войны в истории ислама
7 величайших в мировой истории сражений между христианами и мусульманами
11 ноября 1480 года завершилось знаменитое стояние на реке Угре – золотоордынский хан Ахмат повернул своих коней обратно в Орду, а молодая Россия окончательно освободилась от ига. Мы вспомнили другие эпические противостояния между христианами и мусульманами
11 ноября 1480 года завершилось знаменитое стояние на реке Угре – золотоордынский хан Ахмат повернул своих коней обратно в Орду, а молодая Россия окончательно освободилась от ига. Мы вспомнили другие эпические противостояния между христианами и мусульманами.
1) Стояние на реке Угре (1480 год). К концу пятнадцатого века Русь фактически освободилась от татаро-монгольского ига и сама стала силой, с которой считались все. Начало, положенное на поле Куликовом за сто лет до этого, в конечном счете привело к победе именно Москву, хотя до этого вопрос о лидерстве русских городов не выглядел столь однозначно.
2) Резня при Хаттине (1187 год). После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году и образования крестоносных государств на Ближнем Востоке правители последних не отличались, как правило, большим умом и талантом государственного управления. Так и новоиспечённый жестокий и не слишком умный король Ги де Лузиньян вместо того чтобы следовать политике своего молодого и больного, но мудрого предшественника решил ввязаться в авантюрную войну с Саладином – самым могущественным султаном Египта и объединенного исламского мира.
Результат был предрешен: крестоносцы потерпели унизительнейшее поражение в своей истории – они были наголову разбиты на святом месте, у Рогов Хаттина, где, по преданию, свою Нагорную проповедь произнес Спаситель; все лидеры христиан в Палестине тогда попали в плен.
3) Битва при Манцикерте (1071 год). То сражение между византийцами и турками стало переломным для истории всего Ближнего Востока – Малая Азия перестала быть «западной», христианской. Сокрушительное поражение православной имперской армии было крайне болезненно воспринято в Константинополе. В столице началась паника, возникла реальная угроза сдачи города.
После фактического поражения арабов в длительной череде войн с византийцами эстафету у нерадивых предшественников перехватили турки, которые, в конечном счете, успешно завершили дело в 1453 году (о захвате Константинополя читайте в этом материале); но начало этому длительному пути было положено именно при Манцикерте.
4) Сражение при Лепанто (1571 года). После победы над крестоносцами при Никополе в 1396 году и захвата Константинополя взоры молодой исламской империи были устремлены дальше на запад. В планы султана входило покорение всей Европы, как за восемь веков до того грезилось арабским лидерам.
Чтобы остановить Османскую империю, была создана Священная лига, в которую вошли итальянские республики и монархии, Испания, немецкие рыцари и Мальтийский орден. Решающее сражение было дано на море, в Патрасском проливе у берегов Греции. Турецкие корабли и качеством и количеством превосходили европейские, тем не менее, они потерпели поражение – угроза захвата Италии и остальной Европы временно была снята.
5) Венская Битва (1683 год). Из поражения при Лепанто турки извлекли уроки: вернувшись к своим планам по захвату Европы, они решили использовать свои преимущества на суше, раз не удается одолеть христиан на море. «Ключом от Европы» для янычар стала Вена, которую они пытались взять следующие 100 лет.
6) Куликовская битва (1380 год). О знаменитом сражении в России знают все еще со школьной скамьи: войска Дмитрия Донского, значительно уступая числом, победили страшное полчище Мамая, спасли возрождающуюся Россию от ее полного уничтожения.
Отметим лишь, что в последние годы все чаще стали появляться ранее малоизвестные или замалчиваемые факты об этом поворотном в российской истории событии – например о том, что с обеих сторон в сражении принимали участие православные-русские и мусульмане-татары, что помощь Мамаю оказывали генуэзцы и венецианцы и, наконец, что князю Дмитрию «помогли» его злейшие враги-литовцы, предавшие Мамая и не пришедшие ему на помощь в день битвы.
7) Битва при Пуатье (732 год). После того, как пророк Мухаммад провозгласил создание новой веры, расширение территории ислама шло стремительным образом. И далеко не всегда мирным путем. Все окружающие современную Саудовскую Аравию, где зародился ислам, страны не хотели добровольно подчиняться новому пророку. Тем не менее, за 100 лет арабский Халифат стал самым большим на тот момент государством мира и самым прогрессивным с точки зрения науки.
Век мусульманских войн
Во всем мире сегодня наблюдаются всплески насилия. В чем их основная причина, и перерастут ли они в масштабный глобальный конфликт? О предпосылках возможного «столкновения цивилизаций» рассуждает Сэмюэль Хантингтон.
Современная глобальная политика — это век мусульманских войн. Мусульмане борются друг против друга, а также против немусульман намного чаще, чем народы, принадлежащие к другим цивилизациям. Войны мусульман пришли на смену холодной войне, которая до этого являлась основной формой международного конфликта. К ним относятся террористические, партизанские, гражданские войны и межгосударственные конфликты. Эти примеры насилия мусульман могут перерасти в глобальное столкновение цивилизаций между Исламом и Западом, а также между Исламом и Остальными. Возможно, однако, что этого и не случится и, что более вероятно, всплески насилия при участии мусульман останутся хаотичными, частыми и различными по своей форме.
Век мусульманских войн начался в 1980-х, когда перспектива завершения холодной войны стала более реальной. В 1980 Ирак вторгся на территорию Ирана — в результате этой войны погибло 500 тыс. человек, и сотни тысяч были ранены. В то же время вторжение Советского Союза в Афганистан продолжало провоцировать яростное сопротивление афганцев, в последствии вынудившее советские войска уйти из Афганистана в 1989 году. Эта победа афганцев стала возможной благодаря американской технике, саудовским и американским деньгам, поддержке Пакистана и военном тренировочным лагерям на его территориях, а также участию тысяч боевиков из других, преимущественно арабских, мусульманских стран.
В 1990 году Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, пытаясь присоединить его к своей территории. Чтобы противостоять Ирану, Соединенные Штаты организовали международную коалицию, в которую вошли и несколько мусульманских стран.
Мусульмане против США
Несомненно, ответственность за некоторые войны лежит на разных правительствах и индивидуумах — к примеру, суданское правительство отвечает за продолжающуюся войну против христиан, а израильское правительство — за вторую интифаду, которую оно спровоцировало своими базами и продолжающимся военным присутствием на Западном Берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Однако истоки эпохи мусульманских войн кроются в более общих причинах. Они происходят не из самой сущности исламской доктрины и верований, которые, как и в христианстве, могут быть использованы их приверженцами, в зависимости от трактовки, для оправдания войны или мира. Причины современных мусульманских войн следует искать в политике, а не религиозных доктринах седьмого столетия.
Подъем исламского самосознания
Во-вторых, во всем мусульманском мире, особенно среди арабов, существует ярко выраженные чувства обиды, негодования, зависти и враждебности по отношению к Западу, его богатствам, власти и культуре. Это — отчасти результат политики западного империализма и господства в мусульманском мире на протяжении большей части ХХ столетия. Отчасти это результат и особой политики Запада, включая американские военные действия против Ирака, начиная с 1991 года, и продолжительных тесных связей между США и Израилем. Это, в более широком смысле, реакция мусульманских народов на коррупцию внутри их государств, неэффективную работу правительств, их репрессивные действия и на западные правительства, которые, как им кажется, поддерживают эти режимы.
Вышеперечисленные факторы являются одной из причин широкого распространения насилия, к которому причастны мусульмане. До недавнего времени оно было в основном локализировано, ограничено и распределено. Может ли оно перерасти в крупнейшую жестокую войну цивилизаций между Исламом и Западом, а, возможно, и между другими цивилизациями? В этом и состоит цель Усамы бин Ладена. Он объявил священную войну Соединенным Штатам, приказав мусульман убивать американцев без разбора и активно участвовать в собственном джихаде. Его усилия не принесли результата отчасти потому, что в Исламе существует много направлений. США, с другой стороны, провозгласили масштабную войну терроризму. Однако многие правительства ведут войны против различных террористических группировок. В то время как Соединенные Штаты в основном обеспокоены «Аль-Каидой», другие правительства заняты своими местными террористами.
