воздушный шар история создания
История воздушных шаров
Долгие годы одним из недостижимых желаний людей была способность летать или хотя бы подниматься в воздух. Каких только изобретений не было придумано, чтобы это осуществить. Однажды, был зафиксирован тот факт, что предметы небольшого веса могут подниматься при воздействии горячего воздуха, это и стало толчком в развитии воздухоплавания.
Считается, что первый в мире воздушный шар создан в 1783 году. Как же это случилось? История нас отправляет в далекие XVI-XVII века. Именно тогда появились прототипы первых шаров, которые не смогли себя показать на практике. Параллельно, в 1766 году ученым-химиком Генри Кавендишем были впервые подробно изложены свойства такого газа, как водород, который использовал в своих работах с мыльными пузырями итальянский ученый-физик Тиберио Кавалло. Он наполнял пузыри этим газом, и они быстро взмывали в воздух, поскольку водород в 14 раз легче, чем воздух. Так появились основные две подъемные силы, используемые при полетах аэростатов и в наши дни – это водород и горячий воздух.
Данные открытия не решили всех проблем осуществления полетов. Для создания воздушного шара требовался специальный материал, который не будет слишком тяжелым, а также сможет удерживать газ внутри. Решение этой задачи ученые-изобретатели выполняли разными способами. Причем за первенство открытий конкурировали сразу несколько конструкторов, основные из них – это братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, а также известный профессор Жак Александр Шарль из Франции.
У братьев Монгольфье не было специальных знаний о свойствах и характеристиках различных газов, но он обладали большим стремлением к открытиям. Вначале они экспериментировали с дымом и паром. Были попытки и использования водорода, но их коснулась проблема отсутствия специальной ткани, которая бы не пропускала этот газ. Также его стоимость была достаточно дорогой, и Монгольфье вернулись к экспериментам с горячим воздухом.
Первый воздушный шар создан в 1782 году. Смастерили его братья Монгольфье, правда он имел небольшой размер, всего лишь 1 кубический метр в объеме. Но все-таки это был уже настоящий шар, который поднимался на высоту более 30 метров над землей. В скором времени экспериментаторы изготовили и второй воздушный шар. Он был уже гораздо больше предшественника: объемом в 600 кубических метров и диаметром 11 метров, под шаром расположили жаровню. Тканью для аэростата послужил шелк, обклеенный бумагой с внутренней стороны. Торжественный запуск воздушного шара в присутствии многочисленной публики был осуществлен 5 июня 1783 года, который организовали уже известные братья Монгольфье. С помощью горячего воздуха аэростат подняли на высоту 2 тысячи метров! Об этом факте даже написали в парижскую Академию. С тех пор воздушные шары, в которых используется горячий воздух, стали называться в честь своих изобретателей – монгольфьерами.
Такие достижения Монгольфье сподвигли Жака Александра Шарля к усиленным разработкам своего нового изобретения – воздушного шара, при подъеме которого используется водород. У него были помощники – механики братья Роберы. Им удалось изготовить шелковый шар, пропитанный каучуком, диаметр которого составил 3,6 м. Заполняли его водородом при помощи специального шланга с клапаном. Была сделана также особая установка добывания газа, который получали в результате химических реакций при взаимодействии металлических опилок с водой и серной кислотой. Чтобы испарения от кислоты не портили оболочку шара, полученный газ очищали при помощи холодной воды.
Первый воздушный шар, созданный на водороде, был запущен 27 августа 1783 года. Произошло это на Марсовом поле. На глазах двухсот тысяч человек шар поднялся так высоко, что за облаками его уже не было видно. Через 1 км водород стал расширяться, вследствие чего оболочка шара разорвалась, и аэростат упал на землю в деревеньке недалеко от Парижа. Но там ничего не знали о столь важном эксперименте, и не успели приехать изобретатели, как испуганные жители разорвали необычный шар в клочья. Так пришло в негодность великое изобретение стоимостью 10 000 франков. С 1783 года воздушные шары на водороде именуются шарльерами, в честь Шарля.
История создания воздушного шара. Первый полёт.
Первый полёт воздушного шара 5 июня 1783 года.
