возраст отца влияет на коммуникативные навыки ребенка
Дети мужчин младше 25 и старше 50 больше подвержены риску аутизма
Возраст отца влияет на социализацию ребёнка
Социальные навыки ребёнка в значительной степени зависят от возраста его отца, утверждают американские учёные. Дети юных и зрелых пап более подвержены расстройствам аутического спектра.
Сотрудники Центра исследования и лечения аутизма в Нью-Йорке сделали такой вывод на основе наблюдений 15 тыс. человек, начиная с раннего детства и заканчивая первыми годами взрослой жизни. Они пытались понять, как возраст отца на момент рождения малыша влияет на его поведение в обществе, а также на смежные аспекты развития: контакты и конфликты с ровесниками, эмоциональность, активность. Оказалось, что наследники мужчин младше 25 лет и старше 51 года в раннем возрасте легче осваивали навыки коммуникации, однако к началу подросткового периода они уже отставали от сверстников. При этом исследователи не обнаружили никакой связи между социализацией ребёнка и возрастом матери.
«Наши результаты показывают несколько важных аспектов того, как возраст отца при зачатии может повлиять на потомство. Мы наблюдали эти эффекты среди населения в целом, что предполагает, что дети, рождённые от очень молодых или пожилых отцов, могут столкнуться с более сложными социальными ситуациями, даже если они не соответствуют диагностическим критериям аутизма», – пояснила автор исследования Магдалена Янечка.
Последующий генетический анализ показал, что развитие социальных навыков определяется преимущественно генами, а не внешними факторами. Причём чем старше отец ребёнка, тем большую силу приобретают гены. После дополнительной проверки в новых изысканиях эти открытия позволят лучше понять, как возраст отца влияет на риск развития аутизма и шизофрении.
Михаил КОРЯКИН, доктор медицинских наук, профессор, академик Европейской академии андрологии:
– Повышенный риск развития аутизма у детей, отцами которых были мужчины «за 50», вполне логически объясним возрастным увеличением количества мутаций в мужских половых клетках. А вот что касается, детей с аутизмом, родившихся от молодых отцов, то такое объяснение не работает: количество потенциальных мутаций в половых клетках у молодых отцов минимально. Налицо два явно разных механизма возникновения и развития аутизма. Диссонирует с существующими представлениями об аутизме как о расстройстве, начинающем проявляться у детей в возрасте до трёх лет, и наблюдения авторов исследования о более развитом социальном поведении детей с аутизмом в раннем возрасте. В чём причина особенностей такого развития описанных детей с аутизмом, не понятно. То, что причины аутизма связаны с генами, не вызывает сомнений, однако до сих пор не ясно, вызваны они взаимодействием множества генов или же редко возникающей мутацией. Генетика этого расстройства развития головного мозга сложна и требует дальнейших исследований.
Возраст отца влияет на коммуникативные навыки ребенка
Сотрудники Госпиталя Маунт Синай проанализировали данные более 15000 близнецов. За добровольцами следили с 4 лет до 16 лет. Исследование показало, что развитие навыков общения у детей зависело от возраста их отца на момент зачатия, рассказывает UPI.com.
Специалисты обнаружили, что поведение детей, родившихся у очень молодых отцов (младше 25 лет) и у пожилых отцов (старше 51 года), чаще было просоциальным. Однако в подростковом возрасте эти дети по уровню развития коммуникативных навыков отставали от своих сверстников, у которых отцы были среднего возраста. Также исследователи заметили: генетические факторы влияли на уровень развития навыков общения сильнее, чем внешние факторы.
Кстати, ранее ученые из Иканской медицинской школы выяснили, как возраст отца влияет на риск аутизма у ребенка. Заболеваемость аутизмом оказалась на 66% выше среди детей, отцы которых были старше 50 лет, по сравнению с теми, чьим отцам было 20-30 лет. Дети отцов в возрасте 40-50 лет страдали аутизмом на 28% чаще детей отцов в возрасте 20-30 лет.
