восстание 1262 года на руси

Антиордынское восстание 1262г. и Александр Невский.

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

В 1262 г. одновременно в нескольких городах Северо-Восточной Руси полыхнуло народное восстание против чужеземного владычества. Вот как рассказывает об этом летописец. «В лето 1262 избавил Бог людей Ростовской земли от лютого томления басурманского и вложил ярость в сердца христианам, не могли дольше терпеть насилия поганых. И созвонили вече, и выгнали басурман из Ростова, из Владимира, из Суздаля и из Ярославля. Ибо те басурмане откупали дань у татар и оттого творили людям великую пагубу. Люди христианские попадали в рабство в резах (т. е. за неуплату процентов от суммы долга. — Н. Б.). И басурмане уводили многие души христианские в разные земли.

В то же лето убили Зосиму, преступника. То был монах образом, но сосуд сатаны, пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами.

Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле.

Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление»

Какова была роль князя Александра в этих событиях? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно. По-видимому, следует принять мнение некоторых историков о том, что выступление было направлено против чиновников Великого хана. В Монголии в это время была в полном разгаре война между новым правителем империи ханом Хубилаем и его братом Ариг-Бугой. Занятый борьбой с мятежником, а также дальнейшим покорением Китая, Хубилай мало внимания уделял далекому «улусу Джучи».

Правитель этого улуса хан Берке именно в эти годы был крайне заинтересован в том, чтобы избавиться от чиновников, присланных из Монголии. В связи с подготовкой к войне против Хулагу он нуждался в деньгах и не хотел ни с кем делиться русской данью. Однако хану удобнее было избавиться от имперских чиновников не прямо, личным повелением, а с помощью русских. При таком повороте событий он всегда мог отправдаться перед Великим ханом, свалив всю вину за мятеж на русских князей. Вероятно, Берке дал понять князю Александру, что не будет гневаться на изгнание из русских земель доверенных лиц Великого хана.

Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ «улуса», Александр осенью 1262 г. отправил свои полки под началом сына Дмитрия в поход на «Западные страны». Направление этого похода было вполне обычное — в Ливонию, на Дерпт (Юрьев).

Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г., о чем они говорили в золоченой юрте повелителя «всех, кто живет за войлочными стенами». князь сумел-таки добиться своего. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу.

Цитируется по: Борисов Н. С. Русские полководцы XIII–XVI веков.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

1262. Восстания на Руси против сборщиков дани от Золотой Орды

До того, как чингизиды захватили русские земли, местные бояре и князья получали от своего народа дань в виде мяса, дичи, рыбы, овощей, плодов, меда, воска и хлеба. За это власть со своими дружинами защищала народ от врагов и притеснений.

Бесермены — новые жестокие сборщики дани

Примерно в 1260 году татаро-монголы начали взимать дань по новому порядку. Теперь этим занимались восточные «бесерменские» купцы, которые доводили русских людей до разорения. Весь свой скудный доход им приходилось отдавать захватчикам.

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

Неимущие должники подвергались жестоким наказаниям. Их пытали и били кнутом. У таких людей забирали все имущество, а иногда должников убивали в назидание другим. Особые страдания русские терпели от персидских, хазарских, хивинских и других откупщиков-бесерменов, которым баскаки продали права на взимание дани.

Если человек вовремя не осуществлял платеж, то позже его забирали с процентами. Много бедняков оказалось в реальной кабале. Их делали полными или обельными рабами, продавали в качестве «живого товара».

Бесерменов сопровождали военные отряды, которые избивали задолжавших им людей палками и пытали до тех пор, пока хоть что-то не получали с должников. Полностью неплатежеспособных людей наказывали жестоким способом. Они сами или их дети фактически становились рабами.

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

Начало и ход восстаний

Русский народ дальше не мог терпеть такого зверства. В 1262 году многие русские города (Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль) стали очагами восстаний, которые были поддержаны Александром Невским. В своих рассыльных грамотах он призывал «тотар побивати». Князь лично знал жадных, грубых и бесцеремонных захватчиков, которые били и надругались над русскими людьми. Когда-то свободолюбивые жители Руси со временем привыкли к злодеяниям монголо-татар, которым они покорились и терпеливо переносили невзгоды. Но в 1262 году этому пришел конец.

Княгине Марии Михайловне, мужем которой был покойный князь Василько Константинович, пришлось сдерживать жителей Ростова от восстания, но это ей не удалось. В одной из булгарских летописей того времени говорится о стычке, в которой восточные купцы, ранее издевавшиеся над русскими, были ими же разграблены, а баскак Гази-Бабу – убит.

