возрастная периодизация в древней руси таблица
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСТВЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
«Проведенный нами анализ исторических документов и текстов позволяет выделить и охарактеризовать следующие возрастные границы детства в средневековой Руси:
1. От рождения до 6–7 лет. По данным этимологического анализа, О. Н. Трубачевым слова «ребенок» и «дитя» определяются как существительные среднего рода. Так называли малолетних потомков, в то время как детей более старшего возраста так неопределенно называть не могли. Слово «ребенок» связано со словом «рожать» и имеет значение — «быть в положении» (Трубачев, 1959: 36). М. Фасмер дополняет этимологию слова «дитя» таким выражением как «кормить грудью» (Фасмер, 1986: 516).
По данным И. И. Шангиной, ребенок в это время воспринимался существом «неразумным», по полу в именовании детей не делили (Шангина, 2000: 38). Н. И. Котляревский замечает, что в данный возрастной период обряды были связаны с самим появлением ребенка. Этнографические материалы XIX в. демонстрируют доминирование языческих верований в обрядовых действиях. Арабский писатель Ибн-Даип, оставивший свои заметки о нравах России X в., упоминает, что при рождении сына отец клал обнаженный меч рядом с ребенком и давал свои напутствия (Ибн-Даип, 1914). Некоторые исследователи, в частности С. А. Ганина, выделяют младенчество в качестве отдельного возрастного периода средневековой Руси (Ганина, 2011). Обряды пострига и посажения на коня, второй возрастной обряд после таинства крещения, не может выступать показателем выделения младенчества в отдельный период, так как, по разным данным, проводился с 2 до 7 лет.
Достоверных исторических данных, позволяющих выделить дополнительный возрастной период, нами не было найдено. О. Н. Трубачев и М. Г. Рабинович также упоминают, что с 2–4 лет для мальчиков проводили обряд «пострига», также с этим возрастом связан обряд посажения на коня (Трубачев, 1959; Рабинович, 1978). Этот обряд, как и другие, совершался в знак перехода в новую возрастную категорию (Лаушкин, 2013). Русское средневековье стремилось скорее крестить родившегося младенца — для того чтобы он не лишился посмертной благодати. Сведения о детях более старшего возраста практически исчезают из описаний вплоть до возраста 7 лет (Белов, 2013). До нас дошло мало источников, содержащих сведения о младенческом возрасте. Даже детство будущих князей мало отражено. В Полном собрании Русских летописей находим только сведения о дате и времени рождения князя Дмитрия (Полное собрание русских летописей, 1949: 330).
2. Следующий возрастной период начинался с 6–7 лет. С этого момента воспитание и отношение к детям разного пола менялось. Д. И. Латышина очерчивает круг обязанностей девочки 7–9 лет: забота о младших детях и работа по дому, мальчика — помощь отцу (Латышина, 2005)2014 — №3 Проблемы педагогики и психологии 279
Д. К. Зеленин приводит сведения о переходном обряде девочек — «вскакивание в поневу. Обряд заключался в следующем. Девочка становилась на лавку и должна была вскочить в поневу — женскую юбку замужних женщин. Д. К. Зеленин считает, что данный обычай был предназначен для малолетних девочек, так как само испытание слишком легко для взрослой девушки (Зеленин, 1994: 185). Г. И. Кабакова, ссылаясь на этнографические материалы, собранные у славянских народов, описывает обряд гуцулов — первой стрижки девочек в 5–6 лет, где гости предвещали девочке хороших женихов. После этого обряда она начинала носить одежду взрослых женщин (Кабакова, 1999). Обряды, связанные с переходом из одного возраста в другой, нельзя назвать в чистом виде инициацией. В. В. Долгов приходит к выводу, что взросление и возрастные переходы проходили постепенно, не «скачкообразно» (Долгов, 2006).
Г. Г. ФИЛИППОВА, Е. В. ВАСИЛЕНКО «Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси»
Новое в блогах
Славяне-Арии — это потомки своих Богов. Русские Боги — это наши предки. Поэтому характер взаимоотношения древних русских и их Богов был принципиально другим, нежели в христианстве. В отличие от христианства русские не унижались перед своими Богами. Никогда не стояли перед ними на коленях, никогда по-рабски не гнули спину, никогда не целовали руки Волхвам. Они, понимая всё превосходство своих Богов, в то же время чувствовали естественное с ними родство.
Основное чувство по отношению к Богам у христиан — это страх, у древних римлян — уважение, у славян — любовь. Славяне не скулили и не вымаливали у Богов прощение за имеющиеся или несуществующие грехи, подаяние или спасение. Если славяне чувствовали свою вину, то они искупали её не молитвами, а конкретными делами. Славяне жили своей волей, но и стремились согласовывать свою волю с волей своих Богов.
Во время молитвы славяне сохраняли гордость и мужественность. Молитвы славян — это в основном хвала и славословие Богам, обычно носящее характер гимна.
Славяне славили своих Богов, отсюда и идет понятие ‘славяне’.
Согласно Ведам, человек последовательно должен пройти все четыре возрастных периода.
До 24 лет человек был обучающимся монахом, который постигал все
житейские премудрости: основы земледельческого искусства, необходимые для жизни ремёсла, знания об обрядах, праздниках, способы ведения хозяйства, навыки необходимые в семейной жизни и при воспитании детей. В это время человек обучался играть на музыкальных инструментах, танцевать, он узнавал секреты целебных трав, законы природы, волхования и военного искусства.
С 24 до 48 лет человек мог стать супругом и
обзавестись семьёй и хозяйством. Девушка в этом возрасте и юноша,
превратившийся в мужчину, овладевали творческими энергиями. В этот период молодые люди продляли свой Род, растили и воспитывали детей и на практике реализовывали полученные ранее знания.
С 48 до 72 лет
человек мог посвятить себя служению обществу, стать ремесленником или
воином. Мужчина уже не был основным кормильцем семьи, и гибель его в
военном походе не влияла на общественное воспроизводство людей. Человек
мог продолжать оставаться земледельцем, открыть своё дело или стать
служителем культа, но наибольших результатов он добивался, если
становился ремесленником или воином.
После 72 лет человек,
соблюдая каноны православия и двигаясь по лестнице совершенствования,
автоматически становился старейшиной-мудрецом, и этот период у него длился до 96 лет. В России люди, достигшие этого возраста, как правило,становились странниками, которые ходили от села к селу и делились своим жизненным опытом и накопленной мудростью. Странничество как массовое явление просуществовало в России вплоть до 1917 года, и было уничтожено законами новой власти, хотя ещё в 50-х годах XX века, в глухих деревнях
России нет-нет, да и появлялись эти носители древних знаний.
Праславяне (руководствовавшиеся древними знаниями о законах природы, “Явь” (мир материальный), “Навь” (мир прототипный), “Правь” (мир формирующий) и “Славь” (мир творящий) — (четырехуровневая структура мироустройства) — славили “Правь”, жили по Правде и назывались –
православные.
Священные действа, создающие и поддерживающие эгрегор, назывались «таинствами». Если рассмотреть слово ТАЙНА по буквам («т» + «ай» + «н») и применить их значение: «тео» + ай=йа=я + «начало», то дословно получается: «чтобы моё я стало богом». По количеству и видам дошедших до нас таинств можно утверждать, что в древности было четыре вида священных действ:
СОЗИДАЮЩИЕ (ЯВляющие) эгрегор, за которые была ответственна Богиня Явь;
УПРАВЛЯЮЩИЕ им, что осуществляли Боги ПРАВи;
ПОДКЛЮЧАЮЩИЕ к нему человека, за что ответственны были Боги Нави, это подтверждается словами: сНОВа, вНОВь,НОВый, НОВость;
ОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ (СЛАВящие) эгрегор, что осуществлялось с помощью Богов Слави.
Ведическое действо — Славь, основанное на Знании об управлении энергетическими потоками, с помощью смыслозадающих слов и фраз на священном языке славян, применялось практически во всех сферах жизни. От управления стихийными проявлениями (ветром, дождём, грозой) до бытовой
деятельности. До сих пор сохранились крохи Древнего Знания. Известно, что если хорошо относиться к вещи, то срок её служения увеличивается, а если её хвалить, т.е. напитывать психическими и духовными эманациями, то вещь или техническое устройство служит безупречно и становится способным понимать эмоциональные посылы. С помощью Ведических Знаний возможно управление даже глобальными климатическими процессами, не случайно до христианского крещения Европы и России в Гренландии цвели виноградники и она так и называлась (дословно Зелёная Страна). Волхвы управляли природными процессами, именно поэтому климат был тёплый, и
растения, имевшие возможность питаться тонкими эманациями, буйно росли и
цвели на всей территории планеты, вплоть до Арктики, в этих условиях просто не могло быть пустынь. До настоящего времени в величайших пустынях сохранились русла древних рек такой величины, что по размерам превосходят крупнейшие реки нашего времени. Великая природная Стихиаль.
Именно эта классификация была разработана в древности и в разрозненном виде сохранилась до настоящего времени в различных йогических школах (обычно выделяют лишь пять основных систем). В древности было соответственно семь Богов, каждый из которых отвечал за конкретный
ягический путь развития человека. Имена этих Богов сохранились в русском
языке. От их имён происходят известные глаголы, которые проливают свет на связь этих Богов с тем или иным ягическим путём.
ЛЕЛЯ-ЯГА — это первоначальное название хатха-йоги. Хатха-йога отвечает за развитие физического тела, которое формируется из пищи. В Индии сохранилось название лайя-йоги, до сих пор закрытой для непосвящённых. «Лайя» на санскрите означает точку равновесия, которая наряду с хатха-йогой
использует астрологические знания, почему её называют ещё космической йогой. Санскритское «лайя» происходит от имени борейской Богини Лели. В русском языке сохранилось слово «лелеять», которое выражает главный принцип этого пути. О значимости этой Богини в древнерусском Пантеоне говорят оставшиеся песни и напевы, в которых присутствуют в качестве
припева «леля», «ляля», используемые, кстати, не только в русских, но и в песнях других славянских народов.
ЖЕЛЯ-ЯГА работала со вторым телом, более тонким, чем физическое, которое называют ещё фирным. Оно формируется за счёт впечатлений, получаемых от органов чувств. За оболочку чувств отвечал Бог — Жель, от имени которого происходит русский глагол «желать». По сути Жель отвечал за ягический принцип познания: »пожелать, чтобы узнать». По всей видимости, в период засекречивания волхвами этих знаний они ограждали свои знания от непосвящённых, поэтому Боги, чьи имена раскрывали принципы, были названы нейтральными именами.
Так, видимо, появилось слово ЖНАНИ, означающее на санскрите «знание».
ТАНЯ-ЯГА была ответственна за третью оболочку, которая формируется за счёт эмоций. Этой яге без сомнения соответствовала дошедшая до нас тантра-йога (на санскрите ТАНТРА — дословно «закон»).
Филиппова Г. Г., Василенко Е. В. Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси
Аннотация ♦ В современном мире проблемы, связанные с развитием и воспитанием детей, отношением к детям и родительству приобретают все большее значение. В психологии признается связь представлений о ребенке и границах детства с культурно-историческими особенностями общества.
В статье рассматриваются представления о возрастных границах детства, которые бытовали в средневековой Руси. Этот период для нашего исследования может считаться начальным, поскольку первые зафиксированные сведения об отношении к детям в исторических источниках появляются только в это время. Источниками для нас выступили: проповеди, апокрифы, уставы, путевые заметки, памятники старинной русской литературы.
На основании анализа этих исторических источников нами были выделены и описаны представления о следующих возрастных периодах: от рождения до 6–7 лет (младенец, ребенок, дитя); с 6–7 до 12 лет (дитя, чадо); с 12–15 лет (отрочество). До 6–7 лет не предполагается трудовой или какой-либо иной социальной занятости ребенка, сам он находится под опекой родственников. Главным его занятием являлась игра, а основными функциями взрослых — забота о ребенке. После 6–7 лет начинается обучение грамоте, приучение к семейному труду, а с 12–15 лет — к ремесленному производству. В отрочестве уже появляется приучение к правилам социального поведения, принятие ответственности за себя, а после 15 лет — и за свою семью.
Изучение эволюции отношения к детям и представлений о возрастных особенностях детей поможет оценить современные тенденции в изменениях возрастной периодизации в психологии и педагогике.
Ключевые слова: возрастная периодизация, детство, периодизация детства, средневековая Русь, русские традиции воспитания, возрастные обряды.
Филиппова Галина Григорьевна — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета, член Российского психологического общества, действительный член и преподаватель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, член Российской ассоциации репродукции человека. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: filippova_galina@mail.ru
Библиограф. описание: Филиппова Г. Г., Василенко Е. В. Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 277–286.
Дата поступления: 30.05.2014 г.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. (1985) / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. М. : Педагогика. 363 с.
Арьес, Ф. (1999) Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. 415 с.
Белик, А. А. (2001) Психологическое направление в этнологии США // Белик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т. 378 с. С. 33–112.
Белов, В. И. (2013) Лад. Очерки народной эстетики / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации. 512 с.
Бернштам, Т. А. (2000) Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб. : Петербургское Востоковедение. 400 с.
Борисов, Н. С. (2004) Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М. : Молодая гвардия. 544 с.
