воробьиная голова костлявые плечи это детали портретной характеристики персонажа и п шухова
Литература 1
B) малый нелирический жанр фольклора.
С) своеобразные магические новогодние поздравления.
D) замысловатый вопрос, составленный в форме метафоры.
E) песни, исполняемые во время гадания с помощью блюда.
2. Едешь, едешь – как шальные,
И стоит вверху над степью
Стихотворение И. З. Сурикова «Степь» написано
3. ^ Бежало все. Дубы бежали
В затылок шумным тополям.
Средство художественной выразительности, использованное в данных стихотворных строках А.Кушнера:
4. Героическая песня повествовательного характера
5. С Кутузовым и Наполеоном сопоставляют персонажей басни И. А. Крылова
E) «Свинья под дубом».
6. Белый голубочек – персонаж произведения
A) И. С. Никитина «Утро».
B) П. Н. Васильева «Всадники».
С) В. А. Жуковского «Светлана».
D) М. Ю. Лермонтова «Бородино».
E) А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
7. Истинно богатырская кровать, дюжий сундук, столик такого же
крепкого свойства, прочный и приземистый стул на трех ножках – так в повести И. С. Тургенева «Муму» описан интерьер
D) каморки Герасима.
8. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» «мужчина грузный, пухлый» – это
9. «Закон наследственного сходства у людей знает свои странные капризы.
Иногда ребенок родится не похожим ни на отца с матерью, даже ни на дедов и
прадедов, а внезапно на одного из отдаленнейших предков, отстоящих от него
на множество поколений». Это фрагмент из произведения
A) А. И. Куприна «Синяя звезда».
B) П. П. Бажова «Каменный цветок».
С) К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
D) М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
E) А. П. Платонова «Волшебное кольцо».
10. «Тирольские вальсы и арии из Жоконда» звучат в произведении
A) А. С. Пушкина «Метель».
B) А. Н. Островского «Снегурочка».
С) А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
D) Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
E) А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
11. «Под всеми всадниками были все как один бурые аргамаки. Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее». Это в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» описание
12. «Русая кудрявая голова», «мальчику было всего лет семь», – так в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» описывается
13. «Живет справно… В погребе у него чего только нет – сало еще прошлогоднее, соленые огурцы, капуста, арбузы, грузди. Кадки, кадушки, туески, бочонки – целый склад. В кладовке полтора куля доброй муки, окорок
висит пуда на полтора». Это персонаж рассказа В. М. Шукшина
A) «Сапожки» молодой поп.
B) «Сапожки» Витька Кибяков.
С) «Сапожки» Сергей Духанин.
D) «Космос, нервная система и шмат сала» Юрка.
E) «Космос, нервная система и шмат сала» Наум Евстигнеич.
14. Событие, которое происходит в «Слове о полку Игореве» позже других (из перечисленных):
A) А Игорь к Дону воинов ведет!
B) Игорь ждет милого брата Всеволода.
С) На Дунае Ярославнин голос слышится.
D) …на третий день к полудню пали стяги Игоревы.
E) Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело!
15. Строки из оды «Фелица» Г. Р. Державина:
A) «Героев славой вечной / Я больше восхищен».
B) «Мурзам твоим не подражая, /Почасту ходишь ты пешком».
С) «Воззри в поля свои широки, /Где Волга, Днепр, где Обь течет».
D) «И жизнь твою благословенну / С числом щедрот твоих сравнит».
E) «О муза! возгордись заслугой справедливой, / И презрит кто тебя, сама тех презирай».
16. «Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Это
A) Лиза и ее мать в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
B) Муромские в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
С) господа Простаковы в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
D) родители Натальи в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».
E) Анюта и ее мать в книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
17. «Там, за далью непогоды / Есть блаженная страна». Это строки из стихотворения
A) Н. М. Языкова «Пловец».
B) В. А. Жуковского «Элегия».
С) А. Дельвига «Вдохновение».
D) К. Н. Батюшкова «Мой гений».
E) В. А. Жуковского «Весеннее чувство».
18. «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», – говорит в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
С) судья Ляпкин-Тяпкин.
D) слуга Хлестакова Осип.
E) попечитель богоугодных заведений Земляника.
19. «Воробьиная голова», «костлявые плечи» – это детали портретной характеристики персонажа И. П. Шухова
A) Ли-О-Чана («Последняя песня).
B) атамана Анненкова («Последняя песня).
С) есаула Губы («Рассказ о девичьих косах»).
D) приказного Афони Крутикова («Последняя песня).
E) одного из вахтмистров («Рассказ о девичьих косах»).
20. Монолог Фамусова (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»):
B) В той комнате незначащая встреча…
С) Брат, не финти, не дамся я в обман…
D) Не место объяснять теперь и недосуг…
E) Все служба на уме! Mon cher, гляди сюда…
21. «…деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
^ В окно смотрел и мух давил».
Так в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» автор характеризует
22. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» самые поздние события показаны в повести
23. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» автор рассуждает: «Есть род
людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан
ни в селе Селифан, по словам пословицы», прежде чем представить читателям
24. Романом является произведение И. С. Тургенева
25. Один из «двойников» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
26. «Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки», – говорит в повести А. И. Куприна «Поединок»
E) Шурочка Николаева.
27. Надежда – это имя героини произведения
A) А. И. Куприна «Поединок».
B) И. А. Бунина «Темные аллеи».
С) И. А. Бунина «Легкое дыхание».
D) М. Горького «Старуха Изергиль».
E) А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
28. Драматическим является произведение М. Горького
С) «Дело Артамоновых».
D) «Жизнь Клима Самгина».
E) «Несвоевременные мысли».
29. С песней «Середь ночи путь-дороги не видать» в пьесе М. Горького «На дне» появляется
30. В рассказе Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» сцена предательства и последующих надругательств над Христом – это
E) развитие действия.
31. Автором программного для «младосимволистов» стихотворения «Милый друг, иль ты не видишь…» является
С) Владимир Соловьев.
D) Константин Бальмонт.
E) Дмитрий Мережковский.
32. Свою лирику делил на три тома, три книги и называл «трилогией вочеловечевания»:
33. Представителем поэзии акмеизма является
E) Владимир Маяковский.
34. Деформация слова, разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков характерны
И не воскресну здесь, –
писал воспринимавший эмиграцию как гибель, а не как спасение поэт
E) Андрей Синявский.
36. «Я обнаружил поразительное сходство между лагерем и зоной… По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир», – писал
D) Георгий Владимов.
E) Александр Солженицын.
37. ^ Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Автором этих поэтических строк является
38. «На Днепре», «Переправа» – это главы поэмы
A) А. А. Блока «Соловьиный сад».
B) В. Л. Пастернака «Лейтенант Шмидт».
С) А. Т. Твардовского «Страна Муравия».
D) А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
E) В. Л. Пастернака «Девятьсот пятый год».
39. Андреем Григорьевичем в пьесе А. И. Вампилова «Старший сын» зовут
E) соседа Сарафанова.
40. Произведение, которое является вариацией на тему «отцов и детей», в котором звучит мотив возвращения к опыту предков, к культурному наследию:
И. Шухов. «Рассказ о девичьих косах», «Последняя песня»
Шухов, Иван Петрович (1906–1977) – советский писатель, главный редактор журналов «Новый мир» и «Простор», автор таких известных произведений советского периода, как романы «Ненависть», «Горькая линия», «Колокол».
В 30-е годы задумал написать цикл новел, идейное содержание которых было бы наполнено героикой и романтикой Гражданской войны. «Последняя песня» и «Рассказ о девичьих косах» – произведения из этого цикла.
В новелле «Последняя песня» противопоставлены два персонажа из противоборствующих лагерей: казачий атаман, пресытившийся властью и видом крови, и старый акын Котур-Таг, проживший долгую жизнь и прославившийся с своими песнями.
Атаман заставил акына петь, цинично заявив, что он может «выпеть себе жизнь». Котур-Таг исполняет неведомо откуда ему известный, где-то когда-то услышанный «Интернационал», стоивший ему жизни.
