воронцовский дворец в одессе история
Воронцовский замок-дворец: с любовью и восхищением…
Есть замки, похожие на дворцы, и дворцы – похожие на замки. Но есть дворец, который с одной стороны точно замок, а вот с другой – точно дворец, но подобная эклектика его почему-то не портит. Речь идет о знаменитом Воронцовском дворце…
Вот он – Воронцовский замок-дворец. С северной стороны это замок…
Ну, а теперь давайте вспомним, что, наверное, каждый человек, проживающий на территории России, хотя бы раз в жизни да побывал… в Крыму. И почти каждый и тогда, и сейчас страстно желает посетить маленькую Алупку, а в ней знаменитый Воронцовский дворец. Отдыхающих не останавливают ни цены на экскурсии, ни время, которое придется потратить на знакомство с этим уникальным дворцовым комплексом. Дворец манит и притягивает к себе неповторимостью, каким-то особым духом давно ушедшей эпохи, а еще причудливым сочетанием в архитектуре двух таких разных стилей: строгого «замкового» британского и затейливого мавританского. Но, обо всем по порядку…
История замка-дворца началась в 1783 году, когда полуостров Крым высочайшим манифестом императрицы Екатерины II был присоединен к России.
Засушливую в большинстве своем территорию древней Тавриды жители полуострова стали засаживать деревьями и кустарниками. А в это время русским дворянам, желающим построить имения в Крыму, стали активно предлагать земли. Одним из первых, кто приобрел себе изрядный кусок земли, был Ф. Ревелиоти, командир Балаклавского греческого батальона. Радость покупки вскоре сменилась разочарованием: чтобы на этой земле что-то выросло, требовалось немало финансовых вложений. Нехватка воды на полуострове и жаркий климат не позволяли вырастить на этой земле что-то стоящее. Поэтому для воплощения планов требовались очень большие деньги. И тут выпал счастливый случай: в 1823 г. генерал-губернатор М.С. Воронцов просит Ф. Ревелиоти уступить ему этот участок земли. Ревелиоти не стал долго раздумывать, назначил цену, и сделка состоялась, к взаимному удовольствию обеих сторон.
Генерал-губернатору так пришлось по душе это место, что он решает как можно скорее приступить к строительству летней резиденции. Зимняя, где он работал, размещалась в Одессе. Поначалу Воронцов хотел построить Алупкинский дворец по образцу одесского. Но судьба распорядилась иначе.
В 1827 году граф Воронцов отправляется в поездку в далекую Британию. Там прошли его детство и юность. Там остался его отец, которого и собирался навестить любящий его сын. После посещения Британии планы его сиятельства относительно стиля, в котором собирались возводить дворец, изменились в корне.
А вот это Южный фасад – Индия не иначе…
Первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, построивший первый дворец Воронцова в Одессе, и англичанин, любитель неоклассицизма и инженер Томас Харрисон. После кончины Харрисона граф вдруг решает остановить строительство и изменить стиль дворца. Нашли тогда и нового зодчего – знаменитого на всю Британию архитектора Эдуарда Блора, который и предложил возвести дворец в английском готическом стиле. Интересен факт, что Блор, никогда в жизни не посещавший Крымский полуостров и вообще не собиравшийся туда ехать, по привезенным из-за моря рисункам окрестностей Алупки смог набросать план строительства дворца с учетом особенностей места, где планировалось его строительство.
Дворцовый ансамбль, по велению графа Воронцова и желанию архитектора, должен был органично вписаться в потрясающий прибрежный пейзаж Алупки и «оттенить» красоту этой местности, но никак не входить в диссонанс с ней. На том и порешили…
Начало строительства графских «апартаментов» началось с поиска материала для фундамента. Его искали долго. Наконец нашли то, что искали: это был диабаз (или долерит): представлявший из себя серо-зеленый минерал, который добывали в окрестностях Симферополя, обладавший необыкновенной прочностью. Долерит стали массово свозить к месту постройки дворца, работа закипела и через некоторое время сверхпрочный фундамент, способный выдержать любые нагрузки, был уже готов.
Государь-император Николай I, побывавший в 1837 году в Крыму и лично посетивший стройку дворца, отметил красоту и оригинальность сего сооружения.