Ученые назвали связь между возрастом отца и интеллектом ребенка
Возраст отца влияет на умственные способности будущего ребенка, утверждают британские и американские ученые. Они изучили данные более 12 тысяч детей, сообщает журнал Translational Psychiatry.
Ранние исследования специалистов показали, что у пожилых отцов чаще всего рождаются дети с аутизмом или генетическими мутациями. Однако новый анализ показал и другие результаты.
В новом совместном исследовании, проведенном британскими и американскими учеными, участвовали 12468 близнецов в возрасте до 12 лет.
Ученые проанализировали медицинские показатели испытуемых, а также провели психологические и другие тесты, в том числе IQ. В дальнейшем все данные специалисты оценили с помощью так называемого специально разработанного «индекса гика» (Geek, Geekynes) – означающего интеллектуального ребенка, талантливого, увлеченными какими-либо идеями.
Расчеты показали, что чем выше был индекс, тем более высокие IQ демонстрировали дети. При этом ученые отметили, что такие показатели наблюдались только у мальчиков.
Ранее американские ученые выяснили, что социализация ребенка зависит от возраста его отца. В рамках исследования сотрудники Центра исследования и лечения аутизма в Нью-Йорке наблюдали за детьми.
Выяснилось, что на период с рождения и до вступления во взрослую жизнь очень влияет тот факт, сколько было лет отцу на момент рождения наследника.
Оказалось, что дети молодых пап до 25 лет и наследники зрелых родителей, которым на момент рождения было больше 51 года, на этапе раннего взросления легче осваивали навыки коммуникации.
Центр социальной помощи семье и детям Невского района
Влияние отца на формирование личности ребенка.
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е., активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины и поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожного состояния. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через создание благоприятных эмоциональных условий для матери.
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность участия отца в воспитании ребенка в первые годы жизни для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках.
Обследование более 20 тыс. американских семей показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.
Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.
Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.
З.Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются:
1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);
Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру.
Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания.
У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относятся мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
Таким образом, мы можем подвести итог того, что отец играет немаловажную роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку.
Психолог Четверик Мария Андреевна-психолог отделения дневного пребывания
Коммуникативное развитие дошкольника — насколько это важно?
Татьяна Ануфриева
Коммуникативное развитие дошкольника — насколько это важно?
Коммуникативное развитие дошкольника – насколько это важно?
Своевременно сформированный и полноценный навык общения — один из видимых признаков правильного развития дошкольника. В процессе общения с ближайшими родственниками малыш знакомится с общечеловеческим опытом, впитывает культуру поведения и формирует представления о предметах, людях и природных явлениях. Основанная на принципе взаимодействия коммуникация — залог успешного формирования сознания и соответствующих норме высших психических функций.
Основные этапы развития коммуникации дошкольника.
Развитие коммуникации ребенка изучалось многими психологами. Наиболее оптимальной считается классификация М. И. Лисиной, которая выделяет формы общения в зависимости от потребностей, мотивов и используемых средств:
Ребенок уже с рождения нуждается в доброжелательном внимании его родителей. Так как речь на этом этапе еще не развита, ребенок привлекает внимание мимикой, жестами. Если ребенок не получает этого внимания, у него появляется тревожность, а постоянный дефицит общения со взрослым часто приводит к проблемам в дошкольном развитии ребенка.
Возникает примерно в возрасте полугода и остается ведущей лет до трех. Характеризуется наличием потребности в сотрудничестве со взрослым, вследствие чего ребенок все время обращается к нему за помощью или одобрением. При этом, если до полутора лет ребенок просто ждет помощи, в дальнейшем он предпочитает пробовать и действовать самостоятельно. Ситуативно-деловая форма общения является подготовкой к становлению активной речи ребенка.
Выступает основной формой в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте ребенок хочет узнать, как можно больше об окружающем мире, и источником этих знаний, как правило, становится взрослый. Вопросы не привязаны к конкретной ситуации — спросить, почему трава зеленая, ребенок может и тогда, когда за окном лежит снег. Помогите ребенку получить ответы на все вопросы, ведь так он выстраивает свое представление о мире и его всевозможных проявлениях.