Жозеф-Мишель (1740—1810) и Жак-Этьенн (1745—1799)
Часто беседуя о силах природы, братья обратили своё внимание на энергию ветра. Наблюдали за воздушными потоками, следили за облаками, движущимися по небу под воздействием ветра. Массы воды, из которой состоят облака, подолгу находятся в воздухе и переносятся на большие расстояния. А что если самим сделать искусственное облако, заключить его в оболочку и заставить подняться в небо? Братья увлеклись этой идеей. Они делали шарообразные бумажные оболочки и наполняли их паром. Но пар быстро конденсировался, оболочка намокла и не хотела подниматься вверх.
Решили применить для подъёма обычный дым, который подобно облакам стремится вверх и стелется по небу. Провели испытание с мешком в виде куба, сделанным из материи. Наполненный дымом от горящей бумаги, он быстро поднялся к потолку комнаты.
Размышляя о том, как получить самый лёгкий дым, братья подбирали для сжигания различные вещества. В те годы в моде была теория электричества, его присутствием пытались объяснить все непонятные явления, которым нельзя было дать строгого научного объяснения. Монгольфье решили, что облака плавают по небу потому, что в них разлита «электрическая жидкость». Считалось, что эта жидкость заставляет облака отталкиваться от земли. Может быть, дым по этой же причине поднимается вверх?
ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ (5 июня 1783)
Слухи о необычных опытах распространились по городу. Жители судачили, что без нечистой силы здесь не обошлось. Чтобы положить конец толкам и пересудам и получить официальное признание своему изобретению, братья Монгольфье решили провести публичную демонстрацию опыта.
Новая оболочка, сшитая из полотняных клиньев и усиленная для прочности верёвочной сеткой, имела диаметр 11,4 м и объём около 700 кубометров. Чтобы уменьшить газопроницаемость, внутреннюю поверхность её оклеили бумагой. Свисающие верёвки, прикреплённые к поясу, нашитому по экватору шара, помогали удерживать его при наполнении дымом. В нижней части оболочки деревянный обруч диаметром 1,5 м окаймлял отверстие, предназначенное для поступления дыма. Общий вес шара достигал 227 килограмм.
Первая публичная демонстрация в Анноне 5 июня 1783.
Протокол, засвидетельствовавший это событие, был направлен в Париж, в Академию наук. Там было решено создать комиссию для решения вопроса и пригласить братьев Монгольфье повторить их опыт в столице. В конце августа Этьенн Монгольфье в Париже начал строительство воздушного шара. Первый баллон, изготовленный из холста и оклеенный бумагой, намок под дождём и пришёл в негодность. Срочно изготовили новый монгольфьер (так стали называть воздушные шары, наполненные горячим воздухом).
БАРАН, ПЕТУХ И УТКА (Животные на воздушном шаре, 19 сентября 1783 года)
19 сентября 1783 года сотни тысяч зрителей собрались в Версале, чтобы увидеть его полёт. Слегка вытянутый по высоте шар имел объём около 1200 кубометров и весил 400 кг. Для его подъёма был сделан помост с круглым отверстием посредине, под которым разводили огонь. Оболочка удерживалась над помостом на канатах, крепившихся к четырём высоким мачтам. Под воздушным шаром была подвешена клетка, в ней находились баран, петух и утка, здесь же был установлен барометр.
Поднявшись на высоту около 500 метров, шар через 8 минут опустился на землю, пролетев менее 4 километров. Животные прекрасно перенесли полёт.
Первые живые существа на монгольфье, 19 сентября 1783 года.
ПЕРВЫЕ ЛЮДИ (21 ноября 1783 года)
21 ноября 1783 года в западном пригороде Парижа из сада замка де ла Мюэт, состоялся первый полёт человека на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье. На затейливо разрисованном воздушном шаре, диаметр которого был 14 м, поднялись два отважных француза Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд. Первые воздухоплаватели достигли высоты около 1 км и пролетели 9 км за 25 минут, а затем благополучно приземлились в открытой местности на холме Бют-о-Кай.
Первый полет человека на воздушном шаре, 21 ноября 1783 года.
Так началась история воздухоплавания. Братья Монгольфье первыми сумели применить на практике подъёмную силу тёплого воздуха и создать лёгкую и прочную газонепроницаемую оболочку.
