Если Рыльск и Путивль были, где – то на западе, то города Алатырь и Темников располагались в Поволжье; волжские казаки были связаны с этими городами родственными и кровными узами. Например, наиболее близкая к реке Волге, Алатырская засечная черта пролегала вдоль реки Алатырь по Алатырскому лесу от реки Инелей на запад до реки Суры.
Город Алатырь был основан царём Иваном Грозным в 1547 году.
«Итак, необходимо было изыскать какие – нибудь средства против внезапности татарских набегов, – писал Багалей, – постройка городов мало помогала горю. Нужно было создать таких ратников, которые бы выслеживали татар в степи и давали бы знать в украинные города о их походах на Русь. Так создавалась сторожевая и станичная служба» [Багалей, 1887. С. 91].

До 1571 года было учреждено 73 сторожи, которые разделялись на 12 разрядов, в зависимости от удаления в степь. На пограничных заставах несли службу стрельцы и городовые казаки. Людям, несущим службу на дальних сторожах, приходилось уходить на 400 вёрст от родных уездов. Но ещё дальше сторожей забирались в поле станичники.

Царским приказом от 1 января 1571 года князь М. И. Воротынский был назначен главой сторожевой и станичной службы. В помощники к нему были даны князь Михаил Тюфякин, герой степной войны Дьяк Ржевский как специалист по крымскому пограничью, и опытный воин Юрий Булгаков, знаток ногайского пограничья. Тюфякин и Ржевский были посланы для инспекции Крымской стороны. Юрий Булгаков и Борис Хохлов осматривали Ногайскую сторону. После досмотра они, изучив существующие росписи (инструкции) сторожевой службы, начали составлять новый её распорядок. В помощь им были вызваны в Москву служилые люди: дети боярские, станичные головы, станичники и вожи (проводники), те, кто многократно выезжали в поле из Путивля, Рыльска и других пограничных городов.

Собравшимся ратникам предстояло создать такой устав пограничной службы, чтобы враги «на государевы Украины войною безвестно не приходили», а станичники и сторожа находились бы именно на тех местах «где б им воинских людей мочно устеречь».

Закончив совещание, бояре вынесли приговор, который начинался словами: «Лета 7073 февраля в 16 день по государеву, цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси приказу, боярин, князь Михаило Иванович Воротинский приговорил с детьми боярскими, с станичными головами и с станичниками… и о сторожах… от крымские и ногайские стороны…, которые б места были усторожливы, где бы им воинских людей мочно устеречь» [Акты Моск. Гос., т. 1, с. 2].

Были выработаны инструкции станицам, дальним и близким сторожам: «Из котораго города и которому урочищу станичником податнее и прибыльнее ездити и на которых сторожах и из которых городов и по скольку человек сторожей на которой стороже ставити» [Там же, с. 3].
После обнаружения вражеского воинства станичным и сторожевым головам (начальникам) надлежало отправлять гонцов с известиями в ближние города, для передачи по цепочке, а самим ездить по сакмам, то есть следам врагов.

Приговор обязывал служить на Донецких сторожах детей боярских, Путивльских и Рыльских, ввиду особого значения этой линии для защиты Руси от крымских татар и ногаев. «А служите с поместий и посадских земель, да с денежнаго жалованья, а которые земли у посадов в Путивле и Рыльску, и теми землями приговором их верстати» [Там же, с. 4].

Если в 1571 году крымский хан сумел дойти до Москвы и сжечь её, то во время похода крымско – турецкого войска на Русь летом 1572 года, его движение было обнаружено заблаговременно. Русские сторожевые посты встретили крымцев на Оке. Московское правительство сумело вовремя перебросить силы к району выдвижения крымского войска и нанесло тяжелейшее поражение противнику в эпохальном сражении при Молодях, продолжавшемся с 29 июля по 2 августа. Командовал русскими войсками князь Михаил Воротынский.