Возникает в 5-7 лет и является высшей формой общения для дошкольников. Центром здесь уже становятся не явления мира, а особенности межличностного взаимоотношения. Ребенок уже готов узнать и понять, какие ощущения может испытывать другой человек, что он думает, и в зависимости от этого устанавливать отношения с самыми разными людьми. В этом возрасте ребенок обращает внимание на то, как авторитетный для него взрослый оценивает действия окружающих, считая его примером для собственного поведения.
Сохраняемый в процессе общения позитивный настрой весьма важен для ребенка. При отсутствии данной составляющей дошкольник может испытывать дискомфорт в обществе себе подобных. Именно общение открывает перед дошкольником пути познания других людей и позволяет глубже изучить самого себя. Коммуникативным способностям в рамках социального развития детей дошкольного возраста отведена главенствующая роль. Эти навыки оказывают помощь в оценивании ситуаций, возникающих в процессе общения. Благодаря их наличию ребенок учится различать эмоциональные состояния собеседников в различные моменты времени, анализировать и обрабатывать получаемую органами чувств информацию и на ее основе корректировать собственное поведение.
Развитые коммуникативные навыки помогают ребенку выявлять признаки стандартных ситуаций и определяться с правилами действия. Без этого невозможно успешное общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Территория общения при этом может быть различной (общественный транспорт, улица, детский сад, групповые занятия и т. п.). Что немаловажно, грозящая вылиться в конфликт либо сопряженная с негативными последствиями ситуация не ставит дошкольника в тупик. Общительные малыши изыскивают позитивные способы ее трансформации. Этот ход сглаживает индивидуальные особенности взаимодействующих в процессе общения партнеров, способствует мирному разрешению конфликта и снижению отрицательных проявлений.
Роль семьи в развитии коммуникативных способностей ребенка.
Семья — наиболее значимая для ребенка ячейка общества, рассматриваемая специалистами в качестве социального окружения, характерной чертой которого является постоянство. Влияние домочадцев сказывается на темпах и глубине развития личности малыша. Оказание профессиональной помощи закреплено за дефектологами и психологами. При необходимости подобной терапии приветствуется тесное сотрудничество с родителями, существенно улучшающее результат проделанной работы. Главная возлагаемая на педагогов задача заключена в понимании и верном оценивании возможностей малыша. В некоторых случаях взрослым показано усвоение основ, необходимых для успешного проведения занятий с собственным ребенком.
Уровень и особенности развития коммуникативных способностей малыша базируются на используемой родителями поведенческой модели, вследствие чего крайне важно учесть определенные нюансы. Ближайшим родственникам следует осознавать пагубность изоляции малыша от ровесников. Фактор присутствия родителей других детей способствует привыканию дошкольников к наличию взрослых, не связанных с ними родственными узами. Игровая форма занятий ориентирована на приобретение навыков общения у малышей, чей возраст не превышает трех лет.
Чаще всего именно родители являются единственным источником общения для младенца. В рамках этого взаимодействия ребенок познает окружающий мир, знакомится с моделями приемлемого и неприемлемого общения с другими людьми. В процессе общения отец или мать проецируют на малыша сформированную некогда модель коммуникативности. Что интересно, передача может осуществляться как осознанно, так и неосознанно, вследствие чего родители обязаны учитывать высокую внушаемость и восприимчивость детей раннего возраста. Взрослым рекомендуется присмотреться к собственному стилю общения. В некоторых случаях он весьма далек от принятых в обществе правил и норм, что не может не сказываться на гармоничности развития дошкольников.
Игровая тактика.
Основной разновидностью деятельности дошкольников является игра. Игровой процесс не должен ассоциироваться с бессмысленным проведением времени. В отведенные для этого минуты активизируется развитие малыша и совершенствуется широкий спектр навыков. В игровой форме крохи постигают суть осуществляемой людьми деятельности. Именно в ходе игр приходит понимание глубинных мотивов, подталкивающих окружающих к совершению определенных поступков и действий. На этапе изучения системы человеческих отношений малыш выбирает для себя наиболее приемлемое место в социуме. Проигрывание сценок из реальной жизни, предполагающее копирование действий взрослых, открывает перед малышом незнакомые ранее аспекты окружающей действительности.