Откупщики и их слуги не на шутку испугались. Чтобы выжить, им приходилось прилюдно каяться в своих злодеяниях и просить о прощении на народном вече. Например, жители Великого Устюга простили главного откупщика, монгола Бугу, который прилюдно повинился и дал согласие на принятие крещения, после чего ему дали имя Иоанн. Бывшая наложница Буги, христианка Мария стала его женой. Он даже пообещал построить церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи на Сокольей горе и выполнил сказанное.

Итоги народного бунта

Эти восстания стали уроком для монголо-татар, которые поняли, что русские будут отстаивать свои права и с ними следует считаться. Ходили слухи, что по приказу разгневанного хана идет сбор огромного войска для наказания Руси. Чтобы предотвратить кровопролитие, Александр Невский отправился в столицу Золотой Орды, взяв с собою дары хану. В итоге конфликт был улажен.

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

После восстания дань с народа стали собирать сами русские князья, что привело к существенному ослаблению зависимости Руси от монголо-татар. Это был первый важный шаг на пути к полному освобождению.

Источник

Восстание 1262 года на руси

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

Злой московит запись закреплена

Антиордынские народные восстания на Руси в 1262, 1289, 1327 гг. Причины и результаты

После двух походов на Русь войск Монгольской империи во главе с внуком ее основателя Чингисхана Бату (по-русски — Батый), имевших место в 1237—1241 годах, русские земли оказались в зависимости от монгольских ханов. Поначалу верховными властителями Руси считались великие монгольские ханы, сидевшие в столице Монгольской империи — Каракоруме. В 1260-е годы западный улус Монгольской империи, «улус Джучи», как его называли (по имени отца Батыя, которому впервые были выделены во владение территории к западу от Монголии), стал самостоятельным государством, и русские земли стали зависеть теперь только от него. На Руси улус Джучи принято было называть Ордой.

Зависимость выражалась, во-первых, в утверждении ханами князей на их столах путем выдачи грамот — ярлыков на княжение, во-вторых, в выплате дани — выхода, а также ряда других поборов, в-третьих, в обязанности оказывать монголам военную помощь. Хан Орды именовался на Руси царем — т. е. императорским титулом, равным титулу императоров Византии и Священной Римской империи.

В исторической литературе до сих пор господствует сложившаяся в XIX — первой половине XX столетия схема развития русско-ордынских отношений. Ее основные положения выглядят следующим образом.

После подчинения Руси Орде начинается и со временем все более нарастает борьба за освобождение от «ига» (как принято называть зависимость от Орды). Сначала происходят народные восстания в городах (в 1262 году — в нескольких городах Северо-Восточной Руси, в 1289 году — в Ростове, в 1327 году — в Твери); Орда постоянно предпринимает карательные походы на русские земли — как в ответ на эти восстания, так и просто с целью устрашения населения. В начале XIV века борьбу за освобождение пытаются вести тверские князья (в первую очередь Михаил Ярославич), в то время как их соперники в борьбе за верховенство на Руси — князья московские — в это время верно служат Орде. Во второй половине XIV столетия московский великий князь Дмитрий Иванович Донской ведет борьбу за свержение ига: победив в Куликовской битве 1380 года, он достигает этой цели, но через два года хан Тохтамыш, разорив Москву, зависимость восстанавливает. Падение ордынского ига происходит в 1480 году, в результате так называемого стояния на Угре.

Итак, первый этап взаимоотношений русских земель и Орды характеризуется народными восстаниями против ига и карательными походами завоевателей.

Однако при оценке городских восстаний как стадии борьбы за освобождение возникают сложности. Дело в том, что эти восстания не складываются в единую линию противостояния захватчикам. Каждое из них имело свои конкретные причины, и причины очень разные.

В ходе восстания 1262 года из нескольких городов Северо-Восточной Руси — Владимира, Ростова, Суздаля, Ярославля — были изгнаны сборщики дани. И, что может показаться удивительным, в ответ не последовало с монгольской стороны никакой кары! Это удивление рассеется, если учесть наблюдения, сделанные в 1940 году выдающимся знатоком русского Средневековья А.Н. Насоновым. Оказывается, сборщики дани были направлены вовсе не тогдашним ханом Орды — Берке, младшим братом Батыя. Они приехали из Монголии, от великого хана Хубилая. Берке же стремился сделать Орду независимой от имперских властей и взимать дань с подвластных территорий исключительно в свою пользу. И изгнание имперских сборщиков дани было ему только на руку.

Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде. Одни князья опирались на ханов, сидевших в столице Орды Сарае на Нижней Волге, другие — на Ногая, фактически самостоятельного правителя западной части Орды (от Днепра до Дуная). Ростовским княжеством в 1280-е годы владели два брата — Дмитрий и Константин Борисовичи. Константин княжил в самом Ростове, а Дмитрий — в Угличе, втором по значению городе княжества. Дмитрий вошел в число сторонников Ногая, Константин же принадлежал к числу вассалов сарайского хана. В 1288 году Константин Борисович и союзные ему князья сумели лишить Дмитрия Углича. Но в следующем году Дмитрий Борисович не только возвращает себе Углич, но занимает и Ростов, а Константин едет в Орду к сарайскому хану Телебуге. Именно в связи с этими событиями в Ростове появляется татарский военный отряд. Ростовцы восстали против чинимых им притеснений и изгнали татар. Очевидно, что этот отряд был послан в поддержку Дмитрия Ногаем. По возвращении Константина от хана Телебуги братья примирились; Дмитрий, лишившийся военной поддержки со стороны Ногая, признал верховенство сарайского хана и разделил с Константином княжение в Ростове. Кары восставшим не последовало.

В 1327 году в Тверь явился с отрядом ордынский посол, двоюродный брат самого тогдашнего хана Узбека — Чолхан (в русских письменных источниках — Шевкал, а в фольклоре, в посвященной этому событию исторической песне, — Щелкан). Он пришел вскоре после возведения Узбеком на великокняжеский престол во Владимире тверского князя Александра Михайловича. Прибытие послов с отрядами было обычной практикой в то время, особенно после возведения на стол нового князя. Воины отряда Чолхана стали чинить в Твери грабежи и насилия, и тверичи в ответ восстали. Князь Александр поддержал восставших, и ордынский отряд был перебит. В ответ Узбек послал на Тверь крупное войско, зимой 1327—1328 годов опустошившее Тверское княжество; Александр Михайлович вынужден был бежать.

Итак, ясно, что привести восстания 1262, 1289 и 1327 годов под единый знаменатель очень сложно: были различны и ситуации в Орде (борьба за независимость от Каракорума в первом случае, раскол на Волжскую Орду и Орду Ногая во втором, стабильная ситуация в третьем), и объекты действий восставших (имперские сборщики дани в 1262 году, отряд, присланный в поддержку одному из местных князей, в 1289 году, отряд, сопровождавший ханского посла к великому князю, в 1327 году). Примечательно, что поход ордынских войск в ответ на восстание имел место только в последнем из рассмотренных случаев. А как же быть с тезисом о системе ордынских карательных походов?

В качестве примера таких акций обычно называют походы на Северо-Восточную Русь 1252, 1281 и 1293 годов. Но на самом деле эти походы, как и восстания в русских городах, были вызваны конкретными и различными в каждом случае обстоятельствами.

В 1252 году Батый направил рать на владимирского князя Андрея Ярославича, который был возведен на княжение ранее (в 1249 году) каракорумским, великоханским двором, враждебным тогда Батыю. В 1251 году Батый организовал в Каракоруме переворот и посадил на великоханский престол своего ставленника Мунке (Менгу). После этого он вознамерился передать Владимир старшему брату Андрея, Александру (Невскому), являвшемуся на тот момент князем киевским и новгородским. Андрей, в отличие от Александра, отказался явиться в Орду, после чего на него и было послано войско, разорившее окрестности Владимира и Переяславля-Залесского.

Поход 1281 года, а также еще и поход 1282 года (о котором обычно забывают) были направлены против великого князя Дмитрия Александровича (старшего сына Александра Невского) с целью заменить его на владимирском столе младшим братом — Андреем Александровичем, который обратился к хану Туда-Менгу с жалобой на Дмитрия. Разорялось во время этих походов не все подряд, а только владения Дмитрия Александровича и союзных ему князей. То есть события 1281—1282 годов были вызваны междоусобной борьбой на Руси, а не желанием Орды «устрашить» население.