Князь Андрей Курбский оценил действия царя Ивана Грозного в данной ситуации, как панические. Якобы, царь испугался нашествия крымского хана и «убежал от него из Москвы за сто двадцать миль, аж в Великий Новгород, а этого Михаила Воротынского оставил с войском и велел оборонять, как сумеет, опустошенные и несчастные эти земли».

«И он как твёрдый и мужественный человек, – повествовал Курбский, – весьма искусный полководец дал сражение этому столь сильному басурманскому зверю. Он не позволил ему развернуться и ещё менее разорять беззащитных христиан, он бился с ним со всей твёрдостью, и говорят, что сражение длилось несколько дней. И помог христианам Бог полководческим даром благоразумного мужа, и пали басурманские полки перед воинством христианским, и говорят, что два ханских сына были убиты, а один взят живым в той битве, сам же хан едва достиг Орды, бросив ночью великие басурманские хоругви и свои шатры. В той же битве взят живым и славный ханский гетман, христианский кровопийца мурза Диве» [Курбский, 2001].

Русским войскам в битве при Молодях, по сути, противостояли три вражеские армии: крымских татар, турок и ногайцев. Не этим ли можно объяснить, участившиеся позже, разбойные налёты волжских казаков на улусы Ногайской Орды? Вероятно, да! Московский царь понимал, что только «огнём и мечом» можно было принудить князей Ногайской орды к вечному миру с Российским государством. К сожалению, ордынцы понимали только «язык силы» и, если искали дружбы со своим соседом, то, исключительно, для борьбы с общим врагом. Вот, таким «мнимым» общим врагом для московского царя и ногайских князей стали «воры и ослушники» волжские атаманы – казаки. Пока казаки наводили страх и ужас на улусы Ногайской орды, князья последней пытались заискивать перед Москвой, просили дружбы и защиты у царя, что всецело отвечало внешнеполитическим интересам России, которая вела Ливонскую войну с западными странами.

В феврале 1574 года начальником сторожевой службы стал Никита Юрьев, сменив умершего князя М. И. Воротынского. В этом году были произведены новые изменения в сторожевой службе. В числе прочих изменений, было определено: на Темниковских сторожах надлежало служить служилым татарам и мордве; на Алатырских – служилым казакам, находящимся в ведомстве Казанского дворца.

Фигура Никиты Романовича Захарьина – Юрьева (1522 – 1586) была очень известной. Он был шурин царя: его сестра Анастасия Романовна Захарьина – Юрьева была первой женой Ивана Грозного. Он же, – отец будущего патриарха Филарета (в мирской жизни, – Фёдора Никитича Романова), и он же, дед боярина Михаила Фёдоровича – первого царя из будущей монаршей династии Романовых.

В 1572 году, в зимнем походе царя Ивана Грозного в Великий Новгород и против шведов, Юрьев был одним из воевод передового полка; затем оставлен в Новгороде, в числе городовых воевод. В январе 1574 года царь Иван Васильевич послал Никиту Романовича в ливонский поход товарищем ногайского мурзы Афанасия Шейдяковича в большом полку. В 1575 году, участвуя в ливонском походе, Никита Романович взял город Пернау и изумил жителей великодушием, предоставив им право добровольно присягнуть московскому царю или удалиться из города со всем своим имуществом. В 1578 году начались сильные приготовления к войне с польским королём Стефаном Баторием; во главе бояр и приказных людей из земщины показан Никита Романович.

Например, историк Р. Г. Скрынников, посвятивший себя изучению этой эпохи, доказывал, что при царе Иване Грозном в России осуществлялся «массовый террор», в ходе которого было уничтожено около 3 – 4 тыс. человек. Однако, если вспомним Варфоломеевскую ночь во Франции, 23 августа 1572 года, во время которой было зверски убито более 3 тыс. гугенотов «только за то, что они принадлежали к протестанству, а не к католицизму», и личное активное участие в ней короля Карла IX. Так, «ночь» ещё имела и продолжение, в результате которого во Франции, в течении двух недель погибло около 30 тысяч протестантов. При короле Генрихе VIII в Англии, только за «бродяжничество» вдоль больших дорог «было повешено 72 тысячи бродяг и нищих». Как видим, на фоне «просвещенной» Европы, Иван Грозный выглядел просто «ангелом».

