волхонка история названия улицы
Волхонка
Улица искусств
Волхонка — улица искусств. Это название дали неслучайно, ведь именно здесь находится несколько художественных музеев. А в планах — сделать улицу главной магистралью музейного квартала.
Улица Волхонка получила название в конце XVIII века по владению князей Волконских, где размещался популярный в народе питейный дом «Волхонка».
Раньше эти места называли Чертольем по ручью Черторый, берущему начало из Козьего болота. Ручей протекал вдоль Пречистенского бульвара и впадал в Москву-реку. Наполняясь водой во время ливней весной и летом, Черторый пробил себе глубокий овраг. За это в народе его называли Чертороем, якобы черт рыл этот овраг. Поэтому и Волхонку в 1547 году назвали Чертольской (Черторьской) улицей.
В 1658 году царь Алексей Михайлович посчитал, что от кощунственного названия пора избавляться. Тогда Чертольские ворота и улицу переименовали в Пречистенские (по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской в Новодевичьем монастыре). Позже у улицы внутри Бульварного кольца появилось свое имя — Волхонка.
В 1565 году в этих местах устроили опричную часть Москвы. На правой стороне Волхонки появился царский Колымажный двор, а в начале улицы поселились стрельцы.
За XVIII век улицу наполнили аристократические усадьбы. Тогда же осушили Лебяжий пруд, а рядом с ним появился сначала двор князя А.Д. Меншикова, а с 1728 года — двор царевны Екатерины Ивановны. В 1742 он достался князю А.М. Черкасскому. А в 1774-1775 годах за Колымажным двором, рядом с усадьбой Голицыных, М.Ф. Казаков построил деревянный дворец для императрицы Екатерины II. Она прожила там почти год, но в 1776 дворец разобрали, а из его досок построили второй этаж старого каменного дворца на Воробьевых горах.
А еще на Волхонке сохранилась кремлевская заправка.
АЗС на Кропоткинской построили в 1930-х годах по проекту архитектора А. Душкина. Она работает до сих пор. Правда, заправляются там только ведомственные автомобили по путевому листу бесплатно. Поэтому на кремлевской заправке висят таблички «Не работает» и «Въезд запрещен».
В 2023 году в Москве откроется музейный квартал, который объединит в одно культурное и прогулочное пространство Волхонку, Пречистенку, площадь перед храмом Христа Спасителя и прилегающие переулки.
Пешеходную часть Волхонки расширят до 17-28 метров, а в новое мощение напротив Пушкинского музея вмонтируют латунную карту квартала. Она поможет ориентироваться среди музеев и достопримечательностей. А рядом с домом №6 на Волхонке и на пересечении улицы с Гоголевским бульваром появятся информационные стелы с картами.
Улица Волхонка в Москве: история района и основные достопримечательности
25 февраля 2010 года в нашем институте (Институт философии РАН) состоялось выступление координатора движения «Архнадзор» Рустама Рахматуллина. Оно было посвящено истории кварталов на Волхонке, примыкающих к Музею Изобразительных Искусств имени Пушкина и планам реконструкции и расширения музея. Заседание вел директор ИФ РАН академик А.А.Гусейнов.
Дело в том (для тех, кто не знает), что наш институт, расположенный по адресу Волхонка 14/1, оказался в планах реконструкции музея и над Институтом философии нависла реальная угроза выселения. Однако сам проект реконструкции, выполненный британским архитектором Фостером, грозит уничтожить исторически сложившуюся застройку этого кусочка старой Москвы, под угрозу ставится само существование старинных усадеб, связанных с известными фамилиями России.
Волхонка, 1931 год
В начале своего выступления Рахматуллин подробно рассказал о наиболее значимых строениях, расположенных по четной стороне Волхонки в непосредственной близости от ГМИИ им. Пушкина. Так, наиболее старым строением в этом районе является церковь Антипы Мученика, что на Колымажном (Конюшенном) дворе. Она датируется XVI веком, сейчас ведутся работы по более точной датировке (до десятилетия).
Церковь Антипы Мученика на Колымажном дворе
Территорию, где сейчас расположен музей Изобразительный искусств, тогда занимал Колымажный (Конюшенный) двор. Здесь был организован центр конного опричного войска (1564-72). Двор за алтарями (Колымажный, 6) принадлежал впоследствии Скуратовым — вероятно, потомкам Малюты Скуратова. Неподалеку была и могила самого Малюты — в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове (построена в 1694 году, снесена в 1932 году вместе с Храмом Христа Спасителя).
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Недалеко протекал ручей Черторый (знаменит в частности тем, что в XVI веке там находился Опричный двор Ивана Грозного). Ручей служил естественной границей Белого города, ныне он забран в трубу. Сохранились очертания берегов ручья, например, на Гоголевском бульваре хорошо видна разница в высоте двух сторон улицы, которые некогда были берегами Черторыя.
Памятник Шолохову и Музей современного искусства на Гоголевском бульваре
Волхонка, 8 — главный дом усадьбы Ренкевичей. Один из них был среди декабристов, затерялся в штатской одежде на Сенатской площади, затем был сослан. Нынешний усадебный дом был построен в конце XVIII века. Раньше главный дом располагался в глубине двора (Волхонка 8, стр.1). Там сохранились колонки XVII века. Затем дом перешел Волконским. В одно время там был кабак, который и дал название всей улице — Волхонка. Затем кабак был перенесен в отдельный корпус между домами № 8 и 10. Дом по адресу Волхонка, 10 принадлежал Шуваловым.
Усадьба Рынкевичей (Ренкевичей) на Волхонке
Напротив усадьбы Рынкевичей — улица Ленивка, которая примыкает к Волхонке. Раньше от неё шел Большой каменный мост, который в 30-е годы был передвинут на нынешнее место, ближе к Кремлю. Некогда на Ленивке стояла церковь Иоанна Крестителя, что на Ленивом торжке, разобранная в XVIII веке. Дом на Волхонке, 9 был построен по проекту архитектора Назарова, ученика Баженова и принадлежал Нарышкиным. Эти места связаны с именем крепостного художника Тропинина, который сначала поселился на Волхонке, 11, а потом, уже после воссоединения с семьей, переехал на Ленивку, 3. На 3-м этаже здания сохранилось огромное окно. Оно знаменито тем, что именно у него Тропинин написал свой автопортрет на фоне Кремля.
Дом на Волхонке, 9 принадлежал нетитулованным дворянам Воейковым, сюда приезжал Пушкин позировать Тропинину (знаменитый портрет Пушкина). На доме сохранился герб Воейковых (сразу два — на углу дома и в центре).
Возвращаясь на четную сторону Волхонки, еще один интересный памятник — дом по адресу Колымажный переулок, 4, являющийся продолжением «дома за алтарями». Дом Милославских находился «за алтарями», в бывшем владении Скуратовых, затем принадлежал Глебовым (Колымажный, 6). Знаменит тем, что оттуда 28 мая 1737 года начался огромный пожар Москвы, от свечки, поставленной перед образами. Тогда сгорел даже Кремль.
Там же находится усадьба Глебовых, построенная по проекту Шестакова (Колымажный, 4). В 1910-е года были добавлены элементы в неоклассическом стиле — купол, неоклассическая ограда (Колымажный, 6). Там же жил Павел Бурышкин, создавший музей старой Москвы, написавший книгу «Москва купеческая».
Усадьба Глебовых в Колымажном переулке
Дом по адресу Малый Знаменский переулок, 7/10 — Шталмейстерский дом, принадлежал распорядителю Колымажного двора. Подвалы дома датировались XVII, а возможно, даже XVI веком. Дом был разобран вручную уже в нынешнее время — это одна из значительных архитектурных потерь Москвы. Архитектурный и исторический интерес представляет и здание школы №57, расположенной по соседству.
Малый Знаменский переулок, 5 — усадьба Вяземских. Флигели были построены уже в советское время, в 1927 году, но по классическим канонам, поскольку архитекторы получили классическое образование. А сам главный дом — XVIII века постройки, ранее принадлежал Голицыным. В 1790 году его купил Вяземский (отец поэта), дом превратился в центр масонского общения: старший Вяземский и Карамзин основали в нем кружок. Здесь же Карамзин жил и писал рукопись «Истории государства Российского». Во дворе дома сохранился роскошный парк в стиле Серебряного века, с деревьями того же возраста. Чуть дальше — музей Маркса и Энгельса, здание которого является копией манчестерского дома Энгельса.
Малый Знаменский, 3 — ныне музей Рериха. Дом был построен в XVII веке и принадлежал Лопухиным — родным первой жены Петра Великого. На заднем фасаде сохранились элементы XVII века, реставраторы вывели их также и на подвальных окнах фасада. В XVIII веке дом был перелицован в классическом стиле. Сохранился герб графа Протасова — зубчатая корона, венчающая щит (символ графского титула). Ограда, ворота и решетка датируются XIX веком.
Усадьба Лопухиных, ныне Музей Рериха
В XVIII веке в этом квартале располагался Пречистенский дворец, в одном корпусе которого жила Екатерина Великая, в другом – цесаревич Павел, а в третьем – в доме дежурных кавалеров, – муж Екатерины Потемкин. Таким образом, дом Лопухина был дворцом Потемкина, а здание, ныне занимаемое ИФ РАН – дворцом Екатерины. Именно здесь и родилась дочь Екатерины и Потемкина Елизавета Темкина. Дом Павла (Волхонка, 16) перешел к Румянцеву, губернатору Малороссии.