Предпосылки к началу столкновения цивилизаций уже существуют. Реакция на события 11 сентября и ответ Америки проходили строго по цивилизационной линии. Правительства и народы западных стран в подавляющем большинстве высказали сочувствие и поддержку, обещая присоединиться к Соединенным Штатам в войне против терроризма. Особенно это относится к Британии, Канаде и Австралии, чьи народы имеют общую с американцами английскую культуру. Они быстро предоставили военную поддержку усилиям антитеррористической коалиции. Также о своей поддержке однозначно заявили немцы, французы и другие европейцы, которые четко идентифицируют себя с Америкой и ее инициативой. Они воспринимают нападение на Америку как нападение на самих себя. Такое видение было озвучено в заголовке газеты Le Monde «МЫ ВСЕ АМЕРИКАНЦЫ!» и в декларации Berliners, перефразировавшей президента Кеннеди, «Мы все Нью-Йоркцы». Ведущие страны незападных, немусульманских цивилизаций — Россия, Китай, Индия, Япония — отреагировали выражением сочувствия и поддержкой. Почти все мусульманские правительства осудили террористические атаки, будучи, без сомнения, обеспокоенными угрозой, представляемой экстремистскими группами для их авторитарных режимов. Однако только Узбекистан, Пакистан и Турция предоставили прямую поддержку ответным действиям Америки, а среди главных арабских правительств только Иордан и Египет дали положительную оценку этим действиям. В большинстве мусульманских стран многие люди осуждают террористические акты, хотя некоторые и осудили действия Америки. Чем дольше и чем с большей интенсивностью Соединенные Штаты и их союзники будут использовать военную силу против своих оппонентов, тем более широкомасштабной и агрессивной будет реакция мусульман. События 11 сентября привели к объединению Запада; продолжительный ответ на события 11 сентября может привести к объединению мусульман.
Источник: World Discussions; Newsweek, январь 2002
История «тамплиеров ислама»
Мамлюки были той силой, что сбросила крестоносцев в море. Сопоставляя и анализируя противостоявшие христианам армии (сельджуков, туркменов, Фатимидов, Айюбидов, мамлюков), можно сказать, что последние, безусловно, обладали наилучшей выучкой, дисциплиной и организацией. Неудивительно, что именно «тамплиеры ислама» стяжали славу сокрушителей франков. Эта профессиональная армия, ставшая государством, специфическая по способу комплектования, образцовая по методам подготовки, знаменитая своими победами, заслуживает подробного рассмотрения.
Войско рабов
Говоря о специфичности мамлюкской армии, автор имеет в виду, конечно же, институт военного рабства, нигде так не распространённый, как в исламе. Его истоки можно проследить со времени возникновения этой религии в VII веке, что объясняется значительным числом рабов среди обращённых. Их имена упоминаются среди участников битв при Бадре (624), Ухуде (625), Сиффине (657) и многих других, но появление настоящей крупной армии рабов (мавла, гулямов или мамлюков) связано с именем халифа аль-Мутасима, сына знаменитого Гаруна ар-Рашида. Кровавая гражданская война 811–813 годов между сыновьями героя «Тысячи и одной ночи» привела к упадку арабского влияния в армии и возрастанию роли тюркского элемента. Ещё будучи принцем во время правления своего брата аль-Мамуна (813–833), аль-Мутасим набрал гвардию из нескольких тысяч среднеазиатских тюрок.
В дальнейшем военные рабы (не только, но преимущественно тюрки) играли важную роль в мусульманских государствах. Корпуса мамлюков так или иначе существовали и у Сельджуков, и у Зенгидов, и у Фатимидов. К XII веку имя мамлюков прочно закрепилось за конными лучниками Туркестана и Кавказа, тогда как берберы и суданцы, также составлявшие корпуса воинов-рабов, именовались Abid al-Shira.
Кыпчаки и черкесы
Появление тех мамлюков, которых мы ассоциируем с этим именем, произошло в конце правления династии Айюбидов, при султане Айюбе (1240–1249), и напрямую связано с огромным наплывом рабов на рынки Ближнего Востока в результате Великого Западного похода 1236–1242 годов и кавказских экспедиций монголов. Первоначально среди мамлюков преобладали выходцы с Дешт и-Кипчака (половцы), которые и составили ударный кулак новой армии. Но после Чёрной смерти середины XIV столетия, вызвавшей депопуляцию степи, и исламизации Золотой Орды, происходившей примерно в тот же период, господствующее положение заняли выходцы с Кавказа — черкесы.
Смена этнического состава правящей группы делит историю Мамлюкского государства пополам: на бахритский (кыпчакский) и бурджитский (кавказский) периоды. Изначально инородность и иноверие рассматривались как важнейшие факторы для создания послушной и фанатичной армии, так как отсутствие местных связей привязывало солдат к султану и одновременно через систему религиозного воспитания делало из них неофитов, а значит, самых пылких сторонников ислама. Однако когда численность армии переваливала за определённую отметку, она становилась самостоятельной силой и неизбежно стремилась к власти. Так произошло во время Седьмого крестового похода французского короля Людовика, когда значительно возросшие в числе мамлюки внесли решающий вклад в разгром крестоносцев в битве при Мансуре (1250) и изгнали из Египта не только франков, но и Айюбидов. Созданное мамлюками государство, выстроенное по принципам централизма, милитаризма и строгого налогообложения, оказалось достаточно жизнеспособным, чтобы на протяжении двух с половиной веков диктовать свою волю в Восточном Средиземноморье.
Организация
Войско мамлюков формировалось не из одних воинов-рабов — они составляли лишь ядро армии, от четверти до трети всех сил во время больших кампаний. Три главных вида вооружённых сил, базировавшихся в Египте, были следующими:
Становым хребтом армии были, конечно, «гвардейские» мамлюки, численностью, как правило, не менее 6000–10 000 человек, получавшие лучшее обучение, содержание и максимальные привилегии. В кыпчакский период они базировались на Нильских островах («Бахри»), в черкесский — в цитадели Каира («Бурджи»). Проходя подготовку в военных училищах, они не только приобретали навыки стрельбы из лука, сабельного боя и тактического взаимодействия, но и воспитывались в духе строгой дисциплины и религиозного рвения, обучались письму и счёту.
Сохранившиеся военные трактаты дают всеобъемлющее представление о воспитании будущего воина и офицера. Из выпускников училищ формировались личная охрана султана (от 40 человек при Калауне до 1200 при Барсбее) и офицерский корпус (десятники, сотники, тысячники). «Гвардейские» мамлюки составляли основу государственного управления. Мамлюки эмиров не имели такой возможности ни обучения, ни продвижения по службе, как мамлюки султана — они были лишь вооружённой свитой своего хозяина.
Общую численность рассмотренных видов мамлюков в армии можно оценить в 40 000 человек во времена расцвета. Лучшие силы базировались в Каире, внушительные гарнизоны стояли в Алеппо и Дамаске. Остальная армия («джинд»), состоявшая из добровольцев, городских ополчений и племенных союзов, созывалась только в случае большой войны.
Финансовой опорой регулярной армии мамлюков являлись земельные участки разной доходности («икта»), раздаваемые воинам. Прочное экономическое положение Египта, господство в Леванте и контроль важнейшего морского пути в Индию — всё это давало солидный приток капитала, а значит, возможность пополнять военно-людские ресурсы через сложившуюся систему поставок живого товара с севера.
Пополнение
Каким же образом рабы доставлялись в Египет? Существовало три основных трафика:
Вспомогательный маршрут через Восточную Анатолию имел две преграды: монгольские племена и киликийских армян, и потому действовал с перебоями. Третий путь проходил через самое сердце Ильханидской империи и активно использовался после завершения монголо-мамлюкских войн. В первой половине XIV века всю торговлю на этом участке сосредоточил в своих руках влиятельный Маджид аль-Салами, который контролировал крупнейший рынок рабов в Тебризе.
Пик работорговли между севером (Золотой Ордой и Ильханидами) и Египтом пришёлся на последние годы перед появлением Чёрной смерти в 1346 году. Помимо кыпчаков (тюрков) и позднее черкесов (кавказцев), в списках мамлюков можно найти румов, русов, армян, франков и монголов, но эти этнические группы никогда не имели большого влияния в Каире. Из «русских мамлюков» наиболее известен Байбуга Урус.
Враги
Мамлюкский султанат зародился, окреп и возвысился через войну. Его смертельными врагами были монголы, франки и османы. Другие противники — армяне, сельджуки или нубийцы — не представляли для Египта стратегической опасности и были скорее жертвами мамлюков или же локальными проблемами. Крестоносцы являлись врагами, которым мамлюки невольно подражали. Воины-рабы, воспитанные в железной дисциплине военных школ, воспринимали себя как рыцарей джихада и чувствовали родство с военно-рыцарскими орденами. Завоевание Латинского Востока растянулось на 28 лет (1263–1291), но и после этого противостояние с Западом не прекращалось — оно проходило, как сейчас модно говорить, в рамках гибридной войны.