«Рассказ о девичьих косах» тоже построен на антитезе и описывает один из эпизодов Гражданской войны. На один из аулов в отсутствие мужчин обрушилась «стая казачьих пик». Есаул заявил, что ему надоело «тлить и вешать» и распорядился отрезать у девушек косы. «И косы звенели тускнеющей чешуёй монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги…»
Аркан в «Рассказе о девичьих косах» И. Шухова был сплетен из девичьих кос. Этих кос было
«Квадратная голова», «сухие, обтянутые диагоналем ноги», «пустоцветные глаза» – это в рассказе И.П. Шухова «Последняя песня» детали портретной характеристики
Автором новеллы «Рассказ о девичьих косах» является
«Гибкое тело», «открытые глаза», «обнаженная грудь, пепельная от загара», – это в рассказе И.П. Шухова «Последняя песня» детали портретной характеристики
Последнюю песню в одноименном рассказе И.П. Шухова поет
«Прославленным сочинителем», «победителем двенадцати степных певцов» является персонаж новеллы И. Шухова «Последняя песня»
Автором «Рассказа о девичьих косах» является
Рассказ И.П. Шухова, входящий в задуманную им «книжку новелл об атамане Анненкове», – это
Произведение И.П. Шухова, входящее в задуманную им «книжку новелл об атамане Анненкове», – это
В рассказе И. Шухова «Последняя песня» противопоставлены друг другу
Укажите, о ком из героев новеллы И. Шухова «Последняя песня» сказано: «…прославленный сочинитель. победитель двенадцати степных певцов».
Последнюю песню в одоименном рассказе И.П. Шухова поет
«Гибкое тело», «открытые глаза», «обнаженная грудь, пепельная от загара» – это в рассказе И.П. Шухова «Последняя песня» детали портретной характеристики
Рассказ И.П. Шухова, входящий в задуманную им «книжку новелл об атамане Анненкове»
Автор новеллы «Рассказ о девичьих косах»
Укажите, из скольких кос девушки был сплетен аркан (И. Шухов, «Рассказ о девичьих косах»).
Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова, описание характера и внешности главного героя («Один день Ивана Денисовича»)
Иллюстрация к рассказу «Один день Ивана Денисовича». Художник Олег Беседин |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова в рассказе «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.
Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова: описание характера и внешности главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»
Иван Денисович сидит в тюрьме в особом каторжном лагере:
«. отобрали – нельзя в Особлагере. »
«. Особый – и пусть он особый, номера тебе мешают, что ль? Они не весят, номера. «
В тюрьме Иван Денисович живет в бараке вместе с 200 другими арестантами:
«. И барака что-то не шли отпирать. »
«…во всем полутемном бараке, где лампочка горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок спало двести человек. «
В лагере Шухов живет в плохих условиях:
«. И укрылся с головой одеяльцем, тонким, немытеньким. »
«. Стелиться Шухову дело простое: одеяльце черноватенькое с матраса содрать, лечь на матрас (на простыне Шухов не спал, должно, с сорок первого года ), голову – на подушку стружчатую, ноги – в телогрейку, сверх одеяла – бушлат. «
Иван Денисович состоит в 104 бригаде лагеря:
«. Вся 104-я бригада видела, как уводили Шухова, но никто слова не сказал: ни к чему, да и что скажешь. «
В тюрьме Иван Денисович носит номер Щ-854:
«. выведен черной, уже поблекшей краской номер Щ-854. »
«. Художник обновил Шухову «Щ-854» на телогрейке. «
Внешность Ивана Денисовича Шухова и его одежда:
«. Он улыбнулся простодушно, показывая недостаток зубов, прореженных цингой в Усть-Ижме в сорок третьем году А теперь только шепелявенье от того времени и осталось. »
«. уж зубов нет половины и на голове плешь. »
«. Шухов, как был в ватных брюках, не снятых на ночь (повыше левого колена их тоже был пришит затасканный, погрязневший лоскут, и на нем выведен черной, уже поблекшей краской номер Щ-854), надел телогрейку (на ней таких номера было два – на груди один и один на спине), выбрал свои валенки из кучи на полу, шапку надел (с таким же лоскутом и номером спереди)..»
«. Потом Шухов снял шапку с бритой головы. »
«. Шухов доспел валенки обуть на две портянки, бушлат надеть сверх телогрейки и туго вспоясаться веревочкой (ремни кожаные были у кого, так отобрали – нельзя в Особлагере)..»
«…стал обуваться, сперва в хорошие портянки, новые, потом в плохие, поверх…»
«. руки озябли в худых рукавичках, да онемели пальцы на левой ноге: валенок-то левый горетый, второй раз подшитый. »
«. пальцы все ж поламывает сквозь рукавички худые. И в левый валенок мороза натягивает. »
«. Расстегнул бушлат, не торопясь, и телогрейку тоже распустил под брезентовым пояском. »
«. Снаружи бригада вся в одних черных бушлатах и в номерах одинаковых..»
«. Осмотрел телогрейку свою – номер на груди пообтерся, каб не зацапали, надо подновить. Свободной рукой еще бороду опробовал на лице – здоровая выперла, с той бани растет, дней боле десяти. »
Иван Денисович не нахальный человек. Он не умеет давать и брать взятки:
«. Но, по душе, не хотел бы Иван Денисович за те ковры браться. Для них развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать. Шухов же сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился. «
«. Шухов никогда не просыпал подъема, всегда вставал по нему – до развода было часа полтора времени своего, не казенного, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать:
Шухов не отлынивает от работы и не притворяется больным:
«. Шухов не был из тех, кто липнет к санчасти, и Вдовушкин это знал. «
Шухов в тюрьме шьет тапочки за деньги и делает другую работу:
«. К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьешь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору. »
«. Сколько он тапочек перешил – все другим, себе не оставил. Да он привычен, дело недолгое. «
В тюрьме Шухов становится хорошим каменщиком:
«. А в лагере понадобилось на каменщика – и Шухов, пожалуйста, каменщик. Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит. »
«. У Шухова ни к перекосам, ни к швам не подкопаешься. »
«. Шухов да Кильдигс – первые в бригаде мастера. »
«. Шухов и Кильдигс уважали друг в друге и плотника и каменщика. «
Шухов является добросовестным работником. Он делает хорошо любую работу, в том числе в тюрьме:
«. Кажется, и бригадир велел – раствору не жалеть, за стенку его – и побегли. Но так устроен Шухов по-дурацкому, и никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули. «
Иван Денисович хитрит, чтобы выжить в тюрьме. Но его хитрость не причиняет никому вреда:
«. Но Шухов однажды обсчитал инструментальщика и лучший мастерок зажилил. И теперь каждый вечер он его перепрятывает. «
При этом он остается человеком даже в тюрьме. Он не превращается в «шакала»:
«. Но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался. «
Шухов не верит, что его выпустят из лагеря на волю:
«. Да еще пустят ли когда на ту волю? Не навалят ли еще десятки ни за так?…»
«. Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы – домой. А домой не пустят…»
Дома Ивана Денисовича ждут жена и две дочери:
Воробьиная голова костлявые плечи это детали портретной характеристики персонажа и п шухова
Иван Петрович Шухов родился 6 августа 1906 г. в станице Пресновской Северо-Казахстанекой области. Его отец Петр Семенович был гуртоправом. С большой любовью и сердечной благодарностью вспоминал Иван Петрович своих родителей: «Всем, что во мне есть хорошего — в человеке и литераторе, обязан я своим неграмотным родителям, в первую очередь моей матери Ульяне Ивановне. Будучи совершенно неграмотной, она знала уйму русских народных сказок, поговорок, прибасок, песен. И всем с большой душевной теплотой истинно русской женщины делилась со мной — последним ребенком из десяти моих старших братьев и двух сестер. «.
Мальчик много ездил с отцом но казахской степи, яркие детские впечатления навсегда остались в его сердце. Позднее он писал своему другу и земляку Сабиту Муканову: «Как ты с полным основанием можешь сказать, что рос и воспитывался наполовину в казахской, наполовину в русской среде, так и я могу сказать о себе, что детство мое прошло в степной стороне, среди русских казаков и среди казахов. И это не могло не сказаться в дальнейшем на всем моем творчестве”. Степь своего детства с мерцанием тягучих марев над ковыльными волнами, с белыми, как ки
пень, юртами кочевых аулов, с березовыми колками и тихими лесными опушками, щедро осыпанными багровой ягодой, Шухов запечатлел в автобиографических «Пресновских станицах”, повестях и романах, романтических новеллах.
И. П. Шухов получил образование в Петропавловском педагогическом техникуме, затем учился на рабфаке в Омске и в Литературном институте в Москве. С конца 20-х годов будущий писатель работает журналистом: «. к литературе я пришел из газеты». В течение 11 лет Шухов руководил работой Республиканского литературно-художественного журнала «Простор”, который в 60— 70-х годах был значительным явлением культурной жизни страны, имел массового читателя и дал путевку в жизнь десяткам талантливых казахстанских писателей и поэтов.
Впечатления детства и юности, атакже жизненный опыт, накопленный во время журналистских поездок, вылились в два первых романа —»Горькая линия” и «Ненависть”, опубликованных в 1931 г. Романы молодого писателя были высоко оценены М. Горьким и впоследствии неоднократно переиздавались. В 1935 г. выходит в свет роман «Родина», а в 1940 г. — «Действующая армия”. После Великой Отечественной войны одна за другой публикуются новые книги: «Облик дня”, «Покорители целины”, «Золотое дно”, «Степные будни”, «Родина и чужбина”, «Дни и ночи Америки”.
Наряду с литературной и журналистской деятельностью И. И. Шухов занимался переводами на русский язык произведений М. Ауэзова, Г. Мусрепова, С. Муканова, Г. Мустафина. У него было много друзей среди казахских писателей, но самой тесной была дружба с земляком и соседом Габитом Мусреповым, который писал в воспоминаниях о Шухове: «Частенько под разными предлогами (а го и боа них) навещали мы друг друга, лет пятнадцать живя рядышком дверь в дверь. Если же говорить фигурально, «дверь в дверь мы жили гораздо дольше — на протяжении нескольких десятилетий, начиная с нашей давней зоревой (слово Ивана Петровича) юности. И родились, можно сказать, по соседству — он в Пресновке, я в ауле неподалеку от другой станицы — Пресногорьковской. И в ранние годы свои видели одни и те же ковыльные просторы, чистые озера да березовые перелески, дышали воздухом Северного Казахстана, настоянным на вольном степном разнотравье. Но как бы ни были милы нам уголки земли, где мы появились на свет и сделали первые шаги, дороги жизни позвали нас вдаль, в большие шумные города, к книгам и просвещению, чтобы свести вместе — возмужавших, успевших немало узнать, повидать и кое-что сделать в литературе”.
Писатель, журналист, переводчик И. П. Шухов внес большой вклад в развитие литературы, публицистики, культуры родного края, его произведения оставили заметный след в истории русской литературы Казахстана.
Ю. Казаков, поздравляя Шухова с 60-летием, написал: «Благодарю Вас за Ваше слово, за Ваше дело и за Ваш талант. И в эти дни я еще хочу попечалиться вместе с Вами, что Вы, наверное, не все дали людям из того, что могли бы дать. Все мы должники, все мы, по прекрасному выражению Пастернака, «вечности заложники у времени в плену”, но, по различным жизненным обстоятельствам, как часто мы не все и не то делаем, что должны бы делать. Но и того, что Вы сделали — Ваших прекрасных романов, которые пережили уже не одно десятилетие, и Вашей настоящей работы, — всего этого вполне достаточно, чтобы юбилей Ваш был веселым и гордым. Вы можете смело сказать каждому: «Попробуй- ка с мое. ”.
Героическая романтика в произведениях о гражданской войне. Начало 30-х годов было плодотворным периодом в творчестве И. Шухова. Героика гражданской войны, романтика и пафос составили идейное содержание цикла его новелл.
В новелле «Последняя песня» противопоставлены два персонажа, представители противоборствующих лагерей: казачин атаман, пресытившийся властью, видом крови, и старый акын, проживший долгую жизнь и прославившийся на всю степь своими песнями. Атаман заставляет акына петь, цинично заявляя: Он может выпеть себе жизнь”. А старый певец исполняет неведомо откуда ему известный, где-то услышанный «Интернационал», сто- нвший ему жизни. В рассказе сила духа акына и в его лице всего народа противопоставлена жестокой силе сибирской контрреволюции.
«Рассказ о девичьих косах» также построен по принципу антитезы и описывает один из эпизодов гражданской войны. Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями: «На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных костров, и притворно недоступны, как счастье. Они струятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни. «
В степи было неспокойно, кипела борьба. Однажды на один из аулов, когда в нем не было мужчин, обрушилась «стая казачьих пик”. И есаул сказал: «Мне надоело их тлить и вешать”, приказав отрезать косы у девушек. «И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги. ”
Повествование завершается тем, что мужчины аула возвращаются и вешают инициатора расправы на аркане из девичьих кос. Рассказ написан в форме ритмизированной прозы.
В новеллах И. Шухова о гражданской войне нет батальных сцен, не раскрываются суть, движущие силы, причины войны, так как это не исторические новеллы, а романтические. Противники, будь то казачий атаман, есаул, старый певец или девушка-казашка, выписаны в условно-романтической манере как типичные представители противоборствующих сил. В отдельных эпизодах раскрывается дух народа, его вера в победу, ненависть к жестокому врагу, стремящемуся покорить степняков на их родной земле.
Новеллы И. Шухова, как и все его последующие произведения, проникнуты любовью к Казахстану, сопереживанием судьбам отдельных людей и всего народа: «И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье, птицы врастали в гнезда, и умнейшие псы скорбели под арбами. В эту ночь на аул мятежников, на аул моей возлюбленной стремительно падала беда; она падала, как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, предугаданная по звездам”. Эти строки написаны русским писателем, для которого казахская земля и ее народ стали родными.
Атаман поворачивал квадратную голову безмолвно и медлительно, как слепой беркут. Он скучал в седле под плоским степным небом — днем, а ночью его томили кошмары. Он просыпался в холодном поту, и в глазах его, скуля и изнемогая от бессилия, извивался перед обнаженной киргизкой станичный идиот Вирий.
Атаману мерещился полдень, воспаленный от горького запаха трав, от терпких и знойных сквозняков, пронзивших степи.
Желтая женщина, дряблая, как выветренный войлок, стояла перед Вирием, поникнув. Дурак ощупывал ее бесплодное тело и протяжно выл, припадая на колени. Он царапал тонкими длинными пальцами заскорблую землю и по-звериному разбрасывал ее от тоски и безумия.
Казаки сидели в седлах прямо и тупо, как пики. Они, стиснув зубы, выжидающе смотрели на атамана. Они не смели улыбаться, ибо молчал атаман.
Дурак размазал грязные слезы по веснушчатому яйцеобразному лицу и, положив три пальца в рот, стал высвистывать импровизированный танец, хитро передергивая корпусом.
— Скушина ево, — прошептал вахмистр, косясь на атамана. — Новая ему игра нала.
— Киятры бы представить, — воздохнул казак Лукашкин. — Я могу живьем лягушек и другую тварь глотать.
— Братцы! — по-бабьи всплеснул руками приказный Афоня Крутиков. — Там азията застали. Собачья словесность! Ну, песни играет — душа в небеси просится.
Атаман, очнувшись, спросил:
— Не могу знать. — выкатил слезящиеся глаза Афоня.
Я ею знаю, — утвердительно кивнул атаман. — Он пел на байге под Каркаралами, и степные патриархи прослезились над его песней. Ведите его — я буду слушать. Он может выпеть себе жизнь.
И певца привели. То был по-степному гибкий и стройный старик, в открытых глазах которого теплилось много скорбного вел и- чия и томительного покоя. Аул, в котором был настигнут певец, оказался родиной неуловимого предводителя казахских повстанцев Кожахмета Кургаева. Эскадрон анненковцев поднял на инки жалкие кровли непокорных и целые сутки с ужасающей медлительностью уничтожал покинутые семьи мятежников.
Но прославленный сочинитель буйных и расточительных, как огонь, песен, победитель двенадцати степных певцов, величественно тихий старик по имени Котур-Таг был оставлен смертельной сотней для скучающего атамана.