Именно, к эпохе царствования Иоанна IV Васильевича относится миф о пожаловании яицких казаков «рекой Яиком, от вершин до устьев, с рыбными ловлями, сенными и лесными порубами». Аналогичная легенда – миф был и у донских казаков, которым грамота на владение рекою Дон была дана Иваном Грозным после взятия Казани в 1552 году (По Ригельману). Зорко стерегли древние казаки «украины» России на таких крупных реках, как Дон и Яик. Вероятно, потому и называли эти два Войска – Донское и Яицкое (Уральское) – природными.

3. Опричники на сторожевой и станичной службе.

Начало опричнины относят к концу 1564 года. 3 декабря того года, царь неожиданно для многих выехал из Москвы, вместе с семьёй, в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины уже 6 тысяч) в основном служилых людей, но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, а у колчана со стрелами – метлу. Это означало, что опричник должен был зло грызть «государевых изменников» и выметать измену. В декабре 1569 года опричное войско, лично возглавляемое Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Город был разграблен, а жители наказаны. После возвращения из Новгорода начинаются казни самих опричников, тех, которые стояли у её истоков: на смену им приходят новые, наиболее отличившиеся в погромах и казнях, среди них Малюта Скуратов и Василий Грязной. О последнем, необходимо рассказать подробнее.

Василий Григорьевич Грязной – Ильин, опричник и сподвижник Ивана Грозного, в 1573 году был направлен на Донец для отражения налётов крымских татар, но, вскоре, попал к ним в плен, откуда написал письмо царю с просьбой о выкупе (текст которого не сохранился). По другой версии, опричник Грязной во главе станицы казаков отправился на разведку в тыл крымского войска, но по своей оплошности был взят в плен. Осенью 1574 года Василий получил ответ государя через гонца Ивана Мясоедова с решительным отказом выкупить его или обменять на крымского полководца Дивея – мурзу, попавшего в плен к русским при Молодях (1572 г.). Царское «Послание» было пронизано и едким сарказмом и грубым жестоким юмором:

«От Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси Василью Григорьевичу Грязному – Ильину.

Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было как при охотничьей поездке спать: ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили…
Ты объявил себя великим человеком, – так ведь это за грехи мои случилось (и нам это как утаить?), что князья и бояре наши и отца нашего стали нам изменять, и мы вас, холопов, приближали, желая от вас службы и правды. И мы не запираемся, что ты у нас в приближенье был… А если б ты объявил себя маленьким человеком, – за тебя бы в обмен Дивея не просили. Про Дивея хоть царь и говорит, что он человек маленький, да не хочет взять за тебя ста тысяч рублей вместо Дивея: Дивей ему ста тысяч рублей дороже; за сына Дивея он дочь свою выдал; а нагайский князь и мурзы все ему братья*; у Дивея своих таких полно, как ты Вася. …в нынешнее время некого на Дивея менять. Тебе, выйдя из плена, столько не привести татар и не захватить, сколько Дивей христиан пленит. И тебя на Дивея выменять не на пользу христианству – во вред христианству: ты один свободен будешь да, приехав, лежать станешь из – за своего увечья, а Дивей, приехав, станет воевать, да несколько сот христиан получше тебя пленит. Какая в том будет польза?

Если ты обещал не по себе и ценил себя выше меры, как же можно столько дать? Мерять такой неправильной мерой – значит не пособить христианству, а разорить христианство. А если будет мена или выкуп по твоей мере, и мы тебя тогда пожалуем**» [Изборник. С. 260 – 261].

*) Хан Дивей происходил из ногайского рода Мансуров и находился в ближайшем родстве с ханом и мурзами (высшими феодалами) Ногайской Орды, занимавшей территорию между Средней и Нижней Волгой и рекой Яиком (Уралом). Ногаи – тюркская народность, часть которой находилась в подчинении крымского хана.