Монголы, ужасные сотрясатели вселенной, нашли предел своих завоеваний на острие мамлюкского клинка (1260–1303). Ожесточённые войны, полвека бушевавшие на берегах Евфрата и просторах Сирии, достойны отдельного рассмотрения. В последний раз монголы громко напомнили о себе во время нашествия Тамерлана, взявшего Алеппо и Дамаск в 1400 году.
Если франки и большинство монголов были иноверцами, то вражда с османами не могла быть оправдана религиозными мотивами и носила исключительно политический характер. В военном устройстве османы многое заимствовали у мамлюков как передовой военной державы своего времени. Долгое время они признавали моральный авторитет Каира, но после взятия Константинополя в 1453 году отношения между «братьями по вере» стали портиться. В первой османо-мамлюкской войне (1486–1491) мамлюки взяли вверх, но в 1517 году турецкий султан Селим полностью разгромил мамлюкского султана Туманбея II и присоединил Сирию, Палестину и Египет к своей империи.
Война
За день до выхода основной армии через Синай отправлялся транспорт снабжения под охраной 2-тысячного отряда. Главная армия «гвардейских» мамлюков представляла собой конное войско, хорошо вооружённое и защищённое. Каждому мамлюку предназначался один или два вьючных верблюда для багажа. Эти караваны из нескольких тысяч животных сопровождали армию под охраной солдат из халка.
Если планировалась осада, то необходимые материалы, прежде всего дерево, старались доставлять из ближайших возможных мест. При Бейбарсе и Калауне осадное мастерство мамлюков достигло больших вершин, и для взятия самых неприступных крепостей и городов им хватало нескольких недель.
Вновь устроенная при Бейбарсе почтовая служба позволяла координировать действия различных подразделений ещё на стадии подготовки операции. Кавалерия была обучена не только атаке и схватке, но и манёвру. Передвижения войск на поле боя регулировались при помощи барабанов и сигнальных флагов. Командование осуществляли эмиры-сотники и тысячники. В случае необходимости отдельные части могли отделиться от основных сил и уйти в самостоятельный рейд, спешиться, держать оборону в укреплённых пунктах или атаковать их.
Расцвет флота
Армия мамлюков пережила два периода расцвета: при Айбаке, Кутузе, Бейбарсе и Калауне (1250–1300), когда доказала свою жизнеспособность в столкновениях с лучшими войсками Востока и Запада, и при Шайх аль-Муайяде и Барсбее аль-Ашрафе (1420–1460). Второй подъём отличается от первого возрождением военно-морского флота, находившегося в запустении с конца XII века. Это весьма примечательная перемена, так как мамлюки славились своей нелюбовью к морю. В XIII и XIV веках они ограничивались каботажным плаваньем и держали скорее корабли, чем флот. При этом, в отличие от Саладина, мамлюки имели доступ к стратегическому ресурсу — корабельному лесу Киликии.
Переворот во взглядах на море произошёл после захвата Александрии крестоносцами в 1365 году, но только в первые десятилетия XV века, при султане Барсбее, мамлюки стали грозной морской силой. В 1424, 1425 и 1426 годах их флот совершал нападения на Кипр в ответ на пиратские набеги христиан на побережье Леванта. В августе 1425 года египтяне прошли вдоль берега от Ларнаки до Лимассола, разграбили первый город и сожгли второй. Фамагуста, где заправляли генуэзцы, подняла флаг султана.
1 июля 1426 года 180 сарацинских кораблей с десантом в 5000 пехотинцев и всадников под командованием эмира Тагрибурди аль-Мухмуди высадились на юге Кипра западнее Акротири. Против них выступил кипрский король Янус Лузиньян с войском в 1600 рыцарей и 4000 пехоты. 7 июля при Кирокитии произошло сражение, в котором королевское войско было разгромлено, а король пленён. 11 июля пала Никосия — столица королевства. Пограбив остров, мамлюки с триумфом вернулись в Каир. За пленённого короля был назначен выкуп в 200 000 дукатов. Общими усилиями Европы сумма была собрана, и через десять месяцев Янус обрёл свободу.