Котур-Таг стоял перед Анненковым, прижав свою тощую домбру к обнаженной груди, пепельной от загара. Он смотрел воспаленно большими глазами в неподвижное лицо атамана, скрестив на домбре женственно тонкие руки. Он смотрел не мигая, все теснее и крепче прижимая домбру к груди, раскаленной набухающей где- то под сердцем страстной и неумолимой песней; она покривила, эта песня, тонкие его запекшиеся губы, готовые к взрыву.
Но Анненков исступленно смотрел на босые ноги Котур-Тага и беспомощно молчал, истязая в руках малиновый стек. Потом он качнулся и сказал, захлебываясь придушенным шепотом:
— Пой мне. пой о моих орлах, ежели жить охота. ной, откусил на своем мизинце ноготь атаман. И казаки обнажили ехидные клинки, сомкнув шеренгу.
Тогда Котур-Тага охватило мгновенное просветление. Он поднял на вытянутых руках домбру, ликующе ударил пострунам, и в горле его заклокотал сумбурный хор торжествующих звуков; они стремительно поднялись и напряженно затрепетали, разрастаясь в бунтующий гул птичьих оркестров. Гибкое тело старика пружинилось, становилось прямее, словно росло, и было похоже, что вот он вдруг поднимается над частоколом всадников, вспыхнет и погаснет в непостижимом разливе песни.
Атаман стоял, ошалело мигая, изогнув над головой стек вопросительным знаком. Потом, неестественно изогнувшись, он стал нащупывать хрупкими, как пергамент, пальцами уплывавшую за спину кобуру маузера.
Котур-Таг пел «Интернационал”.
РАССКАЗ О ДЕВИЧЬИХ КОСАХ
На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым ки- зячных костров, и притворно недоступны, как счастье. Они струятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни.
Мне шел двенадцатый год. Я был мал ростом, дерзок в замыслах и скуп в откровениях. Я носил маленькие казачьи погоны, деревянную шпагу и мечтал о похищении есаульского иноходца.
Мне шел двенадцатый год. В колонизаторских крепостях и редутах моей родины безумствовали воинские сотни атаманов, адмирал Колчак легко менял английские краги, развлекался на фронте артиллерийской стрельбой по аулам под звуки полковых оркестров, исполняющих популярные английские песенки. А в степях, пепельных от гнева и гулких от пустынности, ликовали слепые ветры и глухо свистели арканы киргизских мятежников.
И однажды наступила ночь, когда в ауле Кабе, в ауле моей возлюбленной, не жгли костров, не слушали мудрых советов старейшин и не ждали с новостью гостя, ибо мужчины покинули юрты, доверясь безучастной ночи и дикой судьбе.
И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье, птицы врастали в гнезда, и умнейшие псы скорбели под арбами.
В эту ночь на аул мятежников, на аул Кабе, на аул моей возлюбленной, стремительно падала беда; она падала, как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, предугаданная но звездам.
Дикая стая казачьих пик чертила мглу, и ныли стремена с надрывным отчаянием — это повис над степью карательный эскадрон анненковских сабель.
Месяц со звоном упал в камыши, и всадники спешились в настигнутом ауле.
Но юрты были прохладны от кислого сумрака и безмолвны от страха. Предательские пятна карманных фонарей ложились на плоские лица женщин. Тогда есаул Губа собрал вахмистров и сказал, глотая слюну:
Мне надоело их тлить и вешать, братцы. С нами бог, и придумал веселую кару для желтых девок. Отхватим их убийственные косы по саму репицу — это будет шальной подарок атаману.
— Рады стараться, — прыснули вахмистеры. И, обнажив клинки, ввели в юрту, где есаул Губа жевал чайные выварки, первую девушку. Она была тонка, как таволга, легка, как осока.
Шкура ты, — сказал есаул, выплевывая чайные выварки. — Где твой отец?
Есаул приблизился к девушке и, привстав на цыпочки, поднял на пухлой ладони ее тяжелую косу. Девушка дрогнула и пригнулась. Потом она запрокинула голову и, увидев в дымоходе юрты мглистую звезду, упала на колени.
Но есаул поднял клинок, и она уронила на вытянутые руки свою поруганную облегченную голову.