История появления воздушного шара
Изобретателями воздушного шара являются братья Жосеф и Этьен Монгольфье. Еще с детства братья чувствовали тягу к изобретениям и один раз, сидя у камина они заметили, что рубашка которая висела, надулась и тогда им в голову пришла гениальная идея. Они сшили экспериментальную модель и нагрели ее над огнем – он поднялся на высоту 30 метров. Это произошло в ноябре 1782 году и этот год можно смело считать началом воздухоплавания.
В 1783 году братья Монгольфье повторили попытку и подняли в воздух воздушный шар на высоту более 1000 метров. Это была первая публичная демонстрация аэростата.
Конкурент братьев французский ученый-физик Жак-Александр Сезар Шарль тоже работал над созданием воздухоплавательного аппарата. В 1783 году он изготовил шар, который наполнил водородным газом.
В этом же году был совершен первый полет человека на воздушном шаре. Француз Пилатр де Розье и маркиз де Арланд поднялись на воздушном шаре Этьенна Монгольфье. Шар пролетел десять километров и приземлился в местности под названием Бутее. А уже в следующем году по всей Европе проходили экспериментальные полеты.
Без шаров не обходились праздники
В 19 веке воздушные шары стали атрибутом праздников. Они часто сопровождали коронации монархов, праздники, посвященные важным политическим и военным победам и неотъемлемым развлечением первых выставок в Париже и Англии во второй половине 19 века. Также в это время было преодолено огромное по тем временам расстояние в 800 км – от Англии до княжества Насо и сделана первая фотография с воздуха – фотография Парижа.
К концу 19 века воздушные шары стали использоваться в научных целях. В воздух запускали шары-зонды, которые, поднявшись на большую высоту брали пробы воздуха. В 1897 году аэростаты были применены в экспедиции по изучению Арктики шведскими учеными во главе с Соломоном Августом Андре. Однако экспедиция окончилась трагически, по видимому ученые не справились управлением и потеряли контроль над аппаратом.
Начало 20 века было отмечено несколькими рекордами высоты и первым в истории полете к стратосфере Земли на воздушном шаре. Совершил этот полет француз Оггюст Пикар в 1937 году на специально проектированной капсуле постоянного давления.
Воздушные шары органично влились в нашу жизнь. Они стали отдельным видом спорта и с успехом используются во многих сферах (научной и военной), а также в индустрии развлечений. И сегодня полет на воздушном шаре может позволить себе любой человек, желающий рассмотреть землю с высоты птичьего полета.
История воздушных шаров: принцип работы
Что такое воздушный шар?
Воздушный шар – аппарат, наполненный газом, с помощью которого человек может подниматься в воздух на небольшое количество времени. У него есть существенный недостаток – отсутствие элементов управления, то есть он просто летит в ту сторону, в которую дует ветер. Так что такой вид транспорта скорее подходит для прогулок, чем как средство постоянно передвижения. К тому же в его корзину нельзя поместить много людей или тяжелые грузы, вес очень ограничен.
Видывоздушных шаров: как оказалось, их существует три:
По большому счету они отличаются только наполнителями. Первые — наполняют горячим воздухом, вторые – газом (водород, гелий), третьи – можно назвать смешанными, так как там используется и газ, и воздух.
Принцип работы воздушного шара
Какие виды шаров существуют мы разобрались, давайте теперь посмотрим, как это работает? Сегодня чаше всего используют нагретый воздух. Принцип работы таков, что горелка нагревает воздух и он становится легче, чем холодный, то конструкция поднимается вверх. А если нужно опустить пониже или совсем сесть, стоит дернуть за клапан и горячий воздух выйдет, а аппарат снизится.
Из чего делают воздушные шары?
Общая конструкция воздушного шара состоит из купола, корзины и горелок. Купол делается из очень прочного материала, например, полиэстера, и чтобы воздух не проникал в середину купола его покрывают силикон. Полосатым шар получается из-за лент, которые нужны для большей прочности (принцип стеганного одеяла).
Корзина – ее делают из лозы, которая выдерживает перепады температуры и довольно прочная при постоянном использование. Она крепится на стальной каркас.
Горелки – самая сложная часть в воздушном шаре, которая делается из нержавейки и покрывается защитными кожухами. Горелки могут выдержать большие перепады температуры и их мощность может составлять до 4500—6000 Мегаватт.
270 лет назад родился изобретатель воздушного шара
6 января 1745 года в маленьком французском городке Аннонэ родился Жак-Этьенн Монгольфье. Его отец, владелец небольшой бумажной фабрики, даже представить себе не мог,что его «младшенький» Жак-Этьенн, а вместе с ним и старший сын Жозеф-Мишель станут теми, кто откроет человечеству дорогу в небо: они изобретут воздушный шар.
У братьев, получивших неплохое образование, обнаружился огромный интерес к наукам. Правда, после смерти отца им пришлось вплотную заняться бумажным делом. Впрочем, предприятие приносило хороший доход, деньги были. И братья с головой окунулись в изобретательство. Трудно сказать, кто первый из них задался катерининским вопросом: почему люди не летают? Но факт остается фактом: идея подняться в небо овладела ими раз и навсегда.
Одержимые мечтой о полете, братья разработали и построили первые воздушные шары шары, наполненные горячим воздухом, — монгольфьеры. Задворки фабрики стали «испытательным полигоном».
Впервые воздушный шар поднялся в небо 5 июня 1783 года. Диаметр «летающего мешка» составлял около 12 метров. Он был сшит из холста и обклеен бумагой. Мало кто из присутствующих верил, что это чудо может взлететь. В топке под оболочкой сжигали шерсть, бумагу, дерево и мокрую солому. Как выяснилось, если оболочку наполнять нагретым сырым воздухом, а не сухим, то подъемная сила аэростата будет больше.
О том, как прошел первый полет, был составлен протокол. В нем зафиксировано: воздушный шар продержался в воздухе 8 минут и пролетел на высоте 520 метров около 3 км.
Историки пишут, что сами изобретатели безумно боялись высоты и не рискнули опробовать свое детище. Первые полеты были вообще без пассажиров. Они появились на борту монгольфьера лишь спустя три месяца, 19 сентября: при демонстрации шара в Версале в гондолу посадили овцу, утку и петуха. Остались воспоминания, что за полетом наблюдали король Людовик XVI и Мария-Антуанетта. Животные прекрасно перенесли воздушное путешествие, но петух, говорят, все-таки пострадал: на него наступил баран.
А вот 21 ноября того же года из замка в окрестностях Парижа отправился в полет первый монгольфьер, управляемый людьми — физиком Жаном-Франсуа Пилатром де Розье и маркизом д’Арлавдом. В гондоле аэростата высотой 20,7 м и диаметром 13,6 м эти смельчаки поднялись над землей на высоту 1 км и преодолели за 25 минут больше 8 км. Они стали первыми аэронавтами.
Но по иронии судьбы первый воздухоплаватель стал и первой в мире жертвой авиакатастрофы. 15 июня 1785 года Пилатр де Розье поднялся в небо на монгольфьере, состоящем из двух баллонов: один был наполнен воздухом, а второй водородом. Вместе со своим другом, механиком Пьером-Анжем Роменом физик собирался пересечь Ла-Манш. Увы: буквально через 15 минут после взлета монгольфьер загорелся и взорвался.
Изобретение братьев Монгольфье принесло им огромную известность. Они стали членами Академии наук, а король пожаловал им дворянский титул и герб с девизом «Так поднимаются к звездам».
Полет над Россией
215 лет назад француз Андре-Жак Гарнерен воспарил над Санкт-Петербургом20 июня 1803 в саду Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге состоялся первый в России полет на воздушном шаре.
Французский воздухоплаватель Жан-Андре Гарнерен прибыл в Россию с супругой Жанной-Женевьевой и рекомендательным письмом от Талейрана. Фото: wikimedia.org
Для осуществления полета требовалось официальное разрешение, которое известному французскому воздухоплавателю выдал сам Император Александр I. Гарнерен прибыл в Россию с рекомендательным письмом от главы МИД Франции Талейрана. До этого показательные полеты Гарнерена состоялись на Елисейских полях в Париже.
Первый полет на воздушном шаре был произведен в 20 июня. Стартовой площадкой стала лужайка в саду Кадетского корпуса. Шар был прикреплен тросами, который держали солдаты.
За то, чтобы увидеть полет, необходимо было заплатить немалую по тем временам сумму — два серебряных рубля. Несмотря на цену, в день полета сад был забит желающими увидеть небывалое зрелище. Лучшие места у стартовой площадки заняли представители императорского двора во главе с Александром I.
Шар успешно взмыл в воздух и проплыл над Петербургом. Приземлился он в районе Охты. В корзине находились известный французский воздухоплаватель Жак Гарнерен и его супруга.
30 июля в небо вместе с Гарнереном в небо поднялся генерал Сергей Львов, герой Очакова, ставший первым русским воздухоплавателем.
Боевому генералу, отважно сражавшемуся в войсках Суворова шел 62-й год. Он любил широко пожить, а потому постоянно находился в долгах. Генерал подошел к Александру I, сидевшему в первом ряду, попросил позволения на полет и получил его. Настроение вокруг царило приподнятое, шутливое.
К Львову вдруг обратился его старый приятель, стихотворец и переводчик Александр Хвостов. Когда-то, в русско-турецкую кампанию, они оба сражались под Измаилом.
— Позволь, — сказал Хвостов генералу, — напутствовать тебя стишком: «Генерал Львов летит до облаков просить богов о заплате долгов».
— Ну и я тебе отвечу, — быстро нашелся генерал, забираясь в зыбкую гондолу воздушного шара: — Хвосты есть у лисиц, хвосты есть у волков, хвосты есть у кнутов, — берегись, Хвостов.
Полет Львова состоялся в девятом часу вечера. Генерал держал в руке небольшой флаг, которым при взлете махал оставшимся внизу.
Шар достиг высоты более двух с половиной километров. Воздухоплаватели страдали от холода. Временами температура опускалась ниже нуля. Ветер понес шар к устью Невы, а затем — далеко в Финский залив. Воздухоплаватели рисковали опуститься в море. К счастью, ветер изменил направление, и аэростат снова оказался над сушей.
В конце июля время белых ночей заканчивается, полет продолжался в темноте. Посадку шар совершилл в 25 верстах от Петербурга. При тихом ветре гондола плавно коснулась равнины, усеянной мелким кустарником. Прискакавший тотчас отряд казаков за веревки отвел шар в Красное Село, где он и находился, поставленный на якорь, до следующего утра. Так завершился первый полет россиянина на воздушном шаре.
О впечатлениях о полете Львов рассказывал позже другу адмиралу и писателю Александру Шишкову. Шишков спросил Львова: «Открой нам тайну, что тебя толкнуло отправиться к облакам?»
Генерал стал рассказывать, как побывал в нескольких сражениях, пережил множество опасных приключений, и ни разу у него не дрогнуло сердце: «Что же это, думал я, дожить до шестидесяти лет и не испытать ни одного сильного ощущения? Если оно не далось мне на земле, поищу его на небе: вот я и полетел. Но и там не ощутил ничего, кроме тумана и сырости. Немного продрог — вот и все».
После Санкт-Петербурга Гарнерен отправился в Москву, где запланировал не только повторить полет, но и заработать на этом. Смелость супруги Гарнерена Жанны-Женевьевы вдохновила на полет княжну Прасковью Юрьевну Гагарину (урожденную Трубецкую). В городе ходили слухи о романе француза с самой красивой дамой столицы, за которой в ту пору ухаживал историк Карамзин. Дела сердечные нам неведомы, но скорее всего причина была прозаична. Стоимость полета на воздушном шаре составляла 2000 рублей, но желающих рискнуть жизнью и выкинуть в небо сумму, на которую можно было купить целый табун лошадей, не нашлось. Тогда то, якобы, Гарнерен и предложил составить ему компанию 39-летней(!) Прасковье Гагариной.