Второй масштабной морской атакой стало наступление на Родос в 1440-х годах. Лежавшему на пути Кипру вновь изрядно досталось. А вот взять могучую крепость госпитальеров мамлюки не смогли. Летом 1440 года мамлюкская эскадра из 18 судов пограбила близлежащие к Родосу острова, в том числе Кос, выдержала морское сражение с главными силами рыцарей и благополучно вернулась домой. В августе 1444 года значительно бо́льшие силы мамлюков (85 судов) предприняли осаду Родосской крепости, но уже через несколько недель были вынуждены её снять. Тем не менее сам факт проведения наступательных операций на значительном удалении от главной базы доказывает, что военно-морские силы мамлюков стали важным фактором восточно-средиземноморской политики.
Порох
Несмотря на вышколенную армию и возрождённый флот, вооружённые силы мамлюков были повержены, казалось бы, на вершине своего могущества. Подобно тому, как гордые своей кавалерийской выучкой и фехтовальным мастерством воины-рабы долгое время пренебрегали флотом, так же они проспали — точнее, брезгливо проигнорировали — пришествие века пороха.
При поздних султанах, особенно при аль-Гаури (1501–1516), были предприняты серьёзные усилия: создан литейный завод в Каире, налажено массовое производство пушек. Однако попытки внедрить владение аркебузой в традиционный военный курс обучения мамлюки воспринимали с нескрываемым скепсисом, ведь для этого пришлось бы унизиться и слезть с лошади. Поэтому для создания корпуса аркебузиров пришлось в 1498 году обратиться к самым презираемым людям государства — чёрным рабам. Правда, эту попытку в корне пресекли возмущённые мамлюки. Только в 1510 году аль-Гаури удалось со скрипом сформировать отряд аркебузиров, преимущественно магрибинцев по происхождению. Численность его не превышала нескольких сотен человек.
Падение султаната
Отказ — или неспособность — мамлюков модернизировать свою армию имел фатальный результат. Ещё в 1453 году в Каире торжественно праздновали захват Константинополя младшими турецкими братьями, а уже через десять лет османский посол отказался пасть ниц перед мамлюкским султаном. Интересы растущей турецкой империи вошли в противоречие с интересами действующего регионального гегемона.
В начале XVI века почти одновременно возникли две новые угрозы: на востоке после полуторавекового прозябания под знамёнами Сефевидов поднимался Иран, а в Индийском океане на главных коммуникациях торговли пряностями объявились португальцы. Дипломаты в Каире рассчитывали связать Турцию борьбой с Ираном и одновременно просили османов о помощи в борьбе с португальским флотом. Эти комбинации «двое дерутся, третий радуется» и «это мне, а это снова мне» прекрасно читали в Стамбуле. Антимамлюкские настроения, и до того широко распространённые, выплеснулись наружу при восшествии на престол ставленника янычар Селима I. Теперь вопрос стоял о том, кто истинный халиф и глава исламского мира.
Надежда мамлюков на сдерживающий потенциал Ирана очень скоро рассыпалась в прах. В великой битве при Чалдыране 23 августа 1514 года мощь османских пушек сокрушила сефевидские войска. Победа братьев по вере вызвала в Каире едва ли не траур — и не зря. В следующем году Селим принял решение. Улемы издали фетвы о справедливой религиозной войне против заблудших мамлюков, и столкновение стало неизбежным. Ответные фетвы против заблудших османов не возымели того же эффекта: мамлюки не пользовались поддержкой большинства населения, многие ждали прихода турок. Даже в армии царил разброд. Часть эмиров была казнена по подозрению в измене. В таких условиях мамлюки боялись войны и искали мира. Например, предлагали египетский сахар по выгодным ценам. Однако Селим отложил сахар на потом. 5 августа 1516 года он перешёл границу и 24 августа в генеральном сражении под Алеппо рассеял 40-тысячную армию аль-Гаури. Решающую роль сыграл оружейный и артиллерийский огонь янычар. Сирийские провинции одна за другой переходили под власть османов: 28 августа — Алеппо, 20 сентября — Хама, 22 сентября — Хомс, 9 октября — Дамаск. Уже в сентябре Селим был признан покровителем хаджа в Мекке и Медине. В сельской местности развернулась настоящая охота на мамлюков.
22 января 1517 года при Раданийи турки смяли ряды мамлюков. 29–31 января в Каире шли бои. Городская чернь перешла на сторону османов и отлавливала укрывающихся мамлюков. После падения Каира другие города тут же изъявили покорность. Арьергардные бои продолжались до начала апреля, пока не был пойман Туманбей. Так завершило своё существование государство мамлюков.