Стоит отметить, что строили дворец его сиятельству графу Воронцову почти шестьдесят тысяч крепостных, а для земляных работ привлекли саперный батальон! Служивые трудились на южной стороне дворца, возводя террасы.
Внутренний двор. Готовое место для съемок кинофильма про средние века.
В 1851 году, когда дворец был окончательно построен, уложены последние террасы, установлены вазы, скульптуры и фонтаны, высажены кусты роз и олеандров, стало ясно, что получилось что-то необыкновенное, совместившее в себе два стиля, но при этом не потерявшее ни собственной индивидуальности, ни особенностей обоих архитектурных направлений.
С северной стороны дворца расположен закрытый парадный двор, войти в который можно, пройдя сквозь ворота, выполненные в стиле английской поздней готики. Дворец с этой стороны внешне очень похож на феодальный английский замок. Пушечные бойницы, расположенные на высоте второго этажа по обеим сторонам от ворот, придают его стенам суровый «оборонительный» вид. Справа от входных ворот находится башня, в стену которой вмонтированы часы. Удивительно, но эти дворцовые часы, кроме того, что придают законченный вид дворцовому ансамблю, еще до сих пор исправны и точны, «идут в ногу со временем», не убегая вперед и не отставая.
Южная же сторона, обращенная к морю, выполнена полностью в восточном стиле. В этом и вся неповторимость архитектуры дворца: стоит обойти его, и из аристократичного Запада ты мгновенно переносишься на чарующий своими изысками Восток. Витиеватые надписи, скульптуры, колонны, такие тонкие и изящные, придающие удивительную легкость и воздушность этой половине дворца, купола – все это создает ощущение бесконечного праздника.
Южный фасад и знаменитый рычащий лев.
Поражает воображение великолепная лестница, «Львиная терраса», с тремя парами мраморных львов. Потрясающее впечатление оставляют эти «постепенно настораживающиеся» звери: вначале «спящие», затем «сидящие» и, наконец, грозно «рычащие». Фигуры выполнены из белого каррарского мрамора, а изготовлены были в мастерской флорентийского мастера Боннани. Лестница приводит к центральному порталу, заканчивающимся высоким куполом. Под ним начертана надпись на арабском языке, которая повторяется шесть раз, и означает: «Нет победителя, кроме Аллаха!». Восточный колорит дворцу придают и башенки с куполами, очень похожими на купола минаретов, из-за чего все сооружение производит впечатление исключительной воздушности и легкости.
Да, действительно, сооружение получилось необыкновенным… С одной стороны, в нем можно снимать кинофильмы «про рыцарей», с другой – про похождения Синдбада-морехода и «Багдадского вора»!
Воронцовский дворец привлекал к себе внимание всегда: в довоенное время сюда уже толпами ходили посетители, а вот в конце Великой Отечественной войны дворцу выпала иная миссия…
А вот это лев спящий. Тот самый…
Дело в том, что знаменитая лестница со скульптурами стерегущих львов уж очень приглянулась Черчиллю, особенно фигура спящего льва. Премьер отчего-то нашел в ней сходство с собой, и попросил Сталина продать льва за хорошие деньги. Сталин вначале наотрез отказался выполнять эту просьбу, но потом предложил Черчиллю «угадать загадку». В случае если ответ будет верным, то Сталин обещал просто подарить спящего льва. А вопрос был простой: «Какой палец на руке является главным?» Черчилль, считая ответ очевидным, не раздумывая, ответил: «Ну, конечно же, указательный». «Неправильно» – ответил Сталин и скрутил из пальцев фигуру, именуемую в народе кукишем. К счастью и по сей день, спящий лев, впрочем, как и все остальные, радует глаз многочисленных посетителей. А ведь мог и в Англии оказаться…
Неповторимость дворца заключается не только в его архитектуре, но и в парке, прилегающем к дворцу. Парк, по сути, стал великолепным продолжением всего дворцового сооружения и одновременно самостоятельным, уникальным местом, также притягивающим немалое количество туристов.
Зимний сад и мраморные скульптуры.
Заложен парк был в 1824 году, специально выписанным из Германии садовником Карлом Антоновичем Кебахом, в честь которого у входа в парк открыта памятная доска. Планировкой парка и высадкой растений Кебах занимался более четверти века. На разбивку парка он привлек огромное количество крепостных крестьян. Вся тяжелая работа была выполнена их руками: расчистка земли от камней и диких кустарников, выравнивание почвы, создание искусственных наслоений. Почву для растений везли на подводах в мешках, а затем растаскивали по всей территории будущего парка. Наслоения почвы, особенно для создания полян, порой доходили до восьми метров.