**) В 1577 году Грязной был выкуплен за умеренную сумму, однако дальнейшая судьба его неизвестна.

В 1572 году опричнина была официально отменена царём: «государь опричнину оставил». Однако, опричнина никуда не исчезла. После её официального роспуска, так называемый царский «двор» заменил собой опричный охранный корпус. На «дворовой» службе подвизались лишь особо доверенные лица.

До наших дней дошёл Список опричников Ивана Грозного с указанием их служб и «жалования по окладу» в 1573 году. Рукопись Эрмитажного собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) № 542, в лист, на 40 листах, представляет собой список ХVIII века с документа ХVI века. Следует сразу же оговориться, что не может возникнуть никакой тени сомнения в подлинности и достоверности дошедшего до нас в списке ХVIII века документа.

В данном списке уже нет ни Василия Грязного, ни Малюты Скуратова. Вероятно, его составляли уже после взятия в плен крымскими татарами Василия Грязного и «героической» гибели Малюты Скуратова.

Малюта Скуратов – Григорий Лукьянович Скуратов – Бельский. Малюта – второе имя Григория, а Скуратов – прозвище отца. Участвуя в качестве дворового воеводы в походе против шведов, он в январе 1573 года пал в бою под стенами замка Пайде. Безутешный царь приказал во взятой крепости зажарить живьём всех пленных, дал щедрые вклады в монастыри по душе «верного холопа», а вдове «Марье Малютиной жене Белского» назначил пожизненную пенсию в 400 рублей в год.

Как видим, опричники изначально имели «двойные» имена. Например, многие показаны с татарскими именами: Сулеш, Сулемен и другие.

На листе 8, ниже всех статей (вероятно, «новик»), с окладом в 4,5 рубля, числился Таир Иванов сын Панов [Благово]. Татарское имя «Таир» в переводе означало «настойчивый». Большая вероятность, что именно он был известен на Волге, как «воровской» атаман Никита Пан.

В одном из случаев принятия новиков указан принцип подбора новых людей в опричный двор – «по родству». Этот принцип приёма по родству, т. е. родственников тех, кто уже служил в опричнине, видимо, был в то время решающим при отборе новых людей. Не случайно среди опричников встречаются имена многих родичей, служивших целыми семьями: отцы, братья, племянники и дяди.

В Примечаниях к Списку опричников Ивана Грозного упомянуты трое опричников из рода Благово, имевших отношение к сторожевой службе. Не исключено, что кто – то из них был родственником Таиру Иванову сыну Панову. Ведь, запись в скобках фамилии Благово, могла указывать или на родство или же, на совместную службу в сторожах. Вот, только кого из Благово записал в скобках писарь, неизвестно.

Благой Борис Веригин. В зимнем походе 7081 (1573) года, он назначен «сторожи ставити» (Эрм. 390. Л. 460 об.). В Ливонском походе 1577 г. по росписи 3 августа сторож третьей статьи. В росписи государева полка 1 июня 1578 года – стряпчий с ключом (Военный журнал. 1852. № I. С. 141; 1853. № VI. с. 100).

Благой Владимир Веригин, сын боярский. В зимнем Ливонском походе 1573 года назначен «сторожи ставити» (Эрм. 390. Л. ;69 об.). 28 августа 1577 года послан в осажденный Ерль с грамотой от царя (Воен. Журн. 1853. № V. C. 103).

Благой Иван Шемякин. В Ливонском походе 1573 года, по росписи 3 декабря, назначен «сторожи ставити» (Эрм. 390. Л. 470). В Ливонском походе 1577 года 30 августа послан под Вольмар в разведку – «поговорить хто в городе сидит, литовские или немецкие люди». 1 сентября послан из под Вольмара Б. Я. Бельским с донесением к царю (Воен. Журн. 1853. № V. С. 107, 109).