Поход 1293 года, точнее зимы 1293—1294 годов (так называемая «Дюденева рать», по имени брата хана Тохты, возглавлявшего ордынские войска), был также связан с противостоянием княжеских коалиций, а кроме того, еще и с борьбой сарайских ханов и Ногая за сферы влияния на Руси. Он был направлен из Сарая на князей, являвшихся вассалами Ногая, во главе с тем же Дмитрием Александровичем (который ранее, в 1283 году, с помощью Ногая вернул себе великокняжеский стол, отнятый у него Андреем). Разорены были опять-таки только владения тех князей, кто платил дань не в Сарай, а Ногаю; другое дело, что их владения составляли тогда большую часть Северо-Восточной Руси, отсюда масштабность разорения — было взято 14 городов, в том числе Москва, князь которой Даниил, младший из сыновей Александра Невского, входил в «проногаевскую» коалицию. Ногай, кстати, тоже не раз направлял в Северо-Восточную Русь войска в помощь князьям — своим сторонникам: так было в 1283 году (когда возвратился на престол Дмитрий Александрович), 1289 году (ростовский случай, описанный выше), 1294 году (тогда «Дюденева рать» покинула Суздальскую землю, не выполнив полностью свою задачу, именно из-за приближения отряда, посланного Ногаем); только его отряды не чинили таких масштабных разорений, как войска сарайских ханов.

В «нормальных» же ситуациях никакие походы для «устрашения» не предпринимались: ведь если с подвластной территории исправно поступает дань, зачем отправлять войска убивать плательщиков этой дани и сжигать их имущество? Потомки Чингисхана были хотя и жестокими, но прагматичными правителями, а не маньяками-убийцами.

Таким образом, пункт первый традиционной схемы развития русско-ордынских отношений — серия восстаний в городах против иноземной власти как этап борьбы за освобождение, карательные походы в ответ на восстания или с целью устрашения — должен отпасть. Народные восстания не складываются в единую цепочку, их причины различны, цель полного освобождения от власти ордынских ханов ни в одном из них не просматривается. Походы ордынских войск на Русь во второй половине XIII века были связаны с конкретными политическими обстоятельствами: в первую очередь с борьбой за власть между русскими князьями и с борьбой за власть в самой Орде.

Цит. по: Горский А.А. Русское средневековье.

Источник

Антиордынское восстание 1262 года и Александр Невский

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на руси

восстание 1262 года на руси. Смотреть фото восстание 1262 года на руси. Смотреть картинку восстание 1262 года на руси. Картинка про восстание 1262 года на руси. Фото восстание 1262 года на русиВ 1262 г. одновременно в нескольких городах Северо-Восточной Руси полыхнуло народное восстание против чужеземного владычества.

Вот как рассказывает об этом летописец. «В лето 1262 избавил Бог людей Ростовской земли от лютого томления басурманского и вложил ярость в сердца христианам, не могли дольше терпеть насилия поганых. И созвонили вече, и выгнали басурман из Ростова, из Владимира, из Суздаля и из Ярославля. Ибо те басурмане откупали дань у татар и оттого творили людям великую пагубу. Люди христианские попадали в рабство в резах (т. е. за неуплату процентов от суммы долга. — Н. Б.). И басурмане уводили многие души христианские в разные земли.

В то же лето убили Зосиму, преступника. То был монах образом, но сосуд сатаны, пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами.

Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле. Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление»

Какова была роль князя Александра в этих событиях? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно. По-видимому, следует принять мнение некоторых историков о том, что выступление было направлено против чиновников Великого хана. В Монголии в это время была в полном разгаре война между новым правителем империи ханом Хубилаем и его братом Ариг-Бугой. Занятый борьбой с мятежником, а также дальнейшим покорением Китая, Хубилай мало внимания уделял далекому «улусу Джучи».

Правитель этого улуса хан Берке именно в эти годы был крайне заинтересован в том, чтобы избавиться от чиновников, присланных из Монголии. В связи с подготовкой к войне против Хулагу он нуждался в деньгах и не хотел ни с кем делиться русской данью. Однако хану удобнее было избавиться от имперских чиновников не прямо, личным повелением, а с помощью русских. При таком повороте событий он всегда мог отправдаться перед Великим ханом, свалив всю вину за мятеж на русских князей. Вероятно, Берке дал понять князю Александру, что не будет гневаться на изгнание из русских земель доверенных лиц Великого хана.

Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ «улуса», Александр осенью 1262 г. отправил свои полки под началом сына Дмитрия в поход на «Западные страны». Направление этого похода было вполне обычное — в Ливонию, на Дерпт (Юрьев)…

Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г., о чем они говорили в золоченой юрте повелителя «всех, кто живет за войлочными стенами»…князь сумел-таки добиться своего. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII–XVI веков.

Источник

Древняя Русь

27 июл, 2009 @ 01:15 Подавлял ли Александр Невский восстание 1262 года?
About this Entry

Ситуация была обратной. Устюжская летопись доносит до нас имя вдохновителя антимонгольских восстаний: «И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича, что татар побивати». Великий Князь Александр Ярославович в 1262 году был только один – это князь Александр Невский. Монголам же князь обещал, по всей видимости, «найти и наказать виновных», но, разумеется, особенно никого не находили и не наказывали. Политические результаты восстаний были огромны. По всем городам были перебиты «бесермены», а сами монголо-татары перестали ездить на Русь, передав сбор дани русским князьям.

В русских источниках отношение к монголо-татарам было более чем однозначным. Многие летописные эпизоды проникнуты явными антимонгольскими настроениями, которые передавались очень выразительно и эмоционально. В качестве примера зачастую приводят эпизод об убийстве молодого князя Всеволода Юрьевича, добровольно вышедшего со многими дарами из осажденного Владимира к Батыю, или эпизод о разорении монголо-татарами Успенского собора во Владимире, где заживо сгорели епископ и княгини с детьми.

В южнорусских летописях негативная оценка была напрямую связана с той позицией, которую занимал князь Даниил Галицкий, вынашивавший планы военного сопротивления захватчикам. Даже в далёком Новогороде летописец употреблял по отношению к монголо-татарам эпитеты «безбожные и поганые», «окаянные», «кровопролитцы христианской крови». Но нигде в русской литературе того времени монголо-татарское иго не отображено с такой силой и выразительностью, как в проповедях Серапиона Владимирского.

Александр Невский в своей политике действовал, исходя из реального положения дел. Каким бы ни было всеобщее желание открытого сопротивления, очень наглядным был пример 1252 года. О какой заинтересованности может идти речь? Вы ещё не устали от баек альтернативной «истории»?

Таких же «доказательств», которыми оперируете вы, немало и в подтверждение того, что Невский, в надежде получить единственный ярлык на правление, просто убирал конкурентов на руси, в том числе и руками степняков. Ну а когда власть оказалась практически единоличной, тогда можно подумать, как избавиться и от «хозяев».

>>>и что характерно, в своем телеинтервью сам Гумилев отказался от своих вздорных «сенсаций» (например, что монголы дали А. Невскому лучников для борьбы с крестоносцами)

Л.Н. вообще мог неоднократно отказываться от своих мыслей, а затем вновь их повторять. Что поделать, творческая личность. Обидно, что не все понимают разницу между художественной и научной литературой;)

В тему «святого» палача. Когда брат Невского Андрей получил от Батыя владимирский ярлык, Александр побежал к Сартаку, формально владимирские земли были отданы Батыем Сартаку и тот решил назначить Александра великим князем:

«Неврюй, Олабуга, прозванием Храбрый, и Котья, Воеводы Татарские (кстати, все полководцы хана Сартака!). настигнув Андрея у Переславля, разбили Княжескую дружину и едва не схватили самого Князя. Обрадованные случаем мстить Россиянам (жителям владимирских земель) как мятежникам, толпы Неврюевы рассыпались по всем областям Владимирским, брали скот, людей, убили в Переславле Воеводу, супругу юного Ярослава Ярославовича (младший брат Александра), пленили его людей и с добычею удалились.
Александр. признанный в Орде Великим Князем, с торжеством
(и с татарскими войсками!) въехал в Владимир«.
/Н.М. Карамзин «История. «, том IV,стр.195./

Да и вообще фраза «оному носа урезаша, а иному очи выимаша» за Невским закрепилась очень крепко.

Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным (культурно говорится- спорным, а надобно сказать — лживым бесспорно)… На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи.

В общем, как видим достоверность информации этой «повести» находится под большим сомнением у специалистов.

Полагаю никакой поездки в Орду и небыло, Александр был там всё время как старший сын и наследник Ярослава Всеволодовича, который был назначен великим князем владимирским:

«У других же, которым они позволяют вернуться (на княжество), они требуют их сыновей или братьев, которых больше никогда не отпускают, как было сделано с сыном Ярослава. «.
/ Плано Карпини «История Монгалов», стр.34./

«Отсюда недавно случилось, что Михаила, который был одним из великих князей Русских, когда он отправился на поклон к Батыю. передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает.
И Батый послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. После этого ему отрезали голову ножом. «.

/Плано Карпини «Исторiя Монгалов», стр.8./

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *