воспитание навыков взаимоотношений в старшей группе картотека
Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников
Ирина Луценко
Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников
Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Игра – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детском коллективе.
Большая роль в формировании дружного детского коллектива принадлежит педагогу. Если проводить постоянную и последовательную работу по формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками результат не заставит себя ждать.
Составленный сборниксодержит различные виды игр: подвижные, коммуникативные, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие. Но они все объединены одной целью – способствовать формированию дружественных взаимоотношений у старших дошкольников.Это значит:
1. Формировать умения разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров, бесед или мирилок. Уметь взаимодействовать в ситуациях столкновения интересов.
2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты в группе, снимать внутреннего напряжения.
3. Развивать эмпатии, доверительные отношения друг к другу, раскрепощения в выражении эмоций.
4. Формировать адекватное принятия себя и других, повышать уверенность в собственных возможностях.
5. Развивать навыки сотрудничества, сплочённости детей. Способствовать созданию дружеской и радостной атмосферы в группе.
Практическая значимость разработки сборника игр заключается в том, что его можно применять на практике в дошкольных учреждениях с целью совершенствования работы по формированию дружественных взаимоотношений в игровой деятельности.
Цель: формировать умения детей разрешать конфликтные ситуаций с помощью мирилок и бесед, обговаривать свои поступки, выяснять причину такого поведения и находить решение проблемы.
Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг
Поскорей давай мириться:
Мы обиды все забудем и дружить, как прежде будем!
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.
После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде. По команде «Друг к дружке» необходимо поменяется парами.
И так приветствуем друг друга:
o Друг к дружке
(дети меняются парами,
o Друг к дружке
(дети меняются парами, И так далее.
Такие игры хорошо проводить в качестве физминуток на занятиях, на празднованиях дней рождения в группе, на прогулке и дома с родными.
Спортивная игра «Головомяч»
Цель: формирование умения ладить друг с другом, проявлять навыки сотрудничества; способствовать сплочённости детей, созданию дружеской и радостной атмосферы.
Ход игры: дети делятся на пары и выполняют задания.
1. Ребёнок вместе со своей парой встаёт у черты «старт», на которой лежит карандаш. Задача игроков взять карандаш каждому со своей стороны кончиком указательного пальца. Пользуясь двумя пальцами на двоих, они должны поднять карандаш, пронести его до метки и вернуться обратно не уронив его.
2. Дети зажимают листок плечами и пронести по маршруту.
3. Предлагаем детям мягкую игрушку, которую следует нести исключительно ушами или щёками.
4. А на последок дети должны донести мяч пользуясь только головой.
Задания могут быть самыми необычными, главное, что выполняя такие задания, детям необходимо уметь договариваться и обсуждать тактику действий.
Подвижная игра «Поводырь»
Цель: развитие эмпатии, ролевого поведения, способов общения с людьми, имеющими какие-либо особенности, формирование положительного настроя и доверительного отношения между участниками.
Ход игры: существует несколько вариантов игры, что позволяет разнообразить её и подогреть детский интерес к ней.
1. Играющие разбиваются на пары. Ребёнок с открытыми глазами (собака «поводырь») стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой рука, чуть касаясь спины впередистоящего, встаёт с закрытыми глазами («слепой»). «Поводырь» медленно начинает передвигаться по помещению, «Слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
2. «Поводырь» и «Слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.
Пары меняются ролями.
3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка»,держась за руки дети должны вместе преодолеть препятствия: пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеёк. «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться. Пары меняются ролями. Такие игры хорошо использовать на прогулке. Детям в таких играх приходится учитывать темп, характер движений другого ребёнка и согласовывать свои движения
Музыкальная игра «Острова»
Цель: развитие эмпатии у детей, воспитание чувства солидарности и взаимопонимания друг к другу
В конце игры дети опять становятся в круг, и, передавая «свечу» из рук в руки, передают друг другу пожелания тепла, света, любви, терпения, щедрости.