Выготский, Л. С. (1983) Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Педагогика. Т. 3. Проблемы развития психики. 368 с.
Ганина, С. А. (2011) Феномен детства в Древней и Средневековой Руси: социально-философский анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (23). С. 66–71.
Долгов, В. В. (2006) Детство в контексте древнерусской культуры XI–XIII вв.: отношение к ребенку, способы воспитания и стадии взросления // Этнографическое обозрение. № 5. С. 72–85.
Долгов, В. В. (2007) Рождение и ранний период жизни ребенка в Древней Руси XI–XIII веков: методы ухода, обрядовая защита, ценностные приоритеты // Вестник Удмуртского университета. № 7. С. 29–40.
Зеленин, Д. К. (1994) Избр. труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913. М. : Индрик. 400 с.
Ибн-Даип. (1914) Известия о славянах начала X века // Русский быт. Очерки. Петроград : Изд. «Жизни для всех» ; Тип. Т-ва «Грамотность». 90 с. С. 23–26.
Кабакова, Г. И. (1999) Девушка // Славянские древности. Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. М. : Международные отношения. Т. 2: Д — К (Крошки). 704 с. С. 36–39.
Колесов, В. В. (2000) Древняя Русь: наследие в слове : в 5 кн. СПб. : СпбГУ. Кн. 1. Мир человека. 326 с.
Латышина, Д. И. (2005) История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб. пособие. М. : Гардарики. 603 с.
Лаушкин, А. В. (2013) Выбор дней для княжечьих постригов в Древней Руси // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 3. Третьи чтения памяти академика РАН Л. В. Милова. Материалы к международной научной конференции. Москва, 21–23 ноября 2013 г. М. : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. 556 с. С. 93–99.
Лешков, В. Н. (1858) Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века. М. : Университетская типография. 613 с.
Лихачева, Е. О. (1899) Материалы для истории женского образования в России (1086–1856). СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича. 894 с.
Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. (1862) СПб. 180 с. (Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 3).
Мид, М. (1988) Культура и мир детства : избранные произведения / пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост. и послесл. И. С. Кона. М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 429 с.
Муравьева, Т. В. (2011) Иван Федоров. М. : Молодая гвардия. 338 с.
Олеарий, А. (2003) Описание путешествия в Московию / пер. с нем. А. М. Ловягина. Смоленск : Русич. 480 с.
Панченко, А. А. (2004) Отношение к детям в русской традиционной культуре // Отечественные записки. № 3. С. 31–38.
Полное собрание русских летописей (1949) : в 43 т. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. 464 с.
Рабинович, М. Г. (1978) Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт / отв. ред. В. В. Покшишевский. М. : Наука. 328 с.
Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века (1987) : сб. / под ред. В. И. Буганова, предисл. А. И. Плигузова, подг. текста А. И. Плигузова, Г. В. Семенченко, Л. Ф. Кузьминой. М. : Институт истории АН СССР. Т. 3. 167 с.
Рыбаков, Б. А. (1948) Ремесло древней Руси. М. : Изд-во АН СССР. 792 с.
Соболевский, А. И. (1894) Образованность Московской Руси XV–XVII веков: Речь, читанная на годичном акте Императорского С.-Петербургского университета 8 февраля 1892 г. Изд. 2-е. СПб. : Тип. М. Меркушева, бывш. Н. Лебедева. 26 с.
Татарский, И. А. (1886) Симеон Полоцкий. Его жизнь и деятельность : Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М. : Тип. М. Г. Волчанинова. 5, 342 с.
Трубачев, О. Н. (1959) История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / отв. ред. С. Б. Бернштейн. М. : Изд-во Академии наук СССР. 212 с.
Фасмер, М. (1986) Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стереотип. М. : Прогресс. Т. 1. 576 с.
Хвойка, В. В. (1913) Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена (по раскопкам). Киев : Тип. «Т-во Е. А. Синькевич». 102 с.
Шангина, И. И. (2000) Русские дети и их игры. СПб. : Искусство–СПБ. 296 с.