Воронцовский парк просто прекрасен! Гулять в нем одно удовольствие!
Было высажено несметное количество деревьев. Причем при посадке учитывались не только вид растения, но и внешние особенности: необычная форма кроны, цвет листьев и ствола. И в соответствии с особенностями растение высаживалось в том месте, где оно бы вписалось в естественное окружение. Саженцы, выписываемые немцем-садовником, везли со всех сторон света: были растения из Японии, Южной Америки, стран Средиземноморья. Здесь прекрасно прижились и индийская сирень, и японская софора, североамериканская сосна Монтесумы прекрасно соседствовала с чилийской араукарией и коралловым деревом. За каждым деревом, дабы оно хорошо прижилось и пустило корни, Кебах приказал установить особый уход: работники поддерживали определенную влажность почвы, хорошенько удобряли почву (даже поливали кровью убитых животных). Особо нежные теплолюбивые растения на зиму заботливо укрывали.
И по сей день в парке растет более двух сотен видов уникальных деревьев и кустарников. Некоторые экземпляры, высаженные еще любовной рукой садовода-ботаника, растут в парке до сих пор.
Кроме того, на территории парка были выкопаны три пруда: Верхний, Лебяжий и Форельный. В Лебяжьем действительно плавают лебеди, для них специально построен домик, где они и ночуют. Лебедей кормят, поэтому они никуда не улетают. Интересен такой факт. Для Лебяжьего Михаил Семенович выписал двадцать мешков коктебельских полудрагоценных камней: яшмы, сердолика, халцедонов, которые были высыпаны на дно и причудливо играли, преломляя солнечный свет. Далее за прудами расположены четыре поляны, которые совершенно не создают ощущения искусственности: Платановая, Солнечная, Контрастная с гигантским гималайским кедром и ягодным тисом и Каштановая.
Восхищаться этим чудом можно бесконечно. Труды Карла Антоновича, талантливого мастера, тонко чувствующего природную красоту, не прошли даром. Уникальнейшая «жемчужина» Крыма, этого «полуострова сокровищ», пожалуй, самая драгоценная из всех, которыми обладает древняя Таврида.
И пожелания от всей души напоследок: тем, кто не был – не пожалейте денег и времени, приезжайте и посмотрите на все это великолепие. А всем, кто был, я желаю возвращаться туда вновь и вновь, как к хорошему, доброму другу. Желаю каждый раз испытывать волнение перед встречей с прошлым, а гуляя по дорожкам паркам, вспомнить добрым словом трудолюбивого садовода-ботаника, бесконечно преданного своему делу и посвятившего всю жизнь своему детищу – Воронцовскому парку, Карлу Антоновичу Кебаху…
Дворец графа Воронцова
Краткое описание и история дворца
Воронцовский дворец является одной из основных достопримечательностей Одессы. Он необыкновенный, здесь сочетаются и вкус, и богатство! Кажется, это здание дворца продумано до последней мелочи.
Сам дворец графа Воронцова построен в 1827 году. Архитектор проекта – Ф. К. Боффо. В 1834 году здесь уже можно было увидеть полукружие конюшен, роскошный сад, а также и красивейший бельведер.
Красота дворцового здания всегда завораживала его посетителей. Оно построено в популярном во времена Воронцова стиле ампир, которому характерны массивность, пафос, великолепие, зрелищность.
Кроме главного здания Воронцовского дворца, одна из сторон которого выходит на Приморский бульвар, здесь находится пристроенный к дворцу огромный флигель. Можно увидеть и конюшни, которые привлекают внимание высокими потолками и необычной архитектурой. Когда-то перед дворцом располагался красивый и пышный сад, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. Также здесь была и огромнейшая библиотека, все книги которой были подарены местному университету, где они и сегодня сохраняются в «фонде Воронцова».
Если же посмотреть на дворец со стороны моря, то можно увидеть великолепную колоннаду, которая возвышается над краем обрыва. Сильная и могущественная, она наблюдает за жизнью Одесского порта и любуется прекрасным видом на залив. Около нее располагается мраморный фонтан, который сохранился со времен Воронцова.
Дворец Воронцова и его бельведер представляют для Одессы исключительную художественно-историческую редкость! Сюда очень любят приходить местные жители. И это не странно, поскольку это место завораживает своей красотой и загадочностью!
Как добраться к дворцу графа Воронцова?
Добраться до Воронцовского дворца можно:
Особенности дворца
Невозможно передать словами, какой прекрасный вид открывается с бельведера Воронцовского дворца! Любоваться этой красотой можно бесконечно! Здесь необыкновенно хорошо в любое время суток – и на рассвете, и на закате. Сложно себе даже представить, что в таком чудесном месте когда-то устраивались роскошные баллы и пышные приемы. Дворцовая жизнь не останавливалась ни на секунду!
Дворец графа Воронцова не на год и не на два стал красивейшим зданием Европы. Он вызывал восхищение множества художников и поэтов. Ваше внимание обязательно привлечет интерьер дворца. Создается впечатление, что все здесь пропитано необыкновенной романтикой и нежностью, все детали завораживают своим великолепием.
Стены дворца видели многое за период своего существования: и Татарско-Крымскую войну, и революцию. Одно время здесь размещался штаб Красной армии. Но, не смотря на все эти удары судьбы, дворец сохранил свою былую красоту!
После прогулки по центру Одессы просто необходимо прийти сюда отдохнуть, подышать свежим морским воздухом! Не упустите возможность насладиться красотой Воронцовского дворца, а также одним из главных символов Южной Пальмиры – колоннадой.
Воронцовский дворец (Одесса)
Главный корпус. Вид начала XXI века.
Главное здание усадьбы • Бельведер-колоннада • Манеж • Хозяйственное крыло • Орловский корпус (не сохранился)
Воронцо́вский дворе́ц — дворцовый комплекс резиденции генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (позже — мужская гимназия Юнгмайстер, Общество акклиматизации животных, с 1936 года — Дворец пионеров) в составе: главного здания усадьбы, бельведера-колоннады, манежа, хозяйственного крыла и Орловского корпуса (последний разрушен в 1944 г.). Памятник архитектуры республиканского значения, построен в 1826—28 гг. Расположен в г. Одесса на Приморском бульваре по адресу пер. Воронцовский 2а. [1]
Содержание
История
Построен дворец на самом северном краю приморского холма, в месте, где когда-то была расположена турецкая крепость Хаджибей. «На западном конце теперешнего Николаевского бульвара, там, где был незначительный домик помещика Куликовского, граф Воронцов выстроил свой великолепный дом» — писал историк Н. А. Мурзакевич в книге «Одесская старина». Сооруженное по проекту архитектора Ф. К. Боффо в 1827 году в стиле ампир, здание на десятилетия стало одним из самых примечательных в Одессе.
Дворец визуально соткан из сочетаний прямых и дугообразных составляющих, архитектор использовал контраст между большими глухими гладкими поверхностями и колоннадами. В роскошных интерьерах, оформленных знаменитым скульптором и живописцем Карлом Скотти, использованы приёмы романтизма. Интерьеры дворца представляют собой лучшие образцы сохранившихся интерьеров Одессы эпохи ампира. Парадные комнаты первого этажа включают переднюю, бильярдную, полуциркульную столовую c обширной открытой террасой, дающей прекрасный вид на Одесский залив, большой зал (с роскошными дверьми, в филёнках под ляпис-лазурь и бронзу, с янтарными ручками, привезёнными сюда из царского Михайловского дворца в Петербурге, с камином дорогой мозаики en pierres fines), библиотеку, «комнату манускриптов», «китайский кабинет» графини Е. К. Воронцовой, «турецкую комнату». Последняя — самая элегантная, имеет высокий потолок в «готическом вкусе», решённый в светло-зелёных тонах с большим количеством пышной позолоты. Столовая украшена пилястрами коринфского ордера с полуциркульными нишами для статуй или для вазонов с цветами. Потолок столовой украшает богатая лепнина. Второй этаж дворца, на котором находились жилые комнаты, оформлен просто и без декоративных излишеств. [2]
В 1837 году на второй день пребывания в Одессе в новом дворце одним из первых побывал поэт В. А. Жуковский, после чего в его дневнике появилась лаконичная запись: «28 августа. Прогулка по городу. Осмотр дома графа Воронцова. Оранжереи. Медальный кабинет. Библиотека.» Речь идет о богатейшей библиотеке графа, книгами из которой А. С. Пушкин пользовался ещё до того, как она заняла специально отведённый зал в новопостроенном дворце. Впоследствии книжное собрание Воронцова было подарено местному университету, где под названием «Воронцовский фонд» хранится и посейчас.
Высказывания о дворце
Русскому читателю дворец впервые представила в 1841 году известная тогда писательница Елена Ган в повести «Теофания Аббиаджио»: «На самом углу земляного утеса стоит великолепный дом с садом, оранжереями, террасами и красивою колоннадой впереди.»
Возвратившийся из Одессы американский путешественник Стеффенс утверждал, что дворец «по орнаменту и отделке внутри много выше таких в Италии».
Каждый автор рассказывал о дворце сообразно своим вкусам.
Прошедшие десятилетия «унесли» с собой и боковой флигель дворца, о котором написал Мортон (о нём сегодня напоминает лишь контур замурованных дверных проемов, проступающих сквозь штукатурку глухой торцевой стены дворца), и Воронцовский фонтан, о котором уже ничто не напоминает, и красочную чугунную металлическую решётку, отлитую известным петербургским мастером Ч. Бёрдом и отправленную на металлолом в 1950-х годах.
Крымская война
10 апреля 1854 года, во время Крымской войны, соединенная англо-французская эскадра бомбардировала Одессу. Дворец стоял на холме, и суда эскадры пристреливались именно по нему. За один день здание было сильно разрушено.
Об этом дне сегодня напоминает ядро в цоколе памятника дюку Ришельё и старинная чугунная пушка с севшего на мель английского фрегата на Приморском бульваре.
«Кроме пожжённых судов, многие дома бульварные потерпели от ядер, так: в дом и сад князя Воронцова попало до 200 ядер»,— писал Н. Мурзакевич. Одно из них и теперь можно увидеть в стене нынешнего балетного класса на первом этаже дворца.
Когда Воронцов узнал о бомбардировке Одессы, то написал «надежно укрыть редкие книги», которые считал главным сокровищем дворца.
Революционный период (1917 — 1920-e гг)
Во дворце также размещался штаб Красной гвардии, что, естественно, негативно отразилось на обстановке дворца.
— Л. Ленский, повесть «Школа ненависти»
Воронцовский дворец в дни январских событий 1918 года возникает в романе Валентина Катаев «Зимний ветер»:
К концу двадцатых годов XX века от великолепия внутреннего убранства мало что сохранилось:
— Селинов В. И. Воронцовский дворец, как культурно-исторический памятник г. Одессы 1928 г.
Изображения
Шахматный клуб
Дворец пионеров
Дворец пионеров был торжественно открыт 31 декабря 1936 года. Потом, в 1941-м, Дворцу пионеров довелось вместе с городом пережить те дни, которые напоминают о себе рассказом:
После войны Дворцу пионеров присвоили имя юного связного советского подполья Яши Гордиенко.
Воронцовский дворец
На плане 1794 г., дающем отчетливое представление обо всем плато, заключенном между Военным и Польским спусками, место, где в настоящее время находится Воронцовский дворец, совершенно голо. Правее, если стать лицом к морю, намечены стены турецкой крепости Хаджибея (Ени-Дунья), еще правее, приблизительно в районе пересечения Дерибасовской и Ришельевской улиц, указаны разбросанные землянки и домики форштадта.
Приводя этот план, один из самых ранних историков Одессы маркиз Кастельно счел нужным еще добавить от себя следующее :
Во времена графа Ланжерона место Воронцовского дворца принадлежало помещику Куликовскому, выстроившему здесь «незначительный домик». На этом выступе, приобретенном М. С. Воронцовым у Куликовского, в 1826 г., по проекту местного архитектора Боффо было выстроено здание, существующее и поныне.
Остановимся теперь подробно на его рассмотрении. Вся усадьба состоит из главного здания, обращенного одною стороною к бульвару, большого флигеля, под прямым углом пристроенного к дворцу с окнами, обращенными во двор, а не к морю, большого двора, отделяющего названные дома от упоминавшихся выше конюшен, и, наконец, большого полукруглого здания самих конюшен, поражающих внутри своею высотою и архитектурного причудливостью потолка. Когда-то перед дворцом находился сад, спускавшийся к морю по скату обрыва.
При входе в дом парадные комнаты помещались на нижнем этаже, а семейные покои в верхнем. Первые были замечательны тем, что имели одинаковые двери, ставни и камин из Михайловского дворца в Петербурге, бывшего резиденцией императора Павла и местом его убийства. Они были проданы, как мне сообщили, нынешним императором, а тогда великим князем, графу Воронцову; его величество являлся тогда собственником упомянутого дворца, который был обобран и предоставлен для нужд общественного учреждения. Комната, где было совершено убийство, была замуравлена, чтобы предупредить возможность какого-нибудь определения местоположения.
Весною 1835 г. в Одессе побывал другой путешественник, американец Стефенс. Он с восхищением описывает центральную парадную часть Одессы. Восторгаясь приморским бульваром, окаймленным двумя рядами деревьев, он говорит, что «даже в Италии или Греции» ему «редко приходилось видеть более красивый лунный пейзаж (moonlight scene), чем колонны биржи сквозь аллею деревьев» при свете луны. От его взора не ускользают все наиболее замечательные монументальные строения Одессы. Он называет «особенно прекрасными» коринфские колонны городского театра, «стремящиеся от своего основания кверху», и конечно не обходит молчанием дворца Воронцова. Представленный ему в самом дворце, Стефенс получил возможность видеть внутреннее убранство комнат и описать их.
Через красивую, но скромную переднюю вход ведет (если я хорошо помню) прежде всего, в бильярдную комнату, украшенную картинами. Кроме двух видов Венеции. в этой комнате находится большой портрет en pied шведского короля, им самим подаренный графу Воронцову на память. На другой стене небольшая картина, изображающая среди темного неба повернутый на бок зеленой пенистой волной корабль с поломанными мачтами. Подпись под ним напоминает, что на этом корабле 4 октября 1828 г. царь и гр. Воронцов находились в большой опасности. Судно носило имя Марии. Имеются здесь еще и другие картины, большею частью высокого качества, напр., портрет Питта.
Следующая комната украшена четырьмя портретами: Петра Великого, Екатерины II, Александра I и ныне царствующего государя. А на пьедестале из черного мрамора с бронзовыми украшениями стоит превосходной работы (Lebure) серебряно-золотистый сосуд (vermeill) формы старинной вазы, подаренный в знак благодарности гр. Воронцову войском, которым он командовал во время занятия Франции.
Большая приемная зала украшена роскошными дверьми в филенках под ляпис-лазурь и бронзу, перевезенными сюда из Михайловского дворца. Здесь находится (одно из прекраснейших украшений) камин из очень дорогой мозаики en pierres fines, тоже из Михайловского дворца; показывающие дворец, определяя стоимость этого камина, называют непомерно высокую цену. На его темном фоне рельефно выступают птицы, цветы и фрукты, очень хорошо и живо сделанные.
В этой зале находятся картины, некоторые прекрасной работы. Затем мы проходили ряд комнат, всегда убранных искусно и со вкусом, и библиотеку, из которой ведет выход в кабинет, находящийся уже в оранжерее.
Это была первая библиотека (а тут их, если не ошибаюсь, я насчитал, кажется, три), ибо при каждом отдельном апартаменте находится своя; значит, достойный владетель любит иметь книгу под рукою. В этой библиотеке фортепьяно и посредине на высоком пьедестале с бронзовой отделкой очень красивая порфировая ваза, дар шведского короля графине.
Оранжерея, окруженная вверху оббегающей галереей, на которой в нескольких местах находятся различные беседки для отдыха и сиденья, является одним из прекраснейших мест дворца. Вниз между деревьями ведет лестница, а вверху, прогуливаясь по галерее, можно вдыхать аромат цветов, смотреть одновременно на них и на море.
Как тут должно быть красиво вечером, когда галерея освещена и над морем месяц. На одном конце галереи в стене находятся черные камни с золотыми надписями, привезенные из взятой Варны, мебель же, кажется, из Испании. Различные мраморные и каменные украшения выработаны в крымских рудниках графа, если я не ошибаюсь, в Симферополе. Галерея, оббегающая вверху оранжерею, украшена вьющимся плющом и цветами.