2 октября 1803 года шар поднялся в небо с стартовой площадки, расположенной неподалеку от того места, где сейчас находится Курский вокзал. Воздушные потоки понесли его на юг и, пролетев около 30 километров, он приземлился неподалеку от усадьбы Вяземских Остафьево (вот ирония судьбы — именно здесь Карамзин писал «Историю государства Российского», а сейчас здесь — один из столичных аэропортов). Мы связались с научным отделом музея-усадьбы Остафьево, чтобы подтвердить информацию о том, что воздушный шар хранился после полета в усадьбе, а П. А. Вяземский якобы шутил, что стал знаменит благодаря тому, что у него в имении приземлилась Гагарина. Но увы — в музее знают эту историю как одну из легенд, не подтвержденную источниками. Впрочем, возможно все так и было. Благоприятные погодные условия в России осенью заканчиваются, и французы действительно могли оставили шар в усадьбе до весны следующего года.
Весной 1804-го Гарнерен продолжил свои попытки по приобщению руских к воздушной стихии. Помимо самого полета Гарнерен предлагал публике представление с участием воздушных акробатов, а от имени мадам Гарнерен в московских газетах было опубликовано «приглашение Российским Дамам путешествовать по воздуху». Неоднократно поднимавшаяся в небо мадам Гарнерен обещала подняться в воздух с одной или двумя спутницами. Среди московской публики желающих не нашлось, зато на объявление откликнулась пензенская дворянка Александра Степановна Турчанинова.
Полет был назначен на первые числа мая 1804 года. Как назло, в назначенный день (6 или 8-го по разным источникам) разразилась знаменитая в наших краях «гроза в начале мая». Полет сопровождали гром, молнии и ливень. Но это не испугало ни Гарнерена, ни его супругу, ни Александру Турчанинову, которая опасалась лишь одного — быть узнанной кем-то из зрителей. Аэростат поднялся на высоту почти двух километров. Через 45 минут шар приземлился в селе Царицыне в 20 верстах от места запуска. Приземление было нештатным. Шар вначале ударило о деревья, потом понесло к пруду и еще несколько раз ударило о землю.
Вот как описывала свои приключения Александра Турчанинова в письме к брату1:
«Не сердитесь на меня, дражайший братец, что мне так сильно хотелось попарить в воздухе, что я, в конце концов, себе это позволила сделать. У меня было время подумать, потому что мысль эта пришла мне 3-го, а шар должен был лететь 4-го, но Гарнерин откладывала полет каждый день до 6-го, и испытывала я ни с чем не сравнимое нетерпение. Но наконец я у мадам Гарнерин в 4 часа пополудни, в чепце с кружевом, которое прикрывает мне глаза, шляпа с кружевами, закрывающими все лицо, и розовой ленте, завязанной большим узлом, закрывающим подбородок, а поверх всего вуаль из плотного муслина с крупными мушками, закрывающая меня всю, а сверху чужой капот темного цвета с такими широкими рукавами, что мне пришлось обмотать ими руки дважды, чтобы было похоже, что капот мой.
Русский дипломат Яков Иванович Булгаков писал об этом событии в Неаполь своему сыну: «…мадам Гарнерен поднялась на шару с другой женщиной, о которой еще мало кто знает, ибо была закутана… Вытащили меня против воли в воксал (здесь — место общего увеселения), где спущался шар. Но вот что сделалось. Собрались тучи, ударил гром, дождь полился ушатом, все разбежались, перемокли, под галереями сделалась давка такая, что кричали, особливо женщины. Дождь перестал, и хотя небо было покрыто густыми облаками, однако же Гернерен, положа на все приготовления до 4 тыс. рублей, решил пустить шар с женою и другою невидимкою. Он взвился, полетел по Калужской дороге и вскоре пропал из глаз».
И.М. Долгорукий в книге «Капище сердца моего» писал о Турчаниновой следующее: «Александра Степановна, дама, с которой я познакомился в Пензе, тамошняя уроженка… об ней говорю здесь исключительно для того, что она чрезвычайным случаем подействовала на мое воображение. Она некогда решилась, будучи в Москве, сесть на воздушный шар с воздухоплавательницей г-жой Гарнерен и подняться с нею на воздух.
Зрелище было всенародное, путешествие их удачно закончилось. Такая отвага сделала Турчанинову известной повсюду и, по необыкновенности случая, я решился ее отличить от всех моих площадных знакомств и дать ей место в списке тех людей, кои произвели во мне впечатление; а Турчанинову я, конечно, не забуду потому, что и поныне не могу без особенного удивления представить себе такой резкий опыт неустрашимости в женщине».