Возможно, сын боярский Таир Панов, начав службу «новиком», был назначен помощником к опытному опричнику Благово, отправленному на границу «сторожи ставити». Известно, что сыны боярские были и во главе станиц или дозорных отрядов, штат которых, обычно, состоял из «станичного» сына боярского, шести ездоков и двух вожжей. Если сын боярский по какой – то причине не был включен в станичный объезд, станицу возглавлял атаман. Ездоки должны были попарно разъезжать по сторонам движения станицы, выискивая следы противника и осматривая горизонт; обязанностью вожей, исходя из их наименования, являлось доскональное знание местности и всего маршрута движения (по Курбатову).

Опричник – человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Молодые царские опричники возглавляли отряды волжских казаков в их походах против Ногайской Ордой, князья которой, хотя, и заверяли русского царя в своёй преданности, но не однократно нарушали свои клятвы и вторгались на земли Русского государства со стороны Дикого поля. Несомненно, для обеспечения безопасности российских границ, отряды волжских казаков (600 – 700 человек) построили на реке Яике укреплённый город, положив начало Войску Яицкому.

«В стары годы, – начал говорить знакомец мой Иван Никитич Чакрыгин восьмидесятилетний старик, уральский казак, – в стары годы, когда наши праотцы заселяли Яик, это было у! как давно, старики старожилые не запомнят… в стары годы, когда наши праотцы заселяли Яик, – вот в то – то, видно, время расейский царь вёл брань – войну с неверными царями» [Железнов, 1859].

Одними из «неверных царей» были князья Ногайской Орды. Весной 1581 года волжские казаки во главе с атаманами Митей Бритоусом и Иваном Юрьевым захватили и разграбили, стоявший в низовьях Яика, городок Сарайчик – столицу Ногайской Орды. «Казаки ушли с Волги на… Яик, – писал Савельев, – напали на столицу своих старых врагов ногайцев Сарайчик, разрушили её до основания и всех людей пересекли; даже разрывали могилы и уничтожали гробы мусульман» [Савельев, с. 254].

Бывший царский приближенный, впавший в опалу и бежавший в Литву, князь Андрей Курбский дал следующую характеристику могуществу и народонаселению Ногайской орды во второй половине XVI века:

«Потом в те годы, – повествовал Курбский, – послан был Богом мор на Ногайскую орду, то есть татар заволжских, и вот как навёл он его: послал им зиму с жесточайшими морозами, так что пал весь их скот, как конские стада, так и прочие, а летом сгинули и сами татары, потому что живут они только молоком от стад различного своего скота, а хлеба там и названия не знают… Так что мало за Волгой осталось от этого племени измаильтян, едва пять тысяч воинов, а было число их подобно песку морскому» [Курбский, 2001].

Судя по Истории государства Российского, после покорения Сибири, волжскими казаками на Яике был основан новый город: «Около 1584 года шесть или семь сот Волжских Козаков выбрали себе жилище на берегах Яика, – утверждал Карамзин, – в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениям и сделались ужасом Ногаев, в особенности Князя Уруса, Измайлова сына, который непрестанно жаловался Царю на их разбои и коему Царь всегда ответствовал, что они беглецы, бродяги, и живут там самовольно; но Урус не верил и писал к нему: «Город столь значительный может ли существовать без твоего ведома? Некоторые из сих грабителей, взятые нами в плен, именуют себя людьми Царскими» [Карамзин. Т. 10. Гл. 1].

Событие это имело место быть в царствование Феодора Иоанновича, то есть после смерти Ивана Грозного. Однако, риторика осталось прежней: казаки де не наши, а «вольные», потому де, и спроса с них никакого нет. Но ногайцы не верили русскому царю, тем более, что казаки называли себя «людьми Царскими». Надо полагать, что «беглецы и бродяги» не стали бы называть себя «государевыми людьми». Так могли говорить только «сыны боярские» – царские опричники, возглавлявшие казаков, несших станичную службу в заволжских степях, в самом центре улусов Ногайской орды, на живописных берегах вольного Яика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *