воспитание культурно гигиенических навыков во второй младшей группе
Перспективный план работы во второй младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков
Наталья Соловьева
Перспективный план работы во второй младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков
сентябрь
1 неделя
Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной
гигиены и правилах поведения за столом.
Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости
2 неделя
Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.
Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости
3 неделя
Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»
(Хрестоматия для маленьких. Пособие для воспитателей детского сада. / Сост. Л. Н. Елисеева – 5-е издание. М., Просвещение. 1997.) с. 57
Цель: Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости
4 неделя
Показ презентации «Культура поведения за столом»
Цель: закреплять культуру поведения за столом
октябрь
1 неделя
Чтение: Папка: «Песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»
Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
2 неделя
Дидактические игры: «Вымоем куклу», «Правила гигиены»
(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)
Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
3 неделя
Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
4 неделя
Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 40)
Цель: закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
ноябрь
1 неделя
Чтение: И. Муравейка «Я сама»(из книги С. Прокофьева «Машины сказки»)
Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей
2 неделя
Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» (отксерено, С. Прокофьева «Сказка про башмачки». (из книги С. Прокофьева «Машины сказки»)
Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей
3 неделя
Ситуационные моменты «Не завязанный шарф» (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»)
Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей
4 неделя
Ситуационные моменты «Развязанные шнурки», «Расстёгнутая куртка»(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»)
Цель: Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей
декабрь
1 неделя
Чтение: Папка: «Песенки,потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»
Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
2 неделя
Дидактическая игра: «Вымоем куклу»
(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)
Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
3 неделя
Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 40)
Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
4 неделя
Дидактическая игра «Правила гигиены»
(Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39-40)
Цель: Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком
январь
1 неделя
Тема: Дидактическая игра «Чашки – ложки»
2 неделя
Тема: «Научим Чебурашку накрывать на стол»
Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.
3 неделя Тема: «Напоим Катю чаем»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.
февраль
1 неделя
Показ приемов работы, объяснение, напоминание по содержанию в порядке одежды и обуви
Цель: учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым
2 неделя
Показ приемов работы, объяснение, напоминание по содержанию в порядке одежды и обуви
Цель: учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым
3 неделя
Беседа: «Чтобы быть здоровым» (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 36)
Цель: учить полоскать рот после приема пищи.
4 неделя
Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»
Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости
1 неделя
Беседа «Чистота и здоровье». (Голицына, Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» с. 39)
Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом
2 неделя
Л. Воронкова «Маша-растеряша» (отдельная книга)
Цель:учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.
3 неделя
Ситуационный момент «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»
Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом
4 неделя
Чтение: «Песенки,потешки о подготовке к столу, правилах личной гигиены и правилах поведения за столом.»
Цель: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом
апрель
1 неделя
Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду».Цель: учить просушивать мокрую после „ прогулки одежду в сушильном шкафу.
2 неделя
Игровые упражнения, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее (см.. Образовательная область «Социализация» : Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств)
Цель: закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь
3 неделя
Продуктивная деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках
Цель: учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу
4 неделя
Рассказ воспитателя из личного опыта «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».
Цель: учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком
1 неделя
Рассказ воспитателяиз личного опыта «О поддержании в порядке одежды»
Цель: Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого
2 неделя
Рассказ воспитателя из личного опыта «Как правильно пользоваться носовым платком».
Цель: учить правильно пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь. Закреплять навыки, полученные в течение года, учить пользоваться только предметами личной гигиены, проявлять к ним бережное отношение
3 неделя
Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»
Цель: совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду
4 неделя
Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года
Перспективное планирование во второй младшей группе Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 р. п. Красный Текстильщик Саратовского района, саратовской области».
Перспективное планирование во второй младшей группе «Воспитание навыков личной гигиены» СЕНТЯБРЬ 1-неделя Тема: «Да здравствует мыло душистое» Цель: Познакомить детей с предметами личной гигиены (мыло). 2-неделя Тема: Дидактическая.
Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
Эльвира Мардеева
Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания пожалуй одно из самых важных направлений воспитательной работы. В детском саду оно проводится как индивидуально, так и группами.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Ставя перед собой задачу воспитать у ребенка культурно-гигиенические навыки,необходимо:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Как любой познавательный процесс у детей, воспитание культурно-гигиенических навыков проходит гораздо эффективнее, если добавить в него элементы игры.
Так, дети младшего дошкольного возраста любят кого–нибудь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков самообслуживания и личной гигиены можно использовать, например, игрушку мишку. Добродушный, медлительный персонаж очень подходит для этой роли. Его постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).
То он приходит к детям и говорит, что разучился мыть руки, то не хочет руки вытирать. В следующий раз не знает, зачем ему нужен платочек, не умеет его складывать, чихает в лапку. Не знает, для чего нужна расчёска, а во время одевания на прогулку или после сна забывает, что нужно одеть сначала носки, а он сразу обувается.
Дети с радостью учат мишку, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки.
Воспитатель вместе с детьми объясняют мишке, как нужно мыть руки и одеваться. Вместе с мишкой составляют план-аппликацию (вырезают и приклеивают предметы одежды). В следующий раз мишка может прийти радостный и сказать, что он всему научился, но опять ошибается и дети его снова учат.
В другой ситуации, например, играя с куклой, у детей формируются навыкипо сервировке стола и последовательности раздевания и одевания на прогулку: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться с прогулки», «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу кашей».
Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов дает детям представление о том, как отличить «чистюлю» от «грязнули», и помогает формированию элементарных представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Все дети хотят быть аккуратными, заботиться о своей одежде и пользоваться расческой.
Полноценная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания невозможна без участия родителей, поэтому в домашних условиях важно закреплять полученные малышом знания и навыки.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ для успешной реализации поставленных задач:
— дидактические пособия, картотеки пальчиковых, подвижных игр;
— настольные игры «Оденем кукол», «Вкладыши»;
— сюжетные,предметные картинки по теме: «Одежда», «Посуда», «Режимные моменты», «Личная гигиена» и др. ;
— Набор детской посуды, куклы, утюги, ванночки, мыльницы, набор одежды для кукол, атрибуты для ряжения, кроватки с постельными принадлежностями и т. д. ;
— Игры на развитие мелкой моторики: шнуровка, липучки, пуговки, молнии, кнопки.
Формы работы с родителями:
— Родительское собрание на тему «Воспитание навыков самообслуживания детей»;
— Выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша-растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка чумазая», потешки «Водичка», «Колыбельные», «Ладушки, ладошки», «Расти коса».
— Индивидуальные консультации и рекомендации для родителей по воспитанию КГН и навыков самообслуживания детей дома;
— Оформлениеуголка для родителей: «Как одевать ребенка на улицу», «Одежда для детского сада», «Роль семьи в воспитании ребенка», памятка для родителей «Схема последовательности одевания детей», «Здоровый образ жизни семьи», «Режим дня».
— Фоторепортаж для родителей «Как мы проводим время в нашей группе».
На основании проделанной работы по данной проблеме можно сделать следующие выводы:
— Создание предметно-развивающей среды способствует развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей;
— Систематическое использование игр и упражнений на формирование КГН и навыков самообслуживания способствует самостоятельности;
— Взаимодействие педагогов и родителей способствует повышению интереса родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию КГН и навыков самообслуживания у малышей.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют.
3. Глебова С. В. Детский сад. Семья.
4. Година Г. Н., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.
5. Голицына Н. С. Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня.
6. Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей во второй младшей группе
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 43»
Управления делами Президента Российской Федерации
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей
во второй младшей группе
Группа № 1
Воспитатель: Сергиенко Т. В.
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей во второй младшей группе
Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения детей, пожалуй, одно из самых важных направлений воспитательной работы с детьми с младшими дошкольного возраста.
Главное условие воспитательного процесса – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей и родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Перед собой мы ставим следующие задачи.
1. Приучать детей следить за своим внешним видом.
2. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.
3. Пользоваться расческой и носовым платком.
4. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
6. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Перед началом учебного года мы планируем свою деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Планирование и организация деятельности
Сроки проведения Мероприятия Образовательные области
1.10. 2019 – 4.10.2019 Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Наглядная информация для родителей на тему:
«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
11.10.2019 Познание «посылка для кукол»
Дидактическая игра «Посуда бывает разная»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Занятие-игра «Мыльные перчатки»
Лепка: «К нам гости пришли, дорогие пришли…»
Занятие по речевому развитию: «Накормим куклу Катю»
Подготовка анкеты для родителей. Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
14.10. 2019 – 18.10.2019
Рисование «чашки для Фёдоры»
Дидактическая игра «помощники», «Разбитая посуда», «большой-маленький»
Рассматривание иллюстраций «Посуда и столовые приборы»
Разучивание потешек «Водичка, водичка», «Вот и полдник подошёл» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
21.10. 2019 – 25.10.2019
Игра ситуацияна тему: «волшебная посуда»
Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»
Рассматривание иллюстраций «Маша и мама кушают»
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие
28.10. 2019 – 1.11.2019
Занятие по конструированию: «Мебель для куклы Маши»
Рисование «Салфеточки для Маши»
Сюжетно-ролевая игра Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»
Рассматривание иллюстрации – схемы «Что за чем»
Разучивание потешки «На моей тарелочке»
Просмотр мультфильма «Как обезьянки обедали»
Занятие-развлечение: «Вот что мы умеем»
Дидактическая игра «Учим куклу готовить» («Готовим обед для кукол»; «Маленькие хозяюшки») Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
Дидактическая игра «В гости кукла к нам пришла»
Рассматривание иллюстраций «Можно и нельзя»
Дидактическое упражнение ««Накрой стол»»
Чтение худ литературы «Муха Цокотуха» К. Чуковского Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие
Занятие на тему «Большая и маленькая посуда»
Аппликация «Салфеточки для мишки»
Дидактическая игра «Правильно и неправильно»
Рассматривание иллюстрации «Как правильно расставлять посуду»
Кукольный театр «3 медведя» ФЭМП, Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие
Занятие на тему «Карлсон»
Занятие на тему «напоим куклу Аню чаем»
Дидактическая игра «Накроем на стол»
Игровая ситуация «Обед для кукол»
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
22.11.2019 Досуг «Кто ходит в гости по утрам…» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие
Культурно гигиенические навыки
К нам в группу приходят очень разные дети. Кто-то из них самостоятельно пользуется туалетом, а кто-то категорически отказывался с ним дружить, некоторые дети вовсю едят ложкой, другие же не приучены.
В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ.
Для успешного становления КГН у детей необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. При работе с детьми мы используем следующие приемы.
1. Показ с подробным объяснением
В начале учебного года начинаем работу по привитию таких полезных привычек, как закатывание рукавов перед мытьем рук, умывание, пользование мылом, тщательное вытирание индивидуальным полотенцем, а затем умение вешать его на свой крючок, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование туалетом.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи, правила этикета. В процессе приёма пищи учим: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной, вилкой, вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол. Обязательно учим малышей по окончании приема пищи, вставая из-за стола, благодарить взрослых. Многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. (КГН ополаскивание рта)
В детском саду с первых дней приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только испачкается одежда. Обучаем самостоятельно одеваться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.
Собираясь на прогулку, показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на банкетку. Мы учим их надевать колготки и носки. Порой бывает легче одеть ребенка, чем ждать, когда он сделает это сам. Есть детки, которые хорошо справляются сами, но у некоторых не получается. (Например: колготки, носочки, перчатки, шапочку).
При возвращении с прогулки напоминаем, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять куртку и повесить в шкаф. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды и переодеться в групповую одежду – очень серьезное достижение для малыша, поэтому за каждое очередное достижение всегда высказываем похвалу. Учим обращаться за помощью к воспитателю.
Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как мы показываем, объясняем, для чего это нужно,используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить». Позже дети стараются сами повторять эти короткие стихи. К умывальнику подходим умываться подгруппой. Показываем детям, что сначала надо намочить руки. Ребенок берет кусочек мыла, намыливает руки и смывает водой, самостоятельно вытирается полотенцем. Напоминаю, что, умывая лицо, голову следует наклонить над умывальником, чтобы не облить футболку или платье.
В группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учим детей причесываться перед зеркалом, хвалим за опрятность и умение обслуживать себя. Навыки детей закрепляем в игре, например, малыши, не раз бывавшие в настоящей парикмахерской, охотно исполняют роль парикмахера.
Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания. Требования к малышам постепенно усложняются.При этом мы придерживаемся правила: все, что ребенок может сделать сам, надо требовать от него выполнять самостоятельно.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Мы стараемся, чтобы малышам было интересно учиться. Поэтому мы с ребятами учимся играя. Играя, мы стараемся добиваться от малышей чёткого выполнения действий, их правильной последовательности.
Вот так мы ведём систематическую и целенаправленную работу с малышами, обучая их полезным привычкам. Систематическое привитие навыков отражается на всем поведении ребенка: он становится более активным, у него развиваются наблюдательность, память.
Знание правил поведения и умение их использовать дает возможность ребёнку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.
Также одним из приемов является:
2. Личный пример взрослого.
Дети всегда наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Наш пример может быть и прямым (“Повторяй за мной”, и косвенным (используя разные способы для привлечения внимания). Так как во время приема пищи мы-воспитатели демонстрируем красоту этикета, сидим с ровной спиной.
Совместный прием пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают воспитателя как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.
Аналогично после возвращения с прогулки мы сами аккуратно снимаем верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Прямо акцентируем на этом внимание малышей.
3. Сопровождение гигиенических процедур художественным словом.
Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания уместно рассказывать потешки: “Расти коса до пояса”, “Петушок, петушок подари мне гребешок”, “Нету краше нашей Глаши” и пр. Во время умывания это будут потешки “Водичка, водичка” или “Ай, лады, лады, лады…”.Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности одежду и пр.
4. Наглядность – это еще один прием, активно используемый нами при воспитании КГН
При работе с малышами мы используем тематические карточки, плакаты и пр. Это имеет важное значение поскольку абстрактное мышление у них еще не развито – оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещай. Причем они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.
С детьми мы просматривали мультфильмы: “Мойдодыр”, Муха –цокотуха” и т. д.
5. Моделирование игровых ситуаций – это очень действенный прием привития детям КГН
Специальные игры и упражнения – очень эффективное средство привития КГН в работе с малышами. Они помогают воспитателю завуалировать свою “поучающую” позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.
Игры могут быть примерно следующими:
1. Умение вести себя во время приёма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
2. Навыки умывания,мытья рук: «Научим Зайчика умываться», «Мыльные перчатки».
3. Навыкиодевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном», «Найди пару носочку, а потом сложи их».
4. Игры на моторику (пуговицы, шнуровки, сортировка).
Также при формировании КГН активно используем пальчиковую гимнастику. Она хорошо тренирует мелкую моторику пальцев.
6. Развивающая среда.
При обучении малышей 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам большое значение имеет развивающая среда. В поле зрения ребят всё время должны быть соответствующие игрушки,пособия: в нашей группе есть набор «Парикмахерская», большой комплект посуды, куклы с различной одеждой, которую легко одевать и снимать (включая бумажную). В группе изготовлены настольные и дидактические игры своими руками.
Для закрепления КГН и в режимных моментах, и на занятиях по развитию речи (при рассматривании картинок, проведении бесед)используем художественную литературу:
1. Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
2. Навыки одевания,раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Александровой «Мой Мишка».
3. Навыки умывания,мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…»
7. Индивидуальная работа
Во второй младшей группе очень большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе, ведь в этом возрасте малыши ещё очень отличаются друг от друга по развитию. Одни схватывают всё быстро (особенно девочки, другие же выполняют задание медленно из-за особенностей темперамента. Кто-то пришёл в детский сад совсем недавно, кто-то посещает его редко, потому что часто болеет. Поэтому некоторым детям мы дополнительно уделяем внимание, ещё раз многократно повторяем каждое действие для формирования определённого навыка.
Для достижения положительного результата по формированию у детей КГН обязательно необходимо дополнительно уделять внимание, еще раз многократно повторить каждое действие для формирования определенного навыка.
8. Взаимодействие с родителями.
С этой целью нами изготовлены папки-передвижки, консультации и памятки,буклеты: «Как научить сына или дочь правильно вести себя за столом», «Застольный этикет для самых маленьких», «Бережно относимся к одежде» и др.
Вывод: таким образом, подводя итог, можно сказать, что работа по воспитанию КГН у детей в нашей группе идет целенаправленно, приносит результаты. Дети овладевают многими навыками. Работа в дальнейшем будет продолжена по плану.
«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.
Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.
Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.
Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.
Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.
Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.