Ворота усадьбы Голицыных
Здесь интересен еще такой момент: структура дворца в Царицыно, созданная Баженовым (затем снесен и перестроен Казаковым) повторяет Пречистенский дворец: три корпуса для Екатерины, Потемкина, Павла.
Дом по Волхонке, 14, где располагался Институт философии РАН (ныне переехал на ул. Гончарную, д.12) перешел младшему из братьев Голицыных. Самая ранняя часть владения – беленая часть флигеля, выходящая в переулок. Затем флигели и главный дом были перестроены Казаковым. Здание бирюзового цвета, ныне выходящее на Волхонку (бывший музей частных коллекций, сейчас – музей европейского искусства) – это перестроенный второй флигель усадьбы Голицыных. В прошлом там располагалась гостиница «Княжий двор». Если присмотреться внимательнее к этому зданию, заметно, что оно как бы обрублено. Дело в том, что по Волхонке стояло еще одно строение, снесенное в 30-х гг. В главном доме в свое время квартировали Аксаков, Островский, Чичерин.
Усадьба Голицыных
Владение Волхонка, 16 – тоже очень интересный объект. Ныне на переднем дворе расположена правительственная бензозаправка 1930-х годов. Это единственное (кроме станции метро Кропоткинская), что сохранилось от масштабного комплекса Дворца Советов. В эпоху Пречистенского дворца здесь располагался Тронный зал, своеобразная «репетиция» Колонного зала Дома Союзов. Он был построен без фундамента, на сваях и затем перенесен на Воробьевы горы.
Бензоколонка
Что касается самого Колымажного двора, то затем на этой территории располагалась Пересыльная тюрьма, затем ее сломали и в 1912 году был построен Музей частных коллекций (ныне ГМИИ).
Теперь о том, что предполагает реконструкция Пушкинского музея.
Реконструкция пойдет в трех направлениях – направо, назад и налево от музея (условно). Сад перед музеем трогать нельзя – там проходит линия метрополитена малого залегания (на фотографиях строительства метро хорошо видно, что строительство велось открытым способом).
Нынешний проект реконструкции – не первый. Ранее существовал проект Бокова, с использованием стекла и бетона. Настоящий проект курирует Моспроект-5 и Ткаченко, который руководит Институтом Генплана. При этом нарушены ряд законов и экспертных порядков.
Также, по предположению Рахматуллина, полностью не осуществлен ландшафтный анализ – эта служба в Москве работает плохо, не все перспективы проверены. Вероятно, что со строительством депозитария многие перспективы (на Кремль, дом Пашкова и др.) закроются.
Большие вопросы вызывает реконструкция усадеб, что позади музея. По проекту Фостера-Ткаченко предполагается строительство подземной полости, которая свяжет музей с усадьбой Вяземских. Полость будет двухэтажной, строительство предполагается вести открытым способом, сад Серебряного века будет вырублен. Движение в переулке после реконструкции будет перекрыто, ограда снесена, что нарушит историческую замкнутость усадьбы.
По проекту Фостера здесь предполагалось строительство 9 световых полусфер, освещающих подземное пространство. Ткаченко предложил вместо них 3 световые люка-клумбы.
Произошел также конфликт с музеем Рериха. Дело в том, что межа между музеем Рериха и усадьбой Вяземских пересматривалась, сейчас предполагается воссоздание старого флигеля (на территории рериховского музея).
Проект Фостера также предполагал строительство Пятилистника на месте бензозаправки. Кроме того, будет съедено все пространство между домами Голицына и Румянцева.
Согласно нынешнему законодательству, на территории памятника новое строительство запрещено, возможна только регенерация – воссоздание того, что было раньше.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Волхонка
Волхонка до 1658 года называлась Чертольской улицей — по урочищу «Чертолье». С запада она замыкалась шедшей по современным бульварам стеной Белого города с воротами напротив улицы, тоже называвшимися Чертольскими. Только в 1658 году, по указу царя Алексея Михайловича, улица и ворота стали называться Пречистенскими как часть дороги из Кремля к «Пречистой» в Новодевичьем монастыре, куда часто ездил царь с семьей на богомолье. В первой половине XIX века западная половина улицы называлась Пречистенкой, восточная — Ленивкой; в середине XIX века она стала называться Волхонкой — по кабаку с таким же названием в доме князя Волконского.