Дети, взаимодействующие между собой в рамках игрового процесса, учатся учитывать интересы сверстников, отодвигая при этом воплощение собственных желаний на более поздний срок. Разноплановые игры способствуют раскрепощению ребенка. Отныне его поведение определяется как произвольное. Сюжетно-ролевой характер игр закладывает основы управления собственным поведением и необходимость следования правилам. Впоследствии этот механизм будет просматриваться в иных разновидностях деятельности, включая учебную. Ролевые игры с разветвленным сюжетом и сложными в исполнении ролями — благодатное поле для реализации собственного видения, активизирующее процессы формирования творческого воображения. В качестве дополнительных положительных бонусов игры определены становление мышления, развитие внимания и произвольной памяти. Можно смело сказать, что игры ориентированы на создание условий, благоприятно сказывающихся на развитии ряда умений и навыков, без которых невозможно достичь значительных успехов в учебной деятельности.
Также следует отметить, что в играх дети могут демонстрировать качества, не проявляемые в рамках общения со взрослыми людьми. Общение ровесников не сковано социальными рамками, вследствие чего оно более обширно. К примеру, в рамках взаимодействия друг с другом малыши проявляют способность придумывания новых игр. Взрослые по объективным причинам воспринимают подобную идею со скептицизмом.
Типы игровых упражнений.
Многообразие игр может быть упорядочено в соответствии со сферой влияния. Исходя из типа воздействия принято различать следующие игровые упражнения:
1. Развитие вербальных и невербальных способов общения предполагает использование одноименных форм общения. Можно сосредоточиться на описании ярко выраженных пережитых эмоций, в число которых входят гнев, грусть, страх и т. д. Хорошую результативность показывает и игра «Испорченный телефон». Из невербальных способов общения следует отметить мимику, жесты и такую разновидность, как пантомима. Дети могут попытаться воспроизвести стихотворения жестами, поговорить через стекло или показать с помощью мимики, чего им хочется в данный момент.
2. Воздействие на физиологию не ограничивается развитием пластичности или гибкости. Игры данной направленности способствуют избавлению от мышечных зажимов и подталкивают детей к самовыражению посредством эмоционального движения. Концентрация на телесных ощущениях — отличный способ борьбы с проявлениями замкнутости, закрепощенности, скованности и пассивности. Внутреннее равновесие и спокойствие достигаются за счет расслабления мышц тела. Отвлечься от собственных переживаний и страхов дети могут посредством изображения любимого сказочного героя или животного. Приветствуется наиболее точное воспроизведение повадок и движений.
3. Формирование осознанного отношения к семье (единой целостной структуре, домочадцам (отдельно взятым элементам) и собственному Я. Ребенок должен рассматривать себя в качестве полноправного члена семьи. В рамках подобных игровых упражнений можно предложить малышу нарисовать дом и семью. Положительные сдвиги намечаются в ходе бесед, тематика которых связана с понятием любви к родителям. На этом этапе могут пригодиться альбомы с фотографиями. Каждый снимок может сопровождаться озвучиваемыми вслух комментариями. Основная цель занятий сопряжена с активизацией чувства родства. Дошкольники учатся испытывать любовь к людям, составляющим сплоченный семейный круг. При этом они осознают, что родственники испытывают по отношению к ним аналогичные теплые чувства.
4. Знакомство с эмоциями, привитие навыков выражения собственных чувств и развитие способности распознавания эмоционального состояния находящегося рядом индивида предполагает участие в играх, основанных на использовании специфических учебных материалов. В качестве последних могут выступать карточки со схематическими рисунками, соответствующими разнообразным эмоциям. Карточки без изображений могут быть задействованы детьми для изображения собственного лица, выражающего грусть, обиду или радость.