В великолепном апартаменте графини, также выходящем на галерею, множество китайских и японских сосудов, а также роскошная мебель с фарфоровыми медальонами и бронзовой отделкой… Два больших окна, частью в цветных стеклах, одно из них с датою 1584 г. И здесь, и в комнатах, уже пройденных нами, мы часто встречаем дорогие китайские сосуды.
На двух больших похожих вазах я видел приделанные орлеанские гербы. Эти вазы должны были быть приобретены во Франции из наследства, оставшегося от известных Egalit?. Величина их останавливает на себе внимание, хотя в Одессе, начиная Биржею, во многих местах найдешь эти дорогие редкие вещи. Апартамент, в котором работает граф, с библиотекой впереди и кабинетом, имеющим семейные портреты разных лиц, останавливает на себе особенное внимание. Из этих комнат открывается вид на всегда красивое море. В кабинете графа огромный стол занимает средину. Вокруг различные сувениры, книжки, бюстики. Прежде же всего поражают две или три фигуры Веллингтона, из которых одна бронзовая очень хорошей работы; она украшает камин.
Возле рабочего кабинета находится, как я говорил, с одной стороны библиотека, а с другой небольшая комната, полная портретов любимых лиц. В этом кабинете огромный телескоп, чтобы смотреть на море. Здесь я обратил внимание между рисунками, из которых каждый достоин воспоминания, на один маленький портретик с надписью: хочу жить, чтобы вас любить. Этот портрет изображает ребенка. В рабочей комнате графа находился еще постамент, на котором обычно во время пребывания хозяина стоит портрет любимого им кн. Веллингтона. Вид на море из этих окон чудесный. В детской комнате вверху, очень скромно, но мило устроенной, находится портрет графа, когда он был молодым, в синей одежде, с книгой в руке. Здесь на полу вделаны инкрустованные солнечные часы, напоминающие молодым, как быстро летит время. В графской спальной находятся семейные бюсты. Посредине ее разделяет занавес. В стороне графини находится стульчик для коленопреклонения и за занавесью старая фамильная богатая икона, разделенная на несколько отделений, в золоченых рамах. Здесь (и внизу) есть несколько видов чудной красоты дворца и сада в Алупке. В дворцовом саду над морем поднимается в виде полукруга открытая колоннада, куда всходят по ступенькам». Таково сообщение Крашевского, во многом дополняющее сказанное о дворце Мортоном.
В 1845 г. Одессу и дворец князя Воронцова посетила русская путешественница Олимпиада Шишкина. В своих «Заметках и воспоминаниях» она немного сообщает о комнатах и их убранстве.
Вот ее слова: «Дом князя Воронцова на прелестном месте, и сам служит украшением городу. В нем много достойного внимания, но мы приехали под вечер и только успели, почти не останавливаясь, обойти комнаты. Особенно должно быть приятно отдыхать в китайском кабинете с богатейшими китайскими вазами, когда он убран цветами, в чем здесь верно не бывает недостатка; тут близко комнатный сад, освещенный с трех сторон и сверху, с солнечными на полу часами?».
Есть еще беглые замечания о комнатах Н. Н. Мурзакевича, часто бывавшего во дворце. В своей автобиографии он пишет: «Находилась возле большого кабинета, где он (Воронцов) постоянно работал, комната, наполненная шкафами по всем стенам с хранящимися в них рукописями. В эту комнату граф дозволял входить только исключительно мне одному и там заниматься».
Нам известно со слов Крашевского, что в соседней с кабинетом комнате находился телескоп и много портретов. Вероятно, эта комната была хранительницей манускриптов, о которых несколько далее Н. Н. Мурзакевич рассказывает, как в 1854 году, по поручению Воронцова, почти накануне известной бомбардировки, он уложил их в 17 ящиков и скрыл «в подземную мину».
В настоящем своем виде комнаты нижнего и верхнего этажа только носят следы былого изящества. Кажется, что все убранство комнат было в свое время перевезено в Алупкинский дворец, роскошная же библиотека вошла в состав одесской «Библиотеки высшей школы». Паркет, двери и камины сильно попорчены. Потолковая живопись от сырости местами испортилась. В большинстве случаев хорошо сохранились изящно сработанные карнизы различных рисунков; большая часть богатого паркета приемной залы и ее роспись по потолку и стенам, а также лепной потолок полуциркульной комнаты остались неповрежденными.