Старейшим учреждением на улице был Колымажный конюшенный двор царя, стоявший на месте Музея изобразительных искусств; здесь с 1504 года улицу перегораживала «решетка» — забор с решетчатыми воротами, у которых ночью караулили местные жители, не пропуская «лихих людей». Вторым древним учреждением был расположенный с 1571 года на Чертолье Алексеевский женский монастырь.
Во времена Ивана Грозного по улице стояли дворы опричников. При сносе в Чертолье церкви Похвалы Богородицы и Всех Святых под спудом ее была найдена каменная плита с надписью, что под ней похоронен убитый в Ливонской войне в 1570 году сподвижник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Этим доказывается, что двор последнего находился в Чертолье, а не по другую сторону реки, как о том говорит московская легенда.
В 1687–1693 годах по нынешней улице Ленивке и через Москву-реку был сооружен большой каменный мост — «восьмое чудо света», по мнению современников. Вход на мост шел через «Водяные ворота» с двумя проездами. С постройкой моста движение по улице усилилось, и напротив него на Волхонке, у стоявшей тогда церкви Иоанна Предтечи, образовался «Ленивый торжок» — небольшой рынок, вяло торговавший съестными припасами и прочим.
В XVII веке на Пречистенской улице стояли дворы тогдашней знати: окольничего Ф. М. Ртищева и боярина князя Прозоровского (современный дом № 2), боярыни Шереметевой (№ 6), Юшковых (№ 14), Бутурлиных (№ 13) и других. Между ними стояли дворы стольников, дьяков, подьячих и стрельцов. Вблизи Пречистенских ворот по обеим сторонам улицы были каменные лавки, суживавшие улицу до 2,5 сажен, а ближе к Колымажному конюшенному двору стояли по обеим сторонам улицы деревянные избы мастеровых.
В XVIII веке Лебяжий пруд на реке Неглинной был спущен, и на месте бывшего при нем двора появился сначала двор князя А. Д. Меншикова, выходивший на Волхонку, а с 1728 года — двор царевны Екатерины Ивановны; в 1742 году он перешел к князю А. М. Черкасскому. В других местах улицы были дворы князей Шаховских, Долгоруких, Голицыных, Волконских. На западном углу Пречистенки и Ленивки стоял большой двор Нарышкиных, выходивший и на современную набережную.
В 1775 году за Колымажным двором (на месте Музея изобразительных искусств), во владениях князей Голицына и Долгорукова, был построен М. Ф. Казаковым для Екатерины II деревянный дворец, в котором она прожила почти год; но в 1776 году дворец был разобран, и его деревянной частью был надстроен каменный первый этаж старого дворца на Воробьевых горах.
В 1786 году в доме князя Волконского у Пречистенских ворот было открыто Главное народное училище, преобразованное в 1804 году в мужскую губернскую гимназию (1-я гимназия).
В 1793 году снесли обветшавшую церковь Иоанна Предтечи на Ленивом торжке. Обследовавший ее архитектор Карин нашел ее настолько ветхой, что она грозила падением. Тем не менее под ее зданием в полуподвальном этаже находились еще сдаваемые внаймы помещения «цырюльни», сапожной мастерской и «блинни» с погребом и чуланом. На месте снесенной церкви в конце XVIII века построили небольшой каменный дом с колоннами и портиком, сохранившийся до настоящего времени.
В XIX веке в конце улицы, по южной стороне, помещалось Пожарное депо, в котором хранились пожарные трубы и другие инструменты, но в 1838 году вся эта местность была очищена (Алексеевский монастырь перенесли на Верхнюю Красносельскую улицу), и на ней началась постройка храма Христа Спасителя. Работы завершились только в 1888 году. Строителем его стал придворный архитектор Николая I К. Тон.
В 1865 году в доме князя Голицына (№ 14) был открыт один из первых музеев общественного пользования — «Голицынский музей», состоявший из картинной галереи, отдела древностей и библиотеки; музей просуществовал до 1886 года, когда был продан с аукциона. Значительная его часть попала в Эрмитаж в Петербурге.
В 1880-х годах снесли древний Колымажный двор и на его месте устроили открытый манеж для обучающихся верховой езде. В 1912 году здесь построили Музей изящных искусств — нынешний Музей изобразительных искусств (по проекту архитектора Р. И. Клейна).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава девятая Волхонка
Глава девятая Волхонка Выстрел авиатехника Ильина. – Кабак «Волхонка». – Могила Малюты Скуратова. – Церковь Николая Стрелецкого.– Ванька Каин. – Как ломали улицу. – Где Тропинин написал портрет Пушкина. – Адрес несостоявшегося диктатора России декабриста
Улица Волхонка
улица Волхонка Москва | |
Вид на Волхонку с Храма Христа Спасителя. | |
Общая информация Москва Россия | |
---|---|
Страна |