— Убийственно, — сказал есаул, отбрасывая косу на войлок и глотая слюну, крикнул:
Сек он косы необычайно искусно — одним скупым взмахом и брезгливо откидывал их наотмашь с таким чувством, точно они жгли ему руки.
И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги.
— Братцы, — сказал есаул, промахнувшись, — с нами бог — острая шашка, секи нм под самую репицу.
И он опустился на циновку, глотая чайные выварки.
Когда в юрту втащили за волосы самую маленькую и самую хрупкую из девиц, есаул вздрогнул и поперхнулся. Над аулом взорвался гортанный вой, в дымоходе полопались спелые звезды, и земля вздыбилась, опрокинув кибитку. Есаул поднял клинок и присел, ослепленный тупым ударом но темени.
. Очнулся он в юрте, горькой от очага и гулкой от безмолвия.
Вокруг скрещенных мечей костра сидели степные люди. Скуластые лица их были сурово темны и неподвижны. Тяжелые отрепья их одежд пылали скорбью и гневом. И есаул Губа, глотая слюну, впервые увидел тех, за кем гонялся он с эскадроном смерти, испепелив ковмли и подняв на пики восемнадцать мятежных аулов. Он смотрел на отцов поруганных дочерей, и слюна высыхала у него во рту, и губы его покривились в безнадежной улыбке.
— Убийственно, — прошептал есаул и умолк, пораженный песней.
Есаул втянул воробьиную голову в костлявые плечи и прикусил язык. В горьком сумраке юрты он увидел девушек с обнаженными головами. Он разомкнул тяжелые губы и узнал ту первую,
коса которой согрела его ладонь и пахнула на него великим теплом непобедимой плоти. Она сидела к нему спиной, и есаул видел, как волнующе легки и нетерпеливы были ее движения.
— Кызымка, — прошептал он и вспотел от страха, разгадав вдруг все: ее движения, беспощадно молчаливых людей, замкнувших костер, и негодующую над его головой песню.
Двенадцать поруганных девичьих голов плели из своих кос аркан, неумолимый, как правда. Они плели и пели, пели и плели, а есаул потел, упиваясь их пыткой. Л песня кружилась над ним, исступленно засыпая и, наконец, смолкла.
Тогда есаул почувствовал, как степные люди повернули к нему свои плоские лица, и из девичьего круга, тихого, как заговор, медленно поднялась та первая, коса которой все еще грела ладонь есаула. Она бесшумно приблизилась к нему, и есаул ощутил прохладу шумной одежды. Он поднял на нее пустые глаза и дрогнул от ее медлительного и торжествующего движения.
— Капитан, — пропела она и опустила на его голову глухой аркан, мгновенно замкнувшийся над ним в тугую спираль безысходного отчаяния.
— Канчал базар? — спросил он ее со степным акцентом и, поперхнувшись бранью, судорожно цепляясь пальцами за пустые ножны, слепо сам полез в петлю.
Аркан из двенадцати девичьих кос оказался крепким.
1.Расскажите о жизни и творчество И. П. Шухова.
2. В чем заключается своеобразие ранних новелл И. П. Шухова?
3. Определите тему и идею рассказа «Последняя песня».
4. Каковы способы создания образа старого музыканта?
5. Какой прием лежит в основе сюжета и композиции рассказа «Последняя песня»? В каких из прочитанных вами произведений русской литературы XVIII — начала XIX в. использовался данный прием?
6. Каким образом в «Рассказе о девичьих косах” интерпретируется понятие символа?
7. Каковы приемы создания образа атамана и казаков в новеллах писате ля?
8. В чем заключается своеобразие пейзажных зарисовок в новеллах И. П. Шухова?
10. Как используются особенности ритмической прозы в новеллах
1. Расскажите о жанре новеллы. Чем новелла отличается от рассказа?
3. Прочитайте и рабочей тетради хронологическую таблицу «Жизнь и пюрчсство И. II. Шухова”. Что нового о писателе вы узнали из нее?
4. Расскажите о дружбе Шухова с казахскими писателями. Подготовьте доклад на тему «Иван Шухов и Сабит Муканон».
5. Каково значение творчества И. П. Шухова в истории русской литературы Казахстана?