—>
| ||
© Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение» Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г. Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773. При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна. Возрастная периодизация в древней руси таблицаВыполнение всех мужских видов работ 2. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ О грамотности горожан и широком распространении письменности на Руси свидетельствуют: 1) берестяные грамоты; 2) надписи на изделиях ремесленников, найденных археологами; 3) надписи на стенах церквей; 4) наскальные рисунки; 5) литературные произведения. 3. ПРОЧИТАВ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СТРОКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, О КАКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ «Земля наша крещенная, но нет у нас учителя, который наставлял и учил бы нас, объяснял книги святые. Ибо ни греческого, ни латинского языка мы не понимаем. Одни нас учат так, другие по-другому, потому мы и не знаем, как пишутся буквы, а также их значение. Пошлите учителей нам, чтобы они понимали книжные слова и могли объяснить их» Он вырос в страшную годину, Когда терзал страну Мамай, Закрывшись в келье монастырской, Он образ светлый создавал. В его иконе – образ Божий, хвала могуществу Руси. Учил его сам мастер – Грек. 4. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ Цель обучения в Киевской Руси: 1) научить понимать церковные книги и службу с целью сближения с Богом; 2) подготовить гражданина к государственной жизни; 3) раскрыть индивидуальность каждого человека, его духовную независимость и самостоятельность; 5) подготовить к семейной жизни; 6) подготовить воина. Характерные особенности воспитания и просвещения Древней Руси: 1) христианство в основе воспитательно-образовательного процесса; 2) влияние Византии; 3) усовершенствование азбуки Кирилла и Мефодия; 4) семейное воспитание – основа воспитательно-образовательного процесса; 5) письменный язык – славянский; 6) рост национального самосознания населения; 7) грекофильское направление образования и воспитания. Главный материал для письма в Древней Руси: 4) глиняные дощечки; 5) восковые дощечки; 5. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ Понятие Сущность 1. Ремесленное ученичество А. Таинства языческой религии 2. Повышенные школы В. Освоение ремесла 4. Специальные дома-грыдницы Г. Воспитание в семье простых людей 5. Храмовые мастерские Д. Получение военной подготовки Ответ 1___, 2___, 3___, 4___, 5___ Периоды развития Русского государства Особенности воспитания и обучения 1) регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института 2) обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию 3) грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки 4) уровень образованности в Русском государстве был весьма высоким 5) государственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов 1) борьба русского народа за свою государственность и национальную независимость 2) нападение монголо-татар 3) феодальная раздробленность 4) падение книжной культуры 5) главными центрами книжности и образования были монастыри 6) деятельность регулярных учебных заведений 1) социально-экономическое развитие России 2) расширение торговых связей с Западной Европой 3) рост национального самосознания 4) усиление потребности в просвещении 5) появление большого числа рукописных книг Ответ 1___, 2___, 3___ 6. АКАДЕМИК Д.С.ЛИХАЧЕВ ПИСАЛ: «… Правильнее, наверное, начала русской школы, истоки русской педагогики искать в семье, ее укладе, традициях, обычаях. К сожалению, в наши дни опыт такого рода утрачен почти полностью. Как все мы видим, семейное воспитание сводиться к тому, чтобы одеть, накормить, вовремя отправить ребенка в школу. Вечером – ни семейного разговора, ни общих занятий дома не получается. Исчезли коллективные игры. Сначала – из семьи, потом – из дворов. Их заменил спорт. А спорт не может предоставить такого простора фантазии, инициативе, как игра. В нем нет многообразия ролей. В русских семьях много пели по вечерам. И это – тоже исчезнувшая теперь традиция, которая имела большое значение. И самая большая потеря – отсутствие у детей домашних обязанностей. В многодетной русской семье они естественным образом распределялись между всеми членами, включая малышей. Обязанность предполагала серьезную ответственность. Мы же сталкиваемся теперь сплошь и рядом, что родители снимают с себя ответственность за воспитание собственных детей, а дети не знают своих обязанностей по отношению к родителям. Древнерусская семья была в основном крестьянской. Каждому с малых лет и в хозяйстве доставалась посильная, но вполне серьезная работа рядом со взрослыми. Кроме того, дети, как и все вокруг, обязательно участвовали в праздниках. У них была своя роль в исполнении многочисленных красочных обрядов. То есть еще в раннем детстве, до того, как ребенка начинали учить грамоте, его вводили в единый для всех возрастов мир специфической народной культуры и учили жить в нем самостоятельно, ответственно и серьезно. Это мир органически сплоченных вокруг литературы разных видов творчества – музыки, живописи, прикладного искусства, элементов сценического действа, архитектуры. В этом храмовом ансамбле литературы и искусства не делали существенного различия между взрослыми и детьми. Теперь все иначе. Дети растут обособленно. У них своя жизнь, у взрослых – своя. И контакты между ними часто очень формальны» СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ АВТОРА О СЛАБОМ ВЛИЯНИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ? ЧЕМ ЭТО МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ?
|