Строительная игра «Небоскрёб»
Цель: формирование умения ладить друг с другом, проявлять навыки сотрудничества; способствовать сплочённости детей, созданию дружеской и радостной атмосферы.
Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребёнка. Для усложнения задачи берутся кубики разного размера и несколько цилиндров.
Инструкция: «Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскрёб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив кубик в центр на пол. Потом подходит следующий и кладёт свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорит друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду просчитывать сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадёт. Даже если свалиться только один кубик, вам придётся начинать работу сначала. Время от времени я буду измерять на какую высоту поднялась ваша башня».
Воспитателю необходимо комментировать действие и стратегию детей, поддерживать всё, что направлено на сотрудничество их друг с другом.
После игры проводится анализ: понравилась ли игра, что не получалось, почему?
Словесная игра «Знакомство»
Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию речи и памяти в процессе общения.
Ход игры: несколько детей садятся в круг и по очереди, представляясь говорят о себе одно-два предложения, причём последующий участник игры, прежде чем рассказать о себе повторяет то, что говорили предыдущие.Выглядеть это будет примерно так:
— Меня зовут Оля, я люблю играть в куклы.
— Оля любит играть в куклы. А меня зовут Платон. Я люблю играть в футбол.
— Оля любит играть в куклы, Платон любит играть в футбол. А меня зовут Лёва и я люблю играть в шашки. И так далее.
Игра-коммуникация «Пирамида любви»
Цель: воспитание уважительного, заботливого отношение к миру и людям; развитие коммуникативных возможностей.
Ход игры: дети сидят в кругу.Воспитатель говорит: «Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду из рук). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
Цель: воспитание чувства справедливости, умения в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Ход игры: игра проводится индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций. Используется несколько вариантов игры.
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребёнку, не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребёнка положительные и отрицательные. Например, карандаш.
-Нравится, что красный; не нравится, что тонкий.
Вариант 2. Рассмотрение «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся объекты и явления (громкая музыка, драка, дружба).
Например, громкая музыка.
Игра-история с элементами драматизации
«Котик и Ёжик на качелях»
Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Ход игры:взрослый говорит: «Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ёжик и Котик. Как помочь им не поссориться?». На роли Ёжика и Котика выбираются два ребёнка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.Инсценировка стихотворения детьми:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Обсуждение проблемы, поиск путей решения после инсценировки
— Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
— Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
— Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Взрослый: «Ребята, давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но с весёлым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры».Дети инсценируют стихотворение с другой концовкой:
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов: чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться!
Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника»
Цель: формирование навыков культуры поведения в общественных местах, воспитание дружеских взаимоотношений в игре.
Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в игре.
Роли: врач педиатр, врач травматолог, медсестра, работник регистратуры, санитарка, фармацевт, буфетчица, больные.
Игровые ситуации: «На осмотре у педиатра», «Приём в процедурном кабинете», «В аптеке», «Очередь в регистратуру», «В травмпункте», «Буфет».
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада; наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задаёт вопросы); просмотр мультфильма по сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»;чтение литературных произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»; рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет); дидактическая игра «Я простудилась»; беседа с детьми о работе врача, медсестры, фармацевта, санитарки; рассматривание иллюстраций на тему «Больница».
Игровой материал: белые халаты, шапочки, повязки, ручки и блокнот для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, порошки, игровые деньги, медкарты, телефон, продукты для буфета, лекарства для аптеки, надписи названия кабинетов.
Ход игры: в игре детям предлагаем не просто поиграть в «Больницу», а проиграть различные варианты поведения паттернов в конкретной ситуации, например, как вести себя на приёме у врача; что делать если в очереди к врачу сидит человек с высокой температурой; что предпринять если вы потеряли рецепт на лекарства; как быть если вам грубо ответили в регистратуре и так далее. Проигрывание таких ситуаций позволит детям получить новый опыт поведения.
Игра проводится несколько раз, каждый раз видоизменяясь.
В конце игры необходимо подвести итог. Для этого можно использовать литературные произведения, например, стихотворение Полякова Л. «Быть легче добрым или злым?»
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Быть добрым – значит понимать
И радости порой не знать,
Конечно, доброму трудней,
Как много у него друзей!
А злой всегда один.
2. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников [Текст]: методические рекомендации. Минск, 2005.
«Пальчиковая азбука». Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука» Как сделать знакомство с буквой для дошкольника интересным, запоминающимся и увлекательным? Как сделать так, чтобы.
Формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников посредством игровой деятельности (из опыта работы) Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики по формированию доброжелательных взаимоотношений детей старшего.
Игры для формирования дружеских взаимоотношений Программные задачи: 1. Формировать у детей понятия «друг», «Дружба», «рыцарь», «рыцарский поступок». 2. Учить детей видеть. Понимать, оценивать.
Конспект группового занятия с психологом в подготовительной группе «Формирование дружеских взаимоотношений в группе» Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. Участники: дети старшего дошкольного возраста. Задачи:.
Проблема формирования дружеских взаимоотношений дошкольников Дошкольный возраст становится возрастом первоначального становления ребенка. В это время в объединении ребенка со сверстниками возникают.
Сборник игр для педагогов ДОУ «Формируем межличностные отношения в группе старших дошкольников» Представляю вашему вниманию мою дипломную методическую разработку: сборник игр для педагогов ДОУ «Формируем межличностные отношения в группе.
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Пояснительная записка. Программа «От рождения до школы» рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на формирование культуры общения и дружеских.
Формирование дружеских взаимоотношений у детей. Занятие «О дружбе» Цель. Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Формирование дружеских взаимоотношений у детей. 1. Ритуал.
Картотека игр для развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Исильбаева Юлия Игоревна
Картотека игр для развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Последовательность использования игр:
• ИГРЫ НА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ.
• ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ.
• ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ.
• ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
Главное, благодаря технологии сотрудничества, у ребёнка формируются навыки:
• умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
• умение принимать участие в коллективных делах и играх;
• умение уважительно относиться к окружающим людям;
• умение принимать и оказывать помощь.
Предлагаемые игры, обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки сотрудничества, воспитать доброжелательные отношения друг к другу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПАРТНЁРУ ПО ОБЩЕНИЮ
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Описание игры: дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др., высказывают друг другу пожелания.Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как сейчас” и т.
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Описание игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам.
Описание игры: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе.Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание игры: дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Описание игры: дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Описание игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Описание игры: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику,произнося:
«Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ
«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания.Покажи:
• как говорят плечи «Я не знаю”;
• как говорит палец «Иди сюда”;
• как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!”, «Дай мне!”;
• как говорит голова «Да” и «Нет”;
• как говорит рука «Садись!”, «Повернись!”, «До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
Цель: развивать невербальные способы общения.
Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. д. Остальные дети угадывают это животное.
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Описание игры: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
«Разговор сквозь стекло»
Цель: развитие умения вести диалог не вербально.
Описание игры: воспитатель помогает детям разбиться на пары,а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло,что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что гот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно поменяться ролями.
«День наступает, всё оживает.»
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Описание игры: ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
«Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Описание игры: тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
«О чём спросить при встрече»
Цель: учить детей вступать в контакт.
Описание игры: дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т. п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т. д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т. д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т. д.).
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.
Описание игры: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т. д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
«Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
Цель: развивать чувствительность и способность различать тактильный образ.
Описание игры: дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т. д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Описание игры: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т. д.
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Описание игры: игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.
Описание игры: станьте в круг и держите друг друга за руки.Давайте выучим стихотворение про нашу группу:
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы – большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх,
Можем маленькими быть (руки вниз,
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом.Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч,и продолжаем: «Степан в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.
Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны.Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
«Музыкальные объятия (обнималки)»
Цель: дети прыгают под музыку по залу.
Описание игры: когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ
«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
Цель: принадлежность ребенка к группе очень изящным способом. Ребенок на короткое время становится центром внимания других детей.
Материалы: оживленная музыка, под которую дети водят хоровод, держась за руки.
Описание игры: я хочу для вас немножко поколдовать. Подойдите сюда и посмотрите, что тут у меня. (Покажите детям, как небольшой магнит притягивает и удерживает гвоздик или скрепки.) Кто мне скажет, как называется этот предмет, который помогает мне быть таким хорошим волшебником (волшебницей?
Иногда и люди бывают магнитами. Когда вечером вы идете домой, быстро ли вы бежите к папе или маме? А кто мне скажет, когда ребенок притягивает к себе?.
Я хочу предложить вам игру, в которой каждый из вас побудет магнитом.
Станьте в круг и возьмитесь за руки. Когда зазвучит музыка, вы можете двигаться или прыгать, но руки не отпускайте. Когда музыка остановится, я громко назову кого-нибудь из вас по имени, например, Мария. Тогда вы быстро отпускайте руки и бегите к Марии, станьте в тесный кружок вокруг нее и ласково коснитесь ее рукой, потому что она в этот момент – магнит. Если кто-то не захочет, чтобы его касалось сразу так много детей,он говорит: «Лучше скажите мне что-нибудь».Тогда все дети прыгают вокруг и хором говорят: «Привет, Мария, ты с нами, ты с нами!». Когда музыка снова заиграет, вы опять делаете большой круг, беретесь за руки и водите хоровод, пока я не назову другое имя.
Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.
Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т. е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Описание игры: дети делятся на пары,повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.). У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Описание игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т. д. Затем дети меняются ролями.
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Описание игры: дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Описание игры: дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками.Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т. д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.
Описание игры:детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Описание игры: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок — “голова змеи”, последний — “хвост змеи”. “Голова змеи” пытается поймать “хвост”, а потом укорачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз “головой” становится тот ребёнок, который изображал “хвост” и не дал себя поймать. Если же “голова змеи” его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
«Торт на день рождения»
Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.
Описание игры: я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.
Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг – это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?.
(Пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, например, мукой, молоком, сахаром, изюмом.) Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны.
Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и проговорите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уникальному торту на день рождения.).
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Цель: сплочение группы.
Описание игры: на пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.
Описание игры: некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема.
В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы.
Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток.
Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек.
Паутина эта необычная, «волшебная». Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета
Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Описание игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
«Я хочу с тобой подружиться»
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚который произносит слова: «Я хочу подружиться с.», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
Цель: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.
Описание игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку,он говорит:
Покатись клубочек по дорожке.
Расскажи клубочек нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу.
Про детишек всех красивых наших.
Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом,и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение. Темы могут быть разными.
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом.Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т. д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
«Игра-приветствие с колокольчиком»
Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.
Описание игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них.Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.
Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
Описание игры: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он –знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют,кричат: «Ура!» и т. Д. как только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий»
Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.
Цель: установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).
Цель: развитие внимания к сверстникам.
Описание игры: дети сидят в кругу.Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-ни-будь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
Цель игры: научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.
Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку,например: «Жил-был
маленький зайчик. Он больше всего любил.» На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им,например: «Он жил с …», «Однажды он решил отправиться.» и т. п‚
Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.
«Хромой ведет слепого»
Цель: установление доверительного контакта между детьми.
Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу — газетные обрывки («трясина», стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».
Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторики Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Описание материала: разработанные дидактические игры предназначены для детей.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по основным направлениям развития ребенка).
Картотека игр для развития мышления у детей дошкольного возраста Игры для детей дошкольного возраста. «Ассоциации» Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок –.
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Подвижная игра «Мышеловка» Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая часть детей образует замкнутый круг-«мышеловку». Остальные дети.
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ (рекомендованы программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека экологических игр для старшей группы Воспитатель: Олейник Мария Александровна Экологические игры «Какого растения не стало?» На.
Картотека эстафет для детей старшего дошкольного возраста Эстафета «Пчелки» Оборудование: 3 обруча, детские ведерки, бумажные цветы Ход игры: Напротив каждой команды, на расстоянии 5 метров от.