5. Умение концентрироваться на собственных ощущениях и состоянии развивается в рамках выполнения упражнения «Психологический автопортрет». Малыши по очереди дают ответы на вопросы о себе. При этом они стараются уяснить, за какие качества и поступки их можно наказать или, наоборот, похвалить. Каждый ответ должен начинаться с имени отвечающего ребенка, за которым следует описание черт характера, личных качеств и увлечений. Заключительная часть упражнения «Опиши себя» имеет форму совместного обсуждения. В тех случаях, когда дошкольник испытывает трудности с выполнением задания, разрешены подсказки ровесников. Озвученное сверстниками мнение подталкивает ребенка к размышлениям о своих возможностях и о том, в каком свете он предстает перед окружающими.
6. Активизация развития способности взаимодействия с ровесниками и взрослыми взращивает чуткость по отношению к другим участникам общения, учит ребенка пребывать в дружественном расположении духа и учитывать интересы товарищей. При этом малыши ощущают себя неотъемлемой частицей общего для группы процесса (в частности, создания общего для нескольких детей рисунка). Во время такой игры дошкольники обсуждают особенности будущего шедевра, учатся распределять подручные средства (краски, карандаши, фломастеры и т. д.) и идти на уступки.
Эффективно также проигрывание разнообразных ситуаций, предполагающих применение принципов взаимодействия на практике. Участвующие в сценках дети дают ответы на вопросы нравственного характера. В зависимости от исходных условий они делают выбор в пользу тех или иных поступков, дают оценки другим людям. В качестве оценочных критериев выступают добро, отважность, вежливость, смелость, честность, трусость и другие категории.
Полноценно развитые коммуникативные навыки — результат тесного взаимодействия детей и родителей. Психологи установили, что благодаря обучению родителей определенным приемам общения в рамках детско-родительских групп удается скорректировать стиль общения в семье. Что немаловажно, даже небольшие изменения влекут за собой укрепление психологического здоровья детворы.
Укреплению взаимоотношений способствует выполнение совместных действий родителей и дошкольников в пределах группы. Игровые упражнения позволяют осознавать условность ситуации, что не мешает совершению поступков, отвечающих реалиям повседневной жизни. Благодаря данной особенности малыши знакомятся с новыми способами взаимодействия при одновременной корректировке стиля общения близких друг другу людей.
Принятые в игре правила уравнивают детей и взрослых. Они являются партнерами/конкурентами и действуют в одинаковых условиях, вследствие чего малыш ощущает собственную значимость. Увлеченные игрой родители как бы погружаются в детство, сокращая тем самым расстояние между собой и отпрыском.
Некоторые родители фокусируют свое внимание на состоянии физического здоровья ребенка. Сведения о человеческих качествах малыша при этом оказываются весьма скудными. Формированию объективного мнения о дошкольнике способствует взгляд со стороны, дистанцирующий взрослого от привычного восприятия крохи. При таком подходе малыш оценивается глазами остальных участников группы. Что немаловажно, родителям и детям выпадает шанс лучше узнать себя за счет реакций и поступков других людей.
Игровой процесс тем и интересен, что в его рамках возможно установление нового стиля общения. Ближайшие родственники примеряют на себя роли союзников. Отцы и матери обретают навыки распознавания эмоционального состояния малыша, пытаются понять принципы выстраиваемых отпрыском логических цепочек и исходных побуждений. Устанавливаемое между общающимися доверие ненавязчиво подталкивает дошкольника к творческому самовыражению. При этом ребенок чувствует ответственность за происходящее. Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.
Коррекционная работа по устранению нарушений коммуникативных навыков.