В нижнем этаже обращают на себя внимание «одинаковые» двери, которые, как утверждают Мортон, Стефенс и Крашевский, были доставлены сюда из Михайловского замка. Ту же судьбу разделил и камин, находящийся в большой зале. Он гармонировал своими цветными камнями, изображавшими птиц и растения, с росписью верхней части стен под карнизом (гирлянды цветов и венки). К сожалению, эти цветные камни сорваны, но сохранились венчающие камин цветного мрамора две изящных колонны коринфского ордена, поддерживающие античный антаблемент. Камин комнаты, предшествующей большой зале, мраморный, с изящными барельефами по бокам (фигуры женщин с букетами цветов в вазах на голове) и по верхнему краю (играющие в поле нагие дети) хорошо сохранился. Камин следующей за залой комнаты, представляющий своим рисунком подражание античной вазовой краснофигурной живописи (по черному полю розетки, вазы и две летящих женских фигуры красного цвета), сильно обветшал и попорчен.
Обращаясь к росписи комнат, нужно сказать, что в некоторых из них ее заменяют художественной работы матерчатые обои. Интересно остановиться на орнаментальных мотивах залы и гостиной. Военная арматура (такая как на сайте) по углам потолка последней, меандровый бордюр по его краю, шлем с султаном и щит, как основной мотив живописи потолка определенно говорят о желании придать этой комнате строгость и суровость ампира; своею простотою она как бы подготовляет посетителя к получению эффектного контрастного впечатления при переходе в зал, дающий ощущение веселости и жизнерадостности, золоченным карнизом, гирляндами цветов и живыми античного характера сценами потолковой живописи.
Находящиеся с противоположной стороны дворца конюшни интересны внутри тем, что нижний этаж, отводившийся для лошадей, с причудливым под романский стиль потолком, поддерживаемым деревянными колоннами, очень высок, тогда как верхний этаж, отводившийся для прислуги, непомерно низок: характерная черта дворянского строительства крепостной эпохи. Со стороны бульвара дворец отделен сохранившейся стильной решеткой (ампирные массивные прутья в виде копий), которая когда-то шла к дворцу и со стороны конюшен, образуя с круглящейся стеной последних широкий въезд к прекрасному портику, образуемому четырьмя мощными колоннами дорического ордена.
Сейчас от ворот к дому идет каменная стена, недавно выстроенная. Давно уже испорчена балюстрада по верхнему краю крыши дворца: вместо прежней массивной, составленной из тесанных каменных балясин изящного фасона, в настоящее время имеется не гармонирующая со всем зданием металлическая узорчатая решетка. Какие изменения, однако, не претерпел Воронцовский дворец, как ни разрушала его сила времени и событий, он и сейчас является ценным памятником провинциального барского ампирного строения далеко ушедшей от нас эпохи. Для Одессы, наряду с некоторыми другими памятниками старины, он представляет собою исключительную художественно-историческую редкость, которую следовало бы поддержать и сохранить от грозящего разрушения. Одесса. Август. 1928.
ЗАБРОШЕННЫЙ ДВОРЕЦ
По словам Н. Штербуль, за счет локальных ремонтных работ решить проблему аварийности Воронцовского дворца невозможно. Необходимо подходить к этому вопросу комплексно.
Она отметила, что источников финансирования работ в Воронцовском дворце на сегодняшний день нет, и подчеркнула, что использовать здание для занятий детей вообще категорически недопустимо.
Дворец расположен на месте турецкой крепости Ени Дунья. Это ансамбль из нескольких корпусов, решенных в различных архитектурных вариантах. Художественным оформлением внутренних залов, росписью, мрамором каминов, хрусталем люстр это здание могло бы поспорить со многими дворцами, возведенными петербургскими зодчими.
С 1936 года в здании размещался Дворец детей и юношества. В его кружках и студиях одновременно занимались более 2 тыс. детей. В сентябре 2002 г. председатель облгосадминистрации Сергей Гриневецкий предложил Президенту Леониду Кучме создать в Одессе президентскую резиденцию на базе Воронцовского дворца. Данное решение было вызвано отсутствием средств на реставрацию здания, которое находится в аварийном состоянии.