Развитые коммуникативные способности — один из основных показателей психологического здоровья. Явное отклонение от нормы свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы. В большинстве случаев сложная по своей сути задача возлагается на плечи педагогического коллектива дошкольного учреждения. Занятия должны носить регулярный характер, а в их совокупности должна прослеживаться определенная последовательность. Лишь при таком условии удастся привить навыки общения проблемным детям. Желательно, чтобы устранение трудностей сопровождалось формированием новой модели поведения, наиболее оптимальной как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. На этапе развития у дошкольников коммуникативных способностей необходимо сконцентрировать усилия на достижении следующих целей:
• снятии зажимов и преодолении стеснительности;
• усвоении основ разговорной этики;
• развитии способности осознания собственных ощущений и чувств;
• обучении способам взаимодействия в сложных ситуациях;
• закреплении навыков невербальных способов общения, осуществляемых с помощью жестов и мимики;
• совершенствовании умения словесного выражения эмоций;
• развитии навыка распознавания чувств другого человека;
• формировании умения слушать и принимать точку зрения других людей;
• сохранении чуткости и доброжелательности к собеседнику на протяжении всего процесса общения;
• обретении детьми опоры в рамках общения с родителями.
Для достижения перечисленных выше целей могут быть задействованы несколько методов, базирующиеся на различных типах восприятия:
1. В группу физиологических методов вошли дыхательная и пальчиковая разновидности гимнастики, а также психогимнастика.
2. К игровым способам относят дидактические и сюжетные упражнения и игры.
3. Визуальные приемы основаны на рассматривании изображений и использовании наглядных пособий.
4. Из словесных методов наибольшее распространение получили чтение, пересказ диалогов и составление коротких рассказов.
5. Практическая часть представлена воспроизведением ситуаций и театрализованной инсценировкой сюжетов сказок.
6. Логический раздел концентрируется на постановке вопросов нравственного и этического характера. В эту группу вошли и загадки.
Каждый из озвученных методов ориентирован на развитие навыков взаимодействия, приемлемого для окружающих малыша людей. На тематических занятиях дошкольники знакомятся с чувствами гуманности и доброты, учатся проявлять эмпатию по отношению к сверстникам и взрослым.
Совершенствующиеся информационные технологии оказывают пагубное влияние на многих дошкольников, уровень социального развития которых не соответствует современным требованиям. Педагоги с сожалением констатируют, что значительной части ребят дошкольного возраста не привиты навыки правильного общения. Основная масса современных детей не способна к сопереживанию, не имеет представления о необходимости проявления дружелюбия и не склонна к общению в вежливой манере. Со слаборазвитыми коммуникативными способностями сталкиваются воспитатели многих дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается сокращение времени, выделяемого на человеческое общение. Детей всё чаще можно застать за компьютерными играми и просмотром телевизионных передач. Вследствие этого регистрируется снижение интереса, как к ровесникам, так и к ближайшим родственникам.
Педагоги уверены в том, что для лишенного живого общения ребенка закрыт доступ к ярким эмоциональным ощущениям. Страдает от этого и способность оптимального общения с окружающими, без которой невозможно успешное продвижение практически в любой сфере деятельности. Именно поэтому столь важно развитие коммуникативных способностей у дошкольников, являющееся одним из главных направлений подготовки малыша к реалиям взрослой жизни.
Современные аспекты развития речи дошкольника. Речевое развитие дошкольника 5–6 лет «Современные аспекты развития речи дошкольника» Тема: Речевое развитие дошкольника 5-6 лет. Воспитатель: Кожемякина Ксения Иосифовна МБДОУ.
«Коммуникативное развитие дошкольника» «Коммуникативное развитие дошкольника» Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование.
Воспитание дошкольника в условиях современности: что важно знать родителям Сергиенко Алла Николаевна педагог I-квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска №69 «Светофорчик» г. Нижневартовск Аннотация.
История родного края — это важно! «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Конспект открытого занятия «Здоровье — это важно» Конспект открытого занятия Тема: Здоровье это важно! Автор: Гармаш Е. А. Цель: Профилактика здорового образа жизни. Методическое оснащение:.
Круглый стол «Семья — это важно» Цель: Установить доверительные и партнерские отношения с родителями; воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, уважение.
Квест «Знать об этом должен каждый: безопасность — это важно» Квест Тема: «Знать об этом должен каждый: безопасность – это важно». Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к личной.
Перспективное планирование «Игры на коммуникативное развитие» 1 развитие слухового внимания Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева) В группе взрослый называет предложения,.